УДК 378.635.5
DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-140-144
Маннанов Евгений Филгатович
адъюнкт
ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342) 270-39-01, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ У КУРСАНТОВ В УЧЕБНЫХ ВОИНСКИХ
ЧАСТЯХ РОСГВАРДИИ
Evgeni F. Mannanov
Associate
Federal State Military Educational Institution of Higher Education 'Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation " 6141121, Perm, Russia, 1, Gremyachy Log str., e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE MOTIVATION OF MILITARY PROFESSIONAL SELF-EDUCATION BY COURSANTS IN THE TRAINING UNITS OF THE ROSGVARDIA
Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с созданием организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях Росгвардии. В статье основное внимание сосредоточено на выявлении организационно-педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов. Автор делает вывод о необходимости определения критериев и показателей результативности организационно-педагогических условий обеспечения процесса формирования мотивации самообразования курсантов.
Ключевые слова: мотив, мотивация, самообразование, военно-профессиональное образование, Росгвардия.
Abstract. Problematic issues related to the creation of organizational and pedagogical conditions for the formation of motivation for military-professional self-education among cadets in the training military units of the Russian Guard are
<© Маннанов Е.Ф., 2022
considered. The article focuses on identifying organizational and pedagogical conditions that will contribute to the effective formation of motivation for military professional self-education among cadets. The author concludes that it is necessary to determine criteria and performance indicators of organizational and pedagogical conditions for ensuring the process of forming motivation for self-education among cadets.
Key words: motive, motivation, self-education, military vocational education, Rosguard.
Процессы, протекающие в современном российском обществе, связаны с постоянным совершенствованием системы образования, и возрастающие на их фоне требования, предъявляемые к уровню образования военнослужащих Росгвардии, - одна из проблем, которую необходимо решить Федеральной службе.
С принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» существенно изменились и возросли требования к уровню профессионализма военнослужащих Росгвардии [8]. Теперь для того, чтобы соответствовать этому уровню, недостаточно просто осваивать знания, которые приобретаются в процессе обучения, необходимо постоянно повышать свою профессиональные знания через самообразования.
На первый план процесса обучения выходит не просто передача военнослужащим профессионально значимых знаний, но и ориентирование на поиск путей их приобретения, в том числе путем самообразования. Следовательно, формирование готовности курсанта к самообразованию предполагает раскрытие качественно новых характеристик учебной деятельности и учебно-познавательных мотивов для обеспечения сложных процессов самообразования.
В основе учебной деятельности курсанта лежат мотивы, которые определяют его интерес и активность в учебном процессе, степень сознательности и организованности.
Проблема повышения уровня военно-профессионального образования курсантов в процессе обучения в учебных воинских частях приобретает особую значимость. Поскольку именно на начальном этапе образовательного процесса, проходящего в учебной воинской части, у курсантов нужно формировать необходимый уровень положительной мотивации, способствующий успешному освоению знаний.
Анализ научной литературы показывает, что имеется ряд работ по изучаемой проблеме исследования. Наиболее разработанным в настоящий момент является вопрос о природе учебной мотивации [1, 3, 5, 7]. В трудах различных исследователей, таких как Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова, X. Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, рассмотрены особенности мотивов как источников активности поведения человека. В работах этих ученых подробно исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, представлены
характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (B.C. Ильин), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен), коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева).
Процесс самообразования курсантов рассмотрен в работах М.М. Гупалова, И.Е. Шемякиной, Ю.В. Подвопетной, A.A. Семенова, Е.А. Ермолиной, М.А. Крысанова и др.; самообразование в педагогических основах повышения квалификации - Т.Г. Браже, Е.П. Тонконогая, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Котляр, Н.В. Косенко, А.Е. Марон, Г.С. Сухобская и др.; аспекты мотивации в направлениях военной службы отражены в исследованиях М.И. Дьяченко, Ю.Н. Гурьянова, A.A. Горячевского, И.В. Дмитриева, Е.Г. Журавель, Л.Ф. Железняка, Л.А. Кандыбовича, Л.Г. Лаптева, H.A. Сидорова, C.B. Улыбина и др. [2, 4, 6].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблемам профессионального образования и самообразования показывает, что в настоящее время изучены в определенной мере исторические и социальные аспекты самообразования (А.Я. Айзенберг, А.К. Громцева, М.Н. Скаткин, Г.С. Закиров, Б.Ф. Райский и др.); определены сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности (Т.А. Воронова, А.К. Громцева, Д.М. Гришин, С.Б. Елканов, Н.Д. Иванова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.Л. Наумченко, Г.Н. Сериков, Г.С. Сухобская и др.); исследованы пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию (Г.М. Гнездилов, Г.И. Гусев, В.И. Завьялова, Г.С. Закиров, Л.С. Колесник, И.А. Редковец, Б.Ф. Райский и др.); рассмотрены вопросы организации самообразования и руководства этим видом деятельности (Н.Д. Иванова, И.И. Кобыляцкий, O.E. Лебедев, Г.Н. Сериков, Н.Д. Хмель и др.).
Однако ряд проблем, исследуемых в статье, до сих пор не получили должного научного обоснования. Остаются нерешенными противоречия между потребностью государства в саморазвивающейся личности военнослужащего и существующими традициями в системе образования войск национальной гвардии, необходимостью в разработке и создании организационно-педагогических условий развития мотивации военно-профессионального самообразования курсантов и в недостаточном теоретико-методическом обеспечении этого процесса на практике.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность, а также потребность войск национальной гвардии Российской Федерации в подготовке специалистов, обладающих необходимыми профессиональными качествами, обусловили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях Росгвардии».
Данные факты подтверждают необходимость проведения педагогического исследования, теоретическое обоснование и верификацию организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях Росгвардии.
В соответствии с обозначенной целью и гипотезой исследования был определен следующий ряд задач:
1. Осуществить теоретическое обоснование проблемы мотивации военно-профессионального самообразования в психолого-педагогической и специальной литературе. Соотнести понятия «мотивация», «мотив», «мотивационная сфера», «учебная мотивация», «самообразование», «педагогические условия».
2. Уточнить понятийное поле изучаемой проблемы организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях.
3. Определить и охарактеризовать организационно-педагогические условия формирования мотивации самообразования у курсантов.
4. Определить критерии и показатели результативности организационно-педагогического обеспечения процесса формирования мотивации самообразования курсантов.
5. Разработать модель и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов, построенных в соответствии с моделью.
6. Выявить и верифицировать организационно-педагогические условия формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов
7. Разработать рекомендации для руководителей занятий по применению стимулирующих организационно-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе.
Мы предполагаем, что в ходе исследования:
- будет осуществлено теоретическое обоснование процесса создания организационно-педагогических условий, способствующих формированию мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов;
- в систему образовательной деятельности учебной воинской части будут включены организационно-педагогические условия, которые способствуют формированию мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов;
- организационно-педагогические условия будут применяться применять с учетом доминирующей у курсантов мотивации (направленности на общение в коллективе, учебную деятельность);
- появится возможность реализовать педагогическую технологию в рамках структурной модели, основой которой станут организационно-педагогические условия формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов.
Список литературы
1. Андруник А.П., Петкин A.B. Основные пути формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов ВВ МВД России: личностно ориентированный подход // Евразийское научное объединение. - 2015. - № 11.
2. Баяхметов С.У., Мурзалинова А.Ж. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития курсантов в образовательном процессе военного вуза // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№9. -С. 116-119.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2006. - 508 с.
4. Косолапова JI.A. Профессионально-исследовательская деятельность современного учителя // Наука и школа. - М, 2011. - С. 49-51.
5. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
6. Пахомова Н.В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М, 2011.-С. 149-150.
7. Побережнюк O.A. О формировании мотивации к обучению у курсантов военных вузов // Молодой ученый. - 2019. - № 17 - С. 200-201.
8. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]: дата подписания 3 июля 2016 г., опубликован 6 июля 2016 г. // Российская газета -Федеральный выпуск. - 2016. - № 7014 (146). - 6 июля 2016 г. - URL: www.http://rg.ru (дата обращения: 27.11.2019).