Научная статья на тему 'Формирование навыков скоростной стрельбы из стрелкового оружия в процессе военно-профессиональной подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования'

Формирование навыков скоростной стрельбы из стрелкового оружия в процессе военно-профессиональной подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / НАВЫКИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ / ТЕХНОЛОГИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ / COMBAT TRAINING / MILITARY TRAINING / FIRE TRAINING / SKILLS OF HIGH-SPEED SHOOTING / TECHNOLOGY OF HIGH-SPEED SHOOTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Александр Александрович, Поминова Ольга Леонидовна

В статье проведён анализ существующих подходов к военно-профессиональной подготовке курсантов ВООВО. Обоснована необходимость дальнейшей модернизации методических приёмов, в частности, при обучении скоростной стрельбе, определяющих и расширяющих педагогические возможности военно-профессиональной подготовки и всей служебно-боевой деятельности военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of skills high-speed shooting from small arms in the process of military training of cadets in the military educational institutions of higher education

The article provides an analysis of existing approaches to military training cadets in the military educational institutions of higher education. The necessity of further modernization of teaching methods, such as high-speed shooting at training, defining and expanding the educational opportunities of military training and the entire military service and combat activities has been proved.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков скоростной стрельбы из стрелкового оружия в процессе военно-профессиональной подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования»

Беляков А. А., Поминова О. Л. Формирование навыков скоростной стрельбы из стрелкового оружия.. УДК 376.1/378

А. А. Беляков, О. Л. Поминова

а

БЕЛЯКОВ Александр Александрович к

Преподаватель кафедры огневой подготовки Новосибирского военного института с

им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Н

адъюнкт заочного обучения СПВИ ВНГ Т

Адрес: Россия, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2 П

E-mail: [email protected] Т

е

BELYAKOV Alexander Alexandrovich б

Lecturer of Department fire training of Novosibirsk military Institute P

named after General of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation (adjunct) С

Address: Russia, 630114, Novosibirsk, Klyuch-Kamyshenskoye plateau str., 6/2 о

E-mail: [email protected] о

ПОМИНОВА Ольга Леонидовна U

Профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования и

Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, с

доктор педагогических наук, доцент S

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 т

E-mail: [email protected] о

POMINOVA Olga Leonidovna В

Professor of theory and methodology of continuing professional education О

Saint-Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation, о

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate professor с

Address: Russia, 198206, St-Petersburg, Letchika Pilytova str., 1 U

E-mail: [email protected]

IO*

Формирование навыков скоростной стрельбы из стрелкового оружия в процессе 5

военно-профессиональной подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования Formation of skills high-speed shooting from small arms in the process of military training of cadets in the military educational institutions of higher education

В статье проведён анализ существующих подходов к военно-профессиональной подготовке курсантов ВООВО. Обоснована необходимость дальнейшей модернизации методических приёмов, в частности, при обучении скоростной стрельбе, определяющих и расширяющих педагогические возможности военно-профессиональной подготовки и всей служебно-боевой деятельности военнослужащих.

Ключевые слова: боевая подготовка, военно-профессиональная подготовка, огневая подготовка, навыки скоростной стрельбы, технология скоростной стрельбы.

The article provides an analysis of existing approaches to military training cadets in the military educational institutions of higher education. The necessity of further modernization of teaching methods, such as high-speed shooting at training, defining and expanding the educational opportunities of military training and the entire military service and combat activities has been proved. Keywords: combat training, military training, fire training, skills of high-speed shooting, technology of high-speed shooting.

о

Комплексную задачу совершенствования военно-профессиональной подготовки ставят перед войсками национальной гвардии Российской Федерации Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий В.В. Путин, Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации В.В. Золотов.

Современная система военно-профессиональной подготовки имеет развёрнутую, нелинейную структуру, содержащую такие аспекты, как военно-профессиональные компетенции, морально-психологическое обеспечение войск, физическая подготовка, психолого-педагогическое сопровождение всей системы служебно-боевой деятельности. Огневая подготовка занимает свою часть содержания военно-профессиональной деятельности, которая исследована нами в контексте проектирования эффективных технологий обучения скоростной стрельбе. Этот контекст важен для нас ещё и потому, что некоторые тактические просчёты можно исправить меткой стрельбой, однако промахи в стрельбе уже фатальны. Поэтому для проектирования технологий скоростной стрельбы важно знать опыт специалистов, изучавших смежные вопросы. Так, психолого-педагогическими основами военно-профессиональной подготовки занимались такие исследователи, как

A.В. Барабанщиков, В.И. Байденко, А.А. Деркач, И.А. Зимняя,

B.И. Слободчиков, А.В. Хуторской, Я.Я. Юрченко [2].

В состав военно-профессиональной подготовки входят важные компоненты огневой подготовки вообще и навыки скоростной стрельбы, в частности.

Конкретные, практико-ориентированные вопросы военно-профессионального и педагогического аспекта огневой подготовки исследовали: Е.И. Гужвенко, обосновавшая необходимость использования многофункционального стрелкового комплекса для обучения военнослужащих стрельбе из стрелкового оружия [6]; И.В. Ураков, разработавший методы совершенствования огневой подготовки курсантов ВООВО в педагогическом аспекте; В.Н. Витольник, рассмотревший огневую подготовку курсантов ВООВО на основе современных технических средств обучения [5]; Н.К. Кадуцков, внедривший психологическое обеспечение тактико-огневой подготовки воинов; А.И. Агошков, рассмотревший педагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВООВО [1]. Вышеназванные авторы и многие другие специалисты-преподаватели огневой подготовки утверждают, что без умений и навыков в скоростной стрельбе нельзя говорить не только об эффективности военно-профессиональной подготовки

Педагогика

^ в целом, но и о результативности её отдельных педагогией ческих модулей. Обучение курсантов ВООВО имеет свои особенности, связанные со сложностью выполняемых задач с^ по обеспечению правопорядка в стране. Ситуация ослож-со няется тем, что будущему офицеру предстоит эффективно ^ функционировать в социуме, гражданском обществе, где ^ для поддержания конституционного порядка, к сожалению, У приходится применять силовые методы, штатное и табельное оружие. Эта сложность предопределила специфику ^ поставленных нами исследовательских задач. ^ Огневая подготовка является составной частью

л боевой подготовки курсантов военно-учебных заведений 5 Министерства обороны России и военнослужащих [8]. Для 8 повышения эффективности учебно-воспитательного про-Л цесса, оптимизации боевой подготовки военнослужащих § важно знать особенности их профессиональной деятель-Еу ности с точки зрения конкретного несения повседневной о службы. Необходимо также иметь сведения о качественной ° структуре двигательных способностей, владения навыками ^ меткой стрельбы, знания приёмов рукопашного боя, которые ^ в максимальной степени будут способствовать обеспечению ^ постоянной готовности военнослужащих к боевой (учебно-н боевой) деятельности [4].

С Комплекс задач, решаемых современными специалиста-

^ ми, связан с разносторонней направленностью деятельности § офицерского и научно-педагогического состава при работе ^ с курсантами. Так, кроме узкоспециальных, утилитарных 8 знаний, от выпускника ВООВО требуется психологическая н устойчивость, готовность к саморазвитию своего професси-^ онального опыта и эмоционально-ценностное отношение к этому опыту, что, собственно, и объединено нами в такую ёмкую категорию, как компетентность офицера, способного понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области защиты интересов личности, общества и государства, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (ОК-5).

Технологические и педагогические основы подготовки курсантов к скоростной стрельбе являются доминирующим аспектом исследования, что обеспечит выполнение личным составом требований безопасности военной службы при проведении занятий, стрельб, учений, работ и других мероприятий повседневной деятельности (ВПК-54). Их внедрение будет способствовать повышению обороноспособности страны и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Всё это актуально ещё и потому, что социальные институты современного российского общества претерпевают как значительные изменения системного порядка, так и модернизацию отдельных структурных элементов в «мягком» варианте, что вполне оправдано на пути к правовому демократическому государству. Однако наблюдается и вторая, деструктивная, сторона такой социальной активности граждан. Возникают достаточно профессионально организованные преступные группировки, активизируются националистические элементы, криминальные структуры сливаются с государственными органами управления, образуя широкие коррупционные сети, и т.д. Всё это ставит перед войсками национальной гвардии РФ широкий спектр задач, направленных на поддержание правопорядка в стране и выработку новых форм и методов профилактики преступлений. Но в основе эффективной работы силовых ведомств лежат всё же «силовые» методы, основанные на боевой подготовке личного состава. Особенностью современного этапа является и то, что офицеров войск национальной гвардии РФ всё чаще привлекают для выполнения оперативно-служебных задач в горячих точках, где они работают в усиленном режиме, используя спецоборудование, всевозможные виды вооружения, спецсредства. Таким образом, хотя навыки скоростной стрельбы и являются востребованными для военного времени,

но для военнослужащих войск национальной гвардии РФ по указанным выше причинам актуальны постоянно.

Психолого-педагогический аспект огневой подготовки является для нас доминирующим, т.к. от будущего офицера войск национальной гвардии РФ требуется, во-первых, самосовершенствование своей профессиональной культуры во всех аспектах, во-вторых, умение поддерживать собственную боеготовность, в т.ч. в вопросах огневой подготовки. А это уже в чистом виде педагогическая задача, которую можно условно разделить на две части: 1) традиционно педагогический аспект, который «отвечает» за проектирование технологий обучения профессиональным компетенциям, в т.ч. и в вопросах скоростной стрельбы; 2) вопросы психолого-педагогического сопровождения огневой подготовки, разрешение которых создаст предпосылка для «взращивания» - в терминологии А.В. Мудрика - «специалиста Культуры», готового самостоятельно проектировать собственную траекторию профессионального развития, включающую совершенствование компетентности в огневой подготовке, которая устаревает каждые 5 лет в связи с появлением новых видов оружия. Такая двойственность наших исследовательских задач обусловлена тем, что существующие технологии боевой подготовки, освоенные большинством офицеров тактического звена, не позволяют гарантированно добиваться требуемой компетентности личного состава даже на допустимо низком (удовлетворительном) уровне, а также слаженности в боевых действиях воинских подразделений. Об этом объективном феномене неопределённости педагогической деятельности и её результатах писали учёные-педагоги Э.Н. Гусинский, В.В. Гузеев, А.Н. Дахин, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский [7]. Кроме того, всё чаще возникает потребность в специалистах, готовых самостоятельно осваивать принятую на вооружение технику, оснащённую современными информационными системами, основываясь на сетевом взаимодействии с партнёрами, коллегами по службе, производителями вооружения.

Перед выпускниками военных институтов войск национальной гвардии РФ ставится задача отражения агрессии - как внешней, возникающей со стороны других государств, так и внутренней, опирающейся на деструктивные, криминальные, маргинальные и пр. элементы, к сожалению, ещё встречающиеся в нашей стране. Видимо, само явление подрыва государственной целостности страны неискоренимо. Оно существовало всегда, но общество находило в себе силы противодействовать ему. Войска национальной гвардии РФ должны быть готовы к адекватной реакции по эффективному противостоянию антигосударственной активности подобного рода. Они обладают целым арсеналом средств, приёмов, технологий, направленных на поддержание правопорядка в стране. К ним относятся и силовое воздействие, и психолого-педагогическая работа, и социальная профилактика. Однако для войск национальной гвардии РФ основным, специальным, если так можно выразиться, адресным способом решения государственных задач является служебно-боевая деятельность. Именно поэтому в основу данного исследования мы положили анализ современного состояния боевой подготовки в образовательных организациях высшего образования России, чтобы соотнести его с одним из важных аспектов, связанным с навыками скоростной стрельбы, предопределяющими оптимальный характер боевой подготовки личного состава в целом.

Большинством авторов (А.Б. Шкуро, В.Н. Константинов, Н.Н. Тумаков, А.Н. Петров, А.В. Зюкин, О.В. Новосельцев, В.А. Щёголев, А.Э. Болотин [9]) готовность курсанта к боевой деятельности рассматривается как целостное, интегративное, личностное образование, проявляющееся в активном положительном отношении к служебному долгу, в наличии внутренней мотивационно-ценностной ориентированности на совершенствование профессиональной культуры, высокой степени социальной ответственности за-

Беляков А. А., Поминова О. Л. Формирование навыков скоростной стрельбы из стрелкового оружия.

обеспечение безопасности граждан, государства, общества; в наличии совокупности профессиональных компетенций для решения сложных задач в любых, в т.ч. экстремальных условиях, с риском для личной безопасности и обеспечением безопасности окружающих; в достижении служебно-боевых, практических результатов; в рефлексивном соотнесении личностно-профессиональных качеств с требованиями профессии офицера. Одним из таких качеств является устойчивый навык скоростной стрельбы, который рассматривается нами как системообразующий при формировании всего комплекса профессиональных компетенций будущих офицеров. Для этого есть две причины. Первая связана со своеобразной междисциплинарностью данного умения, пронизывающего практически все профессиональные навыки военнослужащего. Вторая относится к особенностям педагогической технологии, позволяющей отрабатывать устойчивый навык скоростной стрельбы. Основы проектирования педагогической технологии, формирующей устойчивые навыки скоростной стрельбы, достаточно универсальны и могут быть использованы в других образовательных областях военно-профессиональной подготовки, обеспечивающих эффективность всего образовательного процесса военного института. Такой подход известен в дидактике. В частности, он представлен в работах А.В. Барабанщикова, И.В. Био-чинского, В.В. Гузеева, В.П. Давыдова, А.Н. Дахина, И.А. Липского, В.В. Прокопенко, В.А. Торопова, Г.И. Шпака [3].

Однако для повышения психологической подготовленности слушателей и курсантов к экстремальным условиям деятельности некоторые учёные считают необходимым в процессе психологической подготовки доводить до совершенства наиболее важные для данной деятельности специализированные восприятия, такие как мышление, внимание, память, и быстроту реакций. Это является важнейшим условием эффективности деятельности. В обычных же условиях эти функции могут не проявляться. Зависимость психологической подготовленности слушателей и курсантов к экстремальным условиям деятельности от профессиональных знаний, навыков и умений отмечается многими авторами. На первый план в экстремальных условиях деятельности должны быть поставлены умения, представляющие собой структур-

ные сочетания знаний и навыков. Формирование умений и

неизбежно затрагивает сенсомоторную, интеллектуальную, о

мотивационную, моральную, эмоционально-волевую и другие н

профессионально важные сферы личности, что соответству- "

ет всестороннему развитию и воспитанию тех личностных П

качеств, которые применяются в данном виде деятельности. К

Формирование профессиональных знаний, навыков и умений -

служит одним из эффективных средств психологической под- е

готовки. Для успешных действий в экстремальных условиях Й

и формирования твердых навыков выделяют этапы: анали- б

тико-синтетический, совершенствования, автоматизации, г

генерализации, устойчивости (надежности) (А.Д Лазуткин, К

1996, 2001; В.П. Никонов, И.И. Козловский, 1996; «Психология. О

Педагогика. Этика», 1999; Ростопшин П., 2001). у

Подводя итог, сделаем выводы. ^

Во-первых, военнослужащим необходимо обеспе- Й

чивать как собственную безопасность, так и безопасность с

граждан, что реально лишь при условии эффективного е

владения огнестрельным оружием. а

Во-вторых, успешность скоростной стрельбы зависит ^

как от узкоспециальных навыков военнослужащего, так и Д от его общепсихологической, культурной и педагогической

подготовки, способствующей совершенствованию профес- о

сиональных качеств. и

В-третьих, можно заключить, что учёные не имеют 3

единой точки зрения на процедуру формирования навыков "га-

скоростной стрельбы, поэтому необходимы теоретические (

усилия, направленные на обобщение опыта и выделение )

наиболее перспективных и результативных принципов 2

проектирования педагогической технологии, формирующей 7 навыки скоростной стрельбы.

В-четвёртых, важным моментом подготовки выпускников ВООВО является психологическая устойчивость. Для нашего исследования это не просто качество, имеющее узкую направленность на успешное выполнение упражнений. Это особая компетентность военнослужащего, способного к самосовершенствованию, развитию и адаптации к любым, даже экстремальным условиям.

Список литературы

1. Агошков, А. И. Педагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России : дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] // Сайт «Электронная библиотека "Веда"». - URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/103605.html (дата обращения: 12.06.2016).

2. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

3. Барабанщиков, А. В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы : учебное пособие / под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Издательство Военно-политической академии им. В.И. Ленина, 1980. - 280 с.

4. Буданов, А. В. Психопедагогика в правоохранительных органах [Электронный ресурс] // Сайт «Киберленинка». -URL: http://cyberleninka.rU/article/n/pedagogika-professionalnoy-bezopasnosti-sotrudnikov-ovd (дата обращения 20.07.2016).

5. Витольник, В. Н. Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных технических средств обучения : дис... канд. пед. наук [Электронный ресурс] // Сайт «Научная библиотека диссертаций и авторефератов». - URL: http://www.dissercat.com/content/ognevaya-podgotovka-kursantov-vuzov-mvd-rossii-na-osnove-sovremennykh-tekhnicheskikhs redstv#ixzz0CwYxCjsV (дата обращения 12.06.2016).

6. Гужвенко, Е. И. Педагогические основы профессионально ориентированного обучения информатике в военном вузе // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика» [Электронный ресурс]. - URL: http://pedagogika. snauka.ru (дата обращения 01.06.2016).

7. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном Сообществе [Электронный ресурс] // Сетевой электронный эурнал «Вопросы интернет-образования». - URL: http:// vio.uchim.info/Vio_21/cd_site/articles/art_1_6.htm (дата обращения 19.07.2016).

8. Ермишян, А. Г., Мокрый, Ю. В., Сивак, А. Н., Цветинский, О. В. Теоретический компонент современных информационных систем и технологий. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2013. - 512 с.

9. Тумаков, Н. Н. О необходимости внедрения специальной скоростной стрельбы из стрелкового оружия в практику обучения военнослужащих [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика». - URL: http://pedagogika.snauka.ru (дата обращения 21.07.2016).

© Беляков А. А., Поминова О. Л., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.