Научная статья на тему 'Отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции'

Отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
720
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ILLEGAL MIGRATION / ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION: TO COUNTER ILLEGAL MIGRATION / TO COUNTER ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сливний Алексей Артурович

В статье представлены отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции: правовое регулирование уголовной ответственности и способы ее совершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сливний Алексей Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individual elements of operational-detective characteristics of illegal migration

The article presents some elements of operational-detective characteristics of illegal migration: legal regulation of criminal responsibility; the ways of its making.

Текст научной работы на тему «Отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции»

Криминалистика, криминология, ОРД

Список литературы

1. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N° 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2016).

2. Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2011 г. № 1027). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://os.mvd.ru (дата обращения: 01.04.2016).

3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2016).

4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/43775 (дата обращения: 01.04.2016).

5. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668» (в ред. Приказа МВД России от 17.09.2015 № 890). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2016).

6. Байниязов, Р. С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. - 2000. - № 2 (229). - С. 37-38.

7. Вайле, С. П. К вопросу о противодействии экстремизму как форме организованной преступности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 2 (43). - С. 48-50.

8. Владимир Путин выступил на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. -Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/43775 (дата обращения: 01.04.2016).

9. Иншаков, С. М. Зарубежная криминология : учебное пособие / 2-е изд. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2003. - С. 307-325.

10. Кто опасен за рулем [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». - Режим доступа: http://rg.ru (дата обращения: 01.04.2016).

11. Кучерена, А. Общественный совет при МВД РФ должен больше выезжать к людям. [Электронный ресурс]. // Сайт «Телекомпания «Звезда». - 2016. - 29 янв. - Режим доступа: http:// tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201601291811-ssor.htm (дата обращения: 01.04.2016).

12. Особенности расследования преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (уголовно-правовые и криминолого-криминалистические аспекты) / под общ. ред. А.А. Бакина. - ЛО: СЗИПК ФСКН России, 2014.

13. Панов, С. Л., Ревягин, А. В. Правовые и организационные основы деятельности ОВД по индивидуальной профилактике правонарушающего поведения // Законодательство и практика. -2013. - № 2 (31). - С. 71-73.

14. Побегайло, Э. Ф. Избранные труды. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. - С. 93-111.

15. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - Режим доступа: https://mvd.ru (дата обращения: 01.04.2016).

16. Фалалеев, М. Не доводи до греха // Российская газета. - 2014. - 25 марта.

17. Фалалеев, М. Совет да контроль // Российская газета. - 2013. - 30 мая.

18. Шахов, И. И. Гражданское общество России и Запада: особенности исторического развития // Мир юридической науки. - 2012. - № 3.

УДК 343.985.7

А.А. Сливний*

Отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции

В статье представлены отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции: правовое регулирование уголовной ответственности и способы ее совершения.

Ключевые слова: незаконная миграция; организация незаконной миграции: противодействие незаконной миграции; противодействие организации незаконной миграции.

A.A. Slivniy*. The individual elements of operational-detective characteristics of illegal migration. The article presents some elements of operational-detective characteristics of illegal migration: legal regulation of criminal responsibility; the ways of its making.

Keywords: illegal migration; organization of illegal migration: to counter illegal migration; to counter organization of illegal migration.

* Сливний, Алексей Артурович, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 30. Т. +7(812)573-31-76. E-mail: lexa19851@yandex.ru.

* Slivniy, Alexey Arturovich, the post graduate of the St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, St.-Petersburg, Tchaikovsky str., 30. Ph. +7(812)573-31-76. E-mail: lexa19851@yandex.ru.

© Сливний А.А., 2016

Сливний А.А. Отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной...

В теории оперативно-розыскной деятельности как отрасли научного знания, изучающей преступность и преступления, необходимо конструирование самостоятельной оперативно-розыскной характеристики преступлений, в содержание которой необходимо включать такие сведения, использование которых способствует эффективному применению разведывательно-поисковых сил, средств и методов оперативных аппаратов органов внутренних дел в борьбе с преступностью [1, с. 185].

К основным элементам оперативно-розыскной характеристики преступлений следует отнести: способ совершения преступлений; признаки преступлений, характеризующие установленные способы; наиболее типичный перечень документов, наиболее часто подделываемых, исправляемых, незаконно выдаваемых и т.д.; перечень предметов, оборудования, механизмов, на которых имеются следы преступления; перечень лиц, осведомлённых о противоправных действиях преступника, способных указать на лиц, осведомлённых о них, находящихся в близких связях с подозреваемым в совершении преступления, сведения о лицах, наиболее часто выступающих в качестве лжесвидетелей, и др.; лиц, возможно, причастных к преступлению, данные о них, их должностном положении, взаимоотношениях между членами преступной группы, а также с другими лицами; другие данные, характеризующие противоправные деяния [1].

Научной разработкой вопросов оперативно-розыскной характеристики преступлений занимались В.Д. Ларичев [1], В.Ф. Луговик [2], Э.П. Костюкович [3], А.И. Хмыз [4] и некоторые другие учёные. Следует отметить, что научных работ, посвященных вопросам оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции, до настоящего времени не публиковалось.

По нашему мнению, организация незаконной миграции является преступлением, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие которого представляет значительную сложность для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), по ряду причин, к числу которых относятся:

- отсутствие у оперативных сотрудников необходимых знаний об оперативно значимых закономерностях преступной деятельности;

- несовершенство законодательства, регулирующего противодействие организации незаконной миграции;

- применяемые преступниками меры маскировки и конспирирования, затрудняющие документирование их действий;

- национальные особенности потерпевших от преступлений, которые необходимо учитывать при противодействии организации незаконной миграции, а также некоторые другие причины.

С учётом указанных обстоятельств представляется необходимым формирование оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции, содержание которой может быть использовано в целях совершенствования противодействия указанным преступлениям, осуществляемого сотрудниками оперативных подразделений. Принципиально соглашаясь с содержанием оперативно-розыскной характеристики, предложенной В.Д. Ларичевым, в рамках настоящей работы нами будут рассмотрены только её некоторые, наиболее значимые для ОРД элементы.

Правовое регулирование уголовной ответственности за организацию незаконной миграции.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции предусмотрена в ст. 322.1. Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [5]. Преступное деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести и, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [6], расследуется в форме дознания, проводимого дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ). Преступное деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений и, в соответствии с п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, расследуется в форме следствия, проводимого следователями органов федеральной службы безопасности или следователями ОВД РФ.

Следует отметить, что ч. 2 ст. 322.1 УК РФ предусматривает ответственность за организацию незаконной миграции, совершённую организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N° 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [7], проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, по которому обязательно производство предварительного следствия либо при наличии информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших деяния указанной категории.

Подобные редакции указанных выше правовых норм приводят к отсутствию у сотрудников оперативных подразделений юридических оснований для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в т.ч. таких, как прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия организации незаконной миграции, совершаемой группой лиц по предварительному сговору, с использованием служебного положения, сопряжённую с извлечением дохода или нанесением ущерба в крупных или особо крупных размерах, а также и в некоторых иных случаях, квалифицируемых по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ и достаточно распространенных на практике.

Криминалистика, криминология, ОРД

В ходе проведения научного исследования проблем, связанных с оперативно-розыскным противодействием организации незаконной миграции, автором работы было изучено 39 уголовных дел, возбуждённых по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ.

Анализ изученных уголовных дел позволил прийти к следующим выводам: при выявлении указанных преступлений сотрудниками оперативных подразделений в 67 % случаях проводилось ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи» (далее - СИТКС) и в 23 % случаях проводилось ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров» (далее - ПТП).

По нашему мнению, распространённость указанных ОРМ при документировании преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, могла бы быть ещё больше, если бы не препятствия организационного характера: отсутствие у подразделений специальных технических возможностей по проведению ОРМ в интересах конкретных оперативных подразделений в необходимое для них время, неопытность оперативных работников, а также ряд других обстоятельств.

Практический опыт по оперативно-розыскному противодействию преступлениям, предусмотренным ст. 322.1 УК РФ, позволяет сделать вывод о том, что тактически выявление и раскрытие организации незаконной миграции, совершённой организованной группой, ничем не отличается от выявления и раскрытия организации незаконной миграции, совершаемой группой лиц по предварительному сговору. В обоих указанных случаях предмет документирования идентичен, сама преступная деятельность носит организованный характер, а преступниками применяются одни и те же приёмы противодействия документированию их действий.

При этом в первом случае квалификация преступления будет по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, что позволяет оперативным сотрудникам проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, а во втором случае квалификация преступления будет по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, не предоставляющей оснований для проведения указанных ОРМ.

Возможным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать изменение уголовного закона и дополнение ч. 2 ст. 322.1 УК РФ такими квалифицирующими признаками, как организация незаконной миграции группой лиц по предварительному сговору, с использованием служебного положения, сопряжённая с извлечением дохода или нанесением ущерба в крупных или особо крупных размерах, а также некоторыми иными случаями, когда требуется проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Однако, по нашему мнению, преступность и наказуемость конкретных деяний должна определяться исключительно характером и степенью их общественной опасности, а изменение уголовного закона в целях решения задач ОРД представляется неправильным.

В ходе проведения исследования автором было опрошено 34 оперативных сотрудника подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (17 - из подразделений, находящихся Ленинградской области, 17 - из подразделений, находящихся в Санкт-Петербурге), в чьи должностные обязанности входит оперативно-розыскное противодействие организации незаконной миграции. Опрос показал, что 32 сотрудника (94 % от числа опрошенных) считают необходимым проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, при выявлении и раскрытии преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, и не проводят указанные ОРМ только по причине отсутствия необходимых для этого правовых оснований.

С учётом указанных обстоятельств представляется правильным внести в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» изменения, в результате которых ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, могут быть проведены по усмотрению сотрудников оперативного подразделения органа, осуществляющего ОРД, вне зависимости от того, в какой форме предварительного расследования (следствия или дознания) в последующем будет расследоваться документируемая преступная деятельность.

Способ организации незаконной миграции.

Изучение материалов оперативно-следственной и судебной практики позволило определить принципиальный способ организации незаконной миграции.

На первоначальном этапе организатор образует юридическое лицо, предоставляющее услуги по получению нелегальных миграционных документов и подбирает для него офисные помещения.

Характерно, что наименование юридического лица зачастую похоже на наименование компетентных органов государственной власти. Типичным примером является создание осуждёнными за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ ООО «Комитет миграционного контроля» [8]. Кроме того, среди изученных нами случаев выявлялись такие наименования указанных юридических лиц, как «Региональная служба регистрации», «Юридический центр "Регистратор"», «Московская служба юридической помощи», «Центр правового содействия», «Юридический центр "Мигрант"», «Юридический центр "Гражданин"», а также некоторые другие, обладающие указанным признаком[9].

Также характерно, что офисные помещения указанных юридических лиц располагаются в центральной части городов, зачастую неподалеку от зданий органов государственной власти, в т.ч. занимаемых подразделениями миграционной службы.

Указанные действия совершаются преступниками для того, чтобы ввести в заблуждение потерпевших и создать у последних представление о том, что ими будут получены легальные миграционные документы.

Организатором подбираются иные соучастники, а также приобретается необходимая для осуществления преступной деятельности оргтехника (компьютеры, принтеры, ксероксы, телефоны,

Сливний А.А. Отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной...

иное оборудование) и канцелярские принадлежности для изготовления поддельных штампов, печатей и их оттисков, поддельных чеков «Почта России» и иных документов.

Реклама об услугах, предоставляемых образованным преступниками юридическим лицом, осуществляется посредством размещения объявлений в метрополитене, на вокзалах, в иных общественных местах, в т.ч. с использованием граждан, специально нанятых для этой работы и не осведомлённых о преступной деятельности (так называемых «бутербродов»). Реклама может размещаться в сети Интернет, в т.ч. в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и в некоторых других.

Соучастники преступной деятельности, находящиеся в офисных помещениях, принимают у иностранных граждан документы, в т.ч. паспорта и миграционные карты, срок регистрации которых на территории РФ истёк, получают денежные средства за осуществление вышеуказанных действий.

Полученные от иностранных граждан документы передаются лицам, осуществляющим их подделку и иные неправомерные действия. Характерно, что указанные лица находятся не в офисных помещениях, занимаемых юридическим лицом, а в иных, специально подобранных для указанных целей помещениях, зачастую жилых. Данные действия совершаются преступниками для затруднения документирования их деятельности, в т.ч. для затруднения проведения таких ОРМ, как наблюдение и обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

В данных помещениях преступники незаконно изготавливают и заполняют уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания для временной регистрации сроком на 3 месяца, изготавливают подложные трудовые договора и незаконно проставляют на них оттиски печатей для оформления иностранным гражданам разрешения на работу сроком на 1 год, проставляют оттиски печатей в бланки медицинских документов, формируют окончательный пакет документов для подачи в подразделения миграционной службы для оформления разрешения на работу, в т.ч. незаконно изготавливают от имени иностранных граждан без ведома и согласия последних подложные доверенности на право подачи документов в миграционную службу.

После подачи подготовленного преступниками пакета указанных документов и последующего на их основе незаконного получения разрешений на работу из миграционной службы, преступники передают их иностранным гражданам в офисных помещениях, занимаемых юридическим лицом, созданным для осуществления преступной деятельности.

Необходимо отметить, что в случае неосведомленности иностранных граждан о нелегальности получаемых ими разрешений на работу, указанные действия преступников дополнительно квалифицируются как мошенничество по соответствующей части ст. 159 УК РФ.

Указанный выше процесс преступной деятельности может быть как более сложным, например, когда организация незаконной миграции в Российскую Федерацию начинается на территории иностранных государств или распространяется по значительной территории России, так и более простым, когда преступники ограничиваются только незаконной постановкой иностранных граждан на миграционный учёт.

Представленные в настоящей статье особенности организации незаконной миграции необходимо учитывать как в практической деятельности - для повышения эффективности оперативно-розыскного противодействия указанным преступлениям, так и в научной работе - при разработке методик выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, т.к. указанная информация может быть использована для поисковой работы, для планирования ОРМ по делам оперативного учёта, а также в ходе оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования преступлений.

Список литературы

1. Ларичев, В. Д. Содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики // Общество и право (Краснодарский университет МВД России). - 2013. - № 2 (44).

2. Луговик, В. Ф. Проблемы формирования учения об оперативно-розыскной характеристике преступлений // Оперативник (сыщик). - 2006. - № 4 (9). - С. 13-16.

3. Костюкович, Э. П. К вопросу об оперативно-розыскной характеристике преступлений // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2006. - № 1-2. - С. 145-148.

4.Хмыз, А. И. О криминалистической и оперативно-розыскной характеристиках преступлений и их соотношении // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 398. - С. 163-166.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 22 дек. - № 249.

7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

8. Уголовное дело № 301063, возбуждено ГСУ Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу 17 октября 2011 г. по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ.

9. Уголовное дело № 301063, возбуждено ГСУ Следственного комитета РФ по г. Москве 15 мая 2011 г. по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210, ч. 4 ст. 159, п. «а» ч.2 ст.322.1 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.