Научная статья на тему 'По вектору развития: сохраняя вековые традиции и обретая новые смыслы'

По вектору развития: сохраняя вековые традиции и обретая новые смыслы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / КРИЗИС КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЙ ОБРАЗ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / TEACHER TRAINING COLLEGE / CRISIS OF COMPETENCE / INNOVATIVE ACTIVITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF FUTURE TEACHER / ADVANCING SELF-DEVELOPMENT OF A TEACHER / PERSONALLY SIGNIFICANT IMAGE OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Былков Александр Васильевич

Статья посвящена 100-летию Сретенского педагогического колледжа старейшего в Восточной Сибири учебного заведения педагогического профиля. В ней даётся краткий анализ наиболее значимых «точек роста» учреждения в различные исторические периоды. Подчёркивается роль разных поколений педагогов, создающих, бережно сохраняющих и развивающих традиции культуры и интеллигентности, изначально заложенные в коллективе учебного заведения. Особое внимание автора сосредоточено на периоде 90-х годов XX века первом десятилетии XXI века, когда колледж выступал лидером в развитии инновационных процессов в сфере среднего профессионального педагогического образования Забайкальского региона. Изменившиеся социально-экономические условия побудили педагогический коллектив колледжа к поиску новых способов решения профессиональных и личных проблем, к подъёму на новые смысловые уровни профессиональной компетентности. Автор показывает многосложный процесс «ревизии» профессионального опыта, определения новых направлений собственного личностно-профессионального роста преподавателей, которые позволили преодолеть «кризис компетентности». В работе подчёркивается значимость взаимообогащающего сотрудничества педагогов среднего профессионального образования с учёными высшей школы, межрегио-нального сотрудничества по реализации исследовательских проектов, акцентируется внимание на стимулирующей роли руководителей краевого комитета в построении целостной системы педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Былков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On a Vector of Development: Keeping Century Traditions and Finding new Meanings

The present article is devoted to the 100 anniversary of the Sretensk Teacher Training College the educational institution of a pedagogical profile, the oldest in Eastern Siberia. The brief analysis of the most significant “points of growth” of establishment during various historical periods is given in it. The role of different generations of teachers who are creating, carefully keeping and developing the traditions of culture and intelligence, which are initially laid down in staff of educational institution, is emphasized. Special attention of the author is concentrated on the period of the 90s of the 20th century the first decade of the 21st century when the college acted as a leader in the development of innovative processes in the sphere of secondary vocational pedagogical education of the Transbaikal region. The changed social and economic conditions have induced pedagogical staff of college to search of new ways of professional and personal problems solution, to a rise on new semantic levels of professional competence. The author shows the multisyllabic process of professional experience “revision”, definition of new directions of own personal and professional growth of teachers which have allowed to overcome “crisis of competence”. The importance of the mutually enriching cooperation of teachers of secondary vocational education with scientists of the higher school, interregional cooperation in implementation of research projects is emphasized in the work; the attention is focused on stimulating the role of heads of regional committee in creation of integrated system of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «По вектору развития: сохраняя вековые традиции и обретая новые смыслы»

http://www.uchzap.com

ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 377.8

Александр Васильевич Былков,

кандидат педагогических наук, педагогический колледж г. Сретенска (673500, Россия, г. Сретенск, ул. Энергетиков, 6),

e-mail: [email protected]

По вектору развития: сохраняя вековые традиции и обретая новые смыслы

Статья посвящена 100-летию Сретенского педагогического колледжа - старейшего в Восточной Сибири учебного заведения педагогического профиля. В ней даётся краткий анализ наиболее значимых «точек роста» учреждения в различные исторические периоды. Подчёркивается роль разных поколений педагогов, создающих, бережно сохраняющих и развивающих традиции культуры и интеллигентности, изначально заложенные в коллективе учебного заведения. Особое внимание автора сосредоточено на периоде 90-х годов XX века - первом десятилетии XXI века, когда колледж выступал лидером в развитии инновационных процессов в сфере среднего профессионального педагогического образования Забайкальского региона. Изменившиеся социально-экономические условия побудили педагогический коллектив колледжа к поиску новых способов решения профессиональных и личных проблем, к подъёму на новые смысловые уровни профессиональной компетентности. Автор показывает многосложный процесс «ревизии» профессионального опыта, определения новых направлений собственного личностно-профессионального роста преподавателей, которые позволили преодолеть «кризис компетентности». В работе подчёркивается значимость взаимообогащающего сотрудничества педагогов среднего профессионального образования с учёными высшей школы, межрегионального сотрудничества по реализации исследовательских проектов, акцентируется внимание на стимулирующей роли руководителей краевого комитета в построении целостной системы педагогического образования.

Ключевые слова: педагогический колледж, кризис компетентности, инновационная деятельность, личностно-профессиональное становление будущего учителя, опережающее саморазвитие педагога, личностно значимый образ учебного заведения

Введение. Сретенский педагогический колледж - старейшее учебное заведение, которое называют «ровесником Октября», 23 сентября 2017 года отметило свой 100-летний юбилей.

В разное время учебное заведение называлось по-разному: учительская семинария (1917-1921); педагогические курсы (1921-1924); педагогический техникум (19241935); педагогическое училище (1935-1999);

© Былков А. В., 2018

111

педагогический колледж (с 1999 года и по настоящее время). Примечательным фактом истории учебного заведения является то, что в августе 1939 года на базе педагогического училища открылся Сретенский государственный учительский институт с тремя факультетами, который уже осенью 1940 года перевели в Читу. Можно утверждать, что истоки высшего педагогического образования в забайкальском регионе берут своё начало в городе Сретенске.

Цель статьи - анализ наиболее значимых факторов развития учебного заведения в разные исторические периоды, позволивших коллективу учреждения сохранить педагогический профиль его деятельности, сберечь ценностное единство, продолжая выполнять миссию подготовки педагога, компетентность которого отвечает вызовам времени.

Методология и методы исследования. Исследование проведено с использованием общенаучных и историко-педаго-гических методов: теоретический анализ, систематизация, обобщение, оценка исторических фактов, которые позволили рассмотреть основные векторы развития учебного заведения в определённые периоды его жизнедеятельности. Источниками в проведении данного исследования послужили истори-ко-педагогическая литература, архивные документы, материалы диссертационных работ преподавателей колледжа.

Результаты исследования и их обсуждение. Сретенский педагогический колледж по праву считается «кузницей педагогических кадров». За свою вековую историю в нём подготовлено 10 660 учителей и воспитателей, о чём свидетельствуют книги приказов за 1917-1964 годы и книги выдачи дипломов за 1965-2017 годы. Трудно назвать школу в Забайкальском крае, где бы ни работали наши выпускники, среди которых учителя начальных классов, изобразительного искусства и черчения, истории, английского языка, воспитатели детей дошкольного возраста, педагоги коррекционно-развивающего обучения и другие представители практически всех педагогических специальностей. Например, в школах Сретенского района из общего количества штатных педагогов 80 % являются выпускниками колледжа. Среди выпускников колледжа - заслуженные учителя, руководители образовательных учреждений, руководители муниципальных органов управления образованием. Многие выпускники успешно реализовали себя в

органах местного самоуправления и исполнительной власти (например, в настоящее время все руководители Сретенского района и г. Сретенска - выпускники колледжа), в сфере культуры, в органах внутренних дел, в воинской службе - там, где нужна хорошая подготовка в области человекознания и желание работать с людьми.

Педагогический колледж в силу провинциальности (удалённость от краевого центра составляет 385 км) имеет неравные стартовые возможности по многим направлениям деятельности. Опытные управленцы и педагоги, имеющие многосложный опыт сопровождения студентов на выездные мероприятия, понимают и уровень финансовой затратности подобных решений, и степень ответственности за жизнь и здоровье обучающихся. Тем не менее, в разные годы студенты колледжа становятся участниками различных форумов и масштабных мероприятий, в том числе всероссийских (Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка (1923); экскурсии учащихся в Москву и Ленинград (1930); Всесоюзный смотр художественной самодеятельности в г. Москве (1956); спортивные состязания лыжников и волейболистов в г. Улан-Удэ и г. Иркутске (1972); студенческий стройотряд на Курилах (1983); Всероссийский чемпионат по гиревому спорту в г. Ярославле (2018) и др.). Все мероприятия трудно перечислить, даже их поверхностный обзор указывает на то, что учебное заведение всегда находится в гуще разноплановых событий - спортивных, художественно-творческих, научно-исследовательских и др.

Изучение историко-педагогических источников о развитии учебного заведения показывает, что педагогический колледж за вековой путь развития не раз становился лидером в развитии инновационных социально значимых процессов.

Так, 20-е годы XX века ознаменовались подвижнической деятельностью обучающихся и педагогов училища по ликвидации безграмотности. Исследователи этого периода (Д. А. Судаков) указывают на то, что «...учащиеся и преподаватели терпеливо и настойчиво организовывали ликбезы, создавали избы-читальни, женсоветы», «.каждый был обязан вести обучение неграмотных. Так, например, Павел Кривокорытов обучил языку и грамоте пять китайских рабочих за два месяца, то есть за 20-25 занятий!» [8, с. 13].

В 30-е годы прошлого столетия интенсивное развитие получает сельскохозяйственная практика обучающихся в коммуне «Просвещенец», на базе учебного заведения создаётся опорный центр по повышению мастерства педагогических кадров Дальневосточного региона, широкое развитие получают политкружки для населения. В 40-е годы осуществляется мобилизация всех ресурсов на достижение Победы, в стенах училища организуется работа военного госпиталя (на данный факт указывает мемориальная табличка на здании колледжа).

В 50-60-е годы интенсивное развитие получает учебно-опытная работа по районированию злаковых и декоративных культур, при училище разбивается плодово-ягодный сад (выращиваются яблони, вишня, облепиха сорта «забайкальский ананас» и др.). Для этого периода времени характерны постоянное участие и победы обучающихся в слётах юных мичуринцев, а для изучения опыта работы училища по данному направлению деятельности состоялся выезд группы учёных из Москвы. В 1968 году на базе училища открывается первое и единственное в Забайкалье художественно-графическое отделение. В 70-80-е годы педучилище считалось лучшим в плане методической подготовки учителей, работали школы передового опыта, развивалась система наставничества, широкое распространение получили макаренковские педотряды и др. Сильнейшие педагоги-методисты Н. В. Деревцова, Т. К. Карасёва, В. М. Минаева, Г. М. Власова, Г. П. Пляскина и другие обеспечивали высокое качество подготовки учителя. Колледж славился хоровым студенческим коллективом в 120 человек (под руководством Л. В. Райспер), который был призёром практически всех фестивалей. Прибывшие из разных регионов страны молодые педагоги - жёны офицеров (в то время в Сретенске располагался военный гарнизон) внесли в жизнь колледжа «новую волну», с которой удачно гармонировала классика.

В 1990-е годы - первое десятилетие 2000 годов широкое развитие получает опытно-экспериментальная работа; разработанная в колледже личностно ориентированная модель становления будущего учителя была положена в основу Программы развития педагогического образования Читинской области, таким образом, предопределила вектор развития всех педагогических колледжей (училищ) региона.

Каждый период развития учебного заведения нёс отпечаток исторического времени, тенденций развития педагогической науки и практики, задач, которые определяло перед системой образования государство.

Особенно значимым, по нашему мнению, явился период развития учреждения в 90-е годы XX века - первое десятилетие XXI века. Оказавшись вовлечёнными в сложные исторические процессы становления новой России, образовательные учреждения всех уровней осуществляли интенсивный переход от социоцентрической модели образования к выстраиванию уклада жизни учебных заведений на демократических основах, базирующихся на методологии личностно ориентированного образования.

Данный период времени характеризовался принципиальными изменениями в содержании образования, технологиях обучения и воспитания, что потребовало организации специальной работы по «наращиванию» уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей в соответствии с тенденциями развития педагогической науки. Сложилось понимание того, что личностно-профессиональное саморазвитие педагога должно идти с опережением социального вызова, и только при этом условии оно может выступить источником обновления образования.

В коллективе Сретенского педагогического колледжа стала осуществляться работа, связанная с пересмотром доминирующих идей, поиском новых смыслов деятельности педагогов, основными направлениями которой явились следующие:

- самоизменение педагогов колледжа, развитие личностно ориентированного стиля их мышления и деятельности, ведущее к новому пониманию готовности выпускника к профессионально-педагогической деятельности;

- освоение и апробация личностно ориентированных технологий обучения и воспитания, организации педагогической практики, при которых становится востребованным творческий потенциал студента, его субъектный опыт;

- создание условий для выбора студентами собственных способов работы в различных ситуациях учебно-профессиональной деятельности, выбора ими индивидуально значимых сфер самореализации, построения индивидуальной траектории получения образования;

- обогащение содержания профессиональной подготовки будущего учителя посредством разработки и внедрения спецкурсов, ориентированных на самопознание, рефлексию, самопринятие;

- освоение новой системы оценивания достижений студентов, основанной на фиксации показателей личностного роста;

- создание психолого-педагогических условий проживания субъектов образовательного процесса в системе позитивных, эмпатичных и конгруэнтных отношений и др.

Новое поле деятельности педагогов побудило их к «зановоосмыслению» (Л. Н. Куликова) собственной педагогической деятельности, себя в профессии, к овладению новыми способами решения профессиональных и личных проблем, к подъёму на новые смысловые уровни компетентности. Изменившиеся условия среды и тщетные попытки актуализировать прежние ценности привели преподавателей к «кризису компетентности», побуждая осуществить «ревизию» профессионального опыта, определить новые направления собственного личност-но-профессионального роста.

Ведущим средством помощи педагогам в решении таких многосложных задач явилось изменение системы научно-методической работы в педколледже на основе создания и реализации индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития каждого преподавателя с учётом его возраста, профессиональной компетентности, степени динамизма его личности, содержания Я-концепции [9].

Существенное значение в решении новых задач имела работа областной экспериментальной педагогической площадки (ЭПП) по теме «Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа» (1995-1999 гг.; научный руководитель - д-р пед. наук, профессор А. В. Рогова); интересным стало продолжение эксперимента в рамках ЭПП федерального уровня по теме «Мониторинг личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа» (2000-2004 гг., научный руководитель - д-р пед. наук, профессор Т. К. Клименко).

Задолго до выхода Федерального государственного образовательного стандарта СПО в коллективе осуществлялась разработка элективных авторских курсов «Ступени са-

мопознания» (В. А. Пономарева); «Организация учебной деятельности» (З. И. Потехина); «Введение в педагогическое исследование» (А. А. Судакова); «Новые технологии обучения» (Л. С. Ерилова), «Проблемы современной школы» (А. В. Былков, Р. Н. Побежи-мов) и др.

Под руководством преподавателя педагогики Р. Н. Побежимова возникло научное студенческое общество (НСО). Организации исследовательской деятельности студентов повышенное внимание стали уделять, прежде всего, преподаватели кафедры педагогики и психологии. Студенты ещё до официального введения выпускных квалификационных работ как формы итоговой государственной аттестации вовлекались в процесс их подготовки и защиты. Показательно, что в десяти областных конкурсах «Выпускник года», организуемых в период с 1995 по 2004 год, шесть раз студенты Сретенского педагогического колледжа занимали первое место. Среди них: С. Боровской - 1995 г. (рук. А. В. Былков); Н. Трофимова - 1996 г. (рук. А. А. Судакова); В. Пономарёва - 1997 г. (рук. А. В. Былков); Т. Спандерашвили - 2001 г. (рук. Н. Я. Колодина); Т. Алексеева - 2003 г. (рук. А. А. Судакова); О. Мальцева - 2004 г. (рук. А. В. Былков).

Экспериментальным и опытным путём выстраивались новые технологические подходы. Так, преподаватель педагогики А. А. Су-дакова успешно освоила модель позиционного обучения (Н. Е. Веракса), метод синек-тики, метод сопереживания ситуаций, который затем в своих учебно-исследовательских работах апробировали студенты колледжа. Опыт работы был обобщён и представлен в первых научных публикациях колледжа и на Всероссийской научно-практической конференции в г. Красноярске в 2000 году. Методисты Т. К. Карасёва и А. А. Борисенко после обучения на авторских курсах профессора В. К. Дьяченко в г. Красноярске разработали собственные методические подходы обучения студентов русскому языку и математике с использованием элементов КСО. Преподаватель русского языка и литературы И. И. Чистякова, мастерски овладев принципами реализации дидактической системы Л. В. Занкова, пропагандировала свой опыт для учителей школ через организацию обучающих семинаров и активную консультационную работу с учителями, ведущими эксперимент по внедрению развивающей системы

обучения. Интересный опыт реализации методической проблемы интеграции и взаимопроникновения курсов учебных дисциплин был накоплен преподавателями, входящими в состав творческой группы под руководством Л. Л. Чашиной. Результатом этого в колледже традиционной стала практика проведения интегрированных и межпредметных уроков (Л. Л. Чашина, Н. П. Филиппова, Г. П. Пляски-на, А. А. Судакова, Т. К. Карасёва, А. А. Бори-сенко), а опыт был представлен на областном слёте творчески работающих педагогов в г. Чите. Оригинальные методические идеи по проблеме дифференцированного обучения были реализованы в деятельности преподавателей Н. В. Деревцовой и Е. Ю. Пу-стыльниковой, а методические рекомендации названных педагогов внедрялись в практику работы учителей базовой начальной школы. Разработанная преподавателем математики и информатики С. В. Абрамович рейтинговая система оценивания достижений студентов была представлена на проведённом ею обучающем семинаре в педагогическом колледже г. Комсомольска-на-Амуре. Проделанная работа способствовала выстраиванию системы мониторинга качества образования в педколледже, благодаря чему колледж занял 1-е место в краевом конкурсе внутренних систем качества образовательных учреждений в 2005 году.

В период, когда в стране сложился вакуум как в исследованиях по проблемам воспитания школьников и молодёжи, так и в практической организации воспитательного процесса, в педколледже на концептуальном уровне была выстроена воспитательная система студентов (заместитель директора по воспитательной работе Н. Э. Бянкина). В её основе - идея педагогического управления процессом развития личности через создание совокупности условий для самоопределения и самореализации. Результатом этой работы выступило признание колледжа в окружающем социуме как социально-культурного и досугового центра.

В опытно-экспериментальной и инновационной деятельности колледжа принимали активное участие преподаватели Л. С. Ерилова, Н. Я. Колодина, Л. И. Лаври-ненко, В. И. Плешкова, С. И. Плотникова, Л. В. Райспер, Н. И. Спандерашвили и др.; учителя базовой школы В. Ф. Касьянова, К. П. Лущан, И. А. Сваткова, Т. В. Чекунова, Г. И. Чепига и др. Опыт инновационной и ис-

следовательской деятельности, накопленный преподавателями колледжа, послужил основой успешного освоения ФГОС СПО.

Социально-педагогическая ситуация 90-х годов, когда в качестве основополагающей в философии образования была провозглашена идея человека, его саморазвития, ценностное сознание педагогов стало меняться в сторону личностно ориентированной направленности, при которой человековед-ческие знания выступают фундаментирую-щими. Не случайно ведущую роль начинают выполнять не предметные кафедры (ПЦК), а кафедра педагогики и психологии колледжа, выступая научно-методическим центром, координирующим процесс «проникновения» в сферу деятельности каждого педагога идей, понятий, подходов личностно ориентированного образования. Интересным начинанием исследуемого периода явилось расширение функций названной кафедры как «головного» подразделения, в состав которого включались и преподаватели-предметники - наиболее «продвинутые» члены коллектива, работающие по специальным подпрограммам эксперимента, способные укрепить «эпицентр», будирующий инновационные процессы в учебном заведении.

Качественной реализации новых функций педагогического колледжа, связанных с проведением прикладных исследований, с увеличением доли «разработческой» деятельности, способствовали структурные изменения в деятельности учебного заведения: переход на кафедральную систему, создание лаборатории управления развитием колледжа, школы педагогического мастерства, консалтинговой службы, центра мониторинга, редакционно-издательского совета, ВНИКов и творческих групп педагогов.

В педагогическом колледже была создана целостная система научно-методической работы, создающая условия для «вызревания» новой ментальности педагогов, их самореализации, менее болезненного проживания кризисов. Достоинством и одновременно осложняющим фактором выступало то, что разработка теоретико-практических основ научно-методической работы в педучилище (позднее - колледже) проводилась при недостаточной освещённости этого вопроса в научной литературе, при отсутствии соответствующих образцов педагогической деятельности.

Решению проблемы научно-педагогического обеспечения процесса личностно-

профессионального становления преподавателей и студентов колледжа, повышения эффективности деятельности учебного заведения в соответствии с новыми требованиями во многом способствовала включённость коллектива в процессы координации и интеграции усилий научных и педагогических кадров края. Взаимодействие с педагогическим университетом и институтом повышения квалификации стимулировало творческий рост преподавателей колледжа, приближая их деятельность к научной деятельности работников вуза. Ориентиры научного исследовательского поиска и решения практических профессиональных задач задавали ведущие учёные забайкальского региона: д-р пед. наук, профессор Т. К. Клименко, д-р пед. наук, профессор А. В. Рогова, канд. пед. наук, доцент В. И. Грабеклис. Психологическое обеспечение инновационных процессов осуществлялось при поддержке канд. психол. наук, доцента Т. И. Ежевской. Научно-методическую помощь преподавателям колледжа в решении проблем методического характера и учебно-методического обеспечения образовательного процесса оказывали учёные университета канд. филол. наук, зав. кафедрой русского языка Л. П. Алексенко и канд. пед. наук, доцент Н. В. Кононенко.

Традицией стало проведение ежегодных научно-практических конференций педагогических работников области с участием педагогического университета и педагогических училищ (колледжей). Были проведены богатейшие по смыслам и содержанию научно-практические конференции, среди которых: «Личностные подходы в образовании» (г. Сретенск, 1997); «Образовательная среда как условие личностно-профессио-нального развития учителя» (пос. Агинское, 1998); «Культурологическая направленность педагогического процесса в системе профессионального образования как фактор подготовки специалистов XXI века» (г. Чита, 1999); «Человек в мире образования и современное образование человека» (г. Петровск-Забай-кальский, 2000); «Духовно-нравственная образовательная среда в системе учреждений профессионально-педагогической подготовки» (г. Балей, 2001); «Смысловая педагогика как феномен современного образования» (г. Сретенск, 2002) и др. Значительно возросло количество преподавателей, увлечённо занимающихся научно-исследовательской работой, подготовкой научных публикаций на

основе профессионального, научно-теоретического осмысления педагогических проблем, обобщения собственного опыта.

Такой уровень взаимодействия способствовал установлению постоянных профессиональных и дружеских контактов между работниками педагогических училищ (колледжей), выявлению лидеров, способных объединять вокруг себя педагогов-исследователей, значительной активизации экспертной и консультационной работы, развитию учебно-исследовательской деятельности студентов через организацию ежегодного конкурса «Выпускник года».

Взаимообогащающее сотрудничество колледжа в тот период времени вышло далеко за пределы Забайкальского региона: Хабаровский государственный педагогический университет (Л. Н. Куликова, д-р пед. наук, профессор); Хабаровский педагогический колледж (И. И. Гоголева, канд. пед. наук); Иркутский педагогический колледж № 1 (В. А. Колесников, д-р филос. наук и Л. И. Колесникова, канд. пед. наук); Институт образования взрослых РАО г. Санкт-Петербург (Т. В. Шадрина, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник) и др.

Динамичное расширение форм сотрудничества средней профессиональной и высшей школы, совместная реализация образовательных и исследовательских проектов при координирующей и поддерживающей роли руководителей Краевого комитета образования (Н. В. Гуськова, Т. К. Клименко, Л. А. Ски-данова, Г. Г. Филиппов, К. И. Карасёв) способствовали становлению педагогического колледжа как обновлённого, самодостаточного и перспективного учебного заведения.

В колледже за сравнительно небольшой промежуток времени были защищены кандидатские диссертации и появились первые кандидаты педагогических наук -А. В. Былков (2000), А. А. Судакова (2006), С. В. Абрамович (2006). В педагогическом колледже, по сути, сформировалась своя научная «ячейка», так как темы всех диссертаций были согласованы по научной проблематике и развивали содержание предыдущего исследования.

В диссертации А. В. Былкова «Личност-но-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа», исходя из концепций о сущности человека и его становлении (экзистенциализм, синергетика, гуманистическая психоло-

гия и педагогика и др.), личностно-профес-сиональное становление будущего учителя изучено как сложный динамический процесс духовно-практической работы человека над собой, способной вывести его на путь целенаправленного самоизменения [2]. Исследование доказало перспективную идею опережающего личностно-профессиональ-ного роста педагогов колледжа как условия становления личности студента - будущего учителя, обогатило педагогическую практику того периода времени инновационными технологическими решениями по проектированию ценностно-смыслового взаимодействия преподавателей и студентов, организации научно-исследовательской деятельности студентов как непрерывного процесса.

Диссертация А. А. Судаковой «Научно-методическая работа как фактор личност-но-профессионального становления преподавателя педколледжа» раскрыла взгляд на научно-методическую работу образовательного учреждения в единстве трёх её составляющих - научной, инновационной и собственно методической, определила системный подход к научно-методической работе как «неоднозначному полю» путей развития педагога, «живому, пульсирующему» процессу самосозидания личности [10].

Диссертация С. В. Абрамович «Мониторинг личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа», весьма актуальная на тот период времени, когда в образовательных учреждениях внедрялась система менеджмента качества, помогла раскрыть подходы к оцениванию результатов деятельности учебного заведения с позиций гуманистической экспертизы. Это неординарное исследование помогло избежать чрезмерной стандартизации мониторинговых процедур, высветив их особенности через систему взаимосвязи мониторинга и самомониторинга личностно-профессионального становления педагога [1].

Несколько позднее в колледже вырос ещё один педагог-исследователь, кандидат педагогических наук О. А. Мальцева (2013), диссертационное исследование которой было связано с теоретической разработкой, обоснованием и проверкой педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы [5]. Результаты исследования были внедрены в практику работы общеобра-

зовательных школ г. Сретенска, а авторская программа воспитательной работы «Становление личностного пространства студентов педколледжа в системе воспитательной работы» на протяжении нескольких лет реализуется в работе учебного заведения.

В обозначенный период времени авторитет сретенских учёных-педагогов подчёркивался активным их привлечением со стороны разных научных и педагогических сообществ к оппонированию кандидатских диссертаций, подготовке отзывов на авторефераты, к руководству опытно-экспериментальными площадками, к проведению краевой Школы педагога-исследователя.

Так, например, кандидаты педагогических наук А. В. Былков и А. А. Судакова выступали лекторами в краевой Летней школе педагога-исследователя. А. В. Былков на протяжении нескольких лет выполнял функции доцента кафедры педагогики ЧИПКРО (ныне ИРО Забайкальского края) и являлся ведущим лектором по методологии и методике педагогического исследования; длительное время работал научным консультантом инновационной деятельности в Сретенском РУО. Сретенскими учёными дано более 20 отзывов на кандидатские диссертации (Санкт-Петербург, Хабаровск, Чита, Якутск и др.), они выступили оппонентами 7 кандидатских диссертаций в диссертационных советах г. Читы и Улан-Удэ.

Системная целенаправленная работа значительно продвинула педагогический коллектив в освоении методологической грамотности, повышении научно-теоретического уровня и организации практической профессиональной деятельности на сущностной основе. Более того, это повлекло за собой расширение спектра деятельности колледжа как научно-методического центра, работающего на повышение профессионализма педагогов Сретенского района посредством организации научно-практических конференций, образовательных форумов, курсов повышения квалификации.

Рассматриваемый период развития оказался благоприятным для погружения педагогов и будущих учителей в осмысление различных взглядов и теорий (педагогика саморазвития, гуманистическая психология, синергетика и др.), в ситуации их собственного понимания и принятия, что обусловило расширение ценностного горизонта субъектов педагогического процесса, свободный

выбор педагогических идей на основе их смыслового многообразия. Происходил многосложный, но «захватывающий» процесс систематизации педагогических подходов и осмысления собственного опыта, что привело к новому пониманию сущности педагогического процесса, становления человека, к созданию новой «категориальной сетки» (Е. А. Соколовская), к выстраиванию новых технологических решений с характерной для них субъектной позицией студента и открытой позицией педагога.

В сознании педагогов состоялось принципиальное обновление «экрана понятий», на который проецировалось их видение современной образовательной ситуации в системе педагогического образования: «ценностно-смысловые ориентиры педагогической деятельности», «методологическое мышление педагога», «коллективное поле деятельности», «творческая индивидуальность педагога», «саморазвитие», «субъектный опыт» и др. В рамках новой понятийной системы, включённой в коллективный поиск, педагогический процесс в педколледже обретал новое содержание. Многообразие каждодневных педагогических ситуаций стало проживаться просто и естественно, а коллектив учреждения стал восприниматься как счастливое «понимающее сообщество», пропитанное аурой друзей-единомышленников.

В текущем десятилетии Сретенский педагогический колледж выступает инициатором разнообразных форм социального воспитания, по результативности деятельности которых широко известными стали волонтёрский отряд «Шанс» (О. М. Былко-ва), молодёжный клуб ЮНАТИ (И. А. Касьянова), музей колледжа (М. Г. Верхотурова, Н. Я. Колодина), социально-педагогический проект «Шаг навстречу» (О. М. Былкова) и др. Эффективной является работа по формированию культуры здоровья и приобщения студентов и школьников к здоровому образу жизни. Так, например, во всероссийских и региональных соревнованиях лидерами по

гиревому спорту на протяжении нескольких лет выступают воспитанники тренера - преподавателя физической культуры, отличника физической культуры и спорта РФ В. В. Са-бадажева; среди них - кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, ставшие таковыми ещё в студенческий период. Студенты-лыжники, заражённые примером своего наставника С. И. Плотниковой, кандидата в мастера спорта по лыжам, также побеждают на соревнованиях различного уровня.

Выводы. В заключение подчеркнём, что главным условием развития учреждения во все исторические периоды выступал и является сегодня высокопрофессиональный педагогический коллектив, изначально сформировавшийся как сообщество глубоких интеллигентов со всей России - выпускников Московской духовной академии, Московского Строгановского художественного училища, Венского университета, Высших женских Бестужевских курсов в Петрограде, Казанского университета и др.

Ядро современного коллектива складывается из преданных своему делу педагогов, большинство из которых - выпускники родного учебного заведения. Профессионализм педагогов, их глубокая привязанность к альма-матер, позволяют «быть в процессе», гибко реагировать на требования времени. В колледже сохраняется качественная научно-методическая подготовка будущих учителей, проводятся исследования в направлении смысловой педагогики, экологии воспитания, развития личностного пространства студента, эстетизации образовательной среды. При этом бережно сохраняются традиции, фундаментирующие уклад жизни образовательного учреждения. Главная из этих традиций - этическое богатство отношений в коллективе, когда ролевая позиция (преподаватель, администратор) отходит на периферию сознания, а на передний план выступает ориентация на Человека, на создание ауры дружбы, порождающей личностно значимый образ учебного заведения.

Список литературы

1. Абрамович С. В. Мониторинг личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Чита, 2006. 23 с.

2. Былков А. В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2000. 20 с.

3. Былкова О. М., Тарасова А. В. Социально-педагогический проект в системе духовно-нравственного воспитания студентов колледжа // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: междунар. науч.-практ. конф: в 2 ч. Ч. 1. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 58-61.

4. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы. Хабаровск: Изд-во ХГПУ 2005. 320 с.

5. Мальцева О. А. Становление личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чита, 2013. 24 с.

6. Педагогический колледж им. Ф. В. Гладкова г Сретенска и образовательные учреждения Сретенского района: опыт научно-исследовательской, инновационной и методической деятельности: сб. науч.-метод. материалов. Чита: Экспресс-изд-во, 2008. 348 с.

7. Соколовская Е. А., Сухобская Г С., Шадрина Т. В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. СПб.: Тускарора, 2006. 176 с.

8. Сретенский педагогический колледж. 1917-2017. Время. События. Люди. Чита: Экспресс-изд-во, 2017. 320 с.

9. Судакова А. А. Личностно-профессиональное становление преподавателя педагогического колледжа в научно-методической работе. Чита: Поиск, 2007. 240 с.

10. Судакова А. А. Научно-методическая работа как фактор личностно-профессионального становления преподавателя педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Чита, 2006. 23 с.

Статья поступила в редакцию 11.08.2018; принята к публикации 20.09.2018

Библиографическое описание статьи

Былков А. В. По вектору развития: сохраняя вековые традиции и обретая новые смыслы // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 111-120.

Alexander V. Bylkov,

Candidate of Pedagogy, Teacher Training College of Sretensk (6 Energetikov st., Sretensk, 673500, Russia), e-mail: [email protected]

On a Vector of Development: Keeping Century Traditions and Finding new Meanings

The present article is devoted to the 100 anniversary of the Sretensk Teacher Training College - the educational institution of a pedagogical profile, the oldest in Eastern Siberia. The brief analysis of the most significant "points of growth" of establishment during various historical periods is given in it. The role of different generations of teachers who are creating, carefully keeping and developing the traditions of culture and intelligence, which are initially laid down in staff of educational institution, is emphasized. Special attention of the author is concentrated on the period of the 90s of the 20th century - the first decade of the 21st century when the college acted as a leader in the development of innovative processes in the sphere of secondary vocational pedagogical education of the Transbaikal region. The changed social and economic conditions have induced pedagogical staff of college to search of new ways of professional and personal problems solution, to a rise on new semantic levels of professional competence. The author shows the multisyllabic process of professional experience "revision", definition of new directions of own personal and professional growth of teachers which have allowed to overcome "crisis of competence". The importance of the mutually enriching cooperation of teachers of secondary vocational education with scientists of the higher school, interregional cooperation in implementation of research projects is emphasized in the work; the attention is focused on stimulating the role of heads of regional committee in creation of integrated system of pedagogical education.

Keywords: teacher training college, crisis of competence, innovative activity, personal and professional formation of future teacher, advancing self-development of a teacher, personally significant image of educational institution

References

1. Abramovich S. V. Monitoring lichnostno-professional'nogo stanovleniya budushchego uchitelya v pedagogicheskom processe pedkolledzha: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Chita. 2006. 23 s.

2. Bylkov A. V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie budushchego uchitelya v pedagogicheskom processe pedkolledzha: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Habarovsk, 2000. 20 s.

3. Bylkova O. M., Tarasova A. V. Social'no-pedagogicheskij proekt v sisteme duhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov kolledzha // Nravstvennoe vospitanie v sovremennom mire: psihologicheskij i pedagogicheskij aspekt: mezhdunar. nauch.-prakt. konf: v 2 ch. Ch. 1. Ufa: AEHTERNA, 2017. S. 58-61.

4. Kulikova L. N. Samorazvitie lichnosti: psihologo-pedagogicheskie osnovy. Habarovsk: Izd-vo HGPU, 2005. 320 s.

5. Mal'ceva O. A. Stanovlenie lichnostnogo prostranstva uchenika v obrazovatel'nom processe nachal'noj shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Chita, 2013. 24 s.

6. Pedagogicheskij kolledzh im. F. V. Gladkova g. Sretenska i obrazovatel'nye uchrezhdeniya Sretenskogo rajona: opyt nauchno-issledovatel'skoj, innovacionnoj i metodicheskoj deyatel'nosti: sb. nauch.-metod. materialov. Chita: Ehkspress-izd-vo, 2008. 348 s.

7. Sokolovskaya E. A., Suhobskaya G. S., SHadrina T. V. Sovremennye orientiry professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly. SPb.: Tuskarora, 2006. 176 s.

8. Sretenskij pedagogicheskij kolledzh. 1917-2017. Vremya. Sobytiya. Lyudi. Chita: Ehkspress-izd-vo, 2017. 320 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sudakova A. A. Lichnostno-professional'noe stanovlenie prepodavatelya pedagogicheskogo kolledzha v nauchno-metodicheskoj rabote. Chita: Poisk, 2007. 240 s.

10. Sudakova A. A. Nauchno-metodicheskaya rabota kak faktor lichnostno-professional'nogo sta-novleniya prepodavatelya pedkolledzha: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Chita, 2006. 23 s.

Received: August 11, 2018; accepted for publication September 20, 2018

Reference to the article

Bylkov A. V. On a Vector of Development: Keeping Century Traditions and Finding new Meanings // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 111-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.