Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квашнин А.Б., Новицкая А.С.

В публикации рассмотрен вопрос современного состояния технического регулирования в области средств индивидуальной защиты органов дыхания и возможные пути решения проблемных вопросов с реализацией средств в гражданском секторе экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Квашнин А.Б., Новицкая А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND ASSESSMENT OF TECHNICAL REGULATION IN THE FIELD OF SAFETY OF PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT OF THE RESPIRATORY ORGANS OF THE POPULATION

The publication considers the issue of the current state of technical regulation in the field of personal respiratory protection equipment and possible ways to solve problematic issues with the sale of funds in the civilian sector of the economy

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 620.16

Квашнин А.Б.

канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ Новицкая А.С. младший научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

В публикации рассмотрен вопрос современного состояния технического регулирования в области средств индивидуальной защиты органов дыхания и возможные пути решения проблемных вопросов с реализацией средств в гражданском секторе экономики

Ключевые слова

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, техническое регулирование, технический регламент, стандартизация, нормативная документация

Kvashnin A.B.

Candidate of Technical Sciences FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia Novitskaya A.S. Junior Researcher FSBI VNII GOChS( FC),

Moscow, Russia

THE CURRENT STATE AND ASSESSMENT OF TECHNICAL REGULATION IN THE FIELD OF SAFETY OF PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT OF THE RESPIRATORY ORGANS OF THE POPULATION

Annotation

The publication considers the issue of the current state of technical regulation in the field of personal respiratory protection equipment and possible ways to solve problematic issues with the sale of funds in the civilian sector of the economy

Keywords

Personal respiratory protection equipment, technical regulation, technical regulations, standardization, regulatory documentation.

Деятельность в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) накладывает на средства индивидуальной защиты населения (СИЗОД) населения специфические требования, определяемые условиями возможной обстановки, в которой указанные СИЗОД планируется применять. Такими условиями являются длительное присутствие в случае ЧС в воздухе высокотоксичных химических соединений, а также токсичных продуктов, от которых необходимо обеспечить защиту, и возможное присутствие в атмосфере нескольких токсичных соединений, относящихся к различным

группам химических веществ.

В связи с этим существует необходимость перехода от принципа всеобщей радиационной, химической и биологической защиты (РХБ) населения к принципу защиты от конкретных видов опасности.

МЧС России разрабатывает новые, отличающиеся от Минобороны России, требования к СИЗОД населения и, прежде всего, к гражданскому противогазу.

Однако предпринимаемые МЧС России действия по предоставлению населению СИЗОД сталкиваются с оппозицией производителей СИЗОД и торговых организаций. Указанное противодействие основано на следующих утверждениях:

1) отнесение продукции средств РХБ защиты населения к оборонной продукции, поставляемой по гособоронзаказу через органы военной приёмки;

2) исключение требований к средствам РХБ защиты населения, в т.ч. к СИЗОД населения, из ТР ЕАЭС 050/2021 «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

3) ограничение распространения СИЗОД для населения в свободной продаже;

4) частичное игнорирование МЧС России в формировании научно-технической политики в области создания СИЗОД населения в мирное и военное время;

5) стремление передать вопросы стандартизации СИЗОД населения в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения от ТК № 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация ЧС» в ведение ТК 320 «Средства индивидуальной защиты», функционирующего в области охраны труда;

6) невозможность реализации на рынке в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» и постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

Одной из основных задач МЧС РФ в области технического регулирования является организация возможности использования СИЗОД для населения в как в военных, так и в мирных целях.

В настоящее время в Российской Федерации в правовом поле технического регулирования СИЗОД для населения и спасателей невоенизированных формирований имеются следующие определённые трудности в обосновании обязательных требований к средствам РХБ защиты населения:

1. Отнесение СИЗОД населения к оборонной продукции оппонентами МЧС России основывается на положении статьи 5 Федерального закона «О техническом регулировании». Однако статьёй 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, целости и неприкосновенности её территории. А также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией» средства РХБ защиты (в частности, СИЗОД для населения) являются оборонной продукцией (продукцией военного назначения, военной продукцией).

Утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством российской федерации иной

информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой» устанавливает, что «оборонная продукция» - продукция (работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по оборонному заказу.

Кроме того, согласно Указа Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» противогазы для населения, а также фильтрующие коробки противогазов являются товарами двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.

Однако, исходя из того, что в соответствии с законодательством о гражданской обороне СИЗОД населения приобретаются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а СИЗОД персонала организаций - за счёт средств указанных организаций, указанные СИЗОД к государственному оборонному заказу не могут быть отнесены.

Поэтому попытки отнесения СИЗОД населения к оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, являются несостоятельными.

2. Договором о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу с 1.01.2015 г., ратифицированным в России Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ, установлено, что требования к продукции не могут устанавливаться техническими регламентами, если национальным законодательством государства-члена ЕАЭС к указанной продукции установлены ограничения по её обращению на рынке.

В дополнение к изложенному необходимо добавить, что положения Договора Евразийском экономическом союзе имеют ссылки на Вассинаарские договорённости по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования от 03.12.1998 (г. Вена), к которым Россия и ещё 27 стран присоединились, в которых предусматривается комплекс мер по осуществлению экспортного контроля за указанными видами продукции и обмену информацией в данной области.

Реализация Вассинаарских договорённостей в Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2003 № 302 «Об утверждении Положения о представлении Российской Федерацией сведений в Регистр обычных вооружений ООН и Положения о представлении Российской Федерацией сведений о поставках обычных вооружений в соответствии с Вассенаарскими договорённостями».

Однако средства РХБ защиты (СИЗОД населения) к указанным категориям могут и не относиться и, следовательно, их производство и оборот непосредственно этими договорённостями не регламентируются.

3. Следует отметить также, что в настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» средства защиты от боевых отравляющих веществ включены в перечень продукции, запрещённой к свободной реализации.

Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», установило, что производители средств защиты от боевых отравляющих веществ имеют право заключать договоры на поставку указанных средств защиты только потребителям (организациям), имеющим разрешение на её применение в России.

Следовательно, свободное обращение СИЗОД населения на рынке Российской Федерации ограничено.

В связи с указанным, полагаем целесообразным и необходимым внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 и постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959, исключающие средства защиты СИЗРД населения от боевых отравляющих веществ из перечня продукции, свободная реализация которой запрещена.

Комплекс возникающих вопросов от ряда производителей СИЗОД о передаче стандартизации СИЗОД населения от ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация ЧС» в ведение ТК 320 «Средства индивидуальной защиты», функционирующей в области охраны труда, несостоятельны. Передача вопросов стандартизации от одного ТК другому приведёт к ухудшению состояния защиты населения от РХБ угроз.

Таким образом, техническое регулирование средств РХБ в области защиты населения с юридической стороны сформировано в стране, однако возникла необходимость совершенствования технического регулирования в области безопасности СИЗОД населения, а именно в разработке общих и специальных требований к СИЗОД населения, в т.ч. выделение СИЗОД населения в особую группу. Список использованной литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством российской федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой».

4. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».

© Квашнин А.Б., Новицкая А.С., 2022

УДК 624

Локтев А.М.

магистрант 2 курса, БГТУ им. В.Г .Шухова

г. Белгород, РФ Научный руководитель: Кочерженко В.В.,

профессор, канд.техн.наук БГТУ им. В.Г. Шухова г. Белгород, РФ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТА АНКЕРНЫМИ ТЯЖАМИ

Аннотация

В современных условиях строительства требуется использовать инновационные методы укрепления грунтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.