Научная статья на тему 'Психологические аспекты при выполнении упражнений учебных стрельб'

Психологические аспекты при выполнении упражнений учебных стрельб Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1082
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / сотрудник уголовно-исполнительной системы / психологические аспекты стрельбы / психофизические явления / упражнения учебных стрельб / fire training / penitentiary officer / psy- chological aspects of shooting / psychophysical phe- nomena / exercise practice shooting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Сергей Владимирович Беляков

В статье обозначена актуальность проведения исследований психологических аспектов при выполнении упражнений учебных стрельб. При анализе анкет обучающихся были выявлены проблемы в сфере психологической подготовки курсантов к стрельбе. Даны рекомендации по совершенствованию проведения практических занятий по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Сергей Владимирович Беляков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Aspects of the Implementation of Training Exercises Shooting

The article indicates the relevance of the research of psychological aspects when performing exercises in shooting. When analyzing the students’ questionnaires, problems were identified in the field of psychological training of cadets for shooting. Recommendations for improving the practical training in fire training are given.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты при выполнении упражнений учебных стрельб»

УДК 799.311.21 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10120

Психологические аспекты при выполнении упражнений

учебных стрельб

Psychological Aspects of the Implementation of Training Exercises Shooting

Юлия Александровна МЕФОДЬЕВА,

преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России

Сергей Владимирович БЕЛЯКОВ,

преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России

E-mail: yuliamefodeva@yandex.ru

Аннотация. В статье обозначена актуальность проведения исследований психологических аспектов при выполнении упражнений учебных стрельб. При анализе анкет обучающихся были выявлены проблемы в сфере психологической подготовки курсантов к стрельбе. Даны рекомендации по совершенствованию проведения практических занятий по огневой подготовке.

Ключевые слова: огневая подготовка, сотрудник уголовно-исполнительной системы, психологические аспекты стрельбы, психофизические явления, упражнения учебных стрельб

Abstract. The article indicates the relevance of the research of psychological aspects when performing exercises in shooting. When analyzing the students' questionnaires, problems were identified in the field of psychological training of cadets for shooting. Recommendations for improving the practical training in fire training are given.

Key words: fire training, penitentiary officer, psychological aspects of shooting, psychophysical phenomena, exercise practice shooting

При анализе основных показателей деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) за январь-декабрь 2016 и 2017 гг. нами выявлен рост случаев применения насилия со стороны осужденных по отношению к сотрудникам УИС в процессе осуществления последними своих служебных обязанностей (2016 г. — 164 случая; 2017 г. — 174) [8]. Это свидетельствует о наличии у сотрудника УИС стрессовых ситуаций, в ходе которых возникает возможность получения физического вреда, вплоть до летального исхода. Вероятность возникновения подобных ситуаций влечет за собой необходимость наличия у сотрудников УИС навыков владения физической силой, огнестрельным оружием и спецсредствами.

«Огневая подготовка» — один из основных элементов курса боевой и тактико-специальной подготовки, преподаваемого в высших учебных заведениях ФСИН России [4]. Данная дисциплина включает обучение приемам, связанным с применением огнестрельного оружия. Процесс изучения «Огневой подготовки» направлен на формирование у обучающихся таких навыков, как уверенное владение огнестрельным оружием, меткая стрельба по неподвижным, появляющимся и движущимся целям (мишеням) из различных положений и правомерное и эффективное применение оружия при решении задач оперативно-служебного характера [6]. В ходе проведения всех видов занятий, в частности учебных стрельб, прежде всего необходимо уделять

внимание морально-психологической подготовке обучающегося. Так, актуальной проблемой является психологическое состояние обучающегося перед выполнением упражнений учебных стрельб.

Нами был проведен опрос среди обучающихся с целью изучения психологического состояния курсанта перед стрельбой из 9 мм пистолета Макарова. Так, выборочная совокупность характеризуется наличием 200 человек, а именно курсантами 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го курсов, соотношение полов приближено к равному. Анкета обучающегося включала в себя вопросы, связанные с качественной и количественной оценкой выполнения курсантами упражнений учебных стрельб № 1 и № 5, психологическими и физиологическими явлениями у курсантов при нахождении на огневом рубеже. Стоит отметить, что психологические и физические явления, указанные в вопросах № 4 и № 5, в совокупности формируют отрицательное воздействие, крайне негативно влияющее на технику стрельбы курсанта. Данные явления, как утверждают В. Жуковский, С. Ковалев и И. Петров, затормаживают проявление у курсантов еще не окончательно сформировавшихся двигательных навыков [1]. Это приводит к следующим изменениям в технике стрельбы: значительно увеличивается время прицеливания; изменяется характер воздействия на спусковой крючок (задержка или рывок); нарушаются временные характеристики стрельбы (темп стрельбы и ее ритм) [9].

Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты. Во-первых, преобладающее число курсантов (79%) перед производством выстрела испытывают эмоциональное волнение. Оставшиеся опрошенные (21%) представлены следующим образом: десять девушек, часть из которых входит в группу спортивного совершенствования, и 32 курсанта мужского пола, у которых выбиваемое количество очков варьируется от 25 до 30. В то же время 54% опрошенных курсантов не испытывают сложностей во время выполнения практических стрельб, выполняют упражнения учебных стрельб № 5 и № 1 на положительные оценки, хотя, исходя из данных, в преобладающем большинстве испытывают чувство волнения. Последнее в физическом плане может проявляться в виде учащенного дыхания и учащенного сердцебиения.

Следовательно, число лиц, испытывающих эмоциональное волнение, значительно. Решение проблемы в данной ситуации видится в обучении курсантов дыхательным упражнениям, что

обусловливается прямой связью дыхания с состоянием и работой нервной системы. Так, определив для себя необходимое положение для стрельбы, после его принятия стрелок в момент прицеливания должен дышать свободно и равномерно, затаив дыхание на естественном выдохе лишь при нажатии на спусковой крючок, т.е. непосредственно перед самим выстрелом. При этом задержка дыхания не должна быть более 5—7 секунд, что вполне достаточно для производства выстрела. Также необходимо учитывать, что при стрельбе после физических нагрузок дыхание нужно задерживать на вдохе.

Во-вторых, при нахождении на огневом рубеже часть курсантов испытывают чувство страха, которое представляет собой негативно окрашенный эмоциональный отклик стрелка на ожидаемый звук выстрела и отдачу оружия. В физическом плане он представляет собой резкое сокращение мышечных групп, которые участвуют в удержании оружия. Результат данного процесса — явное отклонение полета пули, вследствие этого выставляется неудовлетворительная оценка за стрельбу [5]. Данную проблему можно решить с помощью отработки прицеливания и спуска курка с боевого взвода, а также самостоятельного создания индивидуального алгоритма при производстве выстрела, в состав которого входят наведение оружия на цель, хват оружия, последствия отклонения мушки и резкого воздействия на спусковой крючок.

В-третьих, у части опрошенных курсантов отмечается наличие физиологического тремора рук (колебаний), инициируемого стрессовой ситуацией. Как утверждают ряд исследователей, включая В.М. Жукова, при возникновении мышечного тремора важным элементом работы стреляющего является волевое расслабление тех участков тела, где возникло излишнее напряжение [3]. Однако в большинстве своем курсанты не могут самостоятельно снять напряжение. По нашим наблюдениям, снижению психологического напряжения способствуют физические нагрузки. Так, с курсантами, у которых был замечен тремор рук, была проведена легкая разминка, включающая отжимания, выпрыгивания, приседания и т.д. Как итог, данные курсанты улучшили свои результаты за счет уменьшения колебаний рук. Важно, чтобы разминка отвечала таким критериям, как кратковременность и малоинтенсивность, так как следует только разогреть мышцы, а не давать им сильную нагрузку.

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

227

Впоследствии, после проведения учебных стрельб, у данных курсантов обнаружено улучшение результатов (три попадания). Это подтверждает теорию Ю.Ф. Подлипняка и А.И. Шипи-на, что физические упражнения способствуют повышению результативности в стрельбе, в частности, благодаря отжиманиям у курсанта отсутствовал тремор рук [7].

В-четвертых, ряд опрошенных отметили, что во время изготовки к стрельбе и вплоть до непосредственного осуществления выстрела ощущают раскоординацию движений и ухудшение зрительного восприятия, которое обусловлено неуверенностью в своих силах. Для решения проблемы мы предлагаем курсантам применять словесные формы самовнушения. Самовнушение, или самоприказ, — это волевой метод снятия эмоционального напряжения [10]. Так, В.В. Григорьев соглашается с мнением В.М. Бехтерева, который утверждает, что «для каждого конкретного случая должна быть выработана определенная формула самовнушения, наиболее точно отражающая содержание задачи, решаемой с ее помощью» [2]. Словесная форма самовнушения формулируется в утвердительной форме от первого лица, в настоящем времени, например, «Я выхожу на рубеж открытия огня твердо и уверенно», «В момент осуществления выстрела я сосредоточен на удержании мушки в районе прицеливания», и др. Самовнушение представляет собой воздействие стрелка на собственное сознание с помощью мотивационных установок.

Таким образом, психологическое состояние курсанта оказывает сильное влияние на результативность выполнения упражнений учебных стрельб. В частности, нами были отмечены следующие проблемы: наличие у большинства курсантов таких психофизических явлений, как учащенное сердцебиение и дыхание, физиологический тремор рук, раскоординация движений, ухудшение зрительного восприятия, эмоциональное волнение и наличие чувства страха. Для решения указанных проблем мы рекомендуем внедрить в образовательный процесс:

■ проведение разминки в ходе учебного занятия;

■ разработку у курсанта индивидуального алгоритма действий при выполнении упражнений учебных стрельб;

■ обучение курсантов применять дыхательные упражнения и словесные формы самовнушения.

Список литературы

1. Бабич Н.В. К вопросу о психологической подготовке курсантов к выполнению практических стрельб из боевого оружия // Тамбовская научная психологическая школа: итоги 20-летия ТГУ имени Г.Р. Державина: Материалы VII Междунар. семинара молодых ученых и аспирантов. Тамбов, 2015. С. 104—109.

2. Григорьев В.В. Психологические аспекты подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ к стрельбе из боевого оружия // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы 20-й всерос. науч.-метод. конф. 2015. С. 190—195.

3. Жуков В.М., Устинова О.В., Кочуров А.Г., Завирюха А.М. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы 20-й всерос. науч.-метод. конф. 2015. С. 198—202.

4. Косовский В.Б., Мартынюк С.Н. Особенности формирования психологической устойчивости и готовности в процессе огневой подготовки // Альманах современной науки и образования. 2015. № 3 (93). С. 52—56.

5. Кудрявцев РАТимошенко Л.И., Тарасов ВА Особенности психологического воспитания начинающих стрелков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 330—338.

6. Мищук А.М. Огневая подготовка для сотрудников УИС. Курс лекций. Рязань: Академия ФСИН России, 2011.

7. Николаева Ю.В. Проблема психологической готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к стрельбе из пистолета // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 210—211.

8. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы: информационно-аналитический сборник. Январь-декабрь 2017 г. Тверь, 2018.

9. Топоров ВА., Колдунов СА. Служебное оружие: устройство, применение, обучение. СПб., 2001.

10. Фишер И.В. Влияние стрельбы из табельного оружия на психоэмоциональное состояние слушателей профессиональной (первоначальной) подготовки // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 1 (2). С. 166—168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.