https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-158-167 EDN TATQHR
В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЕРАРХИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ
Данная статья посвящена теоретическому обоснованию проблемы военно-профессиональных ценностей и описанию результатов эмпирического исследования для выявления их иерархии у курсантов Росгвардии. Эффективность будущей военно-профессиональная деятельности обучающихся военных вузов во многом зависит от военно-профессиональной мотивации, поддерживаемой в том числе военным сообществом через культивируемые ценности. В статье представлена авторская систематика мотивов, регулирующих профессиональное предназначение будущих офицеров силовой структуры и элементов непрофессиональной мотивации курсантов вузов Росгвардии, которая включает инструментальные и терминальные ценности. В ходе эмпирического исследования выявлены значимые для курсантов ценности.
Ключевые слова: ценности, военно-профессиональные ценности, инструментальные ценности, терминальные ценности, курсанты Росгвардии
V Lymarev, N. Uvarina
HIERARCHY OF MILITARY AND PROFESSIONAL VALUES HELD BY THE RUSSIAN NATIONAL GUARD CADETS
This article provides a theoretical foundation for and results of an empirical study aimed to identify the hierarchy of military professional values held by cadets of the Russian National Guard. Effectiveness of the cadets' future military professional activity depends largely on their military-professional motivation, which is supported, among other things, by the military community through cultivated values. The article presents an original system ofmotives that regulate the cadets 'professional purpose and elements of their non-professional motivation. The system includes instrumental and terminal values. The empirical study revealed values significant for cadets studying in the universities of the Russian National Guard.
Keywords: values, military professional values, instrumental values, terminal values, National Guard cadets
В настоящее время современный образ военнослужащего войск Росгвардии определен кардинально новым подходом к военно-профессиональной подготовке военного специалиста, ориентированного на формирование мотивационной составляющей личности, способной к качественному исполнению своего воинского долга по защите Конституционного строя, жизни и здоровья человека и гражданина России, направленного на формирование высокого уровня профессионализма, являющегося основой национальной безопасности общества в целом.
Профессия военнослужащего, предъявляя высокие требования к субъекту военно-профессиональной подготовки, к его убеждениям, нормам и ценностям, синтезирует широкое поле профессиональных знаний, ценностно-нравственные ориентации и высокие гуманистические качества мотивационно-ценностной сферы личности, что подтверждает значимость аксиологической направленности процесса становления будущего военного специалиста. Обобщая вышесказанное, отметим, что проблема иерархии военно-
профессиональных ценностей курсантов Росгвардии является актуальной в настоящий момент.
Ядром аксиологической методологии выступает феномен «ценности». В философском словаре под ценностью понимается «особое специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [18, с. 534].
Феномен «ценность» неоднозначен и многообразен в своем толковании, и авторские определения возможно систематизировать по четырем ключевым основаниям:
• общественные идеалы, вечные идеи, некие абсолюты;
• специфические составляющие человеческого сознания;
• специфические формы человеческих отношений, направленные на удовлетворение интересов и потребностей личности;
• специфические характеристики материальных и нематериальных явлений
[5; 8].
Все вышеперечисленные представления о феномене «ценность» взаимосвязанные и взаимодополняющие и позволяют всесторонне отразить духовную жизнь личности [8]. Ценности обусловливают потребности и интересы личности, они побуждают жизненную активность, являются внутренними элементами сознания, они динамично изменяются, обусловливают добросовестное отношение к военной службе и качественную реализацию профессиональных способностей военнослужащих, являются механизмом самовыражения в ней [5].
Ценности выступают материальными и идеальными прообразами значимой для курсантов Росгвардии деятельности. Комплекс ценностей при этом образует ценностные ориентации и детерминирует развитие личности курсантов [6]. Ценности направлены на регуляцию деятельности и поведения курсантов, что предопределяет успешность их военно-профессиональной деятельности.
При этом мотивы военно-профессиональной деятельности как ценности выступают содержательным наполнением ядра личности курсантов и определяют их профессиональное и личностное развитие [10].
Мотивы военно-профессиональной деятельности как ценности имеют следующее значение для их военно-профессиональной деятельности:
• посредством регуляции поведения и деятельности курсантов создают ориентировочную основу для прогнозирования своего будущего в военной профессии;
• определяют стратегию и тактику поведения в различных ситуациях, связанных со служебной деятельностью;
• определяют перспективные цели и задачи развития личности курсантов;
• консолидируют силы и способности курсантов в овладении военной профессией;
• позволяют усвоить ценности военно-профессиональной деятельности, которые в последствии интегрируются с личными ценностями курсантов и формируют их ценностный мир;
• процесс усвоения военно-профессиональных ценностей сложен и многогранен и предопределяет специфику образовательного процесса военного вуза [1; 2; 15].
С опорой на взгляды ученых на данную проблематику [5; 8; 12; 18] были выявлены функции ценностей курсантов вузов Росгвардии (рис. 1).
Перейдем к характеристике феномена «военно-профессиональные ценности». Одно из ключевых положений исследования состоит в том, что будущая успешная военно-профессиональная деятельность во многом зависит от военно-профессиональной мотивации курсантов, поддерживаемой в том числе военным сообществом через культивируемые ценности [3]. Военно-профессиональные ценности приобретают «качества реально действующих мотивов и источников
как ядро мотива 111101 шоп сферы, иен носи 1 направляют и регулируют поведение курсантов создают ориентировку для прогнолнроишш.ч будущей военно-профессиональной деятельности, определяют псрспектнпм развития личности курсантов лежат в основе выбора стратегии и тактики поведения и отношения с различным профессиональным и жизненным ситуациям
J к / формирование мотивации воснко-11рофессиокальной деятельности возникает на «снопе присвоения пенное 1С и военной профессии личностью курсанта
позволяют копеодндирокгт. силы н способности курсл НТ'ОЁ В Овладении вое н но профмс начальной - Фу н миги пей ноет ей н шшгоспгыч ориентации курсавтов вузов Росгпардни
1
базовые ценностные ориентации курсантов положительно коррелируют с их военно-профессиональной направленностью и определяют им субъектность
Рис. 1. Функции ценностей и ценностных ориентаций курсантов вузов Росгвардии
осмысления бытия, ведущих к совершенствованию личности в процессе ее развития» [11, с. 125].
Военно-профессионльные ценности будущих офицеров Росгвардии специфичны, что обусловлено профессиональной деятельностью военнослужащего, ее целями и задачами. Конкретными проявлениями специфики военно-профессиональных ценностей выступают: настойчивость и решительность в выполнении оперативных и служебных задач, воинская дисциплина, сила воли, пунктуальность, настойчивость, решительность, готовность к выполнению военно-профессиональных задач в экстремальных условиях [9].
В исследовании Е. В. Максимова [7] военно-профессиональные ценности связывает со: «способностями к добросовестному выполнению гражданского и воинского долга, стремлением к профессиональному и служебному росту, готовностью к беспрекословному исполнению приказов военного руководства и самопожертвованию» [7, с. 154].
По мнению А. П. Шарухина [4], ценностные ориентации военнослужащих возможно подразделить на три ключевые группы: 1) жизненные, или витальные ценности (достоинство личности, долг, честь, благо
общества, профессионализм, репутация); 2) демократические ценности (права и обязанности военнослужащих); 3) ценности военно-профессионального и межличностного общения (справедливость, честность, доброжелательность).
Военно-профессиональные ценности в первую очередь интериоризируются и определяются направленностью образовательного процесса военных вузов [14]. В рамках данного исследования классификация военно-профессиональных ценностей построена на основе исследовани М. Рокича [13]. Среди значимых военно-профессиональных ценностей курсантов Росгвардии можно выделить терминальные ценности (ценности-цели), которые связаны со смысловой основой военно-профессиональной деятельности, и инструментальные ценности (ценности-средства), к которым относятся личностные качества и черты, необходимые для выполнения служебных обязанностей [20].
Терминальные ценности во многом обусловливают профессиональные идеалы и специфику поведения будущих офицеров, предполагают смысловую и эмоциональную нагрузку воинской службы [9; 13; 16]. Ценности-средства связаны с представлениями о себе как сильной личности, настойчивостью,
Военно-професснональные ценности
* 4
Инструментальиые ценности Терминальные ценности
(ценности — средства реализация (ценности — цели профессиональной
профессиональной деятельности) деятельности)
1 4
- активность
- целеустремленность
- ответственность
- дисциплинированность
- требовательность
- справедливость
- смелость
- решительность и самообладание
- самоотверженность н готовность к с амопож ертв ованню
- любовь к Родине
- необходимость поддержания мира
- потребность поддержания справедливости и правопорядка
- возможность принесения пользы людям
- гражданская ответственность
- потребность проявлять законопослушание и порядочность
- потребность проявления социальной зрелости_
- патриотизм и преданность Отечеству
- обеспечение безопасности государства и общества
- верность присяге и воинскому долгу
- воинское товарищество и готовность к вз аимопомощн
- ответственность за жизнь подчиненных
- толерантность к этнокультурным различиям
- необходимость действий по Уставу
- защита чести и достоинства человека
- процветание и безопасность страны
- профессиональный интерес
- престижность военной профессии
- потребность в сохранении порядка и дисциплины
- профессиональные идеалы
- потребность проявления лидерских качеств
- построение профессиональной карьеры
- возможность командования военнослужащими_
Рис. 2. Классификация военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии
самоуважением, смелостью, инициативностью, готовностью к рефлексии [9].
В результате анализа ряда исследований по данной проблематике [4; 9; 13; 14; 19] была разработана классификация военно-профессиональных ценностей курсантов вузов Росгвардии (рис. 2).
Мы соглашаемся с критериальным распределением ценностей, представленным А. И. Щеголем: «В первую группу вошли военно-профессиональные ценностные ориентации: патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина, боевые традиции, мастерское владение военной техникой и оружием. Во вторую группу вошли ценностные ориентации индивидуально-личностного характера курсантов, которые формируются в процессе их обучения и воспитания в военно-учебном заведении. Они предполагают обеспечение смысловым,
эмоционально переживаемым, задевающим личность военнослужащего отношения к жизни и воинской службе» [19, с. 221].
В рамках данного исследования мы считаем, что ценностная характеристика образовательного процесса включает три взаимосвязанных элемента: военно-профессиональное образование как государственные, общественные и личные ценности, — что отражено в разработанной системе ценностей (рис. 3).
Для исследования иерархии военно-профессиональных ценностей курсантов Росгвардии им была предложена анкета, включающая перечень выявленных терминальных и инструментальных военно-профессиональных ценностей. В исследовании приняли участие курсанты Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (по 80 человек с каждого
Рис. 3. Система ценностей образовательного процесса вуза Росгвардии
курса обучения). Курсантам было предложено проранжировать списки терминальных и инструментальных ценностей. Самой важной ценности присваивается номер 1, а отвергаемой (менее важной) ценности присваивается номер 16.
В таблице 1 представлена иерархия инструментальных ценностей.
Проанализировав таблицу 1, мы выяснили, что наиболее значимыми ценностями для курсантов Росгвардии являются такие, как: 1) потребность проявлять законопослушание и порядочность; 2) решительность и самообладание; 3) целеустремленность; 4) самоотверженность и готовность к самопожертвованию. Наименьшую значимость для курсантов представляют такие ценности, как: 1) потребность проявления социальной зрелости; 2) возможность принесения пользы людям; 3) справедливость; 4) активность. Можно констатировать, что на старших курсах курсанты начинают осознавать значимость целеустремленности, смелости и ответственности для успешности будущей военно-профессиональной деятельности.
В таблице 2 представлена иерархия терминальных ценностей.
На основе анализа данных таблицы 2 мы выяснили, что среди значимых терминальных ценностей курсанты выделили: 1) престижность военной профессии; 2) верность присяге и воинскому долгу; 3) обеспечение безопасности государства и общества; 4) патриотизм и преданность Отечеству. Менее значимыми для курсантов оказались такие ценности, как: 1) профессиональный интерес; 2) толерантность к этнокультурным различиям; 3) потребность проявления лидерских качеств; 4) профессиональные идеалы.
При этом курсанты в ходе обучения в вузе на старших курсах считают значимыми такие ценности, как ответственность за обеспечение безопасных условий вверенных военнослужащих и патриотизм и преданность Отечеству.
Обобщая вышесказанное, обозначим ключевые положения проведенного исследования.
1. Ценности обусловливают потребности и интересы личности, они побуждают жизненную активность, являются внутренними элементами сознания.
2. Эффективность будущей военно-профессиональной деятельности курсантов
Таблица 1
Иерархия инструментальных ценностей курсантов вузов Росгвардии (в %)
Курс обучения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Инструментальные ценности (ценности-средства реализации профессиональной деятельности)
активность 32,50 50,00 33,75 32,50 36,25
целеустремленность 65,0 68,75 72,50 71,25 75,00
ответственность 56,25 58,75 61,25 77,50 82,50
дисциплинированность 40,00 38,75 35,00 36,25 38,75
требовательность 32,50 50,00 33,75 32,50 36,25
справедливость 23,75 40,00 35,00 28,75 22,50
смелость 56,25 58,75 51,25 67,50 80,00
решительность и самообладание 71,25 53,75 68,75 63,75 61,25
любовь к Родине 48,75 43,75 43,75 52,50 46,25
необходимость поддержания мира 38,75 33,75 45,00 40,00 43,75
потребность поддержания справедливости и правопорядка 56,25 61,25 62,50 58,75 58,75
возможность принесения пользы людям 35,00 46,25 40,00 41,25 37,50
гражданская ответственность 63,75 61,25 60,00 58,75 67,50
потребность проявлять законопослушание и порядочность 70,00 72,50 70,00 68,75 67,50
потребность проявления социальной зрелости 15,00 12,50 21,25 13,75 12,50
Таблица 2
Иерархия терминальных ценностей курсантов вузов Росгвардии (в%)
Курс обучения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Терминальные ценности (ценности-цели профессиональной деятельности)
патриотизм и преданность Отечеству 63,75 67,50 57,50 77,50 72,50
обеспечение безопасности государства и общества 71,25 73,75 75,00 70 73,75
верность присяге и воинскому долгу 76,25 77,50 76,25 75,00 76,25
воинское товарищество и готовность к взаимопомощи 53,75 51,25 48,75 58,75 53,75
ответственность за жизнь подчиненных 61,25 60,00 67,50 61,25 66,25
толерантность к этнокультурным различиям 27,50 26,25 25,00 28,75 31,25
необходимость действий по Уставу 40 38,75 37,50 36,25 40,00
защита чести и достоинства человека 45,00 47,50 48,75 46,25 48,75
процветание и безопасность страны 77,50 67,50 73,75 75,00 72,50
профессиональный интерес 12,50 22,50 12,50 15,00 12,50
престижность военной профессии 78,75 85,00 86,25 83,75 80,00
потребность в сохранении порядка и дисциплины 30,00 30,00 25,00 33,75 26,25
профессиональные идеалы 25,00 33,75 26,25 26,25 25,00
потребность проявления лидерских качеств 26,25 26,25 28,75 30,00 32,50
построение профессиональной карьеры 50,00 51,25 48,75 51,25 52,50
возможность командования военнослужащими 35,00 36,25 37,50 38,75 35,00
во многом зависит от военно-профессиональной мотивации, поддерживаемой в том числе военным сообществом через культивируемые ценности.
3. Разработана классификация военно-профессиональных и непрофессиональных мотивов курсантов вузов Росгвардии, которая включает инструментальные ценности (ценности-средства реализации профессиональной деятельности) и терминальные ценности (ценности-цели профессиональной деятельности).
4. В ходе эмпирического исследования мы выяснили, что наиболее значимы-
ми инструментальными ценностями для курсантов Росгвардии являются такие, как: 1) потребность проявлять законопослушание и порядочность;
2) решительность и самообладание;
3) целеустремленность; 4) самоотверженность и готовность к самопожертвованию.
5. К наиболее значимым терминальным ценностям курсанты отнесли: 1) престижность военной профессии; 2) верность присяге и воинскому долгу; 3) обеспечение безопасности государства и общества; 4) патриотизм и преданность Отечеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АндрияноваН. А., ДиденкоИ. В. Трансформация ценностных ориентаций военнослужащих в особых условиях службы // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2016. № 6. С. 172-181.
2. Горюнов Р. Г., Щепка В. Н. Профессиональные ценностные ориентации в военно-педагогической теории и практике // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 273-277.
3. Гунько А. И. Военно-профессиональные ценности в прогнозе успешности военных летчиков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 3. С.126-130.
4. Казаков Д. Е. Социально-культурные аспекты формирования у военнослужащих ценностей военной службы // Вестник военного университета. 2007. № 1 (9). С. 59-66.
5. Карлова Е. Н. Динамика ценностных ориентации и установок курсантов военных образовательных организаций // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 152-159.
6. КендирбековаЖ. Х., БаймукановаМ. Т., Боброва В. В., Олексюк З. Я. Социальный аспект управления качеством образования в ретроспективе развития единого пространства высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 13-25.
7. Максимова Е. В. Формирование ценностно-смысловых компетенций у курсантов военных вузов с позиций компетентностного подхода // Современная высшая школа. 2017. Т. 9. № 4 (38). С. 152-159.
8. Орлова Е. Л. Личностный компонент формирования военно-профессиональных ценностей у курсантов женского пола в ведомственной образовательной организации (на примере дисциплины «физическая подготовка») // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 9 (73). С. 113-118.
9. Петрусевич А. А., Жумаханов А. З. Педагогические условия формирования военно-профессионального опыта курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 78-85.
10. Савченков А. В. Компоненты готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2021. С. 110-114.
11. Самедова Ю. А. Воспитание духовно-нравственных ценностей в военно-профессиональной подготовке будущих офицеров // Научные исследования и образование. 2018. № 2 (30). С. 7-10.
12. СероваЮ. С. Особенности ценностных ориентаций военнослужащих // Научное отражение. 2019. № 3 (17). С. 33-36.
13. Соломатин Е. В., Мацакова В. М. Профессиональная компетентность российских офицеров как ценность управленческой деятельности // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 38-47. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.04
14. Тропкина Г. С., Блинов Л. В. Аксиологические особенности становления субъектной позиции будущих офицеров // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 312-320. https://doi.org/10.25683/ VOLBI.2021.54.132
15. Тропкина Г. С. Взаимосвязь базовых ценностных ориентаций студентов военных учебных центров с показателями военно-профессиональной направленности и субъектности // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 95-98. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-95-98
16. Утюганов А. А., Фролова Л. В. Терминальные и инструментальные ценности курсантов военного института (на примере Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN120.pdf (дата обращения 26.05.2022).
17. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
18. Черлюнчакевич А. И., ХокЯ. Конституциональные особенности ценностных ориентаций в служебной деятельности военнослужащих // Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 3 (20). С. 73-77.
19. Щеголь А. И. Система ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 10 (140). С. 220-224.
20. Tuulik K., Ounapuu T., Kuimet K., Titov, E. Rokeach's instrumental and terminal values as descriptors of modern organisation values // International Journal of Organizational Leadership. 2016. Vol. 5. No. 2. P. 151-161. http://dx.doi.org/10.33844/ijol.2016.60252
REFERENCES
1. AndriyanovaN. A., Didenko I. V. Transformatsiya tsennostnykh orientatsij voennosluzhashchikh v osobykh usloviyakh sluzhby // Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh i krizisnykh situatsiyakh zhiznedeyatel'nosti. 2016. № 6. S. 172-181.
2. Goryunov R. G., Shchepka V. N. Professional'nye tsennostnye orientatsii v voenno-pedagogicheskoj teorii i praktike // Perspektivy nauki. 2021. № 5 (140). S. 273-277.
3. Gun'ko A. I. Voenno-professional'nye tsennosti v prognoze uspeshnosti voennykh letchikov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2010. № 3. S. 126-130.
4. Kazakov D. E. Sotsial'no-kul'turnye aspekty formirovaniya u voennosluzhashchikh tsennostej voennoj sluzhby // Vestnik voennogo universiteta. 2007. № 1 (9). S. 59-66.
5. Karlova E. N. Dinamika tsennostnykh orientatsii i ustanovok kursantov voennykh obrazovatel'nykh organ-izatsij // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. № 5. S. 152-159.
6. Kendirbekova Zh. Kh., BajmukanovaM. T., Bobrova V. V., Oleksyuk Z. Ya. Sotsial'nyj aspekt upravleniya kachestvom obrazovaniya v retrospektive razvitiya edinogo prostranstva vysshego obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 1. S. 13-25.
7. Maksimova E. V. Formirovanie tsennostno-smyslovykh kompetentsij u kursantov voennykh vuzov s pozitsij kompetentnostnogo podkhoda // Sovremennaya vysshaya shkola. 2017. T. 9. № 4 (38). S. 152-159.
8. Orlova E. L. Lichnostnyj komponent formirovaniya voenno-professional'nykh tsennostej u kursantov zhen-skogo pola v vedomstvennoj obrazovatel'noj organizatsii (na primere distsipliny "fizicheskaya podgotovka") // Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom. 2020. № 9 (73). S. 113-118.
9. Petrusevich A. A., Zhumakhanov A. Z. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'nogo opyta kursantov voennogo vuza // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. № 1. S. 78-85.
10. Savchenkov A. V. Komponenty gotovnosti budushchikh pedagogov k vospitatel'noj deyatel'nosti v professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh // Professional'noe obrazovanie: metodologiya, tekhnologii, praktika: sbornik nauchnykh statej. Chelyabinsk: Biblioteka A. Millera, 2021. S. 110-114.
11. Samedova Yu. A. Vospitanie dukhovno-nravstvennykh tsennostej v voenno-professional'noj podgotovke budushchikh ofitserov // Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2018. № 2 (30). S. 7-10.
12. Serova Yu. S. Osobennosti tsennostnykh orientatsij voennosluzhashchikh // Nauchnoe otrazhenie. 2019. № 3 (17). S. 33-36.
13. Solomatin E. V., Matsakova V. M. Professional'naya kompetentnost' rossijskikh ofitserov kak tsennost' upravlencheskoj deyatel'nosti // TsITISE. 2020. № 2 (24). S. 38-47. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.04
14. Tropkina G. S., Blinov L. V. Aksiologicheskie osobennosti stanovleniya sub'ektnoj pozitsii budushchikh ofitserov // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 1 (54). S. 312-320. https://doi.org/10.25683/V0LBI.2021.54.132
15. Tropkina G. S. Vzaimosvyaz' bazovykh tsennostnykh orientatsij studentov voennykh uchebnykh tsentrov s pokazatelyami voenno-professional'noj napravlennosti i sub'ektnosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. № 4 (89). S. 95-98. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-95-98
16. Utyuganov A. A., Frolova L. V. Terminal'nye i instrumental'nye tsennosti kursantov voennogo instituta (na primere Novosibirskogo voennogo instituta vojsk natsional'noj gvardii Rossijskoj Federatsii) // Mir nauki. Peda-gogika i psikhologiya. 2020. T. 8. № 1. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN120.pdf (data obrashcheniya 26.05.2022).
17. Filosofskij slovar'/ pod red. I. T. Frolova. M.: Politizdat, 1987. 590 s.
18. Cherlyunchakevich A. I., Khok Ya. Konstitutsional'nye osobennosti tsennostnykh orientatsij v sluzhebnoj deyatel'nosti voennosluzhashchikh // Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsij. 2018. T. 9. № 3 (20). S. 73-77.
19. Shchegol 'A. I. Sistema tsennostej kursantov voenno-uchebnykh zavedenij v sovremennykh usloviyakh // Uchenye zapiski urnversiteta im. P. F. Lesgafta. 2016. № 10 (140). S. 220-224.
20. Tuulik K., Ounapuu T., Kuimet K., Titov, E. Rokeach's instrumental and terminal values as descriptors of modern organisation values // International Journal of Organizational Leadership. 2016. Vol. 5. No. 2. P. 151-161. http://dx.doi.org/10.33844/ijol.2016.60252