Научная статья на тему '«Вятский Макаренко» анатолий Иванович Кондаков'

«Вятский Макаренко» анатолий Иванович Кондаков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. И. Кондаков / Кукарская учительская семинария / В. Н. Тарасов / А. К. Волнин / Вятский учительский институт / А. М. фон-Вилькен / Н. К. Крупская / А. В. Луначарский / Б. П. Есипов / Наркомпрос РСФСР / Академия педагогических наук РСФСР / «Директор народных училищ И. Н. Ульянов» / «Школьные годы Володи Ульянова». / A. I. Kondakov / Kukarka Teachers’ Seminary / V. N. Tarasov / A. K. Volnin / Vyatka Teachers’ Institute / A. M. von Wilcken / N. K. Krupskaya / A. V. Lunacharsky / B. P. Esipov / the People's Commissariat of the RSFSR / Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR / “Director of public schools I. N. Ulyanov” / “School years of Volodya Ulyanov”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

В статье подробно раскрываются факты биографии и всесторонне рассматривается многогранная педагогическая, административная и научно-творческая деятельность одного из самых значительных отечественных педагогов первой половины XX в., уроженца г. Яранска Вятской губернии Анатолия Ивановича Кондакова (1894–1979), оставившего яркий след в отечественном образовании. По окончании Кукарской учительской семинарии Кондаков работал сельским учителем. Рассказывается об учебе А. И. Кондакова на известных «тихомировских» курсах в Москве. Затем, в 1917 г. в числе первых пятнадцати выпускников А. И. Кондаков окончил Вятский учительский институт. В 1918 году он одним из первых в стране организовал школу-коммуну и школьный городок в селе Знаменка Яранского уезда Вятской губернии (ныне территория Республики Марий Эл). В статье дается подробная характеристика организованной педагогическим коллективом учебно-воспитательной деятельности. О своей работе в Знаменке А. И. Кондаков рассказывает в книге «Школа-коммуна». Раскрывается деятельность А. И. Кондакова в Вятском губоно, а в дальнейшем – в Наркомпросе РСФСР под руководством А. В. Луначарского и Н. К. Крупской. Он также работал в экспериментальной станции Наркомпроса, возглавлявшейся С. Т. Шацким. В московский период работы Кондаков был тесно связан с Б. П. Есиповым, И. Т. Огородниковым, Н. А. Заровнядным, О. Л. Бемом и другими видными педагогами того времени. Большое внимание в статье уделено работе А. И. Кондакова над темой о жизни и деятельности И. Н. Ульянова и его семьи. Результатом многолетней работы стала защита кандидатской диссертации и выпуск двух книг – «Директор народных училищ И. Н. Ульянов» и «Школьные годы Володи Ульянова». Выдающийся отечественный ученый-педагог Николай Владимирович Чехов был его научным руководителем. А. И. Кондаков был одним из организаторов Академии педагогических наук РСФСР в 1943 г., был первым заведующим отделом информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANATOLY IVANOVICH KONDAKOV − “MAKARENKO FROM VYATKA”

The article describes in detail the facts of the biography and comprehensively examines the multifaceted pedagogical, administrative, scientific and creative activity of one of the most significant domestic teachers of the first half of the XX century, a native of Yaransk, Vyatka province, Anatoly Ivanovich Kondakov (1894–1979), who left a bright trace in the domestic education. After graduating from the Kukar Teachers’ Seminary, Kondakov worked as a rural teacher. The article tells about A. I. Kondakov’s studies at the famous “Tikhomirov's courses” in Moscow. Then, in 1917, among the first fifteen graduates Kondakov graduated from the Vyatka Teachers’ Institute. In 1918, he was one of the first in the country to organize a school-commune and a school town in the village of Znamenka of Yaransk district of Vyatka province (now the territory of the Republic of Mari El). The article gives a detailed description of the educational activities organized by the teaching staff. A. I. Kondakov tells about his work in “Znamenka” in the book «School-commune». The article reveals the activities of A. I. Kondakov in Vyatka Provincial Department of Public Education (PDPE), and afterwards, in People's Commissariat of Education of the RSFSR under the leadership of A. V. Lunacharsky and N. K. Krupskaya. He also worked in the experimental station of the People's Commissariat, headed by S. T. Shatsky. In the Moscow period of work he was closely associated with B. P. Esipov, I. T. Ogorodnikov, N. A. Zarovnyadny, O. L. Bem, and other prominent teachers of the time. Much attention is paid to A. I. Kondakov’s work on the theme of life and work of I. N. Ulyanov and his family. The result of many years of work was the defense of his Candidate of sciences thesis and the publication of two books – “Director of public schools I. N. Ulyanov” and “School years of Volodya Ulyanov”. Outstanding domestic scientist-teacher Nikolay Vladimirovich Chekhov was his thesis supervisor. Kondakov was one of the organizers of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR in 1943, he was the first Head of the Department of Information.

Текст научной работы на тему ««Вятский Макаренко» анатолий Иванович Кондаков»

УДК 37(09)(470.342)

DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-1-23-35

«Вятский Макаренко» Анатолий Иванович Кондаков В. Б. Помелов

Вятский государственный университет, г. Киров

В статье подробно раскрываются факты биографии и всесторонне рассматривается многогранная педагогическая, административная и научно-творческая деятельность одного из самых значительных отечественных педагогов первой половины XX в., уроженца г. Яранска Вятской губернии Анатолия Ивановича Кондакова (1894-1979), оставившего яркий след в отечественном образовании. По окончании Кукарской учительской семинарии Кондаков работал сельским учителем. Рассказывается об учебе А. И. Кондакова на известных «тихомировских» курсах в Москве. Затем, в 1917 г. в числе первых пятнадцати выпускников А. И. Кондаков окончил Вятский учительский институт. В 1918 году он одним из первых в стране организовал школу-коммуну и школьный городок в селе Знаменка Яранского уезда Вятской губернии (ныне территория Республики Марий Эл). В статье дается подробная характеристика организованной педагогическим коллективом учебно-воспитательной деятельности. О своей работе в Знаменке А. И. Кондаков рассказывает в книге «Школа-коммуна». Раскрывается деятельность А. И. Кондакова в Вятском губоно, а в дальнейшем - в Наркомпросе РСФСР под руководством А. В. Луначарского и Н. К. Крупской. Он также работал в экспериментальной станции Наркомпроса, возглавлявшейся С. Т. Шацким. В московский период работы Кондаков был тесно связан с Б. П. Есиповым, И. Т. Огородниковым, Н. А. Заровнядным, О. Л. Бемом и другими видными педагогами того времени. Большое внимание в статье уделено работе А. И. Кондакова над темой о жизни и деятельности И. Н. Ульянова и его семьи. Результатом многолетней работы стала защита кандидатской диссертации и выпуск двух книг - «Директор народных училищ И. Н. Ульянов» и «Школьные годы Володи Ульянова». Выдающийся отечественный ученый-педагог Николай Владимирович Чехов был его научным руководителем. А. И. Кондаков был одним из организаторов Академии педагогических наук РСФСР в 1943 г., был первым заведующим отделом информации.

Ключевые слова: А. И. Кондаков, Кукарская учительская семинария, В. Н. Тарасов, А. К. Волнин, Вятский учительский институт, А. М. фон-Вилькен, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Б. П. Есипов, Наркомпрос РСФСР, Академия педагогических наук РСФСР, «Директор народных училищ И. Н. Ульянов», «Школьные годы Володи Ульянова».

Anatoly Ivanovich Kondakov - "Makarenko from Vyatka"

V. B. Pomelov

Vyatka State University, Kirov

The article describes in detail the facts of the biography and comprehensively examines the multifaceted pedagogical, administrative, scientific and creative activity of one of the most significant domestic teachers of the first half of the XX century, a native of Yaransk, Vyatka province, Anatoly Ivanovich Kondakov (1894-1979), who left a bright trace in the domestic education. After graduating from the Kukar Teachers' Seminary, Kondakov worked as a rural teacher. The article tells about A. I. Kondakov's studies at the famous "Tikhomirov's courses" in Moscow. Then, in 1917, among the first fifteen graduates Kondakov graduated from the Vyatka Teachers' Institute. In 1918, he was one of the first in the country to organize a school-commune and a school town in the village of Znamenka of Yaransk district of Vyatka province (now the territory of the Republic of Mari El). The article gives a detailed description of the educational activities organized by the teaching staff. A. I. Kondakov tells about his work in "Znamenka" in the book «School-commune». The article reveals the activities of A. I. Kondakov in Vyatka Provincial Department of Public Education (PDPE), and afterwards, in People's Commissariat of Education of the RSFSR under the leadership of A. V. Lunacharsky and N. K. Krupskaya. He also worked in the experimental station of the People's Commissariat, headed by S. T. Shatsky. In the Moscow period of work he was closely associated with B. P. Esipov, I. T. Ogorodnikov, N. A. Zarovnyadny, O. L. Bem, and other prominent teachers of the time. Much attention is paid to A. I. Kondakov's work on the theme of life and work of I. N. Ulyanov and his family. The result of many years of work was the defense of his Candidate

© Помелов В. Б., 2018

of sciences thesis and the publication of two books - "Director of public schools I. N. Ulyanov" and "School years of Volodya Ulyanov". Outstanding domestic scientist-teacher Nikolay Vladimirovich Chekhov was his thesis supervisor. Kondakov was one of the organizers of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR in 1943, he was the first Head of the Department of Information.

Keywords: A. I. Kondakov, Kukarka Teachers' Seminary, V. N. Tarasov, A. K. Volnin, Vyatka Teachers' Institute, A. M. von Wilcken, N. K. Krupskaya, A. V. Lunacharsky, B. P. Esipov, the People's Commissariat of the RSFSR, Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, "Director of public schools I. N. Ulyanov", "School years of Volodya Ulyanov".

А. И. Кондаков (в 1910-е, 1930-е, 1970-е гг.). / A. I. Kondakov (in 1910s, 1930s, 1970s)

Введение

Одним из видных отечественных педагогов -теоретиков и практиков первой половины XX в. -был Анатолий Иванович Кондаков. Он оставил яркий след в истории образования, прежде всего, в Вятской губернии, причем в той ее части, которая теперь относится к территории Республики Марий Эл. Изучение обстоятельств его поучительной жизни и многогранной теоретической и практической педагогической деятельности представляет значительный интерес для истори-ко-педагогической науки и, разумеется, может служить делу воспитания подрастающего поколения. Этим объясняется обращение автора предлагаемой статьи к данной теме.

Цель исследования

В статье ставится цель - познакомить научно-педагогическую общественность с личностью и деятельностью видного отечественного педагога А. И. Кондакова. Учитывая тот факт, что статья готовится специально для журнала «Вестник Марийского государственного университета. Серия "Исторические науки. Юридические науки"», автором подробно раскрывается период работы Кондакова в учебно-воспитательном учреждении, которое было расположено в пределах

современной Республики Марий Эл, с тем чтобы изложенные в статье фактологические данные, будучи опубликованными в журнале, могли быть использованы в дальнейшем учеными и учителями этого региона. Отметим, что жизненный путь А. И. Кондакова до настоящего времени не становился предметом изучения исследователей.

Методологические подходы и методы

исследования

В процессе поиска, отбора и научной разработки фактологического материала при создании статьи нами использовались аксиологический, региональный и историко-биографический методологические подходы, а также следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, ретроспективного анализа.

Результаты

Заметный вклад в развитие просвещения на Вятской земле внес Анатолий Иванович Кондаков. Он родился 29 января (10 февраля) 1894 г. в г. Яранске Вятской губернии в рабочей семье. Отец Иван Васильевич, рабочий винокуренного завода, умер рано, когда Толе было всего восемь лет. В семье было пятнадцать детей, и Анатолий был по возрасту четырнадцатым.

Мать Анфиса Дмитриевна осталась пятидесятилетней вдовой с кучей ребятишек на руках. Семья проживала в деревянном доме с огородом и кое-какими пристройками для скота. Добывая средства к существованию, мать выкручивалась как могла, на этой скудной «материальной базе»: занималась огородничеством, разводила на продажу цветы, держала квартирантов, организовывала обеды для холостяков, большей частью ссыльных [9, с. 29].

Гимназия была для Толи недоступна, и он прилежно учился в Яранском городском училище, обучение в котором было бесплатным. Окончив училище в 1908 г., он летом того же года служил писцом у городского судьи, а затем поступил на земскую стипендию в Кукарскую учительскую семинарию, отличавшуюся в те годы хорошей постановкой учебно-воспитательной работы. Поэтому Анатолий получил там достаточно прочную общепедагогическую и методическую подготовку.

Естествознание и физику в Кукарской семинарии преподавал находившийся под полицейским надзором И. М. Дурнев, бывший студент Санкт-Петербургского университета, большевик, прошедший ссылки в Сибири и в г. Нолинске Вятской губернии. После Октября он избирался председателем педагогического совета и директором семинарии, преобразованной в 1919 г. в трехгодичный педтехникум, а в 1937 г. - в педагогическое училище. Были в семинарии и другие передовые педагоги, передававшие учащимся материалистические и свободолюбивые идеи. Среди них, например, талантливый преподаватель В. Н. Хлебников, окончивший Санкт-Петербургскую академию художеств. Он не только учил рисовать, но и стремился привить будущим учителям вкус к чтению произведений писателей-демократов [13, с. 68]. Историк В. Н. Тарасов знакомил учащихся с внепрограммными научными трудами В. О. Ключевского. Кстати, в 1914-1917 годах Тарасов работал в Полтавском учительском институте, и среди его учеников был будущий великий педагог А. С. Макаренко, который учился там именно в эти три года [8, с. 157]. Более того, именно в 1914-1917 гг. директором этого учительского института работал Александр Константинович Волнин [3], который впоследствии стал основателем кафедры педагогики Вятского пединститута; в Вятке он работал в 1921-1925 годы [4]. В дальнейшем В. Н. Тарасов

преподавал в Калининском пединституте. Хорошими методистами были математик А. Н. Коридалин, географ П. И. Невский и словесник В. Н. Мельников, ставшие впоследствии инспекторами народных училищ.

В Кукарской семинарии работали учителя-ульяновцы, - бывшие воспитанники чувашской учительской школы, организованной при деятельном участии И. Н. Ульянова. Они были любимыми наставниками учащихся. Это преподаватель пения В. И. Колпаков и преподаватель гимнастики и ручного труда Г. Д. Космовский. Таким образом, приобщаясь к живительным идеям русской прогрессивной педагогики, юные учащиеся Кукарской семинарии становились как бы духовными внуками выдающегося деятеля народного просвещения И. Н. Ульянова. В Ку-карской семинарии учились дети многонационального трудового народа, - русские, марийцы, удмурты, коми, татары, башкиры...

После окончания семинарии в 1912 г. Анатолий вместе с другим выпускником, В. П. Зверевым, был направлен в деревню Овечкино Яранского уезда. Там они и работали вдвоем в начальной земской школе. Кондаков был заведующим школы, которая размещалась в частном доме и состояла из двух классных комнат и учительской квартиры. Молодые учителя относились к делу творчески, стремились заинтересовать учением деревенских ребятишек, используя для этого элементы близкой им окружающей жизни: природу и труд крестьян. Педагоги хотели, чтобы дети чувствовали себя с ними, учителями, как с товарищами, причем «понятными в своих действиях», как впоследствии вспоминал А. И. Кондаков. Педагоги считали своим долгом нести просвещение и родителям учеников, участвовали в повседневных заботах и делах жителей деревни. В общем, это был, выражаясь современным языком, поиск путей к «педагогике сотрудничества».

Летом 1913 года состоялся первый выезд А. И. Кондакова из родного лесного края в широкий культурный мир, в Москву и большие волжские города. В Москву он ехал по путевке московского общества грамотности, которое устраивало для сельских учителей месячные познавательные путешествия. Путь для Кондакова был неблизким: сначала 80 километров пешком от Яранска до Кукарки, затем пароходом по рекам Пижме, Вятке, Каме и Волге до Нижнего Новгорода, и дальше по железной дороге в Москву.

Главным в этой поездке было посещение летних педагогических курсов, которые были открыты при стационарных женских «тихомировских» курсах, организовывавшихся выдающимся деятелем российского образования Дмитрием Ивановичем Тихомировым на свой собственный счет.

На курсах собралось около семисот народных учителей из разных губерний. Заведовал (с 1910 г.) московскими женскими педагогическими курсами известный педагогический деятель Н. В. Чехов (1857-1947). Познакомившись с ним, Анатолий не предполагал, что в будущем, в 1925-1947 гг., ему посчастливится совместно работать с Николаем Владимировичем как со своим непосредственным научным руководителем и коллегой в Нарокомпросе РСФСР (далее - НКП), а также в научно-исследовательском институте педагогики при 2-м МГУ, а затем и в Академии педагогических наук (далее - АПН) РСФСР.

В чтении ежедневных лекций на педагогические темы участвовали крупные специалисты: Н. В. Чехов (школьное образование в России), Г. И. Россолимо (психология и педагогическая патология), Н. В. Воронков (методика естествознания), Н. Г. Тарасов (методика истории), Н. Н. Ива-кин (рисование в начальной школе) и другие. Слушатели курсов совершали образовательные экскурсии в Третьяковскую картинную галерею, в музей антропологии и анатомии при университете, в музей этнографии (Румянцевский музей), в музей учебных пособий, на современные промышленные предприятия, в частности на завод Гужона. Таким путем им прививался вкус к применению экскурсионного метода как эффективного средства обучения и познания. Уделялось внимание и эстетическому совершенствованию приехавших учителей, в массе своей сельских, через посещение концертов, театров и выставок.

Встречи с ведущими педагогами страны их лекции с новой силой разожгли у Анатолия жажду знаний, помогли осознать недостаточность собственной педагогической подготовленности, подвели его к намерению продолжить обучение в только что открывшемся Вятском учительском институте [10; 14]. Директором института был видный российский просветитель Александр Модестович фон-Вилькен (1874-1934) [5; 6; 7; 18]. Период обучения в институте (1914-1917) и последующие годы А. И. Кондаков вспоминал в своих воспоминаниях. Приведем отрывок из них, в котором речь идет о весне 1917 г., когда учащие-

ся первого набора, и, соответственно, первого выпуска, и среди них А. И. Кондаков, прощались с институтом и выходили в открытое «жизненное плавание».

«Освобожденные от выпускных экзаменов в связи с дороговизной жизни в городе и стремлением большинства учащихся принять участие в весенних сельскохозяйственных работах мы окончили институт 24 марта 1917 г., получили на руки аттестаты, дававшие право преподавания в высших начальных училищах. Я с разбегу погрузился на все лето в бушующие общественные волны, сначала в качестве инструктора по переписи населения, а затем, - по культурно-просветительной работе в Котельничском уездном земстве. Постоянное общение с крестьянами и сельской интеллигенцией, помощь в реорганизации общественной жизни и в подготовке выборов в Учредительное собрание, бесчисленные выступления, -все это до предела захватило меня. В результате, вместо благодарности я получил потрясающий удар от эсеровской верхушки уездного земства, возглавлявшегося его председателем Куимовым. На уездном земском собрании в конце лета он в присутствии эсеровского центра выступил с речью, в которой обвинил меня в распространении большевистских идей среди населения.

Никогда не забуду злобные крики в мой адрес разъяренных гласных, - кулаков и подкулачников. Куимов торжествовал и ухмылялся, когда я, потрясенный происходящим, говорил ему за кулисами: «Как Вам не стыдно было выступать против меня после того, как Вы ранее обращались со мной как с коллегой?!» «Политическая борьба не знает снисхождения», - усмехаясь, ответил он. В 1926 году, поступив в аспирантуру при 2-м МГУ, я с великим удивлением встретился здесь с исполняющим обязанности профессора Куимовым, которому удалось замести следы после Октября. Вскоре, впрочем, он был снят с работы в университете и, кажется, преподавал позднее в Костромском пединституте. Это было мое первое боевое крещение на поприще общественной деятельности. В тот же день я покинул Котельничский уезд и перебрался в родной Яранский, ставший с сентября ареной моей общественно-педагогической работы в течение пяти лет...».

Как же складывалась в дальнейшем судьба одного из первых пятнадцати выпускников Вятского учительского института? В 1917-1918 учебном году

А. И. Кондаков учительствовал в Оршанском высшем начальном училище Яранского уезда (ныне территория Республики Марий Эл) [16]. В методическом плане он продолжал поиск нового содержания и новых форм обучения, которые опирались бы на активизацию познавательных интересов у учащихся. Он увлек детей сбором природного и исторического материала для школьного краеведческого музея. В вечерние часы проводились веселые игры, готовились концерты художественной самодеятельности. Здесь, в Оршанке познакомился молодой учитель с Софьей Николаевной Сухорецкой, ставшей его женой и коллегой. В 1918 году у молодых супругов родился сын Лев. Окончив незадолго до войны МВТУ им. Н. Э. Баумана, он стал конструктором артиллерийских систем, затем научным сотрудником, специалистом в области гидравлики, автором многих научных работ.

Второй сын, Виктор (1920-1991) закончил войну гвардии капитаном, окончил Кировский пединститут, защитил кандидатскую диссертацию. В 1953-1961 годах работал доцентом, зав. кафедрой физики в родном вузе, а позднее в Куйбышевском пединституте. Подготовил к научной деятельности десятки учеников. Им написано немало серьезных книг, в частности учебное пособие «Строение и свойства вещества» (М., 1970). Именно с Виктором Анатольевичем, вплоть до его кончины, мы поддерживали тесную переписку, и узнали многое о семье Кондаковых. Младший сын А. И. Кондакова - Рэм (1926 г. рождения) был крупным специалистом в области радиотехнических исследований. Дочь Зоя (род. в 1923 г.) работала в сфере лесного хозяйства, преподавала в Кировском сельскохозяйственном институте. Есть в семье педагоги в третьем поколении. Две дочери Виктора Анатольевича окончили Куйбышевский пединститут, дочь Зои Анатольевны Зинаида получила специальность учителя биологии и химии в Кировском пединституте.

.Зимой 1917-1918 годов в школах Яранско-го уезда Вятской губернии, как, впрочем, и повсюду в России, сложилась напряженная социально-политическая обстановка. Шло расслоение учительства. Большинство учителей постепенно вынуждено было принимать сторону советской власти, и объединялись в так называемый Всероссийский союз учителей-интернационалистов. В мае 1918 года в Яранске состоялся первый уездный съезд совета по народному образова-

нию, на который Кондаков был избран делегатом. Этот совет был контрольно-совещательным органом при отделе народного образования. Самое активное участие в работе первого съезда совета принял зав. уездным отделом образования П. Ф. Костерин. При его энергичном содействии были приняты решения, направленные на преобразование школы на новых социалистических началах. Впоследствии Костерин стал первым секретарем губернского комитета партии, в годы сталинщины был репрессирован и погиб в 1940 году.

Сотрудничая с уездным отделом народного образования, Кондаков активно проводил в жизнь «Положение о единой трудовой школе», утвержденное ВЦИК РСФСР. Эта его работа была одобрена выездной комиссией ВЦИК, возглавлявшейся известным партийным деятелем С. И. Мицкевичем, кстати, уроженцем Яранского уезда Вятской губернии.

В ряде городов и поселков были организованы инновационные учебно-воспитательные учреждения: опытно-показательные школы-коммуны, а также школьные городки, которые объединяли в себе детские ясли, детский сад, детдом, школы 1-й и 2-й ступени в единое целое. У них было общее имущество, общее педагогическое и административное руководство, пионерская и комсомольская организации и так далее. В 1919 году в России было 27 опытно-показательных школ подобного типа, в 1920-1921 г., - уже около ста. Из семи школьных городков четыре находились в Вятской губернии. Школы-коммуны и школьные городки являлись, с одной стороны, одним из важных средств борьбы с детской беспризорностью, а с другой - результатом поиска новых, непроторенных путей в деле воспитания и обучения подрастающего поколения [21, с. 72]. В конце 1918 г. по решению уездного исполкома на месте Знаменского женского монастыря, в шести километрах от г. Яранска, была открыта школа-коммуна, а впоследствии и школьный городок. Что же представляли собой эти учебные заведения?

23 сентября 1918 года в яранской уездной газете «Крестьянин-коммунист» появилось сообщение об образовании в селе Знаменка новой школы, которая «.будет представлять собой слияние высшего и начального училища с домо-водческой школой. Помимо общеобразовательных предметов будет изучаться ведение сельского хозяйства и домоводство, ручной труд, искусство.

Все учащиеся и учащие должны быть единой трудовой семьей, живущей под единым кровом, собственными силами добывать и обрабатывать продукты сельского хозяйства. При школе - участок земли, молочная ферма и мастерские.». Открытие этой первой в Вятской губернии, и одной из первых в России школы-коммуны состоялось 15 октября 1918 г. А через три месяца был организован и школьный городок. А. И. Кондаков был назначен директором школы и завучем городка, избран председателем объединенного школьного совета.

Помимо большого двухэтажного здания бывшей двуклассной женской школы, существовавшей с 1897 г. при Знаменско-Марийском женском монастыре, в распоряжение городка было передано двадцать монастырских угодий и двадцать пять гектаров земельных угодий. В школьном городке были созданы учебные кабинеты, библиотека, столярная, слесарная, швейная, чулочная, сапожно-пимокатная мастерские (всего было девять мастерских различного профиля), животноводческая ферма, конный двор, оранжерея, теплица, станция сельскохозяйственных орудий и машин, электростанция и лесопилка, а также небольшая больница, баня, прачечная, столовая.

В состав Знаменского городка входили также детские ясли, два детских сада, две начальные школы, средняя школа и даже учительские курсы. На воспитании находилось одновременно до 450 детей разного возраста, в основном сирот и беженцев. Был в городке и свой клуб («народный дом»), в котором регулярно ставились спектакли и концерты, привлекавшие окрестное население близлежащего совхоза и деревень. Одно перечисление всего того, что входило в состав школьного городка, показывает, насколько сложной и насыщенной была жизнь Кондакова и его коллег, сколько усилий им приходилось вкладывать в организацию этого нового дела. Воспитанники Знаменки много читали. В библиотеке в активном пользовании находилось свыше 9 тысяч книг, собранных большей частью из частных библиотек. Интерес к чтению, к книге педагоги стремились передать детям.

Одним из любимых учеников А. И. Кондакова, нашего вятского Макаренко, был Ваня Овчинников - отличник учебы, проявивший большие способности к математике. По окончании Знаменской школы в 1923 г. он поступил учиться в Московский финансово-экономический институт.

Затем работал в Наркомфине РСФСР. Он погиб на войне, будучи гвардии капитаном. И ведь каких только совпадений не бывает в жизни: осенью 1941 г. И. В. Овчинников командовал ротой ополченцев, в которой состоял рядовым его бывший учитель А. И. Кондаков.

В штат школы-коммуны и городка были привлечены лучшие учителя уезда, а также педагоги, эвакуированные из Москвы и Петрограда. Математику преподавали М. И. Меркулов, получивший образование в учительской семинарии и учительском институте, и М. И. Петров, получивший высшее образование в Петрограде; позднее, -А. И. Сычев, ставший в дальнейшем преподавателем вуза. Учителем физики работал Д. Д. Рылов.

В преподавании математики и физики неплохо применялся экскурсионный метод. Проводились экскурсии на водяную и паровую мельницы, на спичечную фабрику, электростанцию, водокачку и другие местные промышленные объекты. Разделы курса математики иллюстрировались выполнением практических работ (маршрутные съемки, определение географических координат, геодезические измерения и т. п.).

Успешно вела обучение группа словесников: Е. Я. Киселева, прошедшая «тихомировские» курсы; Л. Д. Глазычев - бывший студент Петроградского университета; позднее - бывший инспектор народных училищ Н. Е. Петухов и В. С. Лобови-ков. Обществоведение преподавал молодой коммунист А. И. Тарасов, получивший образование в советско-партийной школе и университете. Преподавание естествознания в 1918-1922 гг. осуществлял А. И. Кондаков, в 1923-1925 гг. -агроном В. Н. Щекатуров. Преподавание рисования, лепки, а также композиционно-оформительские работы вели А. Д. Евсеев, - художник, учившийся в молодости в Московской художественной школе под руководством выдающихся живописцев Коровина, Маковского и Поленова, и получившая художественно-педагогическое образование Г. П. Замбржицкая.

Учителем музыки и пения была С. Н. Кондакова (23.02.1893-09.05.1972), щедро одаренная музыкально-вокальными данными. Софья Николаевна была прекрасным педагогом. Она посвятила учительской профессии более полувека своей жизни. Окончив в 1930-е годы вечернее отделение филологического факультета Вятского пединститута, она проявила себя как один из лучших учителей-филологов. Она работала в ряде

школ г. Кирова, в физкультурном и авиационном техникумах, была известным педагогом своего поколения. Среди ее подруг была знаменитая спортсменка, уроженка г. Вятки, трехкратная абсолютная чемпионка мира по скоростному бегу на коньках Мария Григорьевна Исакова (1918-2011). Последние годы жизни С. Н. Кондакова провела в Москве, там и похоронена, на Кузьминском кладбище.

Учебно-воспитательная работа в школе-коммуне представляла собой продуманную систему, но без военной строевой атрибутики, как это имело место в опыте А. С. Макаренко. Большое внимание уделялось гуманитарному, эстетическому и трудовому воспитанию, которое было ориентировано на подготовку воспитанников к жизни в местных условиях. Преобладали сельскохозяйственные работы в полном объеме, а также швейное и сапожное дело. В скором времени благодаря усилиям А. И. Кондакова и созданного им коллектива Знаменский школьный городок приобрел известность, стал одним из лучших учебно-воспитательных учреждений НКП, поэтому сюда приезжали для изучения опыта педагоги из разных регионов страны. В летние месяцы здесь проходили уездные учительские курсы, зимой - учительские «практикумы» и экскурсии. Подробный анализ и положительная оценка работы Знаменского школьного городка были даны на заседании научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС) НКП 2 февраля 1924 года.

Н. К. Крупская знала о работе Знаменского школьного городка по отчетам и докладам, из беседы с учащимися во время их экскурсии в Москву в 1924 г. и по неоднократным беседам с заведующим. Однако нарождавшейся административно-бюрократической системе ни к чему были коммунарские объединения, и в 1925 г. Знаменский школьный городок в числе многих других учреждений подобного типа закончил свое существование. Осенью того же года в Знаменку был переведен из Яранска сельскохозяйственный техникум. Малышей разместили по детским домам, а желающие из старших классов поступили в техникум, куда перешли и некоторые педагоги. Ликвидация Знаменского школьного городка вызвала глубокое сожаление у Н. К. Крупской. Узнав об этом от слушателя Академии коммунистического воспитания Л. В. Мамаева (мужа сестры А. И. Кондакова Людмилы, который до

поступления в Академию заведовал Знаменской школой 1-й ступени, а в 1924-1925 гг. - всем школьным городком), она воскликнула: «Как? Почему? По чьему распоряжению? Почему не сумели отстоять это важное для народного просвещения дело? Вам следовало обязательно сообщить в Наркомпрос мне или Н. В. Чехову. Мы могли бы Вам помочь.».

Увы, реально помочь Н. К. Крупская ничем уже не могла; ведь школы-коммуны и школьные городки закрывались повсеместно, и она не могла этого не знать. Однако признать свое административное бессилие в разговоре с провинциальным педагогом ей было, конечно, неудобно. О работе Знаменского школьного городка А. И. Кондаков, уже не заставший его ликвидации [2].

Обсуждение

Работа А. И. Кондакова в Знаменском школьном городке представляет собой не только важная составляющая педагогической биографии А. И. Кондакова; это знаменательная страница истории отечественного образования. Но к середине 1920-х гг. у Анатолия Ивановича впереди была еще вся жизнь. Последующие этапы его жизни были связаны, прежде всего, с работой в столице и с работой в целом ряде других российских городов.

Его избрали делегатом на 2-й Всероссийский съезд учителей-интернационалистов, проходивший в Москве 12-19 января 1919 года. Там ему довелось видеть и слышать В. И. Ленина, а также А. В. Луначарского, В. П. Потемкина и других крупных деятелей просвещения и культуры. На съезде был образован Союз работников просвещения и социалистической культуры. Кондаков был одним из его организаторов «на местах», состоял в течение трех лет членом уездного правления и делегатом губернских конференций.

В 1923 году А. И. Кондаков был назначен сотрудником-методистом в Вятском губернском отделе народного образования (далее - губоно), где ведал вопросами повышения квалификации учителей, работников дошкольных учреждений и детских домов, разрабатывал программы для начальных школ. В частности, ему было поручено составление учебного плана для «единой трудовой 4-х летней школы 1-й ступени Вятской губернии». Эта работа отражена им в статьях, которые печатались в журнале Вятского губоно «Путь просвещенца» в 1924 г. (№ 2, 3, 5). Кроме того, в это

время он исполнял обязанности председателя губернского объединения дошкольных работников, был заведующим губернскими курсами учителей.

В 1923-1924 годах Вятский губоно решал ряд важных задач культурной революции: введение всеобщего «первоначального» обучения, пересмотр содержания и методов обучения и воспитания на основе программ ГУСа [17], повышение квалификации учителей и так далее. В губоно сложился опытный и квалифицированный коллектив инициативных работников. Например, среди сотрудников были такие авторитетные педагоги, как зав. губсоцвосом (губернский отдел социального воспитания) В. П. Нарышкин, зав. отделом школ 1-й ступени Л. Е. Головин, зав. отделом школ 11-й ступени В. А. Петров, зав. отделом внешкольного воспитания И. Т. Огородников и другие. Владимир Александрович Петров был однокурсником Кондакова по институту; впоследствии он станет кандидатом педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Кировского пединститута, директором Кировского института усовершенствования учителей, а Иван Трофимович Огородников в будущем станет зав. кафедрой педагогики Московского госпединститута им. В. И. Ленина, автором первых советских учебников по педагогике.

Свою административно-методическую деятельность Кондаков успешно совмещал с учебно-педагогической работой. По поручению губоно он организовал в заречном селе Макарье небольшую школу-интернат под названием «Зоновка», где использовался, правда, в меньшем масштабе, опыт Знаменской школы-коммуны. Одновременно он заведовал дошкольным отделением пед-техникума (при Вятском пединституте), где вел занятия по основам общей и дошкольной педагогики, руководил педпрактикой в дошкольных учреждениях г. Вятки.

15-21 октября 1924 года А. И. Кондаков был делегатом от Вятской губернии на третьем всероссийском съезде по дошкольному воспитанию. На следующий год он был зачислен в состав сотрудников-методистов отдела единой трудовой школы Главсоцвоса НКП, где занимался сбором и обобщением передового педагогического опыта, участвовал в создании новых школьных программ.

Вспоминая свой педагогический путь «на фронте просвещения», А. И. Кондаков отмечал в сво-

их воспоминаниях, что в первые годы Советской власти были открыты широкие возможности для быстрого роста и раскрытия творческого потенциала у молодых педагогов, преданно служивших своему народу. В условиях развернувшейся культурной революции для учителя из глубинки, каковым был А. И. Кондаков, открывался «вполне реальный путь роста, вплоть до того, чтобы войти в «штаб просвещения», - НКП, и плодотворно работать на этом поприще» [15, с. 12]. В НКП Кондаков постоянно встречался с земляками-вятчанами: О. Л. Бемом, С. А. Алы-повым, Б. П. Есиповым, Н. А. Сапожниковым, Н. А. Заровнядным, И. Т. Огородниковым.

Огромное влияние на совершенствование профессионального уровня А. И. Кондакова оказал крупнейший деятель народного просвещения того времени А. В. Луначарский. Деловые встречи с первым наркомом просвещения оставили у Кондакова незабываемые воспоминания. Общавшихся с ним Анатолий Васильевич, кстати, выпускник Женевского университета по специальности «культурология», покорял широкой эрудицией, неутомимой энергией, глубоким проникновением в суть проблемы. Заседания коллегии НКП под руководством Луначарского, вспоминал А. И. Кондаков, проходили исключительно интересно и продуктивно, «в стиле гибкого сочетания коллегиальности с высокой ответственностью за принимаемые решения». Так Кондаков характеризовал Луначарского в своих воспоминаниях [15, с. 12].

Личное знакомство А. И. Кондакова с Н. К. Крупской состоялось 10 декабря 1925 г., когда он на заседании научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС) делал обобщающий доклад на тему «Опыт применения программ ГУСа в массовой школе 1-й ступени». В прениях по докладу выступали Н. К. Крупская, Б. П. Есипов, С. Т. Шацкий, О. Л. Бем, а также инспектора Ивановской и Рязанской губерний.

В течение 1925-1927 годов научно-педагогическая секция, возглавлявшаяся Н. К. Крупской, осуществляла научно-методическую отработку программ и методических материалов для школ. А. И. Кондаков работал тогда в комиссии Главсоцвоса по школе 1-й ступени, которой руководил Б. П. Есипов, в течение длительного времени бывший постоянным советником наркомов просвещения. Между земляками установились прочные дружеские отношения.

Значительное влияние на рост А. И. Кондакова, как ученого, оказал выдающийся советский педагог, ведущий член ГУСа С. Т. Шацкий (1878-1934). Станислав Теофилович состоял членом коллегии НКП, директором центральной экспериментальной педагогической лаборатории (ЦЭПЛ), в которой под его руководством Кондаков вел научную работу. Кондакову доводилось общаться при разработке школьных программ в 1925-1927 гг. с одним из ведущих теоретиков новой, социалистической школы П. П. Блонским (1884-1941). А. И. Кондаков вспоминал: «Профессор университета и высших научно-педагогических курсов, автор философских, педагогических и психологических трудов, экспериментатор, связанный с выдающимися педагогами Запада, смелый искатель новых путей культурного строительства Блонский оставался для нас простым и доступным Павлом Петровичем, к которому можно было всегда обратиться за помощью и советом».

Новые программы ГУСа проходили проверку на обширной территории. Кондаков вел интенсивную работу по их внедрению через семинары, курсы и конференции посредством расширения опытно-показательных учреждений. Он помогал учителям в освоении программ и выезжал с этой целью в Мурманск, Новгород, Галич, Кострому, Йошкар-Олу, Вятку и другие города; он объехал чуть не всю Россию. В 1925-1926 годах Кондаков по совместительству с работой в НКП заведовал учебной частью в так называемом «детском поселке» Московского отдела народного образования, находившегося в подмосковном поселке Тарасовка, и заселенном сотнями беспризорных детей, взятых милицией на улицах, рынках и вокзалах столицы. Он перенес сюда многое из того, что было в Знаменском школьном городке: сочетание классных учебных занятий с зимней и летней физкультурой, с трудом в мастерских и по самообслуживанию, а также -художественную самодеятельность, пионерскую организацию. Спортивно-массовая работа среди беспризорников была поставлена настолько хорошо, что ставшие ее свидетелем знаменитые в ту пору спортсмены братья Петр, Андрей и Николай Старостины решили именно Тарасовку сделать базой тогда только еще создававшегося спортивного общества «Спартак».

С целью углубления научных познаний в области психологии и педагогики А. И. Кондаков поступил в октябре 1926 г. в аспирантуру

при 2-м МГУ (позднее - Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, с сентября 1990 г. - Московский государственный педагогический университет). Это был первый в истории и очень небольшой количественно набор аспирантов по педагогике. В апреле 1930 года вместе с Кондаковым аспирантуру окончили М. Н. Скаткин, М. А. Мельников, Т. Ф. Кор-нейчик, В. А. Вейкшан, С. Лянский, И. В. Чува-шёв и Н. И. Руфин. Каждый из этих ученых вошел в историю отечественной педагогики как значительная величина; все они стали видными учеными, авторами многих книг и учебников. Научными руководителями Кондакова и его товарищей были крупные педагоги Н. В. Чехов, А. Г. Калашников, Е. Н. Медынский. Одновременно с учебой А. И. Кондаков вел курс педагогики на заочном отделении во 2-м МГУ, работал в 1 -м опытном педагогическом училище, в комиссиях Главсоцвоса, в редакции журнала «Пионер». Много печатался.

С апреля 1930 года для него началась преподавательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (последовательно) Самары, Ярославля, Ульяновская, Казани, Кирова, Москвы, Рязани. Частая смена места работы объяснялась главным образом тем, что в те годы обладателей ученой степени кандидата наук было очень немного, каждый был, что называется, «на счету», и официально относился к числу номенклатурных работников, которые подчинялись не только своему непосредственному начальству в вузах, но и НКП, который постоянно давал указания о перемещении того или иного преподавателя в тот или иной институт с целью укрепления в нем соответствующей кафедры. Квалифицированных кадров не хватало, и надо было ехать работать туда, куда приказывала партия.

Самарский период научно-преподавательской деятельности Кондакова был связан с освоением им методов обучения молодежи в высшей педагогической школе, с поиском оптимального соотношения лекционной и лабораторно-прак-тической форм занятий. Большое внимание уделялось им участию в работе по политехнизации средней школы. Накопленный опыт позволил ему испытать свои силы в качестве заведующего кафедрой педагогики Ярославского пединститута.

В 1933 году А. И. Кондаков был приглашен С. Т. Шацким на работу в возглавлявшуюся им Центральную экспериментальную педагогическую

лабораторию. Главной проблемой, над которой работала лаборатория, был поиск путей повышения качества урока как основной формы учебной работы. Сотрудники лаборатории занимались обобщением и распространением передового педагогического опыта. Исследования проводились в так называемых образцовых и опытных школах, сеть которых была достаточно широка. Только Кондаковым были изучены и обобщены материалы по пятидесяти опорным школам. За ним были закреплены школы Москвы и Московской области, г. Саратова, Нижегородского и Северо-Кавказского краев. Работой лаборатории живо интересовался нарком просвещения А. С. Бубнов. После неожиданной скоропостижной кончины Шацкого в 1934 г. зав. лабораторией стал П. В. Кованов; в дальнейшем он был директором НИИ школ НКП, а после войны, - крупным партийным и государственным деятелем.

В 1930-е годы у А. И. Кондакова постепенно созрел замысел приступить к крупному научно-педагогическому исследованию в области истории педагогики, а именно, написать книгу о жизни и деятельности выдающегося российского педагога, отца В. И. Ленина, директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова. Книгу он мыслил и как сочинение для защиты кандидатской диссертации. Удобнее всего было выполнить эту работу там, где наиболее ярко проявил себя И. Н. Ульянов, - в Симбирске (Ульяновске). В 1935-1940 годах А. И. Кондаков заведует кафедрой педагогики и психологии Ульяновского пединститута. Кстати, много позднее, в 1970-е гг., А. И. Кондаков по приглашению ректора этого вуза возобновил связь с ним. В 1971 году он выступил на научной конференции института с докладом о И. Н. Ульянове. По просьбе ректора института Василия Васильевича Наймушина, вятчанина и выпускника Кировского пединститута, Кондаков в возрасте восьмидесяти лет помогал в организации музея И. Н. Ульянова.

В работе над темой «Директор народных училищ И. Н. Ульянов» проявились незаурядные творческие способности Кондакова как серьезного исследователя. Результаты научного исследования по теме были оформлены в многочисленных научных статьях. Главным же итогом была, помимо самой диссертации, книга, которая так и называлась - «Директор народных училищ И. Н. Ульянов» [1]. В переработанном и дополненном виде монография переиздавалась в 1964 г.

в издательстве «Просвещение», причем ее объем увеличился на 100 страниц. В 1952 году книгу издали в Праге на чешском языке. Наконец, на эту тему в 1947 г. Кондаков защитил кандидатскую диссертацию в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР.

Первым этапом исследовательской работы А. И. Кондакова стал сбор материала. Ученый поставил перед собой задачу показать И. Н. Ульянова как выдающегося прогрессивного педагога XIX века. Эта прогрессивность выражалась в его гуманистических и демократических воззрениях, а также в продуманной и настойчивой практической просветительской работе как административного деятеля, - директора народных училищ. Исследователь стремился раскрыть облик, характер, поведение и речь И. Н. Ульянова, быт его семьи, систему плодотворного труда главы этой семьи. Естественно, что наряду с изучением имевшихся библиографических источников и работой в архивах и музеях, большое место занимали прямые человеческие контакты с живыми свидетелями педагогической деятельности Ильи Николаевича, - с тогда еще здравствовавшими учителя-ми-«ульяновцами». Отправным пунктом в поисках стал Ульяновский дом-музей В. И. Ленина. Здесь Кондаков установил круг лиц, близких семейству Ульяновых и проживавших в то время в Ульяновской области. Последовали многочисленные встречи с ними. Помимо этого, музей располагал значительным количеством документальных материалов, связанных с педагогической деятельностью И. Н. Ульянова.

Ему удалось получить, а позднее и опубликовать, свидетельства славных народных учителей, знавших семью Ульяновых или работавших под руководством Ильи Николаевича: М. Н. Волковой, Е. С. Горбуновой, В. В. Кашкадамовой, А. А. Родионовой и др. Удалось побеседовать и с последними учителями-«ульяновцами», еще продолжавшими работать в то время: с Р. А. Преображенским и А. А. Волковым, с пенсионером С. С. Рогозиным, который тоже начал учительствовать под началом И. Н. Ульянова, с одноклассником В. И. Ленина М. Ф. Кузнецовым. В детских книжках он фигурирует как Миша Кузнецов, детский друг Володи Ульянова.

В Ульяновске А. И. Кондаков встретился вновь со своим бывшим учителем по Кукарской учительской семинарии В. И. Колпаковым, который когда-то учился в начальной школе в Симбирской

губернии. Учитель П. И. Краденов поделился воспоминаниями о посещениях И. Н. Ульяновым Порецкой учительской семинарии в 1884-1885 гг., многое рассказал об инспекторах и учителях-«ульяновцах». Так, переходя «по цепочке» от одних собеседников к другим, исследователь постепенно формировал достоверный фактологический базис темы. Очень скрупулезно работал он в архивах. Так, только по госархиву Ульяновской области, по фондам дирекции народных училищ Симбирской губернии им были изучены 1275 дел, из которых использованы впоследствии в тексте книги 72 дела. Фактически каждое достаточно значимое высказывание автора в книге сопровождается указанием на архивный источник. В этом характерная черта стиля научной работы А. И. Кондакова. С работой Кондакова об отце был знаком Дмитрий Ильич Ульянов. Он поддерживал автора, неоднократно встречался с ученым. Содержание этих бесед позднее публиковалось [2].

В 1940 году А. И. Кондаков перешел на работу в Рязанский пединститут. Главным мотивом перехода было желание работать поближе к Москве, где он смог бы осуществлять более регулярные контакты с учеными-педагогами на заключительном этапе оформления своего большого труда. Легче из Рязани было и «продвигать» в печать результаты научных исследований. Большую часть военного времени А. И. Кондаков провел в эвакуации в Кирове. Работал инспектором НКП (НКП РСФСР в первый год войны находился в эвакуации в Киров, и размещался в здании гостиницы «Центральная»). Он также выполнял обязанности старшего научного сотрудника областного института усовершенствования учителей и доцента пединститута. Сам институт был эвакуирован в районный город Яранск [23], но в областном центре оставалось заочное отделение, - со студентами-заочниками Кондаков и работал. Рукопись и материалы его научного труда о И. Н. Ульянове во время эвакуации затерялись, долго «блуждали» и отыскались лишь в 1942 г. благодаря энергичной помощи Ульяновского дома-музея В. И. Ленина и Д. И. Ульянова, кстати, скончавшегося в тот же год.

В качестве инспектора НКП по детским домам Кондакову приходилось совершать трудные командировочные выезды из Кирова в Горький, Куйбышев, Ярославль, Вологду, Иваново и другие города для оказания помощи местным органам образования, работавших в сложных условиях

военного времени. Особенно большие трудности вызывало размещение эвакуированных детей из Ленинграда и других оккупированных фашистами районов. После возвращения НКП в столицу в 1942 г. Кондаков остался в Кирове. Продолжал разработку научной темы, сотрудничал в лекционном бюро областного отдела народного образования. Работая заместителем директора и старшим научным сотрудником в областном институте усовершенствования учителей, А. И. Кондаков постоянно общался с учительской общественностью области, регулярно посещал многие городские и сельские школы, был в курсе живой школьной практики. Во время одной из командировок вместе с заведующим облоно А. С. Ходыревым он посетил родной Яранск, выступил здесь с докладом на районной учительской конференции, встретился со старыми товарищами по работе в Яранском уезде, побывал в Знаменке.

1 октября 1944 года А. И. Кондаков был назначен зав. отделом информации Президиума АПН РСФСР. Академия педагогических наук РСФСР была незадолго до этого организована, так что Кондакова вполне можно считать одним из ее основателей. Основным направлением работы возглавлявшегося им отдела были подготовка и выпуск сборников информационных материалов, куда входили сведения о работе всех пяти существовавших в те годы НИИ академии, информация о научно-педагогической деятельности на местах, библиографические сведения и так далее.

В послевоенные годы А. И. Кондаков был тесно связан практически со всеми крупнейшими учеными в области педагогики, психологии и смежными с ними наук. Да и сам он был уже крупным ученым. Особенно часто в силу служебной необходимости он встречался с Владимиром Петровичем Потемкиным (1878-1946), первым президентом АПН РСФСР и одновременно наркомом просвещения России. С огромным уважением вспоминал А. И. Кондаков выдающегося ученого и наркома здравоохранения Н. А. Семашко (1874-1949), в те годы возглавлявшего НИИ школьной гигиены АПН РСФСР (Н. А. Семашко и А. И. Кондаков были родственниками). Углубились научные связи А. И. Кондакова с вице-президентом АПН РСФСР К. Н. Корниловым (1879-1957), который приобрел большой научный авторитет еще до Октябрьской революции.

С большой признательностью Кондаков вспоминал своих научных наставников: Н. В. Чехова

(1865-1947), сохранившего до конца жизни черты простого народного учителя, открытого жизнерадостного человека с широкой русской душой, мудрого и доброжелательного советчика, и Е. Н. Медынского (1885-1957), первого консультанта Кондакова в научной работе. Добрую память сохранил он о профессоре Н. А. Константинове (1894-1958), входившем в руководство АПН со дня ее организации, сначала в качестве директора музея народного образования, а затем директора НИИ теории и истории педагогики.

В 1950-е годы А. И. Кондаков вернулся к научно-преподавательской работе, вел занятия по педагогике, истории педагогики и педагогической психологии в Московском институте физкультуры и Московском областном пединституте им. Н. К. Крупской. В последние два десятилетия своей жизни он особенно много печатался,

был постоянным рецензентом педагогических издательств, интенсивно работал на благо педагогической науки. Умер А. И. Кондаков 18 апреля 1979 г. в Москве.

Заключение

Вышеизложенное позволяет сделать закономерный вывод о том, что Анатолий Иванович Кондаков - личность крупная в истории отечественного образования. Характерной чертой его педагогического наследия выступает многогранность. Он был выдающимся педагогом-практиком, организатором инновационного учебно-воспитательного учреждения, талантливым ученым -историком педагогики, справедливым и трудолюбивым администратором в сфере образования. Опыт его жизни заслуживает дальнейшего изучения и применения.

Литература

1. Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кондаков А. И. Школьные годы Володи Ульянова. М.: Учпедгиз, 1946. 160 с.

3. Помелов В. Б. А. К. Волнин: в тени великого ученика // Историко-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 114-124. DOI 10.17853/2304-1242-2018-2

4. Помелов В. Б. А. К. Волнин - основатель кафедры педагогики Вятского института народного образования / Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 2. С. 58-64. DOI 10/25730/VSU.7606.18.009.

5. Помелов В. Б. Александр Модестович фон-Вилькен // Ректоры ВятГГУ. 1914-2004 / отв. ред. В. А. Бердинских. Киров, 2004. С. 19-24.

6. Помелов В. Б. А. М. фон-Вилькен: первый директор // Развитие общественной мысли в России: современный и исторический аспекты: материалы научно-теоретич. конф. 11.04.2009 г. / сост.: А. М. Прокашев и др. Киров, 2009. С. 49-52.

7. Помелов В. Б. А. М. фон-Вилькен - первый директор Вятского учительского института // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 100-летию Вятского государственного гуманитарного университета): сб. материалов VII всероссийской научно-практич. конф. с международным участием: ред. кол.: В. Т. Юнгблюд и др. Киров, 20-21 ноября 2013 г.: в 2 т. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. Т. 1. С. 11-21.

8. Помелов В. Б. А. С. Макаренко - современник всех поколений (к 125-летию со дня рождения великого педагога) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 1 (1). С. 157-166. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/a-s-makarenko-sovremennik-vseh-pokoleniy-k-125-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-velikogo-pedagoga (дата обращения: 12.11.2018).

9. Помелов В. Б. Вятский Макаренко // Спутник агитатора. - Киров. 1989. № 12. С. 29-32.

10. Помелов В. Б. Вятский учительский институт в первые годы. 1914-1918 гг. // Вятский государственный гуманитарный университет. 1914-2004 / отв. ред. М. С. Судовиков. Киров, 2004. С. 30-37.

References

1. Kondakov A. I. Direktor narodnykh uchilishch I. N. Ulianov [Director of public schools I. N. Ulyanov]. Moscow; Leningrad: Publishing house APN RSFSR, 1948, 220 p. (In Russ.).

2. Kondakov A. I. Shkol'nye gody Volodi Ulyanova [School years of Volodya Ulyanov]. Moscow: Uchpedgiz, 1946, 160 p. (In Russ.).

3. Pomelov V. B. A. K. Volnin: v teni velikogo uchenika [A. K. Volnin: In the shadow of the great disciple]. Istoriko-pedagogicheskii zhurnal = History of Education Journal, 2018, no. 2, pp. 114-124. DOI 10.17853/2304-1242-2018-2 (In Russ.).

4. Pomelov V. B. A. K. Volnin - osnovatel' kafedry pedagogiki Vyatskogo instituta narodnogo obrazovaniya [A. K.Volnin -the founder of the Department of pedagogy of Vyatka Institute of Public Education]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universi-teta = Herald of Vyatka State University, 2018, no. 2, pp. 58-64. DOI 10/25730/VSU. 7606.18.009 (In Russ.).

5. Pomelov V. B. Aleksandr Modestovich fon-Vilken [Aleksander Modestovich von Wilcken]. Rektory VyatGGU. 1914-2004 = Rectors of VyatSUH. 1914-2004, resp. ed. V. A. Berdinskikh, Kirov, 2004, pp. 19-24. (In Russ.).

6. Pomelov V. B. A. M. fon-Vilken: pervyi director [A. V. von-Wilcken: the first director]. Razvitie obshchestvennoi mysli v Rossii: sovremennyi i istoricheskii aspekty: materialy nauchno-teoreticheskoi konferentsii 11.04.2009 g. = The development of social thought in Russia: contemporary and historical aspects: materials of scientific-theoretical conference, comp. by: A. M. Prokashev and others, Kirov, 2009, pp. 49-52. (In Russ.).

7. Pomelov V. B. A. M. fon-Vilken - pervyi direktor Vyatskogo uchitel'skogo instituta [A. V. von Wilcken: the first director of Vyatka Teachers' Institute]. Vyatskaya zemlya v proshlom i nastoyashchem (k 100-letiyu Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitar-nogo universiteta): sb. materialov VII vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem = The Vyatka Land in the past and today. To the 100-th anniversary of the Vyatka State University of Humanities: collection of materials of the VII all-Russian scientific-practical conference with international participation, Ed. board: V. T. Yungblyud and others, Kirov, November, 20-21, 2013: in 2 vol., Kirov: Publishing House of VyatSUH, 2014, vol. 1, pp. 11-21. (In Russ.).

8. Pomelov V. B. A. S. Makarenko - sovremennik vsekh pokolenii (k 125-letiyu so dnya rozhdeniya velikogo pedagoga) [A. S. Makarenro - the contemporary of all generations (To the 125-th anniversary of the great teacher)]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Herald of VyatSUH , 2013, no. 1 (1), pp. 157-166. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/a-s-makarenko-sovremennik-vseh-pokoleniy-k-125-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-velikogo-pedagoga (accessed 12.11.2018). (In Russ.).

9. Pomelov V. B. Vyatskii Makarenko [Makarenko from Vyatka]. Sputnik agitatora = Agitator's satellite, Kirov, 1989, no. 12, pp. 29-32. (In Russ.).

10. Pomelov V. B. Vyatskii uchitelskii institut v pervye gody. 1914 -1918 [The Vyatka Teachers' Institute in the early years. 1914 -1918]. Vyatskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. 1914-2004 = Vyatka State University of Humanities. 1914-2004, resp. ed. M. S. Sudovikov, Kirov, 2004, pp. 30-37. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 13.02.2019 г.; принята к публикации 12.03.2019 г.

Submitted 13.02.2019; revised 12.03.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Помелов В. Б. «Вятский Макаренко» Анатолий Иванович Кондаков // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 1.

Pomelov V. B. Anatoly Ivanovich Kondakov -"Makarenko from Vyatka". Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 1, pp. 23-35. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-123-35 (In Russ.).

С. 23-35. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-1-23-35

Об авторе

Помелов Владимир Борисович

доктор педагогических наук, профессор, Вятский государственный университет, г. Киров, ORCID 0000-0002-3813-7745, у1а&ш1гроше1оу@таИ т

About the author Vladimir B. Pomelov

Dr. Sci. (Pedagogy), Full Professor, Vyatka State University, Kirov, vladimirpomelov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.