го рода проблем, углубить и расширить знания, сформировать интерес познавательной деятельности и овладеть приемами процесса познания - всему этому содействует организованная самостоятельная работа учащихся. Обучив школьников данному виду работы, можно преодолеть несоответствие учебного и реального использования иностранного языка, т. е. повысить качество овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Таким образом, в условиях отведенного учебным планом ограниченного количества часов на изучение иностранных языков возможность повышения эффективности образовательного процесса в кадетских классах осуществима только при оптимизации самостоятельной работы учащихся.
Что касается методической стороны вопроса, то он также подлежит тщательному изучению и развитию. Следует наиболее тщательно рассмотреть следующие методические условия, применимые к вопросу организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам учащихся кадетских классов: обеспечение учащихся необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в творческий процесс; корректирование содержания учебного материала, позволяющего учащимся кадетских классов самостоятельно приобретать новые знания; применение методов обучения, активизирующих деятельность школьников; осуществление рационального отбора методических приемов предъявления учебной информации обучаемым; выстраивание системности знаний; аутентичность материала; заинтересованность кадет.
Учащиеся кадетских классов с энтузиазмом занимаются военно-патриотической направленностью образовательного процесса, но многие из них не осознают всю значимость и необходимость изучения иностранных языков. Результат может быть достигнут путем подбора или составления комплекса профессионально-ориентированных заданий. Создание пособия военно-направленного содержания по иностранному языку (английский) для самостоятельной работы учащихся кадетских
Библиографический список
классов является крайне важным. Если в урочное время кадеты работают по учебно-методическому комплексу для общеобразовательных классов, а на самоподготовке во второй половине дня по вышеуказанному пособию, то достигается цель урока в 3 его важных аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем. Для познавательного аспекта характерно научить самостоятельно добывать знания, овладеть ими, формировать навыки и умения, применять имеющиеся знания в практической деятельности. И, конечно же, урок в разных своих формах обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся кадетских классов. Это и проявление гуманных отношений во взаимодействии с окружающими, и формирование отношения к самому себе, обществу и коллективу в целом, труду, Родине, другим странам.
Для реализации вышеизложенных требований необходимо следующее: увеличение количества часов на предмет «иностранный язык», применение первого федерального государственного образовательного стандарта для 5-9 классов по изучению второго иностранного языка, разработка и систематизация методических условий организации самостоятельной работы учащихся кадетских классов при обучении иностранному языку, обеспечение участников учебного процесса учебно-методической литературой для данного вида работы с учётом соединения военной тематики с предметно-логическим содержанием. Организуя работу кадет с учётом перечисленных особенностей, можно повысить мотивацию к изучению предмета, уровень знаний по иностранным языкам и наиболее эффективно формировать умения и навыки, которые соответствуют современному образовательному стандарту.
Таким образом, результативность осуществления самостоятельной работы учащимися кадетских классов при изучении иностранных языков повысится в виду соблюдения методических требований и профессиональной направленности содержания учебного материала, как фактора мотивации познавательной деятельности.
1. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Москва, 2007.
2. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. ФЗ № 273 от 29.12.2012
3. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. Санкт-Петербург, 1998.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону, 2010.
References
1. Bim I.L. Profil'noe obuchenie inostrannym yazykam na starshej stupeni obscheobrazovatel'noj shkoly. Moskva, 2007.
2. Obuchenie po dopolnitel'nym obscherazvivayuschim obrazovatel'nym programmam, imeyuschim cel'yu podgotovku nesovershennoletnih obuchayuschihsya k voennoj ili inoj gosudarstvennoj sluzhbe, v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah, professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah. FZ № 273 ot 29.12.2012
3. Krylov V.M. Kadetskie korpusa i rossijskie kadety. Sankt-Peterburg, 1998.
4. Passov E.I. Urok inostrannogo yazyka. Rostov-na-Donu, 2010.
Статья поступила в редакцию 29.02.16
УДК 37.013: 355.2
Rasskazov Ph.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Padurin D.F., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL FEATURES OF FIREARMS TRAINING AT BOUNDARY PROTECTION. The article presents results of an analysis of a military-pedagogical process of the firearms training in the boundary protection activities. The authors singles out pedagogical specific features of this process. Firearms training is one of the key courses of military men's training. It is also implemented in the scope of professional training of border guards. A great number of reforms in the military field reflect the activity of borders protecting bodies and serve as the argument to the objective study of the practice of pedagogical process of professional training of border guards' organization. Pedagogical analysis of the shooting training process reveals applied methods, forms, principles of firearms training and contradictions which require to be solved.
Key words: firearms training, firing skills, formation of shooting skills, shooting training.
Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут,
E-mail: [email protected]
Д.Ф. Падурин, аспирант, БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут,
E-mail:[email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОГРАНИЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье изложены результаты анализа военно-педагогического процесса огневой подготовки в подразделениях, осуществляющих пограничную деятельность, раскрыты его педагогические особенности. Огневая подготовка является одним из ключевых направлений подготовки военных кадров и в пограничных органах осуществляется в рамках профессиональной учебы пограничников. Реформы и преобразования в военной сфере, отразились на деятельности пограничных органов и послужили основанием для предметного изучения практики организации педагогического процесса профессиональной подготовки пограничников. Педагогический анализ процесса обучения стрельбе раскрыл применяемые методы, формы и принципы огневой подготовки и вместе с тем, выявил присущие данному процессу противоречия, требующие своего разрешения.
Ключевые слова: огневая подготовка, огневая выучка, формирование навыков стрельбы, обучение стрельбе.
Подразделения, осуществляющие пограничную деятельность на государственной границе, исторически являются подразделениями постоянной боевой готовности, что в свою очередь требует от пограничников высокого уровня воинского мастерства в различных видах служебной деятельности, а их подготовка отличается формированием специальных навыков, необходимых для успешного выполнения служебных задач по охране государственной границы. Одним из ключевых направлений в профессиональной подготовке пограничников является огневая подготовка.
Раскрывая сущность, содержание и педагогические особенности огневой подготовки военнослужащих пограничных органов, хотелось бы отметить, что совершенствование данного военно-педагогического процесса нередко отстаёт от реформ и преобразований в военной сфере, что неизбежно приводит к противоречиям между требуемым уровнем профессионализма военнослужащих и его реальным состоянием.
В соответствии с положениями о методах организации научно-исследовательских работ, осуществлен анализ существующих нормативно-правовых актов [1; 2] и ведомственной литературы [3], определяющих задачи пограничных органов и требования к уровню огневой выучки сотрудников. Кроме того, проведён анализ организации, содержания и структуры процесса обучения, действующих пограничников, порядка освоения ими знаний об оружии, правил его применения в служебной деятельности, используемых методик формирования умений и навыков при обращении с ним. Такая методологическая последовательность исследования [4] позволила разобраться в проблеме, выявить существующие противоречия и педагогические особенности огневой подготовки пограничников.
Педагогический анализ специальной литературы и проведенных исследований в данной области [5; 6; 7; 8; 9], свидетельствует о том, что огневая подготовка сотрудников подразделений пограничных органов - это целенаправленный и систематический военно-педагогический процесс, осуществляемый в рамках профессиональной учёбы военнослужащих, организуемый и проводимый в соответствии с требованиями законодательной и ведомственной нормативно-правовой базы, наставлениями и руководствами по стрелковому делу, в целях освоения знаний, формирования умений и навыков применения оружия как индивидуально, так и в составе подразделения в условиях выполнения оперативно-служебных задач по охране государственной границы. При этом, под огневой выучкой (синонимы: огневой подготовкой, огневой подготовленностью) сотрудников пограничных органов, как профессиональным качеством военнослужащего, целесообразно понимать его способность правомерно использовать совокупность знаний, навыков и умений, позволяющих результативно применять штатное оружие в служебной деятельности.
Изучение и анализ методической литературы, применяемой в огневой подготовке военнослужащих, [10] свидетельствует, что её методами являются определённые способы или пути решения конкретной задачи по эффективному усвоению теоретических знаний об оружии, формировании на их основе способностей применения его в служебной деятельности. Исходя из этого, в качестве базовой основы методико-логического построения процесса огневой подготовки в настоящее время принимается традиционная последовательность обучения: вначале усвоение знаний о материальной части конкретного образца оружия и правил его эксплуатации, далее формирование умений и навыков в приёмах и правилах стрельбы, затем их практическое применение и закрепление на практике, в ходе выполнения упражнений стрельб (подготовительных, начальных, учебных), в последующем, поддержание и развитие способностей в применении ору-
жия осуществляется при проведении плановых занятий, тренировок и стрельб в подразделении.
Современные требования к огневой подготовке, как к процессу обучения, основаны на фундаментальных педагогических принципах и практической применимости получаемых знаний, навыков и умений. Среди них: научность, плановость, законность, максимальное приближение процесса обучения к реальным и прогнозируемым условиям служебной деятельности, а так же к действиям в ситуациях, сопряженных с риском для пограничного наряда и окружающих лиц.
Несмотря на достаточно структурированную систему обеспечения процесса огневой подготовки, анализом служебной и практической деятельности сотрудников пограничных органов установлено, что её состояние не всегда соответствует требуемому уровню, особенно в сформированных подразделениях на новых рубежах постсоветского пространства. К тому же современные общевоенные тенденции, обусловленные отождествлением понятий «военнослужащий по контракту» и «высокий уровень профессионализма», не всегда применимы к сотрудникам пограничных органов. Связано это с тем, что призываемые для прохождения службы по контракту граждане, формально, соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям [11], но их последующая подготовка, уже в качестве военнослужащих, зачастую не приводит к ожидаемым результатам.
Так, исследованием установлено, что огневая подготовка в подразделениях пограничных органов, в отличие от воинских частей министерства обороны, не является превалирующим видом деятельности, а организуется и проводится на фоне повседневного выполнения задач по охране государственной границы (в перерывах между ежедневным несением службы в пограничных нарядах в пунктах пропуска и на участках государственной границы).
Существующая нормативно-правовая база [12] позволяет призывать на военную службу по контракту в пограничные органы граждан России (в том числе женского пола) в возрасте от 18 до 40 лет. В связи с этим, часть сотрудников пограничных органов составляют граждане, проходившие ранее военную службу по призыву в различных родах войск вооруженных сил России, либо не имеющих опыта службы совсем (в случае комплектования подразделений пограничного контроля военнослужащими-женщинами). Для такой категории военнослужащих специфика службы в пограничных органах, используемое в служебной деятельности оружие, порядок и правовые особенности его применения являются новыми и неизученными, что требует дополнительного времени на подготовку и обучение, адаптацию к новым условиям служебной деятельности. В свою очередь, недельная служебная нагрузка на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в отличие от распределения служебного времени для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» [13] не должна превышать 40 часов. Исходя из этого, профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в условиях дефицита служебного времени. К тому же, на учебных занятиях, по объективным причинам (служба в наряде, выполнение административно-хозяйственных задач, командировки, отпуска, болезни), присутствует не весь личный состав подразделения. Нередко решение первостепенных служебных, административных и жилищно-бытовых задач в подразделении, осуществляться за счет времени, выделяемого регламентом на проведение стрелковых и огневых тренировок, усугубляется это обстоятельство в условиях низкой укомплектованности подразделений личным составом, особенно в удаленных регионах страны.
Совершенно очевидно, что в таких условиях подготовки, когда долгое время нет тесной связи с практикой применения и использования оружия, происходит снижение уровня огневой выучки военнослужащих и деавтоматизация навыков стрельбы. Это выражается в потери уверенности и качестве выполнения подготовительных, сопровождающих и завершающих действий и приёмов с оружием по подготовке его к стрельбе (переводу из походного положения в боевое, заряжание, принятие положения для стрельбы и др.), непосредственному применению (прицеливание, удержание, производство выстрела) и прекращению стрельбы (разряжение, осмотр и др.). Следствием чего, как показывает практика, является падение показателей при выполнении упражнений учебных стрельб (уменьшение количества пораженных мишеней, снижение кучности и точности стрельбы), а при использовании оружия в оперативно-служебных целях - снижение результативности в решении возникающих задач.
Очередная педагогическая особенность огневой подготовки пограничников вытекает из современного состояния профессиональной учёбы военнослужащих. Проведённое исследование позволяет отметить, что дифференциация обучения в подразделениях осуществляется исходя из должностного положения обучающихся, при этом состояние и индивидуальный уровень огневой подготовки сотрудников не учитывается. На сегодняшний день, субъектами обучения являются военнослужащие, имеющие различия по гендерному, возрастному и образовательному признакам, а также разнообразный исходный уровень индивидуальной огневой подготовленности. Это связано с различными факторами: срока службы военнослужащего в подразделении; объёма полученных ранее знаний, сформированных навыков и умений в период прохождения военной службы по призыву, либо в начальный период службы в пограничных органах; индивидуальных способностей к саморазвитию и самосовершенствованию; педагогической компетенции педагогов (руководителей занятий, стрельб) и других факторов. При этом, потоковая форма подготовки и ориентация «на среднего», была обусловлена отсутствием индивидуального подхода и оправдывала себя при обучении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, поскольку призывники были схожи по многим признакам (полу, возрасту, уровню образования). В настоящее же время такой консерватизм приводит только к снижению эффективности военно-педагогического процесса подготовки пограничников.
Проведённый анализ современных технологий обучения [14] и военно-методической литературы выявил широкий спектр теоретических и практических разработок, направленных как на формирование двигательных, так и стрелковых навыков. На практике, исходя из целей, задач и содержания обучения, уровня подготовленности различных категорий военнослужащих, командиры подразделений, являясь руководителями занятий (стрельб), при формировании навыков стрельбы опираются на собственный практический и методический опыт или опыт стрелков, добившихся более высоких результатов в стрельбе из штатного оружия. При этом основной литературой методического характера являются наставления и руководства по стрелковому делу [15]. Зачастую, недостаточный личный опыт в стрельбе или педагогический опыт обучения стрельбе, не позволяют в полной
Библиографический список
мере совершенствовать огневую выучку подчиненного личного состава подразделения. Такие командиры подразделений компенсируют свой методический пробел акцентом на четкое и строгое соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, недопущения гибели и травматизма, происшествий и преступлений при проведении учебных занятий, тренировок и стрельб. Поэтому, при проведении стрелковых тренировок занимаются только обучением порядка точного выполнения действий с оружием по командам, подаваемым руководителем стрельбы на огневом рубеже. При этом непосредственное формирование навыков стрельбы, вопросы обучения правильной изготовке, удержания (хвата) оружия, обучение элементам прицеливания и действиям по спуску курка с боевого взвода, обеспечивающие результативность и точность стрельбы, остаются второстепенными.
Таким образом, научный анализ состояния изучаемой проблемы позволяет утверждать, что педагогическими особенностями огневой подготовки сотрудников пограничных органов в настоящее время являются:
- качество и характеристика субъектного состава воинских коллективов, где военнослужащие имеют различия по гендерно-му, возрастному и образовательному признакам, разнообразный исходный уровень огневой выучки и мотивационный фон для индивидуального развития военно-профессиональных качеств, а педагогами являются командиры подразделений, не всегда обладающие достаточным практическим и методическим опытом в вопросах формирования стрелковых навыков;
- профессиональная специфика условий, в которых осуществляется подготовка военных кадров. Так, основным видом деятельности сотрудников пограничных органов является несение службы на постах пограничного контроля и в пограничных нарядах на участках государственной границы. Учебное время на профессиональную подготовку пограничников ограничено регламентом служебного времени. В некоторых подразделениях на рубежах страны, из-за специфики местности охраняемых участков отсутствует возможность размещения стрелковых тиров и войсковых стрельбищ, а наличие и состояние учебной, материально-технической базы, укомплектованность подразделений учебным оружием, дидактическими и техническими средствами обучения стрельбе не всегда является достаточным;
- консерватизм в применении традиционных методик подготовки, дифференциации обучения без учета индивидуального уровня огневой выучки сотрудников, превалированием потоковых форм обучения (учебных занятий, стрелковых тренировок и стрельб с военнослужащими) с ориентацией «на среднего» сотрудника.
В заключение следует отметить, что существующий уровень огневой подготовки сотрудников пограничных органов позволяет выполнять поставленные служебные задачи по охране государственной границе, однако, следствия реформ и преобразований, затронувших пограничную сферу, требуют своевременных и адекватных мер по созданию необходимых условий, способствующих развитию военно-педагогического процесса формирования и совершенствования профессионализма действующих пограничников.
1. О Государственной границе Российской Федерации. Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. № 4703-1. Москва, 2015.
2. Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 80. Российская газета. 2010; 2 марта.
3. Учебник пограничника. Под общей редакцией В.М. Лабоева. Москва: Граница, 2013; Часть II.
4. Рассказов Ф.Д., Насырова Э.Ф., Бирюкова Н.С. Теория и методика организации научно-исследовательской работы: учебно-методическое пособие. Сургут: ИЦ СурГУ, 2011.
5. Огневая подготовка: учебник. Под редакцией В.Н. Миронченко. Москва: Военное издательство, 2009.
6. Торопов В.А. Огневая подготовка: учебник. Москва: Объединённая редакция МВД России, 2004.
7. Огневая подготовка: учебник. Под редакцией В.В. Забирана. Москва: Граница, 2012.
8. Огневая подготовка: учебник. Под общей редакцией Н.В. Румянцева. Москва: ЦОКР МВД России, 2009.
9. Ураков И.В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Педагогический аспект. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
10. Методика огневой подготовки: учебное пособие. В.С. Семенов, В.В. Забиран. Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2011.
11. Порядок поступления граждан на федеральную государственную службу в ФСБ России. Available at: http://www.fsb.ru/fsb/supple-ment/empoly/doc1.htm
12. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3. Москва, 2013.
13. О статусе Военнослужащих. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ. Москва, 2013.
14. Рассказов Ф.Д., Косенок С.М. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Сургут: ИЦ СурГУ, 2012.
15. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Министерство обороны СССР. Москва: Воениздат, 1985.
References
1. O Gosudarstvennojgranice RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 1 aprelya 1993 g. № 4703-1. Moskva, 2015.
2. Ob utverzhdenii Pravil primeneniya oruzhiya i boevoj tehniki pri ohrane gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii, isklyuchitel'noj 'ekono-micheskoj zony i kontinental'nogo shel'fa rossijskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 fevralya 2010 g. № 80. Rossijskaya gazeta. 2010; 2 marta.
3. Uchebnikpogranichnika. Pod obschej redakciej V.M. Laboeva. Moskva: Granica, 2013; Chast' II.
4. Rasskazov F.D., Nasyrova 'E.F., Biryukova N.S. Teoriya i metodika organizacii nauchno-issledovatel'skoj raboty: uchebno-metodicheskoe posobie. Surgut: IC SurGU, 2011.
5. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Pod redakciej V.N. Mironchenko. Moskva: Voennoe izdatel'stvo, 2009.
6. Toropov V.A. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Moskva: Ob'edinennaya redakciya MVD Rossii, 2004.
7. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Pod redakciej V.V. Zabirana. Moskva: Granica, 2012.
8. Ognevaya podgotovka: uchebnik. Pod obschej redakciej N.V. Rumyanceva. Moskva: COKR MVD Rossii, 2009.
9. Urakov I.V. Sovershenstvovanie ognevoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: Pedagogicheskij aspekt. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
10. Metodika ognevoj podgotovki: uchebnoe posobie. V.S. Semenov, V.V. Zabiran. Golicyno: GPI FSB Rossii, 2011.
11. Poryadok postupleniya grazhdan na federal'nuyu gosudarstvennuyu sluzhbu v FSB Rossii. Available at: http://www.fsb.ru/fsb/supplement/ empoly/doc1.htm
12. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe. Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 goda № 53-FZ. Moskva, 2013.
13. O statuse Voennosluzhaschih. Federal'nyj zakon ot 27 maya 1998 goda № 76-FZ. Moskva, 2013.
14. Rasskazov F.D., Kosenok S.M. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebno-metodicheskoe posobie. Surgut: IC SurGU, 2012.
15. Nastavlenie po strelkovomu delu. Osnovy strel'by iz strelkovogo oruzhiya. Ministerstvo oborony SSSR. Moskva: Voenizdat, 1985.
Статья поступила в редакцию 11.03.16
УДК 316.628-057.87:57:378.1: 81'246.2
Rasskazov Ph.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University, (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Kushnyr L.A., teacher, postgraduate, Surgut State University, (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
MOTIVATION OF BIOLOGY STUDENTS AS A TOOL OF BILINGUISM CREATION. The article deals with a problem of motivation of biology students as a tool of bilinguism creation. The article provides an analysis of researchers' views at such types of motivation as internal and external types. The research studies a transforming type of motivation, which is not thoroughly investigated. Special attention is paid to the relation of internal and external motivation in biology students at the course of foreign language training. The authors of the paper use scientific sources dedicated to the problem of forming motivation to suggest the motives to develop motivation during the course of a foreign language (Code 020400.62 "Биология") in biology students. The analysis of test results fulfilled by students is aimed at revealing the orientation of educational motivation to study foreign language.
Key words: motivation of students-biologists, relationship of internal and external motivation, transforming motivation, tool of bilinguism creation, motives.
Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут,
E-mail: [email protected]
Л.А. Кушнырь, преподаватель, аспирант, БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»,
г. Сургут, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВИЗМА
В данной статье рассматривается такая проблема мотивации студентов-биологов, как средства формирования билингвизма. В статье приведён анализ взглядов исследователей на такие виды мотивации, как внутренняя и внешняя, также упомянут малоизученный вид трансформирующей мотивации. Особое внимание уделяется взаимосвязи внутренней и внешней мотивации студентов-биологов в ходе обучения иностранному языку. На основе изучения научных источников, посвященных проблеме изучения мотивации, авторами предложены мотивы для формирования билингвизма студентов направления подготовки 020400.62 «Биология» в ходе обучения иностранному языку. В статье приводится анализ результатов тестирования студентов-биологов с целью выявления направленности учебной мотивации к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: мотивация студентов-биологов, взаимосвязь внутренней и внешней мотивации, формирование билингвизма, трансформирующая мотивация, мотивы.
Межкультурная коммуникация и взаимозависимость экономических отношений разных стран стали неотъемлемой частью современного мира, открывая большие возможности для людей, знающих иностранный язык. Английский язык имеет статус «глобального языка», используемого при международном сотрудничестве на протяжении последних десятилетий. Согласно статистике, приблизительно 400 миллионов человек говорят на английском языке как на родном, и от 470 миллионов до миллиарда людей говорят на английском языке более менее сносно, в зависимости от грамотности и языковой компетенции. Последние исследования подтверждают, что «количество изучающих английский язык увеличивается ...», и рост популярности английского языка в мировом сообществе «стал одним из немногих испытанных временем глобальных фактов современной жизни» [1]. По некоторым данным, примерно 56 % европейцев являются двуязычными и 38% из них используют английский язык как второй язык, а еще 100 миллионов используют его как иностранный язык [2]. И с каждым годом количество людей - билингвов растет, т. к. билингвизм - это явление, существующее во всём мире, на
всех континентах и в большинстве стран мира. Появление билингвизма обусловлено рядом факторов, такими как политические, экономические или религиозные миграции, политическими или лингвистическими союзами, образованием и т. д.
В педагогической науке существует много определений термина «билингвизм», часто они совпадают по значению. Мы придерживаемся мнения тех ученых, которые считают, что билингвизм это - «умение индивидуума автоматически пользоваться неродным языком для осуществления коммуникативного акта с представителем инокультуры в зависимости от условий коммуникации» [3, с. 128].
Опираясь на опыт преподавания иностранного языка в вузе и наблюдения за студентами во время занятий, мы приходим к выводу, что одним из важнейших условий успешного формирования билингвизма является мотивация к изучению иностранного языка.
Многие ученые, исследователи, педагоги считают мотивацию одной из основных переменных, которая определяет уровень и степень успеха овладения неродным языком. Как подчёркивает