Kuznetsov Roman Aleksandrovich
MODEL OF FORMATION OF READINESS ..
pedagogical sciences
УДК 378.14
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0039
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВЕТЕРАНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
© 2020
AuthorlD: 951321
SPIN: 2238-2507
ORCID: 0000-0002-1087-5068
Кузнецов Роман Александрович, адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (614112, Россия, Пермь, ул. Гайвинская 58а, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе будущих офицеров Росгвардии при взаимодействии с ветеранскими организациями. В ней рассматривается разработанная автором структурно-функциональная модель формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов Росгвардии при взаимодействии с ветеранскими организациями, позволяющая повысить уровень сформированности ценностно-смыслового отношения к военной службе будущих офицеров-гвардейцев. Представлено обоснование необходимости разработки и внедрения данной модели в образовательный процесс военного вуза Росгвардии. Подчеркивается исключительная роль ветеранов и ветеранских организаций в формировании ценностно-смыслового отношения военнослужащих к профессиональной деятельности. Автором особое внимание уделяется раскрытию видового разнообразия и классификации психолого-педагогических моделей, процесса моделирования, а так же педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию процесса формирования ценностно-смыслового отношения курсантов Росгвардии к военной службе.
Ключевые слова: модель, процесс моделирования, структурно-функциональная модель, курсант Росгвардии, будущий офицер.
MODEL OF FORMATION OF READINESS OF SPECIALISTS OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITY
© 2020
Kuznetsov Roman Aleksandrovich, associate professor of full-time and part-time studies
Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (614112, Russia, Perm, Gaivinskaya str., 58a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of a value-semantic attitude to the military service of future officers of the Rosguard in cooperation with veteran organizations. It examines the structural and functional model developed by the author for the formation of a value-semantic attitude to the military service of cadets of the Russian Guard during interaction with veteran organizations, which allows to increase the level of formation of the value-semantic attitude to the military service of future guards officers. The rationale for the development and implementation of this model in the educational process of a military university of the Russian Guard is presented. The exclusive role of veterans and veteran organizations in the formation of the value-semantic attitude of military personnel to professional activities is emphasized. The author pays special attention to the disclosure of species diversity and the classification of psychological and pedagogical models, the modeling process, as well as pedagogical conditions that ensure the effective implementation of the process of forming the value-semantic attitude of cadets of the Russian Guard towards military service.
Keywords: model, modeling process, structural-functional model, cadet of the Russian Guard, future officer.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития высшего военного образования воспитание и обучение курсантов, а так же сотрудников Росгвардии в соответствии с лучшими воинскими традициями и обычаями, в частности традициями офицерского корпуса, является одним из превалирующих принципов воспитания офицеров России. Военно-профессиональные традиции и обычаи, а так же нормы поведения будущих офицеров военных вузов не противоречат нормам социальной морали, самим интересам воинской службы. В то же время, множество основополагающих принципов, сопряженных с ценностными установками курсантов и их командиров, не осваиваются будущими офицерами в процессе обучения и воспитания. Вместе с тем, в ценностно-смысловом отношении к военной службе будущих офицеров Росгвардии воплощается единство и сплоченность не только отдельного военнослужащего, а всей военной корпорации. Поэтому одним из приоритетных направлений в образовательном процессе ВООВО Росгвардии является разработка ключевых критериев ценностно-смыслового отношения будущих офицеров к военной службе, а также организация всесторонней подготовки руководящего состава, способного организовать процесс воспитания, исходя из воинских обычаев, традиций, складывающегося исторического опыта.
МЕТОДОЛОГИЯ
Проблема формирования ценностно-смыслового от-
ношения курсантов Росгвардии к военной службе в системе высококвалифицированных кадров для войск правопорядка связана со следующими обстоятельствами:
- отсутствием специализированных программ и методических пособий, направленных на формирование ценностно-смыслового отношения курсантов-гвардейцев к военной службе;
- низким уровнем сформированности ценностно-смыслового отношения к военной службе будущих офицеров Росгвардии.
Данные обстоятельства обусловлены противоречиями, имеющими место в современной системе российского высшего военного образования:
- между требованиями, предъявляемыми обществом к личности офицера Росгвардии, имеющего сформированное ценностно-смысловое отношение к военной службе и недостаточным применением воспитательного потенциала ветеранских и других общественных организаций в развитии этого качества у подчиненных;
- между провозглашением ценностей военной службы и личностными взглядами и убеждениями молодых людей, слабой разработанностью педагогических конструкций их развития у современной молодежи, в частности у курсантов Росгвардии;
- между усложнением условий функционирования военных образовательных организаций высшего образования Росгвардии в российском обществе и сравнительно медленным введением актуальных методов, форм ра-
педагогические науки
Кузнецов Роман Александрович МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ...
боты по формированию ценностно-смыслового отношения будущих офицеров Росгвардии к военной службе.
В целях развития и формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе будущего офицера Росгвардии, дальнейшей его успешной карьеры, необходимо разработать модель формирования данного отношения, внедренную в образовательный процесс вуза Росгвардии, определить необходимые педагогические условия, способные повысить эффективность ее функционирования.
Проблема современного моделирования рассматривается в научных трудах С.И. Архангельского, В.К. Бе-лошапко, Б.С. Гершунского, Ю.А. Конаржевского, Т.И. Шамовой, Е.В. Яковлева и др. В.Г. Афанасьев к основным преимуществам процесса моделирования относит то, «что процесс моделирования позволяет исследовать различные системы, ещё не существующие в реальности, системы, которые ещё должны быть созданы» [1, с. 41]. Исследователи считают, что процесс моделирования играет основополагающую роль в организации разноплановой деятельности человека; все ее виды удобно дифференцировать по направлению основных потоков информации, циркулирующих между субъектом и окружающей его действительностью [5].
В настоящее время в науке понятие «модель» используется по отношению к разным сферам гуманитарных и естественных наук, к различным знаниям и представлениям об окружающем мире. Г.А. Лисьев считает, что конечную цель любого вида деятельности с современных позиций можно трактовать в виде модели ожидаемого состояния, к которому должна привести деятельность [4]. В.А. Штофф рассматривает модель как мысленно представляемую систему, которая дает новую информацию об исследуемом объекте [7, с. 48].
Изучение сущностных характеристик и функций процесса моделирования приводит к необходимости обращения к их видовому разнообразию [8-13]. На современном этапе развития науки учеными модели классифицируются по различным признакам и показателям. Отечественные ученые Ф.И. Перегудов и Ф.П. Тарасенко систематизировали модели по разным методам передачи и представления информации.
Учеными в психолого-педагогической науке классификация моделей производится также по состоянию моделируемого объекта. В.Д. Шадриков и В.А. Штоф подразделяют модели на статические и динамические. Статические модели определяют состояние реального объекта. К ним относятся различные структурные модели. Динамические модели показывают отличия между состояниями оригинального объекта исследования. К ним относятся функциональные модели систем, описывающие функции [6; 7].
Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева для более углубленного изучения психолого-педагогических явлений исследуют следующие виды моделей: структурно-функциональные, организационные, образовательные, процессные, компетентностные, математические [14]. Для решения задач нашего исследования, связанных с формированием ценностно-смыслового смыслового отношения будущих офицеров-гвардейцев к военной службе наиболее приемлемой является структурно-функциональная модель, которая включает: системное применение эффективных образовательных средств; разделение самого процесса на взаимосвязанные компоненты; пошаговую координацию действий по их выполнению.
Формирование ценностей, смыслов воинской службы осуществляется на протяжении всей служебно-бое-вой деятельности военнослужащего, но особенно значимым и сензитивным периодом к постижению духовного опыта является образовательный процесс в военном институте. Понимание и принятие курсантом-гвардейцем ценностей военной службы, обретение смыслов армейской жизни предоставляет ему возможность ощутить собственную причастность не только к военной среде,
но и к значимым процессам служебно-боевой деятельности. Формирование ценностно-смыслового отношения к военной службе способствует индивидуальному осмыслению курсантом Росгвардии идей и мыслей в отношении личных целей, мотивов, поступков и предопределяет содержание и качество его воинской службы, взаимоотношений как с обществом, так и со всем армейским коллективом.
Одна из гипотетических посылок нашего исследования связана с утверждением, что формирование ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов Росгвардии станет более эффективным при взаимодействии с членами ветеранских организаций, поскольку они в процессе общения с молодым поколением берут на себя наиболее интенсивное содействие в формировании социально-значимых, культурно-исторических и других благ. Показав незаурядное трудолюбие, выдержку, инициативу востребованные российским социумом, они в первую очередь, получают одобрение и необходимую поддержку и помощь от правительства, специальных и социально-общественных организаций [2].
Проводя занятия с курсантами, адъюнктами, профессорско-преподавательским составом, члены ветеранских и общественных организаций акцентируют внимание на необходимости получения необходимых профессиональных навыков и знаний; формируют потребность в образцовом выполнении воинского долга, воспитывают не только у себя, но и подчиненных ответственность за порученное дело, развивают решительность и инициативу, формируют образ победителя.
Ключевым для понимания образа Победителя является сформированное ценностно-смысловое отношение участников Великой Отечественной войны, войн и вооруженных конфликтов 20-21 века, включающее в себя: ценностно-смысловые установки (долг, честь, ответственность, самоотверженность), морально-политические убеждения (представления о справедливом характере военных действий, о целях войны, уверенность в правоте и силе нашей армии, руководстве страны), лич-ностно-психологические установки (чувство взаимовыручки и войскового товарищества, стремление к преодолению тягот и лишений воинской службы) [3].
Эффективной формой патриотического воспитания являются уроки мужества, проводимые членами ветеранских организаций в военных институтах. Прямое общение ветеранов с будущим офицерским корпусом России, их истории о самоотверженности, трудолюбии, преданности своему делу, Отечеству их самих и боевых товарищей эффективно действуют на курсантов, заставляя их задуматься о жизненных ценностях, смыслах которые очень значимы для формирования офицера, патриота своей страны.
Учитывая высокий воспитательный потенциал ветеранских организаций, их влияние на повышение уровня профессиональной подготовки курсантов, нами разработана структурно-функциональная модель их применения в формировании ценностно-смыслового отношения к военной службе, которая представлена на рисунке 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Структурно-функциональная модель формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов Росгвардии при взаимодействии с ветеранскими организациями характеризуется полнотой и целостностью, так как ее структурные элементы взаимосвязаны, определяют итоговый результат; прагматичностью, потому что представленная модель представляет средство организации действий, направленных на формирование у курсантов-гвардейцев ценностно-смыслового отношения к военной службе; открытостью, поскольку данная модель является частью системы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров Росгвардии.
Авторская модель структурно состоит из пяти взаимосвязанных блоков: методологического, целевого, содержательного, операционно-деятельностного, кон-
Kuznetsov Roman Aleksandrovich
MODEL OF FORMATION OF READINESS ..
pedagogical sciences
трольно-оценочного, соответствующих компонентам реализуемого процесса.
Базис структурно-функциональной модели составляет методологический блок, основывающийся на системно-структурном, аксиологическом, личностно-ориенти-рованном подходах. Реализация каждого из обозначенных подходов осуществляется в соответствии с общепедагогическими принципами.
Целевой блок модели включает обозначение предвосхищаемых результатов постановку цели и задачи по ее достижению. Целью моделируемого процесса является формирование у будущих офицеров-гвардейцев ценностно-смыслового отношения к военной службе при взаимодействии с ветеранскими организациями. Достижение заявленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: формировать знания будущих офицеров Росгвардии о ценностях воинской службы на примере деятельности ветеранских организаций и объединений; способствовать проявлению у курсантов-гвардейцев потребностей, интереса, общественно-значимых мотивов, ценностей воинской службы; содействовать становлению у будущих офицеров способов отражения усвоенных ценностей в собственной практической деятельности и деятельности в составе ветеранских организаций, формировать умения курсантов рефлексировать свое поведение в соответствии с усвоенными ценностями. Представленный блок выполняет ориентационную функцию.
Содержательный блок разрабатываемой модели определен описательной функцией и включает модули, отражающие содержание для усвоения гвардейцами ценностей и смыслов военной службы при взаимодействии с ветеранскими организациями._
К'ачппнс
t
| a
3 -
1' 1 a
&°=
i
1 4
6
с 2
i
3
1
о и
4-
6 =
з =
1 §
= 3
i. §
О «
A @
5 1
1.1
= -2 Я
МТП ОДОЛОГИЧF.CKIIII БЛОК
|ЦЪШМ Ыы п
typ»«««. nfUHBI
IX ik. ¡AfrWile
U «уреШЛбй U Ы ¡tall
I^UWTHonil <Tf5*T>T4ftn
T
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Ц*_1Ь МОДМИруСШМО lipillirvci»: форМЦКЧМЖС wmiuiucpiw
нсммА c.""»i< курсантов Pixrapjiw up« »иичожПстаин с мпераккпмм upiamiuitiuuii
illlLi Ч ИГ йчфчи
1.1>*Лы ХСоДСЙС!
по» hxmp-mn «терта. ппрс4пк«1*. истккгсй «таксой
* > курсант Росгварлкл с лч■■'«.'■ огрйАсикя ^нквны«
4.ФСфrilipiMJhlb )ЛКНИЯ b_S[№lMfiM 1'lKI NJfJI1*
СОЛСРЖЛТРЛЬНЫЙ КЛОК
■□сюкпо нчм КкгирлиН" -Нслагопптж асисмы фор rtlrtTilllrlill* ft fcOflllKtf службе ЬТ-ук"Л] ЮН РОС 1ЫрМ|1>. 1 Носи II
ОП E РАЦИОН НО-Д ЕЯТЕЛ Ь HOCTH Ы Й БЛОК
■ККОбш. млтеинчреяи Jiirefsmiu -
И пилы: w IUIIWC. г .ИФШЧГ. ГГИИИШИИ Ллтниип I'OUIIUIIUIIM*
Op.HBHIfWumixkir^-p'HH: i>»«pMlW 1ИШ. 1 Hll.lMlU)UirUIUIH
Ml"" I Ullierpaimil
Ik i-.li» «кипе . i.»«: iv ¿'in i—ii ,hp «i -мио житии.«ипанимммукДнеД дамшосш
УI
ц
КОНТРОЛ ЬНО-О ПК КОЧНЫ Й БЛОК
>с
kilMIKIIIIHll.l
■4 i
1 = ,5
111
i 1
1 i
Результат: повышение уровни сформированное гн щенмостмо-емьюового отношения курсантов Росгвардии к военной служб« при киимолсПспжи с яетсраискимн организациями
I
Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов Росгвардии при взаимодействии с ветеранскими организациями
Операционно-деятельностный блок структурно-функциональной модели выполняет процессуально-организационную функцию и реализуется посредством: методических рекомендаций, учебных пособий, методической литературы; использования наглядных, словесных, практических методов и организационных форм. Использование этих форм осуществляется будущими офицерами Росгвардии в соответствии с определенными механизмами, обозначенными на этапе адаптации, этапе индивидуализации, этапе интериоризации, при внедрении следующих педагогических условий: активизация музейной деятельности курсантов Росгвардии, организация волонтерского движения будущими офицерами-гвардейцами, развитие эмоционального и социального интеллекта курсантов.
Музей Пермского военного института Росгвардии является идеальной базой воспитания будущего офицера и патриота на лучших армейских и национально-культурных традициях военного вуза. На постоянной основе курсанты-гвардейцы проводят экскурсии для учащихся школ, лицеев, кадетских корпусов, классов юнармей-цев, офицеров, курсантов, выпускников прошлых лет и служащих военного института, организаций и учреждений города Перми и Пермского края. Музей показывает историческое значение и роль Войск правопорядка на всех этапах свое развития и самого института в укреплении обороноспособности России, является формой военно-патриотического воспитания военнослужащих всех категорий и молодого поколения с целью привития им любви к профессии военного авиатора и привлечения молодых людей для поступления в военный институт Росгвардии. Будущие офицеры гвардии России в музейной деятельности внедряют достижения новейших информационных технологий, использует современные средства пропаганды ценностей военно-исторического опыта, показывают ратные подвиги выпускников военного института, чтобы отразить истоки патриотизма и верности Отечеству, обеспечивают преемственность поколений в передаче военно-исторического наследия.
Организация волонтерского движения осуществляется будущими офицерами в неслужебное время. Курсанты посещают членов семей ветеранов, оказывают посильную помощь в улучшение жилищно-бытовых условий. Руководство военного института проводит званые ужины в честь памятных дат и военных праздников. Личное общение с членами ветеранских организаций, оказание помощи и забота о ветеранах оказывает огромное влияние на будущих офицеров, их личное отношение к людям непростой судьбы, тем самым формирует уважение к старшему поколению; а рассказы о войне, боевых действиях и военных подвигах ветеранов формируют у будущих офицеров ценности к военной службе, гордость за вклад старшего поколения в обороноспособность Отечества.
Развитие эмоционального и социального интеллекта будущих офицеров Росгвардии определяется способностью курсанта уметь анализировать, прогнозировать и оценивать ситуации с точки зрения социокультурных приемлемых нормативов поведения. Данное педагогическое условие в большей степени оказывает влияние на рефлексию курсантов-гвардейцев. Оно призвано нацелить будущих офицеров на проведение анализа своего жизненного опыта, содержания служебно-боевой и повседневной деятельности, планирования предстоящей военной службы.
Контрольно-оценочный блок авторской модели реализует рефлексивно-аналитическую функцию, включает диагностику и анализ результатов реализации предыдущих блоков модели, которые показывают степень сформированности ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов Росгвардии при взаимодействии с ветеранскими организациями.
ВЫВОДЫ
Таким образом, авторская модель формирования
педагогические науки
Кузнецов Роман Александрович МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ...
ценностно-смыслового отношения к военной службе курсантов Росгвадии при взаимодействии с ветеранскими организациями представляется в форме целостной, динамичной системы, включающей в себя нормативные и концептуальные основания, цель, содержание, средства, методы, организационные формы и итоговый результат. Особое внимание в ней уделено определению педагогических условий, обеспечивающих успешное функционирование всех компонентов образовательного процесса подготовки высококвалифицированных офицерских кадров военными институтами Росгвардии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество [Текст] : монография /В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1980. — 368 с.
2. Кузнецов, Р.А. Изучение воспитательного потенциала ветеранских организаций в формировании ценностно — смыслового отношения у курсантов к военной службе [Текст] / Р.А. Кузнецов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого — педагогические науки. —2018. — № 2. (44) — С. 248-252.
3. Кузнецов, Р.А. Воспитательный потенциал ветеранских организаций в подготовке курсантов военных институтов войск национальной гвардии России [Текст] / Р.А. Кузнецов // Актуальные вопросы гуманитарных и социально-экономических наук. Сборник трудов международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Пермь, 2018. С. 331-336.
4. Лисьев, Г.А. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу [Текст] : монография / Г.А. Лисьев, Л.И. Савва. — Магнитогорск : МаГУ, 2000. — 109 с.
5. Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ [Текст] : учеб. пос. для вузов / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. — М. : Высшая школа, 1989. — 367 с.
6. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] /В.Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — 184 с.
7. Штоф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штоф. — М., 1966. — 278 с.
8. Богданова А.В. Возможности моделирования в диагностике качества образования на основе мультиагентных связей //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 109-113.
9. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Организация научно-педагогического исследования на основе педагогического эксперимента //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 151-156.
10. Желнина Е.В. Методологические принципы социально-управленческого моделирования в сфере инновационной активности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 138-142.
11. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Педагогическое моделирование формирования поликультурной компетентности будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 110-114.
12. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. Теоретическое обоснование процесса когнитивного моделирования педагогических ситуаций // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 245-247.
13. Ахметжанова Г.В., Довгий М.А. Совершенствование правовой культуры педагога на основе метода теоретического моделирования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 118-122.
14. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] : монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. — 317 с.
Статья поступила в редакцию 13.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020