Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ У КУРСАНТОВ В УЧЕБНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ РОСГВАРДИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ У КУРСАНТОВ В УЧЕБНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотив / мотивация / самообразование / военно-профессиональное образование / Росгвардия / motive / motivation / self-education / military vocational education / Rosguard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маннанов Евгений Филгатович

Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с созданием организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях Росгвардии. В статье основное внимание сосредоточено на выявлении организационно-педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов. Автор делает вывод о необходимости определения критериев и показателей результативности организационно-педагогических условий обеспечения процесса формирования мотивации самообразования курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маннанов Евгений Филгатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE MOTIVATION OF MILITARY PROFESSIONAL SELF-EDUCATION BY COURSANTS IN THE TRAINING UNITS OF THE ROSGVARDIA

Problematic issues related to the creation of organizational and pedagogical conditions for the formation of motivation for military-professional self-education among cadets in the training military units of the Russian Guard are considered. The article focuses on identifying organizational and pedagogical conditions that will contribute to the effective formation of motivation for military professional self-education among cadets. The author concludes that it is necessary to determine criteria and performance indicators of organizational and pedagogical conditions for ensuring the process of forming motivation for self-education among cadets.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ У КУРСАНТОВ В УЧЕБНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ РОСГВАРДИИ»

УДК 378.635.5

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-140-144

Маннанов Евгений Филгатович

адъюнкт

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (342) 270-39-01, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ У КУРСАНТОВ В УЧЕБНЫХ ВОИНСКИХ

ЧАСТЯХ РОСГВАРДИИ

Evgeni F. Mannanov

Associate

Federal State Military Educational Institution of Higher Education 'Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation " 6141121, Perm, Russia, 1, Gremyachy Log str., e-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE MOTIVATION OF MILITARY PROFESSIONAL SELF-EDUCATION BY COURSANTS IN THE TRAINING UNITS OF THE ROSGVARDIA

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, связанные с созданием организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях Росгвардии. В статье основное внимание сосредоточено на выявлении организационно-педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов. Автор делает вывод о необходимости определения критериев и показателей результативности организационно-педагогических условий обеспечения процесса формирования мотивации самообразования курсантов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, самообразование, военно-профессиональное образование, Росгвардия.

Abstract. Problematic issues related to the creation of organizational and pedagogical conditions for the formation of motivation for military-professional self-education among cadets in the training military units of the Russian Guard are

<© Маннанов Е.Ф., 2022

considered. The article focuses on identifying organizational and pedagogical conditions that will contribute to the effective formation of motivation for military professional self-education among cadets. The author concludes that it is necessary to determine criteria and performance indicators of organizational and pedagogical conditions for ensuring the process of forming motivation for self-education among cadets.

Key words: motive, motivation, self-education, military vocational education, Rosguard.

Процессы, протекающие в современном российском обществе, связаны с постоянным совершенствованием системы образования, и возрастающие на их фоне требования, предъявляемые к уровню образования военнослужащих Росгвардии, - одна из проблем, которую необходимо решить Федеральной службе.

С принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» существенно изменились и возросли требования к уровню профессионализма военнослужащих Росгвардии [8]. Теперь для того, чтобы соответствовать этому уровню, недостаточно просто осваивать знания, которые приобретаются в процессе обучения, необходимо постоянно повышать свою профессиональные знания через самообразования.

На первый план процесса обучения выходит не просто передача военнослужащим профессионально значимых знаний, но и ориентирование на поиск путей их приобретения, в том числе путем самообразования. Следовательно, формирование готовности курсанта к самообразованию предполагает раскрытие качественно новых характеристик учебной деятельности и учебно-познавательных мотивов для обеспечения сложных процессов самообразования.

В основе учебной деятельности курсанта лежат мотивы, которые определяют его интерес и активность в учебном процессе, степень сознательности и организованности.

Проблема повышения уровня военно-профессионального образования курсантов в процессе обучения в учебных воинских частях приобретает особую значимость. Поскольку именно на начальном этапе образовательного процесса, проходящего в учебной воинской части, у курсантов нужно формировать необходимый уровень положительной мотивации, способствующий успешному освоению знаний.

Анализ научной литературы показывает, что имеется ряд работ по изучаемой проблеме исследования. Наиболее разработанным в настоящий момент является вопрос о природе учебной мотивации [1, 3, 5, 7]. В трудах различных исследователей, таких как Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.К. Маркова, X. Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, рассмотрены особенности мотивов как источников активности поведения человека. В работах этих ученых подробно исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся, представлены

характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (B.C. Ильин), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен), коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева).

Процесс самообразования курсантов рассмотрен в работах М.М. Гупалова, И.Е. Шемякиной, Ю.В. Подвопетной, A.A. Семенова, Е.А. Ермолиной, М.А. Крысанова и др.; самообразование в педагогических основах повышения квалификации - Т.Г. Браже, Е.П. Тонконогая, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Котляр, Н.В. Косенко, А.Е. Марон, Г.С. Сухобская и др.; аспекты мотивации в направлениях военной службы отражены в исследованиях М.И. Дьяченко, Ю.Н. Гурьянова, A.A. Горячевского, И.В. Дмитриева, Е.Г. Журавель, Л.Ф. Железняка, Л.А. Кандыбовича, Л.Г. Лаптева, H.A. Сидорова, C.B. Улыбина и др. [2, 4, 6].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблемам профессионального образования и самообразования показывает, что в настоящее время изучены в определенной мере исторические и социальные аспекты самообразования (А.Я. Айзенберг, А.К. Громцева, М.Н. Скаткин, Г.С. Закиров, Б.Ф. Райский и др.); определены сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности (Т.А. Воронова, А.К. Громцева, Д.М. Гришин, С.Б. Елканов, Н.Д. Иванова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.Л. Наумченко, Г.Н. Сериков, Г.С. Сухобская и др.); исследованы пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию (Г.М. Гнездилов, Г.И. Гусев, В.И. Завьялова, Г.С. Закиров, Л.С. Колесник, И.А. Редковец, Б.Ф. Райский и др.); рассмотрены вопросы организации самообразования и руководства этим видом деятельности (Н.Д. Иванова, И.И. Кобыляцкий, O.E. Лебедев, Г.Н. Сериков, Н.Д. Хмель и др.).

Однако ряд проблем, исследуемых в статье, до сих пор не получили должного научного обоснования. Остаются нерешенными противоречия между потребностью государства в саморазвивающейся личности военнослужащего и существующими традициями в системе образования войск национальной гвардии, необходимостью в разработке и создании организационно-педагогических условий развития мотивации военно-профессионального самообразования курсантов и в недостаточном теоретико-методическом обеспечении этого процесса на практике.

Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность, а также потребность войск национальной гвардии Российской Федерации в подготовке специалистов, обладающих необходимыми профессиональными качествами, обусловили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях Росгвардии».

Данные факты подтверждают необходимость проведения педагогического исследования, теоретическое обоснование и верификацию организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях Росгвардии.

В соответствии с обозначенной целью и гипотезой исследования был определен следующий ряд задач:

1. Осуществить теоретическое обоснование проблемы мотивации военно-профессионального самообразования в психолого-педагогической и специальной литературе. Соотнести понятия «мотивация», «мотив», «мотивационная сфера», «учебная мотивация», «самообразование», «педагогические условия».

2. Уточнить понятийное поле изучаемой проблемы организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов в учебных воинских частях.

3. Определить и охарактеризовать организационно-педагогические условия формирования мотивации самообразования у курсантов.

4. Определить критерии и показатели результативности организационно-педагогического обеспечения процесса формирования мотивации самообразования курсантов.

5. Разработать модель и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов, построенных в соответствии с моделью.

6. Выявить и верифицировать организационно-педагогические условия формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов

7. Разработать рекомендации для руководителей занятий по применению стимулирующих организационно-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе.

Мы предполагаем, что в ходе исследования:

- будет осуществлено теоретическое обоснование процесса создания организационно-педагогических условий, способствующих формированию мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов;

- в систему образовательной деятельности учебной воинской части будут включены организационно-педагогические условия, которые способствуют формированию мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов;

- организационно-педагогические условия будут применяться применять с учетом доминирующей у курсантов мотивации (направленности на общение в коллективе, учебную деятельность);

- появится возможность реализовать педагогическую технологию в рамках структурной модели, основой которой станут организационно-педагогические условия формирования мотивации военно-профессионального самообразования у курсантов.

Список литературы

1. Андруник А.П., Петкин A.B. Основные пути формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов ВВ МВД России: личностно ориентированный подход // Евразийское научное объединение. - 2015. - № 11.

2. Баяхметов С.У., Мурзалинова А.Ж. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития курсантов в образовательном процессе военного вуза // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№9. -С. 116-119.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2006. - 508 с.

4. Косолапова JI.A. Профессионально-исследовательская деятельность современного учителя // Наука и школа. - М, 2011. - С. 49-51.

5. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

6. Пахомова Н.В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М, 2011.-С. 149-150.

7. Побережнюк O.A. О формировании мотивации к обучению у курсантов военных вузов // Молодой ученый. - 2019. - № 17 - С. 200-201.

8. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]: дата подписания 3 июля 2016 г., опубликован 6 июля 2016 г. // Российская газета -Федеральный выпуск. - 2016. - № 7014 (146). - 6 июля 2016 г. - URL: www.http://rg.ru (дата обращения: 27.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.