ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МВД РОССИИ К СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА
Ю.В. Николаева,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: ulmit@yandex.ru
Аннотация. Формирование навыков стрельбы из боевого оружия у сотрудников ОВД происходит в процессе обучения в учебном заведении. Существующая в образовательных учреждениях методика огневой подготовки не учитывает состояние высокого психологического напряжения курсантов при выполнении ими упражнений скоростной стрельбы. Использование кратковременной интенсивной физической нагрузки в процессе огневой подготовки курсантов способствует снижению их психологического напряжения на огневом рубеже, а также формированию готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к выполнению стрельбы из пистолета.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, психологическая готовность, психологическое напряжение, физическая нагрузка, скоростная стрельба, методика обучения
THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY PISTOL SHOOTING
Yu.V. Nikolaeva,
candidate of pedagogical sciences, senior teacher of chair ofpsychology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The skills of shooting assault weapons at ATS employees are in the process of learning inschool. The existing educational facilities in fire training method does not account for the highstate of psychological tension of students in the performance of rapid-fire exercises. The use ofshort-term intensive exercise in the fire training students helps to reduce their psychological stress on the firing line, as well as the formation of readiness for future law enforcement officersto carry out firing a gun.
Keywords: extreme situations, psychological readiness, psychological stress, physical activity, high-speed shooting, technique training
Экстремальные и напряженные ситуации, с ко- оказывая тем самым сильное воздействие на психи-
торыми нередко приходится сталкиваться сотрудни- ку сотрудников. Проведенный анализ практических
кам органов внутренних дел, требуют исполнения действий сотрудников в экстремальных ситуациях
действий в условиях жесткого дефицита времени, свидетельствует о том, что только около 12-15% из
числа личного состава сотрудников правоохранительных органов сохраняют способность разумно действовать в экстремальных ситуациях, 75% — утрачивают ее временно, 10-12% — на длительное время1. Поэтому важной характеристикой личности является способность к результативной деятельности в экстремальных ситуациях, которая во многом определяется уровнем психологической готовности.
Одним из видов экстремальных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел, является ситуация применения огнестрельного оружия. Анализ статистических данных случаев неправомерного и неумелого применения и использования табельного огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел позволяет выделить отсутствие прочных навыков меткой стрельбы, в том числе по движущейся цели, в ограниченное время, после физической нагрузки, в условиях недостаточной видимости, стрельбы с двух рук, а также недостаточный уровень психологической подготовки.
Формирование навыков стрельбы из боевого оружия у сотрудников органов внутренних дел происходит в процессе обучения в учебном заведении, и их результативность оказывает существенное влияние на дальнейшее осуществление служебной деятельности. От того, насколько методически грамотно построено обучение стрельбе из табельного пистолета, в значительной мере, будет зависеть правильность и эффективность применения оружия в условиях непосредственного контакта с преступником.
Анализ литературных источников позволил констатировать, что современное состояние профессиональной готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям в экстремальных ситуациях находится на недостаточном уровне. Большинство курсантов не могут применять на практике полученные в процессе обучения умения и навыки. Образовательный процесс по огневой подготовке в Вузах МВД России характеризуется выраженной тренировочной направленностью, которая позволяет обеспечить лишь профессионально-практическую готовность курсантов к овладению оружием при наличии слабых знаний и умений в области готовности применения оружия в экстремальных ситуациях.
В ситуациях применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД, в большинстве случаев, используется стрельба из пистолета в ограниченное время (88,7%случаев). В связи с этим, вопрос повышения эффективности обучения скоростной стрельбе из пистолета является актуальным и требует разработки и внедрения новых методик обучения в процесс огневой подготовки курсантов образова-
тельных учреждений МВД России.
Существующая методика огневой подготовки, по мнению многих исследователей, не учитывает существенные моменты в обучении курсантов элементам скоростной стрельбы. В частности, не учитывается состояние высокого психологического напряжения на огневом рубеже, в котором курсанты выполняют упражнения скоростной стрельбы. По результатам проведенного анкетного опроса курсантов второго курса Московского университета МВД России можно отметить, что перед выполнением упражнений на огневом рубеже испытывают волнение 98% обследуемых. Так, оценивая свое состояние на огневом рубеже, 69% курсантов испытывают эмоциональное возбуждение, 16% — состояние тревоги, 10% чувствуют неуверенность в своих силах, 7% — чувство страха, 3% — боязнь ответственности, 17% — опасаются неудачного результата.
По оценкам респондентов, при контакте с огнестрельным оружием, у них наблюдаются следующие психофизиологические явления:
— тремор (дрожание) рук ощущают 35% от общего числа курсантов,
— учащение сердцебиения — 56%,
— учащение дыхания — 7%,
— потливость рук — 65%,
— нарушение координации движения — 4%,
— заторможенность реакций — 5% .
Большинству курсантов указанные психологические и психофизические явления приносят состояние дискомфорта, 98% обучаемых хотели бы снизить их воздействие.
Нервно-психическое напряжение может иметь различную степень, но в любом случае отрицательно влияет на технику стрельбы, мешая будущим сотрудникам ОВД более эффективно и быстро получить желаемые навыки обращения с огнестрельным оружием. В связи с этим актуальной задачей является разработка методики для снижения психологического напряжения на огневом рубеже курсантов образовательных учреждений МВД России, затрудняющего формирование навыков ведения скоростной стрельбы из боевого оружия.
Проведённый анализ доступных литературных и документальных источников в области теории и методики боевой подготовки сотрудников органов МВД России показал, что вопросы использования физических нагрузок в процессе служебно-боевой подготовки неоднократно затрагивались учеными (Ю.Ф.Подлипняк, А.А. Хвастунов, С.Г. Горбенков, А.И. Золотницкий, А.И. Щипин, А.И. Ушаков, А.С. Калинников и др.) Тот факт, что физические упражнения способствуют повышению результативности
деятельности и снижению психологического напряжения, также отмечают многие исследователи: В.К. Гаврилюк (1976), Нгуен Зуй Фат (1979), Е.Р. Иванов (1984), И.А. Криволапчук (1995), В.А. Климов (1998), В.И. Кравченко (2002) и др.).
Нгуен Зуй Фат2 в своем исследовании показывает необходимость применения разминки в стрелковом спорте. Автор отмечает, что наибольшей эффективностью в стрелковом спорте является тот вариант разминки, который включает в себя комплекс физических, психотонизирующих и специальных стрелковых упражнений.
С.В. Голомазов, В.М. Зациорский3 исследуя точность двигательных действий баскетболистов, утверждают, что физическая нагрузка в виде разминки перед игрой положительно отражается на показателях точности бросков, следующих после нее.
Е.Р. Иванов4, рассматривая влияние эмоционального стресса на стрельбу у пятиборцев и стрелков, указывает на изменение ряда компонентов психофизиологического состояния спортсменов, определяющих снижение результативности выполнения упражнений. Автор отмечает, что после кратковременной физической нагрузки последствия воздействия эмоциогенных факторов снижаются.
Под влиянием физических упражнений происходит оптимизация функционального состояния организма и нейтрализация сдвигов, вызванных нервно-психическим напряжением. Занятия с использованием физической нагрузки оказывает огромное влияние на формирование важнейших психических качеств. Возможность с помощью специальной психологической гимнастики расширить объем внимания и оптимизировать моторную деятельность была доказана в ряде экспериментов, проводившихся под руководством К.К. Платонова4. Специальная физическая подготовка улучшает оперативное мышление, является эффективным средством повышения устойчивости памяти. Кроме того, систематическая физическая тренировка может существенно увеличить сопротивляемость организма к стресс-факторам и тем самым способствовать формированию психологической устойчивости.
Результаты проведенных экспериментальных исследований позволили разработать и экспериментально обосновать методику, основанную на использовании физической нагрузки в процессе огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России. Согласно разработанной методике, включение в учебный процесс по огневой подготовке кратковременной малоинтенсивной физической нагрузки способствует снижению у
курсантов психологического напряжения при выполнении упражнений на огневом рубеже, более быстрому закреплению навыка стрельбы, а также формированию психологической готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях.
1 Пацакула И.В. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук: Рязань, 2001.
2 Нгуен Зуй Фат. Исследование эффективности разминки в стрелковом спорте: Дис. канд. наук. М., 1979.
3 Голомазов С.В., Зациорский В.М. Точность двигательных действий: учебное пособие для студентов физической культуры. — М., 1979.
4 Иванов Е.Р. Физиологические механизмы развития эмоционального стресса и его влияние на стрельбу у пятиборцев и стрелков: Автореф. дис. канд. биол. наук. — Тарту, 1984. Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для летчиков. / Под ред. А.Н.Леонтьева. — М.: Воениздат, 1948.
Литература
1. Голомазов С.В., Зациорский В.М. Точность двигательных действий: учебное пособие для студентов физической культуры. — М., 1979.
2. Иванов Е.Р. Физиологические механизмы развития эмоционального стресса и его влияние на стрельбу у пятиборцев и стрелков: Автореф. дис. канд. биол. наук. — Тарту, 1984.
3. Нгуен Зуй Фат. Исследование эффективности разминки в стрелковом спорте: Дис. канд. наук. М., 1979.
4. Пацакула И.В. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук: Рязань, 2001.
5. Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для летчиков. / Под ред. А.Н.Леонтьева. — М.: Воениздат, 1948.
6. Золотницкий И.А. Психофизические качества, необходимые для успешного обучения стрельбе. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса по боевой подготовке со слушателями учебных заведений МВД России: Тез.межвуз.науч.-практ.конф. — Орел: ОрЮИ МВД РФ, 1998.
7. Щипин А.И. Методика поэтапной огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Дис. канд. пед. наук. — М.: МЮИ МВД России, 1999.