показанного результата в лыжных гонках сильная. В связи с этим можно сделать вывод, что для лыжников высокой квалификации целесообразнее использовать в соревнованиях по лыжным гонкам одновременный-одношажный коньковый ход.
По нашим наблюдениям применение одновременно-одношажного конькового хода спортсменами низкой квалификации нецелесообразно, так как он предъявляет большие требования к координации движений и специальной физической подготовленности верхнего плечевого пояса гонщиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Раменская, Т.И. Лыжные гонки : учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М. : Буки Веди, 2015. - 564 с.
2. Раменская, Т.И. Техническая подготовка лыжника / Т.И. Раменская. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 264 с.
3. Ростовцев, В.Л. Техника конькового хода лыжников-гонщиков высокой квалификации / В. Л. Ростовцев, В. Д. Кряжев // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 1. - С. 34-37.
4. Проблемы спортивной техники : сборник статей / под ред. В.В. Ермакова ; Смоленская акад. физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 2012. - 166 с.
REFERENCES
1. Ramenskaya T.I. and Batalov, A.G. (2015), Ski race: textbook, "Buki Vedi", Moscow.
2. Ramenskaya, T.I. (2000), Technical training of the skier, Physical culture and sport, Moscow.
3. Rostovtsev, V.L. and Kryazhev, V.D. (1988), "Skating technique progress of skiers-riders of high qualification", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 34-37
4. Ed. Ermakov, V.V. (2012), Issues in sports: collection of articles, Smolensk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.04.2017
УДК 378
МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-ФОРМИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ «ПЕДАГОГИКЕ»
КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК РОСГВАРДИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРЕДМЕТНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Эдуард Владимирович Дарбинян, адъюнкт, Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В статье автор представляет модель ценностно-формирующего обучения «Педагогике» курсантов военных институтов войск Росгвардии и ее реализацию в предметном образовании.
Ключевые слова: профессиональные ценности, модель ценностно-формирующего обучения «Педагогике», методические условия реализации модели.
MODEL OF VALUABLE-FORMING TRAINING TO "PEDAGOGY" OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS IMPLEMENTATION IN SUBJECTIVE EDUCATION
Edward Vladimirovich Darbinyan, the adjunct, Anatoliy Petrovich Sharuhin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation
Annotation
In the article the author presents the model of the value-forming training to "Pedagogics" for the cadets of the military institutes of the troops of Russian Federation National Guard and its implementation
in subject éducation.
Keywords: professional values, model of value-forming training to "Pédagogies", methodical conditions for model realization.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием ответственности офицеров - специалистов по работе с личным составом войск Росгвардии за эффективность учебно-воспитательного процесса в связи с преобразованием внутренних войск в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации. Высокая ответственность офицеров предполагает осознание и принятие курсантами системы профессиональных ценностей, формирование которых начинается при изучении учебных дисциплин в военных институтах.
Особая роль принадлежит учебной дисциплине «Педагогика». В то же время полное использование возможностей «Педагогики» по формированию профессиональных ценностей связано с необходимостью разрешения ряда противоречий. Это - противоречия между:
- высоким ценностно-формирующим потенциалом учебной дисциплины «Педагогика» (о чем свидетельствуют более 90% опрошенных курсантов и офицеров) и недостаточно эффективной его реализацией в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии (подтвердили 73% курсантов и 82% офицеров, изучавших учебную дисциплину «Педагогика»);
- достигнутым в науке уровнем знаний о сущности и структуре ценностей специалистов различного профиля, о педагогическом обеспечении ценностно-профессионального становления мировоззрения военнослужащих, и отсутствием педагогически обоснованных моделей формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов по работе с личным составом войск Росгвардии.
Для разрешения противоречий была разработана модель ценностно-формирующего обучения «Педагогике», использование которой обеспечивает повышение эффективности формирования профессиональных ценностей курсантов военных институтов войск Росгвардии.
Разработка модели включала:
- обоснование комплекса профессиональных ценностей офицера национальной гвардии - специалиста по работе с личным составом подразделения - как одной из основных целей педагогической подготовки курсантов;
- направленность обучения на формирование комплекса профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии;
- индивидуализацию обучения курсантов посредством увеличения числа практических занятий и творческих заданий;
- внесение организационных изменений в планирование и осуществление учебного процесса посредством закрепления за курсантами каждой роты отдельного преподавателя;
- переход на личностно-ориентированный подход в обучении, в котором взаимоотношения строятся на основе принципа не «субъект-субъект», а «личность-личность»;
- совершенствование учебно-методического обеспечения занятий и самостоятельной подготовки курсантов.
Модель ценностно-формирующего обучения «Педагогике» курсантов военных институтов войск Росгвардии включает:
• целевой компонент (система профессиональных ценностей);
• содержательный компонент (тематика учебной дисциплины с ценностно-информационным наполнением: профессионально-смысловым, профессионально-этическим, профессионально-целевым, профессионально-компетентностным, профессионально-субъектным);
• технологический компонент (система технологий - убеждающе-наставнических, включающих использование убеждения, примера, требования, поощрения, критики, контроля и др.; интерактивных и проблемно-поисковых: проектирования, выполнения творческих заданий, дискуссии, разбора ситуаций и др.; рефлексивных: самоконтроля, интроспекции, самокоррекции и др., применяемых в учебно-воспитательном процессе);
• организационно-методический компонент (система форм занятий и контроля -лекция, семинар, практическое занятие, контрольная работа, курсовая работа, зачет с оценкой);
• субъектно-личностный компонент (согласованная деятельность преподавателей и командиров, основанная на принципах гуманитарного подхода, комплексности, индивидуализации);
• результативный компонент, отражающий степень достижения поставленных
целей.
Деятельность преподавателей и командиров осуществляется на основе принципов: гуманитарного подхода, комплексности, индивидуализации.
Формирование профессиональных ценностей курсантов носит этапный характер.
На первом - проектировочном этапе - обосновываются педагогические цели, которые выступают в форме системы ценностей, конструируется содержание учебной дисциплины, моделируется система технологий, учебно-методическое обеспечение, изучаются возможности преподавателей, командиров и учебно-материальной базы, состав обучающихся и военно-культурная среда, в которой они находятся.
На втором - творческо-продуктивном этапе - в процессе планирования и проведения занятий, организации самостоятельной подготовки курсантов по дисциплине реализуются конкретные технологии, осуществляется учебное взаимодействие преподавателей, командиров и курсантов, достигаются конкретные результаты.
На третьем - рефлексивном этапе - осуществляется научная рефлексия, позволяющая определить положительные стороны и недостатки в реализации разработанной модели, внести необходимые коррективы.
Таким образом, разработанная в процессе исследования модель ценностно-формирующего обучения «Педагогике» курсантов военных институтов войск Росгвардии отвечает предъявляемым к ней требованиям и предполагает разработку методических условий ее реализации.
К методическим условиям реализации модели были отнесены: совершенствование целеполагания (согласование системы ценностей с компетенциями, определение целостной системы целей обучения «Педагогике»); совершенствование учебно-методического обеспечения освоения дисциплины курсантами и методики проведения занятий, а также самостоятельной подготовки.
Необходимость совершенствования целеполагания вызвано следующими причинами. В основе организации современного образовательного процесса лежит компетент-ностный подход. При определении компетентностного подхода следует исходить из положений, разработанных в современной психолого-педагогической литературе [1; 2; 3; 4; 5, 6 и др.].
Этапность развития человека выглядит следующим образом: индивид - субъект деятельности - личность (субъект социальных отношений) - индивидуальность [1].
Следует согласиться с Ю.Г. Татуром [6], что компетентный человек (специалист с высшим образованием) не только знает, как сделать и умеет хорошо сделать, но и то, почему надо делать именно так, способен осуществить выбор из арсенала своих умений, которые наилучшим образом отвечают условиям данной ситуации.
Следует подчеркнуть, что офицер полностью отдает себе отчет о моральной и правовой значимости своей профессиональной деятельности, о возможных ее негативных
последствиях для природы, общества, мира на земле. Он должен строить свою деятельность в соответствии с моральными и правовыми ожиданиями людей, а не ее насущными (минимальными) требованиями.
В связи с этим целеполагание осуществлялось в логике от смысловых и нравственно-профессиональных ценностей (профессиональный долг, профессиональная честь, ответственность, профессиональное достоинство), к инструментальным ценностям, которые отражают технологическую сторону деятельности.
Совершенствование методики проведения занятий связано с: их переводом в диалоговый (интерактивный) режим; изменением роли курсанта с «потребителя знаний» на «со-организатора занятия» и «добывателя знания».
Усовершенствованная методика предусматривает, что:
- на лекции курсанты: участвуют в определении актуальности изучаемой темы для организации учебно-воспитательного процесса в подразделении, для своего лич-ностно-профессионального роста, для государства и общества (обеспечивается ценностно-смысловая и этическая актуализация учебной деятельности); вопросы, которые необходимо рассмотреть для понимания темы (обеспечивается целевая актуализация учебной деятельности); технологию освоения темы и вопросы, которые необходимо вынести на семинар и/или на практическое занятие (обеспечивается операциональная актуализация учебной деятельности); при рассмотрении категорий высказывают свое понимание осваиваемого материала; контролируют деятельность рядом сидящих на лекции товарищей; участвуют в определении наиболее активно и успешно участвовавших в обсуждении рассматриваемых вопросов обучающихся с предложением конкретной оценки;
- на семинаре курсанты: участвуют в роли помощника руководителя занятия (по фрагментам или вопросам занятия); определяют актуальность темы и уточняют технологию проведения занятия; заранее зная вопросы, активно работают в ходе проведения письменного экспресс-опроса; вопросы семинара начинают рассматривать с анализа конкретной практической ситуации, которая смоделирована преподавателем; готовят небольшие проблемные доклады (сообщения) с организацией их обсуждения; участвуют в определении наиболее активно и успешно участвовавших в обсуждении рассматриваемых вопросов обучающихся с предложением конкретной оценки;
- на практическом занятии курсанты: участвуют в роли помощника руководителя занятия (по фрагментам или вопросам занятия); определяют актуальность темы и уточняют технологию проведения занятия; заранее зная вопросы, активно работают в ходе проведения письменного экспресс-опроса; проектируют педагогические системы (их фрагменты) и защищают свои проекты перед аудиторией; участвуют в определении наиболее активно и успешно участвовавших в обсуждении рассматриваемых вопросов обучающихся с предложением конкретной оценки;
- в процессе самостоятельной подготовки: 1) к групповым занятиям: делят подготовку на 2 этапа: а) предварительный - организационное распределение задач между курсантами; б) непосредственный - делают обзор литературы; обсуждают в отделениях подготовленные тезисы проблемных докладов (сообщений); используют технологию «фронтального обсуждения учебных вопросов»; консультируются у преподавателей; 2) к лекциям: знакомятся с темой, продумывают ее важность, актуализируют понимание проблемы.
Совершенствование учебно-методического обеспечения обучения «Педагогике» связано с тем, что:
а) внесены существенные изменения в: программу и тематический план учебной дисциплины (в цели, содержание, виды занятий и распределение времени по видам занятий, применяемые технологии);
б) переработаны: методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе курсантов; учебно-методические материалы по семинарским и практиче-
ским занятиям; методические указания по выполнению контрольных работ и курсовой работы;
в) внесены дополнения в методические указания по проведению стажировок, разрабатываемые выпускающей кафедрой;
г) разработаны материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего, промежуточного и итогового контроля;
д) переработаны методические рекомендации (материалы) для преподавателя и командиров курсантских подразделений;
е) разработан электронный учебник «Педагогика»;
ж) подготовлено к изданию учебное пособие «Введение в общую педагогику».
Подводя итог сказанному, следует отметить, что представленная модель ценност-
но-формирующего обучения «Педагогике» теоретически обоснована, и по результатам экспериментальной проверки обеспечила повышение эффективности формирования профессиональных ценностей курсантов военных институтов войск Росгвардии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 2 / Б.Г. Ананьев. - М. : Академия, 1989. - 342 с.
2. Беломытцева, Н.А. Иностранный язык в вузах как средство развития компетенций профессионального общения / Н.А. Беломытцева, Т.Г. Шарухина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 3 (59). - С. 138-143.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология / Б. М. Бим-Бад. - М. : Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 1998. - 284 с.
4. Бондырева, С.К. Субъект вуза и проблема субъектности в вузе / С.К. Бондырева // Субъект действия, взаимодействия, познания. - М., Воронеж, 2001. - С. 111-118.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М. : [б.и.], 2004. - 42 с.
6. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2004. - С. 4-12.
REFERENCES
1. Ananyev, B.G. (1989), About a person as an object and subject of education. Selected psychological works in 2 volumes, Vol. 2, Academy, Moscow.
2. Belomytseva, N.A. and Sharuhina, T.G. (2013), "Foreign language in higher education institutions as a means of developing the competences of professional communication", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No.3 (59), pp. 138-143.
3. Bim-Bud, B.M. (1998), Pedagogical anthropology, publishing house URAO, Moscow.
4. Bondyreva, S.K. (2001), "The subject of the university and the problem of subjectivity in the university", The subject of action, interaction, cognition. (Psychological, philosophical, sociocultural aspects), MSPI, Moscow, pp. 111-118.
5. Zimnyaya, I.A. (2004), Key competences as the effective-target basis of the competence approaches in education, Research Center of problems of quality of training, Moscow.
6. Tatur, Yu.G. (2004), "Competence approach in describing the results and designing standards for higher professional education", Proceedings of the Methodological Seminar "Russia in the Bologna Process: Problems, Problems, Prospects", Research Center of problems of quality of training, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2017