УДК 37
Блинова Тамара Васильевна
соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета [email protected]
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДМК КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Blinova Tamara Vasilyevna
PhD student of the Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education Department, Kuban State University [email protected]
THEORETICAL AND PRACTICAL PROJECTING OF THE TRAINING METHODOLOGICAL MODEL AS A PRINCIPLE FACTOR OF PROFESSIONAL ADAPTATION
Аннотация:
Статья посвящена важному аспекту профессиональной адаптации учащихся - дидактикометодическому комплексу (далее - ДМК). ДМК представляет теоретическую и практическую интерпретации уточненной модели взаимодействующих структурных и функциональных компонентов ОС, совместной деятельности преподавателя специальной дисциплины и студентов-первокурсников с разноуровневой довузовской подготовкой.
Ключевые слова:
дидактико-методический комплекс, адаптация студентов, педагогическое воздействие, образовательная система, навыки, умения.
The summary:
This paper deals with an important aspect of the professional adaptation of students, which is the training methodological complex. The training methodological complex is a theoretic and practical interpretation of the model of interacting structural and functional components, cooperation between a special subject teacher and first year students with various level of pre-university schooling.
Keywords:
training methodical complex, adaptation of students, educational impact, educational system, skills, abilities.
Система психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной адаптации студентов с разноуровневой довузовской подготовкой (после техникума и после школы) как совокупность средств, условий, приемов и методов, содействующих такой адаптации, является основной составляющей и предполагает конструирование ДМК как авторской методики по совершенствованию личностно-субъектных, профессионально значимых качеств. Это основополагающий фактор психолого-педагогического сопровождения, процесса профессиональной адаптации первокурсников вуза [1].
Основная направленность педагогического воздействия в соответствии с данной методикой означает формирование способностей у студентов к систематическому самообразованию и саморазвитию, личностных свойств как профессионально важных качеств развития, стремления студента к самореализации себя как индивидуальности и субъекта учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности [2].
Способности, по Б.М. Теплову, есть «индивидуальные устойчивые свойства личности» как условие успешного выполнения различных видов деятельности. Способности представляют собой возможности для самореализации студентами собственных творческих потенциалов и представляют собой значимые психические новообразования, как средства решения профессионально-производительных задач.
Структура психологических новообразований, по Н.В. Кузьминой, включает одними из важнейших элементы «способности», «умелости», «оценочный элемент». Последний связан с образом результата и направления в продвижении к воплощению замысла на практике.
Формирование основополагающих компетенций у студентов было осуществлено средствами ДМК как авторского, практико-ориентированного проекта, развивающего обучения в течение изучения первокурсниками конкретной специальной дисциплины. Теоретический подход к построению ДМК осуществлялся на основе концепции Н.В. Кузьминой формирующих особенностях образовательных систем. ДМК представляет собой системно-структурный и системнофункциональный варианты образовательной структуры. Понятие «образовательная система используется как в целях системного обеспечения качества подготовки специалиста, так и самообеспечения движения по пути к вершинам профессионализма и продуктивности в избранной специальности» (Н.В. Кузьмина).
ДМК представляет теоретическую и практическую интерпретацию уточненной модели взаимодействующих структурных и функциональных компонентов ОС, совместной деятельности преподавателя специальной дисциплины и студентов-первокурсников с разноуровневой довузовской подготовкой. В разработке ДМК учитывалось то, что «функционируют образовательные системы всех уровней <...> средствами деятельности, общения, понимания друг друга и согласования действий - пишет Н.В. Кузьмина, - в направлении искомых результатов в других людях и в самих себе <...> под влиянием требований преодоления трудностей».
Дидактико-методический комплекс представляет собой авторскую методику психологопедагогического сопровождения по формированию у первокурсников способностей к саморазвитию и самообразованию, по развитию творческого потенциала психологического профиля личности студента как будущего профессионала и по развитию общеинтеллектуальных (общеучебных) умений и действий.
ДМК выступает управляющим системно-обобщенным фактором эффективности профессиональной адаптации студентов в образовательной системе вуза. ДМК определен в качестве методического компонента. Включенные в него практические компоненты представляют собой разработанную систему творческих заданий, комплекс активных методов развивающего обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, направленных на формирование способностей творческого потенциала, способности к саморазвитию и самообразованию и общеучебных умений, наиболее содействующих успешности профессиональной адаптации первокурсников на основе учета их равноуровненовой довузовской подготовки в профессиональном контексте [3]. Данные ДМК представляют совместную деятельность студента и преподавателя, воздействующего на личностно-профессиональное развитие учащегося средствами своего учебного предмета и собственной личности индивидуальности как педагога-исследователя и субъекта профессионально-педагогической деятельности. Взаимодействие преподавателя и студента при реализации ДМК характерно тем, что его деятельность направлена на управление процессом формирования личностных профессионально-значимых свойств будущего специалиста [4]. Деятельность студента направлена на самоформирование, саморазвитие, на самостоятельное совершенствование общеучебных умений, действий, на самоанализ и самоактуализацию своего творческого потенциала как факторов, способствующих выработке индивидуальнопрофессиональных свойств деятельности. Преподаватель как управляющее звено в общеобразовательной системе вуза средствами ДМК реализует задачи:
- оказания помощи каждому студенту в выработке индивидуально-профессионального стиля деятельности и индивидуального стиля жизнебытия в целом;
- раскрытие перед ним возможностей самосовершенствования в указанных аспектах;
- вооружение его интерактивными методами самостоятельного добывания знаний и развития умений, обеспечивающих решение учебно-профессиональных задач и осознание само-ответственности за каждое решение.
Реализация таких задач в педагогическом сопровождении требует от преподавателя владения интерактивными методами обучения, методическими приемами психодиагностики и педагогической диагностики - приемами, которыми он может и должен оснастить студента в осуществлении им самим профессионально значимого самоанализа [5], вооружить учащегося знаниями, что в себе развивать и какими для этого пользоваться способами. Для практической реализации ДМК в ОС вуза на I курсе как формирующего эксперимента была разработана интегративная теоретическая модель данного комплекса (рисунок 1).
Теоретический контекст построения интегративной модели ДМК как имитационного метода обучения, образовательной системы предполагает учет того, что «образовательные системы функционируют в определенном ритме (начало учебного года, паузы, окончание) и циклично (общее время, в течение которого должны быть решены образовательные задачи относительно контингента студентов)» [6]. Все участники ОС взаимодействуют как управляемая и самоуправляемая ОС, то есть самоорганизующие системы.
Одним из основополагающих тезисов при построении ДМК как формирующего средства является то, что «образовательные системы функционируют за счет самореализации творческих потенциалов всех участников образовательной системы под влиянием задаваемых целей» (Н.В. Кузьмина).
-202-
Проекти-
ровочный
Конструк-
тивный
Прогнос-
тический
Последующая образователь пая система
Научная и учебная информация спец. дисциплины
ОЦЕНОЧНЫЙ
Критерии оценки качества ДМК как образовательной системы
Преподаватель
спец.
дисциплины
Средства
образовательной
коммуникации
Студенты-
первокурсники
Исследо-
вательский
Коммуни-
кативный
Организа-
торский
Содержание информации учебной дисциплины в соответствии с ФГОС, учитывающей интересы и уровни развития первокурсников, особенности их довузовской образовательной подготовки -условия, способствующие целенаправленной профессиональной адаптации.
Создание преподавателями психологически комфортной атмосферы, установление ими профессиональноцелесообразных взаимоотношений со студентами в процессе изучения преподаваемой учебной дисциплины с помощью действий, обеспечивающих в непосредственном контакте продуктивной мотивации студентов к решению системы задач, нацеленных на компетенции.
Совместные действия преподавателей учебной дисциплины и первокурсников в решении задач на каждом занятии (лекция -практические), нацеленных на продвижение студентов к достижению главного искомого результата, как основного фактора, обуславливающего его профессиональную адаптацию.
Построение системы заданий конструктивного проекта изучения первокурсников и преподавателей учебной дисциплины как направленной на достижение эффективной профессиональной адаптации.
Формирование основополагающих компетенций средствами преподавателей учебной дисциплины у первокурсников как фактора развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности.
Формы, методы, приемы, стимулы, средства организации преподавателем взаимодействия с первокурсниками, с их объектами познавательной деятельности в рамках научноучебной информации изучаемого средствами специальной учебной дисциплины.
Действия преподавателя по организации: 1. Деятельности студентов по добыванию ими самими знаний и развитии умений и соответствующих способностей к самообразованию, саморазвитию;
2. По организации представленной учебной информации;
3. Взаимодействия с лепо студентов (анализ, синтез, обобщения, прогноз и т.д.).
Мера сформированности компетенций <...> новообразований личности, деятельности, индивидуальности студентов - результат их усилий, совмещенный с усилиями преподавателя-исследователя в течении изучения специальной дисциплины.
1. Ориентация на требования производства к выпускнику
ВУЗа (стратегия).
2. Ориентация на требования второго курса к студенту -фактор, обуславливаемый действия преподавателя по управлению процессом профессиональной адаптации первокурсников (тактика).
Предположения: каковы будут результаты текущей деятельности по окончанию 1-го курса (к вхождению в ОС 2-го курса);
2. в какой мере полученные результаты повысят способность к самообразованию, саморазвитию творческого потенциала и общеучебных умений.
действия преподавателя по исследованию образовательной ситуации; систематическая ориентация на образ предполагаемого результата; и на:
взаимосвязь между структурными элементами ДМК.
Владеет: 1. знанием науки, трансформированной в учебный предмет; 2. средствами коммуникации, образовательных целей; 3. знаниями специфики работы с будущими специалистами с разной довузовской подготовкой; 4. особенности применять эти знания в целях повышения профессиональной адаптации студентов.
Рисунок 1 - Интегративная теоретическая модель ДМК как структурно-функциональной системы (на основе уточненной модели взаимосвязи компонентов ОС Н.В. Кузьминой)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2013, № 11)
Дидактико-методический комплекс - совокупность дидактико-методических материалов, регламентирующих требования к подготовке (уровень знаний, умений, навыков и свойств, то есть компетенций, средствами учебной дисциплины, ФГОС ВПО; технологии организации, управления и сопровождения учебного процесса; содержания и организации контрольнооценочной деятельности и других дидактических приемов, способствующих эффективному усвоению студентами учебной информации и формированию ПВК).
Назначение ДМК: оказание педагогической поддержки и сопровождения в содействии первокурсника в продуктивной профессиональной адаптации в условиях ОС вуза с учетом их довузовской подготовки (техникум, школа) [7].
Стратегическая цель: развитие формирования личности студента как индивидуальности и субъекта учебной, профессионально-направленной деятельности средствами специальной дисциплины [8].
Тактические цели:
- отобрать содержание дисциплин с учетом требований государственного стандарта и функциональной деятельности специалиста;
- структурировать содержание с целью обеспечения наиболее оптимальной логики изучения учебного курса и вместе с тем задать требуемый уровень усвоения каждого учебного элемента содержания в системе учебных заданий;
- оснастить учебный процесс активными методами обучения, которые способствовали бы формированию требуемых видов ПВК, умений и индивидуальных и общеинтеллектуальных способностей.
Основание построения ДМК - совместная деятельность педагога и студентов. Отбор образовательного содержания комплекса осуществляется на основе результатов констатирующего и задач формирующего экспериментов для двух групп учащихся с различной довузовской подготовкой. В системе педагогического сопровождения процесса профессиональной адаптации студентов ДМК выполняет основополагающую роль. Педагогическое сопровождение включает в себя этапы, связанные с констатирующими и формирующими экспериментами (гл. 2). Принципиально важным является внедрение ДМК в практику освоения студентами базовых компетенций, связанных с изучением будущей профессии и с самоформированием личностно-субъектных свойств; способностей, максимально обеспечивающих начальный этап профессиональной адаптации, основа которого закладывается в процессе профессионального образования на I курсе вуза.
Практико-ориентированное моделирование ДМК предполагает двуаспектную структурную направленность:
1. Система заданий в процессе непосредственно учебно-познавательной, учебнопоисковой деятельности студентов в ходе изучения спецдисциплины «Инженерная геология».
2. Задания во внеучебной деятельности студентов при свободном выборе ими действий, содействующих личности к профессиональному самоформированию и саморазвитию [9].
Модель включает перечень компонентов, конкретизирующих особенности каждого из аспектов (рисунок 2).
Доминирующим аспектом практико-ориентированной модели ДМК выступает система заданий по формированию компетенций-объектов констатирующего эксперимента в процессе изучения спецдисциплины посредством модульного подхода (рисунок 2), как технологии концентрированного обучения с использованием его активных методов.
Система заданий включает совокупность модулей, информационно охватывающих содержание учебного курса «Инженерная геология». Компоненты модулей аналогично структурированы.
Практико-ориентированная модель как аспект активных методов обучения включает специфику заданий с учетом особенностей довузовской подготовки студентов и предоставляемых нам требований профессионально-образовательной системы вуза. Система заданий ориентирована на самостоятельное изучение студентами учебной информации по спецдисциплине. Система самостоятельной работы студентов связана с поэтапно-компонентной структурой учебно-познавательной, поисковой деятельности студентов на основе учебно-методического обеспечения.
цель 1. Развитие формирования личности студента как индивидуальности и субъекта учебной профессиональной деятельности средствами специальной дисциплины 2. Развитие исследовательских умений (анализа учебной информации) 1. Укрепление развития позитивной мотивации к будущей профессии 2. Углубление адекватных профессиональных представлений о будущей профессии 3. Развитие способностей к формированию и расширению производственных задач
задачи 1. Формирование вопросов для самостоятельного поиска значимой учебной информации 2. Организация собственной деятельности по ее добыванию 3. Составление перспективного плана по изучению «зарамочной» учебной информации 1. Изучение практических аспектов по совершенствованию ЗУНов в процессе изучения «Инженерной геологии» 2. Развитие коммуникативных способностей в условиях производства 3. Самоформирование ПВК
методы 1. Анализ дополнительной литературы 1. Анализ практической деятельно-
К 2. Моделирование важнейшей информации сти в результате наблюдения на
О составление схем, таблиц, диаграмм, графиков производственных объектах
М 3. Проектирование проблемы: составление 2. Метод проектов: составление мо-
П гипотезы и способа ее решения делей проекта по авторским пред-
О 4. Дискуссия ставлениям и реальным наблюдениям
Н 5. Мозговой штурм 3. Метод проверки гипотезы теоре-
Е 6. Метод сеноктики тического решения проблемы через
Н 7. Деловая игра наблюдения реальной практической
Т 8. Ролевая игра деятельности производственников
Ы 9. Тренинг
формы 1. Самостоятельный поиск информации 2. Дискуссионная форма усвояемой новой для студента информации (участие в дискуссиях) 3. Участие в исследовательской деятельности преподавателя, с другими студентами, субъектами ОП (соучастие) 4. Турнир 5. Эстафета 6. Дуэль 7. КВН 8. Кроссворд 9. Викторина 10. Пресс-конференция 11. Изобретательство 12. Комментарий 13. Интервью 1. Встречи со специалистами, беседы 2. Научно-практические конференции по специальности 3. Ознакомление с деятельностью по производственным объектам (строительные площадки, лаборатории) и общественным организациям (Водоканал, Землеуправление) 4. Консультирование у специалистов производства 5. Социально-психологический тренинг
степень самостоятельности студента 1. Ориентация на высокий уровень самостоятельности в формулировании и выполнении задания, и на результат. 2. Самокритичное восприятие и самооценка собственной активности по системе: «высокая», «средняя», «низкая». 3. Планирование действий по достижению высокой активности. 4. Самостоятельный подбор и применение АМО 1. Активное наблюдение за деятельностью высокопрофессиональных специалистов 2. Корректировка собственных представлений об изучаемых проблемах в сопоставлении с их реальным проявлением (своими глазами) 3. Повышение мотивации к освоению знаний, связанных с наблюдениями в реальной практикой объектами
позиция 1. Исследователя-соисследователя (с пре- 1. Аналитико-критический анализ
студента подавателем и другими студентами) само- (пересмотр собственных теоретиче-
исследователя в поиске учебной информа- ских представлений в результате
ции и выполнение заданий практических наблюдений производ-
К 2. Генератора идей (вплоть до фантазии) - ственных объектов)
|\ О эврист 2. Эврист: попытка сформулировать
М 3. Творческого исполнителя - разработка собственную идею изменения совре-
IV! П «своеобразного» проекта менного производства (генератор идей)
1 1 О 4. Соисполнителя в творческом проекте 3. Реформатор: попытки мысленного
Н реформирования производства как
1 1 образа «производства будущего»
Е Н роль студента 1. Практика 1. Практика
Т 2. Реформатора 2. Реформатора
Ы 3. Новатора 3. Новатора
4. Революционера(преобразователя) 4. Революционера (преобразователя)
5. Целеустремленного 5. Целеустремленного
6. Энергичного 6. Энергичного
7. Решительного 7. Решительного
стиль 1. Гибкий 1. Гибкий
взаимодействия 2. Принципиальный 2. Принципиальный
с другими 3. Коммуникабельный 3. Коммуникабельный
4. Интеллигентный 4. Интеллигентный
5. Лидер 5. Лидер
6. Оптимист 6. Оптимист
7. Требовательный 7. Требовательный
обобщения 1. Конкурентоспособный 1. Конкурентоспособный
2. Высокоактивный 2. Высокоактивный
3. Компетентный 3. Компетентный
4. Реформатор 4. Реформатор
Рисунок 2 - ДМК - система заданий по СР студентов в учебной и внеучебной деятельности в процессе изучения учебной спецдисциплины
Учебная информация и методические указания структурированы в виде системы модулей. Каждый модуль включает по 10 компонентов для студентов, 11-ый компонент - методические рекомендации для преподавателя как организатора самостоятельной работы студентов по модулям наблюдающего и анализирующего результатов учебно-познавательной, поисковой деятельности, фиксирующего особенности деятельности и развития личности каждого студента в границах каждого компонента с целью составления коррекционных заданий для студентов в их учебной и учебно-поисковой, познавательно-поисковой деятельности (рисунок 3).
Выводы.
1. В системе исследования по психолого-педагогическому сопровождению процесса профессиональной адаптации студентов, ДМК, выполняющего роль формирующего эксперимента и представляющего собой авторскую методику по формированию у студентов-первокурсников изучаемых компетенций, имеет основополагающее значение. Педагогическое сопровождение включает в себя этапы совместной деятельности преподавателя и студентов, связанные с результатами констатирующего и задачами формирующего экспериментов. Как авторская методика, ДМК представляет собой моделирование и внедрение в практику освоения студентами обозначенных исследователем базовых компетенций, связанных с их будущей профессией и способствующих самообразованию, самоформированию, саморазвитию личностно-субъектных свойств, способностей, максимально предрасполагающих профессиональной адаптацией студентов в реальных условиях образовательной системы вуза на I курсе.
-206-
ДМК: система заданий по формированию компетенций - объектов констатирующего эксперимента средствами спецдисциплины
«Инженерная геология» (модульный подход)
КОМПЕТЕНЦИИ
общеучебные умения способность к самообразованию и саморазвитию творческий потенциал
Студенты - выпускники техникума Студенты - выпускники общеобразовательных школ
Самостоятельное изучение студентами учебной информации по спецдисциплине
Поэтапно-компонентная структура учебно-познавательной, поисковой деятельности студента и
учебно-методического обеспечения
МОДУЛИ
I
КОМПОНЕНТЫ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
№ модуля № темы по учебной программе Число часов Вопросы, изучаемые самостоятельно Методические указания студентам Задание Тип СР Литература Вопросы для самоконтроля Самооценка, самокоррекция Наблюдение и комментарий преподавателя ми
Рисунок 3 - ДМК: система заданий по формированию компетенций - объектов констатирующего эксперимента средствами
спецдисциплины «Инженерная геология» (модульный подход)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2013, № 11)
2. ДМК представляет собой специальную систему заданий по овладению общеучебными (общеинтеллектуальными) умениями, повышению уровня развития творческого потенциала и способности к саморазвитию и самообразованию как важнейших компетенций, необходимых для будущей производственной деятельности. Комплекс создан на основе изучения дисциплины «Инженерная геология» для студентов с разноуровневой довузовской подготовкой.
3. ДМК как авторская методика по формированию компетенций, способствующих профессиональной адаптации студентов-первокурсников, представляет собой систему заданий по учебной дисциплине «Инженерная геология». Она может быть приложена к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения других специальных дисциплин.
Ссылки:
1. Ершова Н.Г. Методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов в высшей школе // Теория и практика физической культуры. 2000. С. 1824.
2. Лидак Л.В. Детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза // Прикладная психология и психоанализ: электронное научное издание. Пятигорск, 2006.
3. Седин В.И., Леонова Я.В. Адаптация студента и обучение в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 82-99.
4. Сучков В.И., Иванов В.П., Корчагин В.К. Модель инженера-строителя, компетентный подход // Высшее образование в России. № 12. 2006.
5. Ершова Н.Г. Указ. соч.
6. Седин В.И., Леонова Я.В. Указ. соч.
7. Ершова Н.Г. Указ. соч.
8. Лидак Л.В. Указ. соч.
9. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2005. 424
с.