Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ'

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квашнин А. Б.

В статье рассмотрены основные направления технического регулирования в сфере средств индивидуальной защиты населения, а также основные проблемы и возможные пути решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Квашнин А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL APPROACHES TO TECHNICAL REGULATION IN THE FIELD OF SAFETY OF PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT OF THE POPULATION

The article discusses the main directions of technical regulation in the field of personal protective equipment of the population, as well as the main problems and possible solutions

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 620.16

Квашнин А.Б.

канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления технического регулирования в сфере средств индивидуальной защиты населения, а также основные проблемы и возможные пути решения

Ключевые слова

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, техническое регулирование, национальные и

международные стандарты, технический регламент

Kvashnin A. B.

Candidate of Technical Sciences FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia

GENERAL APPROACHES TO TECHNICAL REGULATION IN THE FIELD OF SAFETY OF PERSONAL PROTECTIVE

EQUIPMENT OF THE POPULATION

Annotation

The article discusses the main directions of technical regulation in the field of personal protective equipment of the population, as well as the main problems and possible solutions

Keywords

Personal respiratory protection equipment, technical regulation, national and international standards, technical regulations.

На современном этапе развития технического регулирования для средств РХБ защиты населения в системе безопасности в ЧС сохраняется ситуация отсутствия системы и механизмов обязательного подтверждения соответствия и их нормативного обеспечения.

К средствам РХБ защиты населения в соответствии с Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённым приказом МЧС России от 01 октября 2014 года № 543, относятся средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы фильтрующие, респираторы) - СИЗОД.

Ядром создаваемой в Российской Федерации системы технического регулирования в соответствии с [1] определены технические регламенты, представляющие собой документы, которые могут быть приняты международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством России; федеральными законами; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации, и устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования.

Национальные и межгосударственные стандарты, а также своды правил, представляют собой подзаконные акты, исполнение которых является доказательной базой исполнения всеми

заинтересованными сторонами требований технических регламентов.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации требования к средствам РХБ защиты (в частности, СИЗОД) устанавливаются двумя способами:

первый - техническими регламентами и документами по стандартизации (стандартами и сводами правил) - к СИЗОД в области промышленной безопасности и к СИЗОД населения и спасателей невоенизированных формирований;

второй - нормативными (ведомственными) документами Минобороны России - к СИЗОД, предназначенными для РХБ защиты, поставляемым по государственному оборонному заказу для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации, и техническая документация которых содержит сведения ограниченного доступа.

С учётом перечисленных выше способов установления обязательных для исполнения требований к СИЗОД в Российской Федерации сформированы на данном этапе развития техрегулирования три подсистемы единой системы технического регулирования в области РХБ защиты.

Первая подсистема - подсистема технического регулирования требований к СИЗОД, в том числе к средствам РХБ защиты, предназначенным для обеспечения безопасности труда персонала опасных производственных объектов, объектов использования атомной энергии и других опасных объектов.

В настоящее время указанная подсистема сформирована и функционирует на базовой основе Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Формами подтверждения соответствия являются обязательная сертификация и декларирование о соответствии.

Для обеспечения доказательной базы [2] разработан перечень стандартов, которые объединены в две группы:

первая группа стандартов - перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 019/2011;

вторая группа стандартов - перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения требований регламента.

Следовательно, подсистема технического регулирования требований к СИЗОД, предназначенным для обеспечения безопасности труда производственного персонала, в целом создана и эффективно функционирует.

Вторая подсистема - подсистема технического регулирования требований к СИЗОД Вооружённых Сил Российской Федерации.

Указанная подсистема создана в полном соответствии со статьёй 5 Федерального закона «О техническом регулировании», устанавливающей особый порядок установления требований к техническим средствам, производимым в рамках государственного оборонного заказа и/или содержащим сведения ограниченного распространения.

Обязательные для исполнения требования к СИЗОД Вооружённых Сил устанавливаются российскими стандартами серии ГОСТ РВ, а также иными ведомственными документами Минобороны России. СИЗОД, производимые для нужд Вооружённых сил и некоторых других ФОИВ, проходят приёмку военным Представителем Минобороны России.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну,

а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией», средства РХБ защиты (в частности, СИЗОД), являющиеся оборонной продукцией (продукцией военного назначения, военной продукцией), подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» противогазы, коробки противогазов с фильтрами и оборудование для их обеззараживания, разработанные либо модифицированные для защиты от биологических факторов или радиоактивных материалов, приспособленных для военного применения, или химического оружия, а также специально разработанные для них компоненты, внесены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определён единый кодификатор предметов снабжения (ЕКПС) и порядок разработки и ведения разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд. СИЗОД военного назначения в соответствии с ЕКПС соответствует классу 4250, ответственным за который является Министерство обороны Российской Федерации.

Деятельность по производству СИЗОД для нужд Вооружённых сил лицензируется в соответствии с законодательством.

Третья подсистема - подсистема технического регулирования требований к СИЗОД населения и спасателей невоенизированных формирований в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Следует отметить, что указанная система находится в непосредственной плоскости исследований ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Эта подсистема формируется силами МЧС России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

В настоящее время техническое регулирование обязательных требований к продукции средств защиты для населения, а также в области разработки, создания и внедрения технических средств РХБ защиты населения (СИЗОД для населения в ЧС) отсутствует.

Несмотря на то, что Советом ЕАК 5 октября 2021 г. № 100 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021), вопросы технического регулирования обязательных требований к продукции и процессам в области проектирования, разработки, создания и внедрения технических средств РХБ защиты населения (СИЗОД для населения в ЧС) в регламенте не отражены.

Отсутствие обоснованной и юридически закреплённой системы требований к СИЗОД населения устраивает большинство производителей и поставщиков указанных средств. Каждый из них пользуется документами, которые считает наиболее приемлемыми на определённом этапе своей производственной деятельности.

Отсутствие установленных и обязательных для исполнения требований к СИЗОД населения неизбежно приводит к следующим обстоятельствам:

1) снижению уровня защиты населения от аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий;

2) снижению оперативности и эффективности быстрого реагирования сил и средств ликвидации

ЧС;

3) увеличению количества пострадавших, значительному материальному ущербу и нарушению

условий жизнедеятельности людей;

4) созданию барьеров на пути осуществления свободного обращения (перемещения) указанной продукции по территории таможенного пространства Таможенного союза.

Существующее на данном этапе техническое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения на добровольной основе требований к СИЗОД населения является частичным решением задач по эффективной защите населения от РХБ угроз в системе безопасности в ЧС.

Для образцов СИЗОД населения в настоящее время действует Система добровольной сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России.

Несовершенность и незавершённость создания в настоящее время системы технического регулирования в области проектирования, разработки, создания и внедрения технических средств РХБ защиты населения, особенно в области разработки обязательных требований к СИЗОД населения определяет актуальность и востребованность будущих исследований.

Отсутствие в перечне утверждённого технического регламента ТР ЕАЭС 050/2021 СИЗОД населения и спасателей означает абсолютную незавершённость цельной системы («вертикали») технического регулирования в области РХБ защиты населения и спасателей (рисунок 1) и необходимость её дальнейшего совершенствования в соответствии с национальным законодательством.

Представленная «вертикаль» технических требований к средствам защиты РХБ защиты населения символизирует иерархию и порядок построения взаимосвязи этапов системного комплекса технического регулирования в области РХБ защиты населения и спасателей. Схема наглядно показывает безальтернативность требований технических регламентов в этой общей системе технического регулирования.

Таким образом, для формирования полноценного правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (в частности - СИЗОД для населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС)), а также к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации СИЗОД, необходимо выполнение следующих основных требований на основании существующей нормативно-правовой базы в области технического регулирования:

1) разработка и формирование обязательных требований к продукции (СИЗОД населения) в Технический регламент или разработка постановления Правительства по вопросу технического регулирования в отношении исполнения обязательных требований к продукции (средств индивидуальной защиты органов дыхания для гражданского населения);

2) разработка или актуализация существующей системы ГОСТов, регламентирующих общие и специальные требования к техническим средствам РХБ защиты населения;

3) введение обязательной сертификации СИЗОД населения и спасателей. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2. Технический регламент Таможенного союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

© Квашнин А.Б., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.