Научная статья на тему 'Специфика андрагогического наставничества в сетевом взаимодействии классных руководителей'

Специфика андрагогического наставничества в сетевом взаимодействии классных руководителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогическое наставничество / сетевое взаимодействие классных руководителей / управление развитием профессиональных компетентностей / неформальное образование / andragogical mentoring / network interaction of classroom teacher / managing the development of professional competencies / informal education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Васильевна, Петрищева Наталья Николаевна, Щебетюк Маргарита Николаевна

В статье показан опыт применения андрагогического наставничества и в целях развития профессиональных компетентностей классных руководителей школ в ходе конкурса профессионального мастерства «Самый классный – классный!». Дифференцированы уровни андрагогического наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Светлана Васильевна, Петрищева Наталья Николаевна, Щебетюк Маргарита Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF ANDRAGOGICAL MENTORING IN NETWORK INTERACTION OF CLASSROOM TEACHER

In article the experience of application of andragogical mentoring and for development of professional competence of classroom teacher of schools is shown during competition of professional skill «The Most cool – The Classroom teacher!». Levels of andragogical mentoring are differentiated.

Текст научной работы на тему «Специфика андрагогического наставничества в сетевом взаимодействии классных руководителей»

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

ПОДГОТОВКА

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова Светлана Васильевна,

Филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, s.ivanova@iporao.ru

Петрищева Наталья Николаевна,

Опорный центр по организации воспитательной работы Дворца творчества детей и молодежи, руководитель, nat_petrisheva@mail.ru

Щебетюк Маргарита Николаевна,

Опорный центр по организации воспитательной работы Дворца творчества детей и молодежи, методист, rita2803@rambler.ru

СПЕЦИФИКА АНДРАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье показан опыт применения андрагогического наставничества и в целях развития профессиональных компетентностей классных руководителей школ в ходе конкурса профессионального мастерства «Самый классный - классный!». Дифференцированы уровни андрагогического наставничества.

Ключевые слова:

андрагогическое наставничество; сетевое взаимодействие классных руководителей; управление развитием профессиональных

компетентностей; неформальное образование.

Старшее поколение воспитателей в современной школе прошло сложный период нестабильного отношения к воспитанию. Воспитательные процессы в школе в постсоветский период были затруднены отсутствием официальной идеологии, переменчивостью ориентиров в поиске национальной идеи, нестабильным характером административных и управленческих процессов в сфере образования, специфическим влиянием на него регионального компонента и др.

Усиление воспитательной составляющей в образовательных стандартах и в программных документах нового образования выводит приоритеты воспитания на новую высоту. Однако, как и в период неопределенности

72

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

государственной политики в области воспитания, так и в современный период, когда нравственными ценностями сильного государства становятся патриотизм, толерантность, семейные ценности, здоровый образ жизни и др. без ключевой фигуры воспитательного процесса в школе - классного руководителя - успех воспитания нового поколения россиян был бы невозможен.

Твердое убеждение в этом привело к тому, что в муниципальных органах управления образованием Колпинского района Санкт-Петербурга постоянно уделялось внимание развитию сетевого взаимодействия классных руководителей и поддержанию методической, проектной и исследовательской работы в воспитательной среде школ района. Регулярно проводились семинары для руководителей школьных методических объединений, район включился в эксперимент «Классный воспитатель» (освобожденный классный руководитель), проводились смотры методической продукции классных руководителей и др.

Однако директивно-методические указания в реалиях нового времени слабо повлияют на рост интереса к повышению воспитательского мастерства педагогов, поэтому возникла необходимость поиска продуктивных форм сетевого взаимодействия классных руководителей.

Сетевое взаимодействие классных руководителей, описанное

О.Н. Рязанцевой, наряду с семинарскими занятиями, мастер-классами, включает и конкурс классных руководителей [5].

Выводы о необходимости обращения к такой форме были сделаны еще в тот сложный период времени, когда наличие потенциально опасных факторов воспитания (рост привлекательности криминогенной среды, снижение патриотизма, падение престижа добросовестного производственного труда и военной службы и др.) требовало немедленного реагирования.

Традиционных способов и методик воспитания в такой ситуации было явно недостаточно. Тогда коллективной формой нового обдумывания способов решения воспитательных задач, действия по принципу «одна голова - хорошо, а много - лучше» стал конкурс «Самый классный -классный!» Этот конкурс является региональным этапом программы развития кадрового педагогического потенциала «Ступени Мастерства». Вот уже восьмой год он с успехом проводится на базе Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга, развиваясь и совершенствуясь усилиями участников и организаторов.

Конкурс можно рассматривать как форму образования в условиях сетевого взаимодействия методических объединений классных руководителей и профессионального педагогического сообщества по воспитательной работе. Педагогические ориентиры, заданные конкурсом, и в повседневной школьной жизни заставляют держать планку высоких достижений лучших учителей, соотнося их с традициями российской школы и ценностями российского общества.

В силу возрастной специфики классных руководителей конкурс можно рассматривать как компонент профессионального развития педагогов «третьего возраста». Еще точнее было бы рассматривать мероприятия

73

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

по обмену опытом в форме педагогических конкурсов как акции неформального образования («continuing education»). А.А. Макареня,

О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева считает целесообразным опираться на выявленные шотландским исследователем К. Мак-Коннеллем характеристики непрерывного образования:

• активное участие в обучении и принятие ответственных решений обучающимся;

• высокая заинтересованность в результате и пользе от обучения;

• проведение внутри определенных общин - независимо от того, выделяются ли они по местонахождению или по интересам;

• приоритет процессов позитивных изменений, а также достижение самого изменения;

• использование в большей степени методов и контекстов неформального образования;

• влияние непосредственного жизненного опыта и включение корпоративного взаимодействия [3].

Профессиональные конкурсы классных руководителей имеют такие характерные черты, как проявление влияния коллективной мысли и андрагогического наставничества. Рассмотрим это несколько подробнее.

H. Н. Суртаева, опираясь на исследования Ховарда Блума, ход

мыследеятельности профессионального сообщества объясняет аналогией с «коллективным мозгом» колонии бактерий [4]. Раз уж в природе коллективная мысль помогает выживанию колоний простейших

микроорганизмов, тем более должно быть понятно, как важна коллективная мыследеятельность в условиях развития профессиональных сообществ. С другой стороны, распространение передовых идей, скорость, с какой она происходит, диссеминацию инноваций сравнивают с ядерной реакцией. Это наводит на мысль о потребности управления этим движением. Таковыми, на наш взгляд, должны быть факторы административного управления и методического сопровождения.

Кроме того, можно привести много других сравнений из естественно научных и гуманитарных теорий, объясняющих на уровне аналогии необходимость неформального коллективного обучения как ответ

педагогического сообщества на вызовы времени [1].

Коллективная мысль педагогического сообщества классных

руководителей проявляется через включение педагогов социально-

образовательных учреждений в единое профессиональное пространство воспитательной работы. Конкурс приводит к взаимообогащению опыта воспитателей учреждений различных типов. Условия конкурса позволяют выявить актуальные критерии инновационности в воспитательной работе классного руководителя [2]. Таковыми в течение пятилетнего периода остаются:

I. Содействие освоению обучающимися общекультурных и профессиональных компетентностей будущей профессии в ходе реализации индивидуального воспитательного маршрута.

74

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

2. Создание условия для сопровождения приобщения обучающегося к ведущей приемлемой для него концепции нравственного самосовершенствования (религиозной или светской).

3. Своевременное выявление проблем и перспективных направлений воспитания личности школьника, сопровождение его в процессе воспитания и самовоспитания, отслеживание динамики воспитания в ходе реализации воспитательного маршрута.

4. Организация процесса приобретения школьником опыта социального взаимодействия, отслеживание процесса социального воспитания в ходе индивидуального воспитательного маршрута.

5. Участие в коллективной мыследеятельности в ходе педагогических форумов и конкурсов, распространение педагогической позиции средствами информационных и коммуникационных технологий.

6. Потребность участников конкурса в распространении лучшего опыта не только средствами открытых мероприятий и презентаций, но и через печатную электронную методическую продукцию.

С другой стороны, становясь традицией, эти конкурсы свидетельствуют о тенденции развития воспитательных приоритетов в проектной деятельности. Таким же фактором стабильности новой традиции является несменяемость неформальных лидеров, организующих данный процесс. Еще более устойчивым доказательством стабильности актуального тренда в воспитании является совпадение субъекта неформального и формального лидерства. Таким лидером в учительском движении неформального самообразования в вопросах воспитания является методист по работе с классными руководителями. В этих же целях в жюри конкурса входят победители прошлых конкурсов, а на открытые мероприятия приглашаются все участники текущего конкурса, которые по возможности не просто посещают классные мероприятия и, в зависимости от выводов рефлексивного анализа, или сами дают полезные советы конкурсанту, или берут на заметку его педагогическую находку.

Напомним, что андрагогика - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Проявляющееся в ходе конкурса андрагогическое наставничество отличается от многих других аналогичных процессов такими чертами, как направленность на практический результат и устранение дефицита компетентностей. В андрагогическом наставничестве все участники заинтересованы в устранении дефицита не только собственных

компетентностей, но и в исследовании проблем образовательной организации. Результатом становится проект устранения проблем или ликвидация дефицита компетентностей участников педагогического коллектива образовательной организации.

75

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Необходимо учитывать, что нивелирование рисков андрагогического образовательного взаимодействия должно иметь ввиду такие факторы, как различие в возрасте, неравновесность практического опыта, способность к дистанционной поддержке образовательного андрагогического процесса и др.

Процесс андрагогического наставничества требует методического управления и сопровождения в виде проектирования индивидуальных или групповых маршрутов образовательного практикоориентированного профессионально-социального взаимодействия субъектов образования. Современная инновационная модель андрагогического наставничества классных руководителей включает в себя методическое сопровождение, которое соединяет в себе административный, информационный и мотивационный вид педагогического наставничества с учетом андрагогических принципов.

Специфика андрагогического наставничества в ходе конкурса «Самый классный - классный!» проявляется в вариативности уровней взаимодействия участников педагогических коллективов. Охарактеризуем уровни андрагогического наставничества:

•методический (на уровне классных руководителей);

• сетевой (на уровне педагогического сообщества классных руководителей в реальных проектах взаимодействия и в ресурсах информационных технологий);

• конфигуративный среди педагогов образовательной организации, реализуемый независимо от возраста наставника и опекаемого;

• префигуративный уровень андрагогического наставничества, когда разработки и исследования обучающихся старшей и средней ступени могут послужить основой для проведения воспитательных бесед на классных часах и дел в общественной жизни школы.

Как более продуктивный вариант андрагогического наставничества можно рассматривать переориентацию на определенном этапе ситуаций наставничества в исследовательские задачи и инновационные процессы в воспитательной работе школ района. Об этом можно вести речь на таком уровне наставничества, который можно было бы назвать коллективным, реализуемым в круге взаимодействия (педагогических сообществ заместителей директоров по воспитательной работе; методистов по воспитательной работе; педагогическое сообщество классных руководителей; органы школьного самоуправления).

Литература

1. Иванова С.В. Естественнонаучные и гуманитарные теории развития инновационных процессов в образовании // Человек и образование. №4(41). 2014. С. 106-110.

2. Иванова С.В., Черных Е.В. Критерии инновационности в работе классного руководителя и условия их актуализации // МНКО. 2012. №6(37).

76

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-innovatsionnosti-v-rabote-klassnogo-rukovoditelya-i-usloviya-ih-aktualizatsii

3. Макареня А.А., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия // Человек и образование. 2011. №4(29). С. 59-63.

4. Рязанцева О.Н. Повышение профессионального мастерства классных

руководителей на основе использования практикоориентированных способов обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.

2011. №2. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/povyshenie-professionalnogo-masterstva-klassnyh-rukovoditeley-na-osnove-ispolzovaniya-praktiko-orientirovannyh-sposobov-obucheniya

5. Суртаева Н.Н. Обучающееся учреждение: вызов времени // Академия профессионального образования. 2015. №1(43). С. 7-13.

77

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Ivanova Svetlana Vasilyevna,

The Branch of The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education » in St. Petersburg, the Senior scientific researcher, Candidate of Pedagogics, s. ivanova @iporao.ru

Petrishheva Nataliya Nikolaevna,

The Support Centre for Organization of Educational Work of The Palace of Creativity of Children and Youth, the Head, nat_petrisheva@mail.ru

Shebutuck Margarita Nikolaevna,

The Support Centre for Organization of Educational Work of The Palace of Creativity of Children and Youth, the Methodist, rita2803@rambler.ru

SPECIFICS OF ANDRAGOGICAL MENTORING IN NETWORK INTERACTION OF CLASSROOM TEACHER

Annotation

In article the experience of application of andragogical mentoring and for development ofprofessional competence of classroom teacher of schools is shown during competition of professional skill «The Most cool - The Classroom teacher!». Levels of andragogical mentoring are differentiated.

Keywords:

andragogical mentoring; network interaction of classroom teacher; managing the development of professional competencies; informal education.

78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.