Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-СПЕЦИАЛИСТА'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / мотив / профессиональная мотивация / профессиональная деятельность / курсанты военных вузов / офицер / военное образование / personality / motive / professional motivation / professional activity / cadets of military universities / officer / military education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Муравьев Андрей Витальевич, Харюшин Роман Игоревич

в статье рассматривается влияние мотивационной составляющей на построение структуры подготовки личности офицера, отвечающего современным требованиям государства и общества; представлено воздействие внешних мотивов на процесс формирования личности с учетом восприятия субъектом учебной деятельности военного образования как ценностного компонента; указаны сущность и особенности формирования профессиональной мотивации курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Муравьев Андрей Витальевич, Харюшин Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PERSONAL FORMATION FUTURE SPECIALIST OFFICER

the article examines the influence of the motivational component on building the structure of the officer's personality training that meets the modern requirements of the state and society; the impact of external motives on the process of personality formation is presented, taking into account the perception by the subject of educational activity of military education as a value component; the essence and features of the formation of professional motivation of cadets of military universities are indicated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-СПЕЦИАЛИСТА»

VI Международная научно-практическая конференция УДК 378.016

Лымарев Виталий Николаевич Lymarev Vitaly Nikolaevich

к.п.н., доцент кафедры Candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department

Муравьев Андрей Витальевич Muravyov Andrey Vitalievich

курсант student

Харюшин Роман Игоревич Kharyushin Roman Igorevich

курсант student

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации Perm Military Institute of the National Guard's Forces

of the Russian Federation

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-СПЕЦИАЛИСТА

TO THE QUESTION OF PERSONAL FORMATION FUTURE

SPECIALIST OFFICER

Аннотация, в статье рассматривается влияние мотивационной составляющей на построение структуры подготовки личности офицера, отвечающего современным требованиям государства и общества; представлено воздействие внешних мотивов на процесс формирования личности с учетом восприятия субъектом учебной деятельности военного образования как ценностного компонента; указаны сущность и особенности формирования профессиональной мотивации курсантов военных вузов.

Abstract: the article examines the influence of the motivational component on building the structure of the officer's personality training that meets the modern requirements of the state and society; the impact of external motives on the process of personality formation is presented, taking into account the perception by the subject of educational activity of military education as a value component; the essence and features of the formation of professional motivation of cadets of military universities are indicated.

Ключевые слова, личность, мотив, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, курсанты военных вузов, офицер, военное образование.

Key words: personality, motive, professional motivation, professional activity, cadets of military universities, officer, military education.

В период технического прогресса, появления новых образцов вооружения, военной и специальной техники для войск национальной гвардии Российской Федерации, нестабильной ситуации во многих сферах жизни и деятельности современного общества, отягощённой борьбой с пандемией новой короновирусной инфекцией, одним из приоритетных направлений является порядок подготовки будущих офицеров-специалистов, мотивированных на успешное выполнение поставленных служебно-боевых задач, требующий более пристального внимания, внесения в образовательный процесс военных

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

образовательных учреждений высшего образования корректировок, направленных на формирование мотивационной составляющей личности (объекта учебной деятельности), способной к самостоятельному принятию верных решений, владеющей необходимым объёмом знаний и успешно применяемой полученные знания на практике.

В рамках выстраивания структуры личности обучающегося, процесс мотивации занимает одно из приоритетных мест и входит в перечень основополагающих понятий, регламентирующих деятельность военнослужащего. Количество научных трудов, описываемых процесс формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии наряду с многозначностью определений основных понятий в этой области, позволяет обозначить исследуемый феномен как актуальный, требующий углубленного внимательного изучения и исследования [1].

В настоящее время, на передовую позицию перемещается личная ценность военного образования, характеризующаяся тесной взаимосвязью с внутренними и внешними мотивами профессиональной и самопознавательной активности обучающегося. Исходя из врождённых способностей личности, внутренние мотивы определяются с точки зрения происхождения потребности будущего объекта учебной деятельности к самореализации и самосовершенствованию.

Под военным образованием, на основе исследования В.А. ПЕСТОВА [2], мы понимаем процесс и результат усвоения военно-профессиональных компетенций, необходимых обучающимся для выполнения обязанностей военной службы, что сопровождается достижением военнослужащими определенных государством образовательных уровней профессионального образования.

Для достижения указанных уровней в настоящее время молодой современный офицер-специалист, мотивированный на качественное выполнение должностных и специальных обязанностей, должен соответствовать следующим предъявляемым государством требованиям:

готовностью к выполнению своего профессионального долга перед Родиной;

высоким уровнем сформированности патриотизма, сознания, чувства ответственности за порученное дело, осознанным мышлением, способностью грамотно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать верные решения;

высокой степенью сформированности профессионализма как основополагающей составляющей сущности офицера;

способностью умело руководить подчиненным личным составом, являясь примером мужества, смелости, отверженности, обучая военному искусству в целях подготовки настоящего профессионала своего дела;

уметь обращаться с образцами вооружения, военной и специальной техники, состоящей на вооружении войск, совершенствовать свой уровень технической подготовки;

обладать высокой физической и огневой подготовленностью, требовать и добиваться от подчиненного личного состава осознания необходимости совершенствования своих личностных способностей в указанных направлениях.

VI Международная научно-практическая конференция

Указанный перечень способностей современного офицера не является исчерпывающим и требует постоянного совершенствования системы подготовки будущих офицеров, акцентируя внимание на алгоритм непрерывного формирования профессионально-мотивирующей составляющей субъектов учебной деятельности.

Изучая воздействие внешних мотивов на процесс формирование личности, с учетом восприятия военного образования как ценностного компонента, обусловленного в первую очередь материальными и социальными элементами, необходимо подчеркнуть, что данные мотивы не в полной мере оказывают мотивационное воздействие на сознание и структуру личности, оказывая аффективное влияние на профессиональное становление курсанта, трансформируя процесс военного образования, в определённой степени, в принудительную деятельность, лишённую ценностного смысла [3].

Процесс непрерывного формирования внутренней профессиональной мотивации курсанта, будущего офицера-специалиста войск национальной гвардии Российской Федерации, в период обучения в стенах военного учебного заведения в повседневной деятельности невозможен без осмысления обучающимся военного образования как личной ценности.

К сожалению, в целом, желание обучающихся получить высшее образование, в настоящее время, преобладает над готовностью к получению профессии офицера-специалиста, что является недопустимым и указывает на актуальность и вынужденную необходимость принятия кардинальных мер по совершенствованию образовательного процесса в рамках формирования профессиональной мотивации курсантов военных вузов в течении всего периода усвоения образовательной программы обучения.

Сущность и особенности формирования профессиональной мотивации курсантов военных вузов Росгвардии представляется совокупностью выявленных, осознанных и принятых к воплощению профессиональных направляющих, появляющихся и развивающихся в период усвоения образовательной программы в учебном заведении с последующим процессом самосовершенствования в период прохождения военной службы офицером [4].

Таким образом, феномен профессиональной мотивации курсантов военных вузов, направленный на подготовку высококвалифицированного офицера, ориентированного на качественное выполнение своего воинского долга, является необходимым и даже одним из приоритетных элементов, составляющих структуру образовательного процесса организации.

Применение в образовательном процессе комплексного подхода формирования профессиональной мотивации, включающего в себя цели, средства, условия и принципы их использования, способствует разностороннему развитию у обучающегося мотивационной составляющей, обеспечивающей выстраивание ориентированной на предъявляемые современные требования личности участника образовательного процесса, будущего офицера-специалиста войск национальной гвардии Российской Федерации.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

Библиографический список:

1. Андруник А.П. Укрепление позиций гуманистических принципов в превентивно-воспитательной деятельности офицерского состава // Проблемы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов: Сборник научных трудов. Том 6 (Ч.2). - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2009. - С. 40-48.

2. Пестов, В. А. Исторический опыт развития системы военного образования в России / В. А. Пестов. - М. : ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996.- 55 с.

3. Уварина, Н.В. Особенности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: мотивационно-деятельностный компонент / Н.В. Уварина, А.В. Савченков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. - Т. 12, №№ 2. - С. 41-50. DOI: 10.14529^200204

4. Черненко, К. А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / К. А. Черненко. - Нижний Новгород, 2005. - 202 с.

© В.Н. Лымарев, А.В. Муравьев, Р.И. Харюшин, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.