ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377:004.9
Оценки личностных особенностей педагогами и учащимися колледжа как предикторы успешного обучения
А. А. Здорова1, О. В. Румянцева2
1 Российская международная академия туризма (г. Химки)
2 Московский городской педагогический университет (МШУ)
Подчеркивается необходимость преодолевать стереотипы во взаимодействии обучающего и обучаемого и развивать личностно ориентированное обучение. Поднимается проблема восприятия личности преподавателя его подопечными. Экспериментально выявлена высокая информативность ответов учащихся 1—2 курсов колледжа при решении задач прогноза успешного обучения каждой конкретной личностью, а также определения специфики взаимодействия педагогов и учащихся по самооценкам личностных особенностей. Представлены результаты сравнительно-психологического исследования личностных качеств участников образовательного процесса с применением тестовой методики А. Н. Лебедева «Семерка».
Ключевые слова: успешность обучения; информативность; рейтинг; учащиеся; самооценка; педагогическая деятельность; эффективность обучения; мотивация в обучении.
Успешность обучения в колледже напрямую зависит от взаимоотношений учащегося с педагогами и сокурсниками. Характер этих отношений определяется тем, насколько правильно организована учебно-воспитательная работа (преподаватели и родители часто не уделяют должного внимания психологии поведения учащихся и их мотивированности к учебной деятельности), а также условиями педагогического процесса. Личностные и ролевые установки обучающего задают направленность его влияния на обучаемого. Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия часто преобладает, так как большинству преподавателей свойственно объектное понимание учащегося. Последний сравнивается с эталонами, общение строится на стереотипах (ученик должен, ученик обязан и т. п.). На первый план при этом выходят учебные успехи учащегося. Педагог стремится уравнять обучаемых, усилить их сходство друг с другом, добиться одинаковой реакции на свои требования. Он формирует психологический портрет учащегося путем создания позитивного или негативного образа Я. Академические достижения и неудачи учащегося постоянно регистрируются в журнале обучения в виде отметок и предаются огласке (в присутствии группы, на родительских собраниях). Позитивную оценку личностных качеств получают обучаемые с высоким уровнем учебных успехов; при восприятии учащегося с низкой успеваемостью у педагога преобладает негативная оценка его личностных характеристик.
При таком подходе педагоги склонны руководствоваться главным образом своими впечатлениями от наиболее очевидных проявлений поведения и характера учащегося, недооценивая его неявные особенности и личностные качества — тогда как
© Здорова А. А., Румянцева О. В.
60
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
__________________________Здорова А. А., Румянцева О. В._________________
последние могут преобладать в самооценках обучаемого. Так формируется односторонний, не соответствующий реальной индивидуальности образ учащегося. Обобщенные субъективные оценки преподавателем поведения учащихся в различных педагогических ситуациях легли в основу классификации типов обучаемых. Выделяются четыре таких типа:
1) активно взаимодействующие с педагогом;
2) нарушающие дисциплину и вместе с тем способные к обучению;
3) усидчивые;
4) гиперактивные.
В соответствии с типом обучающегося педагог вырабатывает стратегию своего поведения. Так, в представителях первого он видит результат своей педагогической деятельности, с ними связывает чувство удовлетворенности от хорошо выполненной работы; с относящимися ко второму действует по обстоятельствам; от принадлежащих к третьему не ждет больших успехов, тем не менее проявляет к ним определенную симпатию; учащиеся четвертого типа нуждаются в повышенном индивидуальном внимании, с ними преподаватели часто конфликтуют. Это отношение, в свою очередь, сказывается на поведении, успеваемости и личностном развитии учащихся. Например, во взаимодействии с гиперактивными учащимися наиболее ярко проявляется предвзятость педагога: наказания, выговоры и угрозы, демонстративное проявление недоверия, отсутствие помощи. Тем самым он способствует повторному неуспеху учащегося и делает почти невозможными позитивные перемены в успешности обучения последнего. У способных, активных, но нарушающих дисциплину учащихся также велика вероятность оказаться в группе неблагополучных по успеваемости.
На наш взгляд, деление на подобные поведенческие типы не всегда целесообразно. Складывающийся в результате образ личности учащегося отличается стереотипностью эмоциональной окрашенности. Образуются пары противоположных клише: хороший — плохой ученик, гиперактивный — усидчивый, слабый — сильный, ленивый — способный. Из них главным образом состоят характеристики учащихся, даваемые педагогами. Более дифференцированные эмоционально-динамические особенности личности упоминаются крайне редко. Стереотипизация психологических особенностей обучающихся объясняется нацеленностью педагогов в первую очередь на умственное развитие подопечных, недооценкой учета более полного спектра индивидуальных особенностей.
Не все преподаватели классифицируют учащихся только так, однако более дифференцированная оценка практикуется нечасто, поскольку требует от педагога сознательного и внимательного изучения каждого обучаемого, постоянного критического анализа своих суждений и впечатлений.
Шаблонность в общении педагога с учащимися не свидетельствует о его направленности на доверительные отношения с каждым из них в отдельности, но, напротив, демонстрирует, что ему важны только правила, предписанные ролевым взаимодействием. Помочь педагогу выйти за их рамки — наша первая исследовательская задача. Более детальное знание индивидуальных особенностей обучающихся позволит преподавателям не только организовать открытое неповторимое общение, но и получить при этом положительную обратную связь, в том числе в форме оценок учащимися личностных особенностей обучающего. Понимание того, как образ педагога преломляется в сознании обучающихся, способствует профессиональному
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
61
___________________Проблемы общественного развития и образования_________
росту и развитию собственной индивидуально сти всех участников образовательного процесса. Исследовать восприятие учащимися личности педагога — вторая наша задача.
В качестве диагностического приема, позволяющего выявить и проанализировать образы педагога и учащихся, выбрано определение их индивидуальных особенностей по самооценкам. Самооценки каждого обучаемого отражают и эмоциональное отношение к нему педагога, и социально-психологическую атмосферу группы в целом; то же можно сказать и о самооценке обучающего. С этой целью нами использован простой, не травмирующий личность испытуемых и вместе с тем валидный тест — методика «Семерка», разработанная в Институте педагогики и психологии МГПУ А. Н. Лебедевым с соавторами. Она показала свою эффективность при прогнозировании успешности обучения студентов 1—2 курсов Российской международной академии туризма (РМАТ) [1].
Ранее И. В. Егоров [2] доказал высокую информативность небольшого числа самооценок (менее 40) для расчета психологических особенностей личности, определенных по тесту СМИЛ (более 500 закрытых вопросов). Эти идеи получили дальнейшее развитие в его совместной работе с А. Н. Лебедевым [3] и в 2013 г. послужили базой для создания новой высокоинформативной тестовой методики.
С целью выяснить, можно ли по самооценкам личностных особенностей рассчитать успешность обучения студентов, были протестированы преподаватели и учащиеся 1—2 курсов колледжа РМАТ (всего 60 человек).
У каждого учащегося помимо самооценок учитывали реальную успеваемость по выбранным предметам, а также особенности поведения и деятельности (на основе наших наблюдений и со слов педагогов). Кроме того, статус каждого учащегося в своей группе оценивался с помощью известной социометрической методики Дж. Морено [4].
Перед началом тестирования с учащимися проведена разъяснительная работа в форме беседы, рассказа и описательных заданий.
Тест «Семерка» состоит из набора самооценок, примененных в нашем случае для диагностики и прогноза академической успеваемости по некоторым учебным дисциплинам. Испытуемый, отвечая на вопрос: «Какой я?», должен, опираясь на собственное мнение, выбрать из семи оценочных прилагательных (любопытный, добрый, аккуратный и т. п.) прежде всего то, что описывает наиболее ярко выраженное у него качество личности; затем из оставшихся шести — следующее качество, присущее ему больше остальных, и т. д., в последнюю очередь указав качества, проявляющиеся у него реже всего или не свойственные ему. Все качества в предъявляемом списке пронумерованы, и ответ тестируемого имеет форму семизначного телефонного номера (например, «1362547»). На предъявляемом испытуемому бланке опроса все семь качеств с их порядковыми номерами указаны в крайнем левом столбце. Затем по той же схеме учащемуся предлагалось оценить каждого близкого ему человека (отца, мать, брата, сестру, друга) и педагога.
В таблице 1 приведен пример заполнения бланка учащимся 1 курса колледжа РМАТ. В семи столбцах справа проставлены номера самооценок (левее — самые яркие качества, выбранные испытуемым в первую очередь, правее — наименее, на его взгляд, свойственные ему качества). После проведения теста в нижнюю часть бланка нами вписаны средние оценки его успеваемости в баллах, выставленные преподавателем выбранных учебных предметов.
62
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
_________________Здорова А. А., Румянцева О. В.______________________
Таблица 1
Пример исходных данных для прогноза успешности обучения
Качества Ученик Объект Самооценки (номера признаков)
1 — Активный себя 3 4 6 5 1 7 2
2 — Упрямый папа 1 6 4 3 5 7 2
3 — Самостоят мама 4 1 3 6 5 7 2
4 — Аккурат брат 6 3 5 4 1 2 7
5 — Любопыт сестра 3 4 6 5 1 7 2
6 — Добрый учитель 1 3 5 6 4 7 2
7 — Ленивый друг 5 4 3 1 6 7 2
Оценки успеваемости в баллах по учебным предметам
Рус-
ский
язык
Мате-
матика
Лите-
ратура
Англ.
язык
Инфор-
матика
Физ-
куль-
тура
4
4
5
4
5
5
В таблице 2 даны примеры оценок педагогом самой себя и (по той же схеме) шести из своих учащихся. Слева приведен список всех возможных самооценок, далее — номер учебной группы, кодовые обозначения педагога и двух ее учащихся (наиболее симпатичного и антипатичного ей) и номера четырех других учащихся. Следующие семь столбцов заполнены номерами самооценок. Так, в первом испытуемая указала самую яркую черту (лень, № 7) антипатичного ей учащегося. Самой яркой своей чертой она сочла активность (№ 1). В крайнем правом столбце приведены наименее свойственные каждому признаки личности.
Таблица 2
Результаты прохождения теста «Семерка» педагогом
Качества Группа Объект Самооценки (номера признаков)
1 — Активный 2-Б Учитель (сама) 1 6 3 4 5 2 7
2 — Упрямый Симпатия 1 6 3 4 5 2 7
3 — Самост Антипатия 7 2 5 4 3 6 1
4 — Аккурат Ученик 01 1 3 5 6 4 2 7
5 — Любопыт Ученик 02 2 3 7 6 1 4 5
6 — Добрый Ученик 03 1 3 5 6 2 4 7
7 — Ленивый Ученик 04 3 2 5 6 1 4 7
Дополнительная информация о личностных качествах учащихся получена путем наблюдения за тем, как они заполняли бланки. Особенно информативны оригинальные высказывания и непривычные действия. Оценивая близкого человека, обучающиеся сначала выбирали качества, важные для них самих. Так выстраивалась цепочка прилагательных, помогавшая выразить отношение к значимому человеку.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
63
____________________Проблемы общественного развития и образования_____________
Затруднения при оценке педагога проявлялись в медленном, скупом графическом изображении цифр, стремлении выразить свое отношение вербально (например: «Наш преподаватель никогда не бывает ленивым или упрямым, я эти качества вносить в бланк не буду»). Отказ оценить педагога свидетельствует о полном отсутствии эмоционального контакта с ним.
Методы обработки данных включали в себя построение уравнений множественной линейной регрессии при помощи компьютерных программ, написанных А. Н. Лебедевым [1]. В нашем исследовании новая программа Лебедева применялась для расчета самооценок одного испытуемого по множеству самооценок других.
Накопив массив данных, мы исследовали возможность по самооценкам множества учащихся определить самооценки каждого обучаемого и педагога (табл. 3а—г).
Таблица 3а
Психологический портрет педагога, рассчитанный по множеству всех самооценок учащихся
RUU_ALL REA PRB, %
AR7лень 7 99
AR2упрям 6 85
AR5любоп 5 70
AR4аккур 4 56
AR3самос 3 42
AR6добро 2 28
AR1актив 1 13
Здесь и далее в таблицах использованы следующие обозначения: RUU_ALL — коды и сокращенные названия признаков; REA — их рейтинг (от 1 до 7), определенный фактически по множеству самооценок испытуемых; PRB — их прогнозируемые ранги (оценка в процентах); Код — условное обозначение испытуемого. При этом наивысшее значение PRB соответствует низшему рангу (реже всего встречающийся признак), а самое низкое — высшему, первому (наиболее ярко выраженный признак). Округленно PRB / 14 = REA (например, 56 / 14 = 4 или 13 / 14 = 1).
Преподавателю тестируемой группы (обозначенному кодом UCH), по мнению учащихся и собственным оценкам, свойственны активность, доброжелательность и самостоятельность (качества, позволяющие судить об ответственном отношении к своим обязанностям) и не свойственны лень (7-я позиция в рейтинге, примерно равна 99 %) и упрямство (6-я позиция в рейтинге, соответствует 85 %), тогда как его аккуратность соответствует норме, т. е. средней выраженности признака в ряду других (4-я позиция в рейтинге, или 56 %).
Таблица 3б
Психологический портрет отличника (код Y05), рассчитанный по множеству самооценок педагога и обучающихся
RUU_ALL REA PRB, % Успеваемость, баллы
AR7лень 7 99 Математика 4
AR5любоп 6 85 Рус. яз. 5
64 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
Здорова А. А., Румянцева О. В.
Продолжение таблицы 3б
RUU_ALL REA PRB, % Успеваемость, баллы
ЛЯ4аккур 5 70 Литература 5
Л^упрям 4 56 Англ. яз. 5
ЛЯЗсамос 3 42 Информатика 5
ЛЯ6добро 2 28 Физкультура 5
ЛК!актив 1 13 Математика 4
Учащемуся с отличной успеваемостью более всего присущи активность (1-е место в рейтинге) и доброжелательность (2-е место), менее всего — лень (7-е место) и любопытство (6-е место). Аккуратность (4-е место, 56 %) и самостоятельность (3-е место, 42 %) выражены умеренно. Значения самооценки данного испытуемого (1632457) схожи с таковыми его педагога (1634527).
Таблица 3в
Психологический портрет хорошо успевающего учащегося (код Y04), рассчитанный по множеству самооценок педагога и обучающихся
RUU_ALL REA PRB, % Успеваемость, баллы
АК7лень 7 99 Рус. яз. 4
ЛЯ4аккур 6 85 Математика 4
ЛЯ3самос 5 70 Литература 4
ЛЯ6добро 4 56 Англ. яз. 4
ЛК!актив 3 13 Информатика 4
AR2упрям 2 42 Физкультура 4
ЛЯ5любоп 1 28
Для обучающегося на хорошие оценки характерны любопытство, упрямство и активность (качества, занявшие первые три места по рейтингу). По расчетным значениям PRB (код 15263457) и самооценкам (5216347) он резко отличается и от своего товарища-отличника, и от педагога.
Таблица 3г
Психологический портрет средне успевающего учащегося (код Y20), рассчитанный по множеству самооценок педагога и обучающихся
RUU_ALL REA PRB Успеваемость, баллы
AR2упрям 7 99 Рус. яз. 3
AR3самос 6 70 Математика 3
AR4аккур 5 56 Литература 4
AR7лень 4 85 Англ. яз. 3
AR5любоп 3 28 Информатика 4
AR1актив 2 13 Физкультура 4
AR6добро 1 42
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015 65
____________________Проблемы общественного развития и образования____________
Этому обучающемуся свойственны активность, любопытство и доброжелательность и не свойственны самостоятельность и упрямство (его самооценки по тесту «Семерка» — 6157432, вычисленное значение показателя PRB соответствует коду 1564372).
Далее (табл. 4) проведено сравнение всех испытуемых по одному признаку (любопытство, код AR5). Предикторами для каждого конкретного учащегося служили рейтинги остальных 28 обучаемых (всего испытуемых, включая педагога, — 29). Как видно из таблицы, расчеты демонстрируют идентичность показателей самооценки испытуемых, выявленных при помощи теста и определенных программным путем. Кроме того, тестирование выявило четырех учащихся, у которых любопытство развито сильнее, чем у педагога. Возможно, это будущие ученые.
Таблица 4
Самооценка и расчет уровня любопытства по множеству предикторов самооценок других испытуемых, включая преподавателя
PRB, % REA Код Предикторы
99 6 Y21 ученик Y21
85 6 Y16 ученик Y16
85 6 Y07 ученик Y07
85 6 Y05 ученик Y05
70 5 UCH учитель UCH
56 5 Y18 ученик Y18
56 4 Y19 ученик Y19
56 4 Y17 ученик Y17
56 4 Y13 ученик Y13
56 4 Y11 ученик Y11
56 4 Y01 ученик Y01
56 3 Y28 ученик Y28
42 3 Y25 ученик Y25
42 3 Y23 ученик Y23
42 3 Y22 ученик Y22
28 4 Y14 ученик Y14
28 3 Y20 ученик Y20
28 2 Y12 ученик Y12
28 2 Y10 ученик Y10
28 2 Y03 ученик Y03
28 1 Y09 ученик Y09
28 1 Y04 ученик Y04
13 1 Y27 ученик Y27
13 1 Y26 ученик Y26
13 1 Y24 ученик Y24
66 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
Здорова А. А., Румянцева О. В._____________________
Продолжение таблицы 4
PRB, % REA Код Предикторы
13 1 Y15 ученик Y15
13 1 Y08 ученик Y08
13 1 Y06 ученик Y06
13 1 Y02 ученик Y02
Таким образом, доказана высокая точность расчетов успеваемости по самооценкам с использованием алгоритмов К. А. Варахиила и соавторов [1]. Выводы, сделанные в этой работе, подтверждены в более широком диапазоне условий и на большей по объему выборке. Следовательно, тест «Семерка» может применяться для расчета успешности обучения студентов по самооценкам.
В личностно ориентированном подходе к учебному процессу педагогу отводится новая роль — субъекта взаимодействия с учащимися, дидактического воздействия, организатора познавательной деятельности (путем выявления внутренних мотивов и поощрения желания обучаемых самостоятельно получать информацию). При этом он должен всемерно стимулировать интеллектуальную активность, побуждать учащихся решать проблемные задачи, раскрывать их интеллектуальный потенциал и потребность в творчестве.
Решению педагогических задач препятствуют трудности в обучении. Одна из их причин — конфликты, неизбежно возникающие в жизни учащихся. Наиболее типичные причины конфликтов между обучающим и обучаемым — отсутствие индивидуального подхода к учащемуся и педагогического такта. Тестовая методика «Семерка» представляет собой надежный инструмент для решения по самооценкам задач более тонкой диагностики личностных особенностей самого педагога и его учащихся с целью взаимно полезной коррекции взаимоотношений в процессе обучения. Она позволяет преподавателю правильно понять причину неуспеваемости или плохого поведения обучаемого, наметить пути к исправлению положения и дать рекомендации родителям.
Литература
1. Варахиил К. А., Егоров И. В., Лебедев А. Н. Диагностика учебной успешности ребенка по его оценкам самого себя и своего семейного окружения // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сб. науч. ст. / Отв. ред. И. В. Егоров, Л. Б. Филонов. Вып. 3. М.: Экон-Информ, 2013. С. 52—61.
2. Егоров И. В. Основания и принципы создания техники «таблица перевода фаз MMPI (миннесотского многофазового личностного перечня) в социально-психологические качества личности» // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. № 5. Спецвыпуск. С. 128—135.
3. Егоров И. В., Лебедев А. Н. Новая информационная технология избирательных процедур // Когнитивное моделирование = The cognitive modeling: труды: Первый Международный форум по когнитивному моделированию (14—21 сентября 2013 г., Италия, Милано-Мариттима). В 2 ч. / Отв. ред. С. И. Масалова, В. Д. Соловьев. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. С. 287—290.
4. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политический ориентации. М.: Иностранная литература, 1958. 289 с.
5. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. 2-е изд., доп. и перераб. Минск: Народная асвета, 1984. 239 с.
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015
67
________________________Проблемы общественного развития и образования_____________________
6. Румянцева О. В. Прогноз по самооценкам успешности обучения младших школьников // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сб. науч. ст. / Отв. ред. И. В. Егоров, Л. Б. Филонов. Вып. 4. СПб.: НИЦ АРТ, 2014. С. 67—77.
Здорова Анна Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Российской международной академии туризма (г. Химки).
E-mail: [email protected]
Румянцева Ольга Владимировна — магистрант кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования МГПУ. E-mail: [email protected]
68
Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015