УДК 623.6
С.В. Горбунов, A.C. Старостин, Г.С. Черных
Состояние и перспективы радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России
Аннотация
В статье рассмотрены состояние существующей системы и технических средств радиационной, химической и биологической защите (далее — РХБ защиты) в МЧС России. Проведен анализ современных и прогнозных угроз РХБ природы для сил МЧС России в мирное и военное время. Определены актуальные задачи и первоочередные мероприятия по совершенствованию системы и технических средств РХБ защиты. Предложены направления развития системы и технических средств РХБ защиты сил МЧС России до 2020 года. Рассмотрены подходы по обеспечению модернизации базовых элементов системы РХБ защиты сил в МЧС России в интересах повышения эффективности защиты населения в условиях РХБ обстановки.
Ключевые слова: радиационная, химическая и биологическая защита; технические средства радиационной, химической и биологической защиты; радиационный, химический и биологический контроль; специальная обработка; средства индивидуальной защиты.
Содержание
Введение
1. Состояние сил и средств РХБ защиты в МЧС России
2. Анализ современных и прогнозных угроз РХБ природы для сил МЧС России в мирное и военное время
3. Основы формирования направлений развития системы и технических средств РХБ защиты сил в системе МЧС России
4. Основные направления развития системы и технических средств РХБ защиты
5. Этапы развития РХБ защиты сил МЧС России на период до 2020 года Заключение
Литература
В целях повышения готовности частей и подразделений МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях РХБ загрязнения (заражения), разработки передовых технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения защиты личного состава, участвующего в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в данной статье предлагается комплекс мероприятий по развитию сил и средств РХБ защиты в системе МЧС России на период до 2020 года.
1. Состояние сил и средств РХБ защиты в МЧС России
1.1. Состояние существующей системы радиационной химической и биологической защиты
Существующая система РХБ защиты это совокупность органов управления, сил и средств формирований МЧС России, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях РХБ обстановки.
Введение
В современных условиях появляются самые различные по своему характеру опасности и угрозы для населения и территорий. Они связаны не только с возможностью возникновения деструктивных явлений, аварий и катастроф техногенного и природного происхождения, но и с ведением военных действий и их последствиями, с террористическими актами с применением химических, биологических веществ и радиоактивных материалов.
Готовность частей и подразделений МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях радиационного, химического и биологического загрязнения (заражения) (далее — РХБ загрязнения (заражения) в основном зависит от их укомплектованности современными средствами радиационной, химической и биологической разведки (далее — РХБ разведки), индивидуальной защиты, специальной и санитарной обработки и деятельности системы управления по эффективному применению данных сил.
Функциональная подсистема органов управления РХБ защиты в системе МЧС России в настоящее время представлена в следующем составе: руководитель подсистемы (Департамент гражданской защиты) и отдел Департамента гражданской защиты. На состоянии и функционировании органов управления радиационной, химической и биологической защиты в системе МЧС России отрицательно сказывается отсутствие в центральном аппарате министерства соответствующих подразделений, и прежде всего в департаменте пожарно-спасательных сил и специальных формирований.
Таких подразделений нет и в региональных центрах МЧС России. В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации отсутствуют: отдел (отделение) в управлении гражданской защиты и специалист в управлении пожарно-спасательными силами и специальных формирований; отделение в управлении надзорной деятельности и специалист в управлении тыла и вооружения.
На качестве подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере РХБ защиты, выполнении научно-исследовательских работ отрицательно сказывается отсутствие в учебных заведениях МЧС России кафедр и специализаций (специальностей) по РХБ защите, а в научно-исследовательских учреждениях — специализированных центров (отделов).
В соответствии с действующими нормативными документами важнейшим фактором, определяющим готовность частей и подразделений МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях РХБ заражения, является укомплектованность личным составом и вооружением, обеспеченность частей и подразделений средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой.
Структурный состав сил МЧС России, которые могут проводить работу по ликвидации последствий ЧС на РХБ объектах Российской Федерации, представлен на рис. 1.
Функционирование существующей системы РХБ защиты сил МЧС России осуществляется в ходе выполнения следующих задач гражданской обороны: «обнаружение и обозначение районов подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению»; «санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий». Анализ ее состояния (возможностей) включает в себя проведение следующих групп мероприятий.
1-я группа Выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки (далее -РХБ обстановки) в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время проводится с целью обеспечения федеральных и других органов исполнительной власти, органов управления МЧС России необходимой информацией о фактах, масштабах и последствиях разрушений (аварий) потенциально опасных объектов. Оно включает проведение следующих мероприятий:
радиационная, химическая и биологическая разведка (далее — РХБ разведка);
радиационный, химический и биологический контроль;
сбор, обработка и передача данных о РХБ обстановке.
2-я группа Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
3-я группа Специальная обработка техники, сооружений и территорий, санитарная обработка населения, включающая проведение следующих мероприятий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
Федеральный уровень
Федеральный округ
Субъектовый уровень
Рис. 1. Силы МЧС России по ликвидации ЧС на РХБ опасных объектах
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
локализация источников заражения, специальная обработка техники и территорий, обеззараживание зданий и сооружений, санитарная обработка и гигиеническая помывка населения.
1.2. Состояние технических средств РХБ защиты сил в МЧС России
Состояние средств РХБ разведки и контроля.
К техническим средствам РХБ разведки и контроля относятся приборы, установки, системы, используемые для количественного определения величин, характеризующих ионизирующее излучение, и имеющие нормированные метрологические свойства.
Существующие комплекты и приборы обеспечивают проведение радиационной, химической и биологической разведки и контроля. Однако их возможности по чувствительности, быстродействию и спектру идентифицируемых веществ не в полной мере удовлетворяют современным требованиям.
В системе МЧС России принят на вооружение комплект приборов радиационной, химической и биологической разведки (далее — комплект приборов РХБР). Комплектами приборов РХБР оснащены органы управления, воинские спасательные формирования и силы Государственной противопожарной службы МЧС России.
Комплект РХБР обеспечивает: измерение мощности эквивалентной дозы в диапазоне 0,1 — 107 мкЗв/ч;
измерение мощности дозы в диапазоне
0,001 — 104 мкЗв;
периодическое определение зараженности воздуха, местности, техники, снаряжения, почвы и воды;
фотометрический автоматический контроль воздуха с целью обнаружения отравляющих веществ и аварийно химически-опасных веществ;
передачу данных о результатах радиационной, химической разведки и о чрезвычайных ситуациях;
обозначение границ зон радиационного и химического заражения.
В настоящее время планируется оснастить 294 Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России подвижными химико-радиометрической, биологической лабораториями и расчетно-аналитической станцией.
Состоящая на снабжении МЧС России радиационно-химическая лаборатория, разработана в начале 90-х годов прошлого века и не соответствует требованиям современных нормативных и методических документов. В связи с этим проводятся научно-исследовательские работы по обоснованию состава и оснащения химико-радиометрических
лабораторий, расчетно-аналитических станций для МЧС России, отвечающие современным техническим требованиям.
На базе проведенных исследований обоснован облик и тактико-технические характеристики автоматизированного аналитико-прогностического моделирующего программно-аппаратного комплекса обеспечения РХБ безопасности.
В состав комплекса предложено ввести: автоматизированный мобильный аналити-ко-прогностический моделирующий программно-аппаратный комплекс;
передвижную химико-радиометрическую лабораторию ПХРЛ;
передвижную биологическую лабораторию ПБЛ; автоматизированную мобильную систему АМС-РХ;
комплекс «Эксперт-ЧС» и др.
Основными достоинствами данного комплекса технических средств РХБ разведки и контроля в рассматриваемом составе являются достаточная чувствительность к измеряемым параметрам радиационной обстановки и невысокие, относительно измеряемых величин, погрешности.
К недостаткам комплекса следует отнести существенные погрешности полученных результатов в нестандартных условиях обстановки, достаточно узкий энергетический диапазон от 0,08 до 3 МэВ и существенную энергетическую зависимость чувствительности для приборов радиационной разведки и контроля.
Рассматривая возможность использования комплекса технических средств РХБ разведки и контроля в военное время, следует отметить, что применение многих из них, в связи с отмеченными недостатками, может иметь существенные ограничения.
Таким образом, выполнение задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможно без налаженной системы разработки и принятия на снабжение приборов и комплектов РХБ разведки и контроля в системе МЧС России.
Состояние средств индивидуальной защиты. В соответствии со спецификой деятельности личного состава в зонах заражения (загрязнения) работы используются средства защиты фильтрующего или изолирующего типов. К фильтрующим СИЗОД относятся противогазы типа ГП-5, ГП-7, ГП-9 и их модификации с фильтрующе-поглощаю-щими коробками и дополнительными патронами, противоаэрозольные, противогазовые или комбинированные респираторы — Лепесток, Кама-200, РПГ-67, РУ-60М, Алина-П и др.
Изолирующие СИЗОД — это автономные изолирующие дыхательные аппараты (АИДА) со сжатым воздухом: АП «Омега-С», АП «Омега»,
АП-98-7К, АП-2000, АП «Север», АП-96М,
ИВА-24М и др., АИДА фирм Drager Safety AG & Co. KGaA. (Германия), INTERSPIRO (Швеция), MSA AUER GmbH (Германия) и др., кислородно-изолирующие аппараты (противогазы) КИП-8, КИП-14 и
др., а также изолирующие противогазы на химически связанном кислороде - ИП-4, ИП-4М и др.
Спасатели могут использовать изолирующие средства защиты кожных покровов. Это защитный аварийный комплект K3A-1, термоагрессиво-стойкий костюм (TACK), радиационно-защитный комплект (P3K), ИК-АЖ, КИХ-4М, КИХ-5М и др., а также фильтрующие - Ф3О-МП, Ф3О-МП-А и др.
B последние годы проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективных средств индивидуальной защиты на основе магнитных волокнистых наноматериалов, сменных фильтрующих элементов и т.п.
Внедрение перспективных средств защиты значительно повысит возможности сил МЧС России по выполнению задач по предназначению в условиях РХБ обстановки.
Воинские формирования и территориальные подразделения МЧС России снабжены следующими средствами специальной и санитарной обработки. Это авторазливочные станции различных модификаций АРС, приборы и комплекты специальной обработки ДК-4, КСО, ИДК-1, а также дезинфекционно-душевые установки ДДА-53, ДДА-66 и ДДА-2. Все эти технические средства были разработаны в свое время для Вооруженных Сил СССР и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня ни по производительности, ни по применяемым технологиям и техническим решениям.
Так на вооружение подразделений РХБ защиты региональных центров МЧС России поступает комплексный пункт специальной и санитарной обработки. Он предназначен для проведения в крупных масштабах и в течение длительного времени специальной обработки техники и санитарной обработки (гигиенической помывки) людей в ходе ликвидации последствий ЧС на РХБ опасных объектах.
2. Анализ современных и прогнозных угроз РХБ природы для сил МЧС России в мирное и военное время
Сложившиеся производственно-технические отношения в Российской Федерации привели к усилению негативного влияния химических, радиационных и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему. Увеличился риск возникновения чрезвычайных ситуаций (в том числе, вследствие террористических воздействий) на потенциально опасных радиационных, ядерных, химических и биологических объектах различной организационно-правовой формы.
Все это представляет значительную угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации. Содержание и эффективность выполнения задач РХБ защиты спасательных
сил МЧС России во многом зависит от внешнеполитических и внутренних факторов.
К внешнеполитическим факторам относятся вероятность глобального вооруженного конфликта, сохранение высокой опасности возникновения региональных и локальных вооруженных конфликтов.
Решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снизили возможность применения оружия массового уничтожения. В то же время продолжается распространение оружия массового уничтожения среди других государств, стремящихся стать членами «ядерного клуба».
В последнее десятилетие актуальным стал вопрос о роли и значении мероприятий гражданской обороны в условиях войны с применением обычного высокоточного оружия (ВТО), которые планируются применяться вероятным противником в первую очередь по военно-стратегическим и военно-экономическим объектам. И использование населением обычных защитных сооружений позволит значительно снизить потери. В случае нанесения ударов ВТО по потенциально РХБ опасным объектам, вторичные факторы поражения могут быть такими, что их можно в какой-то степени сопоставить с последствиями применения оружия массового уничтожения.
К внешнеполитическим факторам относится возрастание угрозы международного терроризма и стремление террористических организаций к овладению средствами массового поражения.
К внутренним факторам относятся: возрастание «человеческого фактора» в причинах техногенных аварий;
нарастание количества опасных объектов с близкими к предельным или с полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
наличие накопителей токсичных производственных отходов, территорий (акваторий), в том числе в Арктической зоне России, подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной деятельности, а также естественных резервуаров патогенных микроорганизмов;
отсутствие в большинстве регионов России предприятий по переработке (утилизации) опасных химических и биологических материалов;
активизация террористических проявлений в отношении опасных объектов;
ослабление государственных функций надзора и технического регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе в связи с частой сменой собственника.
Современные войны, в случае их возникновения, будут сопровождаться поражениями различной степени тяжести не только военнослужащих, но и мирного населения. Разрушения населенных пунктов, объектов промышленности, хозяйственной и социальной инфраструктур в районах при-
менения современного оружия могут носить масштабный характер. Возможно формирование обширных зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.
Демографические, экологические, экономические, социальные и прочие долговременные последствия возможных войн и вооруженных конфликтов могут оказаться тяжелее последствий прямого применения оружия.
3. Основы формирования направлений развития системы и технических средств РХБ защиты сил МЧС России
3.1. Основы формирования направлений развития системы РХБ защиты
Условия ЧС, формирующие РХБ обстановку, повышают роль и значение РХБ защиты сил МЧС России и предъявляют к ней следующие требования: всесторонность, открытость, комплексность, адекватность, адаптивность и управляемость.
Требование всесторонности обусловливается необходимостью иметь универсальную систему РХБ защиты. Она обеспечивает безопасность спасательных формирований МЧС России при действиях в условиях РХБ заражения и воздействия опасных факторов.
Система РХБ защиты в МЧС России должна иметь открытый характер и обеспечивать безопасность спасательных сил и органов управления не только от известных и хорошо изученных источников формирования РХБ обстановки, но и малоизвестных, основанных на новых принципах, применяемых им в начале войны, как правило, внезапно и с большой эффективностью.
Комплексность РХБ защиты спасательных сил направлена на обеспечение согласованного применения всех имеющихся в МЧС России сил, средств РХБ защиты. Этим достигается необходимый уровень защищенности. Это требование предусматривает интеграцию усилий штатных, приданных и поддерживающих сил и средств и дифференциацию этих усилий между исполнителями. При этом организаторам РХБ защиты важно подходить к выполнению своих функций системно, стремясь к оптимальному расходованию сил и средств, не допуская при этом необоснованного дублирования функций одних структур другими.
Требование адекватности объясняется тем, что большинство способов РХБ защиты находятся в диалектическом противоречии с условиями, необходимыми для успешного выполнения спасательных задач при ликвидации ЧС, и нередко носят обременяющий характер. Адекватность обязывает изыскивать оптимальные способы разрешения таких противоречий при соблюдении приоритетности спасательных задач при ликвидации ЧС.
Требование адекватности РХБ защиты сил МЧС России направлено на обеспечение выбора наиболее эффективных способов РХБ защиты спасательных формирований и объектов, а также выяв-
ление источников формирования РХБ обстановки. Сюда включаются средства поражения противника, в том числе ОМП, которые в конкретных условиях имеют наибольшую вероятность применения.
Наконец, РХБ защита спасательных сил МЧС России по своему месту и форме, роли и содержанию должна полностью соответствовать функциям руководителей и оперативных штабов — основных организаторов проведения спасательных и других неотложных работ.
Адаптивность придает системе РХБ защиты высокую адаптацию к многообразию форм, способов и условий действий спасательных сил МЧС России при ликвидации ЧС. Она обеспечивает своевременное реагирование на динамику реальных условий ликвидации последствий ЧС.
Одним из обязательных условий адаптивности является достижение гибкости системы РХБ защиты, позволяющее творчески и оперативно маневрировать средствами и способами РХБ защиты при ее применении и совершенствовать саму систему в соответствии с изменившимися условиями ведения спасательных работ при ликвидации ЧС.
Управляемость РХБ защиты спасательных сил МЧС России предполагает получение такой системы РХБ защиты сил МЧС России, которая позволяла бы оперативно изменять в пространстве и во времени её качественные параметры. Управляемость позволяет широко маневрировать силами и средствами РХБ защиты, сосредоточивая их усилия в нужном месте и в нужное время. В таком случае под контролем находятся исходящие от окружающей РХБ опасной среды и от противника всевозможные угрозы. Управляемость дает возможность владеть обстановкой, состоянием функциональных способностей спасательных сил МЧС России и условиями их жизнедеятельности.
МЧС России нуждается в организации такой системы взаимодействия сил реагирования на РХБ угрозы, которая позволяла бы в кратчайшие сроки ликвидировать последствия ЧС.
Требования к РХБ защите сил МЧС России не ограничиваются выше перечисленными. В качестве одного из требований можно рассмотреть надежность РХБ защиты. Однако, при его обосновании немедленно обнаруживается большая взаимосвязь с вышеперечисленными требованиями от всесторонности до управляемости.
3.2. Основы формирования направлений развития технических средств РХБ защиты в МЧС России
Оперативность и возможность выполнения поставленной задачи зависит от наличия необходимых, современных и эффективных технических средств РХБ защиты. Решение задач развития технических средств радиационной, химической и биологической защиты в системе МЧС России базируется на следующих основах: поддержание в
постоянной готовности технических средств РХБ защиты, их универсальности, адаптивности, мобильности и эффективности.
Поддержание в постоянной готовности технических средств радиационной, химической и биологической защиты в режиме повседневной деятельности обусловлено объективным дефицитом времени на приведение их в готовность в условиях ведения аварийно-спасательных работ, а также необходимостью немедленного получения первоначальных сведений об обстановке для принятия экстренных мер защиты.
Технические средства радиационной, химической и биологической защиты могут выполнять универсальных комплекс возложенных на них функций в зависимости от решаемых задач и складывающейся обстановки.
В процессе применения комплексов технических средств радиационной, химической и биологической защиты необходим учет степени их адаптивности в зависимости от влияния возможных факторов чрезвычайных ситуаций (например, наличие радиоактивного загрязнения, химического заражения окружающей среды) и условий эксплуатации.
При выполнении задач радиационной, химической и биологической защиты подразделений и личного состава в системе МЧС России требуется высокая мобильность технических средств радиационной, химической и биологической защиты. Это крайне необходимо при передислокации подразделений РХБ защиты на большие расстояния на различных видах транспорта в зону чрезвычайной ситуации или в район действий подразделений МЧС России. Это требование определяет способность подразделений по выполнению задач радиационной, химической и биологической защиты непосредственно сразу после выдвижения в зону чрезвычайной ситуации.
Эффективность использования технических средств радиационной, химической и биологической защиты в условиях ведения боевых действий, а также при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера является показателем выполнения задач РХБ защиты в полном объеме и в установленные сроки.
По функциональной принадлежности к различным структурным подразделениям системы МЧС России, а также подготовленности к выполнению задач по предназначению, технические средства РХБ защиты целесообразно условно подразделять на три уровня.
Базовый уровень — для обеспечения выживаемости отдельного человека из числа личного состава за счет индивидуального оснащения и принятия необходимых экстренных мер защиты до начала воздействия поражающих факторов обстановки, во время и после окончания их воздействия. Обоснование тактико-технических требований (ТТТ),
предъявляемых к техническим средствам РХБ защиты данного уровня, проводится с учетом требований, предъявляемых к перспективной индивидуальной экипировке личного состава МЧС России.
Расширенный уровень — для решения задач РХБ защиты подготовленным личным составом подразделений РХБ защиты, входящих в организационно-штатную структуру сил МЧС России и действующих в их интересах. Обоснование ТТТ, предъявляемых к техническим средствам РХБ защиты данного уровня проводится с учетом требований, предъявляемых к техническим средствам РХБ защиты формирований МЧС России общего назначения.
Квалифицированный уровень — для обеспечения выполнения специальных задач по радиационной, химической и биологической защите силами РХБ защиты МЧС России до, во время и после применения воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в интересах защиты своих подразделений, а также в интересах защиты населения и территорий. Обоснование ТТТ, предъявляемых к техническим средствам РХБ защиты данного уровня проводится с учетом требований, предъявляемых к техническим средствам РХБ защиты формирований МЧС России (при ведении спасательных операций в зонах радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения) специального назначения.
4. Основные направления развития системы и технических средств РХБ защиты
4.1. Направления совершенствования
системы РХБ защиты сил МЧС России
Совершенствование существующей системы РХБ защиты в МЧС России в основном будет направлено на оптимизацию органов управления, уточнение и развитие целей, задач и мероприятий РХБ защиты.
В системе управления силами РХБ защиты необходимо предусмотреть в центральном аппарате, в региональных центрах, в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, в подразделениях федерального округа (спасательные центры, части специализированной пожарной охраны).
Вариант функциональной подсистемы радиационной РХБ защиты МЧС России представлен на рис. 2.
Основные направления в развитии целей системы РХБ защиты будут ориентированы на максимальное снижение потерь сил МЧС России при ликвидации ЧС в условиях РХБ обстановки. Это потребует повышения оперативности и надежности выявления и оценки РХБ обстановки. Важен своевременный и точный прогноз возникновения и развития РХБ обстановки, надежной защиты от новых видов опасных веществ и оружия противни-
Отдел Департамента гражданской защиты
Руководитель подсистемы — заместитель министра
Центральный аппарат
Отдел Департамента Отдел Департамента
пожарно-спасательных надзорной деятельности
сил и специальных и профилактической
формирований работы
Отделение Департамента материальнотехнического обеспечения
Учебные заведения, НИУ
Кафедры РХБ защиты
Региональные центры МЧС России
Главные управления МЧС России по субъектам РФ
Центры (отделы) РХБ защиты
Отделение РХБ защиты в Управлении надзорной деятельности
Отделение РХБ защиты в Управлении надзорной деятельности
Специалист РХБ защиты в Управлении тыла и вооружения
Отделение РХБ защиты в Управлении тыла и вооружения
Рис. 2. Функциональная подсистема радиационной, химической и биологической защиты МЧС России
ка. Объективный прогноз — залог поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава сил МЧС России, обеспечения устойчивого и оперативного управления, мобильности и маневренности.
В настоящее время цели РХБ защиты сил в системе МЧС России имеют тенденцию к расширению спектра защитных функций. Необходимо учитывать различные причины возможных потерь личного состава, технических средств, такие как воздействие противника высокоточным оружием, оружием на новых принципах, включая его активное воздействие на окружающую среду. На успех действий спасательных формирований МЧС России все в большей степени влияют такие показатели их способности к выполнению спасательных и других неотложных работ как мобильность, маневренность и устойчивое управление. На это должны быть сосредоточены усилия РХБ защиты не в меньшей степени, чем на снижение потерь личного состава.
Возможные изменения в содержании задач РХБ защиты можно проследить по составу проводимых мероприятий, по появлению новых задач и расширении сферы действия существующих задач.
В системе РХБ разведки такие подвижки произошли в сторону качественного изменения средств разведки в оперативных звеньях управления системы МЧС России. Они заключаются в переходе от определения РХБ зараженности местности «в точке» зараженности к фиксации РХБ зараженности площадей местности. Такой переход стал возможен на основе применения дистанционных методов обнаружения радиоактивных и отравляющих веществ, биологических средств. Широкое
внедрение таких систем неизбежно приведет к изменению методов и способов выявления РХБ обстановки в оперативном масштабе, в управлении силами и средствами разведки в различных звеньях управления спасательными формированиями МЧС России.
Изменения в выполнении мероприятий (задач) РХБ разведки и контроля зараженности личного состава и объектов заключаются в необходимости определения возраста продуктов радиоактивного загрязнения местности. Важна идентификация различных радионуклидов и основных типов АХОВ, биологических поражающих агентов (БПА), химических средств уничтожения растительности, а также специальных химических реагентов для выявления факта активных воздействий противника на гидрометеорологические и другие природные процессы в военных целях.
Специальная обработка спасательных формирований МЧС России и других объектов останется самым трудоемким и ответственным мероприятием, завершающим всю цепь работ по их защите от радиоактивных и отравляющих веществ, АХОВ и биологических средств. Взгляды на ее проведение существенных изменений не претерпят, но сохранятся старые проблемы, которые могут определять основные тенденции в развитии ее содержания.
Силы и средства специальной обработки, наряду с выполнением традиционных задач по дегазации, дезактивации, дезинфекции техники, имущества и других объектов, должны быть ориентированы не только на проведение мероприятий (выполнение задач), связанных с разрушениями РХБ опасных объектов. Они должны проводить
спасательные и другие неотложные работы в военное время с применением обычных средств поражения, а также выполнять возложенные на них задачи в условиях применения ОМП.
Появление в арсенале вероятного противника различных видов оружия на новых принципах может вызвать необходимость проведения нетрадиционных мероприятий (задач). Информация о наличии, характеристиках и сроках принятия на вооружение отдельных образцов новых средств поражения позволяет поставить дополнительные задачи и осуществить следующие мероприятия РХБ защиты: контроль состояния некоторых составляющих окружающей среды; выявление фактов и районов применения, масштабов и последствий воздействия новых видов оружия; снижение поражающего действия лучевого оружия путем создания полей (экранов), неоднородностей (аэрозолей) в районах действий спасательных формирований МЧС России.
Проведенный анализ тенденций изменения целей, характера и содержания задач РХБ защиты спасательных формирований МЧС России при ведении спасательных и других неотложных работ показывает, что в ближайшей перспективе могут быть значительно повышены требования к системе РХБ защиты в целом, и к проведению отдельных мероприятий и к выполнению задач. Это, в свою очередь, приведет к необходимости совершенствования сил, средств и способов РХБ защиты, а также решения ряда теоретических, организационных и технических задач.
4.2. Направления совершенствования технических средств РХБ защиты
Технические средства радиационного контроля, химической разведки и контроля, биологической разведки и контроля будут развиваться по следующим направлениям:
повышение оперативности и достоверности выявления РХБ обстановки путем оснащения машин РХБ разведки средствами определения зараженности местности, дистанционными средствами РХБ разведки, автоматическими приборами контроля параметров метеорологической обстановки;
повышение защищенности экипажей машин РХБ разведки за счет применения новых материалов и конструкций;
совершенствование наземных автоматизированных комплексов РХБ разведки, оснащаемых дистанционными и локальными средствами разведки с требуемой чувствительностью, для выполнения задач мирного и военного времени, а также средствами автоматизации процессов измерения;
разработка аппаратуры радиационной разведки и радиационного контроля, отвечающей современному уровню по конструктивным и метрологическим параметрам;
разработка воздушных автоматизированных комплексов РХБ разведки, оснащаемых дистанци-
онными средствами РХБ разведки с требуемой чувствительностью, для выполнения задач мирного и военного времени, средствами автоматизации процессов измерения, сбора, обработки информации;
создание воздушных (космических) средств и комплексов РХБ разведки, обеспечивающих оперативный контроль РХБ обстановки с требуемой чувствительностью;
разработка технических средств радиационной и химической разведки для беспилотных летательных аппаратов с повышенной точностью, чувствительностью и быстродействием;
повышение чувствительности, оперативности и достоверности обнаружения средств неспецифической биологической разведки за счет использования прогрессивных материалов и технологий;
автоматизация обработки спектрометрической информации комплексами радиационной разведки и поиска источников ионизирующих излучений;
разработка аппаратуры радиационной разведки и поиска источников ионизирующих излучений для машин радиационной разведки с повышенной точностью определения координат локальных источников ионизирующего излучения;
разработка робототехнических средств с автономной системой навигации и расширенными функциональными возможностями по поиску источников ионизирующих излучений;
совершенствование технических характеристик приборов химической разведки и контроля, повышение их чувствительности, надежности, быстродействия, специфичности, расширения перечня определяемых веществ на основе использования биохимических, ионизационных, спектрометрии ионной подвижности, метода молекулярных ядер конденсации (МоЯК), уменьшение их массогабаритных показателей;
разработка прогрессивных схематических решений для РХБ лабораторий и лабораторных комплексов, использование новых электронных компонентов и средств вычислительной техники для измерительной аппаратуры, автоматизация определения значений характеристик измеряемого объекта;
совершенствование средств контроля водоочистки, разработка автоматических средств контроля параметров качества воды, комплекта контроля режимов водоочистки с использованием автоматических приборов физико-химического анализа;
создание лабораторных комплексов контроля параметров окружающей среды, обеспечивающих определение, идентификацию и анализ состава опасных химических веществ и биологических средств, в т.ч. неизвестных, а также решения задач экологического контроля.
Развитие мобильных средств радиационной, химической и биологической разведки должно быть
направлено на решение следующих основных задач:
разведка участков загрязнения (заражения), отбор проб грунта и установление знаков ограждения на их границах без выхода из машины;
идентификация и оценка степени радиационной, химической и биологической опасности;
передача информации в соответствующие пункты управления в реальном масштабе времени.
В перспективных мобильных средствах разведки должна быть использована модульная компоновка. Это позволяет в случае необходимости быстро стыковать модули между собой в различном сочетании, в зависимости от характера и продолжительности выполняемых задач, и производить ремонт вышедших из строя блоков. Самостоятельное использование отдельных модулей создаст возможность решать комплекс задач по обеспечению действий сил МЧС России по ликвидации последствий крупных аварий в течение длительного времени.
В мобильных средствах разведки должны быть предусмотрены отделения санитарной обработки и оказания медицинской помощи.
Элементы основного оборудования разведывательных машин должны быть сопряжены между собой таким образом, чтобы образовывать комплексную полуавтоматическую систему, осуществляющую сбор данных о радиационной и химической обстановке в разведывательном районе или на маршруте, их непрерывное отображение, регистрацию и подготовку для передачи по закрытым каналам связи.
Совершенствование средств индивидуальной защиты (СИЗ) в перспективный период предполагает: совершенствование эргономических характеристик СИЗ с сохранением защитных свойств;
разработка комплектов единой интегрированной экипировки для личного состава сил МЧС России при проведении АСДНР;
совершенствование конструкций СИЗ для быстрого приведения их в боевое положение;
создание комплектов экипировки третьего поколения для защиты кожных покровов лётного состава от ионизирующих излучений, радиоактивных веществ, опасных химических веществ;
создание специальных средств индивидуальной защиты личного состава специальных пожарных частей для тушения пожаров в условиях РХБ опасности;
создание аварийных многоцелевых изолирующих костюмов (защита от открытого пламени, агрессивных, токсичных веществ, нефтепродуктов, РБ защита) на основе многослойных изолирующих материалов;
создание универсального комплекта экипировки личного состава сил МЧС России, включающего универсальный защитный комплект со средствами жизнеобеспечения, средствами управления, связи, контроля параметров окружающей обстановки;
создание средств безопасной эвакуации пораженных из мест РХБ заражения силами МЧС России, включая и собственно личный состав сил МЧС России и гражданское население, в том числе престарелых и больных;
разработка универсального изолирующего са-моспасателя, предназначенного для использования личным составом сил МЧС России или взрослым населением в чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся возникновением ядовитой, непригодной для дыхания атмосферы, а также для использования в атмосфере с пониженным содержанием кислорода.
Совершенствование изолирующих дыхательных аппаратов, предназначенных для выполнения специальных задач в атмосфере высоких концентраций опасных химических веществ или недостатка кислорода, в рассматриваемой перспективе предполагается проводить в следующих направлениях:
уменьшение массогабаритных характеристик, оптимизации дыхательной смеси, повышение надежности, снижение пожароопасности, улучшение физиолого-гигиенических характеристик и эргономических характеристик и увеличения защитной мощности;
совершенствование регенерации дыхательной смеси, в том числе создание аппаратов с химически связанным кислородом, обеспечивающих оптимальное по медицинским требованиям содержание кислорода в дыхательной смеси, за счет использования твердых источников кислорода, поглотителей диоксида углерода и паров воды в широком диапазоне температур;
совершенствование регенерации дыхательной смеси за счет использования нового поколения регенеративных продуктов твердых источников кислорода, поглотителей диоксида углерода и паров воды в широком диапазоне температур;
создание новых конструктивных схем изолирующих дыхательных аппаратов на основе принципов изолирующе-фильтрующей защиты для использования в ситуациях, когда возможно внезапное изменение внешних условий, требующих изменения режима защиты (фильтрация или изоляция);
разработка и использование новых конструктивных материалов с повышенной устойчивостью к основным аварийно химическим отравляющим веществам (далее — АХОВ) хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота.
Сочетание всё более совершенных технических средств защиты должно сочетаться с оптимизацией (в том числе и по стоимостным характеристикам) оснащения ими подразделений с различными задачами.
В качестве основных направлений совершенствования средств коллективной защиты необходимо рассматривать:
повышение эффективности очистки и регенерации воздуха на основе разработки перспектив-
ных защитных материалов, сорбентов, катализаторов и др.;
разработка методов моделирования физико-химических процессов, протекающих во время эксплуатации объектов, оснащенных средствами коллективной защиты;
создание нового поколения комплексов и комплектов средств коллективной защиты для подвижных и стационарных объектов, в том числе негерметичных (разведывательных и инженерных машин, пунктов управления и т.п.);
совершенствование регенерации дыхательной смеси за счет использования нового поколения регенеративных продуктов, твердых источников кислорода, поглотителей диоксида углерода и паров воды в широком диапазоне температур;
создание новых конструктивных схем изолирующих дыхательных аппаратов на основе капсулирова-ния газов в изолирующих СИЗОД для применения в ситуациях внезапного появления АХОВ;
разработка и использование новых конструктивных материалов с повышенной устойчивостью к основным АХОВ;
разработка эффективных способов и средств борьбы с заносом радиоактивных и химически опасных веществ в обитаемые отсеки объектов коллективной защиты, исключающих образование опасных концентраций при входах (выходах) личного состава в условиях РХБ заражения, а также за счет десорбции вредных веществ с обмундирования и СИЗ, особенно в зимних условиях;
совершенствование установок, обеспечивающих поддержание в объекте коллективной защиты режима изоляции;
разработка высокопроизводительных автономных источников энергии, способных обеспечить длительную работу фильтровентиляционных установок;
совершенствование средств контроля качественного состояния систем жизнеобеспечения объектов коллективной защиты.
В качестве основных направлений совершенствования средств специальной обработки необходимо рассматривать:
создание многофункциональных технических средств специальной обработки объектов техники и вооружения сил МЧС России, которые дополнительно могут быть использованы для решения задач санитарной обработки личного состава;
создание малогабаритных автономных установок и модулей специальной обработки объектов техники и вооружения сил МЧС России, основанных на использовании высоконапорных, парожидкостных и газокапельных потоков;
создание автономных и встроенных бортовых приборов для специальной обработки различных, основанных на использовании высокоэффективных полифункциональных рецептур;
разработка новых физических и физико-химических методов дегазации, дезинфекции и дезакти-
вации с использованием СВЧ-излучения, ультразвука, парогазовых средств, порошков, пен и др.;
совершенствование индивидуальных средств специальной обработки открытых участков кожи;
совершенствование средств санитарной обработки личного состава сил МЧС России, обеззараживания обмундирования, снаряжения, обуви, лицевых частей противогазов и др.;
создание специальных комплектов обеззараживания (в том числе, профилактической защиты) поверхностей тела человека, его обмундирования, снаряжения, обуви и др. предметов экипировки спецпод-разделений и для формирований МЧС России.
5. Этапы развития РХБ защиты сил МЧС России на период до 2020 года
Проведенный анализ состояния существующей системы, тенденций изменения целей, характера и содержания задач и мероприятий РХБ защиты сил МЧС России при ведении спасательных и других неотложных работ показывает, что в ближайшей перспективе могут значительно повыситься требования к системе РХБ защиты в целом, и к выполнению отдельных задач и мероприятий в частности.
Это приведет к необходимости совершенствования управления силами и средствами РХБ защиты, способов выполнения задач и мероприятий, а также решения организационных и технических проблем по следующим направлениям.
Направления и этапы развития системы РХБ защиты сил МЧС России на период до 2020 года представлены на рис. 3.
В рамках задач РХБ защиты сил МЧС России до 2020 года необходимо провести следующие мероприятия:
а) в сфере выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки:
подготовка и внесение изменений в действующие нормативно-право-вые акты МЧС России, разработка нормативного правового акта, регламентирующего задачи и порядок проведения РХБ разведки в системе МЧС России, в системе республиканских, территориальных, объектовых службах и формированиях ГО и ЧС, порядок взаимодействия и обмена информацией между ними, порядок сбора и обработки информации о результатах РХБ разведки и передачи их в территориальные органы исполнительной власти и МЧС России;
разработка табеля обеспечения пожарных частей средствами РХБ разведки и специальными средствами индивидуальной защиты для тушения пожаров в условиях РХБ опасности;
определение состава и оснащения подразделений МЧС России, выполняющих задачи РХБ защиты, но не являющимися специальными подразделениями РХБ защиты для решения задач РХБ защиты в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время при отсутствии штатных подразделений;
— использование средств индивидуальной защиты, защитных свойств местности, техники и других объектов;
— специальная обработка имущества, инженерной техники, транспорта, участков местности, зданий, сооружений, дорог и других объектов;
— локализация (ликвидация) очагов РХБ заражения;
— санитарная обработка личного состава, в том числе в целях гигиенической помывки;
— транспортировка, передача на захоронение (нейтрализацию) радиоактивных и токсических химических отходов.
— радиационная, химическая и биологическая разведка;
— радиационный, химический и биологический контроль;
— сбор, обработка и передача данных о РХБ обстановке.
Рис. 3. Структура радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России
на период до 2020 года
разработка нормативных правовых, нормативно-технических, нормативно-методических документов, определяющих способы, методы, силы и средства проведения РХБ разведки и контроля в системе МЧС России;
подготовка проекта руководства «Выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки (РХБ обстановки) в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время»;
подготовка предложений по оптимизации организационно-штатной структуры подразделений РХБ защиты спасательных воинских формирований МЧС России и совершенствование их оснащения;
замена (освежение) устаревших технических средств РХБ защиты в системе МЧС России современными техническими средствами, разработанными по приказу МЧС России или в рамках ФЦП.
б) в сфере защиты сил МЧС России от РХБ поражающих факторов:
разработка передовых технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения защиты личного состава;
разработка единых критериев и методической базы по определению и категорированию уровней радиационной, химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений;
оценка степени оснащенности сил МЧС России СИЗ и техникой для проведения специальной обработки и других неотложных работ в зонах радиационного и химического заражения;
разработка тактико-технических требований МЧС России к техническим средствам специальной и санитарной обработки;
разработка новых технологий специальной обработки, основанных на применении новых химических соединений, ферментов и микроорганизмов.
Кроме этого, необходимо осуществить: разработку и принятие на снабжение комплектов единой интегрированной экипировки для личного состава сил МЧС России при проведении АСДНР;
создание универсального комплекта экипировки личного состава сил МЧС России, включающего универсальный защитный комплект со средствами жизнеобеспечения, средствами управления, связи и контроля параметров окружающей обстановки;
создание комплектов экипировки третьего поколения для защиты кожных покровов лётного состава от ионизирующих излучений, радиоактивных веществ и опасных химических веществ;
совершенствование эргономических характеристик СИЗ с сохранением защитных свойств;
совершенствование конструкции СИЗ для быстрого приведения их в боевое положение;
создание средств для безопасной эвакуации пораженных из районов РХБ заражения силами МЧС России, включая личный состав сил МЧС России и гражданское население, в том числе престарелых и больных.
в) в сфере развития и совершенствования изолирующих дыхательных аппаратов, предназначенных для выполнения специальных задач в атмосфере высоких концентраций опасных химических веществ или недостатка кислорода:
совершенствование дыхательных аппаратов по пути уменьшения массогабаритных характеристик, оптимизации дыхательной смеси, в том числе аппаратов с химически связанным кислородом,
обеспечивающих оптимальное по медицинским требованиям содержание кислорода в дыхательной смеси;
повышение надежности, снижение пожароопасности, улучшение физиолого-гигиенических характеристик, эргономических характеристик и увеличение защитной мощности;
совершенствование регенерации дыхательной смеси за счет использования нового поколения регенеративных продуктов твердых источников кислорода, поглотителей диоксида углерода и паров воды в широком диапазоне температур;
создание новых конструктивных схем изолирующих дыхательных аппаратов на основе принципа капсулирования газов;
разработка и использование новых конструктивных материалов с повышенной устойчивостью к основным АХОВ.
Организационно развитие системы РХБ защиты в МЧС России до 2020 года целесообразно провести в два этапа: первый этап (2014 — 2017 годы), второй этап (2018 — 2020 годы).
На первом этапе:
1. В центральном аппарате МЧС России — активизировать работу подразделений центрального аппарата, ответственных за обеспечение РХБ безопасности в системе МЧС России, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с опасными для населения и окружающей среды биологическими агентами, химическими и радиоактивными веществами природного и техногенного происхождения, а также методическое руководство организацией РХБ защиты населения и структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений МЧС России. При пересмотре численности центрального аппарата МЧС России учесть необходимость увеличения числа специалистов РХБ защиты.
2. В региональных центрах МЧС России:
службы РХБ защиты выделить в отдельное подразделение численностью до 3 человека (имеется по 1 человеку) в пределах штатной численности;
в пределах существующей численности создать группы и ввести должности по вопросам РХБ защиты: в управлении пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны — группу численностью 2 человека; в управлении надзорной деятельности — группу численностью 2 человека; в управлении тыла и вооружения — 1 специалиста.
3. В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах выделенной численности создать отделения и ввести должности по вопросам РХБ защиты: в управлении гражданской защиты — отделение численностью
2—3 человека; в управлении пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны — группу численностью 2 человека; в управлении надзорной деятельности -
группу численностью 2 человека; в управлении тыла и вооружения — 1 специалиста.
4. В подразделениях центрального подчинения: 294 ЦСООР «Лидер» и отряде РХБ защиты 179 спасательного центра и авиации МЧС России при реформировании предусмотреть незначительное увеличение штатной численности подразделений РХБ защиты.
5. В подразделениях федерального округа:
в спасательных центрах создать отряды РХБ защиты в пределах штатной численности;
в частях специализированной пожарной охраны и в том числе авиационных подразделениях и высокомобильных группировках в федеральных округах ввести должность начальника службы РХБ защиты;
в поисково-спасательных отрядах ввести должность начальника службы РХБ защиты в пределах выделенной численности.
6. Департаменту гражданской защиты совместно со структурными подразделениями центрального аппарата учебными и научными организациями МЧС России предстоит организовать и провести следующие мероприятия:
разработать проекты ведомственных нормативных актов по РХБ защите в системе МЧС России, в том числе нормативную документацию, определяющую порядок применения норм планируемого повышенного облучения для различных подразделений МЧС России, в том числе авиационных подразделений и высокомобильных группировок в федеральных округах, при ликвидации или предотвращении аварий;
продолжить работу по совершенствованию системы автоматизированного индивидуального дозиметрического контроля и ведению учета доз облучения сотрудников МЧС России;
разработать предложения по определению состава и оснащению современными техническими средствами штатных, а также подразделений МЧС России, выполняющих задачи РХБ защиты, но не являющимися специальными подразделениями данного вида обеспечения для решения задач по ликвидации последствий в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;
разработать проект общих тактико-технических требований к техническим средствам РХБ защиты;
подготовить проекты наставлений и руководств по РХБ защите в МЧС России для решения следующих задач:
«Выявление и оценка РХБ обстановки в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время»;
«Проведение полной специальной обработки в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время»;
«Проведение санитарной обработки в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время»;
разработать Программу модернизации технических средств РХБ защиты в системе МЧС России
и программы обучения личного состава МЧС России, в том числе авиационных подразделений и высокомобильных группировок в федеральных округах, проведению оперативно-тактических действий при ликвидации ЧС (тушении пожаров) на радиационно- и химически- опасных объектах с учетом их специфики;
провести переоснащение сил МЧС России современными техническими образцами средств РХБ защиты с доведением их доли до 30%, от общего числа номенклатуры образцов;
продолжить проведение фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований и разработок по созданию перспективных образцов технических средств РХБ защиты с целью их серийного выпуска и НИОКР по разработке перспективных образцов средств РХБ защиты, вносящих наибольший вклад в повышение эффективности действий сил МЧС России.
На втором этапе:
1. Департаменту гражданской защиты совместно со структурными подразделениями центрального аппарата, учебными и научными организациями МЧС России предстоит организовать и осуществить следующие мероприятия:
продолжить совершенствование ведомственной нормативной базы по вопросам РХБ защиты в системе МЧС России;
ввести в действие наставления и руководства по РХБ защите в системе МЧС России для решения следующих задач:
«Выявление и оценка РХБ обстановки в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время»;
«Проведение полной специальной обработки в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время»;
«Проведение санитарной обработки в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время».
2. Продолжить совершенствование системы обеспечения сохранения и поддержания в технической готовности и исправном состоянии существующего парка технических средств РХБ защиты, его модернизацию, продлению сроков эксплуатации.
3. Оснастить подразделения МЧС России новыми техническими средствами РХБ защиты до уровня 80%, отвечающим общим тактико-техническим требованиям в соответствии с Программой модернизации технических средств РХБ защиты в МЧС России (см. 1 этап).
4. Совершенствовать систему управления в ходе ликвидации ЧС природного и техногенного характера и тушения пожаров в условиях РХБ заражения.
5. Обеспечить проведение фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований и разработок по совершенствованию системы защиты в МЧС России и создание образцов технических средств РХБ защиты и перспективных образцов средств защиты, разработанных в период 2014-2017 годы.
Заключение
Система существующей РХБ защиты сил МЧС России функционирует на основе всестороннего анализа и учёта современных взглядов на ведение военных действий, в том числе и с применением ОМП и оружия на новых принципах. При этом учитывается возможность возникновения радиационной, химической и биологической обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основной задачей является создание эффективной системы радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России в соответствии с установленными критериями.
Реализация мероприятий строительства сил и средств РХБ защиты в системе МЧС России до 2020 года значительно повысят возможности сил МЧС России по выполнению одной из основных задач гражданской обороны - обеспечение радиационной, химической и биологической защиты.
Основным условием реализации этих мероприятий является наличие в системе МЧС России квалифицированных кадров в области комплексной защиты от опасных радиационных, химических и биологических факторов.
При обосновании целесообразности реализации целей и задач РХБ защиты необходимо учитывать, что наиболее существенные эффекты от их внедрения находятся не только в технико-экономической, но и в социально-политической сфере и не могут быть полно оценены только в денежном измерении.
Тем не менее необходимы средства для построения системы, разработки и внедрения технических средств РХБ защиты, отвечающих разработанным тактико-техническим требованиям, необходимым и достаточным для полного соответствия перспективной системы защиты предстоящим задачам сил в системе МЧС России.
Реализация разработанных мероприятий обеспечит модернизацию базовых элементов системы обеспечения РХБ защиты сил в МЧС России. Это, в свою очередь, повысит эффективность применения группировок сил и средств МЧС России для решения задач защиты населения в условиях РХБ заражения при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Основным механизмом реализации разработанных предложений является Государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 513-р от 3.04.2013 г. В данной программе определены соответствующие показатели, по которым следует оценивать ожидаемую эффективность и результативность их реализации.
Литература
1. Болов В.Р., Богатырев Э.Я., Горбунов С.В., Малышев В.П. и др. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций / под общ. ред. Пучкова В.А. / МЧС России. М.: ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, 2013. 352с.
2. Черных Г.С., Горячев Е.А. Проблемы и направления совершенствования радиационной, химической и биологической защиты спасательных формирований в системе МЧС России. Технологии гражданской безопасности, №3 (37), ВНИИ ГОЧС (ФЦ). М.: 2013. с. 50-54.
3. Владимиров В.А., Черных Г.С. Состояние и основные направления развития оружия нелетального действия, средств и способов защиты от него. Статья. Научно-аналитический сборник. Стратегия гражданской защиты. Том 2, № 1, М.: 2012, с. 13 — 22.
4. Черных Г.С. и др. Учебное пособие. Оружие на новых физических принципах. М.: ВАГШ ВС РФ, 2007, 65 с.
14.04.2014
Сведения об авторах:
Горбунов Сергей Валентинович: д.т.н., доцент, главный специалист;
Старостин Александр Сергеевич: ведущий специалист;
Черных Геннадий Сергеевич: д.в.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, главный специалист;
ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.