Научная статья на тему 'Ценностно-формирующий потенциал дисциплины «Педагогика» в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Росгвардии'

Ценностно-формирующий потенциал дисциплины «Педагогика» в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Росгвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕДАГОГИКА" НА КУРСАНТОВ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарбинян Эдуард Владимирович

В статье автор анализирует отношение курсантов к учебной дисциплине «Педагогика» и ее влияние на личностное и профессиональное развитие будущих офицеров войск Росгвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарбинян Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-evolving capacities of educational discipline “Pedagogy” in educational process of the University of the National Guard of the Russian Federation

The author reveals the fundamental structure of the discipline "Pedagogy" in the educational process of higher school of the Russian Federation National Guard, its value-forming potential.

Текст научной работы на тему «Ценностно-формирующий потенциал дисциплины «Педагогика» в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Росгвардии»

А.В. Гусаров, Н.Е. Ерешко, А.С. Махов, С.В. Клименко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 51-57.

6. Инновационный метод количественного определения и коррекции функционального состояния миофасциальных меридианов спортсменов / Г.А. Бобков, И.А. Пермяков, О.Ю. Морозов, О.Ю. Надинский, В.В. Матов, С.Е. Назаров, И.Г. Бобков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 4. - С. 48-53.

7. Исследование влияния статических упражнений с пассивным прогибом на тонус паравертебральной мускулатуры / А.В. Гусаров, Н.Е. Ерешко, М.В. Яшарова, А.С. Махов, С.В. Клименко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 48-53.

8. Николаева, М.В. Основные школы хатха-йоги / М.В. Николаева. - М. : Традиция, 2014.

- 272 с.

9. Сидерский, А.В. Хатха-йога как технология интегрального тренинга / А.В. Сидерский.

- М. : Ника-центр, 2011. - 160 с.

10. Торчинов, Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Е.А. Торчинов. - СПб. : Азбука-классика : Петербургское Востоковедение, 2007. - 480 с.

REFERENCES

1. Iyengar, B.K.S. (2015), Yoga Deepika. Clarification of yoga, Alpina non-fiction, Moscow.

2. Iyengar, G.S. (2011), Yoga in action: a beginning course, NP "Assistance to development of Iyengar yoga in Russia", Moscow.

3. Belikova, J.A. (2012), The exercises of hatha yoga as a means of corrective spinal deformation of students of special medical groups with impaired posture, dissertation, Belgorod.

4. Bobkov, G.A., Gusarov, A.V. and Naginski, O.Y. (2015), "Effect of some sports on the formation of musculoskeletal system", Phenomenon of man. Actual problems of Humanities and social Sciences education, Podolsk, pp. 45-49.

5. Gusarov, A.V., Ereshko, N.E., Makhov, A.S. and Klimenko, S.V. (2016), "The effect of static exercise with a deflection in the tone of skeletal muscles when engaging in physical culture with middle-aged women 30-40 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 140, No. 10, pp. 51-57.

6. Bobkov, G.A., Permyakov, I.A., Morozov, O.Y., Naginski, O.Y., Matov, V.V., Nazarov, S.E. and Bobkov, I.G. (2014), "Innovative method for the quantitative determination and correction of the functional state of the myofascial meridians of athletes", Sports science bulletin, Vol. 4, pp. 48-53.

7. Gusarov, A.V., Ereshko, N.E., Yasharova, M.V., Makhov, A.S. and Klimenko S.V. (2016), "Research of influence of static exercises with a passive deflection on a tonus of the paravertebral muscles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 141, No. 11, pp. 48-53.

8. Nikolaevа, M.V. (2014), The main schools of Hatha yoga, Tradition, Moscow.

9. Sidersky, A.V. (2011), Hatha-yoga as a technology of integral training, Nika-Centre, Moscow.

10. Torchinov, E. A. (2007), The path of philosophy East and West: knowledge of the beyond, "Azbuka-Klassika", "Petersburg Oriental studies", St. Petersburg.

Контактная информация: agy973@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2016

УДК 378

ЦЕННОСТНО-ФОРМИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОСГВАРДИИ

Эдуард Владимирович Дарбинян, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье автор анализирует отношение курсантов к учебной дисциплине «Педагогика» и ее влияние на личностное и профессиональное развитие будущих офицеров войск Росгвардии.

Ключевые слова: воспитательное влияние учебной дисциплины «Педагогика» на курсантов, результаты опроса курсантов.

VALUE-EVOLVING CAPACITIES OF EDUCATIONAL DISCIPLINE "PEDAGOGY" IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF THE NATIONAL GUARD

OF THE RUSSIAN FEDERATION Edward Vladimirovich Darbinyan, the adjunct, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation

Annotation

The author reveals the fundamental structure of the discipline "Pedagogy" in the educational process of higher school of the Russian Federation National Guard, its value-forming potential.

Keywords: structure of educational discipline "Pedagogy" in the educational process of higher school of the National Guard of the Russian Federation, value potential of discipline "Pedagogy".

Учебная дисциплина «Педагогика» несет в себе значительный ценностно-формирующий потенциал, который заключается как в предназначении педагогики в целом, так и в ее целевом, содержательном, технологическом компонентах, а также в личностных характеристиках преподавателей, ведущих учебные занятия. Об этом свидетельствуют результаты опроса 71-го курсанта Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, завершивших изучение учебной дисциплины «Педагогика» (занятия проводил профессор А.П. Шарухин; опрос проводился после того, как курсантам были выставлены итоговые оценки) в рамках освоения специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Результаты данного опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Роль дисциплины «Педагогика» в личностно-профессиональном развитии и пожелания по совершенствованию преподавания дисциплины_

№ п/п Общие выводы Количество человек %

Положительные

1 Дисциплина «Педагогика» формирует и развивает у обучаемых знания, умения, навыки, компетенции, а также необходимые качества личности для успешного выполнения военно-профессиональных обязанностей. Она охватывает не только учебную деятельность, но и служебную практику. 68 96

2 Педагогика развивает познавательную деятельность обучающихся, побуждает курсантов к сотрудничеству и взаимопомощи, развивает интерес к учению и чувство долга. 71 100

3 Педагогика формирует четкую структуру практической деятельности, раскрывает возможности применения полученных знаний в обучении и воспитании подчиненных. 64 90

4 Педагогика расширяет не только профессиональный, но и общий кругозор, помогает лучше понять предназначение и структуру знания других дисциплин, особенно психологических. 62 87

5 Педагогика закрепляет чувство уверенности в себе, своих силах и возможностях, помогает развивать мышление и преодолевать интеллектуальные и эмоциональные барьеры, возникающие на различных видах занятий. 67 94

6 Дисциплина «Педагогика» способствует развитию творчества, самостоятельности, умения четко определять учебно-воспитательные цели. 71 100

7 Педагогика значительно расширила наш профессиональный кругозор и помогла понять глубинные смыслы нашей службы в должности заместителя командира по работе с личным составом. 54 76

8 Дисциплина «Педагогика» формирует такую профессиональную ценность, как ответственность за свои действия, за каждое свое слово. В ходе ее изучения мы учились, прежде всего, не заучивать учебный материал, мыслить и делать самостоятельные обоснованные выводы. 71 100

9 Педагогика - поистине социальный механизм, который обеспечивает социальное развитие каждого из нас. 71 100

Предложения по совершенствованию преподавания дисциплины

1 Количество часов в учебном плане недостаточно для того, чтобы освоить такой огромный объем материала учебной дисциплины «Педагогика». Необходимо увеличить количество часов для более углубленного изучения дисциплины. 52 73

№ п/п Общие выводы Количество человек %

2 Необходимо обратить больше внимания формированию положительной мотивации учения тех, кто уже «наполучал» троек и выбыл из конкурентной борьбы за «красный» диплом. 14 20

3 Необходимо усилить контроль над каждым обучаемым, лично убедиться в правильности понимания излагаемого материала. Некоторые курсанты боятся признаться в том, что что-то было не понятно. 8 11

4 Следует больше давать индивидуальных заданий, чтобы можно было каждому в полной степени проявить свой потенциал. 38 54

5 Изучение раздела «Теоретические и методические основы воспитания» необходимо организовать на примере государственно-патриотического воспитания военнослужащих. 10 14

6 Уменьшить число лекций и увеличить количество практических занятий для расширения возможности решения педагогических задач. 24 34

7 Необходимо более индивидуально подходить к выставлению оценок курсантам в процессе освоения ими дисциплины «Педагогика». 3 4

Национальная безопасность России требует, чтобы и в частях, и в военных образовательных организациях высшего образования отдавали должное внимание решению педагогических проблем. Тогда можно будет говорить о создании условий для развития военнослужащего как индивидуальности, обладающей чувством долга, чести, ответственности, личного достоинства, формирования государственного патриотизма и профессионализма, мужества и товарищества.

Ценностно-формирующий потенциал целевого компонента дисциплины «Педагогика» реализуется через целеопределение, под которым понимается обоснование конечной цели и промежуточных частных задач на основе ценностно-смысловых и инструментальных потребностей профессиональной деятельности будущих заместителей по работе с личным составом.

В процессе исследования было выявлено, что целеопределение начинается с обоснования конечной цели, как значимого и желаемого педагогического результата. В нем присутствуют компетентностно-формирующая (знания, умения, навыки, компетенции, опыт деятельности), воспитательная (взгляды, убеждения, идеалы) и развивающая (внимание, память, мышление, речь, психомоторика и др.) компоненты.

Одной из характерных черт целеопределения выступает наличие в нем внутреннего противоречия, которое должно быть обязательно решено: учебно-воспитательный процесс осуществляется в настоящее время, а цели и задачи «уходят» в будущее [2]. Разрешить данное противоречие можно лишь в том случае, если в системе целей фундамент будут составлять терминальные ценности, а инструментальные ценности и частные задачи будут надстраиваться над ними (на их основе) и определяться ими.

Ценностный потенциал содержательного компонента обучения состоит в следующем. Содержание должно быть непосредственно связано с решаемыми войсками национальной гвардии служебными и боевыми задачами. Оно не может противоречить поставленным целям и должно обеспечивать личностно-ориентированный характер учебного процесса. Оно призвано помочь курсанту понять самого себя, свою роль в решении предстоящих задач, создать условия для самоуважения [3].

Содержание обучения должно характеризоваться инновационным характером [6]. Это означает, что оно призвано включить в себя последние достижения науки, инновационные изменения в военной культуре и военно-социальной среде, содержать проблемные ситуации, способствовать развитию творческого подхода к решению служебных задач.

Содержание обучения должно нести в себе воспитывающий потенциал, способствовать развитию в курсанте нравственности (долга, чести, достоинства, ответственности), патриотизма, профессиональной надежности, законопослушности, общей культуры и военной эстетики, бережного отношения к природе, военному имуществу, технике и оружию, стимулированию саморазвития [4].

Ценностный потенциал технологического компонента обучения заключен в эффективности используемых технологий, в какой степени применяемые технологии позволяют в полной мере раскрыть и развить личностные возможности будущего офицера.

То есть, эффективная педагогическая технология отвечает на вопрос: как обеспечить эффективное достижение желаемого (запланированного) результата? В педагогической системе она относится к процессуальному компоненту. Этим она отличается от методики, которая включает также компоненты: целей-задач (целевой), содержания (информационно-содержательный), результатов (результирующий) и в котором, соответственно, присутствуют ответы и на другие вопросы: для чего учить и чему учить?

То есть, под эффективной технологией обучения курсантов следует понимать спроектированную для заданных образовательных условий, диагностируемую и точно воспроизводимую, алгоритмизированную систему обучающих действий и учебных действий, обеспечивающих достижение запланированного результата.

Ценностный потенциал личностного компонента преподавателя реализуется через его авторитет [1, С. 111-118], который заключается в том, что курсанты, доверяя обучающему за его личностно-профессиональные качества, делегируют ему неформальные права по управлению собою, формированию у себя тех знаний, умений, навыков, компетенций, взглядов, убеждений и идеалов, свойств и качеств, которые он считает необходимыми. Педагогический авторитет преподавателя складывается из:

- высокой компетентности и профессионализма в организации и проведения занятий;

- умения выстраивать дружески-наставнические взаимоотношения;

- высокой работоспособности и самоотдачи при проведении занятий;

- справедливого, объективного отношения к обучающимся, доверия к ним;

- ответственного отношения к преподавательскому труду и самокритического поведения, отсутствия боязни признать свои ошибки;

- самоорганизованности, тактичности, целеустремленности, широкого общего и профессионального кругозора, стремления к самосовершенствованию и опрятности [5].

Подводя итог сказанному, следует отметить, что невозможно успешно решать стоящие перед частями и подразделениями задачи, не сформировав хорошо отлаженные учебно-воспитательные системы, функционирование которых позволяет обеспечить эффективный военно-педагогический процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева, С.К. Субъект вуза и проблема субъектности в вузе / С.К. Бондырева // Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические, философские, социокультурные аспекты). - М., Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - С. 111-118.

2. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990. - 119 с.

3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71433920/. - Дата обращения 01.12.2016.

4. Шарухин, А.П. Организация процесса воспитания в вузах внутренних войск МВД России : монография. - СПб. : [б.и.], 2015. - 472 с.

5. Шарухина, Т.Г. Управление развитие педагогического творчества преподавателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шарухина Татьяна Геннадьевна. - СПб., 2002. - 36 с.

6. Шимко, С.Ю. Инновационный подход к обучению военнослужащих частей внутренних войск МВД России / под ред. проф. А. П. Шарухина. - Сочи : [б.и.], 2011. - 160 с.

REFERENCES

1. Bondyreva, S.K. (2001), "University subject and the problem of subjectivity in high school", The subject of the action, interaction, knowledge. (Psychological, philosophical, socio-cultural aspects), MODEC, Moscow, Voronezh, pp. 111-118.

2. Kuzmina, N.V. (1990), The professionalism of the individual teacher and master apprenticeship, Higher School, Moscow.

3. Federal Law of July 3, 2016 № 226-FZ "On the armed forces of the Russian Federation of the National Guard", available at: http://base.garant.ru/71433920/.

4. Sharuhin, A.P. (2015), Organization of educational process in universities Russian Interior Ministry: monograph, SPVI MVD of Russia, St. Petersburg.

5. Sharuhina, T.G. (2002), Management development of pedagogical creativity of teachers of universities Russian Interior Ministry, dissertation, St. Petersburg

6. Shimko, S.Yu., Ed. Sharuhin, A.P. (2011), Innovative approach to training military units of internal troops of Russia, RIC SGU, Sochi.

Контактная информация: 79118117549@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2016

УДК 796.077.5

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Генриховна Ершова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Екатерина Викторовна Дытко, старший преподаватель, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта («ВЛГАФК»),

Великие Луки

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей учебной мотивации студентов вузов физической культуры и обоснована их практическая значимость в учебном процессе вуза физической культуры.

Ключевые слова: учебная мотивация, вуз физической культуры, студенты вуза физической культуры.

MANIFESTATION OF ACADEMIC MOTIVATION AMONG THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNIVERSITIES

Natalia Genrikhovna Ershova, the doctor of pedagogical sciences, professor, department

chairman,

Ekaterina Viktorovna Dytko, the senior teacher, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sport, Velikie Luki

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of the academic motivational indices of the students studying at the higher physical education establishments, and their practical importance have been defined for the educational process at the physical culture and sports university.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: academic motivation, university of physical education, students of physical culture and sports higher education establishments.

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация является одной из движущих сил развития любого процесса и может быть охарактеризована как средство достижения целей, форма проявления внутренних и внешних мотивов, факторов, система мотивов и побудителе, профессиональные побуждения, запросы. Таким образом, в фокусе исследователей находятся такие виды мотивации как мотивация достижения, внутренняя и внешняя, профессиональная.

Учебная мотивация будет иметь специфический характер, поскольку участниками нашего исследования являются студенты вуза физической культуры и спорта. А. А. Столяров (2002) отмечает взаимную зависимость мотивации обучаемых и учебной деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.