professional-applied physical training. Sbornik statej: Aktual'nye problem fizicheskoj kul'tury I sporta kursantov, slushatelej I studentov [Collection of the articles "Urgent problems of physical culture and sport among cadets, interns and students"]. Moscow. 2016, pp. 53-57. (in Russian).
4. Kuznetsova Z.M., Chernova N.A. The program realization of students' personal qualities formation in educational activity as one of real preconditions for content renewal of training specialists in the system of higher education (by the example of students from Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism according to "Service and tourism" specialty). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2011, Vol. 6, no 1, pp. 143-149. Availed at: http://www.journal-science.org/ru/article/378.html.
5. Nikityuk M.V., Kuznetsov A.S. The level of functional state and reserve capacities of the organism study among highly-qualified Greco-Roman style wrestlers. Nauchnoe obozrenie [Scientific review]. 2014, no 2, pp. 36-42 (in Russian).
6. Solodkov A.S., Bukharin V.A., Levshin I.V. Highly-qualified sportsmen's working capacity and health correction. Zdorov'e kak nacional'noe
Подано: 12.03.2018 Принято: 15.03.2018
dostoyanie [Health as national treasure]. Saint Petersburg, National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P. F. Lesgaft. 2010, pp. 264-295. (in Russian).
7. Chaban A.V., Kuznetsova Z.M., Ryabchuk A.V. firing proficiency of cadets from military higher educational establishments on the basis of psychic processes development. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2017, Vol. 12, no 2, pp. 146-153. Availed at: http://www.iournal-science.org/ru/article/803.html. DOI 10.14526/01_2017_216.
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
9. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Пауесов Станислав Александрович - старший преподаватель, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», ул. Гремячий Лог, дом 1, г. Пермь, Россия, 614112, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Пауесов С.А. Факторы зависимости физической работоспособности курсантов в экстремальных условиях выполнения боевых задач // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 107-116. DOI 10/14526/01 2018 289
Б01 10/14526/01_2018_290 УДК 796.06:378
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПРИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ
А.В. Чабан - старший преподаватель ФГКВОУ ВО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»,
ул. Л. Толстого, дом 1, Тюмень, Россия, 625028 E-mail: chaban-zon-baron@mail. ru
Аннотация. Скорость выполнения двигательного действия курсантов определяется мобилизацией всего комплекса физиологических систем организма. Включение физиологических систем организма в процесс работы зависит от скорости функционального взаимодействия и преимущества отдельных систем организма и источника энергообеспечения мышечной деятельности. В зависимости от условий выполнения двигательных действий происходит активизация мышечной системы в направлении преимущественного развития физических качеств. Двигательные действия курсантов при выполнении стрельбы направлены на проявление быстроты реализации двигательных задач, скорости движений, скорости перемещений, а также познавательной активности. В двигательной деятельности курсантов в рамках огневой подготовки проявляются следующие двигательные способности: моторная оперативность, координация, силовые возможности, выносливость. Причина выделения данных форм двигательных способностей курсантов в том, что именно они являются ключевыми в процессе совершенствования огневой подготовки. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, разработка блока-схемы скорости выполнения двигательного действия, изучение документации. Материалы. В статье представлены теоретико-методические аспекты выявления факторов, влияющих на совершенствование двигательных способностей при огневой подготовке курсантов. Результаты. Разработана блок-схема взаимодействия факторов, способствующих проявлению скорости выполнения двигательного действия курсантами в процессе огневой подготовки. Составлена шкала выбора тренировочного пульса при выполнении тренировочных нагрузок в зависимости от зон интенсивности. Заключение. Организационно-методическими особенностями построения тренировочных программ, направленных на совершенствование двигательных способностей курсантов, является необходимость учитывать: диапазон индивидуальных колебаний тренировочного пульса; исходный уровень физической и функциональной подготовленности; максимальный уровень проявления скоростных качеств и время его удержания; индивидуальный темп движения; зоны тренировочного пульса. Выполнение двигательного действия должно происходить без сбивания дыхания в равномерном темпе, чтобы курсант мог разговаривать и при этом контролировал свое дыхание. Выполнение физической нагрузки курсантов может происходить в условиях выполнения боевых задач, где курсант не может даже разговаривать, для того чтобы не сбивать дыхание. При этом частота пульса может подниматься выше 85% от максимального. Для совершенствования двигательных способностей используется тренировочной пульс, который является основным условием реализации физических нагрузок различной направленности.
Ключевые слова: двигательные способности, факторы, блок-схема, тренировочной пульс.
THEORETICAL-METHODICAL ASPECTS OF THE FACTORS INTERACTION, DIRECTED AT MOTIONAL ABILITIES IMPROVEMENT, DURING FIREPOWER
TRAINING OF CADETS
Alexsey V. Chaban - Senior Lecturer Tyumen Higher Military-Engineering Command College (Military Institute) Named After Marshal
of Engineer Troops A. I. Proshlyakov House 1, Tolstoy str., Tyumen, 625028, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The speed of cadets' motional action fulfillment is conditioned by the whole complex of physiological systems of an organism mobilization. Physiological systems of an organism involvement into the process of work, depends on the speed of functional interaction and the separate systems of an organism and the source of energy supply of muscular activity predominance. Depending on the conditions of motional actions fulfillment muscular system activation happens in the direction of physical qualities predominant development. Motional actions of cadets during shooting are directed at quickness of motional tasks, speed of movements, speed of motions and cognitive activity realization. In motional activity of cadets in terms of firepower training the following motional abilities are demonstrated: motor efficiency, coordination, power abilities, endurance. These forms of cadets' motional abilities are underlined as they are the main abilities during firepower training improvement. Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, the block-scheme creation of motional action speed fulfillment, documents study. Materials. The article presents theoretical-methodical aspects of factors revelation, which influence motional actions improvement during cadets' firepower training. Results. The block-scheme creation offactors interaction, which provide demonstration of motional action speedfulfillment by cadets during firepower training. The scale of the training pulse choice during the training loads fulfillment was formed depending on the zones of intensity. Conclusion. Organizational-methodical peculiarity of the training programs formation, directed at cadets' motional abilities improvement, is the necessity to take into account the following: the range of individual oscillation of the training pulse; the initial level of physical and functional readiness; maximal level of speed qualities manifestation and time of its preservation; individual tempo of movement; the zones of the training pulse. A motional action fulfillment should happen without stops of breathing in an even tempo, so that a cadet could talk and control his breathing. Physical loads fulfillment by cadets can happen in terms of combat tasks realization, where a cadet can't even talk, in order to control breathing. At the same time, heart rate can be higher than 85% of maximum one. In order to improve motional abilities training pulse is used, which is the main condition for physical loads of different orientation realization. Keywords: motional abilities, factors, block-scheme, training pulse.
Введение. Двигательная
деятельность курсантов в процессе огневой подготовки характеризуется двигательными и статическими
действиями. В зависимости от условий, в которых выполняются двигательные действия, происходит активизация мышечной системы направленная преимущественно на развитие физических качеств. Двигательные действия курсантов при выполнении стрельбы из стрелкового оружия направлены на проявление быстроты реализации двигательных задач, скорости движения, скорости
перемещений, а также познавательной активности. В двигательной деятельности курсантов в рамках огневой подготовки проявляются следующие двигательные
способности: моторная оперативность, координация, силовые возможности, выносливость. Причина выделения данных форм двигательных способностей курсантов связана с тем, что именно они являются ключевыми в процессе совершенствования огневой подготовки [1,2,3]. Огневая подготовка курсантов военных вузов является обязательным предметом для изучения и включает в себя освоение и использование различных видов стрелкового оружия. От совершенствования вышеуказанных
двигательных способностей зависит успешность выполнения боевых задач.
Анализ научно-методической и специальной литературы показал, что совершенствование огневой подготовки
курсантов военных вузов необходимо начинать с создания научно обоснованных методик, включающих в себя факторы проявления и воспитания двигательных способностей с учетом закономерностей построения спортивной тренировки в видах спорта.
Представленная нами работа рассматривает формы двигательных способностей, лежащие в основе подготовки курсантов, с учетом их военной специальности.
Целью исследования являются теоретико-методические предпосылки совершенствования огневой подготовки курсантов военных учебных заведений на основе выявления факторов,
определяющих скорость движения при выполнении двигательных действий.
Задачи исследования:
1. Оценка существующих теоретико-методических аспектов совершенствования огневой подготовки курсантов военных учебных заведений.
2. Определение путей взаимодействия факторов, определяющих скорость движения курсанта.
3. Разработка блок-схемы взаимодействия факторов, способствующих проявлению скорости выполнения двигательного действия курсантами в процессе огневой подготовки.
4. Составление шкалы границ тренировочного пульса при выполнении тренировочных нагрузок в зависимости от зон интенсивности.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе ФГКВОУ ВО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт)» города Тюмени. Проведено педагогическое наблюдение над огневой подготовкой курсантов военных вузов. Охарактеризовано структурное
содержание и взаимодействие факторов, определяющих скорость двигательных действий курсантов.
Результаты. Общеизвестно, что скорость выполнения двигательного действия определяется мобилизацией всего комплекса физиологических систем организма занимающихся. Включение физиологических систем организма в процесс работы зависит от скорости функционального взаимодействия и преимущества отдельных систем организма и источника энергообеспечения мышечной деятельности.
На рисунке наглядно представлена блок-схема взаимодействия факторов, определяющих скорость выполнения двигательных действий курсантов.
Из рисунка видно, что выполнение двигательного действия курсантами с определенной скоростью определяется проявлением всех факторов. При этом внешние условия также влияют на проявление скорости двигательного действия. Для этого можно искусственно создать те условия, которые бы ускорили проявление скорости движения. Это может быть облегченный снаряд, применение мишеней больших размеров.
Общеизвестно, что скорость выполнения любого двигательного действия зависит от проявления функциональных возможностей
двигательной, вегетативной и мышечной системы организма занимающихся. В этом процессе важное место занимают также координационные способности как основа проявления усилий в нужном направлении в зависимости от той задачи, которая ставится перед курсантами.
При выполнении двигательного действия со стрелковым оружием курсанты сталкиваются с внешним сопротивлением. Уже при выполнении изготовки идет подбор удобного исходного положения, а при прицеливании стрелок заранее должен определить преимущественную оперативность
выполнения выстрела.
Рисунок - Блок-схема взаимодействия факторов, способствующих проявлению скорости выполнения двигательного действия
Выполнение двигательных
действий стрелка происходит при взаимодействии всех систем организма на основе проявления физических качеств, таких как скорость, сила, выносливость в различных композициях. С увеличением количества выстрелов важную роль приобретают мышечная система и механизмы энергообеспечения мышечной деятельности.
Сохранение исходного положения при прицеливании напрягает мышечную и вегетативную системы организма. Для того чтобы снизить напряженность моторной системы, необходимо включить в тренировочный процесс упражнения, способствующие развитию силовой и специальной скоростной выносливости.
Таким образом, вышесказанное дает возможность отметить, что скорость проявления двигательного действия курсантов при стрельбе из стрелкового оружия нельзя рассматривать как проявление только двигательных способностей, таких как сила, ловкость, координация, быстрота и выносливость; важным является включение всех систем организма в работу во взаимодействии. В этой связи теоретико-методической основой развития скоростных
способностей курсантов является совершенствование моторной, мышечной и вегетативной систем курсантов.
Спортивная практика показала, что проявление физических качеств у курсантов в процессе огневой подготовки не столь значительно, как
стабилизированное их функциональное состояние. Поэтому при специальной огневой подготовке курсантов встает вопрос о включении в процесс подготовки тренировочных средств аэробной и анаэробной направленности. Проявление физических качеств выступает как основа стабилизации и повышения
функциональных возможностей
организма, особенно при выполнении упражнений в экстремальных условиях. Соревновательные действия в рамках оценки результативности огневой подготовки больше влияют на стабилизацию функционального состояния спортсмена, нежели на развитие физических качеств.
Особенностью огневой подготовки курсантов военных вузов является стрельба из стрелкового оружия из различных позиций: лежа, стоя, в движущуюся цель, а также изменение позиций стрельбы. В зависимости от того, в каких условиях выполняются двигательные действия стрелка, изменяются двигательной задачи. Систематическая тренировка активизирует процесс мобилизации функциональных систем организма с целью развития скоростных возможностей при реализации
постепенной задачи. Целевой установкой огневой подготовки курсантов является успешное выполнение стрельбы и поражение мишени. В этой связи в процессе подготовки основная установка должна быть на развитие моторной оперативности стрелка, которая формируется многократным выполнением стрельбы при отсутствии внешнего сопротивления. Особое место также занимают координационные способности курсантов, необходимые для
эффективного выполнения двигательных задач в процессе изменения условий их выполнения. Огневая подготовка курсантов требует необходимости обратить внимание на силовые возможности и условия их проявления. Это, в первую очередь, связано с ношением оружия, выполнением исходного положения, прицеливанием и переносом их при изменении позиции с учетом двигательных задач. Выносливость - это качество, необходимое для курсантов, которое обеспечивает продолжительное выполнение мышечной работы и преодоление наступающего утомления.
Специальная физическая
подготовка курсантов рассматривает развитие двигательных способностей с учетом будущей профессиональной деятельности.
Моторная память выступает как основа двигательной координации курсантов. Это связано со свойством центральной нервной системы запоминать и воспроизводить движения, когда это необходимо. Расширение моторной плотности позволяет курсантам сохранять в памяти множество двигательных элементов и воспроизводить их в различных комбинациях. В этой связи включение в процесс огневой подготовки физических упражнений с различными условиями их выполнения позволяет расширить диапазон практического опыта применения стрелкового оружия.
На примере совершенствования качества выносливости рассмотрим огневую подготовку курсантов. В научно-
методической и специальной литературе мы встречаем информацию о проявлении различных форм выносливости. Специалистами представляются также различные методики воспитания общей и специальной выносливости. Многие авторы отмечают, что физические упражнения, применяемые для развития выносливости, имеют аэробную, смещенную направленность. В данном аспекте можно предположить, что выносливость характеризуется
проявлением высоких показателей максимального потребления кислорода и физической работоспособности. Но спортивная практика доказывает необходимость тренировки адаптации мышц к длительной физической нагрузке. В этом, возможно, заключается суть тренировки выносливости и
совершенствования механизмов аэробного энергообразования. Общеизвестно, что высокий уровень специфической выносливости может быть достигнут только в том случае, если, во-первых, расширены функциональные возможности физиологических систем организма для работы различной интенсивности; во-вторых, если совершенствование всех двигательных способностей происходит систематично, последовательно и направлено на формирование специальной функциональной системы, проявляемой эффективностью профессионально-
прикладной физической подготовленности курсантов.
Важным фактором в огневой подготовке курсантов является выбор тренировочного темпа - времени выполнения определенного двигательного действия с учетом показателей пульса. Определение пульсового диапазона тренировки курсантов в процессе стрельбы из стрелкового оружия позволяет управлять состоянием организма курсантов через пульсовые значения, сводя на нет действия неблагоприятных факторов, таких как влияние окружающей среды, экстремальных ситуаций, препятствий и трудностей. Важно знать, что существует тренировочный и
соревновательный темп. В этой связи в огневой подготовке курсантов важной становится проблема формирования умения управлять скоростью выполнения упражнения за счет темпа выполнения двигательного действия. По мере повышения тренированности курсантов за счет регулировки темпа движения по пульсовым показателям постепенно увеличивается темп выполнения двигательного действия. Для
формирования и совершенствования соревновательного темпа стрельбы необходимо в процессе подготовки выполнение двигательного действия 4-6 раз в неделю, но при этом очень важен выбор дней отдыха после напряженных занятий, после жесткой скоростной работы, перед соревнованиями.
Таким образом, теоретико-методической основой огневой подготовки курсантов является управление скоростной подготовленностью за счет комплексного развития двигательных способностей, при этом главным моментом должна стать тренировка темпа выполнения
двигательного действия и управления им за счет контроля пульса.
Для выбора тренировочного пульса курсантов необходимо включать в подготовку аэробные упражнения, направленные на развитие кардио-респираторной системы, где создаются условия для развития прочного функционального фундамента, который
обеспечивает достаточный тренировочный эффект. Основной зоной тренировочного пульса может выступать диапазон в пределах 75%-85% от максимальной величины пульса. Показатель пульса 85% от максимального является условной границей между аэробной и анаэробной зонами нагрузок. Для определения условия выполнения физических нагрузок курсантов нами разработана шкала тренировочного пульса (таблица).
процессе огневой подготовки с учетом уровней физических нагрузок. Например, для выполнения аэробной нагрузки курсантом в равномерном темпе в течение 6 минут необходимо находиться на пульсовом режиме 70% от максимального, чтобы выполнить тренировочную нагрузку среднего уровня на оценку «хорошо». Выполнить нагрузку в зоне анаэробного порога необходимо на пульсовом режиме от 163 уд/мин, 80% от максимального пульса, чтобы
выполняемая тренировочная нагрузка была среднего и выше среднего уровня.
Для определения допустимого тренировочного пульса используется балльная система с учетом физического и функционального состояния курсантов в зависимости от уровня подготовленности и возраста. Представленный нами диапазон тренировочного пульса используется для курсантов в возрасте от
18 до 25 лет (таблица). Таблица - Шкала управления тренировочным пульсом для курсантов с различным уровнем подготовленности (в баллах)
Диапазон ЧСС Шкала балльной системы оценки выбора тренировочного пульса
2 3 4 5 6 7 8 9 10
Уровни низкий средний выше среднего высокий
70% 140 141 142 143 144 145 146 147 48 49
80% 160 161 162 163 164 165 166 167 68 69
85% 164 165 166 167 168 169 170 171 71 75
В таблице представлен диапазон определения тренировочного пульса курсантов в
Правильно выбранный пульсовый диапазон тренировочного пульса в процессе выполнения физических нагрузок различной направленности позволяет эффективно развивать функциональное состояние и расширять резервные и адаптационные возможности организма курсантов. Создавая условия регистрации пульса в период выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок, можно рационально
спланировать темп выполнения
упражнений не сбивая дыхания. Контроль над темпом выполнения упражнений в режиме тренировочного пульса можно осуществлять за счет контроля над дыханием. Если при выполнении упражнений дыхание ровное, глубокое, контролируется сознанием, то пульс и темп выполнения упражнения адекватен поставленным задачам и
функциональному состоянию курсанта.
Заключение. Выявление факторов, влияющих на повышение эффективности огневой подготовки курсантов военных вузов, требует определения
организационно-методических особенностей построения тренировочных программ огневой подготовки.
Организационно-методическими особенностями построения тренировочных программ, направленных на
совершенствование двигательных
способностей курсантов, является необходимость учитывать:
- диапазон индивидуальных колебаний тренировочного пульса;
- исходный уровень физической и функциональной подготовленности;
- максимальный уровень проявления скоростных качеств и время его удержания;
- индивидуальный темп движения;
- зоны тренировочного пульса.
Относительно выбора зон тренировочного пульса курсантов необходимо отметить, что нагрузка подбирается достаточно быстрая, но выполнимая в равномерном темпе, это аэробная нагрузка в зоне выполнения 70% от максимального пульса. Выполнение двигательного действия должно происходить без сбивания дыхания, в равномерном темпе, чтобы курсант мог разговаривать и при этом контролировать свое дыхание. Выполнение физической нагрузки может происходить в условиях выполнения боевых задач, где курсант не может даже разговаривать, чтобы не сбивать дыхание. При этом частота пульса может подниматься выше 85% от максимального.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что для совершенствования двигательных способностей используется тренировочной пульс, который является основным условием реализации физических нагрузок различной направленности.
Литература
1. Жужгов А. И. Уровень физической нагрузки на занятиях по военно-прикладной физической подготовке курсантов военных вузов [электронный ресурс] / А. И. Жужгов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - № 1. - С. 42-46. http ://www. j ournal-science.org/ru/article/117.html. DOI 10.14526/26_2015_26.
2. Калашников А. Ф. Формирование профессионально-важных качеств курсантов средствами профессионально-прикладной физической подготовки / А. Ф. Калашников // Сборник статей «Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - М., 2016. - С. 53-57.
3. Кузнецова З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») [электронный ресурс] / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и
спорта. - 2011. - Т. 6. - №1. - С. 143-149. Режим доступа: http://www/kamgifk.chelnv.net/iournal.
4. Кузнецова З. М., Симаков Ю.П. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования [электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. -Т. 2. - № 4. - С. 8-14. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/magazine/48.html.
5. Кузнецова З. М. Об истории развития физкультурного образования в советский период [электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 3. - №2. - С. 9-19. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/magazine/42.html
6. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
7. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Zhuzhgov A. I. The level of phvsical load at militarv-applied phvsical training lessons of militarv higher educational establishments cadets. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of phvsical culture and sport]. 2015, Vol. 10, no 1, pp. 42-46. Availed at: http://www.iournal-science.org/ru/article/117.html. DOI 10.14526/26 2015 26.
2. Kalashnikov A. F. Profession-important qualities formation among cadets by means of professional-applied physical training. Sbornik statej "Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury I sporta
Подано: 09.01.2018 Принято: 11.01.2018
kursantov, slushatelej I studetnov [Collections of the articles "Urgent problems of physical culture and sport of cadets, listeners and students"]. Moscow. 2016, pp. 53-57. (in Russian).
3. Kuznetsova Z. M. The program realization of students' personal qualities formation in educational activity as one of real preconditions of content renewal of training specialists in the system of higher education (by the example of students of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism in "Service and tourism" specialty). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2011, Vol. 6, no 1, pp. 143-149. Availed at: http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal.
4. Kuznetsova Z. M., Simakov Yu.P. Historical preconditions of physical culture education formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 8-14. Availed at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/48.html.
5. Kuznetsova Z. M. About the history of physical culture education development during Soviet period. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2008, Vol. 3, no 2, pp. 9-19. Availed at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/42.html
6. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
7. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Чабан Алексей Владимирович - старший преподаватель, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», ул. Л. Толстого, дом 1, Тюмень, Россия, 625028, E-mail: chaban-zon-baronamail. ru
Для цитирования: Чабан А.В. Теоретико-методические аспекты взаимодействия факторов, направленных на совершенствование двигательных способностей, при огневой подготовке курсантов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 116-124. DOI 10/14526/01_2018_290