УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10 ORCID: 0000-0002-2585-6388542
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ)
Владимир Михайлович РЕДКОУС, доктор юридических наук, профессор, профессор Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Совершенствование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности требует постоянного поиска правовых средств обеспечения правомерного поведения субъектов общественных отношений в рассматриваемой области. Это привело к принятию Федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О полиции»1 от 16 октября 2019 г. № 337-ф3, который предоставил полиции право «объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения».
Это право полиции связано с реализацией положений, закрепленных в п. 3 ч. 1 ст. 17 Феде-
Дмитрий Николаевич РАЧЁВ, доцент кафедры административно-правовых дисциплин и таможенного дела Московского гуманитарно-экономического университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
рального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-Ф32, в котором в качестве одной из форм профилактического воздействия предусматривается возможность объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
В настоящее время п. 12 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» аккумулирует ряд мер профилактики, применяемых полицией:
■ вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье определены направления научных исследований института официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Ключевые слова: административное воздействие, административное принуждение, меры административного предупреждения, профилактика, органы внутренних дел, официальное предостережение, административное правонарушение, антиобщественное поведение.
Annotation. The article defines the research areas of the institute of official warning (caution) about the inadmissibility of actions that create the conditions for committing crimes, administrative offenses, the resolution of which is within the competence of the police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior.
Keywords: administrative impact, administrative coercion, administrative warning measures, prevention, internal affairs bodies, official warning, administrative offense, antisocial behavior.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019
общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;
■ объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
С учетом вышеизложенного для дальнейшего развития и совершенствования института официального предостережения, объявляемого полицией, определяющее значение будет иметь разрешение целого ряда вопросов, в частности:
■ рассмотрение официального предостережения, объявляемого органами полиции, как правового средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также реализации основных направлений деятельности полиции, закрепленных в ст. 2 Федерального закона «О полиции»;
■ исследование отношений «органы полиции» — «физическое лицо», складывающихся по поводу объявления физическому лицу официального предостережения, через призму правовых отношений, в которых стороны наделены взаимными обязанностями и правами;
■ определение особенностей объявления официального предостережения различным категориям физических лиц, среди которых будут лица, обладающие разными правовыми статусами, в том числе и иммунитетами3;
■ конкретизация понятия «антиобщественное поведение» физического лица;
■ выяснение соотношения официального предостережения, применяемого органами полиции, с иными мерами профилактики, применяемыми как органами полиции, так и иными уполномоченными государственными органами;
■ уточнение классификации мер административного воздействия, применяемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе и органами полиции;
■ научная разработка пределов административного усмотрения при принятии должностными лицами органов полиции ре-
шения об объявлении официального предостережения;
■ уточнение понятия «официальность объявления органами полиции предостережения»;
■ разработка нормативного, фактического и процессуального оснований для объявления органами полиции официального предостережения;
■ анализ понятия «обязательность исполнения официального предостережения»;
■ уточнение и, по возможности, решение вопроса о правовых последствиях объявления официального предостережения органами полиции;
■ разработка критериев эффективности официального предостережения, объявляемого органами полиции;
■ разработка вопросов осуществления контроля и надзора за объявлением органами полиции официальных предостережений;
■ разработка вопроса о возмещении ущерба, возможно причиненного лицу в результате объявления органами полиции официального предостережения;
■ использование результатов сравнительно-правового анализа законодательств России и зарубежных государств, прежде сего государств СНГ, в целях повышения эффективности правового регулирования официального предостережения; и ряд других.
Официальное предостережение, объявляемое органами полиции, следует отнести к группе мер административного предупреждения. Процедура объявления официального предостережения должна рассматриваться как самостоятельное административное производство в рамках административно-процессуальной деятельности органов полиции.
Существование ряда взаимосвязанных нормативных правовых актов, регулирующих относительно однородную область общественных отношений, связанных с объявлением органами полиции физическому лицу официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, устанавливающих правовое положение субъектов
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019
названных отношений, порядок реализации ими своих обязанностей и прав, дает основание говорить о существовании в рамках правовой основы деятельности полиции одноименного самостоятельного правового института — института объявления физическому лицу органами полиции официального предостережения (предостережения).
В целях совершенствования правового регулирования применения органами полиции официального предостережения необходимо изучить положительный опыт правового регулирования применения данной меры воздействия иными правоохранительными органами, в частности, органами федеральной службы безопасности.
Так, ст. 13.1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ4 называется «Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики» и предусматривает, что к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Если порядок объявления предусмотренного п. 12 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения (предостережения), а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение), только предстоит определить правовым актом МВД России, то в органах федеральной службы безопасности уже успешно действует приказ ФСБ России от 2 нояб-
ря 2010 г. № 544 «Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности»5.
Ждет своей конкретизации в законодательстве ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», что в случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важным вопросом не только теоретического, но и практического характера станет вопрос учета в оценке как деятельности органов полиции в целом, так деятельности конкретных должностных лиц результатов объявления официальных предостережений.
Проблемой может стать стремление отдельных должностных лиц повысить результативность работы подразделения за счет количества объявленных официальных предостережений в ущерб качественной составляющей — снижении их действенности как средства административно-правового предупреждения совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо продолжения лицом антиобщественного поведения.
1 URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1299156/ (Дата обращения: 1.11.2019)
2 СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.
3 При таком подходе речь можно вести о тактике объявления официального предостережения различным категориям физических лиц.
4 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
5 Рос. газ. 2010. 17 ноября.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019