Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ТРЕБОВАНИЙ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СРЕДСТВ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ, ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ТРЕБОВАНИЙ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СРЕДСТВ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ, ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО / БОЕВОЕ ОТРАВЛЯЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО / ПРОТИВОХИМИЧЕСКАЯ И ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / DANGEROUS CHEMICAL / ВОЙСКА / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОТИВОГАЗ / CIVIL GAS MASK / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ПРОТИВОРАДИАЦИОННАЯ / ANTI-RADIATION / СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ / REMEDIES / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА / PROTECTIVE PROPERTIES / FIGHTING POISON GAS / ARMIES / ANTIGAS AND ANTIBIOLOGICAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович, Зыгин Денис Александрович, Никифоров Герман Евгеньевич

На основе анализа исторического опыта показаны различия в подходах к формированию требований к средствам защиты населения и требований к средствам защиты войск, которые необходимо учитывать при реализации «Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Впервые публикуются результаты аттестации защитных свойств изолирующих костюмов и гражданского противогаза ГП-7 с дополнительными патронами ДПГ-1(3), составляющие основные объемы запасов, создаваемых в целях гражданской обороны страны, при воздействии аварийно химически опасных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шевченко Андрей Владимирович, Зыгин Денис Александрович, Никифоров Герман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question About Justification of Requirements to Characteristics of Means antiradiation, Antigas and Antibiological Protection of the Population

On the basis of the analysis historical experience distinctions in approaches to forming of requirements to means are shown protection of the population and requirements to remedies of armies which it is necessary consider at implementation “Strategy of development of system radiation, chemical and biological protection of armies and the population of the Russian Federation in peace and the wartime for the period till 2025 and further prospect”. For the first time results of certification of protective properties of isolating suits are published and civil gas mask ГП-7 with additional cartridges ДПГ-1 (3) which constitute the main share of the inventory quantities created for the purpose of civil defense of the country, at impact it is emergency chemically hazardous substances.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ТРЕБОВАНИЙ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СРЕДСТВ ПРОТИВОРАДИАЦИОННОЙ, ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

/82 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 2 (56) УДК 614.8

К вопросу об обоснованности требований к характеристикам средств противорадиационной, противохимической и противобиологической защиты населения

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

А.В. Шевченко, Д.А. Зыгин, Г.Е. Никифоров

Аннотация

На основе анализа исторического опыта показаны различия в подходах к формированию требований к средствам защиты населения и требований к средствам защиты войск, которые необходимо учитывать при реализации «Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Впервые публикуются результаты аттестации защитных свойств изолирующих костюмов и гражданского противогаза ГП-7 с дополнительными патронами ДПГ-1(3), составляющие основные объемы запасов, создаваемых в целях гражданской обороны страны, при воздействии аварийно химически опасных веществ.

Ключевые слова: боевое отравляющее вещество; войска; гражданский противогаз; население; опасное химическое вещество; противорадиационная, противохимическая и противобиологическая защита; средства защиты; стратегия; требования; защитные свойства.

To the Question About Justification of Requirements to Characteristics of Means antiradiation, Antigas and Antibiological Protection of the Population

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

A. Shevchenko, D. Zygin, G. Nikiforov

Abstract

On the basis of the analysis historical experience distinctions in approaches to forming of requirements to means are shown protection of the population and requirements to remedies of armies which it is necessary consider at implementation "Strategy of development of system radiation, chemical and biological protection of armies and the population of the Russian Federation in peace and the wartime for the period till 2025 and further prospect". For the first time results of certification of protective properties of isolating suits are published and civil gas mask rn-7 with additional cartridges flnr-1 (3) which constitute the main share of the inventory quantities created for the purpose of civil defense of the country, at impact it is emergency chemically hazardous substances.

Key words: fighting poison gas; armies; civil gas mask; population; dangerous chemical; antiradiation, antigas and antibiological protection; remedies; strategy; requirements; protective properties.

Статья поступила 14.04.2018.

Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 645 утверждена «Стратегия развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (далее — Стратегия). Одной из главных задач Стратегии является координация развития средств защиты войск и населения от радиационных, химических и биологических (далее — РХБ) поражающих факторов в мирное и военное время, в том числе — разработка обоснованных требований к ним. Однако при реализации Стратегии по этой задаче необходимо учитывать имеющиеся целевые различия между защитой войск и защитой населения, которые часто остаются вне внимания, что обусловливает высокие риски недостижения одной из целей Стратегии, связанной с оптимизацией системы средств противорадиационной, противохимической и противобиологической1 (далее — ПРХБ) защиты населения. Так, основными целями защиты войск являются максимальное снижение потерь личного состава при действиях в условиях РХБ заражения, сохранение боеспособности и обеспечение успешного выполнения войсками боевых задач в военное время, а также выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) в мирное время в условиях воздействия РХБ поражающих факторов. Одними же из целей защиты населения (применительно к Стратегии) являются сохранение жизни и здоровья людей, в том числе путем проведения АСДНР, в мирное время при воздействии РХБ поражающих факторов, обусловленных опасными природными явлениями, техногенными авариями (катастрофами), террористическими актами2, а также обеспечение выживания населения в военное время при воздействии РХБ факторов, возникающих при военных конфликтах (возможное применение оружия массового поражения) или вследствие этих конфликтов (разрушение РХБ опасных объектов)3. Именно необходимость обеспечения успешного выполнение войсками боевых задач в условиях воздействия РХБ факторов высокой интенсивности обусловливает основные отличия между требованиями к средствам защиты войск и требованиями к средствам защиты населения. Другие отличия вытекают из анализа изменившегося характера современных военных конфликтов, успехов в области уничтожения химического оружия и запрещении биологического оружия, а также взглядов на преимущественное применение обычных современных средств поражения в виде высокоточного оружия для достижения целей войны [1]. Современное становление России как государства с большой военной мощью и высокоразвитой системой противовоздушной

и противоракетной обороны обусловливает крайне малую решимость потенциального противника на массовое уничтожение населения нашей страны путем применения химического или биологического оружия, а также ядерного оружия — в условиях реализации Россией стратегии ядерного сдерживания. Эти успехи государства необходимо учитывать при оптимизации структуры и средств ПРХБ защиты населения для достижения целей Стратегии. В свою очередь, при разрушении РХБ опасных объектов обычными современными средствами поражения и выбросе потенциально опасных веществ могут возникать вторичные РХБ поражающие факторы, которые по своей объемности, масштабности и продолжительности действия обусловливают поражение, в том числе населения, проживающего вблизи таких объектов. Однако из-за гораздо меньшей токсичности поражающая способность таких потенциально опасных веществ гораздо меньше, чем боевых отравляющих веществ. В совокупности целевые различия между защитой войск и защитой населения обусловливают необходимость формирования требований к средствам защиты населения с учетом дифференцированного подхода, который в настоящее время является одной из основных тенденций развития гражданской обороны4. Такой дифференцированный подход к защите населения позволяет оптимизировать финансовые и материальные ресурсы при условии обеспечения необходимого уровня защищенности населения. Именно применение дифференцированного подхода в середине 90-х годов прошлого столетия стало основой научного обоснования требований к средствам ПРХБ защиты населения.

До распада Советского Союза необходимость защиты населения и объектов народного хозяйства рассматривалась как вынужденная мера по сохранению населения и объектов экономики в военное время, и руководство этой деятельностью было одной из функций Министерства обороны СССР. В связи с наличием в то время оружия массового поражения в качестве главных опасностей для населения, выделялась возможность воздействия по территории страны ядерным, химическим и биологическим оружием для разрушения экономики страны, уничтожения трудовых ресурсов и деморализации выжившего населения. Поэтому для защиты от поражающих факторов этих видов оружия осуществлялась необходимая боевая подготовка войск, а население страны готовилось в рамках гражданской обороны. В этих условиях требования к характеристикам средств защиты устанавливались Министерством обороны СССР в первую очередь с учетом чрезвычайно высокой токсичности боевых отравляющих веществ, а также необходимости защиты людей от

1 Исторически сложившиеся понятия по отношению к населению в смысле защиты от возможного воздействия на население ионизирующих излучений, опасных химических и биологических веществ. Соответствуют, например, широко применяемому понятию «противопожарная защита». Часто употребляется в виде сленга «радиационная, химическая и биологическая защита населения», произошедшего от переименования в 1992 году названия войск радиационной, химической и биологической защиты.

2 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3 Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

4 Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

радиоактивной пыли и аэрозолей биологических агентов. При этом требования по защитным свойствам для средств ПРХБ защиты войск и населения были унифицированы. Различия имелись лишь с точки зрения эргономических характеристик с целью облегчения применения средств ПРХБ защиты различными группами населения с учетом антропологических особенностей. Основным средством защиты для населения стал гражданский противогаз, обладавший практически всеми защитными свойствами, характерными для общевойскового противогаза. Пожалуй лишь с одним различием, гражданский противогаз не защищает всю кожу головы (за исключением кожи лица) от воздействия пара и аэрозолей опасных веществ.

Опыт применения средств защиты личным составом Вооруженных Сил и сил Гражданской Обороны Советского Союза, а также населением при аварии на Чернобыльской АЭС (1986 год), при крупных авариях на опасных производственных объектах, например на изотермическом хранилище аммиака в городе Ионаве в Литве (1989 год), показал низкую эффективность средств ПРХБ защиты от поражающих факторов, образующихся при авариях на таких потенциально опасных объектах. Так, ни общевойсковой, ни гражданский противогаз того времени не обеспечивали необходимую защиту от паров радиоактивного йода и большей части аварийно химически опасных веществ, включая широко применяемый в промышленности и на объектах жизнеобеспечения населения аммиак. Причиной этому было то, что требования по защите от таких потенциально опасных веществ в то время не выдвигались.

После распада Советского Союза и передачи гражданкой обороны в ведение МЧС России обоснование требований к средствам ПРХБ защиты войск и населения стало осуществлять двумя различными ведомствами: Минобороны России — применительно к средствам ПРХБ защиты войск и МЧС России — применительно к средствам ПРХБ защиты всех групп населения страны, в том числе работников всех ветвей органов власти, а также лиц, принимающих участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ5.

Оценка соответствия состояния защиты населения РХБ опасностям, характерным первой четверти 21 века, проведенная в середине 90-х годов прошлого столетия, показала, что в связи с необходимостью обеспечения защиты населения в первую очередь от потенциально опасных веществ при авариях (разрушениях) РХБ опасных объектов, а не от поражающих факторов оружия массового поражения, появлением новых материалов и цифровых технологий, а также с учетом дифференцированного подхода к защите населения установленные ранее требования к средствам ПРХБ защиты должны быть пересмотрены.

В те годы пересмотр требований к средствам ПРХБ защиты населения в чрезвычайных ситуациях

(далее — ЧС) и от опасностей военного времени с учетом новых условий выполнялся научными организациями МЧС России с учетом практики ликвидации ЧС и в настоящее время результаты этой работы закреплены в системе стандартов серий «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и «Гражданская оборона». Однако темпы разработки новых требований к средствам ПРХБ защиты населения, которые бы учитывали современные реалии и тенденции изменения РХБ угроз, все же отстают от потребностей. Отдельные стандарты серии «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», применяющиеся на добровольной основе, обеспечивают соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты»6 в основном только применительно к химическим факторам, возникающим на производстве. Но вместе с тем в настоящее время в рамках законодательного технического регулирования не установлены обязательные для исполнения требования к следующим средствам ПРХБ защиты населения в условиях ЧС и в военное время с учетом дифференцированного подхода:

техническим средствам оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС и оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с возникновением РХБ поражающих факторов;

средствам индивидуальной и медицинской защиты; техническим средствам РХБ разведки и дозиметрического контроля;

аварийно-спасательным средствам, предназначенным для действий в условиях воздействия РХБ факторов;

техническим средства мониторинга и прогнозирования ЧС, обусловленных РХБ опасностями;

объектам гражданской обороны, в том числе защитным сооружениям гражданской обороны (убежищам, противорадиационным укрытиям); санитарно-обмывочным пунктам; станциям обеззараживания одежды и специальной обработки техники.

Имеется только подготовленный МЧС России в рамках нормотворческой деятельности проект технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Поэтому основной формой создания системы требований к средствам ПРХБ защиты населения в настоящее время остаются национальные стандарты серий «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и «Гражданская оборона».

Анализ перечня действующих стандартов в области ПРХБ защиты (чуть более 45 единиц) свидетельствует,

5 Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Утв. Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 11 июля 2004 г. № 868.

6 Технический регламент таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»: Утв.

решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878.

что разработка требований к средствам ПРХБ защиты населения не носит планомерного характера и осуществляется в зависимости от «сиюминутных» потребностей. Особенно это относится к стандартам, которые устанавливают требования к средствам ПРХБ защиты, разработанным в свое время для Вооруженных Сил РФ и используемым МЧС России при ликвидации ЧС, например: техническим средствам РХБ разведки и дозиметрического контроля, санитарно-обмывочным пунктам, станциям обеззараживания одежды и специальной обработки техники. Это позволяет сделать вывод, что система технических требований к средствам ПРХБ защиты населения в настоящее время создана не полностью и носит фрагментарный характер.

Наибольшее развитие получили стандарты, устанавливающие требования к средствам индивидуальной защиты (далее — СИЗ). Это связано с тем, что способ защиты населения от воздействия РХБ поражающих факторов в военное время с помощью СИЗ был обусловлен исторически и до сих пор носит преимущественный характер.

Работы по обоснованию требований к СИЗ спасателей и населения были развернуты МЧС России в начале 90-х годов прошлого столетия. В основу этих работ были положены результаты обследования более трех тысяч химически опасных объектов всего Советского Союза, проведенного в соответствии с директивой7 [7]. В эти годы выбор СИЗ и определение состава комплексов для спасателей и населения были проведены исходя из обоснованных уровней требуемой защиты от аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия8 (далее — АХОВИД) в ЧС. Основными критериями для этого являлись опасность поражения и технические возможности существующих СИЗ [2-4].

Опасность поражения АХОВИД оценивалась по сокращенному перечню АХОВИД в 18 наименований [5] на основе анализа возможной химической обстановки при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах (далее — ХОО) с выходом поражающих факторов за пределы территорий ХОО и воздействующих концентраций на спасателей и население [6, 7] (табл. 1).

Пространственно-временной анализ воздействия поражающих факторов показал, что наиболее высокая степень защищенности при авариях должна обеспечиваться для спасателей, выполняющих аварийно-спасательные работы (далее — АСР) в зоне заражения на удалении от источника до 500 м. Средства их защиты должны быть преимущественно изолирующего типа. Население же проживает на удалении более 400 м от крупных ХОО [8]. Поэтому для его защиты было рекомендовано применение фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее — СИЗОД).

Исходя из этого, были экспериментально уточнены технические возможности существовавших в то время СИЗ по основным защитным свойствам.

Для изолирующих средств индивидуальной защиты кожи спасателей было определено время защитного действия материалов, в течение которого проницаемость АХОВИД, при заданной концентрации, не превышало величину предельно допустимого уровня загрязнения кожных покровов АХОВИД (ПДУк) (табл. 2) [9, 10].

Результаты экспериментальной проверки позволили дать рекомендации по составам комплексов СИЗ для спасателей.

Из СИЗОД для населения испытаниям в те годы были подвергнуты только фильтрующие гражданские противогазы в комплекте с дополнительными патронами, так как ранее было выявлено, что самостоятельно гражданские противогазы практически не обеспечивают защиту от основных АХОВИД. Учитывая, что противогаз ГП-5 уже в то время считался устаревшим, то в табл. 3 приведены результаты экспериментальных исследований только для противогаза ГП-7.

На основе обобщенного анализа экспериментальных данных по защитным показателям фильтрующих СИЗОД для населения в те годы были даны следующие рекомендации [11-13]:

для защиты от плохо сорбирующихся АХОВИД (окислов азота, окиси этилена, хлористого метила, хлористого водорода), а также сернистого ангидрида,

Таблица 1

Исходные концентрации АХОВИД (мг/л) для расчета значений показателей требований к СИЗ на различных

удалениях от источника (м)

АХОВИД до 50 50-100 250-300 400-500 1000

Аммиак, водород бромистый, водород хлористый, водород фтористый, диметиламин, окись этилена, сернистый ангидрид, сероводород, триметиламин, формальдегид, фосген, хлор, хлористый циан 2000-3000 30-40 8,0-20 5,0-10 0,08-1

Водород цианистый, метил хлористый, метиламин, метил бромистый, метилмеркаптан, окислы азота 1500-2000 13-20 4,0-6,0 2,0-4,0 0,1-0,8

Ацетонитрил, водород мышьяковистый, нитрил акриловой кислоты, сероуглерод, соляная кислота, этилмеркаптан 250-330 6,0-15 5,0-10 2,0-4,0 0,05-0,2

Акролеин, ацетонциангидрин, метилакрилат, фосфор треххлори-стый, фосфора хлорокись, фтор, хлорпикрин, этиленимин, этилен-сульфид 150-200 1,7-2,8 0,8-1,0 0,4-0,6 0,01-0,05

7 Директива начальника Гражданской обороны СССР № ДНГО-3 от 4.12.90 «О совершенствовании защиты населения от сильно действующих ядовитых веществ и классификации административно-территориальных единиц и объектов народного хозяйства по химической опасности».

8 ГОСТ 22.9.05-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования (аутентичен ГОСТ Р 22.9.05-95)».

Таблица 2

Показатели защиты от АХОВИД материалов средств индивидуальной защиты кожи костюмов КИХ-4(5)

и аварийного комплекта КАО

АХОВИД ПДУк, Воздействующая Время защитного действия не менее, мин

мг/см2 концентрация, Проницаемость материалов, мг/см2

мг/л

КИХ-4, КИХ-5 КАО

Т-15 БЦК ТСК-15М ЛК-1 ЛК-2 ПЭТФ

Ацетонитрил 1,0 1,75 300 0,068 300 0,013 300 0,489 300 0,04 300 0,008 300 0,008

Водород фтористый 0,005 8,3 300 0,002 300 0,001 300 0,002 300 0,003 300 0,001 60 0,002

Диметиламин 0,01 20,0 300 0 300 0 300 0 300 0 300 0 300 0

Метилакрилат 2,0 3,6 300 0,003 300 0,002 300 0,146 300 0,769 300 0,675 300 0

Нитрил акриловой кислоты 0,001 2,5 60 0 180 0 60 0,01 60 0 60 0 300 0

Окись этилена 0,01 15,2 60 0,004 60 0,002 60 0,005 60 0,003 60 0,009 60 0,008

Сероводород 0,1 9,4 300 0 300 0 300 0 300 0 300 0 300 0

Сероуглерод 0,01 0,95 20 0,014 20 0,01 20 0,009 20 0,011 20 0,012 20 0,012

Фосген 0,005 17,9 180 0,004 180 0,003 60 0,003 60 0,004 180 0,038 300 0,004

Хлорпикрин 0,007 5,8 300 0 300 0 300 0 300 0 300 0 300 0

Аммиак, согласно ТУ 60 60 60 60 60 30

Окислы азота, согласно ТУ 45 45 45 45 45 30

Сернистый ангидрид, согласно ТУ 20 20 20 20 20 60

Формальдегид, согласно ТУ 20 20 20 20 20 20

Синильная кислота, согласно ТУ 20 20 20 20 20 10

Хлористый водород, согласно ТУ 20 20 20 20 20 10

Хлор, согласно ТУ 60 60 60 60 60 30

Метил хлористый, согласно ТУ 20 20 20 20 20 10

Примечание: воздействующая концентрация АХОВИД задавалась максимальной величиной на расстоянии не ближе 50 м от источника заражения [11].

метилакрилата, предпочтительно использование противогазов ГП-7, ПДФ-2Ш(2Д) с патронами ДПГ-1;

для защиты от аммиака, диметиламина и ацето-нитрила предпочтительно применение противогазов ГП-7, ПДФ-2Ш(2Д) с патронами ДПГ-3;

при авариях с такими АХОВИД как хлористый водород, сероуглерод, формальдегид, нитрил акриловой кислоты и сероводород могут использоваться указанные фильтрующие противогазы как с ДПГ-1, так и с ДПГ-3;

для защиты от боевых отравляющих веществ, в том числе от хлора, синильной кислоты, фосгена, хлорпикрина — без дополнительных патронов.

Для защиты детей в возрасте до 1,5 лет по всему перечню АХОВИД в то время средств не было. Поэтому в качестве вынужденной меры для кратковременной защиты (с целью выхода из зоны заражения) от хорошо сорбирующихся веществ было рекомендовано использование детских защитных камер КЗД-4(6).

На основе проведенной экспериментальной проверки СИЗ в конце 90-х годов был уточнен перечень

средств и окончательный состав комплексов СИЗОД для защиты населения.

Выполненные в 90-е годы работы по аттестации СИЗ и обоснованию требований к ним стали основной для разработки национальных стандартов серии «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» применительно к СИЗ спасателей и населения. На основе этих требований в последнее десятилетие созданы современные гражданские противогазы для защиты населения ГП-8, ГП-9 и их модификации, КЗД «Шанс», самоспасатели и др.

Таким образом, требования, приводимые в национальных стандартах, к СИЗ спасателей и населения, позволяют обеспечить защиту населения от РХБ опасностей не только в военное время, но и в мирное время — при авариях на химически, радиационно и биологически опасных объектах. Однако завышенные требования к защитным свойствам по концентрациям опасных веществ в подмасочном пространстве на уровне предельно допустимых концентраций вместо

Таблица 3

Обобщенные результаты экспериментальных исследований защитных свойств противога ГП-7с

дополнительными патронами ДПГ-1(3)

№ АХОВИД Исходная концентрация, Время защитного действия систем, мин

п/п мг/л ГП-7 + ДПГ-1 ГП-7 + ДПГ-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Аммиак 5,0 50 70

2,3 100 150

0,1 240 400

11 Ацетонитрил 3,6 40 45

0,6 120 150

0,1 > 400 > 400

15 Водород фтористый 1,2 150 защиты нет

0,1 400 30

2 Диметил амин 18 15 30

5,0 80 100

0,2 240 360

9 Метил хлористый 5,0 7 защиты нет

0,2 120 30

12 Метилакрилат 4,0 98 80

3,0 136 110

0,07 400 400

18 Нитрил акриловой кислоты 2,4 20 20

0,02 > 360 > 360

3 Окислы азота 1,0 40 защиты нет

0,2 120 защиты нет

0,1 180 30

10 Окись этилена 1,0 30 защиты нет

0,19 120 30

16 Сернистый ангидрид 13,2 30 17

3,06 130 75

0,4 400 400

8 Сероводород 10 70 50

1,0 500 > 360

0,2 > 500 > 360

17 Сероуглерод 8,0 20 20

1,0 60 60

0,02 > 360 > 360

4 Синильная кислота 9,0 30 15

5,0 90 50

0,1 300 200

5 Соляная кислота 5,0 60 60

0,1 > 360 > 360

14 Формальдегид 0,3 600 600

7 Фосген 5,0 100 150

0,4 > 360 > 360

6 Хлор 10 50 60

0,4 > 400 > 400

13 Хлорпикрин 4,0 110 100

0,3 600 600

Примечания: 1). Испытания изделий проводились при следующих условиях: скорость постоянного потока воздуха—30 л/мин; температура воздуха — 20-25 0С; относительная влажность воздуха — 75%. 2). Концентрации АХОВИД соответствовали расстоянию от источника заражения не ближе 400 м. 3). Результаты экспериментальных исследований свидетельствует, что по отдельным веществам защитные свойства выше, чем приведенные в инструкциях по эксплуатации изделий. Это обусловлено желанием производителей гарантировать надежную работу СИЗОД при эксплуатации, когда концентрация АХОВИД изменяется в достаточно широких пределах и нет возможности контролировать отработку шихты противогазовой коробки.

аварийных пределов воздействия9, по долговременной защите от капель опасных веществ, а также необходимости иметь несколько типов и размеров в соответствии с антропологическими особенностями людей и, как следствие, громоздкость и трудность в использовании существующих гражданских

противогазов в совокупности с изменившимся характером современных войн, выдвигают на первое место использование дифференцированного подхода и обусловливают пересмотр требований к средствам защиты населения в сторону их универсализации, малых габаритов, однотипности, безразмерности

9 Аварийные пределы воздействия - гигиенические нормативы, позволяющие обеспечить защиту путем регламентирования времени пребывания человека в зоне химического заражения без средств индивидуальной защиты.

и компактности, меньшей стоимости, одноразовости использования.

Современные требования к защитным сооружениям гражданской обороны, предназначенным для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера установлены в10. Анализ документов показывает, что к имевшим ранее место требованиям по защите укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, добавились требования по защите от поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при авариях на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах. В то же время к вновь проектируемым убежищам специальные

Литература

1. Шевченко А. В. Стратегия реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть первая) // Технологии гражданской безопасности. 2016. № 2 (48). С. 66-72.

2. Ханычев В. А., Вобликова М. И., Силос В. К. НТО. Аттестация существующих средств индивидуальной защиты для оснащения спасателей и использования населением при чрезвычайных ситуациях. М.: в/ч 52609, 1992.

3. Ханычев В. А., Силос В. К., Вобликова М. И. НТО. Разработка предложений по уточнению комплексов средств индивидуальной защиты для оснащения спасателей и использования населением при авариях на химически опасных объектах. М.: в/ч 52609, 1992.

4. Мещеряков Е.М., Шевченко А. В., Вобликова М. И. и др. НТО. Уточнение состава комплекса средств индивидуальной защиты для оснащения спасателей и использования населением при авариях на химически опасных объектах по результатам проверки их защитных свойств. Проведение экспериментальной проверки средств индивидуальной защиты по основным СДЯВ для окончательного уточнения состава комплекса средств для оснащения спасателей и использования населением в ЧС. М.: в/ч 52609, 1994. 78 с.

5. Шевченко А. В. Научно-методические основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях с химической опасностью при авариях на химически опасных объектах: Дис. ... д-ра техн. на-ук:05.26.02. М.: ВНИИ ГОЧС, 1999.

6. Исаев В.С., Силос В. К., Вобликова М. И. и др. НТО. Научно-техническое обоснование тактико-технического задания на разработку универсальных СИЗОД детей старше 1,5 лет

требования по защите от воздушной ударной волны ядерного взрыва в настоящее время не предъявляются, что обусловлено характером современных военных конфликтов.

Заключение

В ходе реализации «Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» настоятельно необходимо учитывать показанные в статье различия между требованиями к средствам защиты войск и требованиями к средствам защиты населения, обусловленные изменившимся характером современных военных конфликтов. При этом именно дифференцированный подход должен стать основой для обоснования требований к перспективным средствам защиты населения.

для защиты при чрезвычайных ситуациях. М.: в/ч 52609, 1991.

7. Ханычев В.А., Мартынов А. Б. и др. НТО. Разработка ТТТ к техническим средствам для оснащения специальных войсковых подразделений ликвидации последствий аварий. М.: в/ч 52609, 1991.

8. Исаев В.С., Силос В. К., Вобликова М. И. и др. НТО. Обоснование требований к организации накопления, хранения и выдачи населению средств индивидуальной защиты. М.: в/ч 52609, 1990.

9. Жиляев Г. Г., Козлов И. Л., Куприянова Е. А. НТО. Разработка предложений по уточнению комплексов СИЗ для оснащения спасателей и использования населением при авариях на ХОО. Казань: КазХимНИИ, 1993.

10. Шарнин Г.П., Зарипов И. Н., Козлов И.Л. и др. НТО. Уточнение состава комплекса СИЗ для оснащения спасателей и использования населением при авариях на ХОО по результатам проверки защитных свойств средств. Казань: КазХимНИИ, 1994. 22 с.

11. Ханычев В. А., Вобликова М. И. Рабочие материалы по теме: «Разработка комплексов средств защиты личного состава специальных подразделений войск ГО и АСФ страны для ведения спасательных работ в очагах поражения СДЯВ» (Задание 4.6.6. ГНТП «Безопасность»).— М.: в/ч 52609, 1991.

12. Каменер Е.А., Афанасьева Т. С., Сачков Б. М. и др. НТО. Разработка комплексных средств защиты личного состава спецподразделений войск ГО и АСФ страны для ведения спасательных работ в очагах поражения СДЯВ. Электросталь: НПО «Неорганика», 1991. 43 с.

13. Дворецкий Г.В., Катырева Л. Л. и др. НТО. Уточнение состава комплекса СИЗ для спасателей и использования населением при авариях на ХОО по результатам проверки их защитных свойств. Электосталь: НПО «Неорганика», 1994. 52 с.

10 О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2015 № 737).

Свод правил СП 88.13330.2014 «СНиП 11-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны»: Утв. приказом Минстроя России от 18 февраля 2014 года № 59/пр.

Свод правил СП 165.1325800.2014. «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»: Утв. приказом Минстроя России от 12.11.2014 № 705/пр. ГОСТ Р 42.4.03-2015 «Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования».

Сведения об авторах

Шевченко Андрей Владимирович: д. т. н., проф., ООО «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий — Газпром ВНиИгаЗ», г н. с., 121352, Московская обл., Ленинский р-н, пос. Развилка, Проектируемый проезд № 5537, вл. 15, стр. 1. е-таН: [email protected] SPIN-код — 3983-1280.

Зыгин Денис Александрович: к. х. н., научно-исследовательский центр ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России. 105005, Москва, Бригадирский пер., 13. е-таН: [email protected]

Никифоров Герман Евгеньевич: к. х. н., с. н. с., научно-исследовательский центр ФГБУ «27 ЦНИИ» Минобороны России,

125284, г. Москва, 1-й Хорошевский проезд, 5. е-таН: [email protected]

Information about the authors

Shevchenko, Andrey V.: Dr. Sci. (Engineering), Professor, Chief Researcher, Scientific Research Institute of Natural Gases and Gas Technologies Gazprom VNIIGAZ. Proektiruemiy proyezd № 5537, vl. 15, build. 1, Razvilka, Razvilkovskoye, Leninsky District, Moscow Region, 121352, Russia.

e-mail: [email protected] SPIN-code — 3983-1280,

Zygin, Denis A.: Cand. Sci.(Chemistry), Scientific Research Centre, "48 NII" of RF Defense Ministry. 13 Brigadirsky, 105005, Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

Nikiforov, German E.: Cand. Sci.(Chemistry), Senior Researcher, Research Center, "27 NII" of RF Defense Ministry. 1-st Khoroshevsky proyezd, 5, 125284, Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пучков В.А. и др. Катастрофы и устойчивое развитие в условиях глобализации. Монография Глебов В.Ю. и др. Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по применению нормативных правовых и нормативно-технических документов при создании, эксплуатации и развитии системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. Монография Алымов А.В. и др. Проблемы защиты населения от угроз природного и техногенного характера на транспорте. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=20823662 http://elibrary.ru/item.asp?id=21846925 http://elibrary.ru/item.asp?id=20501644

Аксенов В.В. и др. ВГСЧ: вчера, сегодня, завтра. Горноспасательное дело в России. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=21230189

Аюбов Э.Н. и др. Справочник основных терминов и определений в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах http://elibrary.ru/item.asp?id=20910135

Чуприян А.П. и др. Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образований: пути решения. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 21—22 мая 2013 года, Москва http://elibrary.ru/item.asp?id=20425165

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: нам 37 http://elibrary.ru/item.asp?id=21846926

Афанасьева Е.В. и др. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Информационно-аналитический сборник. Издание второе, дополненное http://elibrary. ru/item.asp?id=20447018

Акимов В.А. и др. Итоговый сборник по результатам деятельности городской сетевой экспериментальной площадки «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающих как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Методическое пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=20501647

Чуприян А.П. и др. Международная конференция «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, включая вопросы аварийных разливов нефти». Нарьян-Мар, 20-22 августа 2013 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=20823652

Пчелкин В.И. Географический фактор в деятельности МЧС России: проблема и пути её решения. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=21060972

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.