Научная статья на тему 'Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов'

Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ОЩУЩЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / CADETS / SHOOTING TRAINING / MENTAL PROCESSES / SENSATION / ATTENTION / MEMORY / THINKING / EMOTIONS / WILLPOWER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чабан А.В., Кузнецова З.М., Рябчук А.В.

Стрелковая подготовка курсантов военных вузов требует изучения психологических сторон техники прицельного выстрела, совершенствования техники стрельбы в условиях, приближенных к боевой обстановке и профессиональной деятельности. Совершенствование стрелковой выучки курсантов определяют роль психических процессов в работе над выстрелом и их место в различных фазах выстрела. В частности контроль и совершенствование психических процессов позволяют оценить готовность курсантов к выполнению прицельного выстрела, совершенствованию техники стрельбы. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, изучение психических процессов, статистический анализ. Материалы. В статье рассматривается проблема стрелковой подготовки курсантов военных вузов с учетом психических процессов. Проведено уточнение психологических процессов и особенностей их формирования в стрелковой подготовке курсантов. Рассмотрены такие психологические процессы, как ощущение, внимание, память, мышление, эмоции и волевые качества. Воспитание специфической чувствительности в процессе стрелковой подготовки курсантов является важном моментом в тренировке процесса ощущения. Результаты. На первом этапе проведено уточнение психологических процессов и особенностей их формирования в стрелковой подготовке курсантов военных вузов. К психологическим процессам относятся: ощущение, внимание, память, мышление, эмоции и волевые качества. Разработан примерный учебно-тренировочный комплекс, направленный на развитие ощущения равновесия, тонуса мышц, устойчивого состояния. Отмечено, что развитие психического процесса ощущения курсантов в рамках стрелковой подготовки является основой формирования общей готовности курсантов к выстрелу. Заключение. Изучение механизмов проявления психических процессов и применения специального комплекса упражнений, направленных на развитие этих процессов по отдельности способствует воспитанию таких качеств, которые позволят стрелку в трудных условиях волевым усилием регулировать свое психическое состояние, сосредоточиться на действиях, которые они должны выполнять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military universities cadets firearms training requires the study of the psychological aspects of aimed shot technique, improvement technique of shooting in conditions close to combat situation and professional activities. Improving firearms training of the cadets identify the role of mental processes in the work on the shot and their place in different phases of the shot. In particular, the control and improvement of mental processes allow to assess the readiness of cadets to implementation of the shot, to improve shooting technique. Research methods. Analysis and generalization of scientific and methodical literature, pedagogical observation, research of mental processes, statistical analysis. Materials. The article deals with the problem of military higher educational institutions cadets firearms training taking into account mental processes. Psychological processes and peculiarities of their formation in firearms training of the cadets is clarified. Such psychological processes as sensation, attention, memory, thinking, emotions and volitional qualities are considered. Education of specific sensitivity in the process of firearms training of cadets is an important point in the training process experience. Results. In the first stage psychological processes and peculiarities of their formation in the shooting training of military schools cadets are clarified. Psychological processes include: sensation, attention, memory, thinking, emotions and volitional qualities. An exemplary training facility aimed at the development of balance feeling, muscle tone, steady state is developed. It is noted that the development of mental process and sensation of the cadets within the firearms training is the basis for the formation of the cadets willingness to to shoot. Conclusion. The study of the of psychological processes mechanisms and the use of special complex exercises aimed at the development of these processes that allow the cadet in difficult circumstances by strong-willed effort to regulate his mental state to focus on the actions that he must perform.

Текст научной работы на тему «Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов»

DOI 10.14526/01 2017 216 УДК 796:355.53:159.9

СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

A.B. Чабан - старший преподаватель ФГБОУ ВО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный

институт)»

ул. Л. Толстого, д. 1 (10 военный городок), Тюмень, Россия, 625001 З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806 Е-т ail: kzm_ diss@/n ail. г и A.B. Рябчук - кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин

полковник запаса ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», ул. Володарского, д. 6, Тюмень, Россия, 625003 E-mail: aryabchuk(a)hk.ru

Аннотация. Стрелковая подготовка курсантов военных вузов требует изучения психологических сторон техники прицельного выстрела, совершенствования техники стрельбы в условиях, приближенных к боевой обстановке и профессиональной деятельности. Совершенствование стрелковой выучки курсантов определяют роль психических процессов в работе над выстрелом и их место в различных фазах выстрела. В частности контроль и совершенствование психических процессов позволяют оценить готовность курсантов к выполнению прицельного выстрела, совершенствованию техники стрельбы. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, изучение психических процессов, статистический анализ. Материалы. В статье рассматривается проблема стрелковой подготовки курсантов военных вузов с учетом психических процессов. Проведено уточнение психологических процессов и особенностей их формирования в стрелковой подготовке курсантов. Рассмотрены такие психологические процессы, как ощущение, внимание, память, мышление, эмоции и волевые качества. Воспитание специфической чувствительности в процессе стрелковой подготовки курсантов является важном моментом в тренировке процесса ощущения. Результаты. На первом этапе проведено уточнение психологических процессов и особенностей их формирования в стрелковой подготовке курсантов военных вузов. К психологическим процессам относятся: ощущение, внимание, память, мышление, эмоции и волевые качества. Разработан примерный учебно-тренировочный комплекс, направленный на развитие ощущения равновесия, тонуса мышц, устойчивого состояния. Отмечено, что развитие психического процесса ощущения курсантов в рамках стрелковой подготовки является основой формирования общей готовности курсантов к выстрелу. Заключение. Изучение механизмов проявления психических процессов и применения специального комплекса упражнений, направленных на развитие этих процессов по отдельности способствует воспитанию таких качеств, которые позволят стрелку в трудных условиях волевым усилием регулировать свое психическое состояние, сосредоточиться на действиях, которые они должны выполнять. Ключевые слова: курсанты, стрелковая подготовка, психические процессы, ощущение, внимание, память, мышление, эмоции, волевые качества.

MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS CADETS FIREARMS TRAINING BASED ON THE DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES

Alexey V. Chaban - Senior Lecturer Tyumen Higher Military-Engineering Command College (Military Institute) " 1, str. L. Tolstogo (10 military campus), Tyumen, 625001, Russia Zinaida M. Kuznetsova - doctor of pedagogical sciences, professor, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Str. Nizametdinova, d. 28, Naberezhnye Chelny, 423806, Russia E-m ail: kzm_ diss@tn ail. ru Audrey V. Ryabchuk - candidate of biological sciences, associate professor, colonel of the

reserve Tyumen State University, Physical Culture Institute, associate professor of sports disciplines department, 6, Str. Volodarsky, Tyumen, 625003, Russia E-m ail:ai"vabchuMa)mail. ru

Annotation. Military universities cadets firearms training requires the study of the psychological aspects of aimed shot technique, improvement technique of shooting in conditions close to combat situation and professional activities. Improving firearms training of the cadets identify the role of mental processes in the work on the shot and their place in different phases of the shot. In particular, the control and improvement of mental processes allow to ciss ess the readiness of cadets to implementation of the shot, to improve shooting technique. Research methods. Analysis and generalization of scientific and methodical literature, pedagogical observation, research of mental processes, statistical analysis. Materials. The article deals with the problem of military higher educational institutions cadets firearms training taking into account mental processes. Psychological processes and peculiarities of their formation in firearms training of the cadets is clarified. Such psychological processes as sensation, attention, memory, thinking, emotions and volitional qualities are considered. Education of specific sensitivity in the process of firearms training of cadets is an important point in the training process experience. Results. In the first stage psychological processes and peculiarities of their formation in the shooting training of military schools cadets are clarified. Psychological processes include: sensation, attention, memory, thinking, emotions and volitional qualities. An exemplary training facility aimed at the development of balance feeling, muscle tone, steady state is developed. It is noted that the development of mental process and sensation of the cadets within the firearms training is the basis for the formation of the cadets willingness to to shoot. Conclusion. The study of the of psychological processes mechanisms and the use of special complex exercises aimed at the development of these processes that allow the cadet in difficult circumstances by strong-willed effort to regulate his mental state to focus on the actions that he must perform. Keywords: cadets, shooting training, mental processes, sensation, attention, memoty, thinking, emotions, willpower.

Актуальность. В России наиболее приоритетным направлением

профессионально-прикладной подготовки специалистов является подготовка военного специалиста, который владеет современной техникой и оружием в любой экстремальной обстановке с максимальной эффективностью [1,2,3,4,5,6]. Это требует высокого уровня физической и психологической подготовки, в рамках

которой особое место занимает стрелковая подготовка курсантов. Анализ научно-методической литературы показал, что психология стрелкового спорта раскрывает психологические особенности этого вида спорта. Стрелковая подготовка курсантов военных вузов рассматривает изучение психологических сторон техники прицельного выстрела, совершенствование техники стрельбы в условиях,

приближенных к боевой обстановке и профессиональной деятельности.

Совершенствование стрелковой выучки курсантов определяют роль психических процессов в работе над выстрелом и их место в различных фазах выстрела.

В этой связи актуализируется проблема развития психических процессов курсантов военных вузов в рамках стрелковой подготовки.

Целью данной работы явилось выявление особенностей проявления и совершенствования психических

процессов курсантов в рамках стрелковой

ПОДГОТОВКИ.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы,

анкетный опрос, тестирование, математико-статистическая обработка результатов.

Результаты обсуждения. Главной целью стрелковой подготовки является совершенствование технических и тактических действий курсантов с преодолением психологических

трудностей, возникающих в процессе выполнения учебных и профессиональных задач.

Процесс психологической

подготовки требует индивидуальных и совместных действий курсантов. В связи с этим большое внимание в подготовке стрелка уделяется самостоятельности, выдержанности, склонности к риску избегания неудач и умению работать в команде.

По мере роста стрелковой подготовленности курсантов меняется удельной вес психологической подготовки в общем комплексе всесторонней подготовки. На первом этапе стрелковой подготовки курсанта психологическая подготовка направлена на быстрое овладение техническими действиями стрелка и выполнение различных команд. В процессе совершенствования стрелковой

подготовки формируется конкретные психологические качества в зависимости от особенностей психических свойств личности. Формирование индивидуальных психологических качеств курсантов отражаются на конечном результате стрелковой подготовки.

На первом этапе проведено уточнение психологических процессов и особенностей их формирования в процессе стрелковой подготовки курсантов.

К психологическим процессам специалисты относят: ощущение, внимание, память, мышление, эмоции и волевые качества. Психический процесс ощущения отдельных свойств предметов, а также внутреннего состояния организма, особенно состояния мышц, является важным в процессе принятия исходного положения, изготовки, хвата, положения пальца на спуске на занятиях по огневой подготовке курсантов. Основой ощущения является нервно-физиологический процесс в органах, который необходим для дальнейшего развития. Воспитание специфической чувствительности в процессе стрелковой подготовки курсантов является важным моментом для тренировки процесса ощущения.

С этой целью мы разработали учебно-тренировочный комплекс,

направленный на развитие ощущения равновесия, тонуса мышц, устойчивого

СОСТОЯНИЯ.

В таблице 1 представлен комплекс упражнений, направленный на развитие ощущения курсантов в процессе стрелковой подготовки курсантов военных вузов. Отмечено, что развитие

психического процесса ощущения курсантов в рамках стрелковой подготовки является основой формирования общей готовности курсантов к выстрелу. Для этого используются специфические упражнения с учетом всех фаз: исходного положения, изготовки, прицеливания.

Таблица 1 - Комплекс упражнений, направленный на развитие ощущения курсантов в

процессе стрелковой подготовки

№ Наименование И Дозировка Организационно- Направленность

п/п содержание упражнения методическое указания упражнения

1 Удержание рук в До утомления Определить момент Воспитание ощущения

положении изготовки (до отказа) и степень степени напряженности

напряжения мышц мышц рук

рук

2 Начальная фаза До ровной Повторять до тех Воспитание мышечно-

прицеливания мушки, замершей под мишенью пор, пока мышечно-суставное чувство доведётся до автоматизма суставного чувства

3 Основная фаза До ровной Чувство прочного Воспитание мышечно-

прицеливания сокращение колебания мушки, замершей под замирания суставного чувства

оружия мишенью

4 Основная фаза Замирание Наращивать усилие Воспитание хорошей

прицеливания оружия 0,5-1,2с на спуск устойчивости замирания перед выстрелом

Психический процесс восприятия является отражением в сознании курсантов внешних и внутренних воздействий на организм. Восприятие занимает важное место в подготовке курсантов, так как является основой предотвращения сдвига оружия, выполнения непроизвольных мышечных толчков, которые могут привести смещению оружия от мушки. Стрелок думает, что он выполнил выстрел при правильном замирании мушки по отношению к мишени, а в действительности произошло упущение момента непроизвольного мышечного толчка. В этой ситуации сигнал об изменениях мог поступить, но стрелок этот момент не воспринял сознанием. Мышечная активность стрелка в этой ситуации была невелика, а сознание было занято более важными двигательными действиями, завершающими выполнение выстрела. Следовательно, восприятие - это такой процесс, который необходимо особо тренировать у стрелка на уровне ощущений. Для этого необходимо, чтобы в заключительной фазе изготовки

зрительный образ наблюдаемого предмета реагировал на зрительный анализатор менее одной десяти доли секунды. Только тогда стрелок может заметить движение. В противном случае стрелок не заметит движения оружия и не уделит внимание данной ошибке. Для дальнейшего совершенствования процесса восприятия необходимо тренировать у стрелка мышечное ощущение и через него корректировать действия.

Таким образом, психический процесс восприятия является ключевым моментом результативности выстрела курсанта, поэтому необходимо учить курсантов правильному восприятию своих ощущений. Правильность восприятия особо важное значение имеет и в соревновательной обстановке.

Внимание рассматривается как активное действие курсанта, направленное на двигательное действие в процессе подготовки к стрельбе. Общеизвестно, что внимание можно сосредоточивать как на внутренней, так и на внешней форме деятельности. В этой связи курсантов

необходимо учить сосредоточиваться на мыслях и действиях, которые определены задачами занятия, отключаться от окружающей обстановке (как шум, разговоры, поведение товарища по команде), подавлять посторонние мысли.

Воспитание внимания курсантов в процессе психологической подготовки должно проводиться в сочетании с другими сторонами подготовки. Внимание развивается в процессе осознания необходимости стрелковой подготовки для достижения поставленной цели, а также в повышении заинтересованности в стрелковой подготовке и в получении удовольствия и эмоционального подъема от хорошо выполненной работы.

Формирование сознания долга перед Родиной, близкими и пробуждение к выполнению работы на

высокопрофессиональном уровне также являются основой формирования внимания курсантов.

Память для курсантов в стрелковой подготовке направлена на запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта, проявляемых в двигательных действиях. Для стрелковой подготовки особо важно тренировка зрительной, эмоциональной и мышечной памяти. Зрительная память выступает ключевой на всех этапах подготовки стрелка к выстрелу. Зрительная память совершенствуется в процессе самой стрельбы.

Основой овладения техникой двигательных действий в стрельбе является мышечная память. В тренировочном процессе стрелков всегда нужно выделять специальные занятия для

совершенствования и поддержки мышечной памяти.

Знания, накопленные в процессе занятий создают у курсантов мыслительный фон всего процесса подготовки. Курсанты должны научиться управлять мыслями в зависимости от конкретной ситуации. В учебно-боевых действиях курсантов встречаются нестандартные ситуации, столкнувшись с которыми они должны принять правильное

решение. Воспитание мышления у курсантов в процессе стрелковой подготовки преследует цели избегания критических ситуаций, эмоциональной вспышки. Процесс прицельного выстрела для курсантов является не механическим действием, а осознанным процессом, который постоянно контролируется сознанием. Подготовка к стрельбе, ведение стрельбы и участие в соревнованиях требуют постоянного ведения

мыслительных процессов.

Для развития мыслительного фона курсантов нами определены методические указания, направленные на воспитание активных мыслительных процессов:

- четкое знание и представление выполняемых действий стрелка и умение воспроизвести мысленно все действия;

- контроль за тонусом мышц, его повышение или снижение;

- оценка своих действий с учетом недостатков и ошибок;

- анализ выполненных действий по частям и в целом;

- умение определять и оценить состояние готовности к ведению огня.

Эмоции как психический процесс могут повлиять на поведение человека как положительно, так и отрицательно. Эмоции могут вызвать глубокие сдвиги в вегетативной системе человека. Управление эмоциональным фоном является основой стрелковой подготовки курсантов. Эмоции не поддаются прямому волевому воздействию. Для управления эмоциональным фоном необходимо владеть специальными приемами.

В тренировочный процесс курсантов включены следующие методические приемы:

-правильная постановка цели в соревнованиях;

- постановка более высоких и ответственных задач на учебно-тренировочных занятиях;

мысленные представления обстановки соревнований;

анализ отрицательных эмоциональных проявлений;

- стимулирование эмоций; контроль за изменениями дыхания, пульса и поведения;

контроль за эмоциональным состоянием спортсмена.

Все вышерассмотренные

психические процессы совершенствуются и воспитываются в процессе грамотного построения учебного и тренировочного процесса стрелковой подготовки курсантов.

При разработке методики стрелковой подготовки курсантов с учетом психологических процессов учитывались следующие методические особенности:

- корректная постановка задач учебного и тренировочного занятия;

- создание общего представления о конечном результате;

- постановка частных более высоких и ответственных задач в процессе тренировки;

требовательность и

дисциплинированность к качеству выполнения заданий;

воспитание устойчивости

внимания;

- планирование каждого занятия.

Принципом стрелковой подготовки

для курсантов должно стать требование осознанности выстрела с учетом выполнения конкретной задачи. Для этого необходимо научить курсанта мысленно выполняеть действие в целом и по фазам выполнения. Основными элементами в стрелковой подготовке выступают момент снижения скорости подъёма руки с оружием, выход руки на уровень остановки мушки к мишени, постановка указательного пальца в выжим спуска, наращивание давления на спусковой крючок, контроль согласованности усилия спуска и прицеливания. Курсант должен «прокручивать» в уме вышеперечисленные действия с особым вниманием и с интересом, без отведения внимания в сторону.

Сравнение выполнения всех двигательных действий стрелка с эталоном

является основой представления о результате действия.

Переход к частным задачам тренировочного процесса требует необходимого включения в учебный процесс метода выполнения двигательного действия по частям. Например, в подготовке курсантов можно использовать тренировку без использования патронов, т.е. упражнение утомительное и монотонное, без конечного результата - без поражения мишени. Дальнейшее выполнение двигательных действий стрелка по частям позволяет более глубоко осваивать элементы действия стрелка. Например, важная частная задача для курсантов - научиться контролировать работу мышц плеча, удерживающих руку с оружием в положении изготовки.

Таким образом, рациональное планирование соревновательных и тренировочных нагрузок стрелковой подготовки курсантов, направленное на развитие психических процессов в ходе многолетней подготовки, дает

необходимый эффект только при наличии системы контроля за ее ходом. Изучение механизмов проявления психических процессов и применение специального комплекса упражнений, направленных на развитие этих процессов, способствуют воспитанию таких качеств, которые позволят стрелку в трудных условиях спортивной борьбы регулировать психическое состояние, а также сосредоточиваться на действиях, которые он должен выполнять.

Литература

1. Антропова, Г. Р. Сравнительный анализ мотивационный сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры / Г. Р. Антропова, С. М. Шишкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Т. 10. - №2. - С.21-27. Режим доступа: http: //www, i о urnal- science .org/ru/aitic 1с/15 6 .html. DOT: 10.14526/01_1111_03.

2. Аксенов, К. В. Совершенствование обучения военнослужащих применению стрелкового оружия в условиях населенных пунктов : автореф. дис .... канд. пед. наук /К. В. Аксенов. -СПб., 1999.- 18 с.

3. Гибадуллин, И. Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки :

дис.....д-ра пед. наук. / И. Г. Гибадуллин. - Ижевск,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005.-368 с.

4. Железное, О. В. Стрелковая подготовка военнослужащих на основе средств и методов спорта высших достижений по пулевой

стрельбе: дис.....канд. пед. наук / О. В. Железное. -

Малаховка, 2009. - 190 с.

5. Силкин, Н. Н. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Силкин. - СПб., 1996,- 17 с.

6. Узун, J1. С. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / J1. С. Узун. СПб., 1996. - 17 с.

7. Кузнецова, З.М. Информатика и информационные технологии в высшем педагогическом образовании / З.М. Кузнецова, Ф.Н. Залакаев, А.В. Глазистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. -Т. 2. - №2. - С. 9-36. Режим доступа: http ://www. j о urnal- science. org/ru/artic le/5 3 7. html.

8. Рябчук, А.В. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище / А.В. Рябчук, З.М. Кузнецова, B.C. Головня // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 11. - №4. - С. 130-134. Режим доступа: http://www.iournal-science .org/r u/artic le/688.html. DOT 10.14526/01 1111160.

9. E. Andrew Pitchford, Leah R. Ketcheson, Hyun-Jin Kwon, Dale A. Ulrich. Minimum Accelerometer Wear Time in Infants: A Generalizability Study. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti I Zdorov'ya [Journal of physical activity and Health], 2017, Vol. 14 No. 6 pp. 421-428 DOI https://doi.Org/10.l 123/jpah.2016-0395 (SCOPUS)

10. Timothy К Behrens, John M. Schuna Jr., Mina L. Liebert, Stacy К Davis & Kelly R. Rice. Evaluation of an unstructured afterschool physical activity programme for disadvantaged youth. Zhurnal sportivnyh nauk [Journal of sports sciences], 2016, Vol. 34, No. 22, pp. 2140-2144, DOI http://dx.doi.org/10.1080/02640414.2016.1161216 (SCOPUS)

References

1. Antropova G. R„ Shishkina S.M. A Comparative analysis of technical universities and universities of physical culture students motivational sphere. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj foil 'twy i sporta

Подано: 20.04.2017 Принято: 23.04.2017

[Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 21-27. Available at: http://www.journal-science .org/ru/article/15 6 .html. DOI:

10.14526/01_1111_03.

2. Feldman K. V. Improving of teaching military small arms in terms of settlements. Candidates thesis. SPb., 1999, 18p. (in Russian).

3. Gibadullin I. G. Management of biathletes training process in the long-term training. Candidates thesis. Izhevsk, 2005, 368 p. (in Russian).

4. Zheleznov O. V. Firearm military training on the basis of the means and methods of high performance sport in shooting. Candidates thesis. Malahovka, 2009, 190 p. (in Russian).

5. Silkin H. H. Russia interior Ministry imployees psychological readiness to service in extreme conditions activities formation. Candidates thesis. SPb., 1996, 17p. (in Russian).

6. Uzun L. S. Russia MIA education institutions students moral combat qualities improving systems formation. Candidates thesis. SPb., 1996, 17p. (in Russian).

7. Kuznetsova Z.M., Zalakaev F.N., Glazistov A.V. Informatics and information technologies in higher pedagogical education. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj foil'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2007, Vol. 2, no 2, pp. 936. Available at: http://www.iournal-science .org/ru/article/537 .html.

8. Ryabchuk A.V., Kuznetsova Z.M., Golovnya V.S. The specifics of the educational process in the cadet school. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj foil'tiny i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports],

2016, Vol. 11, no 4, pp. 130-134. Available at: http://www.iom'nal-science.org/ru/article/688.html. DOI 10.14526/01 1111 160.

9. E. Andrew Pitchford, Leah R. Ketcheson, Hyun-Jin Kwon, Dale A. Ulrich. Minimum Accelerometer Wear Time in Infants: A Generalizability Study. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti / Zdorov'ya [Journal of physical activity and Health],

2017, ' Vol. 14 No. 6 pp. 421-428 DOI https://doi.Org/10.l 123/jpah.2016-0395 (SCOPUS)

10. Timothy K. Behrens, John M. Schuna Jr., Mina L. Liebert, Stacy K. Davis & Kelly R. Rice. Evaluation of an unstructured afterschool physical activity programme for disadvantaged youth. Zhurnal sportivnyh nauk [Journal of sports sciences], 2016, Vol. 34, No. 22, pp. 2140-2144, DOI http://dx.doi.org/10.1080/02640414.2016.1161216 (SCOPUS)

Чабан Алексей Владимирович - старший преподаватель ФГБОУ ВО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт)», ул. Л. Толстого, д. 1 (10 военный городок), Тюмень, Россия, 625001

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806, E-mail: kzm_diss@jnail.ru

Рябчук Андрей Владимирович - кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин полковник запаса, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», ул. Володарского, д. 6, Тюмень, Россия, 625003, E-mail: aryabchukCd)hk.ru

Для цитирования: Чабан A.B., Кузнецова З.М., Рябчук A.B. Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Т. 12. - №2. - С. 146-153.

DOI 10.14526/01 2017 217

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

Джейхун Alemdag - доктор физического воспитания и спорта Сердар Alemdag - доктор физического воспитания и спорта Б. Абдулла Ozkara - магистрант/докторант Школа физического воспитания и спорта, Технический университет Карадениз

61335, Акчаабат, Трабзон, Турция

Е-т ail: boraozkara(a)ktu. edu. tr

Аннотация. Известно, что стеснительность является важным фактором, влияющим на взаимоотношения между людьми. Учеными проведен ряд исследований, для того чтобы помочь людям стать более общительными, социальными и минимизировать это ощущение или чувство стеснительности. В этом контексте целью исследования является изучениеуровней застенчивости учащихся спортивной школыс точки зрения влияния физическихупражнений на их поведение. Методы исследования: выборка исследования состояла из 122 женщин и 190 мужчин, общее количество - 312 студентов университета. Анкета изменения поведения по мере выполнения упражнений (ESOCQ) и шкала застенчивости (СС) были использованы в качестве инструментов для сбора данных. Для анализа данных были использованы тесты Краскела-Уоллиса Н и Манна-Уитни. Результаты: было обнаружено, что уровень застенчивости студентов университета изменялся в зависимости от влияния физических упражнений на их поведение, среди студенток подобных изменений не было обнаружено. Было определено, что уровень застенчивости v студентов мужского пола в стадии подготовки к выполнению упражнений был выше, чем уровень застенчивости студентов мужского пола в пассивный и активный этапы влияния упражнений на поведение. Самый низкий уровень застенчивости был определен у студентов в активной стадии влияния упражнений на поведение. Заключение: в результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что занятия физической активностью помогают студентам мужского пола снизить их уровень застенчивости. Влияние упражнений на поведение студентов в пассивной стадии занятий упражнениями ниже, чем их уровень стеснительности в период подготовки к упражнениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.