условие доступности обучения в высшей школе // Университетское управление. 2005. № 1(34). С. 41-46.
5. Найн А.Я. Адаптация работающей молодежи важнейшая проблема профессионально-технической педагогики // Сов. педагогика.1982. №11. С. 8991.
Гурова Ирина Григорьевна, аспирант, ассистент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE MAIN DETERMINANTS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
I. G. Gurova
The problems of adaptation of students to the educational environment of a higher educational institution at the stage of preparation "school - higher educational institution" are viewed. The main determinants of successful adaptation and their necessity for the adaptation process management of the first year students are analyzed.
Key words: adaptation, pedagogical accompaniment, pedagogical determinants, competences
Gurova Irina Grigorievna, post graduate student, assistant, dgHm@ bk.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 37.013.78
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»
И.Г. Гурова
Рассматривается необходимость функционирования адаптивной образовательной системы «Школа - вуз» как интегрированной системы среднего и высшего образования на этапе подготовки абитуриентов к поступлению в вуз. Представлены результаты педагогического сопровождения процесса адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза, позволившие сделать выводы об эффективности разработанной программы после внедрения в образовательную практику вуза.
Ключевые слова: адаптация, адаптивная система, адаптированность, реципиент, педагогическое сопровождение, инновационные образовательные технологии, компетенции.
Проблема адаптации личности во все времена формирования и развития общества была острой и актуальной, поскольку именно механизмы адаптации, имеющие эволюционные корни, обеспечивают возможность выживания человека. Адаптация личности - это естественный и необходимый процесс существования человека в системах «организм - среда» и «личность - социум».
В настоящее время понятие «адаптация» вышло за пределы философии и
биологии. Оно стало употребляться во многих технических, естественных и гуманитарных науках.
В технических науках и кибернетике на основе термина «адаптация» появилось новое понятие "адаптивные системы". Это самоприспосабливающиеся системы, автоматически изменяющие алгоритм своего функционирования, а иногда и свою структуру с целью сохранения или достижения оптимального состояния при изменении внешних условий [1]. К такого рода системам можно отнести механические, где человеку отводится, как правило, роль наблюдателя (например, системы современного отопления в жилых домах) и информационные (например, роботы и распределенные компьютерные сеть).
Со временем понятие «адаптивные системы» распространилось и на живые организмы: появились новые разновидности адаптивных систем, исследуемых не только в кибернетике и компьютерных технологиях, но и в социологии, биологии, теории управления и педагогике. Социальная адаптация в таких системах в большинстве случаев понимается как социальный процесс, в котором реципиент и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть оказывают активное воздействие друг на друга в процессе адаптации.
Теория «адаптивных систем» в настоящее время используется и при построении сложной образовательной системы «Школа-Вуз», позволяющей достичь преемственности обучения на этапе подготовки абитуриентов к поступлению в высшее учебное заведение. Существуют разные подходы использования данной теории. По мнению Е.Я. Ямбурга, адаптивная образовательная система - это модернизированная массовая общеобразовательная школа для учащихся со смешанными способностями. Н.П. Капустин называет адаптивной образовательную систему, «способную каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями» [2, с.13].
Система образования «Школа-вуз», вполне эффективно функционирующая в России в рамках Болонского соглашения, проявляет явную «нестыковку» довузовского и вузовского уровней обучения. Становится принципиальным не только достижение преемственности в организации учебного процесса, но и целостность интегрированной системы среднего и высшего образования на разных этапах ее реализации [3]. Такое взаимодействие позволяет не только адаптировать учащихся и студентов к образовательному процессу вуза, но и обеспечить тем самым органическую связь образовательной системы в России с общеевропейским пространством.
Следует предположить, что в рамках функционирования адаптивной образовательной системы «Школа-вуз», выполняющей функцию взаимодействия высшего и среднего образования, учащимся школ предоставляется возможность не пассивно приспосабливаться к образовательной системе вуза, а развить свои индивидуальные возможности, то есть осуществить индивидуальный подход в обучении.
Пересечение рубежа «средняя Школа - вуз» связано для молодого человека с преодолением таких социально-значимых проблем, стоящих перед будущим студентом, как выбор специальности и профессии, недостаточная
школьная подготовка, необходимость адаптации к новым условиям обучения, поиск и обозначение своего места в «новом» микросоциуме (студенческой группе), изменение своего статуса в «старом» микросоциуме (коллективе друзей и знакомых). Необходимость перестройки поведения учащихся в соответствии с требованиями новой для них социальной среды дает непосредственный толчок к началу социального процесса.
Приспособление элементов в действующей адаптивной образовательной системе «Школа-Вуз» носит двусторонний характер:
- с одной стороны, образовательная система в лице высшего учебного заведения и конкретного педагогического коллектива со своими методами, формами, содержанием и технологиями обучения активно приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого учащегося;
- с другой стороны, сам учащийся приспосабливается к этой системе, в результате чего происходят качественные изменения в его психофизиологических и социальных характеристиках на этапе адаптации к вузу.
Основываясь на изученной литературе по адаптивным системам обучения, можем предположить, что для адаптации будущих абитуриентов к высшей школе необходимо осуществить организацию учебного процесса на этапе подготовки в вуз по принципу адаптивных систем, то есть реализовать:
• заключение договоров о сотрудничестве школ и вузов;
• профориентацию старшеклассников;
• педагогическое взаимодействие преподавателей высших учебных заведений и учителей школ на этапе подготовки к поступлению в вуз;
• организацию приемов гибкого построения индивидуализированного режима и темпа учебной работы в школе;
• использование элементов планирования хода обучения самими учащимися;
• диагностирование контроля за ходом обучения и осуществление его корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями прохождения обучаемыми учебной программы;
• осуществление гибкого сочетания традиционных и инновационных образовательных технологий обучения [4].
Решение данных задач осуществляется высшими учебными заведениями самостоятельно в процессе разработки и реализации программы педагогического сопровождения адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза.
Педагогическое сопровождение адаптации в образовании - направление достаточно молодое. Впервые к проблемам педагогического сопровождения обратились известные российские педагоги-исследователи К.Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский. В последние годы современными учеными Е.А. Гингель, А.Н. Руденко, А.Ю. Лахтиным, Л.А. Антиповым, М.Р. Шабалиной, Е.Н. Леоновой и другими эта проблема раскрывалась в научных исследованиях с разных точек зрения.
Педагогическое сопровождение - это метод, обеспечивающий целостное пролонгированное взаимодействие субъектов педагогического процесса с це-
лью создания благоприятных социально-психологических и педагогических условий для личностного самостановления и развития субъекта воздействия, характеризующийся наличием управленческих и методических составляющих, направленный на успешное обучение и развитие каждого учащегося в образовательной среде вуза. Педагогическое сопровождение процесса адаптации позволяет легко включиться абитуриентам, а затем и первокурсникам в систему социальных отношений, установившихся в конкретном учебном заведении, в педагогический процесс, отличающийся направленностью на формирование готовности к будущей профессиональной деятельности, а следовательно, и в процесс приобретения профессиональных умений и навыков.
Исследование процесса адаптации студентов, абитуриентов и учащихся старших классов Тулы в образовательной, экономической и досуговой сферах осуществлялось в ТулГУ с 2004 года на базе лаборатории социально-политических исследований и прогнозирования в рамках исследования «Социальная адаптация учащейся молодежи в условиях преобразований в современной России» [5]. В исследовании принимали участие: 200 школьников 10 - 11 классов МОУ СОШ № 1 и МБОУ лицея № 2 г. Тулы; 200 студентов 1 курса гуманитарного факультета ТулГУ, из них: 80 студентов экспериментальной группы (ЭГ) и 120 студентов контрольной группы (КГ).
Достижение поставленных целей функционирования образовательной системы «Школа-Вуз» осуществлялось посредством реализации четырех основных этапов программы педагогического сопровождения:
• когнитивно - ориентированного этапа, проводившегося на довузовском этапе подготовки к поступлению в вуз, в ходе профессиональной ориентации школьников с целью создания организационно-педагогических условий для адаптации старшеклассников к вузовской среде;
• мотивационно-целевого этапа, реализованного на начальном этапе обучения на гуманитарном факультете ТулГУ с целью формирования базовых уровней адаптированности студентов первокурсников;
• предметно-содержательного этапа, проводившегося в период обучения на первом курсе, с целью реализации комплекса организационно-педагогических мероприятий по адаптации.
• оценочно-регулятивного этап, реализованного в ходе всего периода внедрения программы по адаптации учащейся молодежи с целью проведения мониторинговой контрольной диагностики и при необходимости углубленного педагогического воздействия на учащихся для своевременного внедрения корректирующих мероприятий. Итогом данного исследования являлось изучение сложившегося уровня адаптированности первокурсников.
Педагогическое сопровождение рассматриваемого процесса осуществлялось на основе разработки и апробации программы адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза. Программа представляет собой целостную совокупность теоретико-методологического и процессуально - регулятивного блоков. Специфика исследования заключалась в том, что эксперимент по внедрению программы педагогического сопровождения осуществлялся в двух временных этапах обучения учащейся молодежи: довузовском (11 класс) и ву-
зовском (1 курс).
В рамках исследования было доказано, что успешное функционирование программы педагогического сопровождения адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза возможно при существовании следующих детерминант:
• наличие сотрудничества средней школы и Вуза по вопросам реализации программы;
• наличие педагогической поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава Вуза с применением педагогических тактик;
• развитие компетентностных способностей педагогического состава.
Эксплицитность разработанной нами программы была проверена в ходе
формирующего эксперимента по разработке и апробированию программы педагогического сопровождения адаптации учащейся молодежи к образовательной среде вуза, в рамках которого были определены основные направления воздействия на процесс адаптации в вузе: профориентация старшеклассников на начальном этапе адаптации к Вузовской среде в образовательной системе «Школа-Вуз; психолого-педагогическая адаптация первокурсников; мотивация к обучению в вузе и адаптация первокурсников к учебному процессу и уровню самостоятельности при его освоении.
Профориентация старшеклассников - начальный этап адаптации учащейся молодежи к вузовской среде в образовательной системе «Школа-Вуз».
В качестве развития профориентационной деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций школьников было выбрано применение в экспериментальных классах школ инновационных образовательных технологий, которые предполагалось использовать с целью создания условий для саморазвития, самовыражения, самоопределения и достижения результатов в обучении, а также индивидуализации когнитивного и социально-психологического процессов в школе.
Педагогическое взаимодействие учителей школ и преподавателей вуза было организовано с применением в учебном процессе школ технологий адаптивного обучения вуза. В содержательном плане данное взаимодействие было организовано как взаимообмен формами, видами и методами работы преподавателей вуза с ученической аудиторией. Речь идет, прежде всего, о преподавании специальных курсов ведущими преподавателями факультета и проведение ими профессиональных семинаров по отдельным предметам. В рамках школьных курсов «Обществознание» и «Основы политологии» было организовано чтение лекций лекторами кафедры социологии и политологии ТулГУ: «Основы парламентаризма в России», «Международная политика», «Становление многопартийности в России», проводимых в школах в качестве эксперимента и другие. Данные лекции воспринимались как мастер - классы не только школьниками, но и учителями. Занятие было подготовлено в форме интерактивной лекции с использованием наглядных пособий, видео- и аудиоматериалов, проводилось обсуждение сложных вопросов в дискуссионной форме.
Внедрение интерактивных форм учебных занятий, проводимых студентами и преподавателями вуза, осуществлялось в непрерывном взаимодействии, сотрудничестве и коммуникации между учителями - учениками школы и преподавателями - студентами вуза. Основные задачи, которые необходимо было решить в ходе проведенных мероприятий:
• стимулирование мотивации и интереса к Тульскому государственному университету и, конкретно, к направлениям гуманитарного факультета,
• повышение уровня активности и самостоятельности учащихся,
• развитие навыков мышления, взаимодействия, коммуникации,
• саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
В рамках программы был разработан комплекс интерактивных форм учебных занятий для школьников: деловая игра «Выборы президента», ролевая игра «Полет в космос», групподинамическое упражнение «Создание Медиа -брэнда» и другие.
Чтобы обеспечить творческое мышление школьников, было организовано их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектно-исследовательской и внеучебной, которые в дальнейшем помогут им адаптироваться к учебному процессу вуза и повысить мотивацию к интересному и творческому обучению. Школьники были привлечены к участию в Международных чтения студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки», в предметных олимпиадах, в «круглых столах» кафедр с участием студентов и приглашенных гостей, в мастер-классах, школах будущих специалистов («Школа РЯ», «¥- колледж»).
Для подведения итогов эффективности профориентационной деятельности нами были проведены мониторинговые исследования учащихся и экспертный опрос учителей школ, работающих с классами, в которых проводились мероприятия по адаптации к образовательной среде вуза. По мнению экспертов, после проведенных профориентационных мероприятий, более 30 % старшеклассников изменили приоритетность выбранного направления подготовки в вуз на гуманитарный профиль.
Психолого - педагогическая адаптация первокурсников, связанная с личностным развитием и самореализацией себя в различных видах деятельности - это второе направление воздействия на процесс адаптации учащихся к образовательной среде вуза в рамках реализации взаимодействия в образовательной системе «Школа - Вуз».
В нашем исследовании социально-психологическая адаптация рассматривается как приспособление личности к вузовской системе обучения, выражающееся в адекватном реагировании на возникающие жизненные ситуации, сохранении оптимального психоэмоционального здоровья [6, С.53]. Данный вид адаптации напрямую зависит от совпадения ожиданий студентов от обучения в Вузе с реальной ситуацией в процессе обучения.
С целью повышения уровня психолого-педагогической адаптации был разработан комплекс тренинговых занятий, по результатам которых было проведено исследование уровня социально-психологической адаптации, выявлены дезадаптированные студенты, разработаны программы кураторских часов и введены необходимые корректирующих действий при решении проблемных ситуаций к конкретным студентам в группе.
По результатам мотивационно-целевого этапа была сформирована целостная социально-психологическая характеристика группы, начальный уровень коммуникативного взаимодействия членов учебной группы между собой, определен базовый уровень мотивации каждого студента к обучению.
Согласно результатам итогового анкетирования, проведенного в конце первого курса, ожидания от обучения в Вузе полностью совпали с реальной ситуацией у 35 %, частично у 58,5 % и совсем не совпали у 6,5 % первокурсников.
Мотивация к обучению в Вузе, адаптация первокурсников к учебному процессу и уровню самостоятельности при его освоении в отличие от школы -основное направление воздействия на процесс адаптации учащейся молодежи к Вузовской среде.
Мероприятия по адаптации студентов в рамках программы педагогического эксперимента проводились с первых дней обучения первокурсников в вузе по следующим направлениям:
- проведение мероприятий по знакомству студентов - первокурсников с Вузом и системой обучения;
- формирование коммуникативного взаимодействия с членами учебной группы и преподавателями вуза;
- формирование базовых уровней мотивации к обучению в вузе;
- проведение пилотажного исследования по определению базового уровня адаптированности.
Основным механизмом мотивации студентов первого курса к учебной деятельности явились: профессионализм преподавателей, наличие и уровень стипендии, использование инновационных форм учебных занятий и заинтересованность преподавателей в успехах студентов.
Анализ переменной «удовлетворенность выбранной специальностью» показал, что к концу первого курса были удовлетворены выбранной специальностью 82,3 % (в начале - 61,1 %), у 2,5 % студентов первого курса ТулГУ отсутствует мотивация к обучению по специальности, на которую они поступили (данный показатель уменьшился почти в 3 раза по сравнению с началом первого курса). Студенты, неудовлетворенные избранной специальностью, как правило, имеют низкие показатели успеваемости и, следовательно, являются первыми претендентами к отчислению из вуза.
Определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся было проведено на основе методики Кондратенко Н.А. [7, с.163], в рамках которой студентам и школьникам предлагалось сравнить сложность применения различных умений и навыков в школе и в вузе, таких как: форми-
рование навыков работы с информацией, базовых элементов компетентностей школьников и студентов, в том числе умений извлекать уроки из собственного опыта и рассмотрения изучаемых явлений с точки зрения различных наук, а также навыков анализа, самоорганизации и коммуникации. Результаты исследования представлены на рисунке.
Сравнение сформированности профессиональных компетенций у школьников и первокурсников после внедрения программы педагогического сопровождения адаптации
Для определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся по окончании 1 курса, нами был реализован сравнительный анализ результатов исследований, по результатам которого выявлено, что после внедрения программы педагогического сопровождения в адаптивной системе «Школа-Вуз» средний показатель сформированности профессиональных компетенций у студентов выше (48,8 %), чем у старшеклассников (40,4 %).
В рамках исследования наблюдалась зависимость влияния социально-психологической адаптации на профессиональную адаптацию: эмоционально -уравновешенное состояние, меньший процент депрессивных состояний, наличие минимальных срывов волевого контроля над эмоциональной сферой студентов содействовало увеличению способности конструктивно решать учебные задачи, повышению мотивации к учебе и тем самым более высоким показателям успеваемости студентов экспериментальной группы.
Для отражения результативной стороны процесса адаптации с целью определения адаптированности учащейся молодежи к образовательной среде вуза в конце формирующего эксперимента было реализовано контрольное тестирование. Результаты исследований подвергались количественному и качественному анализу, которые в обобщенном виде представлены в таблице.
Сравнительные данные уровней адаптированности студентов к вузовской среде контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после внедрения программы педагогического сопровождения
Адаптированность студентов, %
Срез Группа Высокий Средний Низкий
уровень (80 -100 %) уровень (50 -79 %) уровень (менее 49 %)
Начало экспери- КГ 11,9 65,0 23,0
мента (сентябрь) ЭГ 14,6 65,4 20,0
Конец эксперимен- КГ 28,0 64,0 8,0
та (июнь) ЭГ 56,0 41,0 3,0
Сравнительный анализ позволяет увидеть положительную динамику после внедрения программы педагогического сопровождения. До начала эксперимента к высокому уровню адаптированности относилось 14,6 % студентов экспериментальной группы, после окончания - 56 % (приращение составило 41,4 %). При этом в контрольной группе до начала эксперимента к оптимальному уровню адаптированности относилось 11,9 % студентов, после окончания эксперимента - 28 %. Приращение данных в контрольной группе составило 16,1 %, что в 2,5 раза ниже, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, по итогам исследования, проведенного на гуманитарном факультете ТулГУ, было выявлено:
- хорошо организованная система профессиональной ориентации учащейся молодежи на этапе подготовки к поступлению в вуз положительно влияет на процесс адаптации студентов первого курса;
- внедрение программы педагогического сопровождения адаптации учащейся молодежи в процессе функционирования образовательной системы «Школа - Вуз» положительно влияет на уровень адаптированности учащихся к вузовской среде;
- образовательная система «Школа-Вуз» работает более эффективно только при наличии обратной связи, когда одно звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого.
Список литературы
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.
2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 216 с.
3. Лурье М.А. Обеспечение довузовской подготовки в условиях Болон-ского процесса на основе культурологического подхода (на примере обучения математике): дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 220 с.
4. Богорев В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения // Наука и Школа, 2001. № 2.
5. Батанина И. А., Щербакова В.П., Маркина Н.Л. Социальная адаптация учащейся молодежи в условиях преобразований в современной России: монография/ под общей ред. И.А. Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. 116 с.
6. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в музе: учебное пособие. М.: Илекса, 2008. 296 с.
7. Кондратенко Н.А. Подготовка к непрерывному образованию как социальная функция института образования в современной России: монография/ под ред. д-ра полит. наук, проф. И.А.Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008.
Гурова Ирина Григорьевна, аспирант, ассистент, dgHm@ hk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF ADAPTATION OF YOUNG PEOPLE IN THE ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEM "SECONDARYSCHOOL - HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION"
I. G. Gurova
The necessity of functioning of the adaptive educational system "secondary school- higher educational institution" as an integrated system of secondary education and higher education at the stage of preparation of the high school graduates to entering higher educational institutions is viewed.
The results of the pedagogical accompaniment of the adaptation process of high school graduates to the educational environment of the university are presented. The effectiveness of the adaptation program is shown.
Key words: adaptation, adaptive system, adjustment, recipient, pedagogical accompaniment, innovative educational technologies, competences.
Gurova Irina Grigorievna, post graduate student, assistant, dgum^hk^u, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 37.032
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ЮРИСТА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА
М. А. Елизарова
Раскрываются особенности профессионального мышления и профессионального правосознания юриста. Рассматриваются этапы, стадии, формы правового мышления, а также значение и способы развития правового мышления у студентов-юристов.
Ключевые слова: правовое мышление, профессиональное правосознание, профессиональная деятельность, компетенции.
Проблемы сегодняшней России, связанные с резкой криминализацией общества, пренебрежением людей к нормам права, отсутствием веры в спра-