Научная статья на тему 'Проблемы и опыт деятельности классногоруководителя по социальному воспитанию студентов будущих педагогов в воспитательном пространстве педагогического колледжа'

Проблемы и опыт деятельности классногоруководителя по социальному воспитанию студентов будущих педагогов в воспитательном пространстве педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CLASS TUTORSHIP / PROFESSIONAL UPBRINGING / PEDAGOGIC COLLEGE / UPBRINGING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Татьяна Николаевна

Обобщен опыт организации классного руководства в системе средних специальных учебных заведений, определены приоритетные задачи, направления и принципы деятельности классного руководителя педагогического колледжа по профессиональному воспитанию студентов будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of organizing class tutorship in the system of high professional schools is generalized, priority aims, fields and principles of the activity of class tutor of pedagogic college by social upbringing of students future pedagogues.

Текст научной работы на тему «Проблемы и опыт деятельности классногоруководителя по социальному воспитанию студентов будущих педагогов в воспитательном пространстве педагогического колледжа»

ный ресурс]. - Режим доступа: http:// liberte.newmail.ru/Books/Condorcet-0.html.

8. Овчинникова Е.А., МихайловаЛ.Б. Перипа-тические традиции в царскосельском Лицее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// anthropology.ru/ru/texts/ovchinn/educdial_49.html.

9. Осипов А.И. Искажения христианства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// azbyka.ru/nravstvennost i duhovnost/2g1-

аИ^Ыт! (дата обращения 10.05.2009).

10. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

11. Трескина О.В. Личностно ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2007. - 22 с.

УДК 371

Болотова Татьяна Николаевна

Вологодский педагогический колледж bolotova1985@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Обобщен опыт организации классного руководства в системе средних специальных учебных заведений, определены приоритетные задачи, направления и принципы деятельности классного руководителя педагогического колледжа по профессиональному воспитанию студентов — будущих педагогов.

Ключевые слова: классное руководство, профессиональное воспитание, педагогический колледж, воспитательная работа.

Педагогический колледж традиционно отличается большим воспитательным потенциалом в подготовке будущих специалистов системы образования. В образовательно-воспитательном процессе колледжа заложены устойчивые традиции формирования активной жизненной позиции студентов, системы ценностей, мировоззрения. Серьезное внимание уделяется поиску и разработке инновационных подходов к социальному воспитанию обучающейся молодежи, отвечающим актуальным требованиям социальной среды.

Классное руководство занимает ведущее место в воспитательной системе педагогического колледжа. Классный руководитель - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы со студентами колледжа. Деятельность классного руководителя в колледже является ключевым звеном воспитательной системы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к студентам. Классный руководитель обеспечивает непрерывный педагогический процесс на учебных занятиях и во внеучебной деятельности, организует воспитательную, социально-значимую, досуговую работу с группой, осуществляет педагогическое со-

провождение студентов. Классный руководитель

- педагог-профессионал, духовный посредник между личностью студента и окружающим его социумом в освоении им духовной культуры, накопленной человечеством; педагог, организующий в студенческом коллективе систему гуманистических отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности и создающий условия для социализации и саморазвития, в том числе и профессионального, студенческой молодежи. Воспитательная деятельность классного руководителя во многом направлена на формирование и становление личности студента как будущего педагога, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей, защите его интересов, формирование его ценностных ориентаций, культуры, духовности. Поэтому классному руководителю принадлежит ключевая роль в профессиональном воспитании студента - будущего педагога, - он организатор целенаправленного процесса, в котором будущий учитель выступает как субъект собственного саморазвития, самопознания, самовоспитания и самореализации, осуществляя присвоение духовно-нравственных и профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, литературе, психологии и педагогике».

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Болотова Т.Н., 2010

Опыт организации классного руководства в колледже показывает, что, преимущественно, основными направлениями работы классного руководителя являются следующие:

- организация взаимодействия с преподавателями колледжа (посещение учебных занятий с согласия преподавателя, организация и проведение малых педсоветов);

- работа с родителями (индивидуальные консультации с родителями, выступление на родительских собраниях, информирование об успеваемости, учебных проблемах студента);

- взаимодействие с различными службами и отделами (социально-психологической службой, отделом внеучебной работы, отделом практики, учебной частью, взаимодействие с медицинской службой и т.д.).

Специфика деятельности классного руководителя заключается в координации внешних воздействий, оказываемых на конкретного студента и группы в целом, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и внеучебной деятельности в группе. К сожалению, воспитательная деятельность классного руководителя во многом сводится к формальным воздействиям на студента и студенческую группу - контроль посещаемости, успеваемости, заполнение документации и т.д. На наш взгляд, преобладание такой стороны воспитательной деятельности классного руководителя будет малоэффективной. Кроме этого, серьезной проблемой на сегодняшний день для классного руководства в системе СПО становится и отсутствие административной поддержки, «вторичность» классного руководства, ограниченность времени для общения со студенческой группой в целом и индивидуально с каждым студентом. Это все приводит к формализации деятельности классного руководителя, отсутствию неформального общения с воспитанниками, совместной социально-значимой деятельности, реализации лишь контролирующей функции, когда воспитание, как главная составляющая деятельности классного руководителя отходит на второй план, первичным будет являться, как уже говорилось, контроль посещаемости и успеваемости, регламентация деятельности студентов, работа с текущей и отчетной документацией студентов: ведение личных дел студентов, ведение классного журнала, заполнение семестровых ведомостей по результатам экзаменацион-

ных сессий, ведение зачетных книжек, организация контроля за студенческими билетами.

Среди приоритетных направлений деятельности классного руководителя в педагогическом колледже мы выделяем следующие:

1. Организация работы по социальной защите студентов. Социальная защита как направление деятельности классного руководителя - это в первую очередь комплекс целенаправленных психологопедагогических мер, конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера, обеспечивающих оптимальное социальное развитие молодого человека и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.

2. Организация работы по формированию студенческого самоуправления в группе. Работа классного руководителя по формированию самоуправления группы, развитию социальной инициативы студентов включает в себя совместную со студентами по решению актуальных социальных проблем, творческие мероприятия, формирование коллектива, взаимодействие с органами самоуправления колледжа, активом группы.

На первом курсе обучения (обычно в начале учебного года) классный руководитель формирует актив группы - совет группы: старосту и организаторов различных дел. Совет группы - исполнительный орган, обеспечивающий связь со всеми органами самоуправления колледжа, организует социально значимую деятельность студентов, и в целом, обеспечивает управление всей деятельностью группы. Развитию самоуправления в группе способствует продуманное содержание воспитательной работы классного руководителя, творческая направленность деятельности, инициативность, обеспечение возможности участия в разнообразных воспитательных мероприятиях, проводимых как на уровне студенческой группы и колледжа, так и на городском и областном уровнях.

3. Профессиональное воспитание студенческой молодежи. Воспитательная деятельность классного руководителя во многом направлена на формирование и становление личности студента как будущего педагога, раскрытие его способностей и потенциальных возможностей, защите его интересов, формирование его ценностных ориентаций, культуры, духовности. Поэтому классному руководителю принадлежит ключевая роль в профессиональном воспитании студента -

будущего педагога, - он - организатор целенаправленного процесса, в котором будущий учитель выступает как субъект собственного саморазвития, самопознания, самовоспитания и самореализации, осуществляя присвоение духовно-нравственных и профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, литературе, психологии и педагогике» (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бон-даревская, Н.М. Борытко, М.А. Ларина) [2].

Классный руководитель, как педагог, имеющий большие возможности влияния на развитие личности студента, призван уделять особое внимание проблеме гуманистического воспитания, необходимости создания условий для формирования в нем высших духовных ценностей: человек, жизнь, природа, истина, добро, красота, счастье, свобода, труд и многие другие. И здесь главным является исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие духовно-нравственного чувства и мышления, обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека. Неисчерпаемая область духовно-нравственного совершенствования складывается, прежде всего, из самосовершенствования и совершенствования социально-нравственных отношений. Формирование духовно-нравственной культуры студентов, как главная составляющая воспитательной деятельности классного руководителя может рассматриваться в двух аспектах: 1) формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей студентов; 2) реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности.

Целью и результатом профессионального воспитания будущего учителя выступает ее профессиональная воспитанность. В ее основе, как отмечает А.В. Репринцев, лежит нравственно-эстетическое отношение личности будущего учителя к окружающей действительности, к реалиям повседневного профессионального бытия педагога. Нравственно-эстетическое отношение выражает меру духовного богатства будущего специалиста, степень его социальной активности, его установку на созидание красоты и добра, на принесение социальной пользы, отражает его спо-

собность тонко чувствовать и понимать мир, преобразовывать его «по законам красоты». С этой точки зрения, для будущего педагога чрезвычайно важна его устремленность к преобразованию, совершенствованию мира, и в первую очередь -человека будущего [3].

Кроме этого, в рамках профессионального воспитания студента - будущего педагога, как основой деятельности классного руководителя мы рассматриваем и формирование социально и профессионально-значимых качеств будущего педагога: социальная активность и мобильность, эмпатия, толерантность, конгруэнтность. Воспитательная деятельность классного руководителя во многом направлена на развитие умения у студентов управлять своим поведением, эмоциями, общением, и включает, прежде всего, когнитивный (осведомленность касательно вопросов толерантности, повышение психологической культуры), эмоционально-волевой (навыки эмоциональной саморегуляции, коммуникативные навыки, срессоустойчивость и конгруэнтность), поведенческий компоненты деятельности. Следовательно, задачи, которые стоят перед классным руководителем студенческой группы по формированию социально-значимых качеств, без которых невозможно осуществление педагогически целесообразной деятельности, можно определить следующим образом:

- формирование навыков ведения позитивного диалога;

- развитие способности к самоанализу и самопознанию;

- развитие эмоциональной устойчивости и гибкости;

- развитие способности к рефлексии;

- осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире;

- развитие социальной восприимчивости;

- обучение культуре толерантного поведения в гендерных отношениях;

- развитие чувства собственного достоинства;

- повышение социально-психологической компетентности.

К принципам воспитательной деятельности классного руководителя можно отнести следующие: высокий уровень духовно-нравственной культуры классного руководителя, отсутствие лишь формальной стороны его деятельности, способность классного руководителя к диалогу со студентами, а не монологу, наличие отноше-

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ний взаимоуважения и взаимоподдержки, социальная активность классного руководителя. И, кроме этого, необходимым принципом всей деятельности классного руководителя является включение студенческой молодежи в совместную социально-значимую деятельность, влияющая на формирование когнитивной и эмоциональной сфер студента:

- когнитивная сфера - формирование гражданских ценностей, обогащение духовно-нравственных, эстетических ориентаций и идеалов студенчества, расширение их историко-культурного кругозора и интересов;

- эмоциональная сфера - развитие эмоциональной отзывчивости, патриотических чувств, восприимчивости к нравственно-эстетическим явлениям окружающей действительности;

- деятельностно-практическая сфера - конкретный нравственный поступок, участие в социально-значимой деятельности.

Важным условием эффективной деятельности классного руководителя является разнообразие воспитательных форм и методов работы по профессиональному воспитанию студенческой молодежи. Традиционными формами воспитательной деятельности классного руководителя в педагогическом колледже являются: организация и проведение педагогических чтений («Семья в мире и мир в семье», «Мудрость семейного воспитания», «Культура родного края Вологодского», «В чем ценность труда учителя?»), классные часы (в форме диспутов, дискуссий, деловых и ролевых игр): «Я будущий педагог -каким я хочу быть?», «Мир спасется красотой», «Искусство быть учителем».

Неотъемлемой составляющей воспитательной деятельности классного руководителя является совместное со студентами посещение художественных выставок, филармонии, театра, музеев, творческих литературных вечеров, встреч с писателями и поэтами Вологодского края. Очень важно, чтобы такая работа классного руководителя не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час и другие формы воспитательной деятельности классного руководителя - это время совместного со студентами поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение

нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Формы воспитательной деятельности классного руководителя с коллективом студентов могут быть достаточно гибки, вариативны, но, самое главное в этой деятельности должно стать профессиональное воспитание студентов на основе развития их духовно-нравственной культуры - основой толерантного поведения личности. Поэтому, говоря о воспитательной роли классного руководителя, мы имеем в виду не формальное классное руководство, ориентированное на учет посещаемости и успеваемости каждого студента, а о его окультуривающей миссии, направленности его на формирование гуманности и толерантности, культуры личности в целом. К сожалению, на сегодняшний день, существует не мало проблем, касающихся не только организации классного руководства, но и самой воспитательной деятельности классного руководителя.

Таким образом, классный руководитель - не просто организатор воспитательной работы в студенческой группе, а посредник, наставник в процессе профессионального и личностного самоопределения. Важной задачей его деятельности становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания, обретения подлинного призвания. Акцент в воспитательной практике классного руководителя постепенно смещается с деятельности по формированию социально типичного в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития у него способности к самопознанию, самоопределению, самостроительству, самореализации, самоутверждению.

Библиографический список

1. Бредихин А.П. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008.

2. Коротких М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006.

3. РепринцевА.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.