Сафронов Андрей Алексеевич Сливний Алексей Артурович
Проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях раскрытия организации незаконной миграции
В статье рассмотрены особенности оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в целях противодействия организации незаконной миграции. Представлен перечень наиболее распространенных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых для раскрытия организации незаконной миграции. Рассмотрены правовые условия оперативно-розыскных мероприятий и особенности их проведения.
Ключевые слова: раскрытие преступлений, незаконная миграция, организация незаконной миграции, раскрытие организации незаконной миграции, оперативно-розыскные мероприятия.
Conduct certain investigative activities in order to expand the organization of illegal migration
In the article the peculiarities of investigative activities conducted for the purpose of counteraction of illegal migration. Presents a list of the most common operational-search actions carried out with the aim of disclosing the organization of illegal migration. The legal conditions and features of their conduct are examined.
Key words: detection of crime, illegal migration, illegal immigration, disclosure of the organization of illegal migration, operational-search activities.
Проблемы раскрытия такого преступления, как организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ), активно исследуются учеными. В работах В.Е. Малышева [1], А.В. Богданова [2, с. 140-144], Е.Н. Хазова [3, с. 198-199; 4, с. 142-145], И.И. Ильинского, С.В. Иванцова [5, с. 110-114] рассмотрены возможности проведения различных оперативно-розыскных (далее - ОРМ) и иных мероприятий в целях раскрытия преступлений, связанных с нарушением миграционного законодательства.
Особенности проведения ОРМ в целях раскрытия организации незаконной миграции в настоящее время в научной литературе освещены недостаточно.
Под раскрытием преступлений традиционно понимается «деятельность оперативных сотрудников, направленная на получение с помощью специальных сил и средств фактических данных, позволяющих обнаружить события противоправных действий, лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также иные связанные с ними обстоятельства» [6, с. 41].
Специфика раскрытия организации незаконной миграции заключается в том, что установление лиц, ее совершающих, не представляет особой сложности. Основной проблемой раскрытия указанного преступления является получение объективных данных, позволяющих
впоследствии сформировать совокупность доказательств, достаточных для привлечения установленных преступников к уголовной ответственности.
В рамках настоящей статьи нет возможности рассмотреть весь комплекс ОРМ, применяемых при раскрытии организации незаконной миграции. Однако мы можем отметить особенности отдельных ОРМ, а также иных действий при реализации оперативной информации, проведение которых имеет наиболее важное значение для последующего формирования совокупности доказательств, достаточной для привлечения организаторов незаконной миграции к уголовной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением, подлежат доказыванию.
Таким образом, при проведении ОРМ в отношении лиц, причастных к организации незаконной миграции, чтобы обеспечить привлечение последних к уголовной ответственности, необходимо задокументировать совокупность конкретных действий по незаконному изготовлению и выдаче документов, предоставляющих
53
право нахождения на территории Российской Федерации, или иных действий преступников по организации незаконной миграции, время и место их совершения, а также установить всех соучастников преступной деятельности. Кроме того, нужно получить объективные данные, которые впоследствии могут быть использованы в доказывании, о наличии у установленных соучастников преступной деятельности умысла на совершение организации незаконной миграции, а также установить всех лиц, воспользовавшихся услугами преступников.
Проведение ОРМ, направленных на раскрытие организации незаконной миграции, целесообразно осуществлять в рамках дел оперативного учета, заведенных в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными правовыми актами, поскольку рассматриваемый вид преступлений характеризуется сложностью его документирования и необходимостью проведения значительного количества ОРМ в целях решения разных оперативно-тактических задач.
На основе анализа типовых способов совершения преступления и мнений опрошенных сотрудников оперативных подразделений мы определили и сформировали перечень ОРМ, проведение которых имеет наибольшее значение для раскрытия преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.
Сначала необходимо провести наблюдение в отношении уже установленных лиц, причастных к совершению организации незаконной миграции и используемых ими помещений. К числу указанных лиц могут относится лица, осуществляющие рекламу, принимающие заказы от потребителей преступных услуг, в том числе, работающие в офисе, а также иные лица, в отношении которых имеется информация об их причастности к рассматриваемой преступной деятельности.
В результате проведения указанного ОРМ может быть получена информация о роли объектов наблюдения в механизме совершения преступления, об иных соучастниках преступления, информация о местах нахождения ранее неизвестных оперативному подразделению офисных и жилых помещениях, транспортных средствах, используемых преступниками, коррумпированных связях последних, фактах оказания преступных услуг и иная информация.
Необходимо помнить, что «согласно действующему законодательству и подзаконным нормативным актам наблюдение, осуществляемое в общественных местах (на улицах, в скверах, магазинах, метро и т.д.), относится к внешнему (наружному) наблюдению, и предполагается, что оно не ограничивает конститу-
ционные права граждан. Однако наблюдение, связанное с проникновением в жилище гражданина, ограничивает его право на неприкосновенность жилища (например, наблюдение, осуществляемое внутри помещения с использованием различных скрытых средств аудио-, фото-, видеофиксации и передачи информации) и, следовательно, относится к группе ОРМ, которые требуют судебного разрешения» [6, с. 153].
После установления ранее неизвестных оперативному подразделению лиц, причастных к совершению организации незаконной миграции, последние ставятся на оперативный учет в порядке, определяемом ведомственными правовыми актами.
При наличии информации о средствах связи, используемых лицами, причастными к совершению организации незаконной миграции, в отношении последних целесообразно проведение прослушивания телефонных переговоров (далее - ПТП) и снятие информации с технических каналов связи (далее - СИТКС).
В результате проведения указанных мероприятий возможно получить информацию о роли объектов ОРМ в механизме совершения преступления, об иных соучастниках преступной деятельности, а также задокументировать наличие умысла на организацию незаконной миграции и конкретные факты оказания преступных услуг.
Необходимо отметить, что с учетом условий проведения ОРМ, закрепленных в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение СИТКС и ПТП возможно только при признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому обязательно производство предварительного следствия.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ в форме предварительного следствия расследуются только преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, что делает невозможным проведение ПТП и СИТКС в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ (организации незаконной миграции, совершаемой без квалифицирующих признаков).
Следует отметить, что в целях получения информации о средствах связи, используемых преступниками, могут быть проведены специальные технические и оперативно-поисковые мероприятия, а также оперативные комбинации.
При выявлении фактов распространения рекламной информации о преступных услугах необходимо документировать указанные факты, отражая их как результат того или иного ОРМ, в ходе проведения которого была получена указанная информация.
54
Так, получение рекламной информации от распространителей на улицах или иных лиц, можно оформить как результат их опроса.
Информацию, обнаруженную в объявлениях с рекламой преступных услуг в общественных местах или в сети Интернет, возможно оформить как результат обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности или транспортных средств.
Целесообразно прилагать фотографии мест размещения таких объявлений или скриншоты с изображением рекламной информации на Интернет-ресурсах к документам, отражающим ход и результаты ОРМ.
В случае обнаружения в результате проведения наблюдения или иных ОРМ офиса, в котором осуществляется прием потребителей преступных услуг, необходимо провести ле-гендированный опрос его сотрудников, в ходе которого получить информацию о том, какие конкретно услуги они оказывают, каковы сроки их исполнения и стоимость.
Опрос целесообразно проводить по телефону, представившись возможным потребителем преступных услуг. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе личного контакта, объекты ОРМ просят показать уже имеющиеся у потребителя преступных услуг документы (паспорта, миграционные карты и т. д.).
Проведение опроса в целях более полного документирования преступной деятельности целесообразно сопровождать аудиозаписью, а в случае личного контакта - видеозаписью.
Для получения более полной информации об организаторах незаконной миграции, если есть такая возможность, уместно провести оперативное внедрение.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Лицо, совершающее это ОРМ, может внедриться непосредственно в преступную группу. В таком случае оно будет играть в ней роль работника, имеющего вспомогательные функции (распространитель рекламы, водитель, бухгалтер, сотрудник, осуществляющий прием потребителей преступных услуг, технический специалист и т.д.). Важно, чтобы эта роль не была активной, поскольку содействие преступникам может повлечь за собой уголовную ответственность.
Кроме того, при проведении ОРМ внедряемое лицо может установить близкие личные
отношения с одним из участников преступной группы, в этом случае оно также не должно принимать никакого участия в преступной деятельности.
Проведение оперативного внедрения позволяет получить информацию о способах совершения организации незаконной миграции, установить соучастников преступной деятельности и их роли, используемые ими средства связи и транспорт, офисные и жилые помещения, получить информацию о конкретных фактах совершения преступных действий.
В целях документирования преступной деятельности целесообразно проведение проверочных закупок преступных услуг. Целесообразность проведения указанных ОРМ обусловлена тем, что их результаты могут быть использованы в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела по ст. 322.1 УК РФ.
Судебная практика показывает, что проведение нескольких проверочных закупок у одного и того же лица (группы лиц) иногда вызывает сомнения в их законности как у стороны защиты, так и у стороны обвинения.
Позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу такова: «Судам следует учитывать, что проведение повторного оперативно-розыскного мероприятия, также очередной проверочной закупки у одного и того же лица, должно быть обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями, и с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Целями повторного ОРМ, также и проверочной закупки, могут являться пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности и установление всех ее соучастников, выявление преступных связей... Кроме того, это могут быть случаи, когда в результате проведенного ОРМ не были достигнуты цели мероприятия... » [7].
Мы согласны с мнением А.Е. Чечетина, который утверждает: «Приведенные правовые позиции Верховного Суда не следует рассматривать как полный запрет на проведение повторных проверочных закупок. Из них следует вывод, что решение на повторную проверочную закупку в отношении одного и того же лица должно быть обосновано необходимостью решения новых задач ОРД, которые не были решены в процессе первоначальных действий» [8, с. 185].
Проведение нескольких проверочных закупок в целях раскрытия организации незаконной миграции обычно не оспаривается сторонами уголовного процесса, потому что в результате одной закупки невозможно приобрести весь
55
комплекс преступных услуг (постановку фиктивных отметок подразделений пограничного контроля в паспортах и миграционных картах мигрантов о пересечении границы Российской Федерации в определенное время; изготовление поддельного разрешения на работу; изготовление поддельной медицинской справки об отсутствии ВИЧ и некоторых других опасных инфекционных заболеваний и др.).
Проведение проверочной закупки преступных услуг у организаторов незаконной миграции не должно вызывать сомнений в ее законности и обоснованности, в том числе и потому, что результаты указанного ОРМ могут быть использованы в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела по ст. 322.1 УК РФ, а также могут использоваться в доказывании по уголовным делам, возбужденным по фактам организации незаконной миграции.
Планируя проведение проверочной закупки преступных услуг у организаторов незаконной миграции, необходимо учитывать позицию Европейского Суда по правам человека (далее -ЕСПЧ), выраженную в постановлении по делу «Волков и Адамский против России» [9]: «Оба заявителя, дававшие объявления об услугах по ремонту компьютеров, стали объектами проверочных закупок, в ходе которых они по просьбе оперативных сотрудников установили на их компьютеры контрафактное программное обеспечение, что послужило основанием для их привлечения к уголовной ответственности за нарушение авторских прав. В своих жалобах заявители утверждали, что стали жертвами незаконных провокаций, в ходе которых полицейские подстрекали их к совершению преступлений, а потому было нарушено их право на справедливое судебное разбирательство». Мотивируя свой отказ в удовлетворении жалобы, ЕСПЧ указал, что заявители открыто сообщали о своих услугах по ремонту компьютеров и искали клиентов для оказания таких услуг, а когда полиция получила информацию о распространении ими контрафактного программного обеспечения, у нее появилась обязанность проверить эти сведения. Заявители не утверждали, что сотрудники полиции просили их установить именно нелицензионные программы и пытались принудить их к совершению незаконных действий. Они принесли нелицензионные программы по собственной инициативе, что подтверждалось исследованными в судах записями разговоров и свидетельствовало о существовавшем преступном умысле на совершение преступления без активного вмешательства со стороны полиции [8, с. 179].
С учетом изложенного можно утверждать, что перед проведением проверочной закупки преступных услуг у организаторов незаконной
миграции оперативное подразделение должно располагать объективной информацией о том, что конкретные лица оказывают указанные услуги.
Мы полагаем, что особое значение имеет документирование информации, содержащейся в рекламе преступных услуг, и проведение легендированных опросов объектов ОРМ, поскольку проведение указанных мероприятий позволяет получить основания для проведения проверочной закупки с их отражением в постановлении о ее проведении.
Если результаты ОРД содержат достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, сотрудники оперативного подразделения могут представить результаты ОРД в виде рапорта об обнаружении признаков преступления, к которому будут прилагаться документы, предусмотренные п. 8-14 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [10], документы, отражающие ход и результаты проведенных ОРМ, полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.
В ходе оперативного сопровождения предварительного расследования уголовного дела сотрудники оперативного подразделения на первоначальном этапе продолжают такие оРм, как наблюдение и прослушивание телефонных переговоров, осуществляют задержания и опросы подозреваемых в организации незаконной миграции, при этом основаниями для проведения ОРМ являются наличие возбужденного уголовного дела и поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
Кроме того, в ходе оперативного сопровождения предварительного расследования уголовного дела сотрудники оперативного подразделения исполняют письменные поручения следователя или дознавателя о производстве отдельных следственных действий (обысков в офисных и жилых помещениях, используемых преступниками, допросов свидетелей, в том числе потребителей преступных услуг, выемок у последних полученных от организаторов незаконной миграции документов), об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.
56
Осуществление ОРД и оперативного сопровождения первоначального этапа предварительного расследования уголовного дела в отношении организаторов незаконной миграции имеет такие особенности:
одновременное проведение обысков в офисных и жилых помещениях, используемых преступниками, изъятие в ходе их проведения готовых документов для потребителей преступных услуг, носителей цифровой информации (ноутбуков, съемных дисков и т.д.), средств мобильной связи и иных возможных носителей следов преступной деятельности;
участие в проведении мероприятий значительного количества сотрудников оперативных подразделений, целесообразность наличия у них специальной техники по принудительному вскрытию помещений;
целесообразность привлечения для задержания преступников сотрудников специальных подразделений;
целесообразность участия при проведении обысков специалистов по обнаружению и копированию компьютерной информации;
одновременное задержание всех лиц, подозреваемых в совершении преступления;
целесообразность заключения под стражу организаторов незаконной миграции.
Представленные особенности осуществления ОРД необходимо учитывать в ходе работы по раскрытию организации незаконной миграции, поскольку проведение указанных выше ОРМ имеет важнейшее значение для формирования совокупности доказательств, достаточной для привлечения организаторов незаконной миграции к уголовной ответственности.
1. Малышев В.Е. Взаимодействие оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при раскрытии организации незаконной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.
2. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно-розыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере миграции на территории России // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2015. № 2.
3. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Оперативно-розыскная деятельность по противодействию незаконной миграции как виду организованной преступности //Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф., М., 2015.
4. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2014. № 5.
5. Богданов А.В., ИльинскийИ.И., Иванцов С.В., Хазов Е.Н. Роль оперативных подразделений криминальной полиции по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконной миграции на территории современной России // Междунар. журнал конституц. и гос. права. 2016. № 2.
6. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. / под ред. З.Л. Шхагапсоева и Н.П. Голяндина. Краснодар, 2016.
7. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с неза-
1. Malyshev V.E. Interaction of the operational divisions of the bodies that carry out operational-search activity when disclosing the organization of illegal migration: auth. abstr. ... Candidate of Law. Vladimir, 2008.
2. Bogdanov A.V., Turbina O.V., Khazov E.N. Operative-investigative activity to counteract organized crime in the sphere of migration in the territory of Russia // Bull. of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 2.
3. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Operational-investigative activities to counter illegal migration as a kind of organized crime // Problems of combating crime and training personnel for law enforcement agencies: abstr. of Intern. sci.-pract. conf., Moscow, 2015.
4. Bogdanov A.V., Khazov E.N. The role, place and significance of the operational-search activity to counteract organized crime in the sphere of illegal migration in the territory of Russia // Bull. of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia. 2014. № 5.
5. Bogdanov AV, Ilinsky 1.1., Ivantsov S.V., Khazov E.N. The role of criminal police operational units for preventing and solving crimes in the sphere of illegal migration in the territory of modern Russia // International journal of constitutions and state rights. 2016. № 2.
6. Fundamentals of the operational and investigative activities of the internal affairs bodies: textbook / ed. by Z.L. Shkhagapsoev and N.P. Golyandin. Krasnodar, 2016.
7. Review of judicial practice in criminal cases on crimes related to illegal traffic in narcotic drugs, psychotropic, potent and poisonous substances:
57
конным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 года. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Чечетин А.Е. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. СПб., 2016.
9. Постановление Европейского суда по правам человека от 26 марта 2015 г. Дело «Волков и Адамский против России». Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».
10. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сент. 2013 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
appr. by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. June 27, 2012. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
8. Chechetin A.E. Ensuring the rights of the individual when conducting operational search activities. St. Petersburg, 2016.
9. Decree of the European Court of Human Rights d.d. March 26, 2015. Case «Volkov and Adamsky against Russia». Access from legal reference system «ConsultantPlus».
10. On approval of the Instruction on the procedure for presenting the results of operational search activity to the inquiry body, investigator or to the court: order № 776 of the Ministry of the Interior of Russia, № 703 of the Russian Ministry of Defense, № 509 of the Russian Federal Service Security, Federal Service Security of Russia № 507, Federal Customs Service of Russia № 1820, Foreign Intelligence Service of Russia № 42, Federal Penitentiary Service of Russia № 535, Federal Drug Control Service of Russia № 398, Investigative committee of Russia № 68 d.d. Sept. 27, 2013. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Сафронов Андрей Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД Краснодарского университета МВД России; e-mail: Cafik_787@mail.ru;
Сливний Алексей Артурович, начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области; e-mail: lexa19851@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
A.A. Safronov, Candidate of Law, Assistant Professor, Head of the Chair of Operational-investigative Activity in Internal Affairs of the Krasnodar Unuversity of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Cafik_787@mail.ru
A.A. Slivni, Head of the department of Economic Safety and Counteraction of Corruption AMIA of Russia in the Vsevolzhsk District of the Leningrad region; e-mail: lexa19851@yandex.ru
58