DOI: 10.12731/2218-7405-2018-11-208-218 УДК 378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
будущих офицеров росгвардии
Щербаков С.О., НаумовП.Ю., Дьячков А.А.
Настоящая работа посвящена исследованию педагогических условий, необходимых для формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии.
Предметом исследования выступают сущность и содержание педагогических условий формирования организационной культуры.
Метод или методология проведения работы. Методологической основой исследования выступает системный и диалектический подходы, интерпретированные для решения задач педагогических исследований.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что авторами выявлены и определены педагогические условия формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии, к которым относятся: нормативно-правовые; мотивационно-ценностные; содержательные; организационно-управленческие; результативно-корректировочные условия.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в образовательной теории и практике, а также при организации педагогического процесса в военном вузе.
Ключевые слова: организационная культура; педагогические условия; нормативно-правовые условия; мотивационно-ценностные условия; содержательные условия; организационно-управленческие условия; результативно-корректировочные условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF FUTURE OFFICERS OF ROSGVARDIA
Shcherbakov S.O., NaumovP.Yu., DyachkovA.A.
This paper is devoted to the study of the pedagogical conditions necessary for the formation of the organizational culture of the future officers of the Russian Guard. The subject of the research is the essence and content of the pedagogical conditions for the formation of organizational culture.
Methodology. The methodological basis of the research is the systemic and dialectical approaches interpreted to solve the problems of pedagogical research.
Results. The results of the work consist in the fact that the authors have identified and identified the pedagogical conditions for the formation of the organizational culture of the future officers of the Rosguards, which include: regulatory and legal; motivational and value; content; organizational and managerial; performance correction conditions.
Practical implications. The results of the study can be applied in educational theory and practice, as well as in the organization of the pedagogical process in a military college.
Keywords: organizational culture; pedagogical conditions; regulatory conditions; motivational and value conditions; content conditions; organizational and managerial conditions; performance adjustment conditions.
Любая система, в том числе педагогическая, успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина и др.). Следовательно, процесс формирования организационной культуры будет происходить более эффективно при создании специального комплекса условий.
Опираясь на анализ многочисленных научно-педагогических исследований, мы выявили, что исследователи выделяют различные
виды условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы.
М.М. Поташник, А.В. Петров, В.А. Ясвин отмечают, что ведущими компонентами среды образовательного учреждения являются: 1) организационно-педагогические условия; 2) психологические условия; 3) материальные условия (материально-техническая база обучения, воспитания; обеспечение образовательными программами, обеспеченность доступа к источникам информации, в том числе электронным ресурсам); 4) санитарно-гигиенические условия; 5) эстетические условия и т.п. [5].
На необходимость определения оптимальных педагогических условий образовательного процесса указывает Л.С. Выготский. В работе «Развитие высших психических функций» он говорит о «необходимости заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих качеств личности» [3].
Проблема организационной культуры в отечественной и зарубежной педагогике относительно новая и малоизученная. Так, изучением этого вопроса США начали заниматься только в 80-90-х годах, а в России значительно позже. Хотя запросы руководителей и специалистов, заказы на исследование этой проблемы от организаций дают понять, что интерес к ней существует.
Т.Н. Персикова подчеркивает, что «Организационная культура -это неуловимая, неосязаемая категория, наличие которой не требует доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор, пока новички не усвоят эти правила, они не смогут стать полноценными членами коллектива» [7].
Организационная культура офицера имеет свои правила поведения, роли, ритуалы, героев, ценности, а офицерский корпус оказывает влияние на офицеров, как и они, в свою очередь, влияют на него. Культурологический подход в теории организации принимает педагогическую организацию и ее членов носителями единых ценностей и исполнителями единых задач. Все ее участники определяют рост и процветание организации, но они же поль— 210 —
зуются преимуществами, которые дает это процветание. Таким образом, можно сделать вывод, что организационная культура и способность сохранять и передавать организационные традиции и ценности неразделимы.
В структуру организационной культуры будущего офицера Ро-сгвардии нами были включены следующие компоненты: а) моти-вационно-ценностный компонент; б) когнитивный компонент; в) деятельностный компонент; г) рефлексивный компонент; д) эмоционально-волевой компонент.
Для формирования организационной культуры необходимо спроектировать такие педагогические условия, которые моделировали бы условия реального педагогического процесса, интегрировали знания из различных дисциплин, а сами процедуры учебной деятельности были согласованы их с личностными характеристиками [6].
В нашем исследовании важным этапом достижения необходимого уровня сформированности организационной культуры, является этап выявления педагогических условий способствующих данному процессу.
При определении условий мы ориентировались на критерий их необходимости и достаточности. Необходимыми условиями мы называем те, без которых, этот процесс не может реализоваться в полной мере. Критерий достаточности предполагает оптимальность выбора комплекса условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента. Под оптимальностью, в свою очередь, понимается рациональный выбор такого сочетания компонентов, который обеспечивает в комплексе их эффективность. При этом под эффективностью мы понимаем достижение такого результата, который предполагает равновесное соотношение между достигнутым и возможным показателем.
Анализируя сущность понятия «педагогические условия», Н.В. Ип-политова и Н.С. Стерхова дают следующие определение: это один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной
среды, воздействующий на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающий ее эффективное функционирование и развитие [4].
Педагогические условия, как считает В.И. Андреев, это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
Н.С. Стерхова, Н.В. Ипполитова дают свое определение педагогических условий, они определяют их как «совокупность причин, обстоятельств», влияющих «на развитие, воспитание и обучение человека», «влияние условий может ускорять, или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты» [4].
Под педагогическими условиями принято понимать такие стороны педагогического процесса, на которые могут влиять внешние обстоятельства, в том числе специально задуманные и сконструированные педагогом [2]. В то же время педагогические условия не могут гарантировать обязательное достижение педагогического результата. Они могут только способствовать этому. В качестве педагогических условий можно рассматривать организационные формы, содержание образования, методы обучения и другие составляющие педагогического процесса.
В педагогической науке, кроме, собственно «педагогических условий», выделяют еще «организационные», или «организационно-педагогические». Организационно-педагогические условия -принципиальные основания для связывания процессов деятельности при разработке различных педагогических концепций. Исходя, из принципов системного подхода, данные условия необходимо рассматривать как систему. Понятие «система организационно-педагогических условий» подразумевает: а) осмысление той части педагогического процесса, которое подвергается преобразованию, как многоаспектной проблемы; б) определение сущности, содержания, функции и параметров образовательной системы [6].
В исследовании Т.Г. Мухиной основными педагогическими условиями организации творческой образовательной среды выделены следующие: 1) раскрытие в процессе обучения и воспитания обучающихся смысла профессии, и её значения в социально-экономическом развитии общества; 2) обоснование значимости профессии в развитии личности человека; 3) обеспечение гуманистической направленности социально-педагогических отношений участников образовательного процесса; 4) выявление и реализация межпредметных связей между программами дисциплин с целью формирования у обучающихся интереса к педагогической профессии [5].
Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать комплекс взаимосвязанных мер, необходимых для эффективной организации процесса формирования организационной культуры у будущих офицеров Росгвардии.
Таким образом, мы приходим к выводу, что исследователи имеют разные точки зрения о структуре педагогических условий применимых в целях интенсификации образовательного процесса.
На основании вышеприведенных исследований, анализа реальной образовательной практики военного вуза, опроса руководящего, научно-педагогического состава, командиров подразделений и курсантов нами выявлен комплекс педагогические условий, обеспечивающих эффективность осуществления педагогического процесса с целью формирования организационной культуры.
На наш взгляд, к наиболее важным педагогическим условиям формирования организационной культуры будущих офицеров Ро-сгвардии можно отнести следующие:
Первая группа условий - нормативно-правовая, обеспечивается соблюдением норм правового регулирования в сфере образования и военной службы (статья 4 закона «Об образовании в Российской Федерации»), Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, положения Федерального закона РФ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», Положения о порядке прохождения военной службы, Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
Вторая группа условий направлена на развитие мотивацион-но-ценностной сферы всех участников образовательного процесса. Вопросами общей мотивации образовательной деятельности занимались Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной А. Кушнира, отмечая, что мотивация образовательной деятельности, насыщение личностным смыслом происходящего происходит на всех этапах обучения. Обучение должно строиться таким образом, чтобы курсанты были сами заинтересованы и нацелены на добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и выполнение воинского долга. Создание положительной мотивации у всех участников образовательного процесса возможно через педагогическое стимулирование, личную примерность командиров и систематическую, качественную работу органов по работе с личным составом и других структур, чья деятельность, так или иначе, сопряжена с духовно-нравственным воспитанием личного состава.
В процессе формирования мотивации формируются моральные, социальные, широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные, профессиональные мотивы, профессионально-ценностные мотивы, мотивы самообразования и внутренние осознанные устойчивые мотивы. В зависимости от сформированности мотивацион-ной сферы курсантов в процессе формирования организационной культуры меняется отношение курсантов к служебно-профессио-нальной деятельности офицера Росгвардии.
Третья группа условий - содержательные условия. Направлены на обогащение, насыщение содержания образовательных программ и форм проведения занятий с духовно-нравственным содержанием, переводом курсантов в позицию субъектов получения знаний, в том числе и посредством увеличения факультативных часов на воспитательную работу и применением педагогической программы, как основного средства формирования организационной культуры.
Четвертая группа условий - организационно-управленческие условия. Непосредственное осуществление образовательного процесса связано с организацией взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп людей их организацию и управление ими для достижения общей цели.
Содержание деятельности педагога и командиров подразделений на этапе осуществления образовательного процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед обучающимися целей и разъяснение задач предстоящей служебно-боевой деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными курсантами; применение методов, средств и приемов осуществления образовательного процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности будущих офицеров.
Пятая группа условий - результативно-корректировочные, подразумевающие разработку адекватной системы оценивания сформиро-ванности организационной культуры и коррекцию образовательного процесса или отдельных педагогических процедур при выявлении факторов, негативно влияющих на достижение результата - формирование организационной культуры будущих офицеров Росгвардии.
Таким образом к педагогическим условиям формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии относятся: нормативно-правовые; мотивационно-ценностные; содержательные;
организационно-управленческие; результативно-корректировочные условия. Результативность процесса формирования организационной культуры, в рамках настоящего исследования, предлагается оценивать в соответствии с выявленными нами педагогическими условиями. Именно при их соблюдении, можно организовать необходимым образом педагогический процесс по формированию организационной культуры будущих офицеров.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Якорь, 2000. 600 с.
2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. C. 37-43.
3. Володин А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.
4. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Generaland Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
5. Мухина Т.Г. Становление и развитие системы дополнительного образования в высшей школе: дис. докт. пед. наук: 13.00.01; 13.00.08. Н. Новгород, 2011. 510 с.
6. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г., Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 157161.
7. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Учебное пособие. М.: Логос, 2004. 224 с.
References
1. Andreev V.I. Pedagogika. Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvi-tiya [Pedagogy. Training course for creative self-development]. Kazan: Anchor, 2000. 600 p.
2. Bondarevskaya E.V. Pedagogicheskaya kul'tura kak obshchestvennaya i lichnaya tsennost' [Pedagogical culture as a social and personal value]. Pedagogika [Pedagogy]. 1999. No. 3, рр. 37-43.
3. Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «organi-zatsionno-pedagogicheskie usloviya» [Analysis of the content of the concept of "organizational and pedagogical conditions"]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Proceedings of Tula State University. Humanitarian sciences]. 2014. No. 2, рр. 143-152.
4. Ippolitova N.V., Sterkhova N.A. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the concept of "pedagogical conditions": the essence, classification]. Generaland Professional Education. 2012. № 1, рр. 8-14.
5. Mukhina T.G. Stanovlenie i razvitie sistemy dopolnitel'nogo obrazo-vaniya v vysshey shkole [Formation and development of the system of additional education in higher education]. N.Nov-Gorod, 2011. 510 p.
6. Naumov P.Yu., Skibitskiy E.G., Pedagogicheskie usloviya razvitiya si-ste-my tsennostey budushchikh ofitserov vnutrennikh voysk MVD Rossii [Pedagogical conditions of development of the system of values of future officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sibirskiypedagogicheskiyzhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2013. No. 3, рр. 157-161.
7. Persikova T.N. Mezhkul turnaya kommunikatsiya i korporativnaya kul tura [Intercultural communication and corporate culture]. Tutorial. M.: Logos, 2004. 224 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
щербаков Станислав Олегович, оперативный дежурный
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
ул. Лётчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Российская Федерация
Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук
ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации»
Вишняковское ш., 101, Балашиха, Московская обл., 143914, Российская Федерация
Дьячков Алексей Анатольевич, кандидат психологических наук Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
ул. Лётчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Российская Федерация dyachkov-alexx@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Shcherbakov Stanislav Olegovich, operational duty officer
St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
1, LetchikPilyutov Str., St. Petersburg, 198206, Russian Federation
Naumov Petr Yurevich, Candidate of Pedagogical Sciences
Main Military Clinical Hospital of the National Guard troops of the Russian Federation
101, Vishnyakovskoye shosse, Balashikha, Moscow region, 143914, Russian Federation
Dyachkov Alexey Anatolyevich, Candidate of Psychological Sciences
St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
1, Letchik Pilyutov Str., St. Petersburg, 198206, Russian Federation dyachkov-alexx@mail. ru