Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов'

Педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE QUALITY OF STUDENT''S LIFE / THE PROCESS OF PEDAGOGICAL PROVIDING OF OPTIMIZATION OF THE QUALITY OF STUDENTS'' LIFE / EXTRACURRICULAR TUTOR''S ACTIVITY / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТА / ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачева Е. А.

В статье выявлен педагогический контекст категории «качество жизни» студентов вузов и процесса ее оптимизации. Определены принципы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов, реализация которых позволит куратору студенческой группы педагогически обеспечить этот процесс во внеаудиторной деятельности благодаря изменению своих функций. Предложена модель педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROVIDING TUTOR WITH THE PROCESS OF OPTIMIZATION OF THE STUDENTS' QUALITY OF LIFE

In this article is defined the pedagogical context of the category «the quality of student's life» and the optimization of its process, the principles of this process. The realization of such principles allows the tutor to provide this process in extracurricular activity owing to the changing of tutor's functions. In this article is also offered the model of pedagogical providing tutor with the process of optimization of the students' quality of life.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов»

- в развитии познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применять знания на практике;

- в усилении исследовательской направленности содержания образования через увеличение и укрепление материальной базы учебного заведения;

- в вооружении учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формировании основ культуры исследовательской деятельности;

- в выработке умений и навыков обращения с широко распространенными в современном исследовании компьютерной техникой, оборудованием и приборами;

- в развитии исследовательского поведения на уровне профессионального владения исследовательским принципом в науке и в дидактике;

- в самостоятельном добывании знаний в ходе собственных продуктивных и творческих изысканий;

- в доминировании исследовательских методов познавательной деятельности в образовательной практике над репродуктивными методами обучения; в организации последовательного нарастания собственной познавательной активности студентов вплоть до полностью саморегулируемой исследовательской деятельности и появления позиции партнерства с учителем.

Учитывая, что интеллектуальное развитие учащихся происходит в процессе их собственной деятельности, уровень и характер этого развития зависят от видов деятельности, в педагогической системе развивающего обучения основой должно быть не преподавание, ц учение. Это приводит к необходимости определения нормативных функций исследовательского принципа и для деятельности учения. На наш взгляд они должны включать в себя следующие требования:

- овладеть предметными, методологическими и профессиональными знаниями на индивидуально-личностном уровне;

- использовать различные типы и формы реализации исследовательских методов обучения для включения теорий, на-

Библиографический список

В Федеральной целевой Программе «Молодежь России» качество жизни молодежи как результирующий системный показатель эффективности молодежной политики и его взаимосвязи с развитием страны определены на 2008-2012 гг. В Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года взаимосвязан-

учных картин мира, позволяющих логическим путем включать учащихся в познавательную деятельность по развитию научных знаний;

- использовать исследовательский принцип как регулятив развития теоретического мышления и как механизм для снятия противоречия между научными и учебными методами познавательной деятельности;

- использовать в качестве основного средства реализации исследовательского принципа в учении понятийную деятельность по формированию и развитию физических моделей, теорий, научных картин мира, позволяющих логическим путем усваивать знания, умения, навыки и способы получения научных знаний (индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и т. д.);

- использовать структуры познавательного процесса (понятия, модели, теории, научные картины мира), позволяющие целенаправленно выявлять связи, определяющие сущность изучаемых явлений через выявление противоречий и их разрешение;

- использовать продуктивные и поисковые методы учения, позволяющие учащимся выявлять такие связи и отношения, которые обогащают знания об изучаемых объектах и явлениях, раскрывают их теоретическое содержание.

- обеспечивать самоуправление учением, осуществлять регуляцию собственной позиции и самоорганизуемую деятельность;

- использовать сотрудничество, совместную деятельность с учителем и учащимися в качестве важнейшей предпосылки развития своей индивидуальности, своего индивидуального стиля;

- сформировать в процессе исследовательской деятельности предметную и профессиональную рефлексию, позволяющую оценивать свой и чужой опыт.

Все эти перечисленные функции исследовательского принципа могут реализовываться и учебном процессе настолько, насколько они будут осознаны не только педагогами, но и учащимися, насколько они будут владеть ими в своей деятельности.

11.

11.

'.12

ное улучшение качества жизни молодежи и развитие страны определены как стратегическая задача. Именно на решение задачи повышения качества жизни молодежи, по мнению политических лидеров нашей страны, должны быть направлены усилия деятелей политики, науки и образования современного общества.

1.Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации// Советская педагогика. - 1982. - № Bibliography

I.Babanskiyj, Yu.K. Vzaimosvyazj zakonomernosteyj, principov obucheniya i sposobov ego optimizacii// Sovetskaya pedagogika. - 1982. - №

Статья поступила в редакцию 29.11

УДК 378.18

Bogacheva E.A. PEDAGOGICAL PROVIDING TUTOR WITH THE PROCESS OF OPTIMIZATION OF THE STUDENTS' QUALITY OF LIFE. In this article is defined the pedagogical context of the category «the quality of student's life» and the optimization of its process, the principles of this process. The realization of such principles allows the tutor to provide this process in extracurricular activity owing to the changing of tutor's functions. In this article is also offered the model of pedagogical providing tutor with the process of optimization of the students' quality of life.

Key words: the quality of student's life, the process of pedagogical providing of optimization of the quality of students' life, extracurricular tutor's activity.

Е.А. Богачева, аспирант каф. методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский гос. университет

им. Н.Г. Чернышевского», г. Саратов, E-mail: kapitolina19@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРАТОРОМ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье выявлен педагогический контекст категории «качество жизни» студентов вузов и процесса ее оптимизации. Определены принципы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов, реализация которых позволит куратору студенческой группы педагогически обеспечить этот процесс во внеаудиторной деятельности благодаря изменению своих функций. Предложена модель педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов вузов.

Ключевые слова: качество жизни студента, процесс педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов, внеаудиторная деятельность куратора студенческой группы.

Определение сущности качества жизни молодежи является до сих пор во многом нерешенной задачей, характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в научном поиске философов, психологов, социологов, педагогов. Анализ методологических подходов к изучению категории «качества жизни» в исследованиях Н.А. Агаджаняна, А.А. Возмителя, Г.М. Головиной, И.А. Гундаровой, Е.Е. Давыдовой, В.П. Казна-чеева, Ю.В. Крупнова, Л.А. Кузьмичёва, А.А. Новика, В.П. Пет-ленко, Ю.В. Поповой, Т.Н. Савченко, И.Б. Ушакова, A. Abbey, E.F. Carp, E. Diener, L.M. Jeffers, T.W. Power показал, что авторы не ограничиваются описанием социально-экономических параметров уровня жизни, отражая как объективную так и субъективную ее стороны. Уровень удовлетворения личностных потребностей, умение воспроизводить и совершенствовать свои жизненные силы, по мнению ученых, выступают факторами, влияющими на социальное благополучие человека и его семьи, его профессиональные достижения, личные успехи, влияющие на субъективное ощущение им качества жизни.

Значимость вышеобозначенных исследований очевидна. Учитывая, что все больше молодежи, заботясь о повышении качества своей жизни, ставит своей целью получение среднего и высшего профессионального образования, соответствующие образовательные учреждения не могут оставаться в стороне от поиска возможных направлений педагогического обеспечения этого процесса. Одним из направлений совершенствования качества жизни студентов может стать его оптимизация, как процесс осуществления благоприятного для данных условий варианта учебно-воспитательной работы преподавателей и кураторов студенческих групп.

Следует констатировать, что вопросы организации учебно-воспитательного процесса в вузе (А.А. Вербицкий, И.Н. Емельянова, Н.В. Кузьмина и др.) в целом, деятельности куратора (Т.М. Куриленко, П.С. Медведев и др.), в т.ч. и внеаудиторной работы преподавателей в частности (В.И. Попова и др.) уже становились предметом педагогических исследований. Однако в них не рассматривались теоретико-методологические основания педагогической деятельности куратора студенческих групп с позиции создания педагогических условий для оптимизации качества жизни студентов. К настоящему времени в современных педагогических исследованиях и работах по педагогической психологии накоплено достаточно много научных идей, которые лежат в основе оптимизации качества жизни школьников: системный подход А.И. Субетто в определении качества жизни, как системы духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических ее компонентов; идеи Л.М. Федоряк о влиянии познавательной активности школьников на качество их жизни; идеи Н.А. Голикова о качестве жизни как о комплексном социально-психологическом феномене, сущность которого заключается в отношении субъектов деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нём, выражающимся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах деятельности, удовлетворять базовые потребности личности [1, с. 43].

Тем не менее, несмотря на значительные успехи педагогов в исследовании оптимизации процесса обучения, оптимизация качества жизни студентов изучена не в полной мере. Так, в научной и методической педагогической литературе отсутствуют данные о субъектах организации данного процесса, принципах и подходах к его организации, последовательности осуществления, субъективных и объективных критериях оценивания его результатов.

Следует также учитывать, что процесс оптимизации качества жизни студентов взаимосвязан с созданием педагогических условий для самореализации учащейся молодежи в различных значимых для них сферах жизнедеятельности. Также важно, что ФГОС III поколения предусматривает повышение роли внеаудиторной деятельности студентов, в частности, для их самостоятельной работы. Это, а также социокультурная ситуация в стране, диктует необходимость модернизации внеаудиторной деятельности кураторов студенческих групп. При том, что этот факт никем не оспаривается, и, сегодня даже наблюдается возрождение традиций института кураторства, парадоксальным является то, что в вузах до сих пор отсутствует целенаправленная работа кураторов, нацеленная на оптимизацию качества жизни студентов, причем во всех ее сферах. Таким образом, изучение проблемы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни учащейся молодежи является перспективным направлением педагогических исследований. Вышеизложенное свидетельствует о наличии объективно существующих противоречий: - социально-педагогического характера

- между необходимостью повышения качества жизни молодежи, заявленной на государственном уровне, и отсутствием в педагогических исследованиях теоретико-методологических оснований о педагогическом обеспечении этого процесса, создания педагогических условий для его оптимизации в высших учебных заведениях; - научно-теоретического характера - между необходимостью создания научно обоснованной модели педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов с учетом педагогического потенциала института кураторства и недостаточной теоретической обоснованностью деятельности куратора студенческих групп в современных социокультурных условиях; - научно-методического характера - между необходимостью оптимизации качества жизни студентов в практике высших учебных заведений и отсутствием разработанного методического обеспечения направленной на этот процесс внеаудиторной деятельности кураторов студенческих групп. Отсюда проблема заключается в поиске и научном обосновании педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов.

Необходимо выявить теоретико-методологические основания, позволяющие куратору педагогически обеспечить оптимизацию качества жизни студентов вузов. Для этого, следует обратиться к анализу учебно-воспитательного процесса в вузе, а конкретно - к специфике педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов.

Предположительно, что педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов в ходе учебно-воспитательного процесса возможно, если категория «качество жизни» будет рассматриваться участниками учебно-воспитательного процесса в вузах в педагогическом контексте как оптимизация субъективного восприятия студентами собственной жизнедеятельности. Также необходимо учитывать тот факт, что процесс оптимизации качества жизни студентов вузов будет педагогически обеспечен куратором студенческой группы во внеаудиторной деятельности. Куратору следует создать необходимые педагогические условия для оптимизации качества жизни студентов, учитывая сферы их жизнедеятельности и базовые потребности [2]. Также речь идет о выборе куратором одной из возможных тактик педагогического сопровождения -опека, забота, защита, наставничество, партнерство; педагогическая помощь (А.В. Мудрик); педагогическая поддержка (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова, Т.В. Анохина и др.) на основе конкретных ситуаций жизнедеятельности студента. Данный выбор основывается на принципах педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов, определяющих педагогические условия оптимизации качества жизни студентов в вузе [3].

Таким образом, если ранние исследования (Л.М. Федоряк, Н.А. Голиков и др.) рассматривали процесс оптимизации качества жизни обучающихся в отношении общего образования, то в данном исследовании он рассмотрен в ситуации высшего профессионального образования, имеющей свою специфику, и понимается как создание педагогических условий, способствующих максимально возможному учету и удовлетворению базовых потребностей личности студентов во всех сферах их жизнедеятельности в учебно-воспитательном процессе вуза;

установлено: реализация педагогических принципов педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов (учет базовых потребностей личности; субъект-субъектного взаимодействия куратора и студентов; педагогической поддержки) позволяет куратору студенческой группы педагогически обеспечить этот процесс, в связи с тем, что ему становится необходимым, кроме традиционных функций его внеаудиторной деятельности (организационной, координирующей, индивидуально консультирующую и проч.), выполнять и анали-тико-диагностическую, коммуникативно-рефлексивную, индивидуально-консультативную, поддерживающе-сопровождающую, контрольно-корректировочную функции.

разработана модель педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов, суть которой состоит в последовательном, через проблемно-проектировочную, ориентирующую, поддерживающую стадии, повышении уровня педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов (базового, повышенного, максимально возможного) за счет обеспечения готовности профессорско-преподавательского состава к работе со студентами, ориентации студентов на использование предоставляемых вузом и куратором возможностей оптимизации качества их жизни во всех сферах жизнедеятельности, целенаправленной организации куратором поддерживающей деятельности, что являет собой педагогические условия изучаемого процесса.

Библиографический список

1. Богачева, Е.А. Качество жизни учащейся молодежи в сфере профессионального образования // TOUR-XXI: модернизация образования в туризме и академическая мобильность - международный опыт: материалы Международной научно-практич. конф. с элементами научной школы для молодёжи (г. Астрахань, 1-2 ноября 2011 г.) / сост. В.М. Зарипова. - Астрахань, 2011. - Т. 2.

2. Богачева, Е.А. Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов // Вестник Костромского государственного ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. - Т. 18.

3. Богачева, Е.А. Принципы оптимизации качества жизни студентов // Известия Саратовского гос. ун-та. - 2012. - Т. 1. - Сер. Акмеология образования. Психология развития. - Вып. 3.

Bibliography

1. Bogacheva, E.A. Kachestvo zhizni uchatheyjsya molodezhi v sfere professionaljnogo obrazovaniya // TOUR-XXI: modernizaciya obrazovaniya v turizme i akademicheskaya mobiljnostj - mezhdunarodnihyj opiht: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. s ehlementami nauchnoyj shkolih dlya molodyozhi (g. Astrakhanj, 1-2 noyabrya 2011 g.) / sost. V.M. Zaripova. - Astrakhanj, 2011. - T. 2.

2. Bogacheva, E.A. Pedagogicheskiyj kontekst optimizacii kachestva zhizni studentov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo un-ta im. N.A. Nekrasova. - 2012. - № 1. - T. 18.

3. Bogacheva, E.A. Principih optimizacii kachestva zhizni studentov // Izvestiya Saratovskogo gos. un-ta. - 2012. - T. 1. - Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. - Vihp. 3.

Статья поступила в редакцию 16.11.12

УДК 37.012

Ivanova S.V., Chernykh E.V. CRITERIA OF INNOVATION IN THE WORK OF THE CLASS TEACHER AND THE CONDITIONS OF THEIR ACTUALIZATION. Traditions and innovations in education are the subject of scientific-pedagogical discussion. Pedagogical creativity teacher assumes involvement in innovative processes. Competition of pedagogical achievements of classroom teachers is the condition for the actualization of the criteria of innovation activity of the class teacher.

Key words: tradition and innovation in education contest of professional achievements classroom teachers, the criteria of innovation.

С.В. Иванова, канд. пед наук, с.н.с. лаборатории инноватики и управления в педагогическом образовании Федерального гос. научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail nisveko@yandex.ru; Е.В. Черных, методист по работе со школами Дворца творчества детей и молодёжи Колпинского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, E-mail: alena-mama@yandex.ru

КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УСЛОВИЯ ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ

Традиции и инновации в воспитании являются предметом научно-педагогической обсуждения. Педагогическое творчество воспитателя предполагает включённость в инновационные процессы. Конкурс педагогических достижений классных руководителей является условием актуализации критериев инновационности деятельности классного руководителя.

Ключевые слова: традиции и инновации в воспитании, конкурс профессиональных достижений классных руководителей, критерии инновационности.

Современные требования к аттестации педагога на квали-фикационною категорию ставят на первые позиции в основном его деятельность по преподаваемому предмету. В то же время общество ждёт от школы, прежде всего, обеспечения качества воспитания, которое становится сегодня не просто показателем эффективности работы школы, но и в широком смысле - фактором национальной безопасности, так как именно от качества населения страны зависит её дальнейшее развитие и конкурентоспособность в мировом пространстве.

Современной образовательной политикой России предусматривается занятость детей учебным процессом и внешкольной работой, дополнительным образованием. Предполагается, что такая занятость детей гарантирует их нравственное становление и освоение ими непреходящих общечеловеческих ценностей. Между тем, атаки негатива современного социума и СМИ на неокрепшие умы и души подвергают растущего человека серьёзной опасности необратимой нравственной деградации: патологического безразличия, потребительской позиции, неоправданной жестокости, обращению к различного рода психологическим и химическим зависимостям и др. В реальной практике классному руководителю необходим инновационный поиск способов решения проблем воспитания в классе.

Подготовка будущего педагога в современных педагогических вузах к решению нравственных проблем основывается, прежде всего, на изучении традиционных методик воспитания. В реалиях современной школы проблема соотношения традиций и инноваций в воспитании остаётся довольно острой, тем более для того педагога, кто занимается воспитанием в рамках долж-

ностного поручения классного руководителя. Стремительное изменение социальных заказов, нарушение преемственности в воспитании предыдущих и последующих поколений, отсутствие национальной идеи, подкреплённое запретом Конституции РФ на официальную идеологию [1] - всё это заставляет каждого педагога и профессиональное сообщество классных руководителей регулярно переосмысливать актуальные нравственные основы воспитания и затем - обновлять технологии воспитания.

Итак, динамичность процессов трансформации приоритетов воспитания связана с изменчивостью социума. Это вызвано, прежде всего, естественной направленностью процессов от старого к новому, что согласуется с действием закона отрицания отрицания (Гегель) и находит отражение во взаимосвязи трёх циклов изменения объектов («тезис» - исходное состояние, «антитезис» - первое отрицание, «синтез» - второе отрицание, отрицание отрицания). Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Согласно законам диалектики образуется спираль развития действительности, которая, обнаруживая в себе очередное противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание. Далее обнаруженное противоречие разрешается и приобретает на каждой из новых стадий всё более усложнённый и прогрессивный смысл. В общем итоге новое не уничтожает старое напрочь, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. Таким образом, двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.