Научная статья на тему 'Критерии инновационности в работе классного руководителя и условия их актуализации'

Критерии инновационности в работе классного руководителя и условия их актуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ / TRADITION AND INNOVATION IN EDUCATION CONTEST OF PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS CLASSROOM TEACHERS / THE CRITERIA OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С. В., Черных Е. В.

Традиции и инновации в воспитании являются предметом научно-педагогической обсуждения. Педагогическое творчество воспитателя предполагает включённость в инновационные процессы. Конкурс педагогических достижений классных руководителей является условием актуализации критериев инновационности деятельности классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова С. В., Черных Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF INNOVATION IN THE WORK OF THE CLASS TEACHER AND THE CONDITIONS OF ThEiR ACTUALIZATION

Traditions and innovations in education are the subject of scientific-pedagogical discussion. Pedagogical creativity teacher assumes involvement in innovative processes. Competition of pedagogical achievements of classroom teachers is the condition for the actualization of the criteria of innovation activity of the class teacher.

Текст научной работы на тему «Критерии инновационности в работе классного руководителя и условия их актуализации»

Библиографический список

1. Богачева, Е.А. Качество жизни учащейся молодежи в сфере профессионального образования // TOUR-XXI: модернизация образования в туризме и академическая мобильность - международный опыт: материалы Международной научно-практич. конф. с элементами научной школы для молодёжи (г. Астрахань, 1-2 ноября 2011 г) / сост. В.М. Зарипова. - Астрахань, 2011. - Т. 2.

2. Богачева, Е.А. Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов // Вестник Костромского государственного ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. - Т. 18.

3. Богачева, Е.А. Принципы оптимизации качества жизни студентов // Известия Саратовского гос. ун-та. - 2012. - Т. 1. - Сер. Акмеология образования. Психология развития. - Вып. 3.

Bibliography

1. Bogacheva, E.A. Kachestvo zhizni uchatheyjsya molodezhi v sfere professionaljnogo obrazovaniya // TOUR-XXI: modernizaciya obrazovaniya v turizme i akademicheskaya mobiljnostj - mezhdunarodnihyj opiht: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. s ehlementami nauchnoyj shkolih dlya molodyozhi (g. Astrakhanj, 1-2 noyabrya 2011 g.) / sost. V.M. Zaripova. - Astrakhanj, 2011. - T. 2.

2. Bogacheva, E.A. Pedagogicheskiyj kontekst optimizacii kachestva zhizni studentov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo un-ta im. N.A. Nekrasova. - 2012. - № 1. - T. 18.

3. Bogacheva, E.A. Principih optimizacii kachestva zhizni studentov // Izvestiya Saratovskogo gos. un-ta. - 2012. - T. 1. - Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. - Vihp. 3.

Статья поступила в редакцию 16.11.12

УДК 37.012

Ivanova S.V., Chernykh E.V. CRITERIA OF INNOVATION IN THE WORK OF THE CLASS TEACHER AND THE CONDITIONS OF THEIR ACTUALIZATION. Traditions and innovations in education are the subject of scientific-pedagogical discussion. Pedagogical creativity teacher assumes involvement in innovative processes. Competition of pedagogical achievements of classroom teachers is the condition for the actualization of the criteria of innovation activity of the class teacher.

Key words: tradition and innovation in education contest of professional achievements classroom teachers, the criteria of innovation.

С.В. Иванова, канд. пед наук, с.н.с. лаборатории инноватики и управления в педагогическом образовании Федерального гос. научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail [email protected]; Е.В. Черных, методист по работе со школами Дворца творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УСЛОВИЯ ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ

Традиции и инновации в воспитании являются предметом научно-педагогической обсуждения. Педагогическое творчество воспитателя предполагает включённость в инновационные процессы. Конкурс педагогических достижений классных руководителей является условием актуализации критериев инновационности деятельности классного руководителя.

Ключевые слова: традиции и инновации в воспитании, конкурс профессиональных достижений классных руководителей, критерии инновационности.

Современные требования к аттестации педагога на квали-фикационною категорию ставят на первые позиции в основном его деятельность по преподаваемому предмету. В то же время общество ждёт от школы, прежде всего, обеспечения качества воспитания, которое становится сегодня не просто показателем эффективности работы школы, но и в широком смысле - фактором национальной безопасности, так как именно от качества населения страны зависит её дальнейшее развитие и конкурентоспособность в мировом пространстве.

Современной образовательной политикой России предусматривается занятость детей учебным процессом и внешкольной работой, дополнительным образованием. Предполагается, что такая занятость детей гарантирует их нравственное становление и освоение ими непреходящих общечеловеческих ценностей. Между тем, атаки негатива современного социума и СМИ на неокрепшие умы и души подвергают растущего человека серьёзной опасности необратимой нравственной деградации: патологического безразличия, потребительской позиции, неоправданной жестокости, обращению к различного рода психологическим и химическим зависимостям и др. В реальной практике классному руководителю необходим инновационный поиск способов решения проблем воспитания в классе.

Подготовка будущего педагога в современных педагогических вузах к решению нравственных проблем основывается, прежде всего, на изучении традиционных методик воспитания. В реалиях современной школы проблема соотношения традиций и инноваций в воспитании остаётся довольно острой, тем более для того педагога, кто занимается воспитанием в рамках долж-

ностного поручения классного руководителя. Стремительное изменение социальных заказов, нарушение преемственности в воспитании предыдущих и последующих поколений, отсутствие национальной идеи, подкреплённое запретом Конституции РФ на официальную идеологию [1] - всё это заставляет каждого педагога и профессиональное сообщество классных руководителей регулярно переосмысливать актуальные нравственные основы воспитания и затем - обновлять технологии воспитания.

Итак, динамичность процессов трансформации приоритетов воспитания связана с изменчивостью социума. Это вызвано, прежде всего, естественной направленностью процессов от старого к новому, что согласуется с действием закона отрицания отрицания (Гегель) и находит отражение во взаимосвязи трёх циклов изменения объектов («тезис» - исходное состояние, «антитезис» - первое отрицание, «синтез» - второе отрицание, отрицание отрицания). Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Согласно законам диалектики образуется спираль развития действительности, которая, обнаруживая в себе очередное противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание. Далее обнаруженное противоречие разрешается и приобретает на каждой из новых стадий всё более усложнённый и прогрессивный смысл. В общем итоге новое не уничтожает старое напрочь, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. Таким образом, двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего разви-

тия действительности [2]. В силу действия этого закона происходит замена традиций инновациями и затем - замена синтезом всего того наилучшего, что было осмыслено в старом и в новом (в рассматриваемом нами контексте - в процессах воспитания). Однако, согласимся с Е.Ф. Солоповым в том, что реальные процессы развития не следует подгонять под эту троичную схему хотя бы потому, что каждое новшество может было заменено в своё время более чем одним отрицанием [3]. В реалиях социума это выражается в поиске новых нравственных ориентиров, подчас актуализирующих традиционные.

В практическом смысле обращение к критериям инноваци-онности обусловлено потребностью в обновлении и прогнозировании способов отслеживания эффективности и качества воспитательной деятельности педагога. Более того, Г. В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева считают инновационность одним из принципов современной педагогики [4]. Указанные авторы, проанализировав работы В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абуль-хановой-Славской Ю. Вооглайд, Б. Мор, И. Перлаки, Э. Роджер-си, С.Л. Рубинштейна и А.Л. Леонтьева и др., выявили, что доминирующей аксиологической функцией в системе педагогических ценностей служат цели профессионально-педагогической деятельности. Именно они выступают детерминантом новаторской деятельности учителя, а судьба инноваций напрямую зависит от становления субъектности педагога, так как «личность учителя и его мировоззренческие установки являются непосредственным содержанием образования» (А.О. Зоткин). Нам близки выводы авторов о том, что есть три обязательных условия для освоения любой педагогической инновации - это: понимание, рефлексия и личностная подготовленность [5]. Актуализацию этих условий создают региональные конкурсы профессионального мастерства классных руководителей. В ходе таких конкурсов профессионально педагогическое сообщество и каждый учитель на коллективном и личностном уровне включаются в указанные процессы. Г.П. Щедровицкий М.В. Кларин также подчёркивали значение личностной подготовленности педагога к нововведениям, а Л.С. Подымова и В.А. Сластенин считают это качество системообразующим и креативным фактором профессионально-технологической культуры педагога. В понятие «личностная подготовленность» указанные авторы включают опыт участия в групповом взаимодействии паритетного типа (то есть умения и навыки диалогового общения) и творческую активность» [6]. Кроме этих компонентов, в структуру личностной подготовленности включается также ориентация на достижение успеха, наличие у педагога интереса к саморазвитию и самореализации; понимание своего профессионального предназначения, ряд акмеологических качеств.

В.Н. Максимова считает, что инновационность деятельности педагога повышается в процессе акмеологического образования, ориентированного на инновационное развитие практики. В результате такого образования происходит акмеологи-ческое развитие внутреннего мира педагога, формируется ак-меологическая позиция личности педагога, его стремление к повышению качества образования [7, с. 184]. Полагаем, что в ходе конкурсов классных руководителей происходят аналогичные процессы: конкурс представляет собой этап неформального педагогического образования, в ходе которого педагоги совершенствуют своё мастерство, соревнуясь и обмениваясь опытом с коллегами или перенося полученные идеи в практику воспитания.

Говоря о целеполагании в педагогической деятельности, И.С. Сергеев выделяет цели, которые можно назвать целями совершенствования и развития, и делит их на три группы:

1) цели, выведенные из социального заказа,

2) цели, выявленные из анализа деятельности успешных учителей или школ,

3) цели, ставшие продуктом интуитивного видения идеального результата самим учителем.

Первые две цели могут быть противоречивы и изменчивы, а собственная цель педагога представляет собой ориентир в самосовершенствовании, к которому он будет стремиться [8, с. 298]. В этом же ключе, рассуждая о современном значении инновационных процессов, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Ши-янов подчёркивают необходимость включения педагогов в инновационную деятельность, подразумевающую процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств. Соответственно и роль педагога в этом процессе может быть выражена в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций [9, с. 234]. Условия для включения в эти роли актуализирует конкурс классных руководителей. В процессе реализации этапов конкурса наблюдается активность инноваци-

онного поиска не только среди конкурсантов, но и среди коллег, проявивших информационный интерес к конкурсу. Настоящей копилкой идей и технологий становится методический сборник, выпускаемый по итогам сбора лучших методических разработок участников. В дальнейшем этот инновационный продукт служит фактором инициализации инновационных процессов в практике воспитания.

Инновационность в деятельности педагога на практике определятся по критериям аттестации при предъявлении так называемых инновационных продуктов. Между тем наличие таких продуктов, т.е. измерение инновационной активности в воспитательной деятельности только лишь количеством рекомендаций и выпущенных методических пособий, представляется неадекватным задачам современного воспитания. Между тем, содействие ребёнку в осознании жизненных ценностей, помощь в самоопределении жизненного выбора, решение конкретных социальных и коммуникативных проблем в рамках реализации индивидуального воспитательного маршрута - это всё остаётся вне поля отслеживания эффективности работы воспитателя, хотя именно эти направления и является жизненно важными для растущего человека. Более того, на многочисленных педагогических форумах отмечается, что наиболее значимые воспитательные эффекты проявляются в периоды времени, выходящие за сроки школьного обучения.

В плане включённости в инновационные процессы для педагогического работника важным представляется участие в деятельности педагогического сообщества по рефлексии достижений и исканий коллективной педагогической мысли. Отчасти это находит отражение в таком аттестационном показателе, как «Степень активности инновационной деятельности учителя: уровень участия учителя в инновационной деятельности образовательного учреждения: единственный автор инновации, член авторской группы, участник внедрения инновации». Однако эти критерии относятся в основном к предметной деятельности педагога. Обзор официальных сайтов образовательных учреждений регионов России (Воронежа, Пензенской области, Калужской области и др.) показывает, что в образовательных учреждениях ведутся самостоятельные поиски критериев инновационности в деятельности классного руководителя. Так, такими критериями определены для классного руководителя в колледже: непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием обучающихся; содействуие созданию оптимальных условий для формирования каждой личности; организация взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил; вносение классным руководителем необходимых коррективов в воспитательный процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей обучающихся; помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей обучающихся в разнообразные коммуникативные ситуации; работа над созданием коллектива группы как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого студента.

Говоря о критериях результативности работы классного руководителя, в других случаях выделяют два уровня взаимосвязанных между собой критериев: критерии процесса и критерии результативности. Критерии процесса оценивают, что сделано: какие мероприятия и коллективно-творческие дела проведены, их целесообразность, актуальность и общественная активность. Критерии результата оценивают - как сделано: педагогические условия, возможности для самореализации, рефлексия. Особенность деятельности классного руководителя заключается в том, что он одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить пред собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей. Эффективным считается такой труд классного руководителя, в котором высокие результаты или показатели имеют как процессуальные, так и результативные показатели. А самое главное являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношение.

Следующий пример показывает способ отслеживания ин-новационности в работе классного руководителя по проявлению в его деятельности следующих ролей 1. «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс; 2. «Проводник по Стране знаний», создающий условия' развития познавательного интереса и желания учиться: 3. «Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих, конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в классе; 4. «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учеб-

но-воспитательный процесс; 5. «Социальный педагог», - создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни; 6. «Старший товарищ», - формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности); 7. «Фаси-литатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).

В следующем случае отбора критериев в структуру самоанализа деятельности классного руководителя включается показатели проведения исследований и публикации его результатов (при анализе научного аспекта деятельности). В прикладном аспекте важным показателем является проведение открытых мероприятий (или совместных в параллели, посещение мероприятий коллег, участие в подготовке и проведении практических и теоретических семинаров, творческих отчётов.

Актуальным критерием инновационности в работе классного руководителя, на наш взгляд, является поиск способов воспитания в мультукультурном обществе, что отражает межкультурную компетентность педагога. Это требует для педагогов стран СНГ применения гуманитарного подхода и рефлексивных технологий [10]. Способы освоения мужкультурных коммуникаций, работа с детьми-инофонами являются инновационными в работе классного руководителя, особенно в тех школах, где доля детей разных культур и конфессий составляет более 30%. Такое явление наблюдается теперь по всей России в силу миграционных и демографических процессов. Отражение решения этих проблем в индивидуальном воспитательном маршруте ученика класса может иметь место при оценивании и самооценке деятельности классного руководителя.

В положении об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками ГОУ говорится о том, что «...воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства». Основными задачами воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, активной и здоровой жизненной позиции, толерантности, способности к успешной социализации и адаптации в обществе. Как отмечает Н.Д. Никандров, «в хорошо организованной и спланированной воспитательной работе слово - не единственный инструмент. Важным является включение в дело, в специально организованную систему дел, которые воспитывают. Но именно этого сейчас во многом и не хватает» [11, с. 12]. Организовать систему таких дел и проектов с учётом состава класса, его проблем и пожеланий родителей и администрации - задача творчески работающего классного руководителя.

В целях содействия классному руководителю в Колпинском районе Санкт-Петербурга было организовано и вот уже на протяжении 6 лет работает районное методическое объединение, в котором председатели школьных методических объединений и классные руководители получают актуальную информацию, обучаются на тематических семинарах, координируют работу классных руководителей в своих образовательных учреждениях. Основной целью работы районного методического объединения (РМО) классных руководителей является развитие профессионального потенциала педагогов. Успешность её реализации зависит от выполнения поставленных задач: оказание методической помощи классным руководителям; организация работы по профилактике ассоциальных проявлений в ОУ; организация и проведение профессиональных конкурсов; изучение и оценка результативности воспитательной деятельности в районе; обобщение и распространение опыта воспитательной деятельности классных руководителей.

Для выполнения этих задач удалось скоординировать работу с классными руководителями по нескольким направлениям. Представим их.

1. Обучение: проведение РМО классных руководителей; проведение мастер-классов; выездные обучающие семинары; ежегодное проведение психологического тренинга для классных руководителей «Наведение мостов»; курсы повышения квалификации АППО на базе Дворца творчества детей и молодёжи Колпинсткого района Санкт-Петербурга.

2. Информационно-методическая деятельность: тематические выставки, работа с нормативными документами; издание методического сборника по итогам конкурса; создание методического сборника на электронном носителе; подготовка и отправка методических разработок воспитательных социокультурных мероприятий классных руководителей в педагогические издания.

3. Методическое сопровождение: индивидуальные и групповые консультации; Сопровождение участников конкурса «Са-

мый классный классный»; Курирование школ с целью оказания методической помощи; обеспечение классных руководителей методическими материалами.

4. Организационная деятельность: проведение районного конкурса для классных руководителей «Самый классный классный»; участие в районных и городских мероприятиях: конференциях, выставках методической продукции, семинарах, круглых столах; сотрудничество с библиотеками, учреждениями дополнительного образования, центрами психолого-педагогической реабилитации и коррекции, музеями.

5. Аналитическая деятельность: подведение итогов работы школьных методических объеденений классных руководителей; круглый стол по итогам районного конкурса «Самый классный -классный!»; анализ и обобщение опыта воспитательной деятельности классных руководителей района; получение обратной связи в виде методических разработок воспитательных мероприятий и программ воспитательной работы в классе; представление опыта на районном и городском уровнях.

В целях обобщения опыта воспитательной деятельности классных руководителей и его распространения в Колпинском районе Санкт-Петербурга был организован и на протяжении пяти лет проводится конкурс для классных руководителей «Самый классный - классный!». В свете решения задач воспитания в современных реалиях конкурс позволяет классному руководителю в условиях индивидуально-коллективного творчества нарабатывать, совершенствовать, осмысливать, представлять для рефлексии и в дальнейшем - использовать инновационные и традиционные технологии в практике воспитания.

Форма конкурса позволяет систематизировать и предъявить свою деятельность каждому классному руководителю во всём многообразии, независимо от типа школы, в которой классный руководитель трудится. Положение конкурса составлено таким образом, что все участники проходят от начала и до конца конкурсного марафона. При этом условия конкурса не предусматривают выбывание участника, поскольку основная цель - это не победа, а представление своего опыта.

Конкурс классных руководителей «Самый классный - классный!» включён в районный конкурс педагогических достижений в номинации «Лучший классный руководитель». Начинается он с сентября. Каждое ОУ подаёт заявку в оргкомитет конкурса об участии. Участвовать в конкурсе могут классные руководители, воспитатели ГПД и специальных школ, имеющие педагогический стаж не менее 3-х лет. Особенность конкурса «Самый классный - классный!» состоит в том, что проводится он в течение всего учебного года по номинациям: 1. Самопрезентация, 2. Открытые воспитательные мероприятия, 3. Конкурс методических материалов. И, наконец, подведение итогов происходит на круглом столе.

Каждый участник конкурса проходит все его этапы, ещё раз подчеркнём - выбывания нет! Это сделано для того, чтобы на различных уровнях - от администрации образования, коллег, детей и родителей - иметь возможность увидеть работу классного руководителя во всём многообразии и, соответственно, оценить не одно воспитательное мероприятие, а деятельность в целом. К тому же, всё делается для того, чтобы классные руководители чувствовали себя психологически комфортно в течение всего года работы в конкурсе. Ещё один плюс в таком проведении состоит в том, что любой из конкурсантов может посетить воспитательные мероприятия своих коллег и ознакомиться с их методическими материалами, представленными на конкурс. Дойдя до финала, каждый классный руководитель набирает определённое количество баллов. Набравшие наибольшее количество баллов во всех номинациях, становятся победителями районного конкурса, награждаются грамотами и выдвигаются на участие в городском конкурсе «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга». Другие участники конкурса награждаются уже по номинациям и получают грамоты за участие. Итоги конкурса подводятся в конце года на круглом столе, где каждый участник анализирует свою работу и работу коллег, делится впечатлениями и планами на будущее. Завершает работу настоящий праздник закрытия с награждением победителей.

Итогом работы за год становится издание методического сборника «Самый классный - классный!», в котором помещаются работы каждого из участников. И на очередном открытии конкурса каждый участник предыдущего конкурса получает в подарок сборник методических материалов. Каждое образовательное учреждение района также получает в подарок такой сборник для воспитательной службы ОУ. В него включаются нормативные документы, методические разработки воспитательных социокультурных мероприятий участников конкурса. Идеи, заложенные в материалах сборника, способствуют появлению

потребности у других педагогов отрефлексировать свои возможности, что в конечном итоге содействует развитию профессионального мастерства педагогов. И как наглядное подтверждение этому - за 5 лет в конкурсе приняли участие 98 педагогов из 25 ОУ района.

Работа конкурса на протяжении всего времени освещается в районных газетах и на Колпинском телевидении. Благодаря этому сотрудничеству, о конкурсе и о работе своих классных руководителях знают в районе. К районной общественности приходит понимание того, что школа - это не только место, где ребёнок получает знания, умения, навыки. Школа - это пространство и время его бытия. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху - оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности. Именно в этом пространстве и реализует свою деятельность классный руководитель, основываясь на «Принципе 4 Т»: творчество, терпение, труд, талант!

В процессе работы конкурса районная методическая служба опорного центра по воспитательной работе со школами сделала выводы об общей подготовке классных руководителей и готовности их к воспитательной деятельности. Стало понятно, в чём испытывают трудности классные руководители как воспитатели. В результате анализа этой деятельности возникли предложения, которые в дальнейшем будут учтены в обучающих мастер-классах, проведение которых обеспечат победители конкурса. В целом по социальному аспекту методического сопровождения воспитательной работы педагогов можно сделать следующие выводы.

1. Системная организация социально-профессионального пространства района позволяет классному руководителю независимо от специфики образовательного учреждения проявить себя в творческом профессиональном плане, что повышает его статус в глазах коллег, учеников и родителей.

2. В ходе проведения конкурсов и мероприятий методического сопровождения удалось спроектировать ряд воспитательных дел, совместная деятельность по реализации которых способствует формированию толерантности и социальной ответственности у школьников из различных по дифференциации образовательных учреждений (в том числе и из детского дома-школы).

Библиографический список

Таким образом, включение педагогов социально-образовательных учреждений в единое профессиональное пространство по воспитательной работе приводит к взаимообогащению опыта воспитателей учреждений различных типов, а также условия конкурса позволили выявить актуальные критерии инновацион-ности в воспитательной работе классного руководителя:

1. Содействие освоению воспитанниками общекультурных и профессиональных компетентностей будущей профессии в ходе реализации индивидуального воспитательного маршрута.

2. Создание условия для сопровождения приобщения воспитанника к ведущей приемлемой для него концепции нравственного самосовершенствования (религиозной или светской).

3. Своевременное выявление проблем и перспективных направлений воспитания личности школьника, сопровождение его в процессе воспитания и самовоспитания, отслеживание динамики воспитания в ходе реализации воспитательного маршрута.

4. Организация приобретения школьником опыта социального взаимодействия, отслеживание процесса социального воспитания в ходе индивидуального воспитательного маршрута.

5. Участие в коллективной мысли в ходе педагогических форумов и конкурсов, распространение педагогической позиции средствами ИКТ.

В результате коллективной рефлексии [12], являющейся одним из этапов конкурса классных руководителей, эмпирическим путём удалось выявить риски реализации принципа инно-вационности:

1) нехватка времени - включение фактора антропологической повседневности в реализацию планов воспитательной работы;

2) неверный выбор инновационной альтернативы традиционному воспитанию;

3) неадекватность реакции на нововведение администрации, социума, педагогического сообщества;

4) формализация процедур и процесса оценивания воспитательной работы с учётом критериев инновационности.

В свою очередь, способность нивелирования рисков при внедрении инноваций также можно отнести к критериям инно-вацонности в работе классного руководителя.

1. Конституция РФ. Статья.13, п.1, 2, 3

2. Нюхтилин, В. Очерки по философии [Э/р]. - Р/д: http://www.i-po.ru/shpory/filosofiya/ filosofiya32.html

3. Солопов, Е.Ф. Сущность философии. Наука о всеобщем в его отношении к обществу и мышлению. - М., 2012.

4. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева [Э/р]. - Р/д: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1_4.html

5. Лаврентьев, Г.В. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева // Вестник алтайской науки. - Барнаул, 2000. - № 1.

6. Сластенин, В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997.

7. Максимова, В.Н. Акмеологический подход в педагогике: монография. - СПб., 2007.

8. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. - СПб., 2004.

9. Сластёнин, В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластёнина. - М., 2003. - Ч. 2.

10. Владимирова, С.С. Методологические проблемы исследования межкультурной компетенции педагога в условиях социальных перемен // Педагогическое образование в государствах-участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч. статей / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб., 2012.

11. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: сборник материалов Международной научно-практич. конф. - М., 2012. - Т.1 [Э/р]. - Р/д: http://www.niisv.ru/userfiles/file/8F.pdf

12. Кривых, С.В. Социальная рефлексия в основе социального взаимодействия // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы Международной научно-практич. конф. / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб., 2011.

Bibliography

1. Konstituciya RF. Statjya.13, p.1, 2, 3

2. Nyukhtilin, V. Ocherki po filosofii [Eh/r]. - R/d: http://www.i-po.ru/shpory/filosofiya/ filosofiya32.html

3. Solopov, E.F. Suthnostj filosofii. Nauka o vseobthem v ego otnoshenii k obthestvu i mihshleniyu. - M., 2012.

4. Lavrentjev, G.V. Innovacionnihe obuchayuthie tekhnologii v professionaljnoyj podgotovke specialistov / G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva [Eh/r]. - R/d: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1_4.html

5. Lavrentjev, G.V. Pedagogicheskaya kompetentnostj prepodavatelya kak uslovie vnedreniya obrazovateljnihkh innovaciyj / G.V. Lavrentjev, N.B. Lavrentjeva // Vestnik altayjskoyj nauki. - Barnaul, 2000. - № 1.

6. Slastenin, V.A., Podihmova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyateljnostj / V.A. Slastenin, L.S. Podihmova. - M., 1997.

7. Maksimova, V.N. Akmeologicheskiyj podkhod v pedagogike: monografiya. - SPb., 2007.

8. Sergeev, I.S. Osnovih pedagogicheskoyj deyateljnosti: uchebnoe posobie. - SPb., 2004.

9. Slastyonin, V.A. Obthaya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj: v 2 ch. / V.A. Slastyonin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov / pod red. V.A. Slastyonina. - M., 2003. - Ch. 2.

10. Vladimirova, S.S. Metodologicheskie problemih issledovaniya mezhkuljturnoyj kompetencii pedagoga v usloviyakh socialjnihkh peremen // Pedagogicheskoe obrazovanie v gosudarstvakh-uchastnikakh SNG: sovremennihe problemih, koncepcii, teoriya i praktika: sb. nauch. stateyj / pod obth. red. I.I. Sokolovoyj. - SPb., 2012.

11. Nikandrov, N.D. Vospitanie i socializaciya molodezhi: problemih garmonizacii // Socialjnihyj institut vospitaniya v sovremennoyj Rossii: modernizaciya, dinamika i strategiya razvitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - M., 2012. - T.1 [Eh/r]. - R/d: http://www.niisv.ru/userfiles/file/8F.pdf

12. Krivihkh, S.V. Socialjnaya refleksiya v osnove socialjnogo vzaimodeyjstviya // Socialjnoe vzaimodeyjstvie v razlichnihkh sferakh zhiznedeyateljnosti: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / otv. red. E.I. Brazhnik, N.N. Surtaeva, S.V. Krivihkh. - SPb., 2011.

Статья поступила в редакцию 26.11.12

УДК 378.1

Krivykh S.V. INDIVIDUAL THE FOCUSED EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF REALIZATION FGOS OF VPО. In article the review of works on an individualization of educational process in aspect of realization FGOS VPO of new generation is given.

Key words: educational process in higher education institution, individual the focused training, federal state educational standards of new generation.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ректор Института декоративно-прикладного искусства, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

В статье дается обзор работ по индивидуализации образовательного процесса в аспекте реализации ФГОС ВПО нового поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, индивидуально-ориентированное обучение, федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Историографический анализ литературы позволил установить, что проблема индивидуализации обучения не нова: ее идеи восходят к трудам древних философов и ученных, а затем они воплотились в идеях природосообразности и культуросообраз-ности воспитания (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци,

A.Дистервег), а также в антропологическом направлении педагогики (К.Д. Ушинский).

В советские годы проблема индивидуального подхода как средства формирования индивидуального стиля деятельности представлена во многих исследованиях педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Е.А. Климов,

B.С. Мерлин, Ю.А. Самарин и др.). Проблема индивидуализации обучения разносторонне изучалась в дидактике 60-70-х годов А.А. Бударным, В.И. Гладких, А.А. Кирсановым, Е.С. Рабун-ским, Г.И. Щукиной и другими учеными. Учет индивидуальных особенностей в процессе учебной работы осуществлен в работах В.М. Винника, Л.Ф. Желяковой, И.Т. Огородникова, П.И. Пит-касистого, И.В. Ромашко. В них особое внимание уделяется индивидуализации самостоятельной деятельности. Наиболее полным исследованием проблемы индивидуальности обучения является исследование И.Э. Унт.

В последние годы исследования по проблеме индивидуализации обучения в высшей школе значительно активизируются (Бурлакова Т.В., Зимовина О.А., Козлов В.В., Мишина Л.Г., Морозова Д.А., Пустовалов С.Б., Акулова О.В., Верещагина Н.О., Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. и др.). Это объясняется поисками путей перестройки образовательного процесса в вузе с целью его оптимизации, повышения эффективности, приведения в соответствие с возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов. Особую актуальность проблема индивидуализации обучения в системе ВПО приобретает в связи с вводом в действие ФГОС.

Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки студентов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

- содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность студент получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, выбирая профиль обучения и реализуя вариативный компонент учебного плана, а также участием во внеаудиторной, творческой, научно-исследовательской работе;

- объёму учебного материала, что позволяет студентам изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов - системы многоуровневого высшего образования - бакалавриата, магистратуры. Для этой цели предусмотрено увеличение доли самостоятельных занятий, сис-

тема неформального образования. Применяются специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объёму, предоставляя возможность обучающимся изучать обязательный материал в том темпе, который соответствует их типу познания и развития;

- времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения необходимого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя.

Сегодня в России наблюдается тенденция развития индивидуализации обучения, направленной на решение проблем гуманизации образования, что приводит к перестройке системы высшего образования и разработке следующих основных принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента как грамотного специалиста и самостоятельного гражданина демократического общества:

- принцип осознанной перспективы («сделай себя сам»), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний;

- принцип гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровнего высшего образования при осуществлении возможности изменения специализации или получении нескольких специальностей за период обучения в вузе;

- принцип динамичности системы высшего образования, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, информационной системе в результате НТП;

- принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы заинтересованности и сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства.

Так как структура системы многоуровневого образования, а также цели ее отдельных звеньев определяются воздействием общественной востребованности в образовании, которые формируются из потребности в квалифицированных специалистах и социальными запросами, индивидуализация и демократизация образования должна проходить через расширение возможностей каждого человека в области реализации его гражданских прав на получение качественного образования.

Категория «индивидуализация обучения» рассматривается многими авторами обычно как стратегия обучения и может быть представлена в следующих вариантах: а) от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью независимого обучения; б) различные варианты содержания образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.