Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ, ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ, ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / ЗАЩИТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЗОНА ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ZONE OF PROTECTIVE MEASURES / НАСЕЛЕНИЕ / ПОРАЖАЮЩИЙ ФАКТОР / DAMAGING FACTOR / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ / POTENTIALLY HAZARDOUS OBJECTS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ / PROTECTION SYSTEM DESIGN / ПРОТИВОРАДИАЦИОННАЯ ЗАЩИТА / RADIATION PROTECTION / ПРОТИВОХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / CHEMICAL PROTECTION / ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / РАДИАЦИОННЫЕ / RADIATION / ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ И ОПАСНОСТИ / CHEMICAL AND BIOLOGICAL THREATS AND HAZARDS / PROTECTIVE MEASURE / POPULATION / BIOLOGICAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович, Зыгин Денис Александрович, Никифоров Герман Евгеньевич

Использован дифференцированный подход к проектированию противорадиационной, противохимической и противобиологической защиты населения, отличающийся оптимальностью по совокупности их свойств и затратам на их получение. Показано, что методически реализация этого подхода основывается на установлении зон защитных мероприятий вокруг потенциально опасных объектов, в которых объём мероприятий должен быть соотнесён с риском возникновения конкретной опасности, а их проведение должно обеспечивать сокращение жертв и материального ущерба при минимально затрачиваемых финансовых и материальных ресурсах. Развиты взгляды на защиту населения в современных условиях, опубликованные в номерах 48-52, 56 настоящего журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович, Зыгин Денис Александрович, Никифоров Герман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical Realization of a Differentiated Approach to Radiation, Chemical and Biological Civil Protection

The differentiated approach used allows to design radiation, chemical and biological civil protection which is optimal in performance set and costs of gaining them. It is shown that methodical realization of the differentiated approach is based on creation of zones of protective measures around potentially hazardous objects when the scope of activities is to be correlated to the concrete hazard risk, and the process of these activities shall reduce victims and material damage with minimum use of financial and material resources. Issues 48-52, 56 of the Journal provide views of civil protection in the modern context.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ, ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ»

/82 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 3 (57) УДК 614.8

Методическая реализация дифференцированного подхода к противорадиационной, противохимической и противобиологической защите населения

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

А.В. Шевченко, Д.А. Зыгин, Г.Е. Никифоров

Аннотация

Использован дифференцированный подход к проектированию противорадиационной, противохимической и противобиологической защиты населения, отличающийся оптимальностью по совокупности их свойств и затратам на их получение. Показано, что методически реализация этого подхода основывается на установлении зон защитных мероприятий вокруг потенциально опасных объектов, в которых объём мероприятий должен быть соотнесён с риском возникновения конкретной опасности, а их проведение должно обеспечивать сокращение жертв и материального ущерба при минимально затрачиваемых финансовых и материальных ресурсах. Развиты взгляды на защиту населения в современных условиях, опубликованные в номерах 48-52, 56 настоящего журнала.

Ключевые слова: дифференцированный подход; защитное мероприятие; зона защитных мероприятий; население; поражающий фактор; потенциально опасный объект; проектирование систем защиты; противорадиационная защита; противохимическая защита; противобиологическая защита; радиационные, химические и биологические угрозы и опасности.

Methodical Realization of a Differentiated Approach to Radiation, Chemical and Biological Civil Protection

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

A. Shevchenko, D. Zygin, G. Nikiforov

Abstract

The differentiated approach used allows to design radiation, chemical and biological civil protection which is optimal in performance set and costs of gaining them. It is shown that methodical realization of the differentiated approach is based on creation of zones of protective measures around potentially hazardous objects when the scope of activities is to be correlated to the concrete hazard risk, and the process of these activities shall reduce victims and material damage with minimum use of financial and material resources. Issues 48-52, 56 of the Journal provide views of civil protection in the modern context.

Key words: the differentiated approach; protective measure; zone of protective measures; the population; damaging factor; potentially hazardous objects; protection system design; radiation protection; chemical protection; biological protection; radiation, chemical and biological threats and hazards.

Статья поступила в редакцию 18.07.2018.

Введение

В общем случае под «дифференцированным подходом» понимается способ деятельности, при котором главным является учет особенностей предмета деятельности и его взаимодействий со средой, а получаемый результат характеризуется оптимальностью по совокупности приданных ему свойств и затратам на их получение.

Использование дифференцированного подхода к осуществлению защиты населения не является новым. Однако формируемый на его основе состав приоритетных мероприятий по защите населения и их направленность изменяются в зависимости от преобладающих видов угроз и опасностей, которые определяются военно-политическими, военно-техническими и социально-экономическими факторами определенного исторического периода.

Так, до 50-х годов прошлого столетия эти угрозы и опасности связывались с возможностью широкомасштабного применения химического оружия, после — с всеобщей ядерной войной и применением оружия массового поражения (ОМП), а в 21 веке — определяются преимущественно авариями (разрушениями) на радиационно, химически и биологически опасных объектах.

Наиболее остро вопрос о необходимости дифференцированного подхода встал в связи с появлением ядерного оружия, которое потребовало перестройки системы местной противовоздушной обороны СССР в новую общегосударственную систему — Гражданскую оборону СССР.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация, а для укрытия населения в защитных сооружениях был принят принцип «дифференцированного комплексного подхода».

В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, где предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. В основу вероятной модели будущей войны в то время была положена модель, при которой непосредственному ведению боевых действий предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.

В современной России на законодательном уровне такой подход применительно к защите населения впервые был использован в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В статье 7 «Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» этого федерального закона закреплено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

В области гражданской обороны необходимость использования дифференцированного подхода к защите населения, материальных и культурных ценностей на определенных территориях Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, установлена в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696. Как говорится в этом документе, использование дифференцированного подхода позволит оптимизировать финансовые и материальные ресурсы и обеспечит необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей.

Внедрение указанного подхода в практику противорадиационной, противохимической и противобио-логической защиты (далее — ПРХБ защиты) активно началось с середины 90-х годов прошлого столетия в ходе формирования первого Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации [1-3]. И в настоящее время дифференцированный подход [4] является основным при совершенствовании ПРХБ защиты населения [5]. Например, в Концепции [4] применительно к ресурсному обеспечению мероприятий по ПРХБ защите населения сказано, что совершенствование системы обеспечения населения средствами индивидуальной защиты необходимо основывать на переходе от принципа всеобщей ПРХБ защиты населения к принципу защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности. Подобное имеется и в СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированный СНиП 2.01.51-90» применительно к инженерно-техническим мероприятиям.

Таким образом, в настоящее время дифференцированный подход к ПРХБ защите населения на определенных территориях Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, востребован практикой. При этом объем мероприятий, проводимых заблаговременно, должен быть соотнесен с риском возникновения конкретного вида опасности, а их проведение должно обеспечивать значимый эффект в виде существенного сокращения возможных жертв и материального ущерба при минимально затрачиваемых финансовых и материальных ресурсах. Однако в настоящее время не имеется каких-либо указаний или методических рекомендаций по применению дифференцированного подхода на практике.

Методическая основа дифференцированного подхода

Опыт безопасного уничтожения химического оружия показывает, что вокруг потенциально опасных объектов (ПОО), при разрушении которых возможны массовые поражения людей, должны устанавливаться зоны защитных мероприятий (ЗЗМ) по аналогии с объектами по хранению химического оружия и объектами по уничтожению химического оружия. ЗЗМ представляет собой территорию вокруг ПОО, в пределах которой осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия радиационных, химических и биологических (РХБ) поражающих факторов вследствие возникновения ЧС или разрушения объекта обычными современными средствами поражения [6]. Площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и для отдельных особо опасных объектов, например по хранению и уничтожению химического оружия, может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Размеры зон защитных мероприятий устанавливаются по соответствующим методикам. Например, для ХОО могут применяться [7-9].

Специальный комплекс защитных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность оперативной (дежурной) и аварийно-спасательной служб объектов, а также сил гражданской обороны (ГО) и РСЧС, и применяется на всей площади ЗЗМ. Этот комплекс включает в себя мероприятия, проводимые заблаговременно, а также мероприятия, осуществляемые при возникновении ЧС, и определяется планами действий по предупреждению возникновения ЧС и планами ГО, разрабатываемыми для каждого объекта отдельно (см. приложение).

В границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) объекта ответственность за выполнение и обеспечение специального комплекса защитных мероприятий возлагается на его руководителя.

За границами СЗЗ в пределах ЗЗМ ответственность за организацию и осуществление специального комплекса защитных мероприятий возлагается на соответствующие органы, установившие зону защитных мероприятий.

Внутри ЗЗМ необходимо выделять участки территории по различным комплексам защитных мероприятий.

Особенно это необходимо для химически опасных объектов (ХОО), при авариях на которых возможно массовое поражение людей, в том числе со смертельным исходом. Далее методическую основу реализации дифференцированного подхода следует показать на примере ХОО.

Установленные санитарными правилами СЗЗ вокруг ХОО при их нормальном функционировании обеспечивают защиту здоровья людей. При химической аварии, когда поражающие факторы выходят за пределы объекта, для населения создается непосредственная

угроза его жизни и здоровью. В этом случае в установленных ЗЗМ необходимо проведение защитных мероприятий. Вид защитных мероприятий зависит от величины и скорости нарастания токсоэффекта в определенной точке пространства (местности), а также наличия времени для его осуществления. Причем, чем больше величина токсоэффекта и выше скорость его нарастания, тем сложнее и дороже обходится комплекс мероприятий по защите людей. Применять же один и тот же комплекс мероприятий, обеспечивающий защиту населения как вблизи источника заражения, так и на границе ЗЗМ, экономически не оправдано, так как затраты будут расти (в первом приближении) пропорционально квадрату расстояния от ХОО. В этом случае необходим дифференцированный подход к определению комплексов защитных мероприятий в зависимости от удаления от источника химического загрязнения на основе выделения (установления границ) участков, в которых в зависимости от степени опасности поражения населения проводится определенный, оптимальный по составу, комплекс защитных мероприятий.

Комплекс защитных мероприятий, проводимых на том или ином участке, должен отвечать ряду требований, в частности:

время осуществления (начала осуществления) мероприятий комплекса должно быть меньше времени подхода облака загрязненного воздуха, а в тех случаях, когда установлены аварийные пределы воздействия, не превышать регламентированного времени пребывания человека в зоне химического загрязнения без средств индивидуальной защиты (СИЗ);

время защиты населения при реализации мероприятий комплекса должно быть не меньше времени воздействия поражающих факторов;

должна обеспечиваться возможность выполнения мероприятий комплекса всеми возрастными группами населения при максимальном их охвате;

стоимость комплекса должна быть минимальна. Участки территории, на которых проводится (планируется) тот или иной комплекс защитных мероприятий, определяются на основе сопоставления времени подхода облака загрязненного воздуха и времени, необходимого для проведения защитных мероприятий, с учетом пространственного распределения аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД) при распространении:

первый участок (зона самостоятельных действий) — время подхода загрязненного воздуха не более времени оповещения;

второй участок (зона организованных действий) — время подхода облака загрязненного воздуха больше времени оповещения, но не более времени, необходимого для проведения эвакуации;

третий участок (зона эвакуации) — время подхода облака загрязненного воздуха больше времени, необходимого для проведения эвакуации.

Здесь эвакуация рассматривается как наименее затратный, однако требующий наибольшего времени для реализации, способ защиты больших масс людей.

Методика установления границ участков территории по комплексам защитных мероприятий в зоне защитных мероприятий на примере ХОО будет приведена в последующих номерах журнала.

Конкретный комплекс защитных мероприятий из различных приемлемых вариантов в каждой зоне обосновывается на основе концепции приемлемого риска с учетом затрат на его осуществление.

Выделение участков проводится путем прогнозирования пространственно-временного распределения поражающих факторов при задании в качестве исходных данных характеристик системы оповещения, параметров ХОО, параметров аварийного выброса, метеоусловий, токсических свойств АХОВИД, подготовленности населения к действиям в условиях ЧС.

Первый участок (зона самостоятельных действий) характеризуется тем, что облако подойдет к жилым кварталам быстрее, чем население узнает о факте аварии и необходимых мерах защиты. При этом реализуется фактор внезапного воздействия облака АХОВИД на население. Население может принять лишь те меры защиты, которые находятся в «шаговой доступности». В общем случае размер зоны определяется временем срабатывания систем обнаружения выброса, анализа обстановки, принятия решения, срабатывания локальных систем оповещения и временем начала принятия населением мер защиты. В этой зоне факт аварии устанавливается людьми, как правило, самостоятельно, на основании шумовых, зрительных эффектов, сопровождающих аварийный выброс, и органолептических ощущений. При этом населением принимаются самостоятельные меры по индивидуальной защите. Потери в этой зоне носят преимущественно тяжелый характер. Концентрации АХОВИД могут достигать мгновенно смертельных значений, а токсодозы — среднесмертельных. Население обязательно должно пройти обучение по действиям в условиях ЧС и знать внешние признаки проявления аварии на ХОО. Основными мероприятиями защиты населения являются:

а) снижение запасов АХОВИД на предприятии;

б) заблаговременная выдача (приобретение в личную собственность) СИЗ. При этом требуется выработка механизма ответственного отношения населения к СИЗ, предоставляемых ему на безвозмездной основе. Имеющаяся практика безвозмездной выдачи гражданских противогазов населению, проживающему в ЗЗМ вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия, свидетельствует, что в результате ненадлежащего их хранения, утери и использования не по назначению для бытовых нужд эффективность такой формы защиты значительно снижается. С другой стороны, хранение антидотов при медико-санитарных частях обеспечивает их сохранность, своевременное освежение и квалифицированное применение. Преимущественным средством защиты населения является фильтрующий противогаз с функцией защиты от АХО-ВИД, возможно использование также фильтрующего самоспасателя высокой эффективности с функцией защиты от конкретных АХОВИД;

в) приспособление под газоукрытия помещений в жилых зданиях, учреждениях и общественных местах по аналогии с газоукрытиями на объектах по уничтожению химического оружия;

г) создание вблизи возможных источников химического загрязнения стационарных автоматизированных систем локализации и обезвреживания облаков загрязненного воздуха, исходя из вероятных и наиболее опасных направлений его распространения;

д) заблаговременное отселение (частичное или полное) населения, вынос за пределы зоны учреждений дошкольного и школьного образования, общественных учреждений, где возможно скопление больших масс людей, и т. п.

Второй участок (зона организованных действий) характеризуется тем, что проживающее в ней население своевременно оповещается о возможности воздействия облака загрязненного воздуха и необходимых мерах защиты, но не успевает быть централизованно эвакуировано без применения дополнительных средств защиты (индивидуальных или коллективных). В общем случае граница зоны устанавливается на основании сопоставления нормативных значений по времени эвакуации и скорости переноса облака АХОВИД. В этой зоне население действует на основании указаний, получаемых по системе оповещения, применяет заранее определенные и подготовленные меры защиты, в том числе на основе аварийных пределов воздействия, использует соответствующие помещения зданий и сооружений для укрытия, самоэвакуацию с применением СИЗ (если они были заранее накоплены и хранятся в местах, допускающих их своевременную выдачу) или без применения СИЗ. Поражения в этой зоне носят, как правило, среднюю и легкую степени тяжести. Токсодозы могут достигать средневыводя-щих значений. Преимущественным средством защиты является фильтрующий самоспасатель с функцией защиты от АХОВИД.

В границах первого и второго участков, которые относятся к зоне экстренного оповещения, должна создаваться и развиваться комплексная система экстренного оповещения населения. При этом требуемая оперативность может быть достигнута лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев — даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС, включая локальные системы оповещения, создаваемые вокруг ПОО. Этим может быть достигнуто выполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Третий участок (зона эвакуации) характеризуется тем, что в ней при неблагоприятно складывающейся обстановке возможно проведение организованной временной эвакуации больших масс людей без применения

дополнительных средств защиты. Токсическая нагрузка характеризуется от аварийных пределов воздействия АХОВИД, но не более пороговых токсодоз. Граница участка устанавливается на основе прогнозирования глубины распространения вторичного облака АХОВИД. В этой зоне население действует только на основании указаний, получаемых, как правило, через средства массовой информации или мобильные средства информирования. Эвакуация организуется и проводится установленным порядком, исходя из анализа складывающейся обстановки.

Реализацию дифференцированного подхода целесообразно осуществлять путем проектирования комплексных систем защиты от РХБ поражающих факторов мирного и военного времени [2].

Под «проектированием» понимается определение в городах оптимальной системы организационных мероприятий, инженерных сооружений, технических средств защиты и т. п., способной путем выполнения ее отдельных элементов (комплекса элементов) оградить или существенно снизить воздействие поражающих РХБ факторов в течение времени, достаточного для предотвращения у них поражений на уровне пороговых токсодоз.

Комплексная система защиты должна быть ориентирована в первую очередь на защиту при ЧС мирного времени, когда население менее всего организовано, слабо подготовлено к действиям и технически не оснащено. В военный период ПРХБ защита населения будет обеспечиваться проведением комплекса мероприятий по защите населения страны от ОМП, которые в мирное время либо не проводятся, либо осуществляются крайне ограниченно. Например, снижение запасов АХОВИД или прекращение действий предприятий, эвакуация населения, приведение в готовность к приему укрываемых и строительство быстровозводимых защитных сооружений ГО, выдача населению СИЗ.

Разработку проектов предлагается базировать на предложенном выше методическом подходе к зонированию территории по защитным мероприятиям.

Ввиду того, что создание комплексной защиты является очень затратным и продолжительным процессом, ее проектирование, развитие и совершенствование должны идти по принципу: от защиты в наиболее вероятных ЧС к защите при ЧС с катастрофическими последствиями и обеспечению выживания населения в военный период.

Отдельно хотелось бы отметить роль средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).

Своевременное применение СИЗОД является важным условием в обеспечении защиты населения от РХБ поражающих факторов. Принимая во внимание низкую вероятность применения в современных войнах ОМП, становится актуальным подход, заключающийся в обеспечении конкретных групп населения от конкретных видов опасности СИЗОД более экономичными, чем гражданский фильтрующий противогаз. Это означает, что в зависимости от вида источника опасности и удаленности от него населения виды СИЗОД могут изменяться. При этом значительно снижаются объемы накапливаемых запасов СИЗОД и их стоимость.

Для населения, находящегося в непосредственной близости от ПОО, например в зоне самостоятельных действий, в качестве средства защиты необходимо использование гражданского фильтрующего противогаза с универсальной шихтой или с шихтой для защиты от конкретной группы веществ, возможно использование самоспасателей высокой эффективности, а населению должно быть предоставлено право их приобретения в личную собственность по льготным ценам. По мере удаления от ПОО могут использоваться для защиты от радиоактивных веществ и биологически опасных веществ противопылевые респираторы, а для защиты от АХОВИД — фильтрующие самоспасатели (универсальные или специальные).

Универсальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека при относительной влажности воздуха до 98 процентов от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров (А, В, Е, К).

Специальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания либо органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от одного или нескольких поражающих факторов (веществ).

Фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать снижение концентраций опасных химических веществ во вдыхаемом воздухе до значений, не превышающих аварийных пределов воздействия этих веществ.

В перспективе для защиты населения в военное время от инкапаситантов (ХВ, временно выводящие людей из строя) с использованием самоспасателей коэффициент подсоса СИЗОД в зону дыхания и глаз не должен превышать 0,001%.

В условиях ЧС реально обеспечить защиту человека в момент внезапно возникшей опасности может только то средство защиты, которое находится в пределах его досягаемости. Условие доступности достигается с большей эффективностью для портативных изделий с малой массой и габаритами. Чем меньше масса и габариты СИЗОД, тем больше вероятность его нахождения у пользователя [10]. Удаляясь от места хранения СИЗОД, пользователь должен иметь возможность взять его с собой. Это идеальное решение вопроса о доступности защитного устройства в момент ЧС. Таким образом, важным требованием, предъявляемым к данному типу СИЗОД, является требование портативности. При оборудовании стационарных мест хранения СИЗОД в пределах доступности пользователям на объектах с массовым пребыванием людей изделия с малыми габаритами и массой также имеют существенные преимущества.

В то же время имеющийся опыт показывает, что для достижения оптимальных размеров самоспасателя и его защитных свойств необходимо решить следующие основные задачи:

установить минимально необходимую степень универсальности изделия по видам поражающих факторов и перечню опасных веществ;

определить минимально достаточные время защитного действия и уровни поражающих факторов (концентрации опасных веществ, от которых требуется защита);

установить допустимые в ЧС концентрации опасных веществ за самоспасателем в течение времени защитного действия на основе анализа токсикологических нормативов, установленных в Российской Федерации, например, аварийных пределов воздействия.

Эффективность ПРХБ защиты населения достигается не только наличием необходимых типов образцов современных средств защиты, но и возможностью обеспечить ими в достаточном количестве население, а также оснащение спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения ЧС, а также при военных конфликтах, исходя из тех РХБ опасностей и угроз, которые характерны для мест их размещения. Особенно это относится к СИЗОД населения. Одним из путей обеспечения в необходимом объеме населения средствами ПРХБ защиты является создание их запасов. Конкретные марки (модели) и нормы содержания средств ПРХБ защиты в запасах определяются органами, создающими запасы, на основе предложенного дифференцированного подхода к результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах и в ЧС, развивающихся по наиболее вероятным сценариям, с учетом установленных к этим средствам требований, например в национальных стандартах. Опыт ликвидации последствий химических аварий настоятельно свидетельствует о необходимости отдельного выделения группы средств ПРХБ защиты населения, которые накапливаются в виде мобильных запасов, приближенных к местам массового пребывания людей, что обеспечивает возможность их своевременного применения. Объемы таких мобильных запасов могут определяться, например, исходя из максимального количества людей, попадающих в так называемую «зону фактического заражения (загрязнения)», которая в 10-20 раз меньше, чем прогнозируемые площади зон возможного РХБ заражения (загрязнения) [6]. Этим, в частности, может быть обеспечено оптимальное качество построения ПРХБ защиты населения по показателю затрат.

Заключение

Методически реализация дифференцированного подхода к ПРХБ защите населения основывается на установлении зон защитных мероприятий вокруг ПОО, в которых в зависимости от уровня опасности выделяются участки территории по различным комплексам защитных мероприятий (от затратных до менее затратных), с учетом особенностей ПОО, возможности использования современных средств ПРХБ защиты, включая малогабаритные СИЗОД, и создания запасов в мобильном исполнении.

Приложение

Специальный комплекс защитных мероприятий (СКЗМ) и основные элементы планов действий по предупреждению возникновения ЧС и планов гражданской обороны, в которых определяется этот комплекс

Основу для разработки СКЗМ и основных элементов планов действий по предупреждению возникновения ЧС и планов гражданской обороны, в которых определяется СКЗМ, составляет постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.1999 № 208 «Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия».

1. СКЗМ для каждого потенциально опасного объекта должен предусматривать:

оперативное оповещение руководства (командования) и персонала объекта, сил ГО, сил РСЧС, медицинских учреждений, органов местного самоуправления и граждан, находящихся в опасном секторе зоны защитных мероприятий, о возникновении поражающих факторов и возможных последствиях их воздействия;

прогноз развития ситуации, определение направлений распространения потенциально опасных веществ, расчет возможных уровней загрязнения объектов окружающей среды в опасном секторе зоны защитных мероприятий и приведение в действие элементов СКЗМ;

оперативное оповещение граждан о применении ими необходимых мер защиты;

использование гражданами средств индивидуальной и коллективной защиты;

эвакуацию граждан, а также сельскохозяйственных животных из опасного сектора зоны защитных мероприятий в безопасные районы или введение карантина на территории в пределах границ эпидемического очага; медицинскую помощь пострадавшим; локализацию источников загрязнения или заражения;

обезвреживание мест аварийного выброса; сбор загрязненных или зараженных материалов и грунта, их обезвреживание;

РХБ разведку и контроль в зоне распространения поражающих факторов;

контроль санитарно-гигиенической обстановки в зоне распространения поражающих факторов;

оценку последствий воздействия радиоактивных веществ, АХОВИД и опасных биологических веществ для граждан и окружающей среды и принятие необходимых мер по реабилитации.

2. Основными элементами планов действий по предупреждению возникновения ЧС и планов гражданской обороны, в которых определяется СКЗМ, являются:

подготовка должностных лиц и населения к действиям при возникновении угроз, связанных с РХБ воздействиями;

мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на объектах и в пределах зоны защитных мероприятий по контролю за соблюдением расчетных или нормируемых безопасных уровней загрязнения окружающей среды;

прогноз последствий ЧС и последствий воздействия обычными современными средствами поражения;

мониторинг здоровья персонала объектов и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

порядок принятия решений при возникновении ЧС или разрушении объектов;

обеспечение взаимодействия оперативной (дежурной) и аварийно-спасательной служб объектов, сил ГО, сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС;

создание системы оперативного (экстренного) оповещения персонала объектов, сил ГО, сил РСЧС, органов государственной власти субъектов Российской

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Шевченко А. В., Мещеряков Е. М. О дифференцированном подходе к построению системы комплексной защиты населения в чрезвычайных ситуациях, связанных с химической опасностью // В сб.: Тезисы и доклады на III Всероссийской научно-практической конференции «Региональные и отраслевые проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время». М.: ЦСИ, 1998.

2. Вьюков А. Н., ПатукЛ. А., Шевченко А. В. О показателях эффективности программ развития и совершенствования комплексной защиты населения при различных конечных результатах // В сб. «Партнерство во имя жизни — снижение риска ЧС, смягчение последствий аварий и катастроф» / Международный симпозиум. М.: МЧС России, 1998.

3. Шевченко А. В., Зыгин Д.А., Никифоров Г. Е. К вопросу об обоснованности требований к характеристикам средств противорадиационной, противохимической и противобиологической защиты населения // Технологии гражданской безопасности. 2018. Т. 15. № 2 (56). С. 82-89.

4. Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения: утв. решением коллегии МЧС России от 17.06.2014 № 8/II.

Сведения об авторах

Шевченко Андрей Владимирович: д. т. н., проф., ООО «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий — Газпром ВНиИгаЗ», г. н. с. 121352, Московская обл., Ленинский р-н, пос. Развилка, Проектируемый проезд № 5537, вл. 15, стр. 1. е-таИ: shevchekoav@inbox.ru SPIN-код — 3983-1280.

Зыгин Денис Александрович: к. х. н., научно-исследовательский центр ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России. 105005, Москва, Бригадирский пер., 13. е-таИ: uranty@mail.ru

Никифоров Герман Евгеньевич: к. х. н., с. н. с., научно-исследовательский центр ФГБУ «27 ЦНИИ» Минобороны России,

125284, г. Москва, 1-й Хорошевский проезд, 5. е-таИ: herman5@yandex.ru

Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий; создание системы локализации очага поражения; обеспечение индивидуальными и специальными средствами защиты персонала объектов, оперативной (дежурной) и аварийно-спасательной служб объектов, сил РСЧС, подразделений Министерства здравоохранения Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, привлекаемых к ликвидации РХБ поражающих факторов;

предоставление на возмездной или безвозмездной основе гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, СИЗ для личного хранения;

заблаговременное накопление необходимых материальных средств и ресурсов, в том числе в мобильном исполнении;

порядок эвакуации граждан из районов воздействия РХБ поражающих факторов.

5. Стратегия развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: утв. Указом Президента Российской Федерации от 5.12.2016 № 645.

6. Шевченко А. В. Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (ч. 3) // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 4 (50). С. 90-96.

7. Методика определения площади зоны защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия: утв. Минобороны России от 26.03.1999.

8. РД 52.04.253-90. Методика прогнозирования масштабов загрязнения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте.

9. Программный комплекс для расчета последствий аварий с выбросом опасных веществ и оценки риска «Токси+^к: ЗАО «Научно-технический центр исследования проблем промышленной безопасности» (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2009615864).

10. Батырев В. В. Основы противохимической защиты населения в чрезвычайных ситуациях: Моногр. / МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2010. 212 с.

Information about the authors

Shevchenko, Andrey V.: Dr. Sci. (Engineering), Professor, Scientific Research Institute of Natural Gases and Gas Technologies Gazprom VNIIGAZ, Chief Researcher. Proektiruemiy proyezd № 5537, vl. 15, build. 1, Razvilka, Razvilkovskoye, Leninsky District, Moscow Region, 121352, Russia.

e-mail: shevchekoav@inbox.ru SPIN-code — 3983-1280.

Zygin, Denis A.: Cand. Sci.(Chemistry), Scientific Research Centre, "48 NII" of RF Defense Ministry. 13 Brigadirsky, 105005, Moscow, Russia. e-mail: uranty@mail.ru

Nikiforov, German E.: Cand. Sci.(Chemistry), Senior Researcher, Research Center, "27 NII" of RF Defense Ministry. 1-st Khoroshevsky proyezd, 5, 125284, Moscow, Russia. e-mail: herman5@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.