Научная статья на тему 'Система педагогического сопровождения как условие ста новления качеств интеллигента у будущего педагога'

Система педагогического сопровождения как условие ста новления качеств интеллигента у будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛИГЕНТА У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / PROCESS OF TEACHERS' TRAINING / SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT / INTELLECTUAL FEATURES OF FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понятоеская Елена Владимировна, Пядушкгта Наталья Николаевна

В статье раскрывается процесс подготовки педагога, обладающего комплексом качеств интеллигентного человека, носителя культуры, духовности. Авторы предлагают модель современного педагога-интеллигента, выпускника колледжа, описывают систему педагогического сопровождения как одного из условий становления качеств интеллигента у будущего педагога в образовательном процессе педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of pedagogical support as a condition for forming of intellectual features of future teacher

The article gives the description of the process of teachers' training who has the complex of qualities of a cultivated person and represents the national culture and mentality. The authors propose the model of a modern teacher, college-leaver and describe the system of pedagogical support as one of the conditions for forming of intellectual features of future teachers in the educational process of pedagogical college.

Текст научной работы на тему «Система педагогического сопровождения как условие ста новления качеств интеллигента у будущего педагога»

УДК 373.82

Е.В. Понятовская, НН Пядушкина

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ИНТЕЛЛИГЕНТА У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье раскрывается процесс подготовки педагога, обладающего комплексом качеств интеллигентного человека, носителя культуры, духовности. Авторы предлагают модель современного педагога-интеллигента, выпускника колледжа, описывают систему педагогического сопровождения как одного из условий становления качеств интеллигента у будущего педагога в образовательном процессе педагогического колледжа.

Ключевые слова: процесс подготовки педагога, система педагогического сопровождения, качества интеллигента у будущего педагога.

E V Ponyatovskaya, Ж Ж Pyadushkina

THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT AS A CONDITION FOR FORMING OF INTELLECTUAL FEATURES OF FUTURE TEACHER

The article gives the description of the process of teachers’ training who has the complex of qualities of a cultivated person and represents the national culture and mentality. The authors propose the model of a modern teacher, college-leaver and describe the system of pedagogical support as one of the conditions for forming of intellectual features of future teachers in the educational process of pedagogical college.

Key words: process of teachers’ training, system of the pedagogical support, intellectual features of future teacher.

В последние годы складывается достаточно сложная ситуация в системе педагогического образования. Изменение мотивации в сфере труда, потеря стимулирующей роли образования как источника жизненного успеха, отсутствие престижа педагогической профессии привели к тому, что педагогическое образование в системе ценностей занимает далеко не ведущие позиции. У отдельных представителей педагогической профессии, в обществе наблюдается дефицит культуры, духовности, интеллигентности. Все это выдвигает на первый план проблему становления качеств интеллигента у будущего педагога в современных условиях выбора стратеги государственной политики России ХХ1 в. [3, 5, 7, 9].

И.А. Ильин писал: «России нужен не шум, а отечественная идея, идея не отрицательная, а положительная, государственная, но не формальная... Что же это за идея? Это есть идея воспитания в русском народе национально-духовного характера. Это главное. Это творческое. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение. Отсюда ее величие воссияет в невиданных размерах. Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы, который есть учитель учителей» [4, 277]. Эта мысль актуальна и сегодня.

Вслед за И.И. Осинским, М.И Добрыниной, В.С. Меметовым и другими исследователями-интеллигентоведами убеждены: несмотря на то, что в процессе трансформации российского общества произошел раскол в рядах интеллигенции, истинная интеллигенция в лице учителя, преподавателя продолжает существовать.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые считают интеллигенцию, с одной стороны, социокультурной общностью, имеющей сложную структуру, а с другой стороны - совокупностью личностей, обладающих определенными качествами [5, 7], и считаем, что формированием качеств педагога-интеллигента необходимо заниматься еще в студенческие годы, когда и происходит профессиональное становление личности.

На сегодняшний день в различных концепциях воспитания, программах, методических разработках и даже в государственных документах по образованию формированию качеств учителя-интеллигента, в частности, в условиях профессиональной подготовки в средних учебных заведениях, пока еще не уделено достаточного внимания.

Один из способов формирования интеллигента - жить в среде интеллигентных людей, когда человек во многом бессознательно впитывает в себя их культуру, воспринимает поступки ок-

ружающих людей и стремится поступать подобно им. Но формирование интеллигентности таким способом возможно в «третьем поколении».

Другой способ - самоформирование. Для этого личность должна осознавать значимость качеств интеллигентного человека и стремиться к сознательному развитию через воспитание и самообразование. На этом пути необходим каждодневный труд над собой, своими недостатками, размышления над совершенными поступками. Такой путь позволяет достичь высокого уровня интеллигентности в течение жизни личности.

На наш взгляд, существует и третий путь - целенаправленного становления качеств интеллигента. Не прямое навязчивое «воздействие» на личность путем каких-либо «воспитывающих» мер, а формирование среды, целенаправленно созидающей в человеке систему нужных качеств.

По нашему мнению, становление качеств интеллигента у будущего педагога - это процесс складывания социально значимых гуманистических убеждений, идеалов, установок и высоконравственных качеств в целостное новообразование личности - интеллигентность.

Нам представляется возможным выделить основные качества интеллигента в виде комплексов-компонентов: личностно-мотивационного, (включает такие качества, как стремление к совершенству, творчеству), когнитивного (убежденность, эрудированность), эмоциональнокоммуникативного (сопереживание, сочувствие), рефлексивного (целенаправленность, рефлексивность, саморегуляция), деятельностного (справедливость, тактичность, целесообразность). Перечисленные компоненты и качества находятся не в статичном, неизменном положении, а в состоянии постоянной связи и взаимообогащения и, на наш взгляд, адекватно отражают сущность педагога-интеллигента в реалиях современной жизни.

Разрабатываемая нами модель педагога-интеллигента - выпускника ССУЗа является своеобразным эталоном личности специалиста на данном этапе образовательного пути. Мы согласны с мнением ученых, в частности А.А. Белова, Г.С. Смирнова, что модель планируемого результата образования состоит из нескольких составляющих, характеризующих уровень образования: профессиональной и социальной компетентности. Они задаются в соответствии с требованиями нормативных документов, рекомендаций, государственных и региональных норм, конкретизируются в условиях образовательного учреждения [2, 9]. Поэтому наша модель представляет собой профессиональную характеристику выпускника, составленную на основе про-фессиограммы для конкретного поля профессиональной деятельности и идеальной цели, достижение которой возможно в определенных условиях образовательного пространства колледжа. Если принять данное утверждение, то модель педагога-интеллигента представляет собой лишь планируемый результат, а студент является «становящимся интеллигентом» или не только образованным человеком, но и «свернутым интеллигентом», «человеком, содержащим потенциал развертывания, мировоплощения» (Г.С. Смирнов) в процессе системы педагогического сопровождения.

В современной науке проделана определенная работа по научному обоснованию различных вопросов сопровождения. Остановимся на положениях, значимых для нашего исследования. Сопровождать — значит:

• следовать за естественным развитием молодого человека на данном возрастном этапе онтогенеза, опираясь на уже имеющиеся личностные достижения, сопровождение находится в логике развития человека, а не искусственно задает ему цели и задачи извне;

• создавать условия для самостоятельного освоения молодыми людьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым из них личностно значимых жизненных выборов.

Нам близка позиция М.Р. Битяновой, согласно которой ведущим основанием сопровождения выступает признание безусловной ценности внутреннего мира каждого человека в приоритете потребностей, целей, ценностей его развития [1]. Вместе с тем, получая педагогическое образование, студенту приходится меняться в соответствии с заданной профессиональной характеристикой. Следовательно, сущность педагогического сопровождения состоит как в превентивном процессе научения самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации его эмоционального дис-

комфорта и неудач.

Результаты стартовой диагностики студентов-первокурсников показали:

- 80% студентов нового набора испытывают серьезные трудности в учебной деятельности;

- 60% студентов не имеют мотивацию к получению педагогического образования, не видят себя в качестве педагога-интеллигента, не стремятся к развитию личностных качеств, значимых в профессиональной деятельности;

- у 90% студентов отмечается высокая утомляемость в связи с серьезными учебными нагрузками, неумением рационально организовывать учебную деятельность, слабое владение общеучебными навыками, научной организацией труда;

- 40% студентов проявляют высокую тревожность как следствие боязни речевой активности, сложности во взаимодействии и общении со сверстниками и преподавателями.

Выявленные проблемы послужили основанием для создания системы психологопедагогического сопровождения как условия становления качеств интеллигента у будущего педагога в образовательном процессе педагогического колледжа.

В контексте нашего исследования мы ведем речь о педагогическом сопровождении, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику, проявляющуюся в первую очередь в специфике функций окружающих человека других людей. Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальной педагогической системы (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в ее институциональном (структурном) оформлении (педагогический колледж).

Система психолого-педагогического сопровождения становления качеств условно делится нами на три этапа: «Адаптация», «Вхождение», «Проявление».

На первом этапе происходит адаптация студента к условиям педагогического колледжа, освоение новых требований и норм межличностных отношений. Активизируется процесс самопознания, происходит овладение умениями выполнять основные виды и формы учебной деятельности, осуществляется «примеривание себя» к специфике и содержанию будущей профессиональной деятельности, формируется образ педагога-интеллигента, субъекта собственной профессиональной деятельности. В процессе сопровождения осуществляется диагностическая работа по выявлению представлений студентов о себе как субъектах деятельности, о педагогах как представителях интеллигенции, характерных чертах, качествах, функциях, присущих им; предрасположенности студентов к формированию актуальных качеств.

Основу второго этапа составляет овладение профессией, углубление процесса осознания собственных возможностей, отличие себя от других, чем и стимулируется самопроявление студентов во всех сферах. Происходит самоопределение в выборе индивидуальной траектории получения образования, формирования собственного образа, повышается собственная продуктивность по ее освоению. Совместно со студентом выбираются конкретные способы реализации, формулируются ожидаемые результаты по становлению качеств интеллигентного педагога через самообразование, самовоспитание, взаимодействие с преподавателями и студентами в ходе учебно-профессиональной, внеучебной и социально-бытовой деятельности.

Третий этап характеризуется интеграцией в целое всех компонентов личностнопрофессионального становления. Оформляется «образ Я» в профессии, активизируется процесс включения объективного педагогического знания в личностный план. Это этап самореализации, поэтому сопровождение направлено на создание условия проявления готовности студента-выпускника как субъекта к профессиональной деятельности и проявления значимых качественных характеристик педагога- интеллигента.

Данные этапы сопровождения личностно-профессионального становления студентов взаимосвязаны, однако в каждом из этих этапов доминирует свой мотив и свой результат, а педагогическая и социальная практики позволяют значимым качественным характеристикам специалиста реализовываться в процессе практической деятельности.

В ходе проводимого исследования было установлено, что каждому студенту присуще свое видение педагога. Описывая это видение, студенты называли разнообразные характеристики педагога. Так, 30% студентов выделяют такие качества, как «любовь к детям», «интерес к их проблемам», «готовность помочь», «желание общаться с детьми», «доброжелательность»,

«нравственность», «доброта», «справедливость» и др.;

- 20 % студентов - «знание педагогом своего предмета», «его умение интересно преподавать свой предмет ученикам»;

- 17 % студентов видят педагога одновременно как человека «активного», «эрудированного», «целеустремленного», «постоянно ищущего», «открытого новым идеям», «имеющего современные взгляды», «интересующегося искусством, литературой», «стремящегося к постоянному самосовершенствованию»;

- 14 % студентов считают, что для педагога характерны «неустанный творческий поиск», «изобретательство», «свобода от стандартов», «стремление использовать в своей деятельности творческие открытия, как других педагогов, так и собственные». Остальные студенты (35%) достаточно лаконично описывали педагога, выделяя «знание предмета» и «любовь к детям».

Анализ полученных материалов показал, что образы современного педагога у студентов достаточно разнообразны: это и педагоги-гуманисты, и педагоги-предметники, и педагоги -творцы и др. Однако во всех этих образах имеются общие черты. Так, большинство студентов чаще всего отождествляли педагога только с учителем, не видели многообразия его профессиональных задач, выделяли личностные качества педагога, а не его характеристики как субъекта профессиональной деятельности. Практически никто из опрошенных не выделял педагога как интеллигента-просветителя, педагога-интеллигента, не представлял значимость такого педагога для детей, родителей, общества. На основе полученных результатов можно сделать вывод о необходимости систематического изучения, учета и обогащения образов педагога как представителя интеллигенции у студентов в процессе их профессионального образования.

Опираясь на технологию самосовершенствования личности А.А. Ухтомского — Г.К. Селев-ко, нами была разработана организационно-педагогическая основа, которая содержит три подсистемы: учебно-профессиональную деятельность, внеучебную деятельность, деятельность отношений и общения.

Учебно-профессиональная деятельность, цель которой - помочь студентам увидеть образ педагога-интеллигента, его влияние на подрастающее поколение в разные исторические периоды, определить значимые качества, соотнести с уровнем собственного развития на данном этапе, осознать цели, возможности, способы саморазвития, представлена дисциплинами психоло-го-педагогического цикла «Педагогика», «Психолого-педагогический практикум», «Педагогическое мастерство», а также различными видами учебно-педагогической практики: «Введение в специальность», «Воспитательная работа в школе», «Комплексная практика» и др.

Нами был разработан факультативный курс «Основы самообразования учителя-интеллигента», в котором включены разделы «Интеллигенция как социокультурный феномен России», «Функции интеллигенции, характерные черты педагога-интеллигента», а также курс «История отечественного образования», в который включены разделы «История становления педагогической интеллигенции Восточной Сибири», «Влияние декабристов на формирование провинциальной педагогической интеллигенции».

Педагогическая практика не являлась отдельным этапом, а органично включалась в течение всех лет обучения. В ходе экспериментальной работы была разработана модель линейноциклической системы подготовки педагогов к профессиональной деятельности в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики. Разработанная модель включает три этапа. Каждый этап соотносится с содержательным аспектом дисциплин психо-лого-педагогического цикла, включает определенный вид практики, свои цели, предусматривает отработку умений, формирование навыков и личностных качеств через определенные виды заданий. Например, после изучения разделов «Введение в специальность», «Общие основы педагогики», «Система образовательных учреждений» — практика «Введение в специальность». После изучения раздела «Теория воспитания» - практика «Внеучебная воспитательная работа» и т.д.

В рамках нашего исследования были сделаны акценты на содержание практики, на задания, способствующие становлению качеств педагога-интеллигента. Например, задания на выявление профессиональных и личных качества учителя, его интеллигентности через беседы, наблюдения, интервьюирование, диагностику стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса. В конце каждого дня практики отрабатывались рефлексивные навыки студентов.

Поэтому содержание данных дисциплин, учебных факультативов, педагогическая практика позволяют осуществить намеченные цели.

Вторая подсистема - внеучебная деятельность, цель которой — создание условий и возможностей для удовлетворения потребности саморазвития во внеурочной деятельности - представлена организацией опыта самостоятельной и творческой деятельности через студенческое самоуправление, научное студенческое общество, смотры, конкурсы, учебные и научно-учебные конференции, участие в волонтерских движениях, педагогических отрядах, конкурсе «Студент года», проектной деятельности. Данная система обеспечивает участие личности в самостоятельной и творческой деятельности по собственной инициативе, создание определенного опыта самореализации, успеха и достижений, в той деятельности которая по-настоящему интересна и востребована студентом.

Принимая во внимание положение о том, что высокий уровень духовного общения субъектов образовательной среды способен обеспечить становление человека высокой культуры, с высоким уровнем интеллигентности, мы определили общение и отношения как третий модуль процесса становления качеств педагога-интеллигента в образовательном процессе педагогического колледжа.

Уверены, что становление личности студента как будущего педагога-интеллигента не будет эффективным и полноценным без достойного примера со стороны самих преподавателей как педагогов, ученых как личностей интеллигентных, студентов старших курсов. Но этот пример важно также и уметь продемонстрировать.

Студент-первокурсник, поступив в образовательное учреждение, попадает в систему отношений и общения между студентами разных курсов, преподавателей, не только тех, кто ведет учебные дисциплины, но и внеучебную деятельность, педагогическую практику, исследовательскую деятельность, объединяющую студентов и преподавателей и дающую возможность проявления свободы выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческого горения, демонстрации стремления окружающих к самосовершенствованию.

Реализация на практике выделенных нами направлений позволяет говорить об эффективности сопровождения как условия становления качеств интеллигента у студентов, будущих педагогов. Об этом свидетельствуют отзывы преподавателей, кураторов, психолога, родителей, учителей школ, в которых проходят педагогическую практику студенты выпускных групп, са-моанализы студентов, данные диагностик.

Таким образом, в аспекте системы педагогического сопровождения были выделены проблемы профессионального образования студентов в условиях педагогического колледжа, разработана модель сопровождения как условия становления качеств интеллигента у будущих педагогов. В настоящее время происходит отработка технологий реализации сопровождения по заданным направлениям.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

2. Белов А.А. Информатизация, интеллектуализация, интеллигентизация, экологизация // Интеллигенция и мир. - 2001.- №1. - С.80-86.

3. Галицких, Е. Интеллигент - основа становления будущего педагога // Высшее образование в России. - 2001. - №3.

4. Ильин И.А. О русской интеллигенции // Интеллигенция, власть, народ: антология. - М., 1993. - С.276-279

5. Полозова Т.Д. Интеллигентность - профессиональная характеристика педагога // Мир образования - образование в мире. - 2002. - №4.

6. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е.Д. Божович. - М., 2000.

7. Репринцев А.В. Интеллигентность как профессиональная традиция российского учительства // Проблемы теории и практики воспитания учащейся молодежи: к 70-летию образования ист. факультета Курс. гос. ун-та: сб. науч. ст. - Курск: Изд-во Курс. гос. пед. ун-та.

8. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: метод. пособие по преподаванию курса. - М.: Народное образование, 2000. - 128 с.

9. Смирнов Г.С. Мировая интеллигенция и ноосфера: пространство философского дискурса // Интеллигенция и мир. - 2001.-№1. - С.69-80

10. Слободчиков, В.И. Психология человека. - М., 1996.

11. Чурина, Е.Е. Профессиональное саморазвитие учителя. - Волгоград, 2004.

Понятовская Елена Владимировна, преподаватель педагогики Ангарского педагогического колледжа, аспирант кафедры педагогики Иркутского государственного педагогического университета. E-mail: ponyatovich@yandex.ru

Пядушкина Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, развития образовании и методических дисциплин Восточно-Сибирской государственной академии образования. E-mail: difa@angara.ru

Ponyatovskaya Elena Vladimirovna, teacher of pedagogy of Angarsk Рedagogical College, postgraduate student of department of pedagogy of Irkutsk State Pedagogical University. E-mail: ponyatovich@y andex. ru

Pyadushkina Nataliya Nikolaevna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of psychology, education development and methodical disciplines of East-Siberian State Academy of Education. Email: difa@angara.ru

УДК 378.147

С.В. Рыжова

ДЕБАТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена исследованию дебатов. Дебаты рассматриваются автором в качестве обучающей и воспитательной технологии в формате, подходящем для преподавателей любых специальностей. Статья предлагает схемы введения дебатов в процесс обучения, различные форматы, объясняет, как подготовить студентов к дебатам и как оценивать выступающих.

Ключевые слова: дебаты, форматы, спонтанные доводы, командные дебаты, перекрестное выступление.

S V Ryzhova

DEBATE IN THE PROCESS OF STUDYING

The article is devoted to exploration of debate as an educational technique in format suitable for teachers of almost any field. It presents proper formats, some plans to integrate debate into the curriculum, explains how to prepare students for debate and how to evaluate them.

Key words: debate, formats, spontaneous argumentation, command debate, cross performance.

Дебаты имеют многовековую историю. Еще римляне открывали школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству, в Средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. В Московском университете диспуты проводились на 12 языках.

В 30-е гг. XX в. в США дебаты сформировались как вид молодежной деятельности - толчок к их развитию дали предвыборные кампании. В настоящее время в США и Европе клуб «Дебаты» есть почти в каждом университете. В 1999 г. была зарегистрирована Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA), в которую вошли 26 стран, в том числе и Россия.

Сегодня дебаты - это развивающая игра, почти такая же популярная, как КВН. Такие университеты, как Оксфорд, Гарвард, Сорбонна, Кембридж, имеют собственные клубы дебатов. В России данное движение успешно развивается в МГУ, МГИМО, СПбГУ, НГУ, а теперь и в Сибирском федеральном университете.

Почему дебаты могут быть интересны преподавателям различных специальностей и как они могут помочь учебному процессу? Практика показывает, что молодым людям, покидающим студенческие аудитории, бывает сложно адаптироваться на рабочих местах. Участие студентов в дебатах, в рамках учебного процесса, может значительно улучшить качество подготовки специалистов, обучить студентов отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать оппонента, давать контраргументы, задавать вопросы и самим уметь отвечать на них. Дебаты оживляют интерес к изучаемому предмету, заставляют участников штудировать газеты, интернет, интересоваться мнением окружающих. Студенты учатся выступать публично, работать в команде.

Однако мнение о сложности проведения дебатов в рамках учебного процесса останавливает некоторых преподавателей. Опыт данного движения в стенах СФУ показывает, что весь процесс подготовки и проведения дебатов - это интересное и не сложное действие. Главное избавиться от трех существующих установок. Первая - дебаты для экспертов. Но никто не может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.