Научная статья на тему 'Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса'

Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ТРУДНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ADAPTATION / SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION / COMPONENTS OF ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS / PROBLEMS OF SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION / INTERPERSONAL ATTITUDES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Надежда Константиновна

Дано определение социально-педагогической адаптации, рассматриваются ее особенности и содержание. Приведены результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня социально-педагогической адаптации студентов педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцева Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of socio-pedagogical adaptation of students under teaching-science-pedagogical complex

The definition of socio-pedagogical adaptation is given; its peculiarities and content are examined. The results of ascertain experiment for revelation of the level of socio-pedagogical adaptation of the students of pedagogical college are given.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса»

Н.к. ЗАЙЦЕВА (Михайловка)

особенности социальнопедагогической адаптации студентов в условиях учебно-научнопедагогического комплекса

Дано определение социально-педагогической адаптации, рассматриваются ее особенности и содержание. Приведены результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня социально-педагогической адаптации студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: адаптация, социальнопедагогическая адаптация, компоненты адаптации, психологическая готовность, трудности социально-педагогической адаптации, межличностные отношения.

Процесс социально-педагогической адаптации студентов к новым условиям обучения в педагогическом колледже в рамках учебно-научно-педагогического комплекса является одной из актуальных проблем современного педагогического образования. Социально-педагогическая адаптация студентов в условиях учебно-научно-педагогическогокомплекса(УНПК) - сложный, многофакторный процесс включения бывших школьников в новую педагогическую систему, а для многих - и в новую жизнедеятельность, связанную с принятием новых ролей, отражающих различные стороны их учебы. Профессиональное становление является одной из ведущих характеристик юношеского возраста, в котором формируются мировоззрение, самооценка, ценностные ориентации, моральные предпочтения и др.

Сегодня особые требования предъявляются к адаптационному этапу воспитательно-образовательного процесса, когда в начале обучения возникает противоречие между появляющимися у студентов новыми потребностями, необходимостью решать новые задачи и уровнем имеющихся у них возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения, привычками.

Учебно-научно-педагогический комплекс является одной из форм непрерывно-

го педагогического образования, в которой в наибольшей степени соединяются педагогическая практика и инновационная теория. Важно отметить особенности учебновоспитательного процесса в Михайловском профессионально-педагогическом колледже как одном из звеньев УНПК - это обеспечение более осознанной ориентации и качественного отбора старшеклассников для профессиональной подготовки; создание благоприятных условий для социального становления личности педагога в педагогическом учебном заведении; обеспечение непрерывности и интенсификация обучения; разнообразие форм и методов профессиональной подготовки, ее своевременная и качественная диагностика и коррекция с учетом индивидуальных особенностей, запросов, проблем, опыта и т.д., а также характера изменений, происходящих в социуме, образовании личности и связанных с ними тенденций развития педагогической деятельности; становление и развитие студентов как субъектов собственной жизнедеятельности и авторов своей судьбы; эффективное управление социально-педагогической, профессиональной адаптацией и развитием педагогического мастерства молодых специалистов [1: 100; 2; 3; 6].

Понятие адаптации имеет разные трактовки: а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены, это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. нами же социально-педагогическая адаптация студентов рассматривается как динамический, диалектический процесс приспособления личности к образовательному процессу колледжа, активного освоения норм, ценностей, особенностей педагогической профессии, приобретения умений и навыков будущей профессиональной деятельности, обеспечивающих принятие новой социальной роли, гармоничного вхождения личности в систему социальных отношений, где она развивается, самоопределяется и реализует свои возможности. нами выделены такие компоненты адаптации, как познавательный, ценностномотивационный (ценностное отношение к

© Зайцева Н.К., 2009

профессии, мотивация учебной деятельности), социально-психологический (коммуникативные качества студентов, межличностные отношения в студенческой среде, социально-психологическая готовность).

В ходе анализа существующей педагогической практики в исследованиях адаптации встречаются различные толкования понятия готовности: психологическая, социально-психологическая,

научно-педагогическая, профессиональная и др., которые являются важнейшими компонентами адаптации. Мы придерживаемся мнения, что социальнопсихологическая готовность как существенный компонент профессиональной готовности как определенной системы обладает всеми важнейшими свойствами целого, но в связи с собственной спецификой имеет ряд особенностей. Уровень ее развития проявляется в успешности социально-педагогической адаптации и как следствие - профессиональной деятельности будущего специалиста.

Целью и результатом социальнопсихологической подготовки будущего педагога выступает достижение им психологической готовности к данному виду труда, т.е. эмоционального и осознанного отражения профессиональной деятельности.

новый этап в разработке социальнопсихологических основ подготовки студентов, ориентированный на достижение интегративного результата в виде психологической готовности профессионала, открывается исследованиями психических состояний (Ю.М. Забродин, Н.Д. Завалова, В.Л. Пономаренко и др.). Положения о психическом состоянии как конкретном проявлении взаимосвязи психических процессов в рабочей деятельности, определяемом информационным фактором, с функцией организации поведения на высшем психическом уровне, позволяет по-новому рассмотреть результаты социально-педагогической подготовки к профессиональной деятельности. наиболее целесообразен подход, предложенный И.Ю. Мильковской [5:74], согласно которому социально-психологическая готовность рассматривается на двух уровнях: а) психологическое обеспечение профессиональной деятельности - на этом уровне результаты психологической подготовки могут быть представлены в виде внутренних

условий и средств ее эффективной организации и реализации, т.е. в виде индивидуального психологического механизма осуществления профессиональной деятельности ее субъектом; б) социально-психологическая готовность субъекта к профессиональной деятельности - на этом уровне результатом социально-психологической подготовки является мера (степень) сформированно-сти социально-психологического обеспечения, отраженная в психическом состоянии субъекта.

Такое видение результатов создает возможность разработки операциональных социально-психологических основ их формирования и применения личностнодеятельностного подхода как методологического средства исследования, позволяющего выявить личностные и деятельностные основания психологической готовности. В процессе опытноэкспериментальной работы в рамках констатирующего эксперимента по выявлению уровня социально-педагогической адаптации студентов Михайловского профессионально-педагогического колледжа мы исследовали три направления: трудности социально-педагогической адаптации студентов и межличностные отношения, мотивационно-ориентировочное, рефлексивно-преобразующее, связанные с компонентами социально-педагогической адаптации к обучению в колледже. В эксперименте участвовали более 250 студентов первых курсов, данный объем выборки обеспечивает статистическую достоверность полученных результатов.

С целью выявления трудностей в процессе социально-педагогической адаптации мы использовали методы анкетирования и беседы со студентами и преподавателями колледжа. Нами были разработаны две анкеты, предназначенные для преподавателей, методистов, кураторов (классных руководителей) и студентов. Респондентам предлагалось оценить навыки самостоятельной работы студентов, их готовность к будущей профессии. Анкета, предназначенная для студентов, предусматривала ряд вопросов, касающихся учебного процесса в колледже, характера его организации и самоорганизации учебной деятельности.

Полученные результаты исследования позволили нам выявить несколько групп трудностей, связанных с социально-

педагогической адаптацией студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса. Первая группа трудностей обусловлена отсутствием у студентов достаточного уровня знаний о сущности учебной деятельности и способах усвоения познавательного материала, организации процесса обучения (качественное и количественное изменение изучаемых дисциплин, рост объема учебной нагрузки, требований к самостоятельности и ответственности студентов) - 45, 6%. Вторая группа трудностей связана с недостаточной сформированностью у студентов первых курсов умений и навыков познания, самоконтроля и самооценки, готовности к самостоятельному учебному труду, новому типу взаимоотношений с преподавателями и сверстниками, неспособностью к произвольной регуляции поведения, несформированностью или ис-каженностью мотивации учебной деятельности, когда в системе мотивов студента доминируют внеучебные ориентации — 29,7%. Третья группа трудностей связана со специфическими условиями профессиональной подготовки, взаимоотношений субъектов процесса адаптации, особенностями образовательной и социальной среды колледжа - 24, 7%.

Для диагностики межличностных отношений в студенческой среде, коммуникативных качеств студентов нами был использован метод опроса (А.А. Руковишни-кова). Студентам было предложено четыре шкалы, всего 54 вопроса, направленные на изучение общения в учебном коллективе (преподаватели, студенты) и общественной жизни. Полученные результаты позволяют констатировать, что отношения между вновь поступившими студентами распределились в следующем порядке. Высокий уровень характеризуется тем, что индивид чувствует себя хорошо среди людей, ощущает потребность быть принятым ими и принадлежать к ним, а также будет искать друзей. Он стремится брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью - 53% респондентов. Средний уровень предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей, избегает принятия решений и ответственности в некоторых случаях - 35% обучающихся. Низкий уровень характеризуется тем, что индивид не чувствует себя

хорошо среди других людей и склонен их избегать, очень осторожен при установлении близких глубоких эмоциональных отношений - 12% респондентов.

Исследование формирования готовности студентов колледжа к социальнопедагогической адаптации в условиях учебно-научно-педагогического комплекса является наиболее сложным процессом, включающим два основных этапа. На первом этапе (мотивационноориентировочном) использовались следующие методики: дифференциально-

диагностическийопросник(ДДО)Е.А. Климова, модифицированный вариант опросника йоваши, опросник Дж. Холланда, опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что главным мотивом поступления в колледж является престижность учебного заведения - 46% от общего числа респондентов. Среди мотивов, побуждающих студентов учиться, выделяется стремление стать хорошим специалистом - 38%, интерес же к обучению отметили лишь 16% респондентов.

На втором этапе исследования (рефлек-сивно-преобразующем) мы выявляли готовность к профессиональному обучению и самообучению с помощью метода тестирования Э. Чапмена «Ваши первые 30 дней». В результате были получены представления об отношении каждого обследуемого к профессиональному обучению, о направленности личности студентов и стремлении к совершенствованию.

результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить уровни готовности к профессиональному обучению и соотнести их с уровнями социальнопедагогической адаптации студентов. Социально-психологический уровень готовности (низкий уровень адаптации) - 56% респондентов (равнодушное или негативное отношение к учебному заведению; частые пропуски учебных занятий; частичное усвоение излагаемого преподавателем материала, самостоятельная деятельность практически отсутствует; безынициативность; при выполнении поручений необходим контроль; незаинтересованность в делах группы). Научно-педагогический уровень готовности (средний уровень адаптации) - 34% респондентов (положительное

отношение к учебному заведению; усвоение учебного материала на уровне, предлагаемом преподавателем; дополнительная информация «добывается» по необходимости; подготовка к занятиям не всегда на должном уровне; активность проявляется редко; поручения выполняются добросовестно; в группе благоприятное положение). Профессиональный уровень готовности (высокий уровень адаптации) - 10% респондентов (позитивное отношение к учебному заведению; адекватное восприятие требований; глубокое и полное усвоение учебного материала; серьезная самостоятельная работа по «добыванию» дополнительной информации; ответственная подготовка к занятиям; способность к самоорганизации и самоконтролю; благоприятное статусное положение в группе, авторитет у одногруппников; активное участие в жизни учебного заведения). Необходимо отметить, что именно эта группа респондентов является выпускниками школ, входящих в состав учебно-научнопедагогического комплекса. они легко устанавливают социальные взаимоотношения, проявляют активность в самоуправлении, креативность, способность к рефлексии, самооценке и саморазвитию.

итак, из рассмотренных выше видов готовности к обучению наиболее трудно достичь профессиональной (высокий уровень адаптации). Можно полагать, что студенты с низким и средним уровнями адаптации не полностью осознают свои возможности и потребности и, как следствие, не реализуют их в познавательной деятельности. Основной целью социальнопедагогической адаптации первокурсников к обучению в педагогическом колледже является сокращение адаптационного этапа, а также подготовка студентов к самостоятельному учебному труду, что должно отразиться на успеваемости и формировании у них необходимых личностных качеств.

Таким образом, мы можем констатировать, что социально-педагогическая адаптация студентов к обучению в педагогическом колледже в контексте целей и задач педагогического образования может быть определена как процесс приобретения студентом - будущим педагогом способности к эффективному усвоению инвариантной составляющей знаний, необходимых для педагогической деятельности, а также для

непрерывного самообразования в течение всего периода обучения и профессиональной деятельности.

литература

1. Арнаутов В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональная система образования: методология, теория, практика: монография / В.В. Арнаутов. Волгоград: Перемена, 2001. 253 с.

2. Арнаутов В.В. Модернизация управления учебно-научно-инновационным комплексом: учеб. пособие к спецкурсу / В.В. Арнаутов,

B.И. Данильчук, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев; под общ. ред. проф. О.С. Гребенюка. Волгоград: Перемена, 2002. 172 с.

3. Арнаутов В.В. Общетеоретические основы учебно-научно-инновационных комплексов как форм интеграции непрерывного педагогического образования: учеб. пособие к спецкурсу / В.В. Арнаутов, А.М. Саранов, К.Ю. Грачев [и др.]. Волгоград: Перемена, 2002. 133 с.

4. Колесникова Ю.А. Модель как средство учебно-профессиональной адаптации первокурсников к обучению в педагогическом вузе / Ю.А. Колесникова // Высш. образование сегодня. 2007. № 11. С. 57 - 60.

5. Мильковская И.Ю. Педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы: дис. ... канд. пед. наук / И.Ю. Мильковская. Волгоград: Перемена, 2005. 210 с.

6. Сергеев Н.К. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект): монография / Н.К. Сергеев, В.В. Арнаутов. Волгоград: Перемена, 1997. 206 с.

7. Шулик И.В. Психолого-педагогические

аспекты адаптации студентов-первокурсников / И.В. Шулик // Специалист. 2007. №12.

C. 14 - 15.

The peculiarities of socio-pedagogical adaptation of students under teaching-science-pedagogical complex

The definition of socio-pedagogical adaptation is given; its peculiarities and content are examined. The results of ascertain experiment for revelation of the level of socio-pedagogical adaptation of the students of pedagogical college are given.

Key words: adaptation, socio-pedagogical adaptation, components of adaptation, psychological preparedness, problems of socio-pedagogical adaptation, interpersonal attitudes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.