Таким образом, творческая самостоятельность студентов — сложная структура осознанных действий на основе устойчивых мотивов освоения способов и методов самостоятельной деятельности. Раскрытие творческого потенциала, формирование навыков самостоятельной деятельности связано в первую очередь с решением задач эффективности организации учебного процесса. Технология активного обучения — это такая организация учебного процесса, когда студенты в ходе познавательной деятельности вынуждены проявлять творчество, которое предполагает не усвоение «готовых» знаний, а создание собственных решений ситуаций. Развитие творческой самостоятельности иг-
рает важную роль в становлении профессиональной готовности будущего дизайнера.
Список литературы
1. Саркисов, С.К. Основы архитектурной эвристики: учебник / С.К. Саркисов. — М.: Архитектура-С, 2004. — 352 с.
2. Степанов, А.В. Введение в проектирование: учеб. пособие / А.В. Степанов, С.А. Малахов, Н.Н. Нечаев. — М: МАРХИ, 1982. — 136 с.
3. Новоселов, С.А. Технология комплексного развития художественно-творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна / С.А. Новоселов, Л.Е. Шмакова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. — 2008. — № 9(57). — 56 с.
УДК 159.9:37.015 Е.В. Голованова
Московский городской педагогический университет
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ПРОДУКТИВНАЯ ФОРМА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
При решении задач образования творческий подход все более вытесняет стандартные методы. Традиционное обучение содержит в основном элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда преподаватель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т. е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессы образования на основе преобладания репродуктивной деятельности.
Актуальная проблема поиска средств развития мыслительных способностей связана с творческой деятельностью школьников и студентов как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Данной проблеме посвящены работы Т.М. Давыденко, Л.В. Занкова, И.Б. Котовой, А.И. Савенкова и другие, в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности.
Современная школа готовит детей, в основном, к исполнительской деятельности, развивая при этом соответствующие способности. А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о «выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика,
равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса» [1], поэтому в научных исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей учащихся занимает значительное место.
Реформирование системы образования невозможно без реализации личностно ориентированного подхода образования на микро- и макроуровнях, позволяющего выработать индивидуальный образовательный маршрут каждому ученику или студенту и формирующего активную личностную позицию в дальнейшей самостоятельной жизни.
Особое значение в педагогической науке приобрела проблема личности. Во многом это вызвано тем, что с решением данной проблемы связывают возможности обновления педагогической практики. В гуманистических концепциях перестройки системы образования упор делается на повышение внимания к ребенку как личности [2].
В современных условиях личность исследуется в рамках личностно ориентированного подхода, который признает активную природу человека и подразумевает последовательное отношение педагога к личности как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного воздействия.
В основе личностно ориентированного подхода лежат философско-психологические теории личности, утверждающие, что поведение человека есть
151
внешнее проявление его внутреннего мира. По мнению представителей гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, Р. Бернс), причины поведения людей заключаются в их эмоциях, убеждениях, надеждах, ценностях и устремлениях. Внутренний же мир ребенка формируется прежде всего в условиях семьи, ближайшего социального и природного окружения. Обучение является успешным только тогда, когда учитывается реальная «Я-кон-цепция» ребенка любого возраста. «Я-концепция» признает изначальную ценность человека как уникальной личности. Представители гуманистической психологии предлагают создать систему обучения, при которой учитель не занимается натаскиванием учащихся до определенного уровня усвоения материала, а оказывает помощь в их развитии. И тогда целью обучения признается саморазвитие личности.
Исследователями выделены и описаны исходные концептуальные позиции личностно ориентированного урока: личностная, а не фактологическая или знаниевая направленность, учет субъектного опыта в процессе познания, свобода выбора, гибкость и разнообразие обучающих способов, задействование познавательных стратегий учащихся, позитивная психологическая атмосфера; вариативность способов оценивания (как количественных, так и качественных) и др. [3].
Для большинства педагогов этот процесс сопровождается перестраиванием представлений о профессиональных мотивах и целях, педагогической системы взаимоотношения с учащимися, что задается принципами инновационной деятельности более высоких научно-методических и прак-тико-ориентированных условий.
Использование личностно ориентированной технологии обучения приводит к формированию нового типа педагога, обладающего качественно иным содержанием профессиональной компетентности, направленной на формирование интеллектуального потенциала страны, саморазвитие личности, что является базой для дальнейшего совершенствования системы образования в государстве.
Личностно ориентированные технологии являются универсальными по отношению к содержанию образования, о чем свидетельствует их успешное использование в обучении различных дисциплин. По мере развития экспериментальных исследований по проблеме творческого мышления становилось все более ясным: чтобы воспитывать мышление, творческой должна стать не только учебная деятельность детей, но и сама деятельность педагога. Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодей-
ствие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Таким образом, под личностно ориентированным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.
Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным, или творческим [2].
В психолого-педагогической литературе описаны требования, предъявляемые к процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления учащихся [4, 5]. Можно кратко охарактеризовать их так:
1. Не подавлять интуицию ученика. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Учащегося следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
2. Формирование у учащегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю обычно удается
достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства.
3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивление, радость, симпатии, переживание успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.
5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к оправданному рискованному поведению без ущерба для здоровья.
6. Важнейшая задача — не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Учитель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой учащийся, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за нее высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить «конформиста».
7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину.
8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т. п. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.
9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.
10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное, или с помощью преподавателя открывать новые знания, которые усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.
11. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (И.И. Ильясов, В.Н. Соколов и др.).
12. Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавате-
лем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни ученик, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает мотивы, побуждающие творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.
13. Всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.
Таким образом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированы на единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя: умение поставить учебно-познавательные проблемы; стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем; поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям [5].
Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях.
Атмосфера творчества создается следующим путем:
• выполнение закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность;
• выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию;
• создание ситуации успеха.
Творческий метод обучения обретает силу, лишь когда учительская индивидуальность полностью проявляет себя, сталкиваясь с индивидуальностью каждого отдельного ребенка. В этом взаимном сотворчестве, обогащающем личность и учителя и ученика, кроется секрет воспитывающего характера такого обучения.
Организовать творческую деятельность обучаемого может только творчески одаренный педагог. Учитель, ограничивающийся только формированием знаний, оказывается в трудной ситуации: чем талантливее обучаемый человек, тем сильнее он сопротивляется муштре.
Анализ современных требований к организации обучения как творческого процесса, который
ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами, позволяет определить понятие «творческая деятельность школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся, направленную на овладение творческим опытом познания, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Выводы
1. Личностно-ориентированное образование отличается от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса тем, что в личностно-ориентированном подходе обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельные открытия учащегося, происходит выявление и учет его склонностей и предпочтений; устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей; обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.
2. Основными концептуальными позициями личностно ориентированного урока являются: личностная, а не фактологическая или знаниевая направленность, учет субъектного опыта в процессе познания, свобода выбора, гибкость и разнообразие обучающих способов, задействование познавательных стратегий учащихся, позитивная психологическая атмосфера; вариативность способов оценивания (как количественных, так и качественных).
3. Использование личностно ориентированной технологии обучения приводит к формированию нового типа педагога, обладающего качественно иным содержанием профессиональной компетентности, направленной на саморазвитие личности обучаемого.
4. Творческая деятельность учащихся — продуктивная форма деятельности, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры
в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
5. Организаторская функция педагога при реализации творческой деятельности учащихся предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
6. Под личностно ориентированным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.
7. Одним их педагогических условий эффективности творческой деятельности школьника является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе организации творческой деятельности, выполнения творческих заданий. Функция педагога заключается в выборе оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания.
Список литературы
1. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — 134 с.
2. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.
3. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. М.: Педагогика, 1996. 316 с.
4. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. — Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
УДК 371(07):004:002 Е.В. Щедрина
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВОГО ЭУМК «ИНФОРМАТИКА»
Сетевой ЭУМК представляет собой основу для дистанционного обучения в любом вузе.
В п. 8 приложения к приказу № 137 от 6 мая 2005 г. Министерства образования и науки РФ
«Об использовании дистанционных образовательных технологий» описано содержание сетевого ЭУМК с точки зрения общих нормативных требований.