Научная статья на тему 'Становление и развитие института классного руководства в России'

Становление и развитие института классного руководства в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7596
711
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ИНСТИТУТ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА / CLASS TEACHER / FORM MASTER / FORM MASTER ACTIVITIES / CLASS MANAGEMENT INSTITUTION / DEVELOPMENT OF CLASS MANAGEMENT INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корябкина Елена Викторовна

В статье раскрываются этапы становления и развития в России института классного руководства, обозначается специфика профессиональной деятельности классного руководителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the class management institution in Russia

The article examines the stages of development of school class management (form mastering) institution in Russia, shows the characteristics of form master's professional activities

Текст научной работы на тему «Становление и развитие института классного руководства в России»

История педагогической мысли И ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Корябкина

(Владивосток)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В РОССИИ

В статье раскрываются этапы становления и развития в России института классного руководства, обозначается специфика профессиональной деятельности классного руководителя

Задача инновационного развития страны предполагает ряд коренных изменений в разных сферах общественной жизни России, среди которых образованию отводится особое место. В современной образовательной практике активно используется воспитательный опыт, вводятся новые должности педагогических работников, профессиональная деятельность которых связана с тьюторством, фаси-литацией, модерацией. В этом процессе изменений особенно важно понимание их необходимости и ответственности, поскольку изменения должны быть преемственны с теми педагогическими традициями, которыми богата отечественная наука и практика. В этой связи особенно актуальным для педагогов, занимающихся воспитанием, становится обращение к истории профессиональной деятельности классного руководителя, вопросам становления и развития уникального педагогического явления - института классного руководства.

В своем исследовании мы опирались на работы по истории дореволюционной, советской, постсоветской школы (Н. К. Гончаров [2, 3], М. И. Рожков, Л. В. Байбородова [10]); нормативные документы в области образования [8]; диссертационные исследования К. В. Де-мушкиной [4] и Т. В. Казаковой [5], изучавших генезис института классного руководства в советской школе и специфику деятельности классного руководителя в этот период; учебные пособия и методические рекомендации

деятельности классного руководителя [1, 6, 7,

9, 10].

Изучение историко-педагогических, научных и методических источников позволяет нам утверждать, что генезис института классного руководства прошел этап становления и продолжает развиваться.

Исследователи деятельности классного руководителя на разных этапах развития отечественного образования отмечают, что институт классного руководства в России берет свое начало с XIX века, когда в учебных заведениях вводится новая должность комнатного надзирателя. Министерство народного просвещения в 1813 году издает постановление об организации при пансионах института комнатных надзирателей, главной обязанностью которых становится «всяческое направление нравов и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества» [4]. Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя были достаточно высокими: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким) и главное - необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение. Непосредственными обязанностями комнатных надзирателей были наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой. Комнатные надзиратели имели общий с воспитанниками стол, ночевали по очереди в комнатах, где спали воспитанники, посещали занятия в классах. Целью наблюдения за воспи-

танниками было исправление ошибок «против языка, приличий и вкусов», ведь поведение учащихся должно было соответствовать нормам поведения русского дворянина [2, с. 121]. Надзирателю рекомендовалось не использовать «драконовские методы», а прежде всего тщательно изучать каждого воспитанника, его наклонности и способности, поведение и характер. Педагог должен был помогать учащимся в подготовке уроков, занимать свободное время воспитанников, следить за тем, чтобы учащиеся не поддавались дурному влиянию. Большое внимание комнатный надзиратель должен был уделять внеклассному чтению, тщательно проверяя книги, которые читали воспитанники [4].

Таким образом, можно зафиксировать главную функцию деятельности комнатного надзирателя - надзорно - контролирующую -контроль за соблюдением требований образовательного учреждения, надзор за учащимися в образовательном учреждении.

Несколько позже в гимназиях для осуществления внешнего надзора за воспитанниками вводится штат классных надзирателей (воспитателей). В «Замечаниях на проект общего плана устройства народных училищ» (1862 г.) большое внимание обращается на организацию и содержание воспитательной работы, проводимой классными надзирателями. Вместо названия «надзиратель» рекомендовано использовать «воспитатель» [3]. Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более 6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руково-дствовании воспитанием вне класса» [2, с. 123]. Деятельность классного надзирателя все еще носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время.

Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях - классные дамы) [3]. Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера. Классный наставник был призван следить за развитием каждого ребенка, используя в своей деятельности индивидуальный подход. В этой связи в его обязанности входила тесная связь с

семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль за другими преподавателями по проверке всех письменных работ учащихся, работа с отстающими детьми [4].

Таким образом, к концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя - воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.

Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства. Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой не только учебные и воспитательные, но и идеологические задачи. В «Положении об единой трудовой школе РСФСР», в «Основных принципах единой трудовой школы» большое внимание уделялось развитию активности, самодеятельности учащихся, ставилась задача преодолеть муштру старой школы, разобщенность и противостояние ученических и педагогических коллективов [8]. Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся. В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами (хотя до 1923 г. в школе существовало оплачиваемое классное наставничество) [4, с. 68]. Ведущими задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль за посещаемостью, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения».

Таким образом, этап становления института классного руководства представлен периодами: дореволюционным (1813-1917 гг.) и послереволюционным (1917-1934 гг.), в которые устанавливаются особенности этой педагогической деятельности, формируются требования к профессионально - личност-

ным качествам педагога-воспитателя, закрепляются главные направления деятельности: взаимодействие с учащимися, с родителями, с педагогическими работниками.

Дальнейшее развитие института классного руководства связано непосредственно с профессиональной деятельностью классного руководителя - педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития ребенка в классном коллективе.

Довоенный период (1934-1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя, незначительно изменившихся в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени : организация систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями [8].

В военный период (1941-1945 гг.) роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи

фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах, сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Нар-компроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплины [8]. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружений [4, с. 104]. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали. По-другому развивалась ситуация в школах в тылу: реа-

лизовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором общественно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в воспитательной работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования [4, с. 107108]. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции, связанные с родительской поддержкой и защитой учащихся.

Активизация деятельности института классного руководства происходит в послевоенный период (1945-1958 гг.). В 1947 г. принимается Положение о классном руководителе, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию учащихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив» [4, с. 114]. Появляются новые обязанности: мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно-полезного труда, участия в заседаниях советов и сборах пионерского отряда (комсомольской группы), проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом) [4, с. 114]. Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций, в руководстве семейным воспитанием, постоянной помощи родителям. Основные формы работы классного руководителя -профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах. Классный руководитель должен повышать свою квалификацию, обмениваться опытом, принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей, семинаров [5]. Получили распространение различные формы методической работы с классными руководителями: индивидуальные беседы с директором школы, совещания классных руководителей параллельных классов, взаимное посещение

классных воспитательных мероприятий, внутришкольные педагогические конференции по классному руководству [5]. Главным объектом воспитательной деятельности классного руководителя являлся классный коллектив. Следовательно, основная задача -организация класса в коллектив. Большое внимание классные руководители уделяли работе с родителями. Широкое распространение получили такие формы работы, как педагогическое просвещение, родительские конференции, обмен опытом между родителями, родительские собрания, работа с родительским активом [4, с. 116-117]. Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаимодействиях с каждым субъектом образовательного процесса. Получают распространение разные формы воспитательной деятельности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.

Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в доперестроечный период (1958-1984 гг.), который характеризуется многообразием и вариативностью воспитательных форм работы классного руководителя, таких как: организация кружковой деятельности, общественной работы микрорайона, изучение символики СССР, интернациональное воспитание, краеведческая, экологическая и экономическая работа, работа по ориентации учащихся на рабочие профессии, общественно-полезный труд и профориентация, культурное развитие школьников, укрепление здоровья, воспитание идейной убежденности. Складывается система работы классного руководителя, содержащая разные направления деятельности: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, интернациональное, спортивно-оздоровительное, театрально-художественное, туристско-краеведческое и т.д. Активизируется система методической помощи и поддержки классного руководства, обобщается и распространяется передовой воспитательный опыт [5]. Таким образом, можно утверждать, что к концу данного периода деятельность классного руководителя полностью оформилась в определенную воспитательную систему, приобрела вариативный ха-

рактер, стала содержать не только традиционный, но и инновационный компоненты.

Перестроечный этап развития института классного руководства (1985-1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение форм деятельности классного руководителя [9, с. 5-7]. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономическим и политическим реформированием всех сфер жизни России, изменением социокультурной жизни, социальным расслоением, снижением жизненного уровня большинства семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушение сложившихся нравственно - этических норм и традиций семейного уклада. Все это сопровождается резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, и в результате - отчужденность детей от родителей, жестокость, насилие, рост социального сиротства, различные формы асоциального поведения. Педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов отмечается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении детей, ухудшение здоровья, неврозы, проявление агрессивности, рост числа безнадзорных и беспризорных детей, необучающихся и неработающих подростков и юношества [9]. Среди лиц, совершающих преступления, увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков, растет наркомания, детская проституция. В этих условиях классный руководитель порой оказывается единственным человеком, который может помочь ребенку. Поэтому нередко классные руководители берут на себя родительские функции, функцию социальной защиты и поддержки ребенка.

Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, апробация деятельности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской и региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991-2001 гг.). Возникает необходимость учета в воспитательной деятельности целого ряда изменившихся социальных условий: ан-тивоспитательного воздействия средств массовой информации, возрастания роли этнического фактора, формирования новой религиозной ситуации, распада пионерской и комсомольской организаций и др. Все эти измене-

ния объективно требовали переосмысления принципов, целей и задач, содержания и методов организации воспитания в школе. В 1998 г. Министерство образования России рекомендовало органам управления образованием включить в штатное расписание ОУ должности педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и классных воспитателей (освобожденных классных руководителей) [1, 10]. Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 гг.», методическими рекомендациями, новой методологией воспитания. Классные руководители и классные воспитатели активно используют передовой воспитательный опыт. Одной из главных функций классного руководителя становится координационная, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.

Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования [6]. В этот период (2001-2010 гг.), с одной стороны осуществляется четкое нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе (каждое образовательное учреждение разработало должностные обязанности классного руководителя, положение о классном руководстве и др.), поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение. С другой стороны в образовательных уч-

реждениях происходит сокращение штатов педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных руководителей. Классный руководитель становится единственным педагогом, способным помочь ребенку и его родителям. В то же время к деятельности классного руководителя наблюдается повышение требований: системности воспитательного процесса в классе, проектно - программных механизмов деятельности, применения современных воспитательных технологий, результативности деятельности. Таким образом, период модернизации, с одной стороны, нормативно поддержал классного руководителя, с другой стороны поставил его в ситуацию персональной ответственности за результаты воспитания [7].

Современный этап развития института классного руководства связан с изменением деятельности классного руководителя в связи с переходом на новые стандарты образования. Особенностью ФГОС является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации учащихся и других документах стандарта. Классный руководитель остается главным организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя.

Литература

1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

2. Гончаров Н. К. Из истории русской школы // Советская педагогика. - 1938. - № 6. - С. 120-137.

3. Гончаров Н. К. Роль классного руководителя в воспитательной работе школы // Сов. педагогика. - 1937. - №4. - С. 40-49.

4. Демушкина К. В. Развитие института классного руководства в советской школе (1917 - 1984) : дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2005. - 188 с.

5. Казакова Т. В. Повышение квалификации классного руководителя в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 16 с.

6. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2010 года. - М.: АПКиППРО, 2002. - 26 с.

7. Корябкина Е. В. Проблемы классного руководства в современных условиях отечественного образования // Материалы Всероссийской научно - практической конференции «Педагог XXI века: профессиональное становление и развитие». - Кемерово, 2010. - С. 304 - 306.

8. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. докум. 1917 - 1973 гг. / сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. - 560 с.

9. Работа классного руководителя : методич. пособие / под ред. Е. А. Слепенковой. - М.: АРКТИ, 2005. - 168 с.

10. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

---------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.