4. О внесении изменений в федеральные государственный образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 464.
5. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 г.) // Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 8 февраля. - № 5401.
6. Шарапов, Ю. А., Устюжанин, В. Н., Шахматов, А. В. Юридическая акмеология : монография. -СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 250 с.
7. Черных, Александр. Аспирантуру выводят на кандидатский максимум // Дайджест прессы : ежедневный бюллетень. 2016. - 22 сент. - № 177 (5821). - С. 37-39.
УДК 37.01:001.8
А.П. Шарухин*, Т.Г. Шарухина**
Новые подходы к классификации методов обучения курсантов
образовательных организаций
войск национальной гвардии Российской Федерации
Статья посвящена рассмотрению малоизученного в педагогической науке вопроса, связанного с изучением структуры и обоснованием классификации методов обучения курсантов образовательных организаций войск национальной гвардии России. Раскрываются актуальность темы, обосновывается структурная организация метода обучения и на ее основе разрабатываются подходы к классификации методов обучения.
Ключевые слова: метод обучения и его структура; классификация методов обучения курсантов.
A.P. Sharuhin*, T.G. Sharukhina**. New approaches to the classification of teaching methods of cadets in educational organizations of the Russian Federation National Guard Forces. Article deals with the problem insufficiently explored in pedagogy, connected with the learning of the structure and grounding of methods classification of teaching the cadets at educational organizations of the Russian Federation National Guard Forces. The article reveals the topicality of the theme, grounds the structural organization of teaching method and shows the developments of new approaches to the methods classification of teaching.
Keywords: teaching method and its structure; methods classification of the cadets' teaching
Актуальность вопросов, затрагиваемых в статье, обусловлена сложностью и неоднозначностью указанных проблем в военной дидактике. Деление методов обучения курсантов образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации на традиционные, активные и интерактивные активизировало интерес к этим проблемам. Об этом свидетельствует рост количества посвященных этому вопросу исследований и публикаций.
Для образовательных организаций национальной гвардии Российской Федерации ее актуальность обусловлена также тем, что, несмотря на преемственность в организации обучения, в ней появляются новые элементы в связи с изменением задач, возложенных на национальную гвардию по сравнению с внутренними войсками. Данные задачи усложняют деятельность как подразделений, так и офицерских кадров по их управлению. Вместе с тем время на подготовку офицеров для национальной гвардии остается прежним, что требует поиска новых подходов к организации и проведению занятий с курсантами, позволяющих интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс,
* Шарухин, Анатолий Петрович, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. E-mail: apsha@ yandex.ru.
** Шарухина, Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел: +7 (812) 744-70-92. E-mail: [email protected].
* Sharuhin, Anatoly Petrovich, doctor of pedagogic sciences, professor of the Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilutova, 1. E-mail: [email protected].
** Sharukhina, Tatiana Gennadievna, the Head of the Foreign Languages Department of Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard Forces, doctor of pedagogic sciences, professor. Address: Russia, 198206 Saint-Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. Ph.: +7 (812)744-70-92. E-mail: [email protected].
© Шарухин А.П., Шарухина Т.Г., 2016
сделать его более эффективным. При этом вектор смещения акцентов в организации и проведении занятий должен быть направлен, во-первых, на увеличение доли практических занятий, во-вторых, на повышение теоретической и методической подготовки педагогических работников, особенно в области целеполагания, определения и успешного использования наиболее продуктивных способов организации учебной деятельности курсантов. Не секрет, что значительная часть педагогических работников недостаточно подготовлена в профессионально-педагогическом плане.
При анализе профессионально-педагогического общения педагогических работников по поводу учебного процесса можно видеть, что в нём часто встречаются понятия «методы обучения», «методы активного обучения», «интерактивные методы обучения». Уже в самих этих словосочетаниях наблюдается некоторое несоответствие.
Если подойти к терминологии с точки зрения русского языка, то антонимом «методов активного обучения» будут «методы инертно-пассивного обучения». А методы, обеспечивающие интерактивный характер обучения, благодаря союзу «и» будут самостоятельной группой дополнять способствовать активизации учебной деятельности курсантов. Однако на самом деле все выглядит несколько иначе. О «пассивных» или «инертных» методах речь вообще не идёт (в литературе употребляется термин «традиционные методы»). А активные и интерактивные методы соотносятся между собой как целое и часть.
Чтобы внести ясность в данный вопрос, необходимо определить сущность и обозначить границы употребления каждого из названных терминов [1].
Метод (от греч. мëthodos) - путь как комплекс действий в направлении к цели; способ, который необходимо использовать, чтобы решить определённую задачу. Если за основу определения метода обучения взять путь, то он включит систему приёмов, использование которых приведёт к достижению цели. Чётко выверенное, логически последовательное, обязательно приводящее к запланированному результату (при возможности неоднократного повторения) применение системы приемов метода позволяет говорить о его реализации как технологии.
Если говорить о методе как способе обучения, следует учесть, что он занимает промежуточное место между целями и результатами и как бы объединяет, скрепляет содержательный компонент обучения с деятельностным компонентом (в т.ч. составляющие деятельностного компонента -деятельности преподавания и учения) и формами организации занятий в конкретных условиях обучения.
По структуре обучающая деятельность педагогического работника очень сложна, т.к. включает управленческий (педагогический работник управляет учебной деятельностью курсанта), предметный (педагогический работник должен быть профессионалом в том, что он преподаёт) и интерактивный (педагогический работник должен уметь наладить эффективное взаимодействие с обучающимся) аспекты и проявляется в вербальной и невербальной формах.
В деятельности обучающегося также присутствуют предметная, вербальная и невербальная деятельности. Как свидетельствует опыт обучения, при определённом стечении условий и обстоятельств обучающиеся иногда пытаются управлять обучающим.
Метод обучения должен соответствовать: целям; содержанию; формам организации; индивидуальным возможностям обучающихся; педагогическому потенциалу обучающего; этапу учебного познания; условиям, в которых протекает учебный процесс.
Исходя из сказанного, в методе обучения следует выделить смысловую характеристику и функциональную характеристику.
Смысловая характеристика:
- определяется: образовательной парадигмой (господствующая в данное время система научных установок, идей и теорий обучения, воспитания и развития личности, которая лежит в основе исследования педагогических систем и постановки целей, отбора содержания, выбора способов и форм обучения, обоснования характера взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса), решаемыми в процессе обучения задачами (формирования профессиональных компетенций, воспитательными, развивающими, контролирующими);
- зависит от: научно-теоретических установок обучающего: методологической и мировоззренческой позиции, теоретической и практической подготовленности.
В смысловой характеристике прежде всего отражаются: комплексность и содержательность цели учебно-воспитательного процесса (единство задач формирования профессиональных компетенций, воспитания, развития и контроля) и характер взаимосвязи обучающего и обучающегося (субъект-объектный или субъект-субъектный).
Следует отметить, что за четыре последних столетия в мировой педагогике по отношению к обучению сложился четкий и отработанный до мелочей подход, который получил название
«рациоцентрический» (в центре - знание) или «знаниевый». Согласно данному подходу, необходимо насыщать сознание человека как можно большим количеством знаний из разных наук. Это должно привести к образованности, воспитанности, человечности [2].
Однако развитие человечества показало, что данный путь не приводит к заветной цели -формированию человеческого в человеке. И дело не только в геометрическом ускорении роста знаний. Многие из тех, кто получил «блестящее образование» в ведущих университетах мира, вставали на путь фашизма, человеконенавистничества или безвольно выполняли указы нацистов. И наоборот, многие так называемые «малообразованные» вели себя очень достойно и высоконравственно.
К концу ХХ в. мировая образовательная система окончательно признала наличие серьезного кризиса, выразившегося прежде всего в серьёзных технологических прорывах при отставании нравственного развития человека и приступила к поиску новых подходов к организации образования в целом и обучения, в частности. Сегодня учёные всё более сходятся в том, что основу такого подхода должен составить антропоцентризм (в центре - уникальность и духовно-нравственное совершенство человека). Именно это должно стать высшей ценностью общественного развития и целью образования в целом и обучения, в частности [4]. Если данные положения адаптировать к задачам, которые предстоит решать войскам национальной гвардии и офицерам как руководителям подразделений, каждого обучающегося курсанта надо рассматривать как драгоценное сырьё, алмаз, который по выпуску из военного института должен в полной мере «заиграть» своими нравственно-профессиональными гранями. Офицерский долг, офицерская честь, офицерское достоинство, государственный патриотизм, профессиональная надежность, законопослушное поведение, творческий подход к решению задач, высокий уровень общей культуры, интернационализм, индивидуальный стиль деятельности составляют ядро нравственно-профессиональных характеристик офицера национальной гвардии Российской Федерации.
Функциональная характеристика метода обучения зависит от его смысловых характеристик, уровня технологической подготовленности обучающего, технической оснащенности учебного процесса, особенностей обучаеющихся, специфики содержания и др.
В функциональной характеристике метода обучения прежде всего отражаются: роль обучающего и обучающегося в реализации творчества и творческом развитии последнего в учебном процессе (разные способы предъявления и освоения учебного материала - объяснительно-репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский - отличаются различным потенциалом творческого проявления и развития курсанта), способ коммуникации (монолог - диалог - полилог) и способ интерактивного взаимодействия (дружеско-наставнический или административно-исполнительский), организационно-количественный состав обучающихся, который определяет индивидуальный, групповой, фронтальный или смешанный способ взаимодействия в процессе обучения.
Учитывая особенное положение метода в структуре обучения, его смысловые и функциональные характеристики и специфику структурного наполнения, можно дать ему следующее определение: метод обучения - это способ достижения поставленной в учебно-воспитательном процессе цели посредством осуществления системы совместных шагов обучающего и обучающегося при работе с учебным содержанием и учебными средствами (прохождение пути), основанный на определённом характере их взаимосвязи и взаимодействий.
Таким образом, метод обучения: а) предназначен для достижения цели (решения задачи); б) отражает характер взаимосвязи обучающего и обучающихся; в) определяет специфику взаимодействий обучающего и обучающихся при работе с содержанием и используемыми в учебном процессе средствами. Каждая из данных характеристик выдвигает на первый план те или иные стороны метода обучения и может выступить основой для их классификации.
1. Классификация методов обучения по предназначению (решаемым задачам).
Методы обучения применяются для:
а) формирования знаний (изложение - устное и письменное, - обсуждение, показ/демонстрация; повторение, решение задач и др.); формирования, развития и поддержания умений, навыков, целевых и операциональных установок (объяснение, упражнение, решение задач, кейс-метод, игра и др.); формирования компетенций (изложение, обсуждение, показ, упражнение, повторение, решение задач, кейс-метод, игра и др.); формирования опыта деятельности (тренировка, практические действия в реальных условиях);
б) формирования и развития: мировоззренческих взглядов, убеждений, идеалов, ценностей (изложение - устное и письменное, - обсуждение, показ/демонстрация, поощрение, наказание, практические действия в реальных условиях и др.;); привычек поведения (упражнение/тренировка);
в) развития интеллектуально-творческих способностей, воли и чувств (изложение - устное и письменное, - обсуждение, показ/демонстрация, упражнение/тренировка и др.);
г) осуществления контроля уровня знаний, умений, навыков, компетенций, операциональных и целевых установок, опыта деятельности, взглядов, убеждений, идеалов, смысловых установок, ценностей, интеллектуальных способностей, воли, чувств (проверка посредством: организации опроса - устного, письменного - материала; выполнения упражнений; отработки вводных; решения задач, организации дискуссии, исследований и др.).
В зависимости от решаемых в каждый отрезок учебного времени задач будут применяться различные методы.
Вместе с тем следует помнить, что, как правило, каждый метод в той или иной степени оказывает влияние на решение каждой из задач. А их комплексное применение оказывает эффективное влияние на формирование и развитие различных сторон психологии военнослужащего.
2. Классификация методов обучения по способу взаимосвязи обучающего и обучающихся. В этом случае методы обучения должны быть разделены на две группы:
- субъект-объектные (в основе их выбора лежат: авторитарный стиль отношений; доминирование обучающего): лекция/рассказ-монолог, показ, упражнение, контроль (опрос), требование, оценка личности;
- субъект-субъектные (в основе их выбора лежат: дружеско-наставнический стиль отношений; развитие интереса и понимания необходимости, важности освоения материала): интерактивные лекция/рассказ, беседа, обсуждение, показ, упражнение-соревнование, контроль (опрос, решение творческих задач с их обоснованием), поощрение словом, оценкой; оценка не личности, а действий курсанта и др.
3. Классификация методов обучения по технологии взаимодействий обучающих и обучающихся в процессе работы с содержанием и используемыми в учебном процессе средствами. Она предполагает учёт: а) стилевых особенностей выполнения каждым своей роли в ходе учебного процесса; б) способа коммуникации; в) организационно-количественного состава обучающихся.
A) Стилевые особенности выполнения своей роли обучающим и обучающимся в ходе учебного процесса могут быть:
- административно-исполнительскими, при которых обучающий выступает носителем истины, он диктует, а обучающийся воспроизводит, исполняет;
- организационно-творческими, при которых обучающий так организует учебную деятельность, что обучающийся проявляет максимум самостоятельности, устремленности к достижению цели, преодолевает трудности, учится рефлексировать в процессе учёбы и т.д. [14].
Взяв за основу стилевую специфику выполнения ролей, можно выделить следующие методы организации познавательно-творческой активности обучающихся:
- объяснительно-репродуктивный метод (характерен для административно-исполнительского стиля),
- проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский методы (характерны для организационно-творческого стиля).
Б) По использованию способа коммуникации при организации взаимодействия методы обучения делятся на монологовые, диалоговые и полилоговые.
B) Организационно-количественный состав обучающихся определяет индивидуальный, групповой, фронтальный или смешанный способ (метод) взаимодействия в процессе обучения.
Таким образом, анализ сущности и структуры метода обучения привёл к выводу о его многоуровневом строении, а, следовательно, и о многоуровневой классификации методов, используемых в учебном процессе. В связи с тем, что абсолютное большинство методов обучения достаточно подробно описано в учебно-научной литературе [3; 5-12], остановимся на анализе тех методов, которые охарактеризованы в сравнительном плане в наименьшей степени и в то же время представляют наибольший интерес для подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации (объяснительно-репродуктивного, проблемного, эвристического и исследовательского - в каждом последующем из которых увеличивается доля творческой активности обучающихся). Характеристика каждого из названных методов сводится к следующему.
Объяснительно-репродуктивный метод выступает доминирующим в «знаниевой» научно-педагогической парадигме. Взаимодействие обучающего и обучающегося строится на авторитарной основе, в которой администрирование (крайняя форма - диктат; цели - прежде всего обучающие и контролирующие) является ключевой стилевой характеристикой деятельности обучающего. При этом обучающий - главное действующее лицо, ретранслятор учебного материала, носитель истины. А основной способ освоения учебного материала обучающимся - репродуктивно-воспроизводящий. В учебном процессе используется в основном такой вид коммуникации, как монолог. Общение -относительно формальное. Решение учебных задач, как правило, индивидуальное. Творчества и
самостоятельности в учебной деятельности мало. Эффективность обучения относительно низкая. Как правило, используются следующие возможности повышения эффективности обучения курсантов в процессе проведения занятий: акцентирование внимание на актуальность; усиление наглядности; приведение интересных примеров; показ личного мастерского выполнения действий; чёткое структурирование учебного материала; его доступное изложение; системный контроль за ходом освоения.
Проблемный метод применяется в различных образовательных парадигмах. Взаимодействие обучающего и обучающегося строится также в основном на авторитарной основе с использованием принципа партнёрских отношений. При этом в структуре цели доминируют: формирование знаний, умений, навыков, компетенций, а также развивающий и контролирующий аспекты (формированию взглядов, убеждений, идеалов, ценностей - воспитательному аспекту - внимания уделяется мало). Главным действующим лицом выступает обучающий, который является ретранслятором учебного материала, носителем истины. Основной способ освоения учебного материала обучающимся -репродуктивно-воспроизводящий, с использованием обучающим приема активизации мыслительной деятельности в виде постановки перед обучающимся проблемы и совместного её решения. В учебном процессе используется в основном такой вид коммуникации, как монолог. Общение носит относительно формальный характер. Решение учебных задач, как правило, индивидуальное, с периодическим подключением группы. Творчества и самостоятельности относительно мало. Эффективность обучения несколько возрастает (по сравнению с объяснительно-репродуктивным методом) за счёт активизации познавательной активности, благодаря постановке проблем, посильных для анализа и решения; индивидуальному подходу к управлению учебной деятельности со стороны обучающего (по возможности); периодического подключения группы к решению проблемы.
Эвристический метод связан с гуманистической (личностно-ориентированной) парадигмой. Основа взаимодействия обучающего с обучающимся - партнёрство. Цель ставится комплексно с включением всех компонентов (обучающе-формирующего, развивающего, воспитательно-формирующего, контролирующего). Обучающий индивидуализирует учебный процесс за счёт творческих заданий (которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными), делает его достаточно интенсивным, активно общается с каждым обучающимся. Основной способ освоения учебного материала - поисковый, совместно с обучающим. Вид коммуникации - в основном диалог (но не исключен и полилог). Решение учебных задач - как индивидуальное, так и групповое. Творчества и самостоятельности достаточно много. Эффективность обучения значительно повышается (по сравнению с предыдущими методами) за счёт еще большей активизации познавательной активности, её целенаправленной интенсификации. Возможности повышения эффективности обучения (помимо перечисленных при характеристике проблемного метода) заключаются в: чётком соблюдении этапности решения эвристических задач с полным завершением работы на каждом этапе и фиксацией итога; внимательном педагогическом сопровождении познавательной деятельности обучающегося; недопущении нервно-интеллектуального истощения; оптимальном сочетании индивидуальных и групповых способов решения задач.
Исследовательский метод однозначно ориентирован именно на гуманистическую (личностно-ориентированную) парадигму. При его использовании основа взаимодействия обучающего с обучающимся - партнерство. Цель ставится комплексно с включением всех компонентов (обучающе-формирующего, развивающего, воспитательно-формирующего, контролирующего). Обучающий индивидуализирует учебный процесс за счёт творческих заданий (которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными), делает его максимально интенсивным, активно общается с каждым обучающимся. Основной способ освоения учебного материала -самостоятельно-исследовательский под руководством обучающего. Вид коммуникации - диалог, полилог. Решение учебных задач - индивидуально-групповое. Творчества и самостоятельности максимально много. Эффективность обучения - наиболее высокая. Возможности повышения эффективности (помимо перечисленных при характеристике эвристического метода) содержатся в: акцентуации внимания обучающегося на методологическом и теоретическом обосновании и доказательной базе; системном обобщении и грамотном литературном изложении результатов исследования; тщательной подготовке к защите полученных результатов.
В познавательно-методическом плане важно учитывать, что изучение методов необходимо осуществлять, обращаясь к концепциям обучения.
Интерактивные методы обучения - это разновидность методов активного обучения. Их выделение в один из классов осуществляется по признаку коммуникативной и предметной активности в процессе взаимодействия (интеракции) курсантов как с педагогическим работником, так и между собой. К числу методов интерактивного взаимодействия (интерактивных методов) в процессе
обучения в первую очередь следует отнести: дискуссии, в т.ч. групповые; деловые и ролевые игры; интерактивные лекции; разбор конкретных ситуаций (метод кейсов); тренинги (личностного роста, развития коммуникативных способностей, стрессоустойчивости и др.); встречи с представителями военной и научной практики; групповые проекты; обсуждение результатов работы обучающихся и исследовательских групп; самостоятельный просмотр с последующим обсуждением программ образовательного характера и др. [13].
Эффективность применения методов обучения зависит прежде всего от методического мастерства обучающего.
Список литературы
1. Адлер, М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 189 с.
2. Бережнова, Е. В., Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учебник для вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
3. Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования : учебное пособие для вузов : в 2 кн. - СПб., 2007.
4. Волков, С. А. Гуманизация образования на основе принципов «фундаментальности -синергетичности - целостности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // interlibrary. narod. ru / GenCat / GenCat.Scient.Dep / GenCatPedagogics / 130000002 / 130000002.htm (дата обращения: 18.08.2016).
5. Жуков, Г. Н., Матросов, П. Г., Каплан, С. Л. Основы общей и профессиональной педагогики : учебное пособие / под общ. ред. Г. П. Скамницкой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 382 с.
6. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.
7. Краевский, В. В., Хуторской, А. В. Основы обучения: дидактика и методика : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М., 1993, 1998.
9. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
10. Оконь, В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. - 381 с.
11. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
12. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. -М.: Издательский центр «Владос», 1999. - 576 (747) с.
13. Шарухин, А. П., Орлов, А. М. Психология делового общения : учебное пособие. -М., 2012. - 320 с.
14. Шарухина, Т. Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Шарухина Татьяна Геннадьевна. - СПб., 2002. - 347 с.