Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 99-101
УДК 343.343.6
И.А. Ларионов
О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения организации незаконной миграции. Среди мер общесоциального характера особое внимание уделено проблемам осуществления дифференцированной иммиграционной политики, вырабатываемой на основе учета показателей социально-демографического развития регионов. Показана необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего вопросы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Представлен перечень основных мер специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.
Ключевые слова: организация незаконной миграции; предупреждение преступлений; профилактика; общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.
Предупреждение организации незаконной миграции означает недопущение разрастания ее масштабов.
В юридической литературе нет единства мнений относительно понятия «предупреждение преступлений». В одних случаях предупреждение преступности понимается как явление, охватываемое более широким понятием - «борьба с преступностью», в систему которого структурно входят предотвращение, пресечение и профилактика преступлений [1. С. 281], а в других - как понятия тождественные и взаимозаменяемые [2. С. 156].
Предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности [3. С. 30]. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную мощность сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание [4. С. 121].
В криминологии выделяются три уровня предупреждения преступности: общий, специальный и индивидуальный.
Общее предупреждение - это система мер по устранению причин и условий, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по экономическим, социальным и иным критериям, создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.
Специальное предупреждение представляет собой систему воздействия на такие обстоятельства, детерминирующие преступность, которые касаются отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.
И, наконец, индивидуальное предупреждение - это устранение причин и условий преступного поведения на индивидуальном уровне применительно к отдельным людям.
В индивидуально-профилактической деятельности конкретизируются общесоциальные и специальнокриминологические меры, она является наиболее оперативной, не требующей непосредственного решения крупных социально-экономических и иных проблем жизни общества.
Исходя из анализа криминологической характеристики организации незаконной миграции и факторов, влияющих на их совершение, предупредительные меры борьбы с данным преступлением целесообразно разделить на две основные группы: общесоциальные и специально-криминологические. Такое деление является общепризнанным в российской криминологии [5. С. 343-349].
Меры общесоциального характера не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Они имеют важное криминологическое значение, так как являются основой специально-криминологической профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим [6. С. 57].
Такие меры преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, они предполагают решение масштабных экономических, социальных, политических и других задач, они отражают политику государства по вопросам миграции.
За последние годы совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации удалось достичь заметных результатов в вопросах государственного регулирования миграционных процессов и в первую очередь в сфере противодействия незаконной миграции. Так, например, активизировалась деятельность по заключению со странами СНГ международных договоров по регулированию миграционных потоков.
Одним из приоритетных направлений деятельности по противодействию незаконной миграции стало совершенствование миграционного законодательства в плане максимально возможного упрощения процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории РФ, упрощения механизма их трудоустройства.
Иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право прибегать к услугам таких иностранных работников без получения разрешения на их привлечение и использование.
Результатом либерализации миграционного законодательства явилось заметное снижение количества не-
законных мигрантов на территории Российской Федерации.
Вместе с тем миграционная политика в Российской Федерации требует серьезной корректировки.
По существующим прогнозам (и отечественным, и зарубежным), в России в первой половине XXI в. будет наблюдаться естественная убыль населения, «усугубленная» общим старением нации.
В среде ученых и политиков распространена точка зрения о том, что экономическое развитие России в XXI в. во многом зависит от того, в какой мере и российской власти, и российскому обществу удастся выработать эффективную иммиграционную политику.
По их мнению, которое уже можно назвать консолидированным, значительный приток легальных иммигрантов позволит ускорить экономический рост, увеличить поступающие в распоряжение государства финансовые ресурсы, повысить устойчивость пенсионной системы.
Для сохранения численности населения на нынешнем уровне страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Данная работа, по нашему мнению, должна проводиться дифференцированно, с анализом особенностей социально-демографического развития регионов.
Прием и обустройство иммигрантов необходимо проводить с учетом недопустимости новых территориально-этнических образований в пределах Российской Федерации.
В целях эффективного регулирования потоков необходимой для России рабочей силы следует ввести дополнительно для иммигрантов квоты по профессиональному, медицинскому, языковому, образовательному цензу, принимать только тех лиц, которые действительно смогут благотворно повлиять на экономику страны.
Совершенствования требует и правовое обеспечение по предупреждению и противодействию незаконной миграции, серьезным недостатком которого является разрозненность и несогласованность правовых норм.
В настоящее время назрела необходимость в разработке правового акта, определяющего задачи и направления деятельности по предупреждению и пресечению незаконной миграции.
В этом документе необходимо системно предусмотреть механизмы предупреждения и пресечения незаконной миграции, перечислить основания осуществления этой деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, выявления и пресечения правонарушений указанной категории, определить компетенцию субъектов по предупреждению и пресечению незаконной миграции и установить контроль за их деятельностью.
Эффективность предупреждения организации незаконной миграции повышается при сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, которые призваны оказывать непосредственное воздействие на совершение анализируемого преступления.
Учитывая сложность и многообразие проблем криминологической профилактики организации незакон-
ной миграции, предлагаемые нами меры не могут носить исчерпывающего характера, выделим лишь наиболее важные из них.
В связи с тем что организация незаконной миграции принимает все более транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ, предлагаем данное преступление отнести к разряду тяжких.
Это обстоятельство позволит сотрудникам оперативных подразделений организовывать и проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.
Практика показывает, что в настоящее время такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.
Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики.
Решение задач в области миграции требует задействования ряда правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФМС, МИД, органов пограничного контроля ФСБ России и др.), что обусловливает необходимость выстраивания целостной системы взаимодействия по данному направлению деятельности.
Такое взаимодействие должно предусматривать:
- обмен оперативной информацией по данному направлению деятельности;
- создание общих консультационно-методических и информационных служб, способствующих интегрированию всех субъектов деятельности в единую систему;
- осуществление практики совместного тематического планирования мероприятий, согласования программ и графиков работ с последующим подведением итогов проделанной работы;
- разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере миграции;
- выработку и внесение в органы государственной власти совместных предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных действий в данной области.
В сложившихся условиях именно налаживание взаимодействия указанных структур следует рассматривать в качестве одного из решающих факторов повышения эффективности государственного регулирования миграционных процессов.
Предупредительная работа - это дело не только государственных органов, но и общества в целом. Любые государственные и другие организации должны быть признаны субъектами предупредительной работы в том объеме, в котором их деятельность направлена на преодоление причин преступности и условий, ей способствующих.
Во многих странах, да и в России имеется неиспользованный резерв общественных, в том числе благотворительных организаций и фондов, которые могли бы часть работы принять на себя [7. С. 421422].
Важную роль в борьбе с организацией незаконной миграции также может сыграть участие граждан.
Проводимую правоохранительными органами и общественными формированиями работу по противо-
действию организации незаконной миграции необходимо на постоянной основе освещать в средствах массовой информации.
Все это в совокупности может оказать предупредительное воздействие не только на совершение преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, но и охватить другие негативные явления, которые влияют на состояние, уровень и динамику преступности в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петров Э.И. Проблемы правового обеспечения предупреждения преступлений органами внутренних дел // Преступность и законодатель-
ство. М. : Криминологическая ассоциация, 1997. 286 с.
2. Криминология : учеб. / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М. : Изд-во Мос. гос. ун-та, 1994. 415 с.
3. Теоретические основы предупреждения преступности / под ред. В.К. Звирбуля, В.В. Клочкова, Г.В. Миньковского. М. : Юрид. лит., 1977.
256 с.
4. АлексеевА.И. Криминология. М., 1998. 340 с.
5. Криминология : учеб. для юрид. вузов / под ред. А.И. Долговой. М. : ИнфраМ-Норма, 1999. 784 с.
6. Криминология : учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М. : Зерцало ; ТЕИС, 1996. 160 с.
7. Жердева Н.И. Миграция в России: правовое регулирование, миграционная политика, предупреждение преступлений со стороны мигрантов //
Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (18-20 апреля 2002 г.). М., 2002. Вып. 1. С. 421-422.
Статья представлена научной редакцией «Право» 1 ноября 2012 г.