Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии'

Психолого-педагогические аспекты профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная надёжность / психолого-педагогические аспекты / компоненты профессиональной надёжности выпускников военных институтов Росгвардии / профессиональная деятельность / профессионально важные качества / professional reliability / psychological and pedagogical aspects / components of professional reliability of graduates of military institutes of Rosgvadiya / professional activity / professionally important qualities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенюк Сергей Васильевич, Чекунов Антон Александрович, Шаповал Валентин Анатольевич

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «профессиональная надёжность», рассмотрены различные уровни проявления данного концепта, а также сформулировано определение профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе результатов 10-летних социально-психологических исследований проведен анализ некоторых психолого-педагогических аспектов данного явления у курсантов военных институтов и их выпускников в период военной службы на первичных офицерских должностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребенюк Сергей Васильевич, Чекунов Антон Александрович, Шаповал Валентин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspects of professional reliability of graduates of the national guard military troops

The article presents a theoretical and methodological analysis of the concept of «professional reliability», discusses the different levels of manifestation of this concept, as well as the definition of professional reliability of graduates of military educational institutions of higher education of the national guard of the Russian Federation. On the basis of the results of 10-year socio-psychological research, the analysis of some psychological and pedagogical aspects of this phenomenon in the cadets of military institutions and their graduates during the military service in primary officer positions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии»

4. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2007. - 311 с.

5. Собчик, Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ - метод цветовых выборов. -СПб.: Речь, 2001. - 112 с.

6. Сочивко, Д. В. Цветопсиходинамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 432 с.

7. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 1996. - 352 с.

8. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. - М.-СПб.: АСТ-Сова, 2006. - 192 с.

© Воронин Р.М., Красикова Ю.Ю., Шатрова Н.В., 2018

УДК 159.9

С.В. Гребенюк, А.А. Чекунов, В.А. Шаповал

Психолого-педагогические аспекты профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии

Psychological and pedagogical aspects of professional reliability of graduates of the national guard military troops

ГРЕБЕНЮК, Сергей Васильевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-905-230-76-81, E-mail: mr.grebenuck81@yandex.ru.

GREBENYUK, Sergey Vasilyevich, senior researcher of the research Department for the study of social and psychological problems of the national guard troops of Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Forces, candidate of pedagogical Sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilyutova str., 1. Tel: 8-905-230-76-81. E-mail: mr.grebenuck81@yandex.ru.

ЧЕКУНОВ, Антон Александрович, начальник учебно-методической группы психодиагностических исследований профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии; адъюнкт заочного обучения кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-952-218-33-29. E-mail: antpsix@yandex.ru.

CHEKUNOV, Anton Alexandrovich, Head of the training and methodological group of psychodiagnostic studies of professional psychological selection in the national guard troops of the research Department for the study of social and psychological problems of the national guard troops; associate of distance learning Department of legal psychology of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilyutova str., 1. Tel: 8-952-218-33-29, E-mail: antpsix@yandex.ru.

ШАПОВАЛ, Валентин Анатольевич, начальник кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 17. E-mail: vash23@mail.ru.

SHAPOVAL, Valentin Anatolievich, Head of the Department of Legal Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, PhD, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, St. Petersburg Highway, 17. E-mail: vash23@mail.ru.

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «профессиональная надёжность», рассмотрены различные уровни проявления данного концепта, а также сформулировано определение профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе результатов 10-летних социально-психологических исследований проведен анализ некоторых психолого-педагогических аспектов данного явления у курсантов военных институтов и их выпускников в период военной службы на первичных офицерских должностях.

Ключевые слова: профессиональная надёжность, психолого-педагогические аспекты, компоненты профессиональной надёжности выпускников военных институтов Росгвардии, профессиональная деятельность, профессионально важные качества.

The article presents a theoretical and methodological analysis of the concept of «professional reliability», discusses the different levels of manifestation of this concept, as well as the definition of professional reliability of graduates of

military educational institutions of higher education of the national guard of the Russian Federation. On the basis of the results of 10-year socio-psychological research, the analysis of some psychological and pedagogical aspects of this phenomenon in the cadets of military institutions and their graduates during the military service in primary officer positions.

Keywords: professional reliability, psychological and pedagogical aspects, components of professional reliability of graduates of military institutes of Rosgvadiya, professional activity, professionally important qualities.

Отмечаемые в последние годы динамичные изменения ландшафта правоохранительных органов России в числе прочих были связаны с появлением новой правоохранительной структуры - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), перед руководством которой поставлена задача кардинального улучшения кадрового состава в русле требований Президента России и российского законодательства. В этой связи приоритетной целью кадровой политики в Росгвардии является развитие системы управления её кадровым потенциалом, что в конечном итоге должно положительно сказаться на имидже её военнослужащих и сотрудников, поднять доверие к ним граждан [11, с. 3].

По мнению директора Росгвардии генерала армии Виктора Золотова, реализация системы управления кадровым потенциалом должна быть основана на рациональном планировании, отборе и подготовке кадров с использованием современных образовательных технологий, что позволит обеспечить центральный аппарат ведомства и его структурные подразделения специалистами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные задачи [11, с. 5]. Кроме того, анализ состояния оперативной и общественно-политической обстановки в России дает основание полагать, что в ближайшей перспективе объём задач, которые предстоит решать войскам Росгвардии, может существенно возрасти [10, с. 3-5]. В данной ситуации, наряду с готовностью всех систем управления войсками, ключевая роль отводится «человеческому фактору» и в первую очередь - офицерскому корпусу, его профессиональной надежности, готовности к оперативному реагированию на изменяющиеся условия обстановки и способности к успешному выполнению поставленных задач в кратчайшие сроки. Исходя из вышеизложенного очевиден приоритет подготовки профессионально надежных офицерских кадров в военных образовательных организациях высшего образования (далее - ВООВО) ВНГ РФ, обеспечивающих реальную и перспективную надёжность функционирования всей системы управления с учётом складывающихся внутриполитических и социально-экономических условий. Иными словами, проблема профессиональной надёжности военнослужащих и сотрудников Росгвардии вообще и её психолого-педагогических аспектов, в частности, приобретают в настоящее время особую значимость.

В этой связи целью данной статьи явилась попытка постановки, осмысления, определения и рассмотрения некоторых психолого-педагогических аспектов профессиональной надёжности выпускников ВООВО Росгвардии, начиная с процесса их обучения в качестве курсантов военных институтов и заканчивая последующей служебно-профессио-нальной деятельностью в воинских частях и подразделениях на первичных и последующих офицерских должностях.

В рамках данной научной работы авторы планировали решить следующие задачи: провести теоретико-методологический анализ понятия «профессиональная надёжность», рассмотреть различные уровни проявления данного концепта, а также сформулировать определение профессиональной надёжности выпускников ВООВО Росгвардии и провести анализ некоторых психолого-педагогических аспектов данного явления, используя результаты социально-психологических исследований, проведённых за последние 10 лет научно-исследовательским отделом по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии.

Следует отметить, что проблема профессиональной надёжности военнослужащих нового правоохранительного ведомства, которым является Росгвардия, продолжает оставаться высоко актуальной и недостаточно исследованной. Особый интерес, на наш взгляд, представляют её психолого-педагогические аспекты и детерминанты, находящиеся в области пересечения таких разделов современной психологической науки, как: юридическая психология, психология труда, психология служебной деятельности, психология здоровья, психологическая диагностика и тестология, психология профессионального образования, психология кризисных и экстремальных ситуаций, социальная психология, психогигиена и психопрофилактика и др.

Этимологически слово «надёжность» родственно исконно русскому слову «надёжа», семантика которого выражает действие, подразумевающее некую нормативность [18, с. 307], а также «благонадёжность», подразумевающее твёрдого в надежде, несомневающегося, верного, основательного, на кого можно надеяться, положиться [4]. Аналогичное описание надёжного человека как подающего основательную надежду, демонстрирующего крепость и верность, приводится в словаре церковно-славянско-го и русского языка 1847 г. [17].

В личностно-психологическом контексте, как характеристика общей порядочности и ответственности человека, понятие «надёжность» встречается еще у Конфуция в VI в. до н.э. [5]. При этом ещё со времён античности понятие «благонадёжность» рассматривалось с позиций политической лояльности (преданности правящим кругам и группировкам). В дореволюционной России специальным циркуляром МВД (по Департаменту полиции) в 1907 г. была введена практика выдачи губернаторами и градоначальниками «удостоверений политической благонадёжности» всем физическим лицам, невзирая на чины и ранги, по месту их постоянного жительства. Оно было обязательным для получения разрешения на любое перемещение или передвижение, поступление в учебное заведение, на работу и т.д. [7]. Проводимое в это же время Н.Н. Головиным исследование деятельности и свойств человека как бойца показало неблагонадёжность завербованных наёмных солдат, что связывалось с их идейной и духовной незаинтересованностью в исходе войны [3].

Рассуждая в своих заметках ротного командира о казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках, Н.Д. Бутовский отмечает, что надёжность солдата характеризуется как свойство личности, выражающееся в выполнении установленных предписаний военной службы, основывающееся на так называемых «нравственностях», внутренней нравственности солдата, подразумевающей надёжность, усердие, упорство, исполнительность и развитие у них осмысленной «охоты к своему делу» и профессионализма, и казарменной нравственности, подразумевающей умелый подбор администрации, которая будет выявлять надёжных и ненадёжных, контролировать и исправлять последних, а также поддержание благоприятной обстановки в подразделении [2, с. 125].

Данные этимологические и историко-психоло-гические аспекты надёжности наполняют данное понятие разносторонним содержанием, позволяющим рассматривать факторы, её обусловливающие.

С точки зрения психологии труда надёжность является совокупным качеством человека, обусловленным его направленностью на профессиональную деятельность, профессиональной подготовленностью и опытом. На уровень профессиональной надёжности специалиста оказывают влияние степень развития его профессионально важных качеств и состояние функциональных систем организма [14, с. 86], а также его профессиональное здоровье. Последнее В.А. Пономаренко определил как свойство организма сохранять профессиональную надёжность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности за счёт необходимых компенсаторных и защитных механизмов [13] (физиологический аспект). Наличием связи уровня профессиональной надёжности человека с состоянием функциональных систем его организма и психики обусловлено использование понятия «функциональная надёжность» как свойство функциональных систем субъекта труда обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определённого времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности состоянии здоровья и резервов организма, уровне развития профессионально значимых психических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях [16].

Кроме того, в деятельностном аспекте профессиональная надёжность субъекта труда рассматривается как вероятность успешного выполнения задания, в т.ч. в условиях возможного усложнения обстановки, «сохраняемости», устойчивости оптимальных рабочих параметров индивида (В.Д. Не-былицын); отсутствие ошибочных действий (В. Хак-кер); работоспособность (А.И. Губинский, В.Ф. Венда и др.); обеспечение субъектом заданного (высокого) качества деятельности; уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций (Г.С. Никифоров, В.А. Бодров, В.Я. Орлов, В.Н. Дружинин, А.А. Крылов). Отсюда к сущностным критериям профессиональной надежности (по В.А. Бодрову, В.Я. Орлову) и их показателям относят: безотказность - сохранение работоспособности на протяжении заданного периода времени; своевременность - скорость выполнения профессиональных

функций в ответ на возникающие задачи; безошибочность - осуществление точных и продуктивных действий, адекватных поставленной в конкретной ситуации цели; стабильность - сохранение значений выходных параметров трудового процесса на протяжении заданного периода при адекватном уровне активации человека, устойчивость - способность человека удерживать параметры деятельности и функциональную активность на уровне, обеспечивающем заданные показатели трудового процесса в сложных условиях (при воздействии экстремальных факторов среды или во внештатных ситуациях).

С другой стороны, профессиональная надёжность раскрывается через выделение личностных характеристик субъекта деятельности (личностный аспект): ответственность, честность, чувство долга, дисциплинированность (по Г.С. Никифорову), нравственность (по Е.Ю. Стрижову), порядочность (по В.А. Пономаренко), социальная, ведомственная и групповая нормативность поведения как важнейшее условие успешности профессиональной деятельности и предупреждения нарушений (по В.М. Круку), т.е. интегральная характеристика личностных качеств и особенностей, определяющих стабильность установленного нормативного поведения в определённой профессиональной деятельности и в её интересах.

По мнению В.М. Крука, понятие «надёжность» изначально характеризовало соответствующие лич-ностно-функционально-деятельностные показатели человека и только позже пришло в технические науки и в психологию труда [8]. Именно личностный аспект проблемы профессиональной надёжности выпускника военного института Росгвардии в наибольшей степени позволяет подойти к рассмотрению и решению проблемы многообразия её психологических детерминант и предикторов в целях последующей разработки её прогностически валидных психодиагностических критериев.

Рассматривая взаимосвязь надёжности и характера, Н.Ф. Феденко установил её зависимость у военнослужащих от их отношения к окружающим и к самому себе. Поскольку к окружающим воин относится, исходя из личных взглядов и убеждений, характер с твёрдыми убеждениями является внутренней основой его надёжности. По отношению к себе характер военнослужащих исследователем был разделен на два типа: эгоистичный и альтруистичный (коллективистский). Безусловно, к категории ненадёжных и сомнительных были отнесены эгоисты [19].

Являясь интегральным свойством субъекта профессиональной деятельности и одновременно внутренне присущим его личности признаком (качеством), профессиональная надёжность раскрывает субъектно-личностное своеобразие индивидуальности специалиста, существенно определяя его отличительные особенности и в то же время характеризуя его личность.

Во всём этом многообразии определений общим понятием остается понятие деятельности (профессиональной, служебно-боевой, учебно-профессиональной и т.п.) как необходимое условие для проявления феномена профессиональной надёжности. В этой связи оценивать профессиональную надёжность выпускников военных институтов Ро-

Таблица 1

Сравнительный анализ соотношения мотивационных приоритетов респондентов при поступлении в военные институты войск национальной гвардии*

Мотивы ВООВО 1 В00В02 воовоз ВООВО4

ра ш % ранг % ранг % ра нг %

Возможность совершенствоваться в специальности 1 51,18 1 56,81 1 56,90 3 48,09

Возможность сделать карьеру 48,82 2 54,47 3 39,08 2 50,82

Материальная обеспеченность и стабильность 3 32,28 3 44,36 2 54,02 51,37

Возможность физического совершенствования 4 30,71 4 37,35 4 36,21 4 32,24

Уважение со стороны окружают г к 5 29.92 5 26,85 6 21,84 б 24,04

Возможность испытать себя в экстремальных условиях б 25,20 6 22,57 5 30,46 7 23,50

Возможность получеши жилья 7 16,54 7 11,67 7 20,11 5 25,14

Получение бес апа того образования 8 1 4,96 8 9,73 8 10,92 8 ] 1,48

Возможность получения пенсий 9 4,72 9 3,89 10 2,30 9 2,73

Отсутствие перспектив на « гражданке» 10 0,79 10 2,72 9 2,87 10 1,64

* Общая сумма значений признаков превышает 100 %, так как респондентам была предоставлена возможность выбора до трёх вариантов ответов

сгвардии необходимо в контексте и по результатам их реальной профессиональной (служебно-боевой) деятельности, а сравнение ретроспективных результатов психодиагностических обследований репрезентативных полярных групп профессионально надёжных и ненадёжных выпускников в период их поступления на учёбу и обучения в институте позволяет подойти к решению проблемы разработки внешнекритериально валидных психодиагностических критериев для прогнозирования профессиональной надежности кандидатов на обучение в процессе их профессионально-психологического отбора и курсантов военных институтов в ходе психологического сопровождения их профессиональной подготовки (учебно-профессиональной деятельности), результатом которой является формирование профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [14, с. 12].

По мнению А.П. Шарухина, профессиональная надёжность как качество личности военнослужащего означает готовность к безусловному выполнению приказов и распоряжений командиров и начальников, дисциплинированное поведение; проявление инициативы и находчивости; мужественные и умелые действия по защите свободы, независимости и конституционного строя России, народа, Отечества; стойкое перенесение трудностей военной службы; соблюдение требований безопасности военной службы, мер предупреждения заболеваний, травм и поражений; повседневное повышение физической закалки и тренированности, воздержание от вредных привычек; настойчивое стремление к достижению поставленных целей; оказание товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки; высокую работоспособность и выносливость; храбрость и самоотверженность; эмоционально-волевую устойчивость и др. [20, с. 399-400].

Таким образом, под профессиональной надёжностью выпускников ВООВО ВНГ РФ мы будем

понимать интегративное качество их личности, отражающее единство личностных, субъектных и индивидных свойств, обеспечивающее готовность и устойчивость выполнения профессиональных задач на требуемом уровне соответствия результатов деятельности и поведения.

По данным международной статистики, 60-80 % всех аварий и несчастных случаев на производстве, транспорте, в строительстве происходит из-за ошибок человека, большинство из которых совершается из-за преднамеренного (умышленного) нарушения хорошо известных правил, обусловленного личностными особенностями нарушителей. Внутренние же причины неумышленно совершаемых ошибок основаны на профессиональной неподготовленности и необучен-ности [6], что указывает на важность учёта и педагогического аспекта рассматриваемой проблематики.

Помимо профессиональной обученности и подготовленности, к основным компонентам профессиональной надёжности выпускников ВООВО ВНГ РФ можно отнести: осознанность выбора профессии, готовность к выполнению профессиональных задач, профессионализм в его узком понимании и др.

В контексте исследования психолого-педагогических аспектов профессиональной надёжности выпускников ВООВО ВНГ РФ авторами было проведено выборочное исследование осознанности выбора профессии курсантами, их направленности на службу в войсках и готовности к выполнению профессионально значимой деятельности (мотивацион-но-ценностный компонент); наличия знаний и представлений о содержании предстоящей деятельности (когнитивный компонент); умений и навыков выполнения предстоящих задач в различных ситуациях (операциональный компонент); сформированности профессиональных компетенций и профессионально важных качеств (образовательный компонент); оценки респондентами педагогических условий, способствующих или препятствующих формированию вышеуказанных качеств и свойств (организационный компонент).

Изучение данных компонентов осуществлялось на основе анализа результатов социально-психологических исследований, проведённых авторами на протяжении последних 10 лет в форме опроса курсантов, выпускников и экспертов (офицеров подразделений и кафедр) в части, касающейся предмета нашего исследования.

Данные социально-психологического изучения мотивационных приоритетов 742 курсантов-выпускников 2015 г. четырех ВООВО ВНГ РФ свидетельствуют о том, что ведущее место среди мотивов при поступлении в военный институт заняли: возможность совершенствоваться как специалисту в данной профессиональной деятельности (54 %) и возможность карьерного роста (49 %), а уже потом - возможности материального обеспечения, физического совершенствования и др. (табл. 1).

Кроме того, за последние 10 лет была обнаружена положительная динамика количества ответов респондентов на вопрос о гипотетической возможности повторения профессионального выбора места обучения и службы. Так, 95 % выпускников 2015 г. указали, что если бы у них была такая возможность, то они скорее всего повторили бы свой профессиональный выбор, в то время как в 2009 г. положительно ответили на данный вопрос лишь 76 % выпускников (р < 0,05).

Исследования когнитивного компонента профессиональной надёжности выпускников, в качестве которого выступили знания особенностей предстоящей профессиональной деятельности, показало, что у 77 % выпускников ВООВО 2015 г. в достаточной степени сформировано представление об их будущей профессиональной деятельности. Особенно поспособствовали этому, по их мнению, личный пример офицеров подразделений воинских частей в период войсковых стажировок.

Отдельно следует отметить факт положительной динамики представлений о профессиональной деятельности у выпускников спустя год их службы на первичных офицерских должностях. Так, у 37 % респондентов выпуска 2015 г. представление о службе

через год после выпуска изменилось в лучшую сторону, и только у 14 % - в худшую (р < 0,05).

Важным показателем эффективности системы подготовки офицерских кадров в военных институтах Росгвардии является процесс формирования профессиональных компетенций и развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной самореализации выпускников в качестве офицера ВНГ. Согласно исследованиям 2015 г., субъективная оценка выпускниками своих знаний, умений и навыков показывает, что они позволяют им на достаточном уровне проводить занятия по боевой подготовке, индивидуальную воспитательную работу и организовывать служебно-боевую деятельность подразделения.

Однако результаты опроса экспертов, в роли которых выступали преподаватели и офицеры подразделений, показали, что система подготовки в военных институтах Росгвардии ещё не в полной мере способствует развитию таких близких по смыслу профессионально важных качеств, как «способность брать на себя ответственность за принятие решения» и «способность самостоятельно принимать решения». Так, 44 % опрошенных преподавателей ВООВО ВНГ РФ считают, что будущие офицеры будут испытывать трудности в принятии ответственных и самостоятельных решений, а также при организации служебно-боевой деятельности подразделения в целом, что, безусловно, может негативно сказаться на их профессиональной надёжности. Данный факт подтверждают результаты социально-психологического исследования офицеров воинских частей ВНГ, выступивших в качестве экспертов при оценке степени сформированности профессионально важных качеств выпускников, прослуживших 1 год, проведённого в 2016 г.: 53 % указали на недостаточную сформированность таких качеств, как «способность самостоятельно принимать решение» и «брать на себя ответственность за его принятие».

В структуре факторов, оказывающих негативное влияние на профессиональную подготов-

Таблица 2

Основные причины и условия учебного процесса в вузе, негативно повлиявшие на успешность профессионального становления (%)*

Основные причины и условия Общее

Недостаточный объём занятий, имеющих практическую направленность 36.7

Перегруженность занятиями, не имеющими прямого отношения к профессиональной деятельности 32.4

Большой объем Хозяйственных работ в ущерб учебе 28.9

Отношение командиров (начальников) к курсантам как к совершенно несамостоятельным людям 19

Отсутствие возможности самому организовывать процесс своей самостоятельной подготовки 17.2

Отсутствие адекватной системы увольнений курсантов старших курсов в город 16

Отсутствие необходимой учебно-материальной базы, учебной литературы и т.д. 7.6

Личная примерность офицеров образовательной организации 7

Недостаточное качество преподавания учебных дисциплин 6,7

* Сумма процентных соотношений превышает 100 % в связи с предоставленной респондентам возможностью выбора до 4-х возможных вариантов ответа

ленность выпускников военных институтов Ро-сгвардии, по мнению респондентов, ведущие места заняли: перегруженность занятиями, не имеющими прямого отношения к профессиональной деятельности (отмечено 33 % курсантов и 35 % офицеров курсантских подразделений) и отсутствие возможности заниматься самостоятельно (отмечено 24 % курсантов и 12 % офицеров курсантских подразделений).

В качестве одного из факторов, оказывающих негативное влияние на формирование профессиональной надёжности выпускников и успешность их профессионального становления в первичной офицерской должности, по мнению офицеров-выпускников 2016 г., выступили: недостаточное количество занятий, имеющих практическую направленность (отмечено 36,7 % респондентов); перегруженность профессиональной подготовки занятиями, не имеющими прямого отношения к профессиональной дея-

тельности (отмечено 32,4 % респондентов) и большой объём хозяйственных работ в ущерб учёбе (отмечено 28,9 % респондентов) (табл. 2).

Таким образом, проведённый анализ выборочных психолого-педагогических аспектов профессиональной надёжности выпускников ВООВО ВНГ РФ позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения факторов, оказывающих на её формирование как положительное (протективное), так и отрицательное (лимитирующее) влияние. Среди них особую важность в настоящее время приобретает проблема разработки валидных и надёжных психодиагностических критериев для их оценки и прогнозирования у кандидатов и курсантов военных институтов - будущих офицеров ВНГ РФ. Начальник внутренних войск МВД СССР генерал армии И.К. Яковлев в своё время отметил: «Молодые офицеры - будущее наших войск; на их становление нельзя жалеть ни сил, ни времени» [5, с. 10].

Список литературы

1. Бодров, В. А., Орлов, В. Я. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой. - М.: Изд. Ин-та психологии РАН, 1998. - 288 с.

2. Бутовский, Н. Д. О казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках (Заметки ротного командира) // Военный сборник (СПб.) - 1883. - № 1. - С. 125-138.

3. Головин, Н. Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СПб, 1907. - 183 с.

4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.

5. Конфуций. Афоризмы мудрости : иллюстр. энцикл. изд. / под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева, Н.В. Бутромеева. - М.: Белый город, 2007. - 930 с.

6. Котик, М. А. О преднамеренных и непреднамеренных ошибках человека-оператора // Психологический журнал. - 1993. - № 5. - С. 34-41.

7. Крук, В. М. Психология надёжности специалиста. История и современность // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Психологические науки. - 2010. - № 3. - 181-188.

8. Крук, В. М. Психология надёжности специалиста: история и современность // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 1. - С. 150-158.

9. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1989. - 191 с.

10. Портнов, Сергей. Росгвардия - это закон и справедливость // На боевом посту : журнал войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2017, август. - С. 3-5.

11. Сорокин, Андрей. Росгвардия смотрит в будущее (интервью с директором Росгвардии генералом армии В.В, Золотовым) // На боевом посту : журнал войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2018, март. - С. 2-7.

12. Осадчук, О. Л. Формирование профессиональной надежности специалиста // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 1. - С. 86-88.

13. Пономаренко, В. А. Психология жизни и труда летчика. - М., Воениздат, 1992. - 224 с.

14. Пономаренко, В. А. Страна Авиация: чёрное и белое. - М.: Наука, 1995. - 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. - М.: Пер Сэ; Логос, 2007. - 855 с.

16. Психология / под ред. В.Н. Дружинина : учебник для гуманитарных вузов; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

17. Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка. - Т. 2. - Императорская академия наук, 1847.

18. Современные проблемы материалистической диалектики. - М.: Мысль, 1971. - 368 с.

19. Феденко, Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина : монография. - М.:ВПА, 1966. - 228 с.

20. Шарухин, А. П. Военная педагогика : учебник для военных вузов. - СПб.: Питер, 2017. - 576 с.

© Гребенюк С.В., Чекунов А.А., Шаповал В.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.