Научная статья на тему 'Критериальный подход при определении уровней готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников'

Критериальный подход при определении уровней готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ASSESSMENT CRITERIA / ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИЕВ / CRITERIA INDICATORS / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ / LEVELS OF READINESS / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / DIAGNOSTICS / КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / HIGH-QUALITY PREPARATION OF SPECIALISTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PREPAREDNESS / JUNIOR SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радзивил Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается проблема готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников. Автор определяет критерии оценивания, их показатели, а также уровни готовности, на основании которых можно произвести диагностирование готовности студентов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радзивил Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERION APPROACH WHEN DETERMINING THE LEVELS OF READINESS OF THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE TO MUSIC TRAINING IN THE PRIMARY SCHOOL

The article considers the problem of readiness of students of the pedagogical College to teaching music in the primary classroom. The author defines the criteria of evaluation, their indeces and levels of readiness, on the basis of which you can make the diagnosis of students ' readiness for professional activity.

Текст научной работы на тему «Критериальный подход при определении уровней готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников»

В.В. Примакова

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ...

Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 7-9.

10. Саржанова А.Н., Квасных Г.С. Профессиональное развитие личности будущего учителя начальных классов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 173-175.

11. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 23-24.

12. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного

университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 347-349.

13. Федорова Т.В., Борзенкова О.А. Совершенствование методико-математической подготовки бакалавров дошкольного и начального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 46-48.

14. Кузьмшський А. I. Теоретико-методолопчш засади шслядипломно! педагопчно! освгги в Укра!ш - авто-реф. дис... док. пед. наук: 13.00.04. К., 2003. 42 с.

15. Закон Укра!ни «Про вищу освиу» // Освгга Укра!ни, 2002 р. № 17. С. 14.

16. Концепцгя розвитку шслядипломно! освгга в Украш // Матерiали Всеукра!нського з'!зду пращвни-шв освгш (секщя «Шслядипломна освгга»). К.: ЦП IIЮ. 2001. С. 4.

© 2014

PROFESSIONALIZATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE POSTGRADUATE EDUCATION

V. V. Prymakova, candidate of pedagogical sciences, a doctoral student

Kherson Academy of Continuing Education, Kherson (Ukraine)

Annotation: This paper deals with the problem of the professionalization of primary school teachers in the system of postgraduate education in Ukraine; essence of the concept of «professionalization» is refined, the role of postgraduate continuing education component to the professionalization of teachers is defined, conditions and the main methodological approaches to the professionalization of teachers are analyzed.

Keywords: professionalization, specialization and professional competence; postgraduate education; continuing education; methodological approaches.

УДК 377.8+78(07)

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2014

Т.А. Радзивил, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье анализируется проблема готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников. Автор определяет критерии оценивания, их показатели, а также уровни готовности, на основании которых можно произвести диагностирование готовности студентов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность, критерии оценивания, показатели критериев, уровни готовности, диагностирование, качественная подготовка специалистов, профессиональная деятельность, младшие школьники.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Каждому историческому периоду присущи свои проблемы и задачи. Созерцая характер исторического развития нашего государства, без особых аргументов понятно, что образование в Украине требует изменений.

Как считает В. Кремень, «трансформация образования невозможна без решения достаточно широкого круга проблем. Это, прежде всего, - радикальная гуманизация образования, усиление личностного измерения в педагогической науке и практике: ориентация на человека, фундаментальные ценности, решительная демократизация образования. Вот те основные устои, на которых должно базироваться образование третьего тысячелетия» [1, с. 4].

В Государственном стандарте начального общего образования отмечено, что «целью образовательной отрасли «Искусство» является формирование и развитие у учеников комплекса ключевых, межпредметных и предметных компетентностей в процессе осваивания художественных ценностей и способов художественной деятельности путем достижения собственного эстетического опыта» [2, с. 6].

Вполне понятно, что такой широкий объем знаний, умений и навыков ученикам сможет передать и сформировать только высококвалифицированный учитель, поэтому ученые все чаще привлекают внимание к проблеме различных аспектов профессиональной подготовки будущих учителей.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследователи П. Гусак, В. Денисенко, В. Имбер, И. Колесникова,

A. Коломиец, А. Кудусова, В. Матияш, Е. Острянская,

B. Садовая, Ж. Сироткина, Л. Хомич, Л. Хоружая рассматривали различные компоненты подготовки учителей начальной школы. Так, Л. Хомич [3] разработала систему психолого-педагогической подготовки учителя начальной школы. П. Гусак [4] посвятил свои исследования теории и технологии дифференцированного обучения будущих учителей начальных классов. Е. Острянская [5] исследовала формирование комплексных педагогических умений у будущих учителей начальной школы. В своих научных работах

B. Андрющенко, Н. Евстигнеева, Л. Зимакова, О. Комар,

C. Литвиненко, З. Сирота, Е. Снигур, В. Федорчук, О. Хижная, Ю. Шаповал исследовали проблему подготовки будущих учителей начальной школы к различным компонентам профессиональной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Проблема подготовки студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников тоже требует изучения. С этой проблемой тесно связана готовность студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности.

Важным компонентом каждой профессии есть готовность работников к выполнению избранной по профессии деятельности. Рассматривать готовность студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших

Т.А. Радзивил

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ ...

школьников можно с разных сторон: готовность к учебно-воспитательной деятельности с младшими школьниками и, собственно, готовность к обучению музыке младших школьников.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «готовности» педагогическая и психологическая наука определяет по-разному: как «психическое состояние», як «личностное», как «свойство» личности и т.д., однако отсутствие данного понятия в педагогических и психологических словарях свидетельствует о недостаточности изучения проблемы готовности. Теоретический анализ научных психолого-педагогических исследований свидетельствует об изучении феномена готовности в разных аспектах содержания и структуры и позволяет сделать вывод, что ученые преимущественно дифференцируют понятия «готовность» и «подготовка» и рассматривают подготовку как процесс, а готовность - как результат этого процесса. Как считает О. Комар, «в исследованиях готовности к педагогической деятельности освещается характер связей и зависимостей между состоянием готовности и эффективностью будущей деятельности; факторы и условия, дидактические и воспитательные средства, которые обеспечивают становление учителя» [6, с. 102].

Готовность будущих учителей к учебно-воспитательной деятельности с младшими школьниками свидетельствует об уверенности в правильном выборе профессии и позитивном отношении к ней, видения себя в роли учителя, наличие профессионально-значимых качеств личности, усвоение психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для общения и деятельности с учениками начальной школы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает [7-13], что эффективность подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности может обеспечить только такой процесс подготовки студентов, при котором затраты деятельности субъектов соответствуют ее конечным результатам. Для того, чтобы оценить эффективность учебно-воспитательного процесса, нужно сравнить реальные затраты при подготовке с теми результатами, которые планируют получить его организаторы и воспитанники. Поэтому необходимость в действенной системе подготовки будущих учителей начальной школы обуславливает потребность в определении уровней готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников на основе разработки соответствующих критериев их оценивания.

Для определения уровней готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников мы выделили критерии, по которым будет происходить распределение студентов за уровнями.

Как известно из энциклопедической и специальной литературы, «критерий» (от лат. critérium - средство суждения) - это мерило для определения, оценки предмета или явления, признака, на основе которого происходит классификация педагогических явлений, процессов. Степень определения критерия подается в конкретных показателях, которые имеют ряд признаков. В научном исследовании нас интересуют показатели, которые, в первую очередь, выражают качество профессиональной деятельности будущих учителей музыки начальной школы.

Определив необходимые студенту знания и умения, которые понадобятся ему, как будущему учителю музыки в начальной школе, в учебно-воспитательном процессе, мы определили критерии мотивационно-целевого, когнитивного и операционного компонентов рассматриваемой нами готовности.

Основными критериями мы выделили: мотивацион-ный, теоретический и практический. Для каждого из них определяем показатели.

Мотивационный критерий:_

- наличие позитивного отношения студента к профессиональной деятельности;

- потребность самоутверждения;

- стремление к самовыражению и самореализации;

- направленность на достижение успеха.

Первым показателем мотивационного критерия мы определили наличие положительного отношения к профессиональной деятельности. Считаем, что заинтересованность педагогической профессией и положительное отношение к ней будут способствовать более ответственному отношению к обучению, что, в свою очередь, улучшит в будущем готовность к педагогической деятельности.

Второй показатель мотивационного критерия - потребность в самоутверждении, которая выражается в стремлении занять достойное место в обществе, достичь значительных успехов в профессии, быть уверенным в себе, становиться лучше других, то есть постоянно совершенствоваться.

Стремление к самовыражению и самореализации мы определили третьим показателем мотивационного критерия. Каждый студент должен тяготеть к проявлению своих способностей и лучших качеств; стремиться к осуществлению и использованию всего собственного потенциала, всех своих возможностей (полученных от природы и приобретенных опытом); достичь своей цели - того, что считает своим назначением; стать тем, кем хочет.

Четвертый показатель - направленность на достижение успеха. Как известно, характер мотивации деятельности в значительной степени зависит от уровня притязаний и достижений индивида относительно предмета и целей выполняемой им деятельности. Соответственно, ожидание успеха, предсказание перспективы в педагогической деятельности - это важная составляющая мотивации деятельности будущего учителя. Исследования показывают, что более производительные и настойчивые именно те люди, которые мотивированы на успех. Даже в критических ситуациях они оказываются гораздо реже.

Теоретический критерий:

- знания (психолого-педагогические, методические, специальные по музыкально-теоретическим и музыкально-практическим дисциплинам);

- знания относительно организации самостоятельной работы с целью продуктивного и рационального использования времени для получения профессиональных знаний, умений и навыков;

- знания относительно планирования и осуществления процесса самообучения и самовоспитания;

- знание сущности коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке музыкального искусства;

- знание сущности дифференцированного подхода к ученикам, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, возможности, стремления, интересы, вкусы и т.п.;

- знание психологических особенностей младших школьников.

Первым показателем теоретического критерия мы определили знания (психолого-педагогические, методические, специальные по музыкально-теоретическим дисциплинам). Без знаний фундаментальных идей, принципов и теории базовой психологии и педагогики невозможна эффективная подготовка будущих учителей. А знание современных целей и задач образования с избранного предмета, знание базового учебного плана и принципы интеграции содержания своего предмета со смежными дисциплинами, знание различных технологий музыкального обучения и воспитания необходимы будущим учителям музыки.

Знания относительно организации самостоятельной работы с целью продуктивного и рационального использования времени для получения профессиональных знаний, умений и навыков мы определили как второй

Т. А. Радзивил

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ ..

показатель теоретического критерия. Для подготовки будущего учителя высокопрофессионального уровня нужна правильная организация самостоятельной работы студента педагогического колледжа. Если студент научится продуктивно работать для получения профессиональных знаний, умений и навыков, рационально использовать время учебы, то он сможет достичь весомых результатов не только во время учебы, но и будет самосовершенствоваться на протяжении всей жизни

Знание сущности коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке музыкального искусства мы определили как третий показатель теоретического критерия. Благодаря этим теоретическим знаниям, будущие учителя музыки смогут сочетать коллективную, групповую и индивидуальную формы работы на уроке, ведь они не заменяют, а дополняют друг друга.

Четвертым показателем теоретического критерия мы выделили знание психологических особенностей младшего школьника и сущности дифференцированного подхода к учащимся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей, стремлений, интересов, вкусов и т.д. Чем раньше и полнее учитель начальной школы учтет особенности младших школьников во всех видах учебной деятельности, тем качественнее будет его профессиональная деятельность. Благодаря дифференцированному подходу инициируется, используется и «окультуривается» субъектный опыт младшего школьника, позволяя каждому ученику познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не развиваться по какому-то заданному шаблону.

Практический критерий:

- достаточные умения и навыки по основному и дополнительному музыкальным инструментам, аккомпанементу, постановке голоса, дирижированию;

- достаточные умения и навыки по хоровому классу и практике работы с хором, хоровой аранжировке и оркестровому классу;

- умение планировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями действующих учебных планов и программ по музыкальному искусству для младших школьников;

- умение планировать педагогическую деятельность на отдельном уроке и в системе уроков по музыкальному искусству, а также направлять взаимодействие учеников;

- умение использовать эффективные для художественного образования методы обучения, целесообразные формы и виды музыкальной деятельности младших школьников;

- умение объединять коллективную, групповую и индивидуальную формы работы на уроке по музыкальному искусству;

- умение осуществлять дифференцированный подход к ученикам, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, возможности, стремления, интересы, вкусы и т.п.

Все показатели практического критерия касаются практических умений и навыков будущих учителей, которые необходимы для обучения музыке младших школьников. Будущий учитель должен произвести неизгладимое впечатление на учащихся. Для этого он должен профессионально владеть игрой на музыкальных инструментах, уметь первоклассно аккомпанировать, хорошо петь и дирижировать, - практически стать идеалом для школьников. А также уметь создавать художественные коллективы и учить школьников жить и творить в коллективе на основе процессов сотрудничества, партнерства, соревнования, обмена опытом. Урок музыки, как школьный предмет, должен отвечать основным требованиям, которые определяются и для уроков по другим предметам. Но учитель должен учитывать специфику урока музыки как урока искусства. А дифференцированный подход позволит на практике развивать индивидуальные познавательные способности каждого

ученика и поможет реализоваться ему как личности.

Разработанный критериальный подход требует определения качественного уровня готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников.

В соответствии с обозначенными критериями и показателями мы выделили четыре уровня готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников: высокий уровень (ВУ), достаточный уровень (ДУ), средний уровень (СУ), начальный уровень (НУ).

Высокий уровень условно определяет высокую степень готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников. Студенты-музыканты, которые достигли этого уровня, проявляют заинтересованность педагогической деятельностью и ярко выраженное эмоционально-позитивное отношение к ней. Они имеют глубокие теоретические знания по психолого-педагогическим и специальным музыкально-теоретическим и музыкально-исполнительским дисциплинам. На высоком уровне владеют основами технологий музыкального воспитания младших школьников, высокими профессиональными умениями и навыками и творчески применяют их на практике. Самостоятельно планируют и применяют эффективные для художественного образования методы обучения, целесообразные формы и виды музыкальной деятельности младших школьников. Умеют объединять коллективную, групповую и индивидуальную формы работы на уроке по музыкальному искусству, готовы осуществлять дифференцированный подход к младшим школьникам, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, возможности, стремления, интересы, вкусы.

К достаточному уровню мы отнесли студентов-музыкантов, которые проявляют заинтересованность педагогической деятельностью и выраженное эмоционально-позитивное отношение к ней. Они имеют достаточно стойкие теоретические знания по психолого-педагогическим и специальным музыкально-теоретическим и музыкально-исполнительским дисциплинам. На достаточном уровне владеют основами технологий музыкального воспитания младших школьников, профессиональными умениями и навыками и применяют их на практике без видимых проявлений творческого подхода. Стараются самостоятельно планировать и применять эффективные для художественного образования методы обучения, целесообразные формы и виды музыкальной деятельности младших школьников. Могут обосновать и мотивировать совмещение коллективной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке по музыкальному искусству, дифференцированный подход к младшим школьникам, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, возможности, стремления, интересы, вкусы и стараются применять это на практике.

Средний уровень характерен для студентов-музыкантов, у которых мотивация на педагогическую деятельность имеет неустойчивый характер. Это сказывается на учебно-воспитательном процессе в виде не совсем добросовестного выполнения заданий. Студенты этой уровневой группы имеют теоретические знания относительно определений и сущности обучения музыке учеников начальной школы, но все это озвучивают с большими неточностями. Владеют основами музыкального воспитания младших школьников, профессиональными умениями и навыками не в полной мере, с рядом недостатков. Коллективную, групповую и индивидуальную формы работы на уроке по музыкальному искусству выполняют только по образцу, воспроизводя имеющиеся методические разработки, но допуская неточности.

Начальный уровень характерен для студентов-музыкантов, которые имеют безразличное отношение к педагогической деятельности и не чувствуют заинтересованности к ней. Их теоретические знания относительно определений и сущности обучения музыке учеников

Т.А. Радзивил

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ ...

начальной школы имеют низкий уровень, на таком же уровне они владеют основами музыкального воспитания младших школьников, профессиональными умениями и навыками. На практических занятиях рассчитывают на помощь коллег, или же не вникая в содержание учебного материала, копируют их работу.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, вышеуказанные критерии оценивания и их показатели позволят провести диагностирование, а уровни готовности помогут определить степень готовности студентов педагогического колледжа к обучению музыке младших школьников. Сравнение реальных затрат, которые были вложены в подготовку, с теми результатами, которые получат его организаторы и воспитанники, помогут оценить эффективность учебно-воспитательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кремень В. Г. Освгга й наука в Укра!ш -шновацшш аспекти. Стратегия. Реалiзацiя. Результати. К.: Грамота, 2005. 448 с.

2. Державний стандарт початково! загально! освгга. Постанова Кабшету Мштст^в Украши ввд 20 квггая 2011 р. № 462.

3. Хомич Л. О. Система психолого-педагопчно! тдготовки вчителя початкових клаав: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04. К., 1999. 41 с.

4. Гусак П. М. Теорiя i технолопя диференцшованого навчання майбутнiх учителiв початкових клаав: Автореф. дис. .докт. пед. наук: 13.00.01. К., 1999. 39 с.

5. Острянська О. А. Формування комплексних педагопчних умшь у майбутнiх учителiв початкових класiв: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Харыв, 2002. 18 с.

6. Комар О. А. Щдготовка майбутшх учителiв початково! школи до застосування iнтерактивних технологiй. Теоретико-методичнi аспекти: монографiя. Умань: ПП Жовтий, 2008. 328 с.

7. Колесникова Г.А. Содержание профессиональ-

ных практик в подготовке бакалавров музыкального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 97-100.

8. Лукашенко Д.А. Анализ видов диагностической деятельности будущего учителя в профессиональной подготовке // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 408-410.

9. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Еналдиева К.О. Культурологическая подготовка будущего учителя начальных классов в условиях вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 80-82.

11. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 25-27.

12. Романовская И.А., Хафизуллина И.Н. Представления будущих учителей о проблемах качества образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 180-183.

13. Плахотнюк Н.П. Организационно-педагогические условия использования учебно-игрового проектирования в подготовке будущих учителей к инновационной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 192-195.

14. Антонюк Н.А. Сущность понятия «Диалогические умения будущих учителей начальной школы» // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 7-9.

15. Саукова Н.М. Проблема развития моделирования профессионального образования в условиях информационного общества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 259-262.

CRITERION APPROACH WHEN DETERMINING THE LEVELS OF READINESS OF THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE TO MUSIC TRAINING

IN THE PRIMARY SCHOOL

© 2014

T..A. Radzivil, postgraduate student

Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraina)

Annotation: The article considers the problem of readiness of students of the pedagogical College to teaching music in the primary classroom. The author defines the criteria of evaluation, their indeces and levels of readiness, on the basis of which you can make the diagnosis of students ' readiness for professional activity.

Keywords: preparedness, assessment criteria, criteria indicators, levels of readiness, diagnostics, high-quality preparation of specialists, professional activity, Junior schoolchild.

УДК 37.08

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© 2014

М.В. Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и языкознания,

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Происходящие серьезные преобразования в современной общественной жизни, в сфере роста значения человеческого капитала, в результате чего резко и многократно возрастают информационные потоки, вызывает необходимость обеспечения компетентностного подхода в отборе педагогического персонала учреждений общего среднего образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, учреждение общего среднего образования.

Определяющим фактором устойчивого развития и экономического роста современного общества является человеческий капитал, т.к. знания, информация, инновации, источником которых выступает человек, - это конкурентные преимущества современных экономических систем.

В сфере образования, которая постоянно усложняет-

ся технологически, информационно, постоянно возрастают квалификационные требования к работникам - педагогическому персоналу. Особенно остро ощущается противоречие между возрастающими требованиями к специалистам учреждений и низким уровнем компе-тентностной подготовки выпускников вузов педагогического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.