Научная статья на тему 'ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ'

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВУЗ РОСГВАРДИИ / КУРСАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич

Проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов на современном этапе развития общества становится одной из значимых для вузов Росгвардии. Цель статьи - теоретический анализ и обоснование общих и специфических принципов реализации педагогической концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Принципы наряду с закономерностями составляют ядро разрабатываемой концепции и выполняют по отношению к ней регулятивную роль. К общим принципам реализации педагогической концепции были отнесены следующие: связи теории с практикой; систематичности и последовательности; ценностной обоснованности; сопряженности; активности и открытости; самоактуализации и самореализации; целенаправленности и результативности. К специфическим принципам реализации педагогической концепции были отнесены принципы: становления профессионализма курсантов; осознанного управления курсантами карьерными перспективами; ориентации курсантов на социально значимые ценности; профессионально-личностного становления курсантов; коллективистического характера военно-патриотической деятельности; инвариантности патриотического воспитания курсантов; мотивированной научно-исследовательской деятельности курсантов; полисубъективного взаимодействия курсантов. Выявленные в ходе исследования принципы служат залогом для целенаправленности, организованности и методической обеспеченности процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND SPECIFIC PRINCIPLES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL MOTIVATION FOR CADETS OF UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN GUARD

The problem of the formation of military-professional motivation of cadets at the present stage of development of society is becoming one of the most important for the universities of the Russian Guard. The purpose of the article is a theoretical analysis and justification of the general and specific principles for the implementation of the pedagogical concept of the formation of military professional motivation for cadets of universities of the Russian Guard. The principles, along with regularities, form the core of the developed concept and play a regulatory role in relation to it. The following were attributed to the general principles for the implementation of the pedagogical concept: the connection between theory and practice, systematicity and consistency, value-based validity, contingency, activity and openness, self-actualization and self-realization, purposefulness and effectiveness. The specific principles for the implementation of the pedagogical concept included the following principles: the formation of professionalism of cadets, the conscious management of career prospects by cadets, the orientation of cadets towards socially significant values, the professional and personal development of cadets, the collectivistic nature of military-patriotic activities, the invariance of patriotic education of cadets, motivated research activities cadets, polysubjective interaction of cadets. The principles identified in the course of the study provide purposefulness, organization and methodological support for the process of forming military-professional motivation for cadets of universities of the Russian Guard.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 24-31. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(2(38):24-31. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.6

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

Виталий Николаевич Лымарев, vitaliy_1981_03@mail.ru, https://orcid.org/022-624-792-32

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия

Аннотация. Проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов на современном этапе развития общества становится одной из значимых для вузов Росгвар-дии. Цель статьи — теоретический анализ и обоснование общих и специфических принципов реализации педагогической концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Принципы наряду с закономерностями составляют ядро разрабатываемой концепции и выполняют по отношению к ней регулятивную роль. К общим принципам реализации педагогической концепции были отнесены следующие: связи теории с практикой; систематичности и последовательности; ценностной обоснованности; сопряженности; активности и открытости; самоактуализации и самореализации; целенаправленности и результативности. К специфическим принципам реализации педагогической концепции были отнесены принципы: становления профессионализма курсантов; осознанного управления курсантами карьерными перспективами; ориентации курсантов на социально значимые ценности; профессионально-личностного становления курсантов; коллективистического характера военно-патриотической деятельности; инвариантности патриотического воспитания курсантов; мотивированной научно-исследовательской деятельности курсантов; полисубъективного взаимодействия курсантов. Выявленные в ходе исследования принципы служат залогом для целенаправленности, организованности и методической обеспеченности процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

Ключевые слова: военно-профессиональная мотивация, вуз Росгвардии, курсанты, педагогическая концепция, общие и специфические принципы, военно-профессиональные мотивы и ценности

Для цитирования: Лымарев В. Н. Общие и специфические принципы реализации педагогической концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 24-31.

Original article

GENERAL AND SPECIFIC PRINCIPLES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL MOTIVATION FOR CADETS OF UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN GUARD

Vitaly N. Lymarev, vitaliy_1981_03@mail.ru, https://orcid.org/022-624-792-32

Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia

Abstract. The problem of the formation of military-professional motivation of cadets at the present stage of development of society is becoming one of the most important for the universities of the Russian Guard. The purpose of the article is a theoretical analysis and justification of the general and

© Лымарев В. Н., 2023

specific principles for the implementation of the pedagogical concept of the formation of military professional motivation for cadets of universities of the Russian Guard. The principles, along with regularities, form the core of the developed concept and play a regulatory role in relation to it. The following were attributed to the general principles for the implementation of the pedagogical concept: the connection between theory and practice, systematicity and consistency, value-based validity, contingency, activity and openness, self-actualization and self-realization, purposefulness and effectiveness. The specific principles for the implementation of the pedagogical concept included the following principles: the formation of professionalism of cadets, the conscious management of career prospects by cadets, the orientation of cadets towards socially significant values, the professional and personal development of cadets, the collectivistic nature of military-patriotic activities, the invariance of patriotic education of cadets, motivated research activities cadets, polysubjective interaction of cadets. The principles identified in the course of the study provide purposefulness, organization and methodological support for the process of forming military-professional motivation for cadets of universities of the Russian Guard.

Keywords: military-professional motivation, higher education institution of the Russian Guard, cadets, pedagogical concept, general and specific principles, military-professional motives and values

For citation: Lymarev VN. General and specific principles for the implementation of the pedagogical concept of the formation of military professional motivation for cadets of universities of the Russian Guard. Innovative development of vocational education. 2023;(2(38):24-31. (In Russ.).

Введение

Военная служба является особым видом государственной службы и отличается от иных видов деятельности своей спецификой, в основе которой лежит верность воинскому долгу, служение Отечеству, защита государственного суверенитета. Современные требования к офицеру Росгвардии связаны с кардинально новым подходом к его военно-профессиональной подготовке, где ключевыми направлениями являются мотивационная составляющая личности, характеризуемая устойчивыми ценностными ориентациями, и успешное выполнение воинского долга [1]. Таким образом, сформированная у курсантов вузов Росгвардии военно-профессиональная мотивация обуславливает успешность их будущей военно-профессиональной деятельности, их высокий профессионализм, который выступает основой национальной безопасности. Ценностные ориентиры курсантов, поступающих в вузы Росгвардии, претерпевают трансформацию: преобладают материальные и гедонистические ценности, что приводит к снижению социального порядка в коллективе и несформированности военно-профессиональной мотивации [1; 2]. В таких условиях проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов становится одной из значимых для вузов Росгвардии.

Цель статьи — теоретический анализ и обоснование общих и специфических принципов реализации педагогической концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

Материалы и методы исследования

Анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, обобщение, формулировка выводов, выявление общих и специфических принципов реализации педагогической концепции.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках данной статьи будет раскрыто ядро разрабатываемой педагогической концепции, которое составляют закономерности формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Представленные закономерности позволяют оценить современное состояние исследуемой проблемы и оценить перспективы ее развития, привнести в исследование проблемы формирования военно-профессиональной мотивации принципиально новые позиции [3].

Солидаризируясь с мнением Е. В. Гнатыши-ной, под термином «ядро педагогической концепции» будем понимать «научное представление, коренным образом изменяющее структуру всего научного знания по исследуемой проблеме» [4, с. 134]. Ядро педагогической концепции также рассматривается как «система исходных положений, определяющих особенности построения научной теории и характеризующих ее специфику» [5, с. 34]. Таким образом, ядро разрабатываемой педагогической концепции направлено на трансформацию всей структуры и общей информационной картины проблемы формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

В рамках данного исследования педагогические принципы рассматриваются как «одна

из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения педагогических проблем, служит системообразующим фактором развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики» [6, с. 214]. На принципах базируются целенаправленность, организованность и методическая обеспеченность процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии [7].

Выбор педагогических принципов реализации разработанной концепции осуществлялся с учетом требований системности, объективности, теоретической и практической значимости, аспектности, ориентированности и контекстно-сти [6]. При выявлении общих и специфических принципов реализации концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии были учтены следующие положения [3; 8; 9]:

1) принципы определяют механизмы достижения желаемого в концепции результата (сформированных компонентов военно-профессиональной мотивации курсантов);

2) принципы реализации концепции имеют практико-ориентированный характер, реализуются при конструировании образовательного процесса, при реализации полученных теоретических выводов в практике подготовки курсантов вузов Росгвардии;

3) специфические принципы соответствуют выявленным закономерностям, раскрывают их общие требования и правила в условиях реального образовательного процесса вузов Рос-гвардии;

4) необходимость выявления общих принципов реализации концепции обусловлена их методологическими основаниями, обеспечивает целостность выявленных закономерностей, определяет правила ее практического применения.

Перейдем к характеристике выявленных общих и специфических принципов реализации педагогической концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии. Общие принципы определяют целостность ядра концепции, общую стратегию исследования, выявляются на основе общепедагогических принципов. Данные принципы не привязаны к конкретным закономерностям, они обуславливают их взаимосвязь и взаимовлияние.

Общие принципы

Принцип связи теории с практикой. Данный принцип ориентируется на следующий постулат: чем больше приобретаемые курсантами в образовательном процессе вузов Росгвардии социально значимые ценности связаны с будущей военно-профессиональной деятельностью, тем выше их сознательность в обучении и непосредственный интерес к нему. Данный принцип реализуется в содержании образовательного процесса вуза Росгвардии, а также в рамках организации учебно-воспитательного процесса [10].

Принцип систематичности и последовательности. Последовательность усвоения курсантами знаний и умений происходит от частного к общему, от простого к сложному, в зависимости от поставленных в образовательном процессе вуза Росгвардии задач. Реализация данного принципа предполагает разделение содержания учебной дисциплины на завершенные модули, равноценные по времени и содержанию, соблюдение логики изложения преподавателем информации, использование передовых образовательных технологий (технологии VR и 3D, форсайт-технологии, квесты, виртуальные образовательные технологии и др.) [11].

Принцип ценностной обоснованности. Объясняется очевидным назначением профессиональной деятельности военнослужащего как носителя и транслятора патриотических ценностей. Ценностная обоснованность военно-профессиональной деятельности придает ей личностный смысл и цель для курсантов, способствует их саморазвитию в ней. Реализация данного принципа предполагает стимулирование курсантов к поиску собственных смыслов и определение системы ценностных приоритетов [12].

Принцип сопряженности. Предполагает при организации и проектировании педагогического процесса вуза Росгвардии взаимосвязь формируемых компонентов (потребностно-це-левого, ценностно-смыслового и рефлексивно-контролирующего) военно-профессиональной мотивации курсантов со структурой и содержанием профессиональной компетентности будущих офицеров [13].

Принцип активности и открытости. Подчеркивает взаимосвязь и взаимозависимость структурных элементов саморазвития курсантов. Активность означает личностную направленность, использование разных путей и способов непрерывного самообразования, в частности применение активных, интерактивных и информационных образовательных технологий. Активность в сочетании с открытостью предусматривает

возможность для курсантов в период профессиональной деятельности проявлять стремление к повышению своего профессионального уровня в комфортных для них условиях и в желаемом ими объеме и темпе, с учетом их индивидуальных запросов и возможностей. Открытость же предусматривает постоянный и свободный обмен информацией, для чего в войсках создается защищенная информационно-образовательная среда, нацеленная на формирование и повышение профессионализма курсантов вузов Росгвардии [14].

Принцип самоактуализации и самореализации. Согласуется с субъектной позицией курсантов вузов Росгвардии. Курсант осознает и принимает смысл и назначение формирования и развития готовности к успешному выполнению задач; адекватно оценивает свои способности, действует целенаправленно, самостоятельно и ответственно, обладает рефлексивностью и критичностью, способен к самоконтролю; деятельно заинтересован в положительных результатах в диапазоне личных достижений — профессиональных успехов; испытывает потребность в самореализации и видит ее в инициативной деятельности, направленной на повышение эффективности практической деятельности войск Росгвардии [15].

Принцип целенаправленности и результативности. Предполагает формирование у курсантов целостного отношения к военно-профессиональной деятельности, осознание ими значимости военно-профессиональной мотивации для ее результативного осуществления [8].

Специфические принципы

Данные принципы соответствуют выявленным закономерностям, раскрывают их общие требования и правила и поэтому будут представлены в совокупности с ними.

Закономерности обусловленности

Феномен военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии обусловлен наличием возможностей для достижения высокого социального статуса и перспективами карьерного роста.

Принцип становления профессионализма курсантов. Проявлениями профессионализма курсантов выступают позитивное самовосприятие в военно-профессиональной деятельности, признание у себя активно-преобразовательных возможностей в профессиональной сфере. Становление профессионализма требует коренных изменений личности курсантов, достижения высокого статуса в военном коллективе, осознания военно-профессиональных и личностных мотивов [16].

Принцип осознанного управления курсантами карьерными перспективами. Данный принцип предполагает создание условий для личностной удовлетворенности курсантов выбором своей профессии и достижения высокого социального статуса, реализации внутреннего потенциала в военной профессии, несмотря на факторы внешнего риска. Реализация данного принципа требует от командиров внимательного отслеживания профессионального развития курсантов, четко поставленных целей и задач, связанных с выполнением служебных обязанностей, удовлетворения от их выполнения у подчиненных. Командиры и преподавательский состав должны сформировать у курсантов адекватное отношение к карьерному росту как обязательному элементу военно-профессиональной мотивации [9].

Формирование военно-профессиональной мотивации у курсантов Росгвардии обеспечивается интеграцией их в военно-профессиональное сообщество и усвоением ими системы нравственных и профессиональных ценностей, установок и норм.

Принцип ориентации курсантов на социально значимые ценности. Гармонизация личностного и социального в ходе подготовки курсантов в вузе обуславливает приобретение курсантами социально и личностно значимых ценностей. Ориентация курсантов на самосовершенствование и социально значимые военно-профессиональные идеалы позволяет сформировать социальные ценности будущего военного профессионала [17]. Курсанты в период обучения в вузе Росгвардии определяют свою позицию относительно общественно выработанной системы ценностей, свое место в обществе и военно-профессиональной среде. Интериоризация курсантами социально значимых ценностей способствует осознанию ими социальных функций военной профессии, что выступает одним из показателей сформированности у них военно-профессиональной мотивации [18].

Принцип профессионально-личностного становления курсантов. Данный принцип предполагает, что помимо военно-профессиональной подготовки, задачей вуза Росгвардии является их профессионально-личностное становление. Становление курсантов предполагает получение ими субъективного опыта с учетом личностных потребностей, активное включение в образовательную и военно-профессиональную деятельность, ориентацию на решение жизненных и профессиональных проблем. Реализация данного принципа предполагает осуществление

комплекса мер, направленных на идентификацию с военно-профессиональной средой, поиск условий для их социального развития в военном сообществе [19].

Атрибутивные закономерности

Формированию военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии способствует развитие их патриотических ценностей и морально-этических норм.

Принцип коллективистического характера военно-патриотической деятельности. Данный принцип предполагает реализацию в вузах Росгвардии коллективных форм военно-патриотической работы с курсантами, ориентацию на создание сплоченного курсантского коллектива. Военно-патриотическое воспитание курсантов является действенным механизмом формирования у них нравственных ценностей, привития морально-этических норм посредством военно-политической работы с курсантами. В рамках коллективных форм военно-патриотической работы с курсантами у них формируется устойчивое представление о патриотической сущности военно-профессиональной деятельности на основе раскрытия ее социальной ценности для общества [20].

Принцип инвариантности патриотического воспитания курсантов. Принцип инвариантности воспитания военнослужащих предполагает создание эффективной среды для саморазвития курсантов с использованием форм активно-де-ятельностного характера, поддержание устойчивого морально-психологического климата в военном сообществе в результате сходимости действий всех инвариантов среды саморазвития и реализации превентивных педагогических мероприятий мотивирующей направленности [21].

Закономерности эффективности

Эффективность формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии обеспечивается расширением возможностей их участия в научно-исследовательской деятельности.

Принцип мотивированной научно-исследовательской деятельности курсантов. Научно-исследовательская деятельность выступает средством развития учебно-познавательной деятельности курсантов, их успешного вхождения в военно-профессиональное сообщество. Участие в научно-исследовательской деятельности позволяет сформировать у курсантов способности к самоорганизации и самообразованию, умения критически анализировать научную информацию и применять ее в условиях

выполнения служебных обязанностей. Научно-исследовательская деятельность способствует формированию у курсантов ценностно-смыслового понимания окружающей действительности, выбору интересных и личностно значимых форм исследовательской деятельности, проявлению исследовательской самостоятельности. Самостоятельная научно-исследовательская деятельность курсантов способствует осознанию ценностно-смыслового значения выбранной военной профессии и формированию военно-профессиональной мотивации [22].

Принцип полисубъективного взаимодействия курсантов. Данный принцип предполагает вовлечение курсантов в совместную профессионально ориентированную научно-исследовательскую деятельность с преподавателями, офицерами, представителями социальных партнеров вуза Росгвардии (предприятия, научно-исследовательские организации и др.), учеными других вузов, старшекурсниками на основе равноправного взаимовыгодного взаимодействия, сопровождения, консультирования. В рамках полисубъективного взаимодействия субъекты научно-исследовательской деятельности находятся в равноправных позициях, учитывают мнения и личностные позиции друг друга, становятся соорганизаторами совместной деятельности. Полисубъективное взаимодействие способствует формированию у курсантов устойчивой мотивации к участию в научно-исследовательской деятельности, повышает ее результативность и личностную значимость [23].

Заключение

Принципы наряду с закономерностями составляют ядро разрабатываемой педагогической концепции формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии и выполняют по отношению к ней регулятивную роль. Общие принципы реализации концепции обусловлены их методологическими основаниями, обеспечивают целостность выявленных закономерностей, определяют правила их практической реализации. Специфические принципы соответствуют выявленным в ходе исследования закономерностям, раскрывают их общие требования и правила в условиях реального образовательного процесса вузов Росгвардии. Выявленные в ходе исследования принципы служат залогом целенаправленности, организованности и методической обеспеченности процесса формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии.

Список источников

1. Кононова Т. А., Фахурдинов Р. Р. Психологическая сущность военно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов // Б. М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: сб. материалов междунар. юбил. конф. к 120-летию со дня рождения Б. М. Теплова ; под ред. М. К. Кабардова, А. К. Осницкого. М. : Перо, 2017. С.227-232.

2. Ткачев Р. В. Концептуальная модель мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров ВВС России // Власть. 2012. № 7. С. 90-93.

3. Качалов А. В. Ядро концепции формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 67, № 3. С. 155-158.

4. Гнатышина Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога : дис. ... д-ра пед. наук. Грозный, 2020. 353 с.

5. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4 (263). С. 34-37.

6. Шумилова Е. А. Закономерности и принципы концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 212-219.

7. Циулина М. В. Формирование рефлексивно-ценностной позиции в рамках профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (79). С. 63-72.

8. Исаева Н. Н. Критерии оценки процесса формирования и развития подразделений курсантов как коллективов // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 1. С. 158-162.

9. Кечкин Ю. В., Терещенко Е. С., Каменев А. С. К вопросу карьерного роста курсантов в процессе их обучения в учебном заведении // Военный научно-практический вестник. 2015. № 2 (3). С. 88-90.

10. Попова Л. В., Пикуленко М. М. Педагогические принципы и различные подходы к реализации образовательных программ в музеях // Жизнь Земли. 2016. Т. 38, № 2. С. 200-206.

11. Егоров С. Н., Вилков А. П., Корнюхин В. В. Принцип последовательности и систематичности в тренировочном процессе // Аллея науки. 2018. Т. 5, № 11 (27). С. 395-397.

12. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Применение принципов системного подхода и исторического исследования к изучению проблемы становления и развития кафедры педагогики и психологии вуза // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 17.

13. Чекина Е. В. Закономерности и принципы формирования социально-экономической компетентности будущих специалистов образования // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2016. Т. 6, № 3. С. 110-118.

14. Доброродний Д. Г. Информационная активность личности как условие информационной открытости общества // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 1. С. 39-43.

15. Volynkina N. V., Gladkikh V. V., Larina T. V. Military university cadets' intellectual and creative development during foreign language education // Perspectives of Science and Education. 2020. № 3 (45). С. 87-95.

16. Грек А. Д. Профессорско-преподавательский состав в профессиональном развитии курсантов в образовательном процессе образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 123-127.

17. Петрусевич А. А., Жумаханов А. З. О соотношении личностно-ориентированного и социально-ориентированного в военно-профессиональном воспитании курсантов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). С. 31-35.

18. Михайлова Т. Н., Киселева И. Н. Формирование ценностей здорового образа жизни курсантов вузов МВД России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207). С. 70-76.

19. Тухватуллин Б. Т., Кодоева А. Ч., Ильиченков А. С. Профессионально-личностное становление курсантов вузов МВД РФ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 37-39.

20. Игумнова Е. А., Воронова В. В. Реализация педагогических идей И. Н. Жукова в современном детском и молодежном общественном движении // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13, № 5. С. 42-52.

21. Рыбаков С. Ю. Проблема содержания образования в эпоху постмодерна // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (55). С. 76-81.

22. Брызгалова И. В. Научно-исследовательская деятельность курсантов вузов ФСИН России как средство мотивации учебно-познавательной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 461-464.

23. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие субъектов образовательного пространства в условиях полисубъективного взаимодействия // Век психологии — к 100-летию Психологического института Российской академии образования. М., 2012. С. 422-446.

References

1. Kononova TA, Fakhurdinov RR. Psychological essence of military-professional motivation of cadets of military universities. In: B. M. Teplov i sovremennoe sostoyanie differentsial'noy psikhologii i differentsial'noy psikhofiziologii = B. M. Teplov and the current state of differential psychology and differential psychophysiology. Moscow: Pero; 2017. pp. 227-232. (In Russ.).

2. Tkachev RV. Conceptual model of motivation of military professional activity of officers of the Russian Air Force. Vlast' = Power. 2012;(7):90-93. (In Russ.).

3. Kachalov AV. The core of the concept of the formation of creative independence of students of a pedagogical university. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury = Bulletin of the Ural State University. Series 1: Problems of education, science and culture. 2009;67(3):155-158. (In Russ.).

4. Gnatyshina EV. Tsennostno-smyslovye orientiry formirovaniya tsifrovoy kul'tury budushchego pedagoga = Value-semantic guidelines for the formation of the digital culture of the future teacher Thesis. Grozny; 2020. 353 p. (In Russ.).

5. Uvarina NV. The core of the pedagogical concept: regularities, principles of actualization of the creative potential of the personality of students in the educational process. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2012;(4(263):34-37. (In Russ.).

6. Shumilova EA. Patterns and principles of the concept of formation of social and communicative competence of future teachers of vocational training. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2009;(7):212-219. (In Russ.).

7. Tsiulina MV. Formation of a reflexive-value position in the framework of professional and creative training of students of a pedagogical university. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2022;(4(79):63-72. (In Russ.).

8. Isaeva NN. Criteria for assessing the process of formation and development of cadets' subdivisions as collectives. Pedagogicheskoe obrazovanie = Pedagogical education. 2022;3(1):158-162. (In Russ.).

9. Kechkin YuV, Tereshchenko ES, Kamenev AS. On the issue of career growth of cadets in the process of their education in an educational institution. Voennyy nauchno-prakticheskiy vestnik = Military Scientific and Practical Bulletin. 2015;(2(3):88-90. (In Russ.).

10. Popova LV, Pikulenko MM. Pedagogical principles and various approaches to the implementation of educational programs in museums. Zhizn' Zemli = Life of the Earth. 2016;38(2):200-206. (In Russ.).

11. Egorov SN, Vilkov AP, Kornyukhin VV. The principle of consistency and systematicity in the training process. Alleya nauki = Alley of Science. 2018;5(11(27):395-397. (In Russ.).

12. Sergeeva SV, Voskrekasenko OA. Application of the principles of a systematic approach and historical research to the study of the problem of formation and development of the department of pedagogy and psychology of the university. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2021;(6):17. (In Russ.).

13. Chekina EV. Patterns and principles of formation of socio-economic competence of future education specialists. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 3. Filologiya. Pedagogika. Psikhologiya = Bulletin of the Grodno State University named after Yanka Kupala. Series 3. Philology. Pedagogy. Psychology. 2016;6(3):110-118. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Dobrorodniy DG. Information activity of the individual as a condition for the information openness of society. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya = Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology. 2021;(1):39-43. (In Russ.).

15. Volynkina NV, Gladkikh VV, Larina TV. Military university cadets' intellectual and creative development during foreign language education. Perspectives of Science and Education. 2020;(3(45):87-95. (In Russ.).

16. Grek AD. Teaching staff in the professional development of cadets in the educational process of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia. Voprosy pedagogiki = Questions of Pedagogy. 2020;(11-2):123-127. (In Russ.).

17. Petrusevich AA, Zhumakhanov AZ. On the relationship between personality-oriented and socially-oriented in the military professional education of cadets. Vestnik Orenburgskogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University. 2017;(11(211):31-35. (In Russ.).

18. Mikhailova TN, Kiseleva IN. Formation of the values of a healthy lifestyle among cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2020;(1(207):70-76. (In Russ.).

19. Tukhvatullin BT, Kodoeva ACh, Ilyichenkov AS. Professional and personal formation of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture, Education. 2019;(6(79):37-39. (In Russ.).

20. Igumnova EA, Voronova VV. Implementation of I. N. Zhukov's pedagogical ideas in the modern children's and youth social movement. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific Notes of the Transbaikal State University. 2018;13(5):42-52. (In Russ.).

21. Rybakov SYu. The problem of the content of education in the postmodern era. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2020;(3(55):76-81. (In Russ.).

22. Bryzgalova IV. Research activities of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia as a means of motivating educational and cognitive activity. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Right. 2019;(2(47):461-464. (In Russ.).

23. Mitina LM. Personal and professional development of the subjects of the educational space in conditions of polysubjective interaction. In: Vek psikhologii — k 100-letiyu Psikhologicheskogo instituta Rossiyskoy akademii obrazovaniya = Age of Psychology — to the 100th Anniversary of the Psychological Institute of the Russian Academy of Education. Moscow; 2012. p. 422 (In Russ.).

Информация об авторе

В. Н. Лымарев — доцент кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук.

Information about the author

V. N. Lymarev — Associate Professor of the Department of Fire Training, Candidate of Pedagogical Sciences.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 20.04.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 28.04.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.