Научная статья на тему 'Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций'

Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ФОРМАОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / HIGHER EDUCATION / TEACHING METHOD / FORM OF EDUCATION / MEANS OF TRAINING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Мария Николаевна

В статье предложен комплекс методов, форм, средств обучения и педагогических технологий, наиболее эффективных с точки зрения формирования профессиональных компетенций студента вуза. Отмечается, что предпочтение следует отдавать таким составляющим организации процесса обучения, которые стимулируют творческую активность студентов, развивают их мышление и максимально приближают процесс обучения к условиям будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimal organization of education as a condition of formation of professional competences

The article proposes the complex of methods, forms and means of training and pedagogical technologies, the most effective from the point of view of formation of professional competence of a student. It is noted that preference should be given to these components of educational process organization, which stimulate the creative activity of the students, develop their thinking and the maximal approximation of the learning process to the conditions of the future professional activity.

Текст научной работы на тему «Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций»

УДК 3 7 8.095

М. Н. Крылова

Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций

В статье предложен комплекс методов, форм, средств обучения и педагогических технологий, наиболее эффективных с точки зрения формирования профессиональных компетенций студентавуза. Отмечается,что предпочтение следует отдавать таким составляющим организации процесса обучения, которые стимулируют творческую активность студентов, развивают их мышление и максимально приближают процесс обучения к условиям будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, высшее образование, метод обучения, формаобучения,средство обучения,педагогическая технология.

M. N. Krylova

Optimal organization of education as a condition of formation of professional competences

The article proposes the complex of methods,forms and means of training and pedagogical technologies, the most effective from the point of view of formation of professional competence of a student. It is noted that preference should be given to these components of educational process organization, which stimulate the creative activity of the students, develop their thinking and the maximal approximation of the learning process to the conditions of the future professional activity.

Keywords: professional competence, higher education, teaching method, form of education, means of training,pedagogica1 technology.

' ктуализация в образовании компе-тентностного подхода стала результатом новых требований, предъявляемых сегодня к качеству образования. В современных исследованиях по педагогике, воспитанию и обучению термин «компетенция» стал невероятно популярным, он используется, чтобы обозначить как то, что педагог намеревается дать обучающимся, так и то, что он от них хочет получить. В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав [9, с. 282]. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. А.В. Хуторской замечает, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке, а под компетентностью — уже сложившиеся, состоявшиеся качества [14, с. 10].

Отдельно выделяется такая разновидность компетентности, как профессиональная компетентность (ПК), связанная с деятельностью человека, с профессией. Формирование и развитие ПК требует большей частью специальной подготовки, то есть владения определенным знаниям

и умениям. Однако для того, чтобы сформировалась именно компетенция, то есть способность реализовывать полученные знания и навыки в успешной практической деятельности, обучение должно быть организовано по-новому. Это значит, что преподаватель должен пересмотреть систему методов, форм, средств и технологий обучения с целью их оптимизации, выделения тех, которые будут наиболее эффективны для формирования ПК. Именно поэтому работы, посвященные формированию ПК, в современной педагогической науке имеют не теоретическую, а практическую направленность, ориентированы на описание педагогами-практиками своих реальных достижений и находок в данной области. Таковы, например, исследования Л.К. Аверченко, А.В. Антоновой, И.В. Дорониной, Л.Н. Ивановой, С.Г. Михалчевой, Е.Р. Никоновой, И.Ф. Редько, А.Ю. Собко и др.

Цель данной статьи — рассмотреть один из вариантов организации обучения, нацеленной на формирование ПК, выделить наиболее действенные с точки зрения вырабатывания ПК методы, формы, средства и технологии обучения.

Метод обучения — это одна из основных характеристик каждого учебного занятия. В учебном пособии Л.Д. Черевко и др. метод обучения определяется как «способ сотрудничества преподавателя и учащихся, в результате которого достигается усвоение учащимися знаний, навыков и умений, приобретается опыт творческой деятельности, развиваются познавательные способности, формируются основы научного мировоззрения» [15, с.48]. Методы индивидуальны и могут выбираться каждым преподавателем для каждого занятия по-разному. А.А. Авраменко по этому поводу замечает: «Методы обучения определяются характером учебной дисциплины и ее задачами, содержанием учебной программы и задачами каждого этапа обучения, а также наличием оборудования для проведения занятий, окружающими условиями, индивидуальными особенностями учащихся и преподавателя» [2, с.36].

Согласно классификации методов обучения по источникам информации, выделяются словесные, наглядные и практические методы. Из них наиболее эффективными с точки зрения формирования ПК мы считаем метод беседы, метод самостоятельного наблюдения обучающихся, метод производственной экскурсии, лабораторно-практический метод и т. д.

Вторая распространенная классификация методов обучения предполагает подход с точки зрения характера познавательной деятельности обучающегося. Из выделяемых по ней методов наиболее эффективными с точки зрения формирования ПК являются метод проблемного изложения учебного материала, частично-поисковый, или эвристический метод и исследовательский метод.

То есть основные методы обучения, эффективные с точки зрения формирования ПК, — это методы, предполагающие активность и интерактивность обучающихся на занятии: методы активного обучения (кейс-метод, игровые методы, дискуссии и т. д.); методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения) и под. А.Ю. Собко, к примеру, так характеризует кейс-метод, состоящий в интерактивном обучении на основе реальных ситуаций: «Методически грамотно разработанный педагогом кейс должен обеспечить формирование и развитие личностно значимых умений, общекультурных и профессиональных компетенций» [12, с.148]. Л.К. Аверченко и др. отмечают важность имитационных деловых игр для формирования ПК: «Они строятся на психологических механизмах влияния группы на процесс усвоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения» [1, с.39].

Современную методику характеризует разнообразие форм обучения. Как отмечается в пособии Н.В. Бордовской, А.А. Реан, «в дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога

с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения» [4, с.100]. Форма зависит от целей и задач занятия, числа студентов в группе, распределения времени, теоретического и практического обучения. Выделяются разнообразные формы обучения. По нашему мнению, наиболее актуальными с точки зрения формирования ПК в высшем учебном заведении являются:

— семинары, проблемные семинары;

— практическое, лабораторно-практическое обучение;

— учебная практика;

— внеаудиторные занятия;

— самостоятельная работа;

— курсовые и дипломные работы (проекты).

Семинары и в особенности такой их вид, как

проблемные семинары, позволяют выносить на обсуждение наиболее дискуссионные и неоднозначные вопросы, организовывать обсуждение, стимулировать высказывание студентами собственного мнения.

Практическое обучение активизирует студентов, развивает у них самостоятельность и профессиональное мышление, учит применять полученные знания на практике, воспитывает дисциплину труда, аккуратность, помогает выработать уверенность, необходимую для работы в производственных условиях и т. д. Самая важная часть практического и лабораторно-практического занятия с точки зрения формирования ПК — это самостоятельная работа обучающихся. От правильной организации самостоятельной работы зависит степень закрепления знаний студентов и формирования у них первоначальных навыков. Поэтому преподаватель должен умело руководить работой обучающихся, предусмотреть систему методов и способов педагогического воздействия. Можно применять как теоретические, так и практические методы: рассказ, объяснение, показ, беседа, демонстрация трудового процесса, использование учебно-наглядных пособий (стендов, плакатов, схем, альбомов, методических пособий, инструкционно-технологических карт и т. д.).

Учебная практика проводится с целью выработки у обучающихся умения применять теоретические знания на практике. Практика чаще всего проходит в реальных производственных условиях. Преподаватель проводит вводный инструктаж, оказывает помощь студентам в процессе работы, решает организационные вопросы, оценивает работу обучающихся, в конце подводит итоги практики и т. д. Формирование ПК будет наиболее эффективным в случае максимального приближения условий практики к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.

Внеаудиторные занятия — это разнообразные формы вовлечения студентов в изучение и углу-

бление теоретических и практических знаний. Они воспитывают активность, заставляют логически мыслить, обогащают духовно, формируют нравственные и волевые качества. В условиях ВПО это могут быть консультации (индивидуальные, звеньевые и групповые); внеаудиторные мероприятия: викторины, олимпиады, конкурсы, выставки, тематические вечера и другие мероприятия по специальным дисциплинам; научные общества, кружки и др.

Самостоятельная работа — это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Бесспорно, что в основе организации эффективного учебного процесса должен лежать принцип активности и самостоятельности обучающихся в обучении. Наиболее эффективны такие формы самостоятельной работы, как систематизация изучаемого материала; практическое изучение предметов и явлений; разбор документации; решение задач разного типа (качественных, количественных, диагностических, с элементами конструирования); работа по карточкам-заданиям; чтение и разбор чертежей, схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. п.

Выполнение курсового и дипломного проекта (работы) создает условия для имитации профессиональной деятельности в том случае, если «для выполнения предлагаются задания, максимально приближенные к реальной деятельности, требующие проявления соответствующих профессиональных компетенций» [10, с.101].

Формы обучения чаще всего определяются учебным планом, но часто именно педагог выбирает ту или иную форму, и в этом случае он должен знать, какой тип занятия сработает наиболее эффективно с целью формирования ПК у обучающихся. При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ПК, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность обучающегося, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен педагогом и товарищами по учебе.

Хочется отметить, что абсолютно неактуальных для формирования ПК форм и методов обучения нет. Однако некоторые формы и методы сами по себе не работают на развитие профессиональных компетенций: монолог педагога (без элементов диалогичности); фронтально-индивидуальный опрос (не эвристический); нетворческая работа с учебником (пересказать текст); демонстрация видеофильма (без заданий, комментариев, обсуждения); традиционная форма оценивания.

Определение средств обучения находим в Энциклопедии профессионального образования: «Это материальные объекты и предметы естественной природы, а также ис-кусственно

созданные человеком, используемые в учебновоспитательном про-цессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагогов и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития» [16, с.177].

Средствам обучения, то есть оборудованию занятий в системе высшего образования уделяется особое внимание. Среди них следует выделить наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО). При оборудовании занятий необходимо уделять внимание пособиям разных видов. Для теоретического занятия подойдут в основном изобразительные наглядные пособия, для практического, наряду с изобразительными, натуральные, причем последние приобретают более важное значение.

Формирование ПК напрямую зависит от средств обучения, используемых на занятии. Невозможно сформировать ПК, только объясняя, если у обучающихся нет возможности самостоятельно действовать с использованием того или иного оборудования. Обеспечение занятия такими учебными пособиями, как плакаты, дидактические карточки, кроссворды, иллюстрации, слайды, разнообразный раздаточный материал целиком зависит от педагога, его творческого подхода к делу, желания внести разнообразие в учебный процесс.

Технологичность становится все более важной составляющей любой сферы современной жизни, в том числе и процесса обучения. Она определяется как система форм, методов, средств и технического оснащения, используемых для достижения необходимых результатов. В.А.Сластенин предлагает следующее определение: «В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [11, с.407].

В системе ВПО в рамках компетентностной образовательной парадигмы широко представлены различные личностно-деятельностные, личностно-ориентированные педагогические технологии: активное, эвристическое обучение, игровые технологии, проектное, проблемное, опережающее обучение, педагогика сотрудничества и др. Данные технологии противопоставляются традиционной технологии обучения (знаниевой) и являются инновационными. По определению В.Ф. Тенищевой, «инновационные педагогические технологии представляют собой реализуемые в процессе обучения проекты совместной деятельности субъектов образовательного процесса — обучающих и обучающихся» [13, с.28].

Рассмотрим их более подробно. Активное обучение — такая организация учебного про-

цесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом со стороны государственной системы образования. Эвристическое обучение состоит в непрерывном самостоятельном открытии нового, когда обучающийся не получает готовые знания, а самостоятельно их находит. Очень распространен метод эвристической беседы, в которой педагог побуждает к поиску, рассуждению. Особенностей применения метода эвристической беседы мы уже касались ранее [5]. Игровые технологии — это технологии, связанные с применением при обучении игры, проектированием мнимой ситуации и действий в ней. Н.В. Бордовская и А.А. Реан пишут: «Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры» [4, с.98]. Проектная технология — это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся творческих практических заданий. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности. Выделяются интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные проекты. Пример материального проекта: изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, в которые внесены конструктивные усовершенствования, изменение внешнего вида, отделки и т. д. Проект может быть индивидуальным и групповым. В последнем случае в группе разделяются обязанности (двое изготавливают, двое чертят, двое защищают). По мнению А.В. Антоновой, проектная деятельность «открывает большие возможности для самореализации студента, развития его творческого и научно-исследовательского потенциала, созидательной активности» [3, с. 193]. Проблемное обучение — метод, при котором учащиеся путем самостоятельной поисковой деятельности под руководством преподавателя делают собственные выводы, приходят к тем или иным заключениям и способам решения поставленных перед ними проблем. Это высшее проявление деятельностного подхода в обучении, когда предоставляется возможность самому обучающемуся открыть суть в предмете обучения. При проблемном обучении традиционный, репродуктивный характер мышления заменяется продуктивным мышлением. Опережающее обучение — вид обучения, при котором

краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение ее по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай как я сказал», а на принципе «делай как я». В учебном пособии под редакцией Е.С. Полат отмечается: «Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход» [8, с. 27]. Обучение в сотрудничестве обязательно проводится в малых группах, поэтому здесь важно не только овладение умениями и навыками, но и социализация, формирование коммуникативных навыков. На занятии сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное — учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять.

Итак, основным подходом в современном образовании является компетентностный подход. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Развитие профессиональных компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от методов и приемов, применяемых педагогом в соответствии с поставленной целью, от выбранных средств обучения и используемых технологий. При этом наиболее эффективны методы беседы, дискуссии, самостоятельных наблюдений и упражнений, методы активного обучения, проблемного обучения, взаимообучения. Результативные формы обучения — проблемные семинары, практическое обучение; учебная практика; внеаудиторные занятия; самостоятельная работа. Для формирования профессиональных компетенций также очень важен оптимальный подбор средств обучения, такое материально-техническое оснащение учебного процесса, которое обеспечит качественную работу по передаче студентам теоретических знаний и формированию у них практических умений и навыков. Педагогическими технологиями, эффективными с точки зрения формирования ПК, являются активное, эвристическое обучение, игровые технологии, проектное, проблемное, опережающее обучение, педагогика сотрудничества, работа в малых группах и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверченко Л.К. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций / Л.К. Аверченко, И.В. Доронина, Л.Н. Иванова // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 10. - С. 35-39.

2. Авраменко А.А. Методика преподавания предмета «Механизация животноводства» / А.А. Авраменко, И.П. Белехов. -М.: Колос, 1980. - 288 с.

3. Антонова А.В. Проектная деятельность как средство формирования личностных и профессиональных компетенций

студентов - будущих учителей истории / А.В. Антонова // Историко-педагогические чтения. - 2013. - № 17. - С. 192-200.

4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

5. Крылова М.Н. Использование метода эвристической беседы в преподавании правоведческих дисциплин / М.Н. Крылова, О.Н. Ворошилова // Политика, государство и право. - Ноябрь 2013. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika. snauka.ru/2013/11/1053 (дата обращения: 15.02.2014).

6. Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины «Цветоведение и

колористика» / С.Г. Михалчева // Перспективы науки и образования, 2013. - № 6. - С. 84-87.

7. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе / Е.Р. Никонова // Перспективы науки и образования, 2013. - № 4. - С. 107-113.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

10. Редько И.Ф. Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе курсового проектирования по дисциплине «Формообразование» / И.Ф. Редько // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2013. - № 2 (24). - С. 100-103.

11. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластёнина. -М.: Академия, 2007. - 527 с.

12. Собко А.Ю. Кейс-технологии как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов ВВ МВД России / А.Ю. Собко // Педагогическое образование и наука, 2013. - № 4. - С. 145-148.

13. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва., 2008. - 45 с.

14. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. - М.: Институт новых образовательных технологий, 2002. - 19 с.

15. Черевко Л.Д. Методика преподавания предмета «Организация производства и управления на сельскохозяйственных предприятиях» / Л.Д. Черевко, В.Ф. Ивашковский, Г.И. Юрко. - М.: Агропромиздат, 1991. - 189 с.

16. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я. Батышева. В 3-х т. Т. 3. - М.: АПО, 1999. - 488 с.

REFERENCES

Averchenko L.K. Simulation business game as a method of development of professional competencies. Vysshee obrazovanie segodnia - Higher education today, 2013, no.10, pp.35-39 (in Russian).

Avramenko A.A. Metodika prepodavaniia predmeta «Mekhanizatsiia zhivotnovodstva» [Methods of teaching of subject "Mechanization of the livestock"]. Moscow, Kolos, 1980. 288 p.

Antonova A.V. Project activity as a form of personal and professional competence of students - future teachers of history. Istoriko-pedagogicheskie chteniia - Historical-pedagogical readings, 2013, no.17, pp.192-200 (in Russian).

4. Bordovskaia N.V. Pedagogika: Uchebnoeposobie [Pedagogy: textbook]. Saint Petersburg, Piter, 2006. 304 p.

5. Krylova M.N. The use of the method of heuristic conversation in teaching legal disciplines. Politika, gosudarstvo ipravo - Politics,

state and law, 2013, no.11. Available at: http://politika.snauka.ru/2013/11/1053 (accessed 15 February 2014).

Mikhalcheva S.G. Competence approach in the preparation of the designers within the discipline of «Chromatics and coloristics». Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp.84-87 (in Russian).

Nikonova E.R. Competence-based component of the training of architects for the professional activity in the process of social engineering in the University. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp.107-113 (in Russian).

8. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia: ucheb. posobie / Pod red. E.S. Polat [New pedagogical and information technologies in the education system: textbook. manual / Ed. by E.S. Polat]. Moscow, Akademiia, 2008. 272 p.

9. Ozhegov S.I. Tolkovyi slovar russkogo iazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii [Dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions]. Mosxow, AZ"", 1995. 928 p.

10. Red'ko I.F. Development of professional competences of students in the course projects on discipline «Shaping». Vestnik Krasnoiarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva - Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University named after V.P. Astafyev, 2013, no.2(24), pp.100-103 (in Russian).

11. Slastenin V.A. Pedagogika: Uchebnoe posobie [Pedagogy: textbook]. Moscow, Akademiia, 2007. 527 p.

12. Sobko A.Iu. Case-technologies as means of formation of professional competence of cadets of military educational establishments ofthe MIA of Russia. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - Pedagogical education and science, 2013, no.4, pp.145-148 (in Russian).

13. Tenishcheva V.F. Integrativno-kontekstnaia model' formirovaniia professional'noi kompetentsii. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Integrative-contextual model of formation of professional competence. Avtoref. Diss. ... Dr. Ped. Sciences]. Moscow, 2008. 45 p.

14. Khutorskoi A.V. Obshchepredmetnoesoderzhanie obrazovatel'nykh standartov [General-subject content of educational standards]. Moscow, Institut novykh obrazovatel'nykh tekhnologii, 2002. 19 p.

15. Cherevko L.D. Metodika prepodavaniia predmeta «Organizatsiia proizvodstva i upravleniia na sel'skokhoziaistvennykh predpriiatiiakh» [Technique of teaching of a subject «the Organization of manufacture and management at agricultural enterprises»]. Moscow, Agropromizdat, 1991. 189 p.

16. Entsiklopediia professional'nogo obrazovaniia / Pod red. S.Ia. Batysheva [Encyclopedia of professional education / Ed. by S.Ya. Batyshev]. Moscow, APO, 1999. 488 p.

Информация об авторе Information about the author

Крылова Мария Николаевна Krylova Mariia Nikolaevna

(Россия, Зерноград) (Russia, Zernograd)

Кандидат филологических наук PhD in Philology

Доцент кафедры профессиональной педагогики Associate Professor of the Department of Vocational

и иностранных языков. Азово-Черноморская Pedagogy and Foreign Languages

государственная агроинженерная академия Azov-Black Sea State AgroEngineering Academy

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.