Научная статья на тему 'О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции'

О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION / PREVENTION OF CRIMES / PRECAUTION / GENERAL SOCIAL AND SPECIAL CRIMINOLOGY MEASURES OF PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларионов Илья Андреевич

Рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения организации незаконной миграции. Среди мер общесоциального характера особое внимание уделено проблемам осуществления дифференцированной иммиграционной политики, вырабатываемой на основе учета показателей социально-демографического развития регионов. Показана необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего вопросы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Представлен перечень основных мер специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some measures of preventing illegal migration organization

It has been possible to achieve some noticeable results in the sphere of counteraction against illegal migration lately due to the combined efforts of legislative and executive bodies of power in the Russian Federation. The development of migration legislation in the sphere of maximum possible simplification of the process of acquiring by foreign citizens the legal status of staying on the territory of the Russian Federation, simplification of the mechanism of job placement has become one of the main guidelines in the activity aimed at counteraction against illegal migration. At the same time the migration policy in the Russian Federation needs some serious amendments. To maintain the present population the country should receive 700000 immigrants annually. This work should be done taking into account the peculiarities of social demographic development of different regions. It is necessary to meet and place immigrants but to avoid the establishment of new territorial ethnic formations in the Russian Federation. To regulate the labor force stream in Russia effectively, it is necessary to introduce immigration quotas on professional, medical, language, educational qualifications and take only those who can exert a real beneficial influence on the economy of the country. There is a necessity nowadays to work out a legal act, determining the tasks and directions of activity in the sphere of prevention and restraint of illegal migration. This document should contain the mechanisms of prevention and restraint of illegal migration; enumerate the reasons for performing such an activity, means and measures of preventive influence, of revelation and prevention of violation of the above mentioned category; determine the competence of subjects in the sphere of prevention and restraint of illegal migration and control their activity. In connection with the fact that the organization of illegal migration is acquiring a transnational character, connected with the manifestation of terrorism, extremism, separatism that threaten the foundations of the constitutional system and security of the Russian Federation, we propose to refer this crime to the group of serious crimes. This circumstance will enable the officers of operational divisions to organize and carry out the whole complex of operational search actions to prove by documents the criminal activity of groups specializing in illegal migration. The effectiveness of preventive influence on criminality depends in many aspects on mutual, coordinated actions of the subjects of prevention. Solution of tasks in the field of migration stipulates the necessity of constructing an integrated system of interaction of a number of law enforcement agencies in this direction of activity. The organization of such an interaction can be one of the decisive factors of increasing the effectiveness of state regulation of migration processes.

Текст научной работы на тему «О некоторых мерах предупреждения организации незаконной миграции»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 99-101

УДК 343.343.6

И.А. Ларионов

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения организации незаконной миграции. Среди мер общесоциального характера особое внимание уделено проблемам осуществления дифференцированной иммиграционной политики, вырабатываемой на основе учета показателей социально-демографического развития регионов. Показана необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего вопросы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Представлен перечень основных мер специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

Ключевые слова: организация незаконной миграции; предупреждение преступлений; профилактика; общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Предупреждение организации незаконной миграции означает недопущение разрастания ее масштабов.

В юридической литературе нет единства мнений относительно понятия «предупреждение преступлений». В одних случаях предупреждение преступности понимается как явление, охватываемое более широким понятием - «борьба с преступностью», в систему которого структурно входят предотвращение, пресечение и профилактика преступлений [1. С. 281], а в других - как понятия тождественные и взаимозаменяемые [2. С. 156].

Предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности [3. С. 30]. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную мощность сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание [4. С. 121].

В криминологии выделяются три уровня предупреждения преступности: общий, специальный и индивидуальный.

Общее предупреждение - это система мер по устранению причин и условий, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по экономическим, социальным и иным критериям, создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

Специальное предупреждение представляет собой систему воздействия на такие обстоятельства, детерминирующие преступность, которые касаются отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.

И, наконец, индивидуальное предупреждение - это устранение причин и условий преступного поведения на индивидуальном уровне применительно к отдельным людям.

В индивидуально-профилактической деятельности конкретизируются общесоциальные и специальнокриминологические меры, она является наиболее оперативной, не требующей непосредственного решения крупных социально-экономических и иных проблем жизни общества.

Исходя из анализа криминологической характеристики организации незаконной миграции и факторов, влияющих на их совершение, предупредительные меры борьбы с данным преступлением целесообразно разделить на две основные группы: общесоциальные и специально-криминологические. Такое деление является общепризнанным в российской криминологии [5. С. 343-349].

Меры общесоциального характера не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Они имеют важное криминологическое значение, так как являются основой специально-криминологической профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим [6. С. 57].

Такие меры преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, они предполагают решение масштабных экономических, социальных, политических и других задач, они отражают политику государства по вопросам миграции.

За последние годы совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации удалось достичь заметных результатов в вопросах государственного регулирования миграционных процессов и в первую очередь в сфере противодействия незаконной миграции. Так, например, активизировалась деятельность по заключению со странами СНГ международных договоров по регулированию миграционных потоков.

Одним из приоритетных направлений деятельности по противодействию незаконной миграции стало совершенствование миграционного законодательства в плане максимально возможного упрощения процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории РФ, упрощения механизма их трудоустройства.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право прибегать к услугам таких иностранных работников без получения разрешения на их привлечение и использование.

Результатом либерализации миграционного законодательства явилось заметное снижение количества не-

законных мигрантов на территории Российской Федерации.

Вместе с тем миграционная политика в Российской Федерации требует серьезной корректировки.

По существующим прогнозам (и отечественным, и зарубежным), в России в первой половине XXI в. будет наблюдаться естественная убыль населения, «усугубленная» общим старением нации.

В среде ученых и политиков распространена точка зрения о том, что экономическое развитие России в XXI в. во многом зависит от того, в какой мере и российской власти, и российскому обществу удастся выработать эффективную иммиграционную политику.

По их мнению, которое уже можно назвать консолидированным, значительный приток легальных иммигрантов позволит ускорить экономический рост, увеличить поступающие в распоряжение государства финансовые ресурсы, повысить устойчивость пенсионной системы.

Для сохранения численности населения на нынешнем уровне страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Данная работа, по нашему мнению, должна проводиться дифференцированно, с анализом особенностей социально-демографического развития регионов.

Прием и обустройство иммигрантов необходимо проводить с учетом недопустимости новых территориально-этнических образований в пределах Российской Федерации.

В целях эффективного регулирования потоков необходимой для России рабочей силы следует ввести дополнительно для иммигрантов квоты по профессиональному, медицинскому, языковому, образовательному цензу, принимать только тех лиц, которые действительно смогут благотворно повлиять на экономику страны.

Совершенствования требует и правовое обеспечение по предупреждению и противодействию незаконной миграции, серьезным недостатком которого является разрозненность и несогласованность правовых норм.

В настоящее время назрела необходимость в разработке правового акта, определяющего задачи и направления деятельности по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

В этом документе необходимо системно предусмотреть механизмы предупреждения и пресечения незаконной миграции, перечислить основания осуществления этой деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, выявления и пресечения правонарушений указанной категории, определить компетенцию субъектов по предупреждению и пресечению незаконной миграции и установить контроль за их деятельностью.

Эффективность предупреждения организации незаконной миграции повышается при сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, которые призваны оказывать непосредственное воздействие на совершение анализируемого преступления.

Учитывая сложность и многообразие проблем криминологической профилактики организации незакон-

ной миграции, предлагаемые нами меры не могут носить исчерпывающего характера, выделим лишь наиболее важные из них.

В связи с тем что организация незаконной миграции принимает все более транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ, предлагаем данное преступление отнести к разряду тяжких.

Это обстоятельство позволит сотрудникам оперативных подразделений организовывать и проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что в настоящее время такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики.

Решение задач в области миграции требует задействования ряда правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФМС, МИД, органов пограничного контроля ФСБ России и др.), что обусловливает необходимость выстраивания целостной системы взаимодействия по данному направлению деятельности.

Такое взаимодействие должно предусматривать:

- обмен оперативной информацией по данному направлению деятельности;

- создание общих консультационно-методических и информационных служб, способствующих интегрированию всех субъектов деятельности в единую систему;

- осуществление практики совместного тематического планирования мероприятий, согласования программ и графиков работ с последующим подведением итогов проделанной работы;

- разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере миграции;

- выработку и внесение в органы государственной власти совместных предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных действий в данной области.

В сложившихся условиях именно налаживание взаимодействия указанных структур следует рассматривать в качестве одного из решающих факторов повышения эффективности государственного регулирования миграционных процессов.

Предупредительная работа - это дело не только государственных органов, но и общества в целом. Любые государственные и другие организации должны быть признаны субъектами предупредительной работы в том объеме, в котором их деятельность направлена на преодоление причин преступности и условий, ей способствующих.

Во многих странах, да и в России имеется неиспользованный резерв общественных, в том числе благотворительных организаций и фондов, которые могли бы часть работы принять на себя [7. С. 421422].

Важную роль в борьбе с организацией незаконной миграции также может сыграть участие граждан.

Проводимую правоохранительными органами и общественными формированиями работу по противо-

действию организации незаконной миграции необходимо на постоянной основе освещать в средствах массовой информации.

Все это в совокупности может оказать предупредительное воздействие не только на совершение преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, но и охватить другие негативные явления, которые влияют на состояние, уровень и динамику преступности в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров Э.И. Проблемы правового обеспечения предупреждения преступлений органами внутренних дел // Преступность и законодатель-

ство. М. : Криминологическая ассоциация, 1997. 286 с.

2. Криминология : учеб. / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М. : Изд-во Мос. гос. ун-та, 1994. 415 с.

3. Теоретические основы предупреждения преступности / под ред. В.К. Звирбуля, В.В. Клочкова, Г.В. Миньковского. М. : Юрид. лит., 1977.

256 с.

4. АлексеевА.И. Криминология. М., 1998. 340 с.

5. Криминология : учеб. для юрид. вузов / под ред. А.И. Долговой. М. : ИнфраМ-Норма, 1999. 784 с.

6. Криминология : учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М. : Зерцало ; ТЕИС, 1996. 160 с.

7. Жердева Н.И. Миграция в России: правовое регулирование, миграционная политика, предупреждение преступлений со стороны мигрантов //

Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (18-20 апреля 2002 г.). М., 2002. Вып. 1. С. 421-422.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.