УДК 159.922 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СРЕДЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цирихова Н.В.
В статье приведены эмпирические исследования восприятия педагогов студентами колледжа и выявлены психолого-педагогические условия,
влияющие на положительное восприятие студентами колледжа личности педагогов. Проблема восприятия личностно-профессиональных характеристик педагога исследовалась отечественными авторами преимущественно в среде учреждений высшего и среднего общего образования. Среди психологопедагогических условий, влияющих на формирование положительного
восприятия студентами колледжа личности педагога, на первое место выдвигаются условия психологической помощи и педагогического стимулирования в рамках образовательного процесса, далее необходима психолого-педагогическая поддержка студентов с целью развития их
адекватной самооценки, и, наконец, вовлечение во внеучебную работу с целью коррекции социального поведения студентов и их успешной социальной адаптации в условиях колледжа.
Ключевые слова: педагог, психолого-педагогические условия,
учреждения среднего профессионального образования.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF A POSITIVE PERCEPTION OF THE TEACHER IN AN ENVIRONMENT OF SECONDARY VOCATIONAL TRAINING
Tsirihova N.V.
This paper presents empirical studies of the perception of college students and teachers identified the psychological and pedagogical conditions that influence the positive perception of college students of the teacher. The problem of perception of personal and professional characteristics of the teacher domestic authors studied mainly in the environment of higher and secondary education. Among the psychological and pedagogical conditions that influence the formation of a positive perception of the teacher college students, all put forward the conditions of psychological help and encourage teachers in the educational process, further requires psychological and pedagogical support for students to develop their self-esteem, and, finally, the involvement work outside the classroom in order to correct social behavior of students and their successful socialization in college.
Keywords: teacher, psycho-educational settings, institutions of vocational education.
В психологии общие подходы к проблеме восприятия в среде образовательного учреждения были определены Б.Г. Ананьевым ещё в 30-ые годы. Проблема восприятия учащимися и студентами педагогов изучалась в психологии и педагогике преимущественно с точки зрения межличностных отношений (Л.И.Божович, И.С.Кон, М.Ю.Кондратьев, А.А.Кроник, Дж.Мид,
Н.Н.Обозов, А.В.Петровский, Г.Салливан, Г.Хаймен) и с точки зрения влияния системы общего и высшего образования на развитие восприятия личности педагога (К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, М.И.Бобнева, Л.И.Божович, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Уманский,
А.С.Чернышев, В.Д.Шадриков.). Исследование восприятия рекомендованы ВУЗам в конце 80-х гг. прошлого века и в современный период с 2005 года с целью повышения качества высшего образования.
Необходимо отметить, что большинство отечественных авторов выявляют проблемы перцепции в системе общего и высшего образования и, практически не были изучены ранее и практически не изучаются проблемы восприятия педагогов студентами колледжей. В условиях модернизации промышленности в России, учреждениям СПО, к которым относятся и колледжи, отводится ключевая роль в системной подготовке кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Поскольку рядом авторов были выделены психолого-педагогические условия формирования положительного восприятия педагога, влияющего на уровень успеваемости (Л.И.Божович, Г.М.Андреева) в школе и на уровень профессиональной подготовки в ВУЗах будущих
специалистов(А.В.Петровский, В.Д.Шадриков.), то нам представляется актуальным исследовать данный аспект и для учреждений СПО. Нами анализировались особенности восприятия педагога школьниками/11 класс- 33 чел./, студентами колледжей/3курс-33 чел./, студентами ВУЗа/3курс-34чел./. Численность испытуемых -100 чел.; возраст испытуемых 16-24 года. Половой состав испытуемых 66 девушек; 34 юноши. Форма обучения очная: 60 % испытуемых; заочная 40 % испытуемых. Инструментарий - авторская анкета «Ваше восприятие педагога». Ниже приведены результаты ответов на ключевые вопросы анкеты.
Считаете ли Вы, что Ваш педагог поспособствует раскрытию и реализации Ваших индивидуальных способностей? Педагог поможет мне оценить свои индивидуальные способности и использовать их в образовательном процессе
48 % 40 % 53 %
16чел. 13чел 18чел.
Результаты анкетирования показывают, что почти половина школьников (48%) , 40 % студентов колледжа и более половины студентов ВУЗа(53%) считают, что педагог может помочь раскрытию и реализации их индивидуальных способностей в период их обучения.
Считаете ли Вы, что Ваш педагог поспособствует раскрытию Ваших индивидуальных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности? Педагог поможет мне оценить свои индивидуальные способности и использовать их в профессиональной деятельности
10% 45% 56%
3чел. 15чел 19чел.
Результаты анкетирования показывают, что только 10 % школьников , 45% студентов колледжа и более половины студентов ВУЗа(56%) считают, что педагог может помочь раскрытию и реализации их индивидуальных способностей, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.
Считаете ли Вы, что полученные от педагога знания пригодятся в будущей профессиональной деятельности ? Я считаю, что комплекс знаний, полученный от педагога отражает содержание и особенности моей будущей профессиональной деятельности
10 % 33 % 65 %
3чел. 11чел 22чел.
Результаты анкетирования показывают, что только 10 % школьников, треть студентов колледжа и более половины студентов ВУЗа(65%) считают, что комплекс знаний, полученный от педагога, отражает содержание и
особенности их будущей профессиональной деятельности воспринимать педагога как профессионала.
Считаете ли Вы, что Ваше положительное восприятие педагога влияет на Вашу успеваемость ? Я считаю, что моя успеваемость зависит от того, как я воспринимаю педагога как личность
76 % 76 % 53%
25чел. 25чел 18чел.
Я считаю, что моя успеваемость зависит от того, как я воспринимаю педагога как профессионала
10 % 49% 35 %
3чел. 16чел 12чел.
Результаты анкетирования показывают, что большая часть школьников(76%) и студентов колледжа(76%) и половины опрошенных студентов ВУЗа связывают свои успехи в учебе с положительным восприятием личности педагога, тогда как с положительным восприятием профессионализма педагога свои успехи в учебе связывают 10 % школьников, менее половины студентов колледжа и треть студентов ВУЗа(35%).
Считаете ли Вы, что сотрудничество с педагогом в образовательном процессе может повлиять на Ваше восприятие педагога? Сотрудничество с педагогом процессе обучения влияет на мое восприятия педагога
76 % 91 % 82%
25чел. 30чел 22чел.
Результаты анкетирования показывают, что большинство школьников (76%) и почти все студенты колледжа(91%) и студенты ВУЗа(82%) считают,
что сотрудничество с педагогом, то есть диалог «педагог-студент» в процессе обучения влияет на их положительное восприятия педагога.
Считаете ли Вы, что доверительное общение с педагогом во внеучебной деятельности может повлиять на Ваше восприятие педагога? Доверительное отношение с педагогом в процессе внеучебной деятельности влияет на мое восприятия педагога
15 % 55 % 6 %
5чел. 18чел 2чел.
Результаты анкетирования показывают, что часть школьников (15%) и более половины студентов колледжа(55%) и 2 чел.студентов ВУЗа(6%) считают, что доверительное отношение с педагогом в процессе внеучебной деятельности влияет на положительное восприятия педагога.
Считаете ли Вы, что рейтинг Вашего учебного заведения влияет на Ваше восприятие педагога? Рейтинг учебного заведения влияет на мое восприятия педагога
76% 85 % 59 %
25чел. 28чел 20чел.
Результаты анкетирования показывают, что большинство школьников (76%), студентов колледжа(85%) и более половины студентов ВУЗа(59%) считают, что рейтинг учебного заведения, его т.н «престижность» влияет на формирование положительного восприятия педагога.
Считаете ли Вы, что мнение Ваших родителей может повлиять на Ваше восприятие педагога? Мнение моих родителей влияет на мое восприятия педагога
76% 61 % 6 %
25чел. 20чел 2чел.
Результаты анкетирования показывают, что большинство школьников (46%), студентов колледжа(61%) и всего 6% студентов ВУЗа считают, что мнение родителей смогут повлиять на формирование положительного восприятия педагога.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели, формирующие положительное восприятие педагога у студентов колледжа, занимают промежуточное положение по сравнению с такими же показателями у школьников и студентов ВУЗа.
В качестве первого фактора, влияющего на формирование положительного восприятия педагога студентами колледжа, можно назвать готовность педагога оценить индивидуальные способности студента и использовать их в образовательном процессе и будущей профессиональной деятельности
В качестве второго фактора выступает восприятие личностнопрофессиональных качеств педагога, которые являются основой процесса профессиональной подготовки студентов. Студенты колледжей связывают свою успеваемость с положительным восприятием педагога в образовательном процессе. Когда студент смотрит на педагога и пытается интерпретировать то, которое видит, его интерпретация в значительной мере обусловливается его личностными характеристиками. К ним относятся: отношения педагога к тому или другому студенту, характер, мотивы, интересы, впечатления и ожидания.
Студенты колледжа считают, что сотрудничество с педагогом в процессе обучения положительно повлияют на их восприятия педагогов. Особенно это относится к педагогам, преподающим специальные дисциплины, например
обработка металлов или автоматизированные системы управления в атомной промышленности. От того, насколько профессиональны педагоги, насколько доходчиво они смогут просто объяснить сложное и заинтересовать студентов, зависит качество подготовки будущих специалистов.
Студенты колледжа считают, что совместная внеучебная деятельность положительно повлияет на их восприятия педагогов.
Фактором, влияющим на формирование положительного восприятие педагога можно назвать мнение окружающих. Мнение о личностнопрофессиональных качествах педагога других студентов высказывают студентам младших курсов и школьникам- абитуриентам, подготавливая последних к восприятию педагога. Кроме этого, существенными факторами положительного восприятия педагога оказываются мнение родителей. Это особенно актуально в малых городах и поселках, где все друг друга знают.
Для коррекции положительного восприятия педагога студентами необходимо в учебно-воспитательном процессе пересмотреть привычные схемы общения, при которой студент рассматривается в качестве объекта учебно-воспитательного процесса и сводящейся исключительно к отдаче поручений и проверке выполнения заданий. В основу учебно-воспитательного процесса должно быть заложено личностно-ориентированное сотрудничество, в процессе которого студент имеет право на самостоятельную постановку и решение задач.
В этом процессе и студенты, и педагоги, вступая в общение, осознают собственную значимость передачи и получения базовых и профессиональных знаний, а также смогут получить положительные эмоции от совместной партнерской деятельности.
Таким образом, основой учебно-воспитательного процесса должен стать диалог « педагог-студент».
При совместном обсуждении и решении общей задачи все участники личностно-ориентированного взаимодействия стараются учитывать идеи и
точки зрения всех членов коллектива. Это возможно лишь при личностноориентированном взаимодействии, в процессе которого происходит личностное восприятие субъектами друг друга, принятие индивидуальных личностных смыслов партнеров по общению, их неповторимого взгляда на окружающую действительность.
В создание личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов большую роль играет тактика педагога. Именно в его задачу всходит организация учебно-воспитательной деятельности.
В сложных жизненных и учебных ситуациях, особенно в период адаптации студента при поступлении в учреждение среднего профессионального образования возрастает значимость поддержки, оказываемой педагогом. Особенно это важно для учреждений среднего профессионального образования в малых городах и поселках. В этих учреждениях обучаются, как правило, студенты из неполных семей, из семей , отнесенных к категории малоимущих, дети-сироты. Для того чтобы студенты вышли на положительное восприятие педагога, ему, педагогу, необходимо верить в успех своих студентов, понимать смысл своей педагогической деятельности как организующей успех другого и, что самое важное, - быть членом команды студентов, быть одним из них, быть партнером и больше помощником, советчиком, чем руководителем.
Поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, действительном, а не мнимом демократизме и гуманизме взаимоотношений личностей, но не в ролевых иерархических функциях (студент и педагог), в которых возможно действие. Соблюдение этих требований способствует развитию адекватной самооценки студентов, созданию атмосферы доброжелательности и уважения, без которой невозможно осуществление совместной деятельности. Кроме того, общение студентов и педагога обязательно предполагают особый уровень доверительности между ними. Это выражается в демонстрации дружелюбия, открытости, взаимопонимания, уважения, сочувствия и др.
На формирование положительного восприятия педагога студентами влияет вовлеченность студентов во внеучебную деятельность. Стоя на позициях сотрудничества и партнерства со студентами, педагог, вовлекая студентов в разные виды деятельность, не столько воспитывает их и учит, сколько создает благоприятные условия для самосовершенствования, стимулирует их активность, стремление к самостоятельному творческому поиску, к личностному росту, к раскрытию и развитию своего профессионального и личностного потенциала. И каждый раз в общении со студентом (студентами) педагог стремится установить диалог равных партнеров, т.к. именно диалог является важным способом взаимодействия всех субъектов общения, той среды, в которой легче раскрываются индивидуальные возможности и которая позволяет преподавателю опереться на них с учетом выявленных интересов и склонностей студентов.
Педагог может найти общий язык с проблемными студентами и повысить свой имидж в их глазах при проведении волонтерских мероприятий, вовлечения этих студентов в работу студенческих клубов, клубов по интересам и т.д. И опять таки это особенно важно для малых городов и поселков, где все друг друга знают и колледж или техникум является не только образовательным, но социо-культурным центром города.
Список литературы
1.Барабанщиков В.А.Восприятие и событие. СПб., 2002.
2.Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006а.
3.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология:
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, из-е 3-е доп. и перераб. 2011. 475 с. КВК 5-7567-0236-9
4.Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство Московского университета, 1982. 200 с.
5.Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
6.Жуколина М.В. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Иваново, 2005. 184 с. РГБ ОД, 61:05-9/522
7.Захарова А.В. Особенности восприятия учителей учениками начальных классов / Научный реферативный сборник «Педагогическое образование: подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. М.,ПИ РА0-вып.6.,2009.12с. Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика». С. 150-156.
8.Лекторский В.А. Эпистимология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.
9.Рубинттттейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.; СПб. 1998. М., МГУ. Серия «Классика отечественной психологии». издание 3-е . 2009. 512 с.
10.Рассел Б. История западной философии. М., МГУ. издание шестое. 1997. 2010. 320 с.
11.Ушинский К. Д. Три элемента школы. Серия «Выдающиеся русские педагоги» 2008 (по собранию сочинений в 11 т. М., 1948.). Т. 2. М.: Изд-во МГУ. С. 63.
References
1. Barabanshchikov V' .A.Vospriyatie i sobytie [Vospriyatie and event]. SPb.,
2002.
2. Barabanshchikov V.A. Psikhologiya vospriyatiya: Organizatsiya i razvitie pertseptivnogo protsessa [Psychology of perception: Organization and development of the perceptual process]. M., 2006 p.
3. Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsialnaya psikhologiya: Khrestomatiya: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Social Psychology: A
Reader: A manual for students] / Comp. E.P. Belinskaya, O.A. Tihomandritskaya. Moscow: Aspect Press, of th 3rd add. and pererab. 2011. 475 p. ISBN 5-7567-0236-9
4. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and understanding of the human person]. Moscow: Moscow University Publishing House, 1982. 200 p.
5. Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya [Psychology of cognition]. Moscow: Progress Publishers, 1977.
6. Zhukolina M.V. Ratsional'noe i irratsional'noe v poznavatel'noy deyatel'nosti cheloveka [Ratsionalnoe and irrational in human cognitive activity]: Dis. ... Candidate. Philosophy. Sciences: 09.00.01: Ivanovo, 2005 184 p. RSL OD, 61:05-9 / 522
7. Zakharova A.V. Osobennosti vospriyatiya uchiteley uchenikami nachal'nykh
klassov [Especially the perception of teachers of primary school pupils]. Nauchnyy referativnyy sbornik «Pedagogicheskoe obrazovanie: podgotovka i povyshenie
kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov” [Scientific abstract collection "Teacher education: training and professional development of teachers”]. M., PI-RW issue 6., 2009.12s. Dep. in one "School and Pedagogy" pp.150-156.
8. Lektorskiy V.A. Epistimologiya klassicheskaya i neklassicheskaya [Epistimologiya classical and non-classical]. Moscow: URSS, 2001.
9. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. M., 1946., St. Petersburg, 1998., M., MGU. series "Classics of Russian psychology." Edition 3rd., 2009.-512p.
10. Rassel B. Istoriya zapadnoy filosofii [History of Western Philosophy]. M: MGU. edition shestoe. 1997., 2010. 320 p.
11. Ushinskiy K. D. Tri elementa shkoly [Three member schools Moscow]: Moscow State University Press series "Prominent Russian teachers' 2008 (collected works in 11 volumes, Moscow, 1948.). Vol. 2. p. 63.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Цирихова Наталья Владимировна, аспирант
Уральский Государственный Педагогический Университет
проспект Космонавтов, 26, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tsirihova Natalya Vladimirovna, graduate student
Ural State Pedagogical University
26, Prospect Cosmonauts, Ekaterinburg, Sverdlovsk region, Russia [email protected]