Научная статья на тему 'Проблема развития комплекса «Педагогический колледж – педагогический университет» в системе непрерывного педагогического образования (логико-исторический анализ)'

Проблема развития комплекса «Педагогический колледж – педагогический университет» в системе непрерывного педагогического образования (логико-исторический анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / АКАДЕМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» / AN EDUCATIONAL COMPLEX «PEDAGOGICAL COLLEGE – PEDAGOGICAL UNIVERSITY» / CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL FACILITIES / ACADEMY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслюк Руслан Вадимович

В статье рассматриваются основные тенденции развития учебных комплексов в системе непрерывного педагогического образования; осуществлен логико-исторический анализ процесса их становления; проанализированы труды современных ученых о роли учебного комплекса «педагогический колледж – педагогический университет» в профессиональной подготовке будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF COMPLEX «PEDAGOGICAL COLLEGE – PEDAGOGICAL UNIVERSITY» IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION (LOGIC AND HISTORICAL ANALYSIS)

This article examines the main trends in the development of educational facilities in continuing teacher education; implemented logical and historical analysis of the process of their formation, analyzed the works of contemporary scholars on the role of an educational complex «Pedagogical College – Pedagogical University» in the training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Проблема развития комплекса «Педагогический колледж – педагогический университет» в системе непрерывного педагогического образования (логико-исторический анализ)»

Люксембурге повышения квалификации является обязательным для учителей и составляет не менее 8 часов в год. Развитие педагогического образования в странах БЕНИЛЮКС представляет собой динамический процесс, который продолжается, преодолевает проблемы и постоянно совершенствуется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пуховська Л. П. Особиспсна модель шдготовки викладачiв на Заходi / Л. П. Пуховська // Науковi пращ. Педагопка / ЧДУ iменi Петра Могили - Миколав : НаУКМА, 2000. - Т. 7, вип. 1. - С. 20-22.

2. Soetart R. Teacher Education in Belgium: Flemish and French Communities [Електронний ресурс] / рга£ Dr. Ronald Soetart and Kathleen van Heule (Universiteit Ghent).

- TNTEE Publications Volume. - 1999. - nr. 2 (December).

- Р. 43-71. - Режим доступа : http://tntee.umu.se/publica-tions/v2n2/pdf/publication2_2.pdf. - Загл. с экрана.

3. Higher Education in the Flemish Community of Belgium, the French Community of Belgium, Luxembourg and the Netherlands. - Expertisecentrum O&O monitoring van de Vlaamse Gemeenschap - the Flemish Ministry of Education and Training. - April, 2009. - 124 p.

4. Закаулова Ю. В. Особливосп шдготовки педагопчних пращвнишв у систем вищо! професшно! i академчно! освпи Бельги [Електронний ресурс] / Ю. В. Закаулова // SWorld, 2-12 October 2012 // http://www.sworld.com.ua/in-dex. php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/oct-2012. - Назва з екрана.

5. Report on: A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. - Ministry of Science, Technology and Innovation. Bologna working group on Qualifications Frameworks, December, 2004. - 76 p.

6. Adamczyk M. J. Edukacja w krajach rozwiniкtych / Mieczysiaw Jerzy Adamczyk, Andrzej Jadyiyсski. - Oficyna Wydawnicza Fundacji Uniwersyteckiej w Stalowej Woli, 1999. - 400 s.

7. Szczurowska S. Ksztaicenie ogуlne a ksztaicenie za-wodowe w wybranych krajach / Stefania Szczurowska. -Warszawa, 1996. - 119 s.

8. Ciczkowski W. Koncepcja ksztaicenia nauczycieli w Holandii / W. Ciczkowski // Nowa Szkoia. - 1992. - nr. 6. - S. 57-61.

9. Kruger M. L. Ksztaicenie nauczycieli: profesjona-lizacja i modularyzacja / M. L. Kruger, W. Veugelers // Kwartalnik Pedagogiczny. - 1991. - nr. 2. - S. 97-103.

TEACHER EDUCATION IN BENELUX: STRUCTURE AND CONTENT

© 2013

T.E. Krystopchuk, PhD in Pedagogical Science, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department

Rivne State University of Humanities, Rovno (Ukraine)

Annotation: The article identifies the types of teachers' qualification in the Benelux countries, the structure of future teachers' professional training, the models of professional training of future teachers, and the types of educational institutions of training teachers. The teachers training programs are analyzed. The paper presents a system of postgraduate teachers' education and forms of its functioning, types of teacher professional development courses.

Keywords: system of education, types of teachers' qualification, teacher training program, the system of postgraduate teachers' training.

УДК 378

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ -ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЛОГИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

© 2013

Р.В. Маслюк, преподаватель кафедры спортивных дисциплин факультета физического воспитания

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции развития учебных комплексов в системе непрерывного педагогического образования; осуществлен логико-исторический анализ процесса их становления; проанализированы труды современных ученых о роли учебного комплекса «педагогический колледж - педагогический университет » в профессиональной подготовке будущих педагогов.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, учебные комплексы, академия, профессиональная подготовка, учебный комплекс «педагогический колледж - педагогический университет».

Одной из ведущих тенденций развития современной образовательной парадигмы, которая осуществляется на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономических сферах жизни общества, есть повышенное внимание к проблеме непрерывного педагогического образования. Ее главный смысл заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни. Подготовка высококвалифицированного специалиста выступает одним из главных принципов педагогического образования, которая является базовой для любого специалиста, причастного к обучению, воспитанию, развитию и социализации человека. Уровень педагогического образования определяет эффективность в решении профессиональных задач воспитателя, учителя, преподавателя вуза и системы образования взрослых [1].Стратегическим заданием педагогического образования является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, решать типовые и проблемные задачи, возникающие в собственной профессиональной деятельности [2]._

Основные требования к непрерывной профессиональной подготовке специалистов в Украине конкретизированы в Национальной доктрине развития образования в Украине в XXI веке (2002), Законе Украины «Об общем среднем образовании» (1999), «О высшем образовании» (2002), Государственной программе «Учитель» (2002), Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 г. (2013), отраслевой Концепции развития непрерывного педагогического образования (2013).

Одним из путей решения проблемы постоянного профессионального совершенствования является подготовка специалистов в условиях учебного комплекса «педагогический колледж - педагогический университет», который наилучшим образом реализует задачи непрерывной подготовки специалистов в современных условиях глобализации. По мнению Л. Моторной [2], образование, полученное в учебных комплексах, в мировом образовательном пространстве в системе непрерывного профессионального образования является приоритетным и престижным.

На сегодня в Украине законодательной основой

функционирования учебного комплекса « педагогический комплекс - педагогический университет» является «Положение об учебном и учебно-научно-производственном комплексе» [3], которое действует с 25 января 1994 г. и определяет порядок создания учебных и учебно-научно-производственных комплексов, организации их учебно-воспитательной работы и формирования содержания образования в системе ступенчатой подготовки специалистов. Согласно этому документу, учебные комплексы обеспечивают «внедрение системы ступенчатой подготовки специалистов по сквозным учебным планам и программам, эффективное использование научно-педагогических кадров, учебно-лабораторной и производственной базы, социальной инфраструктуры, организации повышения квалификации преподавателей учебных заведений и работников предприятий, совместное проведение научно-исследовательских работ, апробацию и использование результатов научных исследований, подготовку научных кадров, разработку учебно-методического обеспечения» [3, с. 3].

Проблемами, связанными с реализацией непрерывного педагогического образования в системе учебного комплекса «педагогический колледж - педагогический университет» занимались современные ученые - Л. Бережная [4], Н. Денисова [5], Л. Диханова [6], О. Чепка [7] и другие. Так, в диссертационном исследовании Л. Бережной «Организационно-педагогические основы формирования физической культуры в педагогическом колледже на базе учебного комплекса» [4] экспериментально проверено эффективность концепции подготовки учителей в системе непрерывного педагогического образования на базе учебно-научно-педагогического комплекса. Автор рассматривает учебный комплекс как систему непрерывного педагогического образования и отмечает, что система подготовки педагогических кадров в учебном комплексе «педагогический колледж - педагогический университет » обеспечивает более высокий уровень профессионального мастерства педагогов.

Н. Денисова [5] анализирует теорию психолого-педагогической подготовки будущих учителей в комплексе «колледж - университет» в контексте непрерывного педагогического образования, обосновывает и характеризует направления организационно-методической взаимодействия структурных подразделений, раскрывает содержание основных факторов, послуживишх созданию учебных комплексов, и обосновывает этапы их развития.

Цель статьи - осуществить логико-исторический анализ становления и развития отечественного педагогического образования, условий создания учебного комплекса «педагогический колледж - педагогический университет» и его роль в процессе непрерывного педагогического образования .

Исследованием становления отечественного педагогического образования, развития учебных комплексов в контексте непрерывного педагогического образования посвящены труды современных исследователей Н. Демьяненко [8], В. Лугового [9], В. Майбороды [10], Н. Побирченко [11] и др.

Становление украинского педагогического образования исходит со времен Киевской Руси, когда была основана Киево-Могилянская и Острожская академии, которые стали первыми очагами формирования научно-педагогической элиты, учителей-основателей национальной школы. Учебно-воспитательный процесс в академиях носил ярко выраженное гуманистическое направление, сочетал национальные традиции украинского образования и лучшие достижения западноевропейской педагогической мысли. О результативности и действенности работы выше названных академий свидетельствует научная и просветительно-педагогическая деятельность ее воспитанников: гетьмана П. Конашевича-Сагайдачного, М. Смотрицкого, И. Вышенского, П. Могилы 24

Ф. Прокоповича, Г. Сковороды и др.

Проблемой педагогического образования занимались и просветители Львовского университета, тесное сотрудничество которого с Киево-Могилянской академией способствовало формированию высококвалифицированных преподавателей для Московской академии, Петербургской семинарии, Черниговского, Переяславского, Харьковского коллегиумов [5, с. 23].

Н. Побирченко в исследовании «Непрерывное педагогическое образование в историческом измерении» утверждает, что началом развития системы непрерывного педагогического образования является Киевская духовная академия, в которой осуществлялась подготовка учителей для национальных школ, открытых согласно Духовному регламенту Ф. Прокоповича. «Никаких других заведений для подготовки педагогических кадров не было, да и не могло быть, ведь не было развитой системы школьного образования [11, с. 166]. Автор отмечает, что только в XIX в. после создания Министерства народного образования, основания Харьковского и Киевского университетов появляются ростки системы непрерывного педагогического образования. « При университетах открывались педагогические институты, которые были специальными педагогическими учреждениями, обеспечивали профессиональную педагогическую подготовку будущих учителей для гимназий и частично - для уездных училищ» [11, с. 167].

Весомый вклад в развитие отечественной системы педагогического образования сделал Харьковский университет, организационно-методическая деятельность которого ускорила образовательные реформы, за первые девять лет функционирования учреждения количество общеобразовательных школ увеличилось в семь раз.

Изучению вопросов профессиональной подготовки будущих педагогов посвящено диссертационную работу И. Кравченко «Учительские институты в системе подготовки педагогических кадров в Украине (вторая половина XIX - начало ХХ в.)» [12]. Первые педагогические институты были учреждениями закрытого типа, где психолого-педагогическая подготовка состояла из теоретического (изучение интегрированного курса «Педагогика») и практического (психолого-педагогические наблюдения в ходе педагогической практики) компонентов. По завершению полного курса обучения выпускник педагогического института должен был прослужить на учительской должности не менее шести лет [12, с. 2-3].

Н. Побирченко утверждает, что в течение второй половины XIX - нач. ХХ в. была создана «иерархическая система непрерывного образования педагогических работников, которая имела разные признаки организационного и смыслового единства, взаимосвязь всех уровней образования» [11, с. 191].

В. Майборода [10] констатирует тот факт, что именно ХХ век характеризуется распространением новых неправительственных типов образовательно-профессиональных учреждений - учебно-научных комплексов, которые функционировали наряду с педагогическими университетами. Это была первая попытка объединения усилий государственных профессионально-педагогических учреждений, учебных заведений для осуществления подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработки научных проблем и консультационной просветительской деятельности. Такие учебно-научные комплексы интегрировали работу методических объединений, комиссий, просветительских обществ, училищных комитетов, разновидностей педагогических курсов, учительских съездов, педагогических школ (прототипов педагогических техникумов, училищ, позже - колледжей). Первые учебно-научные комплексы педагогического направления заложили основы многоуровневой системы профессионального образования: 1 ступень -фундаментальное общее университетское образование, 2 степень - профессиональная подготовка педагогиче-

ских специалистов по профилям.

Объективный ретроспективный логико-системный анализ архивных материалов, педагогической и политической литературы по исследуемой проблеме позволил Н. Демьяненко [8] выявить такие ведущие тенденции, особенности и закономерности обще педагогической подготовки XIX - первой трети XX в.: общепедагогическая подготовка - общая для каждого учителя, несмотря на разную основную специальность; начало основ многоуровневой общепедагогической подготовки; внедрение идей интеграции и дифференциации в систему и содержание общей педагогической подготовки учителя; профессионализация общепедагогической подготовки учителя; создание образцовых, исследовательских учебно-воспитательных учреждений и педагогических комплексов [8].

В течение 60-70-х гг. в истории развития отечественной системы педагогического образования осуществлен переход к централизации образования, утверждению авторитарной педагогики. Наряду с указанными негативными явлениями, положительным было совершенствование содержания психолого-педагогических дисциплин, развитие гуманистической педагогики сотрудничества.

Аналитическая обработка научно-педагогических, нормативных источников позволило констатировать, что 70-80-е гг. ХХ века характеризуются дальнейшей централизацией и унификацией содержания педагогического образования. Отечественный исследователь теоретико-методологического аспекта развития педагогического образования в Украине В. Луговой отметил, что этап до 1985 г. определялся жестокой (абсолютной) централизацией. Именно 1985 г. автор охарактеризовал как пик развития и обострения кризисного состояния в педагогическом образовании [10].

Реформирование советской системы педагогического образования 1984-1985 гг. направлено на увеличение срока обучения, поскольку низкий общеобразовательный уровень педагогической подготовки провоцировал возникновение догматизма, консерватизма, национального нигилизма, дегуманизма в деятельности учителей и воспитателей. В указанные годы были разработаны первые комплексные планы, направленные на обеспечение преемственности среднего и высшего звена специального педагогического образования [7] .

1985 г. было утверждено постановление «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров, улучшению условий их труда и быта», согласно которому предлагалось «закрепить за каждым учебным заведением, которое готовит учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения общеобразовательных школ, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и внешкольных учреждений как базовых для организации в них педагогической практики и другой учебно-воспитательной работы» [13]. Фактически данное постановление дало начало созданию учебно-научных и учебно-научно-производственных комплексов.

Таким образом, в Украине процессы создания учебно-научных комплексов начато достаточно недавно. Важнейшими факторами, которые вызвали создание интегрированных систем, были педагогические инновации конца ХХ века - идеи непрерывности и ступенчатости образования. Первым этапом развития учебных комплексов было инициирование к объединению усилий вузов разных уровней аккредитации с целью избежания дублирования направлений специальностей, сохранение надлежащей материально-технической базы в условиях общего реформирования и становления национальной образовательной системы.

За 1991-1994 гг. в Украине функционировало около 283 учебно-научных комплексов. В их состав входили общеобразовательные, профессионально-технические, высшие учебные заведения разных уровней аккредита-

ции и подразделения последипломного образования.

Вторым этапом развития учебных комплексов «колледж - вуз » является период нормативного обеспечения их деятельности. Основой построения модели ступенчатой подготовки специалистов в учебно-научно-производственных комплексах есть подходы непрерывности профессионального образования, интегративности, диф-ференцированности, многоуровневости, многопрофиль-ности, профессиональной направленности, ступенчатости, комплексности и социальной обусловленности [14].

Логико-исторический анализ становления учебного комплекса «педагогический колледж - педагогический университет» дает основания сделать вывод, что ростки непрерывного педагогического образования в определенной степени проявляются еще со времен Киевской Руси, а именно в Киево-Могилянской и Острожской академиях. Зарождение учебно-научных комплексов происходит в ХХ в. Только в 90-е годы ХХ в. учёные обратили своё внимание на подготовку педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования на базе учебных комплексов.

Перспективой дальнейших научных поисков является проблема развития комплекса «педагогический колледж - педагогический университет» в системе непрерывного педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галузева концепщя розвитку неперервно! педагопчно! освгги [Електронний ресурс]. - 2013. -Режим доступу : http://mon.gov.ua

2. Моторная Л. В. Особенности организации научно-методической работы в колледже / Л. В. Моторная // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 217-219.

3. Положення про навчальний та навчально-науково-ви-робничий комплекси // 1нформацшний збiрник МЫстерства освгш Украши. - 1994. - № 14. - С. 3-10.

4. Бережная Л. И. Организационно-педагогические основы подготовки специалистов физической культуры в педагогическом колледже на базе учебного комплекса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Лариса Ивановна Бережная. -Волгоград, 2004. - 205 с.

5. Денисова Н В. Психолого-педагопчна щдготовка майбуттх учител1в в умовах навчально-наукового комплексу «коледж-утверситет» : дис... канд. пед. наук : 13.00.04 / Натал1я Володимирiвна Денисова. - Харшвський нацюнальний педагопчний ун-т т. Г. С. Сковороди. - Х., 2006. - 186 с.

6. Диханова Л. Г. Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Людмила Григорьевна Диханова. - Ростов н/Д, 2002. - 240 с.

7. Чепка О. В. Професшна щдготовка майбутшх учител1в початкових клас1в в умовах навчального комплексу «педагопчний комплекс - педагопчний утверситет» : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Ольга Володимирiвна Чепка. - Черкаський нацюнальний ушверситет теш Богдана Хмельницького, 2010. - 263 с.

8. Дем'яненко Н. М. Загальнопедагопчна щдготовка вчителя в Украiнi (XIX - перша половина XX ст.) / Дем'яненко Н. М. - Ки!в, 1З1МН, 1998. - 328 с.

9. Луговий В. I. Педагопчна освгга в Укрш'ш: структура, функцюнування, тенденцп розвитку / За заг. ред. акад. О. Г. Мороза. - К.: МАУП, 1994. - С. 31-109.

10. Майборода В. К. З ктори становлення i розвитку педагогично! освiти на Укра!т (1928-1941 рр.) / Майборода В. К. // Початкова школа. - 1990. - № 12. - С. 35.

11. Побiрченко Н. С. Безперервна педагопчна освгга в юторичному вимiрi // Психолого-педагопчш проблеми сiльськоl школи: Збiрник наукових праць Уманського державного педагогiчного ушверситету iменi Павла Тичини / Ред. кол.: Побiрченко Н.С. (гол. ред.) та шшг - Умань: ПП Жовтий О. О., 2010. - Випуск 32. - С. 184192.

12. Кравченко I. М. Учительсьш шститути в систем! пвдготовки педагопчних кадр1в в Укра!ш (друга половина XIX - початок ХХ ст.) : дис....канд. пед. наук : 13.00.01 / I. М. Кравченко / Нацюнальний педагопчний ушверситет 1меш М. П. Драгоманова. - К., 2008. - 215 с.

13. Собрание постановлений Правительства СССР. -1989. - №30.

14. Ковалевский В. П., Белоновская И. Д., Пискунова

Ж. Г. Проблемы интеграции систем «коледж - вуз» // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования». - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа до документа:http://www.tstu.m/srience/seminar/nepшbr/pdf/ kovalevsky2.pdf].

PROBLEM OF COMPLEX «PEDAGOGICAL COLLEGE - PEDAGOGICAL UNIVERSITY» IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION ( LOGIC AND HISTORICAL ANALYSIS)

© 2013

R.V. Maslyuk, lecturer chair sports subject, Department Physical Education

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychyny, Uman (Ukraine )

Annotation: This article examines the main trends in the development of educational facilities in continuing teacher education; implemented logical and historical analysis of the process of their formation, analyzed the works of contemporary scholars on the role of an educational complex «Pedagogical College - Pedagogical University» in the training of future teachers .

Keywords: continuous pedagogical education, educational facilities, academy, training, an educational complex «Pedagogical College - Pedagogical University».

УДК 371.01

РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СОДЕРЖАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 80-90-Х ГГ. ХХ - НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

© 2013

Е.А. Никитина, аспирант кафедры педагогики дошкольного и начального образования

Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченка,

Кировоград (Украина)

Аннотация: В статье рассматривается трансформация общеучебных умений и навыков в ключевую компетентность «умение самостоятельно учиться» под влиянием различных подходов к содержанию общего начального образования.

Ключевые слова: общеучебные умения и навыки, умение учиться, ключевая компетентность, подход, обучение, начальное образование.

Одним из направлений обновления содержания начального образования в Украине является переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для полноценного и активного существования в современном обществе. В педагогической литературе эти качества называют ключевыми компетенциями, «умение учиться» занимает в их перечне центральную позицию. В начальной школе закладывается основы знаний, способствующие дальнейшему развитию личности школьника, который способен учиться, развиваться в течение жизни. Убедительным является мнение о том, что формирование полноценной учебной деятельности выступает залогом успешного обучения каждого учащегося. На нормативном уровне это подтверждается принятием нового государственного стандарта общего начального образования в Украине (2011 г.) и внедрением учебных программ, в которых обозначена деятельностная линия, пронизывающая каждую образовательную отрасль. В программах детализировано содержание начального образования, в него включены разные уровни знаний об окружающем мире, способы познавательной и практической деятельности, опыт творческой деятельности, ценности, а также способы учебной деятельности, под которыми понимают умения и навыки, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения [1, с. 2-3].

Однако, отсутствие организованной, целенаправленной работы по формированию общеучебных умений и навыков, как составляющей учебной деятельности, является причиной отставания учащихся в обучении. Они не умеют организовывать свою деятельность, распределять рабочее время, работать с книгой, словарями и т.п. Как следствие, возникает переутомление, теряется интерес и желание учиться.

Необходимость формирования у младших школьников развернутой, полноценной учебной деятель-

ности отмечали выдающиеся ученые-психологи В. Давыдов, Г. Люблинская, Л. Занков, Н. Менчинская, П. Гальперин, Г. Костюк, А. Скрипченко, Д. Эльконин, Н. Талызина и др. Теоретическое содержание понятия и классификации общеучебных умений и навыков, как операционного компонента учебной деятельности, их практическое значение рассмотрены в научных трудах Ю. Бабанского, Н. Лошкаревой, А. Савченко, В. Паламарчук, Д. Татьянченко, С. Воровщикова, А. Усовой, Л. Фридмана, И. Кулагиной, Я. Кодлюк и др. Представляет интерес изучение роли общеучебных умений и навыков на разных этапах становления начального образования. Формирование целей статьи.

Цель нашей статьи заключается в исследовании трансформации общеучебных умений и навыков в ключевую компетентность «умение самостоятельно учиться» в контексте различных подходов к содержанию начального образования.

Еще в 80-х гг. ХХ ст. исследователь Ю. Бабанский отмечал, что формирование общеучебных умений и навыков практически завершается в начальной школе, потому что в средней школе формированию данных умений и навыков не уделяется достаточное внимание. В свою очередь, торможение развития навыков приводит к их деформации, и они остаются на том уровне, на котором были сформированы на момент окончания начальной школы.

Реформой общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) в нашей стране был начат интенсивный процесс перестройки школьного образования. Менялись цели, задачи и направления работы общеобразовательной школы, внедрялись новые подходы к образованию. Начальная ступень образования приобрела черты личностно-деятельностного подхода. Между тем, ученые активно работали над созданием специальных классификаций и программ формирования и развития у школьников общеучебных умений и навыков. В на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.