Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СИЛ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ'

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СИЛ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / РОСГВАРДИЯ / СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / NATIONAL GUARD TROOPS / ROSGUARD / SPECIAL FORCES / CADETS / MORAL VALUES / MORAL EDUCATION / MILITARY PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов В. А., Мошкин А. А.

Ведение. В данной статье рассматривается национальной гвардии Российской Федерации актуальность нравственного воспитания буду-с учетом современных требований к подготовке щих офицеров сил специального назначения войск офицерских кадров, в частности личного состава Росгвардии, для выполнения служебно-боевых задач. Методология. Авторы при работе над статьей исходили из теоретических и практических положений, разрабатываемых в рамках педагогического, личностного, социально-деятельностного подходов, а также результатов научного анализа источников и современных теорий нравственного воспитания военнослужащих. Результаты заключаются в определении нравственных ценностей, привитых будущим офицерам сил специального назначения Росгвардии при военно-профессиональной подготовке в военном вузе и проявляющихся в нравственном отношении к сослуживцам. Заключение. Авторами отмечается, что нравственные ценности у курсантов факультета сил специального назначения формируются, в том числе, в ходе военно-профессиональной подготовки и выступают как фактор нравственного воспитания будущих офицеров Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов В. А., Мошкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE FACULTY OF SPECIAL FORCES: MORAL ASPECTS

Introduction. The article considers the actuality of the formation of moral values of the future officers forces of special purpose troops of the National Guard of the Russian Federation in the conditions of modern requirements to the training of officers and service-combat Activities of the Federal National Guard Troops Service personnel. Methodology. When working on the article, the authors proceeded from theoretical and practical provisions developed within the framework of pedagogical, personal, social and activity approaches, as well as the results of scientific analysis of sources and modern theories of moral education of military personnel. The results consist in the formation of moral values for future officers of the special forces of the Russian Guard under the conditions of military professional training of a military university and their further implementation in a moral attitude towards colleagues. Conclusion. The authors note that the formation of moral values among students of the faculty of special forces will be carried out, including during military training, as one of the factors in the moral education of future officers of the Russian Guard officers.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СИЛ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ»

3. Goshin M. E., Grigoriev D. S., Mertsalova T. A. Tipy roditel'skoj vovle-chennosti v obrazovanie i uspevaemost' shkol'nikov [Types of parental involvement in school students' education and academic achievement]. Voprosy Psychologii, 2019, no. 2, pp. 29-45. (In Russian).

4. Dubrovinskaya N. V., Farber D. A., Bezruky M. M. Psihofiziologiya rebenka: Psihofiziologicheskie osnovy detskoj valeologii [Psychophysiology of the child: Psychophysiological basis of children's valeology]. Moscow, 2000, 144 p. (In Russian).

5. Ivanova O. G. Aktualizaciya zdorov'esberegayushchego potenciala doshkol'nogo obrazovaniya [Updating the health-saving potential of preschool education]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2019, 196 p. (In Russian).

6. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Semenkova T. N. Psihologo-fiziologicheskie podhody k sozdaniyu obrazovatel'noj adaptivno-razvivayushchej [Psichological and physiological approaches to creation of the educational adaptive-developing environment]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 254-259. (In Russian).

7. Kaigorodova N. Z. Ekologo-fiziologicheskaya adaptaciya pervo-klassnikov k shkole [Ecological and physiological adaptation of first-graders to school]. Doctor's degree dissertation. Barnaul, 2011, 320 p. (In Russian).

8. Laktionova O. R. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika. Diag-nostika povedeniya v konflikte s ispol'zovaniem testa K. Tomasa [Psychological and pedagogical diagnostics. Diagnostics of behavior in conflict with the use of the K test. Thomas]. Coursework. Podolsk, 2015, pp. 40. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad. (In Russian).

9. Ontogenez. Adaptaciya. Zdorov'e. Obrazovanie: uchebno-metodicheskij kompleks. Kniga 1. Zdorov'esberegayushchie aspekty doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Ontogeny. Adaptation. Health. Education: educational and methodical complex. Book 1. health-Saving aspects of preschool and primary General education: educational and methodical accessories]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2011, 695 p. (In Russian).

10. Pratsun E. V. Razvitie zdorov'esberegayushchejkompetentnosti pedagogov v obrazovatel'noj infrastrukture regiona [Development of health-saving competence of teachers in the educational infrastructure of the region]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2014, 22 p. (In Russian).

11. Kazin E. M., Aidarkin E. K., Kasatkina N. E., Fedorov A. I., Krasno-shlikova O. G., Pratsun E. V., Semenkova T. N., Lisih O. B. Social'no-pedagogicheskie i psihologo-fiziologicheskie podhody k sohraneniyu

i ukrepleniyu zdorov'ya v sisteme obrazovaniya [Socially-pedagogical and psychology-physiological going near maintenance and strengthening of health in the system of education (Report 3)]. Journal of Health and Life Sciences, 2012, no. 4, pp. 13-24. (In Russian).

12. Stepanov S. S. Strategii semejnogo vospitaniya [Strategies of family education]. Avaliable at: http://testoteka.narod.ru/dro/1/04.html. (In Russian).

13. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. I. Psihologo-pedagogicheskie, fiziologicheskie i mediko-social'nye podhody k probleme zdorov'ya, adaptacii i razvitiya detej i podrostkov [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive educational space. Book I. Psychological and pedagogical, physiological and medico-social approaches to the problem of health, adaptation and development of children and adolescents]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, Moscow, 2017, 363 p. (In Russian).

14. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe soprovozhdenie razvitiya detej i samorealizacii obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive educational space. Book III. Psychological-pedagogical and medical-social support for the development of children and self-realization of students]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, Moscow, 2018, 571 p. (In Russian).

15. T'yutorskoe soprovozhdenie pedagogov kak uslovie obespecheniya zdorov'esberegayushchej sredy v sisteme obrazovaniya [Tutor support of teachers as a condition for ensuring a health-saving environment in the education system]. Proceedings of the Regional Scientific and Practical Internet Conference. Kemerovo, 2017, 106 p.

16. Ulyanov D. A. Sovremennaya sem'ya i zdorovyj obraz zhizni [Modern family and healthy lifestyle]. Physical Culture: Education, Education, Training, 2019, no. 3, pp. 45-47. (In Russian).

17. Fomina O. V. Otnoshenie pedagogov k sobstvennomu zdorov'yu [Attitude of teachers to their own health]. Academy, 2016, no. 11 (14), pp. 79. (In Russian).

18. Formirovanie zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva [Formation of a healthy and socially adaptive educational space]. Collection of Proceedings of the Scientific-Practical Conference with International Participation. Eds. I. A. Sviridova, E. M. Kazin. Osinniki, 2018, 612 p. (In Russian).

УДК/UDC 378:355 В. А. Козлов, А. А. Мошкин

V. A. Kozlov, A. A. Moshkin

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СИЛ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ

MILITARY PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE FACULTY OF SPECIAL FORCES: MORAL ASPECTS

Введение. В данной статье рассматривается национальной гвардии Российской Федерации актуальность нравственного воспитания буду- с учетом современных требований к подготовке щих офицеров сил специального назначения войск офицерских кадров, в частности личного состава

Росгвардии, для выполнения служебно-боевых задач.

Методология. Авторы при работе над статьей исходили из теоретических и практических положений, разрабатываемых в рамках педагогического, личностного, социально-деятельностного подходов, а также результатов научного анализа источников и современных теорий нравственного воспитания военнослужащих.

Результаты заключаются в определении нравственных ценностей, привитых будущим офицерам сил специального назначения Росгвардии при военно-профессиональной подготовке в военном вузе и проявляющихся в нравственном отношении к сослуживцам.

Заключение. Авторами отмечается, что нравственные ценности у курсантов факультета сил специального назначения формируются, в том числе, в ходе военно-профессиональной подготовки и выступают как фактор нравственного воспитания будущих офицеров Росгвардии.

Introduction. The article considers the actuality of the formation of moral values of the future officers forces of special purpose troops of the National Guard of the Russian Federation in the conditions of modern requirements to the training of officers and service-combat Activities of the Federal National Guard Troops Service personnel.

Methodology. When working on the article, the authors proceeded from theoretical and practical provisions developed within the framework of pedagogical, personal, social and activity approaches, as well as the results of scientific analysis of sources and modern theories of moral education of military personnel.

The results consist in the formation of moral values for future officers of the special forces of the Russian Guard under the conditions of military professional training of a military university and their further implementation in a moral attitude towards colleagues.

Conclusion. The authors note that the formation of moral values among students of the faculty of special forces will be carried out, including during military training, as one of the factors in the moral education of future officers of the Russian Guard officers.

Ключевые слова: войска национальной гвардии, Росгвардия, силы специального назначения, курсанты, нравственные ценности, нравственное воспитание, военно-профессиональная подготовка.

Keywords: National Guard troops, Rosguard, special forces, cadets, moral values, moral education, military professional training.

Введение

В современной России нравственному воспитанию уделяется большое внимание на самом высоком уровне государственного устройства. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [11].

На протяжении длительного многовекового развития военной и правоохранительной организации России (Руси, Российской империи, СССР) воспитание будущих офицеров имело большое значение наравне с их профессиональной готовностью. Одним из важнейших направлений воспитания современных будущих офицеров сил специального назначения Росгвардии является нравственное воспитание с учетом современных реалий международной борьбы с терроризмом, целостности и политической стабильности Российской Федерации [12].

Методология

Для того чтобы понять, что такое военно-профессиональная подготовка, целесообразно сначала определить понятия «подготовка» и «профессиональная подготовка».

Известно, что понятие «подготовка» произошло от слова подготовить (подготовиться) и представляет собой запас знаний, полученных кем-либо для дальнейшей специальной деятельности. «Подготовка» тесно взаимосвязана с «подготовленностью» - степенью выучки, готовности к чему-либо.

Под профессиональной подготовкой в военной литературе обычно понимается комплекс мероприятий многопланового характера: организационного, управленческого, собственно педагогического, материально-технического, специального [2, с. 51].

Готовить офицеров сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации предназначен созданный в 2016 г. на базе (разведывательного) Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации факультет сил специального назначения.

Одним из элементов, определяющих боевую готовность войск национальной гвардии Российской Федерации, является уровень подготовки ее офи-

церских кадров, поэтому подготовка в вузах войск национальной гвардии преследует две взаимосвязанные цели. Первой является профессиональная подготовка курсантов к военной службе на офицерских должностях в подразделениях и частях войск национальной гвардии, второй - подготовка высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять свои функциональные обязанности в любой обстановке [7].

С учетом современных подходов к нравственному воспитанию защитников Отечества перед войсками национальной гвардии Российской Федерации, в частности перед силами специального назначения Росгвардии, поставлены задачи по формированию совокупности личностно ориентированных нравственных ценностей офицеров сил специального назначения войск национальной гвардии как результата нравственного воспитания: личное мужество, патриотизм, личная преданность войскам национальной гвардии Российской Федерации как правопреемнику внутренних войск, гордость за принадлежность к силам специального назначения, преданность «краповому берету» - святыни спецназа Росгвардии, гражданственность, активная жизненная позиция, бескорыстное служение нравственным идеалам российского общества, умеренность в личных запросах, личная дисциплинированность, честность и порядочность, чувство ответственности за выполнение поставленных перед силами специального назначения служебно-боевых задач, воинский этикет, тактичность во взаимоотношениях с начальниками, уважительное отношение к обычным гражданам [7; 9].

Результаты

Военно-профессиональная подготовка курсантов факультета сил специального назначения осуществляется с целью приобретения ими твердых знаний, устойчивых навыков и умений по военно-профессиональным учебным дисциплинам. Сущностью военно-профессиональной подготовки является целенаправленный и непрерывный педагогический процесс воздействия руководящего состава, командиров подразделений и педагогических работников вуза войск национальной гвардии на курсантов с целью получения последними профессиональных компетенций, усвоения норм профессионального поведения и формирования профессиональных качеств личности офицера, служебно-боевого опыта, а также готовности к профессиональной деятельности в составе сил специального назначения.

Организация практических, групповых занятий по военно-профессиональным дисциплинам выстроена таким образом, что курсанты должны проявлять активность, стремиться к получению знаний, умений, навыков, демонстрировать сплоченность коллектива факультета сил специального назначения, но вместе с тем сохранять свою индивидуальность, быть готовыми к взаимовыручке и оказанию помощи.

В вузе войск национальной гвардии военно-профессиональная готовность курсантов формируется в рамках следующих дисциплин: военно-специальных, военно-технических, тактических, общевоенных, общепрофессиональных, - то есть дисциплин, дающих военно-профессиональную подготовку выпускникам высшего военного учебного заведения.

Структура военно-профессиональной подготовки предполагает наличие обоснованных дидактических компонентов образовательного процесса (целей и задач, субъектов и объектов, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств, форм), а также обратной связи.

Военно-профессиональная подготовка курсантов последовательно реализуется на уровне вуза, факультета и кафедры в ходе четырех основных этапов процесса: 1-й - аналитический; 2-й - управленческо-направляющий; 3-й - мониторинговый; 4-й - результа-тивно-коррекционный.

Стоит отметить, что военно-профессиональная подготовка курсантов вузов осуществляется с целью последовательной реализации образовательной, воспитательной, развивающей функций; функции психологической подготовки; в результате чего формируются знания, умения и навыки профессиональной деятельности. С точки зрения нравственного воспитания будущих офицеров крайне важно формировать военно-профессиональные качества личности на основе сформированных в довузовской среде системе духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [13].

Заключение

Результаты нравственного воспитания курсантов во время учебных занятий по военно-профессиональным дисциплинам должны выражаться:

- в готовности к содействию в изучении наиболее сложных тем, учебных дисциплин;

- критике низкой успеваемости товарища;

- критике поступков сослуживца, приведших к отрицательным результатам успеваемости всего курсантского взвода (роты);

- готовности действовать в роли командира подразделения (элемента боевого порядка, разведывательного органа) или оказать практическую помощь в этом своему товарищу;

- готовности к оказанию помощи и взаимовыручке на полевых и практических занятиях и др.

Таким образом, формирование нравственных ценностей у будущих офицеров сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации - это целенаправленный, организованный, комплексный процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленный на вовлечение курсантов в высоконравственную деятельность, формирование нравственных ценностей, выражающихся в повседневном высоком нравственном поведении, и создание условий, способствующих воспитанию и самовоспитанию будущих офицеров.

Литература

1. Колесниченко В. И., Чепурко В. А. Анализ деятельности выпускников военного института, проходящих службу в частях (подразделениях специального научения войск национальной гвардии Российской Федерации). Новосибирск, 2017. 20 с.

2. Бельский А. Н. Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов вузов : дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

3. Васильев Д. И., Козлов В. А. Методика формирования навыков ведения боя при выполнении боевых задач у курсантов факультета (разведывательного) по средствам применения тактического стимулятора // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология : сб. науч. тр. Ялта, 2017. Вып. 54, Ч. 5. С. 80-86.

4. Военная педагогика. М., 1973. С. 110-116 ; Марченков В. И., Герасимов В. Н., Алехин И. А. Педагогика. М., 2002. С. 116.

5. История [Электронный ресурс] // Общественная организация ветеранов подразделений специального назначения. URL: Ь|Нр://ветераны-сн.рф^опуа.

6. Гужва Е. Г. Воспитание нравственных ценностей офицеров воинской части : дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

7. Козлов В. А., Мошкин А. А. Формирование нравственных ценностей у будущих офицеров сил специального назначения в процессе преподавания военно-профессиональных дисциплин // Формирование профессиональной личности офицера сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях образовательной деятельности военного вуза : межвуз. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. А. Куценко. Новосибирск, 2019. С. 78.

8. Козлов В. А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск МВД России нравственного отношения к сослуживцам : дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

9. Мошкин А. А. Особенности подготовки высококвалифицированных офицерских кадров // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий : материалы междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2018. С. 73-74.

10. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня.

12. Середкин Н. А., Мошкин А. А. Формирование профессиональных знаний у офицеров отрядов мобильных особого назначения в период прохождения курсов повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 187-189.

13. Шадрин В. А., Мошкин А. А. Факультативный курс как условие формирования готовности офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 110-114.

References

1. Kolesnichenko V. I., Chepurko V. A. Analiz deyatel'nosti vypusk-nikov voennogo instituta, prohodyashchih sluzhbu v chastyah (podrazdeleniyah special'nogo naucheniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii) [Analysis of the activities of graduates of a military institute serving in units (special training units of the national guard of the Russian Federation: an analytical review]. Novosibirsk, 2017, 20 p. (In Russian).

2. Belsky A. N. Povyshenie effektivnosti voenno-professional'noj podgotovki kursantov vuzov [Improving the effectiveness of military-vocational training of university cadets]. Ph. D. thesis. Moscow, 2010. (In Russian).

3. Vasiliev D. I., Kozlov V. A. Metodika formirovaniya navykov vedeniya boya pri vypolnenii boevyh zadach u kursantov fakul'teta (razvedyvatel'nogo) po sredstvam primeneniya takticheskogo stimulyatora [The technique of formation of combat skills in the performance of combat missions by cadets of the faculty (intelligence) by means of using a tactical stimulator]. Problems of modern teacher education. Series: Pedagogy and Psychology. Collection of scientific papers. Yalta, 2017, iss. 54, part 5, pp. 80-86. (In Russian).

4. Voennaya pedagogika [Military pedagogy]. Moscow, 1973, pp. 110-116. ; Marchenkov V. I., Gerasimov V. N., Alekhin I. A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2002, pp. 116. (In Russian).

5. Istoriya [History]. Public organization of veterans of special forces. Available at: http://ветераны-сн.рф/istoriya. (In Russian).

6. Guzhva E.G. Vospitanie nravstvennyh cennostej oficerov voinskoj chast [Education of moral values of officers of a military unit]. Ph. D. thesis. Moscow, 2009. (In Russian).

7. Kozlov V. A., Moshkin A. A. Formirovanie nravstvennyh cennostej u budushchih oficerov sil special'nogo naznacheniya v processe prepodavaniya voenno-professional'nyh disciplin [Formation of moral values in future officers of special forces in the process of teaching military professional disciplines]. Formation of the professional identity of an officer of the special forces of the national guard of the Russian Federation in the conditions of educational activities of a military university. Inter-university Scientific and Practical Conference. Ed. S. A. Kutsenko. Novosibirsk, 2019, pp. 78. (In Russian).

8. Kozlov V. A. Formirovanie u kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii nravstvennogo otnosheniya k sosluzhivcam [Formation of a moral attitude towards co-workers among cadets of universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Ph. D. thesis. Moscow, 2013. (In Russian).

9. Moshkin A. A. Osobennosti podgotovki vysokokvalificirovannyh oficerskih kadrov [Features of the training of highly qualified officer personnel]. Vocational education and youth employment: XXI century. Training for an innovative economy based on the widespread introduction of advanced technologies. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 2018, pp. 73-74. (In Russian).

10. Novejshij filosofskij slovar' [The latest philosophical dictionary]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy. (In Russian).

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025]. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 no. 996-r. Russian Newspaper, 2015, June 8. (In Russian).

12. Seredkin N.A., Moshkin A.A. Formirovanie professional'nyh znanij u oficerov otryadov mobil'nyh osobogo naznacheniya v period prohozhdeniya kursov povysheniya kvalifikacii [The formation

of professional knowledge of the officers of mobile detachment of special purpose in the period of practical training courses]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 187-189. (In Russian). 13. Shadrin V. A., Moshkin A. A. Fakul'tativnyj kurs kak uslovie formirovaniya gotovnosti oficerov k patrioticheskomu vospitaniyu voennosluzhashchih [Elective course as a condition of formation of readiness of officers to the patriotic education of servicemen]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 3 (35), pp. 110-114. (In Russian).

УДК/UDC 378.147

А. К. Коллегов, Н. Л. Винниченко, В. Е. Минеев-Ли

A. K. Kollegov, N. L. Vinnichenko, V. E. Mineev-Li

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHER

Введение. В статье поднимается проблема становления профессиональной культуры будущего педагога как одного из компонентов его личности. Становление и развитие культуры педагога осуществляются с самого начала профессионального образования, в связи с чем авторы предлагают приемы, используемые на практических занятиях в рамках освоения обучающимися дисциплины «Введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры» на первом году обучения по направлению «Педагогическое образование» в Томском государственном педагогическом университете.

Методология. Исследование проводится посредством анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, а также наблюдения за педагогическим процессом в вузе (проведение занятий по дисциплине «Введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры»).

Результаты. Представлены основные компоненты содержания рабочей программы дисциплины «Введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры»: тематические модули и задания для самостоятельной работы, ориентированные на общую характеристику педагогической профессии, особенности профессиональной деятельности педагога на современном этапе, нормативно-правовую базу педагогической деятельности, основные требования к личности педагога и его профессиональной компетентности, методы диагностики педагогических способностей и профессионально значимых качеств.

Заключение. Авторами отмечается, что становление и развитие профессиональной культуры педагога начинается с самого начала профессионального образования, с первого курса обучения в вузе.

Introduction. The article deals with the problem of formation of professional culture of the future teacher as one of the components of his personality. The formation and development of the teacher's culture is carried out from the very beginning of professional education, in this connection, the authors suggest techniques used in practical classes in the framework of mastering the discipline "Introduction to the profession and the basics of planning a pedagogical career" in the first year of training in the direction of "Pedagogical education" at the Tomsk State Pedagogical University.

Methodology. The study is carried out by analyzing the psychological and pedagogical, methodological and educational literature, as well as by observing the pedagogical process at the University (conducting classes on the discipline "Introduction to the profession and the basics of planning a pedagogical career").

Results. The main components of the content of the work program of the discipline "Introduction to the profession and the basics of career planning" are presented: the thematic modules and tasks for independent work focused on General characteristics of teaching profession, characteristics of professional activity of the teacher at the present stage, the legal base of pedagogical activities, the basic requirements to the personality of the teacher and his or her professional competence, methods of diagnos-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.