Научная статья на тему 'Предостережение как возможная форма оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции'

Предостережение как возможная форма оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О НЕДОПУСТИМОСТИ ДЕЙСТВИЙ / СОЗДАЮЩИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шляхтин Евгений Павлович, Сливний Алексей Артурович

Введение: в статье рассмотрена проблематика оперативно-розыскной профилактики организации незаконной миграции, предпринята попытка решения существующей в настоящее время проблемы отсутствия у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, эффективных механизмов профилактического воздействия на лиц, занимающихся приготовлением к совершению организации незаконной миграции и иных преступлений. Целью исследования является поиск эффективных правовых возможностей профилактического воздействия на указанных лиц и формирование соответствующих предложений в законодательство. Материалы и методы: в ходе исследования проанализированы действующие нормативные правовые акты, а также проведено обобщение результатов анкетирования сотрудников оперативных подразделений. Результаты исследования: предлагается предоставить право органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения лица к установленной законом ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Caution as a possible form of operational-investigative prevention of illegal migration

Introduction: the authors consider the problems of operational-investigative prevention of illegal migration. An attempt to solve the current problem of the lack of bodies, carrying out operatively-search activity, effective mechanisms of preventive effects on persons engaged in the preparation for the committing organization of illegal migration and other crimes was taken. The aim of this work is the search for efficient legal possibilities of preventive influence on these individuals and the formation of appropriate proposals to the legislation. Materials and Methods: the main methods of the research were the survey of employees of the operational divisions and the analysis of existing legal acts. The study proposes to grant the right to the bodies implementing operative investigative activities, to declare an official warning about the inadmissibility of actions creating conditions for committing offences in the absence of grounds for imposition of the statutory liability.

Текст научной работы на тему «Предостережение как возможная форма оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(31) 2017

УДК 343.85:325.1

DOI: 10.24420/KUI.2018.31.11118

А.А. Сливний, Е.П. Шляхтин

предостережение как возможная ФОРМА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО предупреждения организации незаконной миграции

CAUTION AS A POSSIBLE FORM OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE PREVENTION OF ILLEGAL MIGRATION

Введение: в статье рассмотрена проблематика оперативно-розыскной профилактики организации незаконной миграции, предпринята попытка решения существующей в настоящее время проблемы отсутствия у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, эффективных механизмов профилактического воздействия на лиц, занимающихся приготовлением к совершению организации незаконной миграции и иных преступлений. Целью исследования является поиск эффективных правовых возможностей профилактического воздействия на указанных лиц и формирование соответствующих предложений в законодательство.

Материалы и методы: в ходе исследования проанализированы действующие нормативные правовые акты, а также проведено обобщение результатов анкетирования сотрудников оперативных подразделений.

Результаты исследования: предлагается предоставить право органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения лица к установленной законом ответственности.

Ключевые слова: профилактика преступлений; незаконная миграция; организация незаконной миграции; предупреждение незаконной миграции; предупреждение организации незаконной миграции; оперативно-розыскное предупреждение преступлений; специальные меры профилактики преступлений; предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений

Для цитирования: Сливний А.А., Шляхтин Е.П. Предостережение как возможная форма оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 1. С. 118-123. DOI: 10.24420/KUI.2018.31.11118

Introduction: the authors consider the problems of operational-investigative prevention of illegal migration. An attempt to solve the current problem of the lack of bodies, carrying out operatively-search activity, effective mechanisms of preventive effects on persons engaged in the preparation for the committing organization of illegal migration and other crimes was taken. The aim of this work is the search for efficient legal possibilities of preventive influence on these individuals and the formation of appropriate proposals to the legislation.

Materials and Methods: the main methods of the research were the survey of employees of the operational divisions and the analysis of existing legal acts. The study proposes to grant the right to the bodies implementing operative investigative activities, to declare an official warning about the inadmissibility of actions creating conditions for committing offences in the absence of grounds for imposition of the statutory liability.

Key words: prevention of crime; illegal migration; illegal immigration; the prevention of illegal migration; preventing illegal migration; operational-investigative prevention of crime; special measures for prevention of crimes; the warning about the inadmissibility of actions creating conditions for committing crimes

For citation: Slivniy A.A., Shlyahtin E.P. Caution as a possible form of operational-investigative prevention of illegal migration // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2018. V. 9, № 1. P. 118-123. DOI: 10.24420/KUI.2018.31.11118

Введение

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации установлено, что деятельность, связанная с организацией незаконной миграции, относится к числу основных угроз государственной и общественной безопасности1.

В настоящее время у оперативных подразделений полиции нет эффективных механизмов профилактического воздействия на лиц, осуществляющих приготовление к совершению преступлений, в том числе к организации незаконной миграции.

Указанными обстоятельствами обусловлена высокая актуальность проблемы эффективного оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции в современных условиях.

Обзор литературы

Ряд вопросов, связанных с различными аспектами противодействия организации незаконной миграции, стал предметом анализа в диссертационных исследованиях В.Е. Малышева, С.Ю. Бирюкова, А.В. Сухарниковой [1, 2, 3], а также в трудах некоторых других ученых [4, 5].

Труды указанных ученых внесли значительный вклад в систему научных знаний о противодействии организации незаконной миграции, однако в основном они посвящены уголовно-процессуальным и криминалистическим аспектам противодействия преступности рассматриваемого вида. Вопросы оперативно-розыскного противодействия организации незаконной миграции исследовались недостаточно, что подтверждается, в частности, отсутствием в настоящее время эффективных, научно обоснованных методик выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных статьей 322.1 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), осуществляемых с использованием методов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).

Учеными неоднократно предпринимались попытки исследовать проблемы оперативно-розыскной профилактики незаконной миграции, но число научных публикаций на указанную тему по-прежнему невелико.

Особенно стоит отметить работы А.В. Богданова, Е.Н. Хазова, И.И. Ильинского, С.В. Иванцова [7, 8, 9, 10], в которых рассматриваются возможности проведения различных оперативно-розыскных и иных мероприятий в целях противодействия организованному совершению нарушений миграционного законодательства.

Материалы и методы В ходе исследования проведено анкетирование 240 сотрудников оперативных подразделений МВД России по вопросам, касающимся сферы противодействия организации незаконной миграции. Кроме того, в ходе исследования по специально разработанной анкете изучено 176 уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных статьями 322.1 УК РФ, а также 44 материала доследственных проверок, по которым были приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел. В работе использованы статистические данные о результатах борьбы с преступностью, аналитические обзоры результатов деятельности оперативных подразделений, научные труды, опубликованные в ведомственных изданиях МВД России. При подготовке работы использован личный опыт работы авторов в оперативных подразделениях МВД России.

Результаты исследования В ходе проведенного нами исследования эффективных мер оперативно-розыскного характера общей профилактики организации незаконной миграции выявлено не было.

Мы разделяем мнение, согласно которому в целях общей профилактики организации незаконной миграции наибольшей эффективностью обладают меры административно-правового, уголовно-правового, экономического и социального характера, что подтверждается как материалами практики, так и правотворчеством.

По нашему мнению, более эффективной может быть индивидуальная оперативно-розыскная профилактика организации незаконной миграции, которая будет заключаться, во-первых, в выявлении лиц, осуществляющих приготовление к организации незаконной миграции, и, во-вторых, в оказании профилактического воздействия на указанных лиц.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 13.01.2018).

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(31) 2017

Основная проблема индивидуальной оперативно-розыскной профилактики преступлений рассматриваемого вида заключается в том, что после выявления лиц, имеющих намерения осуществить организацию незаконной миграции, у органов, осуществляющих ОРД, нет эффективных механизмов воздействия на указанных лиц до того, как они совершат преступление, что подтверждают 100% опрошенных в ходе исследования сотрудников оперативных подразделений.

Согласно статистическим данным о состоянии преступности, 100% уголовных дел, возбужденных по статье 322.1 УК РФ и совершенных на территории Российской Федерации в период 2015-2017 годов, возбуждены по факту оконченного состава преступления, что позволяет сделать вывод о слабой эффективности существующей системы профилактики организации незаконной миграции.

Также следует отметить, что лица, осуществляющие приготовление к совершению преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции без квалифицирующих признаков), на основании ч. 2 ст. 30 УК РФ не подлежат уголовной ответственности, в результате чего предупреждение и пресечение их преступной деятельности посредством применения мер уголовно-правого характера вообще невозможно.

Анкетирование сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих противодействие организации незаконной миграции,показало, что среди форм профилактического воздействия, которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений» и могли бы быть использованы в ходе оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции, в качестве наиболее эффективных, названы объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (100%), внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения (46%), и профилактическая беседа (20%).

Таким образом, возможным решением проблемы было бы предоставление органам, осуществляющим ОРД, полномочий объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонаруше-

ний, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

В соответствии с ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности, и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

В соответствии с действующей редакцией ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»от 12.08.1995 № 144-ФЗ1 права объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения у органов, осуществляющих ОРД, в настоящее время нет.

Исключением являются органы Федеральной службы безопасности России, которые на основании п. «г.2» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»2 имеют право объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ«Организация незаконной миграции», относится как к ведению органов Федеральной службы безопасности, так и органов внутренних дел.

Объявленные официальные предостережения являются обязательными для исполнения. В случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о

1 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.12.2017).

2 О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон РФ от 03.04.1995 № 40-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.12.2017).

недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По нашему мнению, официальные предостережения в целях предупреждения организации незаконной миграции могут быть вынесены в адрес физических лиц, если в их действиях не усматривается признаков уголовно-наказуемого деяния, в случаях:

- размещения рекламы об услугах по легализации нелегальных иммигрантов на территории Российской Федерации;

- приискания для реализации преступных намерений лиц, не осведомленных о преступной деятельности (распространителей рекламы, технических специалистов, офисных сотрудников, водителей);

- открытия офиса юридического лица, созданного для приема нелегальных иммигрантов;

- в иных случаях подготовки к совершению организации незаконной миграции при отсутствии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 322.1 УК РФ.

К числу субъектов оперативно-розыскного предупреждения организации незаконной миграции ученые относят не только МВД и ФСБ России, которым подследственны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ, но и оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний РФ [11], Службы внешней разведки [12] и таможенных органов РФ [10, с.111].

При указанных обстоятельствах нам представляется не вполне целесообразным, когда право объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, принадлежит только одному субъекту оператив-

но-розыскного предупреждения организации незаконной миграции.

Таким образом, в целях повышения эффективности оперативно-розыскного предупреждения совершения преступлений рассматриваемого вида мы предлагаем включить в действующее законодательство нормы, позволяющие органам, уполномоченным осуществлять ОРД, объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения лица к установленной законом ответственности.

Обсуждение и заключения

Сформулированное нами предложение по профилактической работе не только отвечает объективной потребности сотрудников оперативных подразделений в эффективных правовых механизмах воздействия на лиц, намеревающихся совершить преступление, но и полностью соответствует действующему законодательству.

Мы считаем, что предоставление органам, уполномоченным осуществлять ОРД, права объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, повысит эффективность оперативно-розыскного противодействия не только организации незаконной миграции, но и иных видов преступлений, в том числе преступлений в сфере экономики, преступлений экстремистской и коррупционной направленности, сведения о совершении которых могут поступать в оперативные подразделения.

Принятие предлагаемой нами меры предоставит возможность органам, уполномоченным осуществлять ОРД, более эффективно воздействовать на объекты индивидуальной профилактики, что в конечном счете будет в большей степени способствовать задаче предупреждения преступлений, предусмотренной Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малышев Е.В. Взаимодействие оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при раскрытии организации незаконной миграции. Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2008.

2. Бирюков С.Ю. Особенности расследования организации незаконной миграции. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2008.

3. Сухарникова А.В. Методика расследования преступлений, совершаемых в сфере организации незаконной миграции. М.: Московский университет МВД России, 2010.

4. Гусев В.А. Права оперативных подразделений полиции: законодательство и практика: монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2014.

5. Железняк Н.С. О необходимости корректировки положении статьи 15 Федерального закона «Об опера-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(31) 2017

тивно-розыскной деятельности» // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 2 (27). С. 7-12.

6. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов E.H. Оперативно-розыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2.С. 140-144.

7. Богданов А.В., Хазов E.H. Оперативно-розыскная деятельность по противодействию незаконной миграции как виду организованной преступности // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. М., 2015.С. 198-199.

8. Богданов А.В., Хазов E.H. Роль, место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.

9. Богданов А.В., Ильинский И.И., Иванцов С.В., Хазов E.H. Роль оперативных подразделений криминальной полиции по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконной миграции на территории современной России // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 110-114.

10. Малышев В^. ^которые вопросы правового регулирования взаимодействия при выявлении и предупреждении организации незаконной миграции // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 3(4). С. 30.

11. Куракин А.В., Акимова С.А. Деятельность органов государственной власти по предупреждению незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 161.

REFERENCES

1. Malyshev E.V. Vzaimodejstvie operativnyh podrazdelenij organov, osushchestvlyayushchih operativno-rozysknuyu deyatel'nost', pri raskrytii organizacii nezakonnoj migracii. Vladimir: Vladimirskij yuridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2008.

2. Biryukov S.YU. Osobennosti rassledovaniya organizacii nezakonnoj migracii. Volgograd: Volgogradskaya akademiya MVD Rossii, 2008.

3. Suharnikova A.V. Metodika rassledovaniya prestuplenij, sovershaemyh v sfere organizacii nezakonnoj migracii. M.: Moskovskij universitet MVD Rossii, 2010.

4. Gusev V.A. Prava operativnyh podrazdelenij policii: zakonodatel'stvo i praktika: monografiya. M.: Izdatel'skij dom SHumilovoj I.I., 2014.

5. ZHeleznyak N.S. O neobhodimosti korrektirovki polozhenii stat'i 15 Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 2 (27). S. 7-12.

6. Вogdanov A.V., Turbina O.V., Hazov E.N. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' po protivodejstviyu organizovannoj prestupnosti v sfere migracii na territorii Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 2.S. 140-144.

7. Bogdanov A.V., Hazov E.N. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' po protivodejstviyu nezakonnoj migracii kak vidu organizovannoj prestupnosti // Problemy bor'by s prestupnost'yu i podgotovki kadrov dlya pravoohranitel'nyh organov: tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2015.S. 198-199.

8. Bogdanov A.V., Hazov E.N. Rol', mesto i znachenie operativno-rozysknoj deyatel'nosti po protivodejstviyu organizovannoj prestupnosti v sfere nezakonnoj migracii na territorii Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 5. S. 142-145.

9. Bogdanov A.V., Il'inskij I.I., Ivancov S.V., Hazov E.N. Rol' operativnyh podrazdelenij kriminal'noj policii po preduprezhdeniyu i raskrytiyu prestuplenij v sfere nezakonnoj migracii na territorii sovremennoj Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava. 2016. № 2. S. 110-114.

10. Malyshev V.E. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovaniya vzaimodejstviya pri vyyavlenii i preduprezhdenii organizacii nezakonnoj migracii // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2007. № 3(4). S. 30.

11. Kurakin A.V., Akimova S.A. Deyatel'nost' organov gosudarstvennoj vlasti po preduprezhdeniyu nezakonnoj migracii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 4. S. 161.

Об авторах: Сливний Алексей Артурович, начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области, г. Всеволожск. e-mail: lexa19851@yandex.ru

Шляхтин Евгений Павлович, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности Казанского юридического института МВД России e-mail: kentavr.kaz@mail.ru © Сливний А.А., 2018 © Шляхтин Е.П., 2018

Статья получена: 23.01.2018. Статья принята к публикации: 15.03.2018. Статья опубликована онлайн: 20.03.2018.

About the authors: Slivniy Alexei A., Head of Department of Economic Safety and Counteraction of Corruption Administration of Ministry of Internal Affairs of Russia in the Vsevolozhskiy District of the Leningrad region. e-mail: lexa19851@yandex.ru

Shlyahtin Evgeny P., Head of the Chair of Detective Activity of the Kazan Law Institute of MIA Russia. e-mail: kentavr.kaz@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final version of the manuscript.

Заявленный вклад авторов

Сливний Алексей Артурович - в ходе подготовки статьи проведено анкетирование сотрудников УЭБиПК и УУР ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросам оперативно-розыскной профилактики организации незаконной миграции.

Шляхтин Евгений Павлович - проведено анкетирование по указанным вопросам сотрудников Центра по противодействию экстремизма и УУР МВД по Республике Татарстан, а также слушателей Казанского юридического института МВД России.

Впоследствии результаты анкетирования были обобщены и совместно проанализированы авторами работы. Contributorship

Slivniy Alexey A. - during the preparation of the article a questionnaire was conducted by the Bureau of Economic Security and Anti-Corruption Management and Bureau of Criminal Investigation Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of St. Petersburg and the Leningrad Region on the issues of operational search for the prevention of illegal migration.

Shlyakhtin Eugeny P. - questionnaires on the above issues which were made by the staff of the Center for Combating Extremism and the MIA of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Tatarstan, as well as listeners of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Subsequently, the results of the questionnaire were summarized and jointly analyzed by the authors of the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.