Научная статья на тему 'Стереотипизация восприятия преподавателей студентами политехнического колледжа'

Стереотипизация восприятия преподавателей студентами политехнического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1403
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТЕРЕОТИПЫ / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / LEARNING PROCESS / STEREOTYPES / STEREOTYPING / INTERPERSONAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цирихова Наталия Владимировна

Представлены обобщенные результаты экспериментального исследования ряда стереотипов восприятия преподавателя студентами в системе отношений «педагог – студент» в образовательной среде учреждения среднего профессионального образования. Установлено, что у студентов, обучающихся на первом курсе политехнического колледжа, сформированы стереотипы восприятии не только личности преподавателей, но и межличностных отношений в системе «педагог – студент» в образовательной среде колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stereotyping perception of polytechnic college teachers by the students

A summary of the pilot study of several stereotypes of teachers developed by the students in the relationship «teacher-student» in the educational environment of secondary vocational training is given. The study found that first-year students of polytechnic college have already formed stereotypes of not only teachers’ personality, but also interpersonal relations in the system «teacher-student» in the educational environment of the college.

Текст научной работы на тему «Стереотипизация восприятия преподавателей студентами политехнического колледжа»

УДК 37.064.2 ББК Ч 420.44

ГСНТИ 14.33.07

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Цирихова Наталия Владимировна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: Elena1801.85@rambler.ru

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТУДЕНТАМИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: восприятие; образовательный процесс; стереотипы; стереотипизация; межличностное восприятие.

АННОТАЦИЯ. Представлены обобщенные результаты экспериментального исследования ряда стереотипов восприятия преподавателя студентами в системе отношений «педагог - студент» в образовательной среде учреждения среднего профессионального образования. Установлено, что у студентов, обучающихся на первом курсе политехнического колледжа, сформированы стереотипы восприятии не только личности преподавателей, но и межличностных отношений в системе «педагог - студент» в образовательной среде колледжа.

Tsirikhova Natalia Vladimirovna,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

STEREOTYPING PERCEPTION OF POLYTECHNIC COLLEGE TEACHERS BY THE STUDENTS

KEY WORDS: perception; learning process; stereotypes; stereotyping; interpersonal perception.

ABSTRACT. A summary of the pilot study of several stereotypes of teachers developed by the students in the relationship «teacher-student» in the educational environment of secondary vocational training is given. The study found that first-year students of polytechnic college have already formed stereotypes of not only teachers’ personality, but also interpersonal relations in the system «teacher-student» in the educational environment of the college.

О

дним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно воспринимать личностные и профессиональные особенности людей.

В психологии общие подходы к проблеме восприятия в среде образовательного учреждения были определены Б. Г. Ананьевым ещё в 30-ые годы. Проблема восприятия учащимися и студентами педагогов изучалась в психологии и педагогике преимущественно с точки зрения межличностных отношений (Е. П. Ильин) и с точки зрения влияния системы общего среднего (А. В. Захарова) и высшего образования на развитие восприятия личности педагога (Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая).

Исследование восприятия рекомендовано вузам в конце 80-х гг. прошлого века и в современный период с 2005 года с целью повышения качества высшего образования. В психологическом контексте данная проблема изучалась отечественными психологами Г. М. Андреевой, А. А. Бодалевым, Е. П. Ильиным, Н. Д. Твороговой, Ю. А. Орн. Сложность процесса восприятия проявляется в том, что он обуславливает актуализацию разнообразных и разноуровневых психических механизмов, в том числе и механизма стереотипизации. Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом У. Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где

стереотип определяется как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека (6, с. 52). Ряд авторов описывали формирование «педагогических стереотипов» на основе исследований стереотипности восприятия и понимания педагогами своих учеников во время общения в образовательной среде (2; 7; 8). Было установлено существование у педагогов стереотипов, представляющих собой как минимум две субъективные модели личности учащегося. В первой модели ядром выступает оценка дисциплинированности учащегося, во второй - оценка его инициативности и самостоятельности. Основным недостатком исследований вышеперечисленных авторов и большинства других, более поздних исследований (Н. А. Рождественская) является то, что в них анализируются лишь особенности стереотипов восприятия педагогом своих учеников и практически не изучаются стереотипы восприятия учащимися или студентами своих педагогов. Между тем эффективность всей работы с учащимися или студентами предполагает знание и понимание учителем того, как сами ученики понимают и оценивают своего учителя, какие требования к нему предъявляют и в какой мере он этим требованиям отвечает. Без этого невозможны гармоничные отношения между студентами и преподавателями. Образовательный процесс предполагает меж-

© Цирихова Н. В., 2013

личностное восприятие, в него включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. А так как одним из механизмов восприятия является стереотипизация, то так же как у педагогов формируются стереотипы учащихся, так и у учащихся формируются определенные стереотипы восприятия преподавателей и как педагогов, и профессионалов. Эти стереотипы сформировалось у них в результате получения жизненного опыта, под влиянием родителей, друзей, имиджа учебного заведения.

Стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам. Стереотипизация восприятия студентами своих преподавателей в системе «педагог - студент» образует «инерционное звено», препятствующее усвоению новых знаний в колледже. В образовательном процессе механизм стереотипизации восприятия личности педагога и межличностных отношений действует во всех направлениях: задействованы педагогические, психологические, социальные, эмоциональные, поведенческие стереотипы.

Для оценки стереотипизации восприятия черт личности преподавателя и межличностных отношений в системе «педагог - студент» в образовательной среде колледжа в 2012 году было проведено исследование, эмпирическим объектом которого выступили студенты первого курса политехнического колледжа. Общий объем выборки составил 120 человек (п = 120) в возрасте от 19 лет до 21 года. В качестве диагностического инструментария использовались методики, адаптированные автором статьи для ссуза: модифицированная анкета «Педагог - студент (по Е. И. Рогову «Учитель как объект психологического исследования»); авторская анкета «Ваше восприятие педагога»; модифицированный тест «Взрослые - дети» (Е. Ю. Семыкиной); модифицированный субтест №2 «Репертуарная методика значимости ближайшего окружения» (по Н. И. Шевандрину «Психодиагностика, коррекция и развитие личности»); модифицированный тест педагогической направленности педагога (Ю. А. Коре-лякова); тест на оценку личностных качеств педагога; тест «Определение направленности личности» (Б. Баса). Обработка данных, полученных количественными методами, осуществлялась с использованием стандартизованной программы «SPSS 12.0».

По результатам исследования определено, что стереотип восприятия преподавателя формируется прежде всего через стереотипные черты его личности, такие как

отзывчивость, честность, тактичность, общительность, внимательность, справедливость. Личностные качества занимают лидирующее место в формировании стереотипа восприятия педагога студентами, и именно от стереотипных черт личности преподавателя зависит положительный или отрицательный эффект стереотипизации межличностного общения в системе «студент - педагог».

Если говорить о стереотипном восприятии студентами черт личности преподавателей, то такое восприятие уже сформировано к первому курсу. Положительным в такой сформированности стереотипов является, с одной стороны, значительное упрощение процесса восприятия студентами преподавателей колледжа и процесса межличностного общения, особенно когда стереотип заведомо положительный или не несет в себе оценочной нагрузки.

Студенты-первокурсники не связывают свои успехи в учебе с такими чертами личности педагога, как отзывчивость (г = 0,03); тактичность (г = 0,16), общительность (г = 0,13), тогда как более половины 80 % (96 человек) студентов-первокурсников колледжа связывают свои успехи в учебе в период обучения в колледже с положительным отношением к себе (внимательность г = 0,509, справедливость г = 0,903, честность г = 0,702). Таким образом, у студентов колледжа произошел сдвиг восприятия в сторону принятия или неприятия стереотипных черт личности преподавателя и межличностных отношений в системе «студент - педагог».

У 15 человек (12,5%) первокурсников определен упрощенный подход к восприятию педагогов и к межличностным отношениям в системе «педагог - студент», что сокращает процесс восприятия и может положительно повлиять на их образование в колледже.

С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению ряда факторов, которые мешают студентам правильно воспринимать своих преподавателей и оценивать межличностные отношения в системе «педагог - студент». К этим факторам относится прежде всего «готовое» восприятие стереотипных черт личности преподавателя колледжа. Такой тип стереотипов восприятия формируется в том случае, если некоторые студенты уже на первом курсе имеют «готовое» суждение о преподавателе еще до того, как в первый раз встретились с ним или увидели его.

Формированию «готового» суждения о педагоге способствуют мнение родителей и друзей, обучающихся в этом же колледже на старших курсах. Результаты анкетирования показывают, что среди первокурсников

колледжа 20% (24 человек) считают, что именно мнение родителей сформировало стереотип положительного восприятия педагога; 29,16% (35 человек) считают, что мнение (чаше вмешательство) родителей повлияло на формирование отрицательного стереотипа восприятия педагогов. Мнение родителей влияет на формирование стереотипа педагога: формируется положительный стереотип, если студент в прошлом был успешным учеником, не имел отрицательного опыта общения со школьными педагогами и транслирует этот стереотип на педагогов колледжа, то есть ждет от них такого же положительного к себе по результатам обучения; отрицательный стереотип формируется, как правило, у студентов, которые не были успешны в учебе, их родителей часто вызывали в школу, либо родители считали, что их ребенку несправедливо поставили оценку, зачастую выражали отрицательное мнение о преподавателях.

Мнение студентов-старшекурсников о личностно-профессиональных качествах педагога формирует у студентов младших курсов и школьников-абитуриентов стереотип восприятия педагога колледжа (50,83%).

В малых городах и поселках к факторам формирования стереотипов восприятия педагогов помимо вышеназванных добавляются и так называемые «бытовые» факторы: все друг друга знают, и студенты иногда воспринимают педагога как «соседку по лестничной площадке» и только потом как педагога. В результате принятия студентом «готового» стереотипа возникает сдвиг восприятия, которое проявляется в том, что первая услышанная информация о педагоге является очень существенной и малозабы-ваемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.

Другим фактором возникновения стереотипизации является наличие ранее полученного отрицательного опыта общения с педагогами. Стереотип восприятия личности преподавателя студентами колледжа не обязательно только положительный либо только отрицательный. Зачастую стереотипность восприятия означает то, что студенты воспринимают преподавателей колледжа в соответствии с накопленным жизненным опытом. Однако если ранее полученный опыт был отрицательный, то есть уже сформирован отрицательный стереотип педагога, то у студента возникают предубеждения по отношению к преподавателям колледжа. В этом случае всякое новое восприятие преподавателя колледжа как носителя отрицательного стереотипа окрашивается неприязнью. Даже потом, если студент в период обучения в колледже получит другую информацию, которая будет опровер-

гать первичную, или отношения с педагогами будут нивелировать ранее полученный отрицательный опыт межличностного общения, студент все равно будет больше помнить и учитывать первичную информацию и первый негативный опыт. Наличие таких факторов может нанести серьезный ущерб межличностным отношениям педагогов и студентов, что неизбежно снизит эффективность образовательного процесса в колледже.

Для определения степени стереотипизации восприятия межличностных отношений в системе «педагог - студент» были выделены три уровня: низкий, средний и высокий. Количественная оценка уровня развития осуществлялось посредством ступенчатого рассмотрения каждого параметра с позиций оценочного балла. Результаты тестирования оценены по шести параметрам, характеризующим стереотипизацию восприятия межличностных отношений в системе «педагог - студент»: сопереживание, сотрудничество, наставничество, отчуждение, угроза, конфликт.

Тестирование показало, что основным стереотипом в межличностном общении у студентов-первокурсников выступает «конфликт». Среднее значение данной категории составило 2,46, тогда как значение такого стереотипа межличностных отношений, как «сопереживание», составило всего

0,48. Доминирующими являются и такие негативные стереотипы восприятия межличностных отношений с преподавателями колледжа, как «отчуждение» и «угроза».

Из положительных стереотипов восприятия межличностных отношений с преподавателями колледжа у первокурсников преобладает «наставничество» («каждый преподаватель разбирается в своем предмете и поможет мне»), но значение этого показателя ниже, чем у отрицательных по смыслу стереотипов межличностных отношений. В целом отмечаем, что для студентов первого курса наиболее характерной является негативная стереотипизация межличностных отношений с педагогами колледжа. Педагог выступает в роли неудачника (наш педагог - неудачник, не смог никуда поступить и поэтому работает в колледже за мизерную зарплату); угрожающего, несущего неприятности для студента первого курса («все преподаватели вредные - они только и думают, как бы поиздеваться над студентами» ; «все равно все преподаватели ставят мне плохие оценки, результат всегда один независимо от количества приложенных усилий»), рассматривается в ситуации либо прямого противостояния интересам первокурсника («преподаватели принципиально не желают и не могут понять студен-

тов - это два разных мира, поэтому догово- формируют определенные негативные ус-

риться с преподавателем о чем-то или дока- тановки в отношениях с преподавателем.

зать ему правильность своей точки зрения В этой связи становится весьма акту-

невозможно»), либо отчужденного, занято- альным поиск действенных психолого-

го своими проблемами («когда бы ни по- педагогических инструментов изменения

дошел с вопросом, один ответ - приди поз- негативных стереотипов восприятия стуже»). К сожалению, подобные стереотипы дентами колледжа своих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Аспект Пресс, 2011.

2. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л. : Ленингр. ун-т, 1965.

3. Брунер Дж. Психология познания. М. : Прогресс, 1977.

4. Диагностика коммуникативных особенностей личности : метод. рекомендации / Сост. Л. И. Савва, Е. Ю. Семыкина. Магнитогорск, 1998.

5. Захарова А. В. Особенности восприятия учителей учениками начальных классов // Педагогическое образование: подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. М. : ПИ РАО. 2009. Вып. 6.

6. Ядов В. Социальный стереотип // Философская энциклопедия. М., 1970.

7. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб. : Речь, 2002.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.