ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами, позволяет определить понятие «творческая деятельность школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся, направленную на овладение творческим опытом познания, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Выводы
1. Личностно-ориентированное образование отличается от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса тем, что в личностно-ориентированном подходе обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельные открытия учащегося, происходит выявление и учет его склонностей и предпочтений; устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей; обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.
2. Основными концептуальными позициями личностно ориентированного урока являются: личностная, а не фактологическая или знаниевая направленность, учет субъектного опыта в процессе познания, свобода выбора, гибкость и разнообразие обучающих способов, задействование познавательных стратегий учащихся, позитивная психологическая атмосфера; вариативность способов оценивания (как количественных, так и качественных).
3. Использование личностно ориентированной технологии обучения приводит к формированию нового типа педагога, обладающего качественно иным содержанием профессиональной компетентности, направленной на саморазвитие личности обучаемого.
4. Творческая деятельность учащихся — продуктивная форма деятельности, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры
в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
5. Организаторская функция педагога при реализации творческой деятельности учащихся предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
6. Под личностно ориентированным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.
7. Одним их педагогических условий эффективности творческой деятельности школьника является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе организации творческой деятельности, выполнения творческих заданий. Функция педагога заключается в выборе оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания.
Список литературы
1. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — 134 с.
2. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.
3. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. М.: Педагогика, 1996. 316 с.
4. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. — Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
УДК 371(07):004:002 Е.В. Щедрина
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВОГО ЭУМК «ИНФОРМАТИКА»
Сетевой ЭУМК представляет собой основу для дистанционного обучения в любом вузе.
В п. 8 приложения к приказу № 137 от 6 мая 2005 г. Министерства образования и науки РФ
«Об использовании дистанционных образовательных технологий» описано содержание сетевого ЭУМК с точки зрения общих нормативных требований.
В качестве дидактических компонентов ЭУМК могут рассматриваться: учебный план, рабочая программа, учебная литература, практикумы, тестовые задания, методические пособия по изучению дисциплины, дополнительные материалы (ссылки на сетевые ресурсы).
Основной структурной единицей сетевого ЭУМК является модуль — функционально и логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая дидактическим единицам.
Таким образом, модулям ЭУМК могут соответствовать дидактические единицы, утвержденные ГОСТом и соответствующие разделам учебной дисциплины, а также предметные темы.
Модульность содержания ЭУМК дает возможность использовать модули в различной последовательности при изучении дисциплины.
С целью выстраивания последовательности изучения отдельных дидактических единиц целесообразно использовать построение структурно логической схемы (графа), вершинами которого являются дидактические единицы (ДЕ), а дугами — логические связи между ДЕ.
Содержание учебной дисциплины «Информатика» определяется целью и задачами дисциплины и регламентируется государственным образовательным стандартом (ГОС ВПО) по избранному направлению подготовки вуза.
Для учебной дисциплины были выделены следующие ДЕ, которые соответствуют не только разделам, но и предметным темам внутри раздела (таблица).
Возможная структурно-логическая схема сетевого ЭУМК представлена на рис. 1.
Анализируя схему, можно выявить следующую последовательность изучения дидактических единиц:
• изучение ДЕ3 возможно по двум направлениям: последовательно изучив ДЕ1 и ДЕ 2 либо после изучения ДЕ1,
ДЕ2, ДЕ3;
• изучение ДЕ4 можно осуществлять после ДЕ3;
• дидактические единицы 11,
14, 8, 9 логически не связаны
между собой. Их изучение возможно после изучения ДЕ4;
• ДЕ15 должна изучаться после ДЕ14;
• ДЕ13 должна изучаться после последовательного изучения ДЕ11 ДЕ 12;
• после изучения ДЕ4 можно перейти к изучению ДЕ6, 7, 10. При этом изучение ДЕ7 возможно после изучения ДЕ6, а изучение ДЕ10 — после изучения ДЕ7.
При работе с ЭУМК важным моментом является правильная организация навигации в курсе. Так как в качестве программной оболочки для просмотра содержимого курса используется любой уста-
Дидактические единицы учебной дисциплины «Информатика»
ДЕ
Описание
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
13
14
15
Основы информатики. Информация и данные. Системы счисления. Логические основы ЭВМ
Технические средства реализации информационных процессов
Программные средства реализации информационных процессов
Операционная среда персонального компьютера
Физическая и логическая организация файловой системы. Операции с файлами
Создание и редактирование текстовых документов Обработка числовых данных с помощью электронных таблиц Компьютерная графика Мультимедийная презентация Базы данных и базы знаний
Модели решения функциональных и вычислительных задач Алгоритмизация и программирование
Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
Компьютерные коммуникации и сети Основы защиты информации
13
I
12
15
1
новленный браузер, то навигация осуществляется аналогично web-сайтам.
Содержимое курса должно быть представлено в формате html, что позволяет организовать навигацию с применением гиперссылок. При этом гиперссылки, внедряемые на страницы курса, должны иметь обратное направление связей между вершинами структурно-логической схемы ЭУМК [1].
Разработку сетевого комплекса можно произвести в любой доступной среде, например бесплатной СДО Moodle, с учетом следующих принципиальных требований:
• ориентация содержания на требования ГОС и примерной программы общего курса;
• опора на различные учебные пособия при возможности обучаемого и вуза определить основные учебники;
• визуализация основных моментов содержания курса с помощью наглядных, легко обозримых и запоминающихся логико-структурных схем и вспомогательного иллюстративного материала, такого как графики, анимационные сюжеты и др., сопровождаемые максимально лаконичными надписями;
• предоставление обучаемому текстовых учебных и учебновспомогательных материалов в виде веб-ссылок с целью эффективного справочно-информационного обслуживания в процессе работы с электронным учебником.
Moodle предлагает широкий
спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде — разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.
Структурная схема СДО Moodle показана на рис. 2 [2].
Сетевой ЭУМК может быть адаптирован для различных форм обучения — очной аудиторной работы, самостоятельной работы, заочного обучения, экстерната.
В силу того, что ЭУМК является программным продуктом, начинать обучение необходимо с ознакомления студентов с пользовательским интерфейсом и возможностями ресурса.
Общие методические подходы применения сетевого курса в учебном процессе различны для преподавателей и студентов.
Работа преподавателя с ЭУМК должна начинаться с анализа результатов работы по изучению курсов студентами, написания рекомендаций каждому студенту по изучению материала, определения дальнейших подходов по изучению курса студентами.
Работа студента с учебным сетевым курсом должна начинаться с обращения к инструктивному блоку в сетевом курсе. При работе с каждым блоком курса методика будет различна.
Традиционных лекций при дистанционном обучении может и не быть, если учебная дисциплина хорошо обеспечена учебно-методическими мате-
Свойства (Настройки)
категория
имя
номер
описание
формат (форум, структура, календарь)
продолжительность обучения (1 день - 1 год) количество тем в неделю групповой метод доступность
Категории
администратор создатель курсов преподаватель студент (ученик)
Ресурсы (Теория) Элементы (Практика)
Журнал (Оценки)
Логи (Посещаемость)
Глоссарий ч
Задание
Опрос
Тест
Лекция
Форум
Чат
Flash-видео
База данных
ч /
Рис. 2. Структурная схема СДО Moodle
риалами. В этом случае основной задачей преподавателя становится поддержка процесса самостоятельного усвоения первичных знаний студентами.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Большая часть семинаров может быть проведена с использованием on-line-технологий: Chat, AudioConferencing, IntemetVideoConferencing.
Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы.
Главной особенностью при организации контроля в системе дистанционного образования яв-
ляется расширение возможностей и роли самоконтроля, использование компьютерных тестирующих систем для реализации различных форм тестов.
Опыт показывает, что студенты, обучающиеся с использованием сетевых ЭУМК, основанных на использовании специализированных педагогических методик обучения, становятся более самостоятельными, мобильными, ответственными. Это обусловлено во многом тем, что обучаясь, студент должен создавать проекты, модели, ставить задачи и т. д., а получая результаты, он может осуществлять взаимодействие с другими учащимися, обучаться сам и обучать других посредством различных форм общения.
Таким образом, применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет создать технологическую основу для реализации непрерывного, открытого образования — образования «через всю жизнь».
Список литературы
1. Андреев, А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 144 с.
2. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие. — 2-е изд. испр. и до-пол. / А.М. Анисимов. — Харьков: ХНАГХ, 2009. — 292 с.