УДК 37
Князева Галина Николаевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социальной работы, психологии
и педагогики высшего образования
Кубанского государственного университета,
член-корреспондент Академии Акмеологических
наук (г. Санкт-Петербург)
Блинова Тамара Васильевна
соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета [email protected]
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОУРОВНЕВОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Knyazeva Galina Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education Department, Kuban State University Corresponding member of the Academy for Acmeological Sciences (Saint Petersburg) [email protected]
Blinova Tamara Vasilyevna
PhD student of the Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education Department, Kuban State University [email protected]
ACTIVE METHODS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH VARIOUS LEVELS OF PRE-UNIVERSITY SCHOOLING
Аннотация:
В статье рассматривается профессиональная адаптация студентов через призму активных методов обучения. Авторами проанализировано, как педагогическое воздействие позволяет сформировать у студентов определенные профессиональные навыки и умения. Активные методы обучения направлены на развитие самообразования, саморазвития и самореализации студентов.
Ключевые слова:
профессиональная адаптация, педагогическое воздействие, активное обучение, компетенции, активные методы обучения.
The summary:
This article discusses the students’ professional adaptation in the context of active methods of learning. The authors describe the way the educational impact allows development of students’ special professional abilities and skills. The active methods of teaching focus on the development of self-education, selfdevelopment and self-fulfillment of the students.
Keywords:
professional adaptation, educational influence, active learning, competence, active methods of teaching.
Активные методы обучения (далее - АМО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса, создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе профессионально-познавательной деятельности [1].
Применение методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее творческому повышению.
В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышления, действия, речи и эмоционально-личностного восприятия информации. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии - мышление и действие, в дискуссии - мышление, речь и личностно-эмоциональное восприятие, в деловой игре - все виды активности, на экскурсии преимущественно - эмоциональноличностное восприятие.
Компетентность выпускников профессиональных учебных заведений в производительности труда и конкурентоспособности, создаваемой ими продукции, - важнейшая задача вузовского обучения. При этом возникает важное существенное противоречие в образовательном процессе профессиональной подготовки будущих специалистов между: требованиями к качеству профессиональной подготовки выпускников высшей школы, обозначенных в ФГОС, и особенностями разноуровневой довузовской подготовки первокурсников [2].
Система психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной адаптации студентов с разноуровневой довузовской подготовкой (после техникума, после школы) как совокупность средств, условий, приемов и методов, содействующих такой адаптации, является основной составляющей и предполагает конструирование ДМК как авторской методики по совершенствованию личностно-субъектных, профессионально значимых качеств. Это основополагающий фактор педагогического сопровождения, процесс профессиональной адаптации первокурсников вуза [3].
Основная направленность педагогического воздействия в соответствии с данной методикой означает формирование способностей у студентов к систематическому самообразованию и саморазвитию личностных свойств как профессионально важных качеств развития стремления студента к самореализации себя как индивидуальности и субъекта деятельности учебнопознавательной и учебно-производственной деятельности [4].
Формирование основополагающих компетенций у студентов было осуществлено средствами ДМК как авторского, практико-ориентированного проекта развивающего обучения в течение изучения первокурсниками конкретной специальной дисциплины, как основополагающего системного метода обучения.
ДМК представляет теоретическую и практическую интерпретацию уточненной модели взаимодействующих структурных и функциональных компонентов ОС, совместной деятельности преподавателя специальной дисциплины и студентов-первокурсников с разноуровневой довузовской подготовкой [5].
ДМК определен в качестве методического компонента. Включенные в него практические компоненты представляют собой разработанную систему творческих заданий, комплекс активных методов развивающего обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, направленных на формирование способностей творческого потенциала, к саморазвитию и самообразованию и общеучебных умений, наиболее содействующих успешности профессиональной адаптации первокурсников на основе учета их разноуровневой довузовской подготовки в профессиональном контексте [6].
Преподаватель как управляющее звено в общеобразовательной системе вуза средствами ДМК реализует задачи: оказания помощи каждому студенту в выработке индивидуальнопрофессионального стиля деятельности и индивидуального стиля жизнебытия в целом; раскрытие перед ним возможностей самосовершенствования в указанных аспектах, вооружение его интерактивными методами самостоятельного добывания знаний и развития умений, обеспечивающих решение учебно-профессиональных задач [7].
Разработанный ДМК представляет собой взаимосвязь теоретических и практических АМО. Таким образом, теоретическая модель ДМК сочетается с практическими активными методами обучения в виде творческих заданий.
Для правильного выбора необходимых активных методов обучения, применяемых в ДМК, была изучена специальная литература. На основании изученного были созданы таблицы 1 и 2, которые представляют документальный сравнительный анализ содержания понятий: «методы обучения», «АМО».
Ссылки:
1. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / ред. П.И. Пидкасистый. М., 2004. 608 с.
2. Яраненко А.Н., Анисимова Н.Е. Содружество колледж-вуз // Среднее профессиональное образование. № 6.
2003. С. 5-16.
3. Ащепков В.Т. Адаптационные проблемы высшей школы России. 1999. С. 237-250.
4. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: дис. ... д-ра пед. наук.
Краснодар, 2002. 413 с.
5. Егорова Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технических вузов. 1979. С. 220.
6. Ащепков В.Т. Указ. соч.
7. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. 1973. № 13. С. 62-69.
-215-
Таблица 1 - Содержательный анализ понятия «Методы обучения»
Методы обучения Исходное определение Это система применяемых способов работы учителя и ученика, позволяющая ученикам овладеть наукой одновременно с умением использовать их на практике, а также развивать свои интеллектуальные способности и интересы В. Оконь, Т Новацкий | Учснныс-авторы
Критерий классификации Степень самостоятельности и активности мышления - продуктивные: 1 Проблемное изложение; 2 Частично-поисковый (эвристическая беседа); 3. Исследовательский (опытная, творческая работа); 4. Уровень самостоятельности учащихся (методы искания - исследовательский метод); 5. Уровень активности учащегося (активные - эвристические методы); 6. Дидактические цели и способы решения познавательных задач (методы приобретения новых знаний: формирование умений по применению умений и навыков на практике; проверки о оценки ЗУН) И.Я Лернер, М.Н. Скаткин, Б. Всесвятский, А. Пинкевич, М.А. Данилов, Б.П. ЕСИПОВ
Методы продуктивного обучения 1. Когнитивные (методы наук, учебных предметов, метапредметные); 2 Креативные (интуитивные, алгоритмические, эвристические); 3. Оргдеятельностные (методы учеников, учителя, административные) А. В. Ху то реки й
Формы подачи знаний Три формы: 1 догматическая; 2 аналитическая; 3. генетическая, которая подразделяется: а) сократические и б) эвристические методы В последнее время эвристический метод как методологический принцип способен выступить основой нового типа обучения - эвристического: это система правил деятельности педагога и деятельности ученика с учетом закономерности педагогического управления деятельностью учащихся в решении творческих задач П.Ф. Катеров, В.И. Андреев
Классификатор методов организации и контроля обучения Цели обучения: передача студентами теоретических знаний и способов деятельности формирование интеллектуальных и практических умений деятельности формирование опыта творческой деятельности овладение самостоятельным творчеством на основе эмоционального отношения С.А. Лобанова (2012)
Результаты, соответствующие целям: общая ориентация в учебном материале свободное оперирование знаниями в решении задач использование ЗУН для решения типовых задач, выполнен, части поиска самостоятельное творчество: формирование проблемных задач и их решений
Примерные формы организации и контроля обучения на злом этапе воспроизведение учебного материала, задания на примере из практики заполнение таблиц обзорных; работа со схемами, чертежами и т.п. эвристические беседы; самостоятельное структурирование учебного материала; курсовые и дипломные работы проведение самостоятельных исследований,критическая оценка студентами учебного материала, самостоятельное планирование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
-216-
Таблица 2 - Содержательный анализ понятия «Активные методы обучения (АМО)» по С.Д. Лобановой
АМО Исходное определение - Методы, обеспечивающие в современных условиях наиболее полное усвоение учащимися программного материала изучаемых учебных дисциплин и приобретение необходимых навыков; - Метод, в основе которого лежит принцип непосредственного участия обучаемого в поиске знаний, путей, способов решения изучаемых в учебном курсе проблем: - Методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом; - Способ организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучающихся, сравнимая с активностью преподавания 3. И. Латышева A.М. Саранова, Д.А. Ершов B.C. Кукушкин С А. Мухина л Q. Р ш <0 Щ 3 X X ф 3" >
Типологии активных методов - АМО делят на: 1. методы моделирования ситуации; 2 методы моделирования ситуации и 3. игровые методы. 1. Методы моделирования (ориентация на достижение результата при структурированной постановке задач); 2. Методы проектирования (ориентация на достижение результата при постановке слабоструктурированной задачи): проектированные методики используют для обнаружения скрытых, неосознаваемых сторон проблемы. Любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнять роль проективной методики; 3. Игровые методы (ориентация на процесс). Игра как деятельность стоит обособленно. В.П. Бедерханова: игровой метод-згго «обучающая игра» нет единой точки зрения (разные признаки в классификациях АМО)
Имитационные и неимитационные АМО - Неимитационные методы: активные лекции, программированное обучение, дискуссии, выпускная работа с защитой, мозговая атака, стажировка; - Имитационные методы: А. игровые: игровое проектирование, стажировка с выполнением должностных обязанностей, разыгрывание ролей, психодрамма, ролевая игра, деловая игра Б. неигровые: анализ конкретных ситуаций (кейс-стади), действия по инструкции, решение ситуативных и конкретных задач С.А. Лобанова
Наиболее часта используемые АМО в высшей школе 1. Дискуссия (особенность: студенты сами проводят оценку выступлений группы); 2. «Мозговой штурм» (главная функция - обеспечение генерации идей). Стимулятор творческой активности и продуктивности; 3_Кейс-стади(метод конкретных ситуаций) - главное - поиск и анализ реальных ситуаций для создания банка данных ситуаций, предоставляемых студентам; 4.Деловые игры (форма деятельности, направляемая на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности); 5. Ролевые игры: Л.С. Выготский называет ролевую игру «мнимой ситуацией» С.А. Лобанова С 60-Э2
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2013, № 11)