DOI: 10.15293/1813-4718.1804.11 УДК 37.0+378
Никульников Антон Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-0640-8336, Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
В СССР (1918-1991 ГГ.)
Аннотация. В статье представлен краткий обзор организации педагогической практики студентов в период с 1918 до 1991 гг. В 1918 г. на I съезде работников просвещения было принято решение о создании программы народного комитета просвещения в области педагогических кадров для подготовки нового учителя советской школы. Большой вклад в развитие советской педагогической практики внесли: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т Шацкий, А. С. Макаренко. Каждый из них считал, что педагогическая практика является важнейшим компонентом подготовки учителя. В 1930-е г увеличивается время на практическую деятельность, вводится практика на производстве в колхозах и школах. В 1940-1950-х гг. были определены организационные характеристики и правовые нормы проведения педагогической практики, так как целостная система организации педагогической практики была уже сформирована. В 1960-1970-е гг. учебные планы были усовершенствованы, определена совокупность практических умений и навыков, необходимых для будущего учителя, установлены периоды овладения данными умениями и навыками на определенных курсах. В 1980-х гг. на всех факультетах педагогических институтов вводится непрерывная практика, начиная с первых курсов. В 1991 г. происходит переход к лич-ностно-ориентированному образованию, начинает осуществляться вариативное обучение, происходит обновление содержания гуманитарного образования.
Ключевые слова: педагогическая практика, система педагогического образования, техникум, высшее учебное заведение.
Актуальность. Современная система образования характеризуется многочисленными изменениями, которые обусловлены социально-экономическими особенностями развития современного общества. В программных документах по развитию образования, в том числе и педагогического (Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.) предусматривается комплекс мер, направленных на повышение научно-методического потенциала образовательных учреждений, а также на повышение качества подготовки специалистов [12].
Высшие учебные заведения, которые готовят педагогов, переходят на новые стандарты, меняются учебные планы дис-
циплин, происходят изменения в объеме и содержании педагогической практики. Данные изменения столь стремительны и неоднозначны, что возникает необходимость обратиться к опыту проведения педагогической практики студентов в СССР с целью выявления тех положительных аспектов, которые были накоплены в советский период.
Цель статьи - представить в хронологическом порядке основные этапы и выявить особенности проведения педагогической практики студентов в советский период с 1918 по 1991 годы.
Период становления педагогической практики в СССР освещен в трудах: Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского, В. А. Сластёнина и др.
Современные исследования педагогической практики представлены работами: Е. И. Рогова, Н. Ф. Талызиной, А. В. Хуторского, Г. Г. Солодова, А. И. Тимонина и др.
Исследовательская часть. На сегодняшний день организация педагогических практик регламентирована следующими нормативными документами:
- Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;
- Приказ Минобрнауки от 15 декабря 2017 г. № 1225 «О внесении изменений в положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383».
Педагогическая практика - организационная форма обучения в педагогических учебных заведениях, основная цель которой научить студентов творчески применять в педагогической деятельности теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии и других специальных дисциплин, а также способствовать развитию у будущих учителей интереса к научно-исследовательской работе [2, с. 189].
Подготовка студентов в советские годы претерпевала ряд изменений: менялось содержание практики, ее сроки, нормативные требования и др. В постановлении первого съезда работников просвещения в 1918 г. идет речь о создании учебных заведений, где готовились бы учителя для новой советской школы. Программа Народного комитета просвещения (Нарком-проса), представленная М. Н. Покровским в «Тезисах по вопросу реформы учительских институтов», подчеркивала значение
связи теоретической подготовки учителей с их практической деятельностью с целью обеспечения студентам качественного педагогического образования.
Значительный вклад в организацию практики для педагогического образования внесла Н. К. Крупская. Возглавляемая ей научно-педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУСа) Нар-компроса РСФСР значительное внимание уделяла вопросам работы педагогических учебных заведений. Надежда Константиновна встречалась со студентами и преподавателями, участвовала в совещаниях по актуальным вопросам их работы. В статье «Реорганизация подготовки учительства» (1923 г.) Н. К. Крупская писала, что педагогические вузы должны стать «педагогическими лабораториями», в которых должны зарождаться идеи новой социалистической школы, где эти идеи совместно разрабатываются преподавателями и студентами, а затем предлагаются учащимся в школах. Особое внимание она уделяла политической подготовке будущих учителей, которая была представлена в следующих формах работы: небольшие мобильные библиотеки; справочные бюро, в которых можно было получить пояснения на любые вопросы; проведение бесед политической и педагогической тематики [5].
Ряд важных вопросов организации педагогического образования поднял в своих статьях и выступлениях А. В. Луначарский. Он обращал внимание на необходимость повышения качества учебного и воспитательного процесса в педагогических учебных заведениях [6].
В 1920-1930е гг. в СССР складывается система образования педагогов, которая включала следующие типы учебных заведений:
- педагогические институты;
- педагогические техникумы;
- педагогические курсы;
- педагогические классы в школах.
Обучение в педагогических институтах
длилось четыре года. Три года осуществлялись теоретические занятия и один год был посвящен практике. В постановлении Народного комитета просвещения говорилось, что студенты старших курсов обязаны работать в школе не менее 3 часов в день.
В 1924 г. на конференции по проблемам педагогического образования были определены новые требования к подготовке учителей. С докладом «Сельскохозяйственный уклон в педагогических вузах и организациях педагогической практики» выступил С. Т. Шацкий. Подготовку молодых учителей, считал он, следует начинать в период их обучения в вузе и продолжать во время работы в школе, что будет способствовать формированию учителя-мастера в советской школе. Только практическая подготовка студентов даст положительный эффект и закрепит полученную в вузе теорию. В работе «Школа для детей или дети для школы» (1922 г.) Станислав Те-офилович рассуждает, что педагогические учебные заведения необходимо включать в систему организации педагогической работы. Роль педагогических образовательных учреждений должна, по его мнению, заключаться в следующем:
- участие вузов в педагогической работе на уровне районов, города и области;
- организации курсов повышения квалификации для работающих учителей;
- установление педагогическим вузами связей с музеями, театрами, картинными галереями.
Таким образом, С. Т. Шацкий предлагал создавать комплексные педагогические центры, программу работы которых он представил в статье «Острые вопросы педагогического образования» (1923 г.). Анализируя сложившийся опыт развития педагогического образования, С. Т Шацкий обозначил следующие недостатки. Среди них он выделил преобладание пассивных методов обучения, оторванность от практики школы, где студент является слушате-
лем, а не живым соучастником педагогического процесса [13, с. 115].
В 1924 г. был принят новый учебный план педагогических техникумов. В нем увеличивались часы на прохождение педагогической практики, которая должна была начинаться с первого курса. В 1927 г. были также утверждены типовые учебные планы для педагогических вузов, отводившие 50 % времени на специальные, 35 % - на общественно-экономические, 11 % - на педагогические дисциплины, 4 % - на педагогическую практику. Помимо этого, большинство педагогических институтов было реорганизовано в аграрно-педагогические либо в индустриально-педагогические институты со сроком обучения четыре года.
Студенты первого курса начинали знакомиться с опытом педагогической работы образовательных учреждений в городах и селах, учились методике организации воспитательной работы. Со второго курса студентами изучалась политическая работа, а также история создания детского коммунистического движения. На третьем курсе студенты осуществляли пропагандистскую работу: читали школьникам лекции, проводили просветительские беседы, готовили массовые мероприятия. На четвертом курсе студенты проводили уроки, классные собрания, экскурсии, беседы.
В 1930 г. была проведена модернизация учебных планов педагогических вузов. Время на педагогическую практику увеличивалось до 40 % от всего учебного времени. Вводилась непрерывная производственная практика на предприятиях, в колхозах, культурно-просветительских учреждениях. Продолжительность практики составляла не менее одного месяца на младших курсах и до одного семестра на старших курсах. В связи с постановлением от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» с 1935 г. в ряде педагогических институтов были открыты исторические факультеты, учебные планы которых предусматривали
основательную политическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку будущих учителей истории.
Особое внимание в статье «Некоторые соображения о наших детях» (1935 г.) вопросам подготовки учителей уделял А. С. Макаренко. Он выделил основные направления в подготовке студентов педвузов. «В самих педагогических вузах дело должно быть так поставлено, чтобы из них выходили преподаватели определенных циклов в средней или неполной средней школе. Каждый цикл предметов должен составлять в практике школы совершенно определенную норму нагрузки на одного преподавателя. Эта норма классной нагрузки плюс определенный объем собственно воспитательной работы в ученическом коллективе и должны составить среднюю рабочую долю для каждого учителя» [7]. Антон Семенович считал, что необходимо изменить программы подготовки в педагогических вузах и техникумах по двум основным направлениям.
1. Необходимо повышать качество общего образования будущих учителей, расширять их кругозор, эрудицию в независимости от преподаваемого предмета.
2. Во время обучения студенты должны получать не только педагогическое образование, но и социалистическое воспитание, они должны быть организованны, подтянуты, чистоплотны, культурны, вежливы. Необходимо воспитывать в них волю и сдержанность, осуществлять физкультурную подготовку, знакомить с музыкой, литературой, искусством [7].
В 1939 г. было утверждено положение об организации и содержании педагогической практики студентов. Педагогическая практика студентов высших учебных заведений включала ознакомительную практику на втором курсе, общественно-политическую на третьем курсе, учебно-методическую практику на старших курсах, что должно было способствовать наиболее успешному изучению педагогики и закрепляться прак-
тической работой в школе.
В 1940-1950-х гг. инструкции и программы определяли в большей степени организационные и нормативные аспекты проведения педагогической практики. К ним можно отнести: виды практики по годам обучения, руководство педагогической практикой, вопросы финансирования и др. Содержательная сторона педагогической практики нашла свое обоснование в документах, заложенных в предшествующие годы. Значительных изменений в организации педагогической практики не происходило, так как это было связано с Великой Отечественной войной и последующем восстановлением СССР.
В 1960-х гг. учебные планы педагогических вузов были усовершенствованы. Значительного сократилось количество часов на теоретическое обучение. Кроме того, произошло увеличение времени на практику, по некоторым специальностям практика увеличилась до 30 недель. В программе 1960 г. был обозначен круг практических умений и навыков, которые необходимы в работе советского учителя, а также установлены этапы овладения этими умениями и навыками на определенных курсах.
Программа 1972 г. определила для студентов педагогических вузов три основных вида практики:
- ознакомительная практика (1-2-й курс);
- летняя педагогическая практика (2-3-й курс);
- школьная педагогическая практика (3-5-й курс).
Как можно заметить, данные виды практики выстроены в определенной логике и последовательности. На первых курсах студенты знакомились с педагогической деятельностью, на вторых - третьих курсах выезжали на практику в пионерские лагеря, работали там вожатыми, на старших курсах вся педагогическая практика сосредотачивалась в школе, где студенты проводили с детьми уроки и внеклассные
мероприятия.
С 1984 г. во всех педагогических вузах, на всех факультетах была введена обязательная педагогическая практика. Студенты первых - вторых курсов овладевали навыками общественной работы, а студентов старших курсов привлекали к непосредственному участию в учебно-воспитательной работе школы. Объем практики студентов 1-3-х курсов составлял не менее 4 часов в неделю и включал в себя общественно-педагогическую, летнюю и учебно-воспитательную практики.
В 1985 г. в связи с началом политического курса под названием «перестройка» изменились и приоритеты в области образования. В феврале 1988 г. на Пленуме ЦК КПСС по вопросам образования было принято постановление о реформировании общего среднего образования. В марте 1988 г. был создан Государственный Комитет СССР по народному образованию, ставший центром начавшейся реформы. Образован Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК), в который вошли педагоги и психологи: Э. Д. Дне-пров, А. В. Петровский, В. В. Давыдов, Ш. А. Амонашвили и др. На съезде работников народного образования в 1989 г. были одобрены новые документы о средней школе и определены основные принципы намеченных преобразований: демократизация образования; открытость инновациям; учет региональных и национальных особенностей; гуманизация воспитания; обеспечение разнообразия форм обучения; непрерывный характер образования.
Педагогическая практика отражала основные функции учителя как:
- помощника учителя начальных классов;
- отрядного вожатого 4-7-х классов;
- помощника классного руководителя в 8-10-х классах;
- помощника воспитателя в группах продленного дня;
- руководителя предметных кружков, кружков художественной самодеятельности и технического творчества;
- руководителя спортивных секций, клубов и обществ по интересам.
Летняя педагогическая практика в качестве вожатого позволяла изучать особенности работы с детьми в пионерском лагере, логику развития смены, методику подготовки и проведения пионерских сборов и комсомольских собраний, линеек, смотров художественной самодеятельности и т. д. Учебно-воспитательная практика студентов старших курсов педагогических вузов являлась завершающим этапом их подготовки. Студенты осуществляли психолого-педагогическую диагностику учащихся; учились планированию; проводили уроки, факультативные занятия; осуществляли методическую и внеклассную работу по предметам; организовывали работу с родителями [10].
Постановлением от 27 декабря 1991 г. о разграничении государственной ответственности было положено начало обязательной муниципализации государственной собственности. Практически все учреждения образования, находившиеся на территории административно-территориальных образований, были переданы в муниципальную собственность. Реформирование системы образования давало школам большие права на формирование учебных программ, которые должны быть направлены на повышение качества учебного процесса. Вместе с тем снизилось качество и доступность образования, понизилась эффективность управления, наблюдался острый недостаток финансирования. Обострение проблем и противоречий в системе образования было вызвано фактическим отсутствием целенаправленной и эффективной политики государства в данной сфере.
Выводы. Система практической практики студентов с 1918 по 1991 гг. определялась научными и методологическими под-
ходами, а также культурно-историческими особенностями советского периода, что нашло свое отражение в программах и нормативных документах. Проводились исследования формирования профессиональных навыков будущих учителей, а также умений решать поставленные перед ними профессиональные задачи. Исследовались профессиональное мышление и профессиональная позиция учителей. К основным особенностям педагогической практики в советский период можно отнести:
- приобретение умений и навыков про-
фессиональной деятельности;
- развитие педагогического мышления и творческой активности;
- формирование педагогических качеств личности будущего учителя;
- диагностика профессиональной пригодности и подготовленности студентов к педагогической деятельности.
Таким образом, педагогическая практика являлась важным связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной практической работой студентов в школах.
Библиографический список
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2002. - 266 с.
4. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
5. Крупская Н. К. Реорганизация подготовки учительства [Электронный ресурс]. -URL: http://rulibs.com/ru_zar/nonf_publicism/ krupskaya/1/j11.html (дата обращения: 25.05.2018).
6. Луначарский А. В. О народном образовании. - М: АПН РСФСР, 1958. - 556 с.
7. Макаренко А. С. Некоторые соображения о наших детях [Электронный ресурс] // Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. - URL: http://az.Hb.ru/rn/makarenko_a_s/text_1935_
nekotorye_soobrazheniya.shtml (дата обращения 25.05.2018)
8. Никульников А. Н. Формирование эффективной системы самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 15-18.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: 1917-1941 гг. / Ф. Ф. Королев и др. - М.: Педагогика, 1980. - 456 с.
10. Протасова И. А. Непрерывная педагогическая практика: теория и технология организации: учеб. пособие. - Екатеринбург: УрГПУ 2000. - 159 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. -672 с.
12. Чешуина Т. Г. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза: дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2006. - 212 с.
13. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Т. 2. - М.: Просвещение, 1964. - 476 с.
14. Bozo P. O. Pedagogical practice the way of connecting pedagogical theory and practice // International Journal of Cognitive Research in Science, Technology and Education. - 2013. -№ 2. - P. 1-12.
Поступила в редакцию 07.06.2018
Nikulnikov Anton Nikolaevich
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department Pedagogy and Methodology of Primary Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-0640-8336, Novosibirsk
ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS IN THE USSR (1918-1991)
Abstract. The article presents a brief analysis of the organization of pedagogical practice of students in the period from 1918 to 1985. In 1918, at the First Congress of Educators, a decision was taken to establish a program of the People's Education Committee in the field of pedagogical personnel for the preparation of a new teacher of the Soviet school. A great contribution to the development of Soviet pedagogical practice was made by: N. K. Krupskaya, A. V. Lunacharsky, S. T. Shatskiy, A. S. Makarenko. Each of them singled out their own peculiarities of practical training for future teachers of the Soviet school, but they all agreed that pedagogical practice is an essential component of teacher training.
In the 1930s, time for pedagogical practice increased to 40 %, continuous production practice was introduced in collective and school schools, historical faculties opened, the curricula of which provided for a thorough practical training of students. In 1940-1950's. the organizational and legal standards for conducting pedagogics as a kind of educational process were defined, since the system of conducting practices was already formed. In the 1960-1970's. the curricula of the universities were improved, the range of practical skills required in the teacher's work was determined, and the stages of mastering these skills by courses were established. In the 1980s. On all faculties of the pedagogical colleges there was introduced a continuous pedagogical practice, from the junior courses. Thus, pedagogical practice was understood as a link between the theoretical training of future teachers and their independent work in educational institutions.
Keywords: pedagogical practice, system of pedagogical education, technical school, higher educational institution.
References
1. Abdullina, O. A., 1990. General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education. Moscow: Enlightenment Publ., 141 p. (In Russ.)
2. Azimov, E. G, Shchukin, A. N., 2009. New dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages). Moscow: IKAR Publ., 448 p. (In Russ.)
3. Andrienko, E. V., 2002. Psihologo-pedagog-ical bases of formation of professional maturity of the teacher: the monography. Novosibirsk: NGPU Publ., 266 p. (In Russ.)
4. Voronin, A. S., 2006. Dictionary of terms for general and social pedagogy. Ekaterinburg: USTU-UPI Publ., 135 p. (In Russ.)
5. Krupskaya, N. K. Reorganization of teacher training [online]. Pedagogical compositions in ten volumes. Available at: http://rulibs.com/en_zar/ nonf_publicism/krupskaya/1/j11.html (In Russ.)
6. Lunacharsky, A. V., 1958. About public
education. Moscow: APN RSFSR Publ., 556 p. (In Russ.)
7. Makarenko, A. S., 1983. Some considerations about our children. Pedagogical works in eight volumes. V. 1. Moscow: Pedagogy Publ., 368 p. Available at: http://az.lib.ru/rn/makarenko_a_s/ text_1935_nekotorye_soobrazheniya.shtml (accessed 25.05.2018) (In Russ.)
8. Nikulnikov, A. N., 2016. Forming an effective system of self-government in the conditions of a children's health camp. Siberian Pedagogical Journal, 1, pp. 15-18. (In Russ.)
9. Essays on the history of the school and the pedagogical thought of the peoples of the USSR: 1917-1941: scientific publication. Moscow: Pedagogy Publ., 456 p. (In Russ.)
10. Protasova, I. A., 2000. Continuous pedagogical practice: theory and technology of organization. Ekaterinburg: USPU Publ., 159 p. (In Russ.)
11. Davydov, V. V., 1999. Russian Pedagogical Encyclopedia: in volumes. Moscow: The Great Russian Encyclopedia, 1993-1999. V. 2, 672 p. (In Russ.)
12. Cheshuina, T. G., 2006. Industrial practice as the factor of formation of professional competence of students of a teacher training University. Cand. Sci. (Pedagogical). Tomsk, 212 p. (In Russ.)
13. Shatsky, S. T., 1964. Pedagogical works: in four volumes. Acad. ped. Sciences of the RSFSR. Moscow: Education Publ., 1962-1965. V. 2, 476 p. (In Russ.)
14. Bozo, P. O., 2013. Pedagogical practice the way of connecting pedagogical theory and practice. International Journal of Cognitive Research in Science, Technology and Education, 2, pp. 1-12 (In Russ.)
Submitted 07.06.2018