Научная статья на тему 'Дидактический аспект профессиональной подготовки будущих воспитателей дуз'

Дидактический аспект профессиональной подготовки будущих воспитателей дуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / БУДУЩИЕ ВОСПИТАТЕЛИ / FUTURE TEACHERS / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER TEACHER EDUCATION / PRE-SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаговец Алла Ивановна

В статье рассмотрены суть и структура профессиональной подготовки будущих воспитателей. Профессиональная подготовка представляет собой систему обучающих и организационных мероприятий и не может быть ограничена лишь формированием знаний, умений, навыков, а должна быть ориентирована на личностное развитие студента. Эффективность профессиональной деятельности будущего воспитателя напрямую зависит от качества его профессиональной подготовки, уровня профессиональных знаний, умений и навыков, готовности осуществлять профессиональную деятельность. В учебном процессе высшего педагогического учебного заведения происходит переход от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому подходу в образовании в целом и профессиональной подготовке в частности. В новой дидактической системе в центр внимания выходит самостоятельная работа студента, индивидуальная работа преподавателя со студентом. Система профессиональной подготовки будущих воспитателей представляет собой целостный комплекс структурных элементов, находящихся между собой в определенных связях и отношениях, которые взаимодействуют друг с другом и образуют целостное единство. Многоуровневая профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учебных заведений направлена на совершенствование и переработку программ курсов по педагогике, истории педагогики, основ педагогического мастерства, что способствует удовлетворению образовательных, воспитательных и квалификационных потребностей личности и общества. Получение максимального развивающего эффекта педагогического процесса обусловлено его особым технологическим построением, то есть созданием целостной дидактической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаговец Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND STRUCTURE OF VOCATIONAL TRAINING FUTURE EDUCATORS

The article examines the nature and structure of the training of future teachers. Training is a system of training and organizational measures and can not be limited only by the formation of knowledge, skills, and should be focused on the personal development of the student. The effectiveness of the professional activity of the future teacher depends on the quality of its training, the level of professional knowledge and skills, a willingness to carry out professional activities. In the educational process of higher educational establishments is a transition from a mass-reproductive individual creative approach to education in general and training in particular. In the new didactic system the focus is on students' independent work, individual work with the student teacher. The system of professional training of future teachers is an integral complex of structural elements which are interconnected in certain connections and relations that interact with each other and form an integral unity. Multi-level training is aimed at improving and refining the programs of courses on pedagogy, history of pedagogy, the basics of pedagogical skill that contributes to meeting the educational, educational and qualification needs of the individual and society. Getting the maximum developmental effect of the pedagogical process due to its special construction technology, that is the creation of integrated didactic system.

Текст научной работы на тему «Дидактический аспект профессиональной подготовки будущих воспитателей дуз»

Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 54-57.

9. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 145-149.

10. Землянский В.В., Плетминцев В.В. Проблема профессиональной социализации студентов в открытой образовательной среде колледжа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 140-142.

11. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

12. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.

13. Пядушкина Н.Н., Федосова И.В. Образовательное пространство вуза в условиях формирования этико - педа-

гогической культуры будущих педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 214-218.

14. Тимирясова А.В. Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 101-107.

15. Епхиева М.К. Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в образовательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 228-231.

16. Коновальчук В.И. Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 13-16.

17. Ярошинская Е.А., Коростелева Е.Ю. Особенности педагогического проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 457-461.

STUDENT AND HIGHER EDUCATIONAL ENVIRONMENT: SOCIO-CULTURAL CONTEXT

© 2015

L.V. Faleeva, doctor of pedagogical sciences

ANO VPO «Moscow humanitarian-economic institute» Kirov branch, Kirov (Russia)

Abstract. The article deals with the changes taking place in the educational system of universities and the socio-cultural portrait of the student. The characteristic of the educational space of the university, its potential and the importance of the revival of social and cultural organizations in order to improve the general culture of the students. Proof of this fact have recently received documents on the level of government. There is a decrease in the overall culture of the individual student. The leading factor in changing this situation is the educational environment of the institution. To improve the socio-cultural context of the educational environment of the university are invited to solve a number of strategic objectives in several areas: the implementation of the educational process; organization of everyday life, leisure and recreation; artistic and scientific creativity; the development of physical culture and sports; promoting a healthy lifestyle.

Keywords: students, educational environment, social and cultural context, the culture of the individual.

УДК 378.14

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДУЗ

© 2015

А.И. Чаговец, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика дошкольного образования»

Коммунальное учреждение «Харьковская гуманитарно-педагогическая академия» Харьковского областного совета, Харьков (Украина)

Аннотация. В статье рассмотрены суть и структура профессиональной подготовки будущих воспитателей. Профессиональная подготовка представляет собой систему обучающих и организационных мероприятий и не может быть ограничена лишь формированием знаний, умений, навыков, а должна быть ориентирована на личностное развитие студента. Эффективность профессиональной деятельности будущего воспитателя напрямую зависит от качества его профессиональной подготовки, уровня профессиональных знаний, умений и навыков, готовности осуществлять профессиональную деятельность. В учебном процессе высшего педагогического учебного заведения происходит переход от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому подходу в образовании в целом и профессиональной подготовке в частности. В новой дидактической системе в центр внимания выходит самостоятельная работа студента, индивидуальная работа преподавателя со студентом. Система профессиональной подготовки будущих воспитателей представляет собой целостный комплекс структурных элементов, находящихся между собой в определенных связях и отношениях, которые взаимодействуют друг с другом и образуют целостное единство. Многоуровневая профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учебных заведений направлена на совершенствование и переработку программ курсов по педагогике, истории педагогики, основ педагогического мастерства, что способствует удовлетворению образовательных, воспитательных и квалификационных потребностей личности и общества. Получение максимального развивающего эффекта педагогического процесса обусловлено его особым технологическим построением, то есть созданием целостной дидактической системы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие воспитатели, высшее учебное заведение, дошкольное воспитание, дошкольное учебное заведение, студенты, структура, педагогическая деятельность, высшее педагогическое образование.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важ- ческие принципы, реорганизация системы дошкольно-ными научными и практическими задачами. Сегодня го образования (изменение соотношения семейного и системе образования нужны специалисты дошкольного общественного дошкольного воспитания, разнообразие профиля новой формации с европейским или мировым его форм, поливариантность образовательно-воспита-уровнем квалификации для достижения единой цели - тельных программ) обусловливают необходимость из-формирования гармонично развитой личности. менений и в системе подготовки специалистов дошколь-

Новые реалии, ориентация общества на демократи- ного образования [1]._

В педагогической науке и практике значительное внимание уделяется проблеме профессиональной подготовки воспитателя ДУЗ. Ведь главной фигурой, от которой зависит воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста является воспитатель дошкольного учебного заведения.

Усиление социального значения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования в высших педагогических учебных заведениях к работе с детьми обусловлено новыми социально-экономическими изменениями, развитием системы образования в соответствии с новыми рыночными условиями.

Процессы трансформации, глобализации и интеграции, происходящие в социально-экономической жизни общества, требуют качественных изменений в концептуальных основах профессиональной подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования [2].

Эффективность профессиональной деятельности будущего воспитателя ДУЗ зависит от качества его профессиональной подготовки, уровня профессиональных знаний, умений и навыков использовать полученные знания на практике, готовности осуществлять профессиональную деятельность в современных рыночных условиях страны.

Ориентация системы дошкольного образования на развитие личности ребенка предполагает новую педагогическую позицию, центром которой является воспитанник с индивидуальными, психическими и физическими особенностями. Поэтому к личности воспитателя дошкольного учебного заведения предъявляются особые требования.

Исходя из этого, приоритетной задачей профессиональной подготовки будущего воспитателя ДУЗ является формирование у будущего специалиста таких профессиональных качеств, которые обеспечивают понимание личности и ориентацию на развитие и саморазвитие индивидуальности воспитанника.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Современные исследования, раскрывающие отдельные стороны подготовки специалистов дошкольного профиля освещены в работах Г. Беленькой, А. Харьковской (формирование профессиональной компетентности); Н. Лысенко, С. Плохий (подготовка воспитателей к организации эко-лого-исследовательской деятельности детей в природе); Н. Грамма (теоретико-методические основы профессиональной подготовки педагога-воспитателя дошкольного учреждения к экономическому воспитанию детей) и др. В диссертационных исследованиях Т. Жаровцева,

A. Пехоты, Г. Троцко и др. определено содержание, этапы, компонентный состав профессионально-педагогической подготовки.

В работах А. Алексюка, А. Гуры, Р. Хмелюк и др. исследуются различные аспекты совершенствования профессиональной подготовки студентов, раскрываются основные функции будущего специалиста, обеспечивающие эффективность процесса его адаптации к реальной профессиональной деятельности.

В данной статье мы опирались также на общепедагогические теории П. Атутова, Ю. Бабанского, С. Гончаренко, С. Батышева, М. Данилова, И. Зязюн, В. Краевского, Н. Нычкало, Т. Ильиной, М. Скаткина, Г. Щукиной; психологические теории П. Анохина, И. Беха, Л. Выготского,

B. Давыдова, П. Гальперина, Е. Климова, Н. Кузьминой, Г. Костюка, Е. Милерян, С. Решетовой, Л. Рубинштейна, Н. Талызина и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является уточнение сути и структуры профессиональной подготовки будущих воспитателей в условиях модернизации системы высшего педагогического образования.

Изложение основного материала исследования с

полным обоснованием полученных научных результатов. Для определения и характеристики понятия «профессиональная подготовка» обратимся, прежде всего, к словарным источникам. В большом толковом словаре современного украинского языка понятие «профессиональная подготовка» рассматривается, как действие со значением «подготовить»; запас знаний, навыков, опыт и т. д., приобретенный в процессе обучения, практической деятельности [3].

В педагогическом словаре термин «профессиональная подготовка» понимается как совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств личности, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по профессии [4, с. 262].

Если речь идет о подготовке к педагогической деятельности как профессиональной, целесообразным является использование термина „профессионально-педагогическая подготовка".

Профессионально-педагогическая подготовка в словарных источниках определяется как система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности, знаний, умений, навыков и профессиональной готовности [5, с.121].

По определению А. Абдуллиной, профессиональная подготовка будущего педагога - это процесс формирования и обогащения установок, знаний и умений, необходимых будущему специалисту для адекватного выполнения специфических задач учебно-воспитательного процесса [6, с. 40].

Чаще подготовку студентов к педагогической деятельности исследователи связывают с ее конечным результатом - формированием готовности к определенному виду педагогической деятельности. Так, Г. Троцко отмечает, что сущностью подготовки студентов к педагогической деятельности является система содержательно-педагогических и организационно-методических мероприятий, направленных на обеспечение готовности будущего педагога к педагогической деятельности. [7]

Исследование авторских трактовок указанного понятия позволяет выделить основные позиции, определяющие суть профессионально-педагогической подготовки, то есть профессиональная подготовка представляет собой систему обучающих и организационных мероприятий; не может быть ограничена лишь формированием знаний, умений, навыков, и должна быть ориентирована на личностное развитие студента. Целью и конечным результатом профессионально-педагогической подготовки является формирование готовности студентов к выполнению будущей профессиональной деятельности [9; 10].

На сегодняшний день подготовка будущих специалистов дошкольного образования рассматривается учеными как многофакторная структура, главное задание которой заключается в приобретении каждым студентом личностного смысла деятельности, формировании профессионального мастерства, постоянно возрастающего интереса к работе с детьми и их родителями [10, с. 101].

Л. Семушина подает структуру педагогической деятельности как совокупность функций анализа уровня развития, обученности и воспитанности детей; проектирования развития личности ребенка; планирования задач, содержания, форм и методов воспитательно-образовательной работы, организации различных видов деятельности; анализа результатов воспитательного воздействия. Каждой из перечисленных функций, по мнению автора, соответствует определенная группа умений: аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные; умения, направленные на контроль за ходом педагогического процесса и регулирования его умений, направленных на оценку полученных результатов [11].

Как отмечают О. Дубасенюк, Т. Семенюк и О. Антонова, профессиональная воспитательная деятельность имеет кольцевую структуру, каждый из элементов которой на-

ходится в различных, порой противоречивых связях и взаимодействиях [12].

Опираясь на мнение, приведенных выше исследователей и словарные источники, можем сказать, что система профессиональной подготовки будущих воспитателей представляет собой целостный комплекс структурных элементов, находящихся между собой в определенных связях и отношениях, которые взаимодействуют друг с другом и образуют целостное единство.

Получение максимального развивающего эффекта педагогического процесса требует его особого технологического построения [13; 14], то есть создания целостной дидактической системы, которая основывалась бы на основных положениях теории педагогических систем.

Прежде всего, меняются цели педагогической подготовки студентов в направлении усиления их воспитательной развивающей деятельности. Они наряду с усвоением общечеловеческих ценностей и профессиональных знаний ориентируются на глубокое изучение, сохранение духовности, национальных традиций, творческих достижений народной педагогики, народной системы воспитания, и вместе с тем на - воспитание гуманной личности будущего учителя.

Значительно обновляется содержание учебной подготовки студентов по педагогическим дисциплинам с опорой на современные теоретико-методологические концепции личностно-деятельностного направления, национальное и зарубежное демократическое педагогическое наследие, что дает возможность использовать богатый и чрезвычайно ценный воспитательный опыт [15]. Предполагается знакомство студентов с альтернативными воспитательными системами, педагогическими инновациями.

Многоуровневая подготовка направлена на совершенствование и переработку нормативных курсов по педагогике, истории педагогики, основ педагогического мастерства [16; 17], а также элективных курсов (дисциплин), которые вводятся в вузах для удовлетворения образовательных, воспитательных и квалификационных потребностей личности и общества, эффективного использования приобретенного учебного опыта, традиций, региональных потребностей.

Введение новых дисциплин, таких как «Этнопедагогика», «Социология образования», «Технология учебно-воспитательного процесса» - все это должно было способствовать профессиональному становлению студента как будущего воспитателя [18].

Происходят изменения и в средствах педагогической коммуникации, формах и методах педагогического взаимодействия. Главным средством воспитания выступает сама учительская профессия, которая реализует основную потребность воспитателя - возможность учить и воспитывать детей [19].

Новая позиция предполагает изменение статуса студента, который превращается в субъект познавательной деятельности при условии создания стимулирующей среды для развития его способностей, интересов, склонностей, потребностей.

В учебном процессе вуза происходит переход от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому обучению. В новой дидактической системе в центр внимания ставится самостоятельная работа студента, индивидуальная работа преподавателя со студентом.

Соответственно меняется профессиональная позиция преподавателя ВУЗа, растет уровень его профессиональной компетентности, все больше внимания уделяется его самообразовательной работе.

В новых условиях личность студента формируется под ведущим влиянием личности и деятельности преподавателя, который через свою личность транслирует социальный образовательный опыт.

Преподаватель педагогических дисциплин должен уметь увлечь студентов актуальными вопросами воспитания и образования молодежи, заинтересовать про-

блемами, которые он исследует, включить в научно-исследовательскую работу, стимулируя тем самым их поисковую активность.

Процессы реформирования и модернизации, которые сейчас происходят в системе высшего педагогического образования, объективно направлены на ее дальнейшее прогрессивное развитие, обеспечение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах, предусматривают соответствующие изменения в профессионально-педагогической подготовке педагогов к работе с детьми дошкольного возраста.

Для успешного осуществления педагогической деятельности воспитатель овладевает знаниями по дошкольной педагогике, детской психологии, индивидуальных психологических характеристик, возрастной физиологии, педиатрии и гигиены, правилам охраны жизни и укрепления здоровья детей.

Одновременно ему необходимо овладевать основами, которые на общетеоретическом уровне раскрывают цели, задачи, принципы, содержание воспитания и обучения детей, а также оптимальные условия, формы, методы и средства осуществления учебно-воспитательного процесса, организации игр, интеллектуальной и физической работы, художественного творчества, обустройства пространства жизнедеятельности детей [20].

Как отмечает Т. Пониманская: личностно-ориенти-рованная модель образования предъявляет воспитателю высокие требования к его личностному, профессиональному развитию, коммуникативным умениям и навыкам, особенно к умению быть активным участником личностно-ориентированного общения. Для достижения высоких результатов в воспитании педагог должен обладать определенными личностными качествами:

- способностью к рефлексии (осознание субъектом того, как его воспринимает субъект по общению) и контролю результатов педагогической деятельности, сотрудничеству с ребенком на принципах гуманизма, развития его личности;

- способностью выявлять и учитывать интересы детей, их право на уважение, эмоционально и морально поддерживать их, стремление к эмоциональной близости в общении с ними, умение направлять его на обеспечение психологического комфорта и своевременного развития личности;

- постоянной настроенностью на расширение знаний, самообучение и самовоспитание для совершенствования своего педагогического мастерства.

Современные реалии ориентируют на специальную подготовку воспитателя как гуманистически ориентированной личности, способной оперативно реагировать на динамику социально-экономических процессов, условий собственной профессиональной деятельности, разрабатывать и внедрять новые технологии в процесс обучения и воспитания [20; 21; 22].

По нашему мнению, профессиональное становление будущего воспитателя в процессе его подготовки в высшей школе предполагает не только овладение определенной совокупностью знаний, умений, навыков, но и его личностное самосовершенствование, активизацию профессиональной позиции, воспитание таких качеств, как коммуникабельность, тактичность, критичность и т.д.

Отметим, что фактором успешности его профессиональной деятельности оказывается сформированность, ценность его личности. Уровень подготовки будущего воспитателя к работе в различных группах определяется сфор-мированностью необходимых знаний, умений и навыков.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты анализа современных научных исследований убедительно свидетельствуют, что для системы высшего педагогического образования приоритетом становится подготовка специалиста, основанная на формировании у него мировоззренческих позиций, убеждений, творческих способностей, профессиональной гибкости. А ориентация

современного высшего образования на формирование профессионально-творческой личности, специалиста инновационного типа, который способен реализовать образовательные стандарты, внедрять новые образовательные технологии, требует эффективной организации целостной профессиональной подготовки в условиях высших педагогических учебных заведений, обновления содержания профессиональной подготовки педагогов, применения целесообразных средств, методов и форм реализации.

Вопрос профессиональной подготовки будущих воспитателей к профессиональной деятельности нашел отражение во многих исследованиях. Вместе с тем, недостаточно разработанной остается проблема модернизации подготовки будущих воспитателей в соответствии с современными реалиями, что и является перспективой дальнейших исследований в этом направлении

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Харьковская А. А. Современная парадигма высшего образования / А. А. Харьковская // Бъдещите изследва-ния: материали за Х междунар. науч. практ. конф (София, 17-25 февр. 2014) / под ред. М. Петкова. - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2014. - Т. 16: Педагогические науки. - С. 61-63.

2. Проблемы и тенденции развития высшего образования / А. А. Харьковская // Materialy X mezinarodni vedecko-prakticka konference «Moderni vymozenosti vedy - 2014», Praha, 27 ledna-05 mora 2014 roku. - Praha: Pabl. House «Education and Science» s.r.o., 2014. - Dil. 18: Pedagogika. - S. 34-37.

3. Великий тлумачний словник сучасно! украшсько! мови [укл. i гол. ред. В. Т. Бусел]. - К.- 1ртнь: ВТФ «Перун», 2003. - 1440 с.

4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

5. Словник психолого-педагопчних термшв i понять (на допомогу пращвнику сшьсько! школи) /[укл. Ю. В. Буган, В. I. Уруський]. - Тернопiль: ТОК1ППО, 2001. - 179 с.

6. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - М.: Просвещение. 1990. - 141 c.

7. Троцко Г. В. (ред) Курс лекцiй з порiвняльноl педагогики Издательство: ХНПУ им. Г.С. Сковороды. 2007. - 264 с.

8. Харювська А. А. Професшна компетентнiсть майбутнiх учителiв - показник якосп вищо! педагопчно! освiти / А. А. Харювська // Динамиката на съвременна-та наука - 2013: материали за IX междунар. науч.-практ. конф. (17-25 юли 2013). - София: Бял ГРАД-БГ, 2013. - Т. 6: Педагогические науки. - С. 45-47.

9. Болонський процес у фактах i документах (Сорбонна-Болонья-Саламанка-Прага-Берлш) / упоряд-ники: Степко М. Ф., Болюбаш Я. Я., Шинкарук В. Д., Грубiнко В. В., Бабин I. I. - Тернопшь: вид-во ТДПУ iм. В. Гнатюка, 2003. - 52 с.

10. Подготовка вихователя до розвитку особистосп ди-тини в дошкольному вiцi: монографiя / Г. В. Беленька, О. Л. Богiнiч, З. Н. Борисова та ш.; за заг. ред. I. I. Загарницько!.

- К.: Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2009. - 310 с.

11. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

12. Дубасенюк О. А., Семенюк Т. В., Антонова О. £. Професшна подготовка майбутнього вчителя до педагопчно! дальности Монографiя. - Житомир: Житомир. держ. пед. ун-т, 2003. - 193 с.

13. Алексюк А. М. Педагопка вищо! освгги Укра1ни: Подручник для студенпв, асшранпв та викладачiв вищих навчальних закладiв. - К.: Либвдь, 1998. - 560 с.

14. Гура Л. М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Гура Л. М. - Иркутск, 1994.

- 209 с.

15. Ильин В. С. Целостный процесс формирования всестороннеразвитой гармоничной личности, егострое-ние Текст. / В. С. Ильин // Целостный подход в учебно-воспитательном процессе: сб. научн. тр. Волгоград: Изд. ВГПИ, 1984. - С. 3-26.

16. Хмелюк Р. И. Профессиональный отбор и первоначальная подготовка студентов в педагогических институтах: дис. ... докт. пед. наук: спец. 13.00.01 / Р. И. Хмелюк.

- О., 1971. - 515 с.

17. Колосова Н. М. Подготовка майбутшх вихователiв до педагопчно! подтримки дтгей дошкольного вшу. Автореф. дис. ... кандидата пед. наук. 13.00.04 - теорiя i методика професшно! освии - Ялта, 2012. - 19 с.

20. Нестеренко В. В. Подготовка майбутшх педагопв до виховання у дошкольников навичок здорового способу життя: автореф. дис. на здобуття наук ступеня канд. пед. наук: 13.00.04 «теорiя i методика професшно! освети». / Нестеренко Вштор1я Володимирiвна. - Одеса, 2003. - 20 с.

21. Жаровцева Т. Г. Теоретико-методичш засади подготовки фахiвцiв дошюльно! освiти до роботи з небла-гополучними сiм'ями: [монографiя] / Т. Г. Жаровцева. -Одеса: ПНЦ АПН Укра!ни - СВД М. П. Черкасов, 2006.

- 367 с.

22. Пошманська Т. I. Дошюльна педагопка: навчаль-ний поабник для студентiв вищих навчальних закладiв / Т. I. Пошманська. - К.: Академвидав, 2006. - 456 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE NATURE AND STRUCTURE OF VOCATIONAL TRAINING FUTURE EDUCATORS

© 2015

A.I. Chagovets, candidate of pedagogical sciences, professor of «Theory and a preschool education»

Public Enterprise «Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy» Kharkiv Regional Council,

Kharkiv (Ukraine)

Abstract. The article examines the nature and structure of the training of future teachers. Training is a system of training and organizational measures and can not be limited only by the formation of knowledge, skills, and should be focused on the personal development of the student. The effectiveness of the professional activity of the future teacher depends on the quality of its training, the level of professional knowledge and skills, a willingness to carry out professional activities. In the educational process of higher educational establishments is a transition from a mass-reproductive individual creative approach to education in general and training in particular. In the new didactic system the focus is on students' independent work, individual work with the student teacher. The system of professional training of future teachers is an integral complex of structural elements which are interconnected in certain connections and relations that interact with each other and form an integral unity. Multi-level training is aimed at improving and refining the programs of courses on pedagogy, history of pedagogy, the basics of pedagogical skill that contributes to meeting the educational, educational and qualification needs of the individual and society. Getting the maximum developmental effect of the pedagogical process due to its special construction technology, that is the creation of integrated didactic system.

Keywords: professional training, future teachers, higher education, early childhood education, pre-school students, the structure, pedagogical activity, higher teacher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.