47. URL.:http://www.budgetrf.ru.
25. Агапов О.Д., Агапова Э.И. Теоретико-методологическая навигация процессов институализации гражданского общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 7-9.
26. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 35-39.
27. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания
в поликультурном обществе // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 205-208.
28. Рыбакова М. В., Зернова Л. П., Матраева А. Д. Гуманитарные дисциплины как средство формирования общекультурных компетенций студентов. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история»: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции. 26 мая 2014 г. С. 34.
CULTURAL COMPETENCE AS A BASIS THE FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS
UNDERGRADUATE STUDENTS
© 2015
O.A. Pavlova, candidate of historical sciences, assistant professor of chair "Humanities"
Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Knyaginino (Russia)
Abstract. The subject of the formation of Patriotic consciousness in modern Russia is extremely important. The reasons for the mainstreaming of this topic are has-explicitly the attitude of the world community to Russia's role in world history, abstraction of relations with former Soviet republics, the manifestation of extremism and national-ISM, the revival of fascist ideology. All this is dangerous for Russia as a whole, causes a significant loss of its territorial integrity, constitutional rights and freedoms of citizens, especially against the backdrop of worsening national and religious Pro-Timorese. Important is the formation of Patriotic consciousness among the youth, cha ratio of students-bachelors, since, from the use of the potential of youth depends on the development of the country and its future. These problems must be solved in the complex: through training, research activities, education and personal development of undergraduate students. The article considers the problem of formation of Patriotic consciousness through the development of undergraduate students of cultural competence in the discipline of Humanities - History. The formation of common cultural competencies defined by the FSES should be considered as the basis of formation of student's personality-the bachelor and the person of the citizen of the country. A fundamental role in the formation of Patriotic consciousness of undergraduate students given the subject "History". Formed within the discipline of computer retention is not only aimed at studying the facts of world history and the history of Russia, but also the formation of a critical and evaluative perspective on historical events. Moreover, active citizenship provides for the direct involvement of undergraduate students in the life of the country, the empathy of the country's history. The formation of Patriotic consciousness of undergraduate students should proceed in three main directions: the development of intellectual potential (intellectual aspect), the formation of value priorities (axiological aspect), and identity (reflective aspect). The formation of Patriotic consciousness of undergraduate students is the basis of formation of socio-political activism, civic responsibility, spirituality, conscious activity in the interests of the state. Cultural competence students in the framework of studying the discipline "History" provides a fun-General role in the formation of students-bachelors of Patriotic consciousness.
Keywords: patriotism, Patriotic consciousness, aspects of the formation of patriotic consciousness, national identity, extremism, nationalism, obscure cultural competence, levels of patriotism, national doctrine of education of the Russian Federation, the FSES, the Concept of state youth policy of the Russian Federation.
УДК 378
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
© 2015
Е.В. Рябухина, преподаватель кафедры «Сервис» М.В. Нуждина, преподаватель кафедры «Сервис»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Современное развитие высшего образования определяет кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в вузе. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, переход на ФГОС ВПО, реализация компетентностного подхода, определяют необходимость совершенно нового подхода к организации обучения. Преподаватель вуза должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь находитьлучшую стратегию преподавания, применять современные образовательные технологии, направленные на организацию творческой атмосферы образовательного процесса. Совершенствование процесса обучения должно быть обращено на организацию необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, обеспечение благополучного обучения. Упор в такой деятельности переносится на партнерство, соуправление, а характер отношений между преподавателем и студентом можно определять как субъект-субъектные. Преподавателям нужно целенаправленно и упорно овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, так как именно они формируют базовые компетентности студента, вырабатывают необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности вводить в практику усвоенные умения и навыки. Вместе с тем, как показывает практика, в настоящий момент самое большое распространение современные образовательные технологии приобрели не в учебных заведениях, а в системе обучающих организаций, в которых для этих целей организованы корпоративные университеты, тренинговые курсы и т. п.
Ключевые слова: образовательный процесс, активное обучение, активные методы обучения, учебно-познавательная деятельность, профессиональные компетенции, интерактивное обучение.
Сегодня существует широкий выбор учебно-методической литературы, в которых рассматриваются вопросы применения преподавателем современных технологий в
процессе проведения учебных занятий. Но, разрабатывая программу и учебный план, разработчики сталкиваются, с одной стороны, с очень большим разнообразием
технологий и методов: от лекций и семинаров до кейсов и деловых игр - с другой стороны с тем, что отсутствует информация о том, какие технологии необходимоприме-нять с учетом видов деятельности студентов, форм организации обучения и др.
Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает организацию дидактических и психологических условий, в которых студент может показать не только умственную и познавательную активность, но и личностную общественную позицию, свою индивидуальность проявить как субъект обучения.
Активное обучение - представляет собой такое создание и ведение образовательного процесса, которые устремлены на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов посредством широкого, желательно комплексного, использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств, широкое применение ими различных средств и методов активизации [1-3].
Активное обучение как целенаправленный образовательный процесс создания и стимулирования активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающихся по усвоению общекультурными и профессиональными компетенциями основывается на использовании активных методов и технологий в процессе проведения занятий [4-7].
Активные методы обучения - 1) совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения (В.А. Сластенин); 2) способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности [8].
Активные формы проведения занятий - это такие формы организации образовательного процесса, которые содействуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) усвоению учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию студента и преподавателя, живому обмену суждениями между ними, которые направлены на выработку правильного осознания изучаемой темы и способов ее практического использования [9-12].
Активные формы и методы тесно связаны друг с другом. Их совокупность формирует определенный вид занятий, на которых реализовывается активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы воздействуют на качество методов. Если на занятиях определенной формы применяются активные методы, то можно достигнуть значительной активизации и эффективности образовательного процесса. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер [13-18].
Пассивный метод характеризуется преобладанием влияния преподавателя на студентов, главная роль принадлежит преподавателю - транслятору знаний; в процессе обучения нет совместного обсуждения ключевых вопросов занятия [19; 20].
При активном обучении обучающийся становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активен в познавательном процессе, осуществляя творческие, поисковые, проблемные задания. Происходит взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе [21-25].
Активные формы проведения занятий располагают целым спектром методологических преимуществ перед пассивным. Эти преимущества созданы на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:
- добывание и использование знаний носят поисковый характер;
- процесс обучения показан как цепь учебных ситуаций;
- предполагается совместная деятельность преподавателя и студентов по решению задач обучения;
- включение обучающихся в ситуацию будущей профессиональной деятельности [26].
Применение активных методов в процессе проведения занятий, раскрытие технологических процессов, операций и приемов организации обучения и образуют основу активной технологии обучения в вузе.
Одним из современных линий развития активного обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов обучения [27-34].
В интерактивном обучении существенным способом организации взаимодействия преподавателя и студентов становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и создание взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием. В процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора и помощника, коллективное обучение в маленьких группах становится главной формой организации обучения [35].
Понятие «интерактивные технологии» применяется в современной практике в том случае, если нужно подчеркнуть уровень активности субъектов в процессе взаимодействия, организуемого преподавателем, по сравнению со сформировавшейся практикой [36].
Новое понимание определения сущностных характеристик интерактивных технологий связано с активным введением и применением в обучении компьютера. Очень часто термин «интерактивные технологии» употребляется в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме on-line [37-40].
Современные компьютерные телекоммуникации дают возможность участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с настоящим партнером, а также делают допустимым «активный обмен передачей информации между пользователем и информационной системой в режиме реального времени». Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств устанавливают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, разрешаютстудентам управлять процессом обучения, регулировать скорость усвоения материала, возвращаться на более ранние этапы и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алеева, Ю. В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю. В. Алеева. -2012 - 5 (120) - С. 3-14.
2. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н. В. Борисова. -М.: ИЦПКПО, 2000. - 146 с.
3. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.
4. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2001. - 207 с.
5. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В. Н. Кругликов; Воен. инж.-техн. ун-т. - СПб. : ВИТУ, 1998. - 308 с.
6. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева.
- Ростов - на - Дону: изд-во «Феникс», 2004. - 245 с.
7. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов. высш. учеб заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
8. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. - 576 с.
9. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской и др. - М.: КНО-РУС, 2010. - 432 с.
10. Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В. В. Гузеев // Директор школы. - М. - 2006. - Вып. 4 . - 192 с.
11. Кларин, М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. - М., 1989. - 187 с.
12. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской и др. - М.: КНО-РУС, 2010. - 432 с.
13. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологии. - 2006. - Т. 1. - 816 с.
14. Щедровицкий, Г. П., Котельников, С. И. Организаци-онно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельно-сти // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. СМД методология в конфликтологии. - Сб.. — М. - 2004. - Вып.21. - С. 6-19.
15. Бексултанова Л.А. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 30-33.
16. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.
17. Ощепкова О.В. Лекция как активная форма вузовского обучения // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 123-125.
18. Атаманчук Ю.Н. Внеаудиторные формы и методы обучения профессиональной подготовке будущих менеджеров образования // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 24-27.
19. Антипова, М. В. Формы организации обучения Форма организации обучения / М. В. Антипова. - М.: МарГТУ, 2011. - 16 с.
20. Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения / Межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена . - 2005 . - 452 с.
21. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Академия, 2008 . - 176 с.
22. Демченкова Н.А. Подготовка будущего учителя к проблемному обучению математики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 66-69.
23. Люсев В.Н., Мишин А.В. Проблемное обучение как метод интегрирующий образовательную и производственную деятельность // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012.№ 28. С. 856-859.
24. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 81-84.
25. Першина Н.А. Проблемные ситуации как инструмент формирования познавательного интереса при обучении математике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 183-185.
26. Халперн, Д. Психология критического мышления /
Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 156 с.
27. Моисеева Е.В. Интерактивное обучение как средство развития и самореализации школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 118-120.
28. Куприянов С.В., Пересыпкина В.В. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом посредством интерактивного обучения // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 22-26.
29. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
30. Моллаева К.Р. Интерактивное обучение как важное средство в развитии исследовательских навыков учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 118-122.
31. Панфилова Л.В. Влияние интерактивных средств обучения на качество подготовки будущего учителя химии // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 125-127.
32. Люсев В.Н., Люсева Т.П. Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе // Современные информационные технологии. 2004. № S2 ^2). С. 265-267.
33. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.
34. Самсикова Н.А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 234-236.
35. Ступина, С. П. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. - метод. пособ. / С. П. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
36. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под. ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
37. Гогицаева О.У, Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.
38. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Технологии дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 192-194.
39. Павлов В.Ю., Люсев В.Н. «Технология дистанционного обучения» с точки зрения педагогической науки // Современные информационные технологии. 2010. № 11. С. 111-113.
40. Сидакова Н.В., Блиева Ж.М. Исторические предпосылки и перспективы дистанционного обучения в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 207-210.
ACTIVE AND INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT THE UNIVERSITY
© 2015
E.V Ryabukhina, lecturer of chair "Service" M.V Nuzhdina, lecturer of chair "Service" Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Vorotynets (Russia)
Abstract. The modern development of higher education determines a radical change in approaches to organization of educational process at the University. The introduction of a system of multi-level education, the creation of a unified educational space, the transition to the FSES, the implementation of competence-based approach, determine the need for a totally new approach to learning. The University teacher must not only perform the function of a translator of scientific knowledge, but also be able to find the best strategy of teaching, to apply modern educational technologies aimed at organizing the creative atmosphere of the educational process. Improvement of the learning process should be drawn to the necessary and sufficient organizational and pedagogical conditions, ensuring a safe learning. The emphasis in this activity is transferred to the partnership, co-management, and the nature of the relationship between teacher and student can be defined as a subject-subject. Teachers need to purposefully and persistently to acquire active and interactive forms and technologies of training: games, workshops, case studies, game design, creative techniques and many other techniques, as they form the core competence of the student, required to develop profession skills, create preconditions for psychological readiness to put into practice learned skills. However, as practice shows, the most widespread modern educational technology has not been acquired in educational institutions, training organizations, which for these purposes is organized for corporate universities, training courses, etc.
Keywords: educational process, active learning, active teaching methods, the educational-cognitive activity, professional competence, interactive learning.
УДК 373.24:811.111
ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2015
Е.В. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос раннего обучения иностранному языку. Анализируются подходы к формированию вторичной языковой личности. Исследуется вопрос отбора языкового, речевого и лингвострановед-ческого материала с учетом уровня речевого развития ребенка, его речевого опыта и сензитивного периода развития. Принимается во внимание тот факт, что в дошкольном возрасте к обучению иностранному языку необходимо подходить как к специфическому разделу ознакомления с окружающим миром, приобщения детей к новому языковому миру с целью лучшей их адаптации к мультилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
Ключевые слова: монолингвальный, поликультурный, языковое образование, вторичная языковая личность, языковое и культурное многообразие, билингвальный, полиязычная среда, лингвострановедческий материал, возрастные группы, отбор языкового содержания, проблема раннего обучения, методическое обеспечение, ранее обучение иностранному языку.
Мир никогда не был монолингвальным, а в современном мире тем более воспринимается обычным факт существования многообразия языковых культур в одном объединении, содружестве, сообществе или стране. Человечество имеет бесценное уникальное наследие в виде средства взаимного понимания и обогащения лингвистического, межкультурного, социального и языкового опыта. Многонациональное разнообразие и поликультурное проявление современного общества обогащает диалог между представителями разных культур. Россия как одна из самых развитых и богатых стран с языковым и культурным многообразием является крупнейшим полиэтническим государством, где проживают более 180 народов, наций и национальных групп, в том числе малые и автохтонные народы страны. Это есть одно из исторических и культурных наследий России. В связи с этим понятие «языковое образование» граждан России включает в себя широкий смысл - овладение наряду с родным любыми неродными (в том числе и иностранными) языками и, что важно, с дошкольного возраста. Таким образом, поликультурный и многоязычный «ландшафт» России создает плодотворную базу для развития многоязычия отдельной личности [3].
Исходным при определении сущности языкового образования как ценности, формируемой с самого рождения, является тезис о том, что изучение иностранного языка должно сопровождаться изучением культуры народа - его носителя. Задачей языкового образования является развитие многоязычия и поддержка языкового многообразия в обществе. Ведущей тенденцией совре-
менного языкового образования является поликультурность, языковой плюрализм, диалог культур [1; 4; 5]. Современной моделью овладения иностранным языком, позволяющей рассматривать язык не в абстракции от развивающегося человека, а как сторону человеческой личности, выступает концепт языковой личности, а применительно к обучению иностранным языкам - вторичной языковой личности.
Один из подходов к формированию вторичной языковой личности заключается в обучении иностранному языку параллельно с изучением родного. Некоторые психологи и педагоги считают, что самое лучшее - разговаривать с ребенком на иностранных языках со дня его рождения. Это развивает слух, дает понятие о звуковом разнообразии мира. Отечественные (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштен) и зарубежные психологи (Б. Уайт, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) утверждают, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. В начальный период освоения языка ребенок максимально открыт к восприятию любого материала. Период в возрасте около 1,5-3 лет - это время пополнения словарного запаса. В данном периоде ребенок особенно восприимчив к изучению иностранных языков. Считается, что ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом.
Маленькие дети могут становиться билингвами